Социальное партнерство как ресурс патриотического воспитания обучающихся МБОУ «СОШ № 276»
статья по теме
Воспитание-это круглосуточный процесс. В современных условиях без социального партнерства школа не способна обеспечить полноценное гражданско-патриотическое воспитание обучающихся. Поэтому социальное партнерство объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования.Социальное партнерство – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное партнерство как ресурс патриотического воспитания
обучающихся МБОУ «СОШ № 276»
В человеке порядочном патриотизм есть не что иное,
как желание трудиться на пользу своей страны,
и происходит не от чего другого, как от желания
делать добро,— сколько возможно больше и сколько
возможно лучше.
Добролюбов Н. А. (6)
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию и воспитанию. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами школы. Усиление воспитательной функции образования (формирование патриотизма, гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
В условиях введения ФГОС большое значение придается ресурсам, способам и механизмам достижения воспитательных задач.(2) Одна из составляющих - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой сформулированы традиционные ценности российского народа. Развитие врожденного чувства патриотизма должно стать основной идеей образования и воспитания.(1)
Президент В. В. Путин в своём Послании к Федеральному собранию РФ сказал: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм… уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России».(3)
Огромную роль в патриотическом становлении человека играет школа. Школа является учреждением, зарождающим в молодом поколении чувство державности, закладывающим ростки гордости за Отечество, за поступки предков, готовящим гражданина и патриота. Важность этого направления в работе хорошо подчеркивают слова известного русского публициста и историка Михаила Меньшикова, который сказал, что будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм.
Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая всё преимущественно на привычке».
(В. Г. Белинский) (7)
Именно мы, взрослые, должны как можно раньше
- руководить детской деятельностью, чтобы в будущем подрастающее поколение стало достойной нашей сменой;
- развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными;
- воспитывать чувство долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувство любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа;
- формировать необходимые материальные и правовые нормы поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознавать себя как часть правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребенка;
- развивать нравственные взаимоотношения в семье;
- воспитывать чувство гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к культуре своей страны.
Это и есть главные задачи гражданско-патриотического воспитания обучающихся нашей школы. Для достижения цели по воспитанию гражданско-патриотической личности была разработана Подпрограмма «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся МБОУ «СОШ №276» на 2011-2015 годы» (далее Подпрограмма) на основе государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», которая является продолжением Программы гражданско-патриотического воспитания учащихся МОУ «СОШ №276» на 2006-2010 годы, сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию гражданственности и патриотизма обучающихся школы в качестве основы формирования их активной жизненной позиции.
Воспитание-это круглосуточный процесс. В современных условиях без социального партнерства школа не способна обеспечить полноценное гражданско-патриотическое воспитание обучающихся. Поэтому социальное партнерство объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования.(2)
Социальное партнерство – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. (5)
Социальными партнерами МБОУ «СОШ № 276» в деле патриотического воспитания обучающихся являются:
- Шефская воинская часть 31275
- Жители и администрация с. Мегеб Гунибского р-на республики Дагестан
- Центр гражданско-патриотического воспитания молодежи г.Снежногорск и филиал центра в г. Гаджиево
- МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа»
- Общественная организация «Дети Великой Отечественной войны»
- УФМС ЗАТО Александровск
- ОГИБДД ОМВД России по ЗАТО Александровск
- КДН и ЗП г. Гаджиево
- Военный комиссариат ЗАТО Александровск
- Специальная пожарная часть № 8 г. Гаджиево
- ГООУ СПО «Мурманский строительный колледж имени Н.Е.Мамота»
- МБОУ ДОД «Дом детского творчества»
- Общественная организация «Премининец»
- ФГОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет»
- Балтийский государственный технический университет «Военмех» им.Д.Ф.Устинова, г.Санкт-Петербург
- МБУК «Муниципальная информационно-библиотечная система г.Гаджиево»
- МБОУДОД «Детская музыкальная школа г.Гаджиево»
- МБУК ЗАТО Александровск Мурманской области «Городской историко-краеведческий музей г.Полярного»
- Филиал «МСЧ № 6» ФГУЗ ЦМСЧ № 120 ФМБА России
- Центр занятости населения ЗАТО Александровск
- ГОУДОД «Мурманский областной центр дополнительного образования детей и юношества «Лапландия» г. Мурианск
- ГУ СУ ФПС №48 МЧС России г.Североморск
- МБУК ЦТ и Д «Прометей»
- Сотрудничество с родителями (законными представителями) обучающихся;
- Сотрудничество с педагогическим коллективом. Гражданина и патриота может воспитать только духовно-нравственная личность. Поэтому учитель должен стать носителем базовых национальных ценностей, патриотом и гражданином своей страны.
