Статья "Формы и методы работы педагога-воспитателя с трудными подростками"
статья на тему
В статье рассматриваются наиболее эффективные формы и методы работы педагога-воспитателя с трудными подростками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья социального педагога
ГБОУ СОШ № 186
Калининского района
Санкт – Петербурга
Ходолевой Ю.В.
Формы и методы работы педагога-воспитателя с трудными подростками.
Одним из условий эффективности работы педагога-воспитателя с трудными подростками является педагогический инструментарий, который является составной частью профессионального мастерства.
Прежде чем рассматривать наиболее эффективные с педагогической точки зрения формы и методы, следует дать определения этим категориям.
Метод – (гр.metodas- путь исследования, теория, учения) - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения познания действительности
Форма (в педагогике) – способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Фома, прежде всего, связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления.
Анкетирование – метод массового сбора материала путем опроса. Преимущество данного метода состоит в том, что он позволяет за короткое время опросить большое количество учащихся.
Беседа – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации, являющийся важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений. Особенностью беседы является использование методики активного слушания. Именно в беседе удается добиться максимального уровня условности, вымышленного воображаемого действия. Педагог, слушая, вставляет свои вопросы тогда, когда слышит, что ученик проецирует вовне или приписывает другим причины собственных неудач. В этом случае педагог задает вопросы, цель которых, перевести разговор о том, что, почему и зачем он сделал.
Наблюдение – метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека и без вмешательства в его деятельность.
В каждой школе и каждом классе есть дети, которые не вписываются в условия образования, требуют много сил и внимания педагогов; учителя не знают, что с ними делать, устают от них; эти дети разрушают складывающие условия, негативно влияют на одноклассников. Трудности у ребенка и педагога возникают тогда, когда в классе ребенок либо перестает развиваться, либо педагог начинает затрачивать слишком много сил и времени для поддержания развития школьника.
Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с трудными подростками, требуют участия в этой деятельности разных специалистов, которые должны в своей работе опираться на принципы педагогики.
Принципы – это исходные положения, которыми педагог пользуется в целях лучшей организации воспитательного процесса.
Система принципов воспитания включает в себя: принципы связи теории с практикой, связи воспитания с жизнью; последовательность и систематичность воспитательных воздействий, и принципы дифференцированного подхода.
Педагог-воспитатель, находясь среди трудных подростков, чувствуя их настроение, зная их проблемы, реально оценивая возможности личности, устанавливает доброжелательные, гуманистические отношения, устраняет дефицит общения. Все это связывается с деятельностью подростков на практике и включается в работу на определенных этапах.
Воспитание – долговременный процесс, в котором участвуют многие люди. Поэтому крайне важно соблюдать последовательность и систематичность в работе, своевременно выявлять уровни воспитанности, зону ближайшего развития.
Педагогу воспитателю очень важно найти у каждого подростка лучшие стороны его личности, выявить его способности, и, опираясь на них, всячески поддерживать у подростка веру в себя.
Меняются подростки, изменяется система работы с ними, а для достижения эффекта воспитания и развития личности нужны отличные знания, умения, навыки и новые методы, формы в работе с подростками.
Работа педагога-воспитателя с трудными подростками должна проводиться поэтапно.
На первом этапе работы проводится педагогическая диагностика, которая помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, уровень его педагогической запущенности, положительные качества на которые следует опираться в перевоспитании. После изучения трудного подростка необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического воздействия, а также методы перевоспитания.
Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания. Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение – при формировании убеждений, перекручивание связано с приучением к деятельности, «реконструкция» характера – с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание и самовоспитание.
На третьем этапе работы на основе установленного уровня воспитанности, проектируется развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств подростка. Проектирование развития личности основывается на сравнении наличного уровня воспитанности подростка с идеальным, и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания подростка. Работа с личностью отдельного подростка предполагает также знание уровня воспитанности всего классного коллектива, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности.
На четвертом этапе продолжается индивидуальная воспитательная работа позволяющая определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного трудного подростка, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания. Широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, оценка и самооценка, поощрение и наказание.
Пятый этап, заключительный, является этапом корректирования.
Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств. Корректирование дает возможность уточнить или пересмотреть коллективные или групповые воспитательные программы, характеристики школьников, а также используется при выборе методов и форм деятельности. Оно завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с трудными подростками.
Педагогу воспитателю очень важно найти у каждого подростка лучшие стороны его личности, выявить его способности, и, опираясь на них, всячески поддерживать у подростка веру в себя. Его мастерство и его инструментарий неразрывно связаны с постоянным желанием совершенствоваться, расширять свои знания, оттачивать умения и навыки, пополнять запас методов и форм воспитания. Высокая образованность и воспитанность педагога-воспитателя, его умения и навыки работы с подростками, использование при этом методов и форм воспитания с учетом их возрастных, психологических и социальных характеристик, трудолюбие, доброта, чувство долга и ответственности перед обществом за воспитание подростков являются непременными элементами его педагогической культуры и мастерства.
Меняются подростки, изменяется система работы с ними, а для достижения эффекта воспитания и развития личности нужны отличные знания, умения, навыки и новые методы, формы в работе с подростками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Разнообразие форм и методов работы с учащимися «группы риска», «трудными» и неблагополучными семьями как одно из эффективных направлений профилактической работы»
Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности гос...
Профилактика работы с трудными подростками (из опыта работы).
Много говорится и пишется сегодня о проведении успешной профилактической работе с трудными подростками. Мы, социальные педагоги, которые сталкиваемся с такими ребятами каждый день, стремимся постоянно...
Тьюторская компетентность в работе педагога-воспитателя:
В статье описана система, которая сложилась в итоге развития практики работы воспитателей с тьюторской компетенцией в МБОУ Гимназия №91 им.М.В.Ломоносова г.Железногорска....
Методические рекомендации по эффективной работе педагогов-воспитателей в системе LMS «ШКОЛА»
В презентации описываются приемы эффективной работы воспитателей в системе LMS Школа....
Конструктивное общение с трудным подростком. Рекомендации для педагогов, воспитателей, родителей.
Рекомендации для педагогов, воспитателей, родителей....
Из опыта работы классного руководителя с «трудными» подростками
Выступление на МО...
Формы и методы работы педагога-воспитателя с трудными подростками.
Формы и методы работы педагога-воспитателя, используемые в работе с трудными подростками....