Для эффективного социального партнерства
школа выполняет ряд условий:
- Осознание значимости решения возникшей проблемы, возможности ее решения только совместными усилиями.
- Осознание выгоды и привлекательности социального партнерства для всех субъектов школьной образовательной среды.
- Предоставление возможности всем субъектам образовательного процесса осуществлять деятельность в условиях социального партнерства, руководствуясь следующими принципами:
- добровольности – предполагает право добровольного и демократичного включения в процесс социального партнерства, и в случае необходимости, выхода из реализуемого проекта;
- кооперативности – предполагает равноправную включенность субъектов в совместную деятельность по реализации предполагаемого проекта;
- самостоятельности и ответственности в принятии решений;
- самодеятельности – выражается в формуле «С+С+С+С=У» (сами планируем, сами готовим, сами проводим и сами анализируем, равняется успеху);
- сотворчества – реализуется в совместном творчестве всех субъектов партнерской деятельности;
- открытости, так как социальное партнерство предполагает наличие открытой системы и предоставления возможности расширять круг заинтересованных в проекте лиц;
- гуманистической направленности, то есть принятие субъектов партнерства с учетом их индивидуальных особенностей;
- толерантности – предполагает высокую степень терпимости и принятия национальных, культурных, социальных и иных особенностей социальных партнеров;
- общественной значимости – деятельность в условиях социального партнерства должна иметь значимость не только для конкретных исполнителей, но и для других микро- и макрогрупп (класса, школы, города и т.д.).
В построении партнерских отношений в школьной
образовательной среде школа выделяет 3 этапа:
- определение общих целей, ценностей и ресурсов : итог – желание партнеров к осуществлению совместной деятельности;
- совместная деятельность: итог – умение партнеров участвовать в совместной деятельности, то есть их определенная компетентность, основанная на доверии к образовательному учреждению;
- собственно партнерство в школьной образовательной среде.
Планируемый результат в рамках социального сотрудничества
в деле гражданско-патриотического воспитания обучающихся школы:
- повышение качества образования;
- повышение уровня патриотизма среди обучающихся;
- формирование эффективного рынка образовательных услуг;
- ранняя профилизация;
- высокая активность учащихся во внеклассной и внеурочной деятельности (увеличение доли учащихся, участвующих в мероприятиях патриотической направленности);
- уровень удовлетворенности родителей организацией внеклассной и внеурочной деятельностью (не менее 80% по результатам опроса);
- повышение интереса родителей к внеклассной и внеурочной деятельности их детей, как результат – совместные мероприятия;
- вовлечение различные общественные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, молодежной политики в качестве партнеров в деле воспитания подрастающего поколения.
Достижение результата происходит благодаря слаженной совместной работе:
- организация детских общественных объединений:
Объединение | Направление | Цель создания |
Совета старшеклассников «Ферзь» | социально-общественное | содействие осуществлению самоуправленческих начал, развитию инициативы школьного коллектива, расширению коллегиальных, демократических форм управления, пропаганда патриотизма |
Школьное научное общество «Малая академия наук «Вега» | научно-исследовательское | выявление и работа с одаренными детьми |
Дружина юных пожарных | гражданско-патриотическое, профориентационное, ЗОЖ | проведение противопожарной, патриотической пропаганды, профориентация |
Отряд ЮИДД | гражданско-патриотическое, профориентационное, ЗОЖ | проведение массово-разъяснительной работы по правилам дорожного движения, профориентация |
Молодежная общественная организация «3 D: достоинство, движение, достижения» | гражданско-патриотическое, социально-общественное, | Привлечение внимания к актуальным вопросам в молодежной среде |
- реализация подпрограмм, проектов в рамках
социального сотрудничества:
№ | Название подпрограммы, проекта |
1. | Подпрограмма «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся МБОУ «СОШ №276»; |
2. | Подпрограмма по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Юный инспектор дорожного движения» |
3. | Подпрограмма по профилактике правонарушений и безнадзорности |
4. | Подпрограмма по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни «Твое здоровье в твоих руках» |
5. | Подпрограмма по противопожарной профилактике «Дружина юных пожарных» |
6. | Подпрограмма «Школа для родителей» |
7. | Подпрограмма «Организация правильного здорового питания» |
8. | Проект «Обыкновенное чудо» (сотрудничество с детски домом малютки г. Мурманск) |
9 | Проект «Заполярный Олимпионик» |
10 | Проект «Дорогами войны», посвященный 70-летию разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье и 70-летиюВелиой Победы |
11 | Участие в благотворительном проекте «Добро без границ» |
12 | Развитие кадетского движения (направление МЧС) |
Подпрограмма «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся МБОУ «СОШ №276» на 2011-2015 годы» реализуется по направлениям посредством заключения Договоров о социальном сотрудничестве и реализации планов совместной работы.
РАЗДЕЛЫ ПОДПРОГРАММЫ
« Я – я»
Формирование гражданского отношения к себе
В классах проводится:
- координационная работа классных руководителей
по проблемам изучения личности школьника (установка в классе правил, принципов и нравственных норм, определяющих отношения учащихся друг к другу и к окружающим людям: пожилым, малышам, женщинам, незнакомым, сверстникам);
- психологические тесты, диагностика;
- классные часы на морально-правовые, этические темы;
- Операция «Мир твоих увлечений»;
- Беседа «Мой режим дня»;
- Час откровенного разговора «Мой сосед по парте»;
- Внеклассное мероприятие с элементами театрального представления «Курить или не курить – вот в чём вопрос»;
- Утренник “Я здоровье берегу – сам себе я помогу”
- Беседа по профориентации «Дороги, которые мы выбираем».
«УЧЕНИК И СЕМЬЯ»
Формирование гражданского отношения к своей семье
В школе, классах организуется и проводится:
- фотовыставка «На отдыхе всей семьёй»;
- классные часы с изучением родословной семьи «Фотографии из семейного архива»;
- родительские лектории;
- собрания Родительского комитета каждого класса, Совета школы;
- общешкольные и классные родительские собрания;
- конкурс рисунков на тему: «Что значит слово мама для меня»;
- концерты для родителей (8 Марта, День защитника Отечества, День Подводника, День Победы);
- Походы выходного дня всей семьей;
- Заочное путешествие «Здесь живёт моя семья»;
- Конкурс сочинений «Письмо маме»;
- Праздник, посвящённый Дню матери “Согреты все теплом лучистых глаз”;
- Диспут «Что значит быть хорошим сыном или дочерью»;
- Беседа «Забота о родителях – дело совести каждого»;
- Советы для родителей «Как уберечь детей от наркотиков»;
- Утренник «Поздравляем маму дорогую»; «Папа может все, что угодно»;
- Час вопросов и ответов «Моя будущая семья».
«УЧЕНИК И КУЛЬТУРА»
Формирование гражданского отношения к культуре.
В рамках этого направления проводятся:
- предметные недели по истории, русскому языку и литературе, музыке, технологии, МХК, ИЗО;
- викторины «Мой край»;
- экскурсии в краеведческий музей г. Мурманска;
- концерты, посвященные Дню Учителя, Дню пожилого человека, Последний звонок, фестиваль патриотической песни «На безымянной высоте»;
- «Фильм!» Фильм! Фильм!» (коллективный просмотр кинофильмов);
- Осенние посиделки «Чудеса осени»;
- Танцевально-музыкальный конкурс «Минута славы»;
- Выставка декоративно-прикладного искусства «Мир моих увлечений»;
- Подготовка к новогодним праздникам; работа мастерской Деда Мороза.
«УЧЕНИК И ШКОЛА»
Формирование гражданского отношения к школе
Проводятся традиционные мероприятия:
- День знаний. Торжественная линейка;
- классные часы: «Светофор» или «Закон улиц и дорог»;
- операция «Уют», «Школа – мой родной дом», «Чистый город»;
- мероприятия по изучению Устава школы, правовая грамотность «Мои права и обязанности»;
- выпуск школьных газет;
- предметные олимпиады, спартакиады, предметные недели;
- экскурсия по школе «Мой школьный дом»
- беседа «Правила поведения в школе»;
- самоуправление в классе;
- беседа «Зачем нужно учиться в школе»;
- литературно-музыкальная композиция «Любовь и уважение вам, милые учителя»;
- вечер встречи с выпускниками «Школьные годы чудесные»;
- неделя здоровья «Здоровый я – здоровая страна»;
- праздник Последнего звонка;
- выпускной бал «Школа – верный друг навсегда».
«УЧЕНИК ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ»
Формирование гражданского отношения к Отечеству
Реализация данного направления осуществляется с помощью мероприятий:
- выставки рисунков и газет, посвященных памятным датам;
- классные часы по государственной символике;
- совместная работа с шефской 24 дивизией АПЛ;
- совместная работа с Центром гражданского и патриотического воспитания молодежи;
- совместная работа с библиотеками г. Гаджиево;
- совместная работа с ДДТ (организация «Премининец»);
- сотрудничество с жителями и администрацией с.Мегеб Гунибского р-на республики Дагестан;
- участие в торжественных митингах, посвященных Дню Победы, Дню памяти С. Преминина; Дню подводника; Дню города,
- неделя защитников Заполярья, классные часы, посвященные памятным датам истории;
- классные часы на тему: «Моя малая Родина»;
- участие в спортивных мероприятиях: «А ну-ка, парни!», «Зарница»; «Школа безопасности», «Президентские спортивные игры», «Президентское многоборье»;
- правовой всеобуч для учащихся и их родителей;
- участие в проектной деятельности («Я – гражданин России!»);
- огонёк памяти, посвященный Дню юного героя-антифашиста;
- открытый классный час «С любовью к городу»;
- час мужества «Сергей Преминин – Герой России»;
- устный журнал «Гаджиево – город, чьё имя герой оставил в наследство потомкам!»;
- литературная гостиная «Я городу славу пою»;
- заочная экскурсия по городу «Улицы моего города», «Улицы нашей славы»;
- Митинги памяти у мемориальных досок Героев;
- недели мужества «Возьмем в пример себе героя»;
- акции «Красная ленточка», «Георгиевская ленточка», «Поздравь матроса»; «Поздравь ветерана»;
- открытый урок «Мы вместе», посвященный воссоединению Крыма с Россией.
Все мероприятия, участия детей в конкурсах, слетах, акциях, проектах организуются и проходят при поддержке наших социальных партнеров. Расширяя круг социальных партнеров, мы ориентируемся на общность форм, видов и содержание деятельности, на совпадение интересов в образовательной и воспитательной политике и ее результатов. Без слаженной, совместной работы мы не смогли бы воспитать человека порядочного, для которого «патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро,— сколько возможно больше и сколько возможно лучше» (6).
Список литературы
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А.//Москва, «Просвещение», 2009.
- Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации".
- Указ Президента РФ В.В. Путина "О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания"// http://президент.рф/выступления/19778
- Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь/ Алаев Э.Б.//Издательство: М.: Мысль, 1983.
- Социальное партнерство – условие развития школы./ Филиппова Е.Ф.// Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» № 6, 2004 г.
- Афоризмы о патриотизме/ http://www.filosofi-online.ru/o-patriotizme/1007-aforizmy-o-patriotizme.html
- Консультации для воспитателей /http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2139.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.
«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....

Социальное партнерство как ресурс развития здоровьесберегающей среды образовательного учреждения
На современном этапе российской школы социальное партнерство рассматривается нами как наиболее актуальный тип взаимодействия учебного учреждения с социумом....

Социальное партнерство в процессе интеграции основного и дополнительного образования Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС
Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС...

Социальное партнерство в процессе интеграции основного и дополнительного образования Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС
Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС...
Инновационная программа «Организация социального партнерства» МБОУ «Средняя школа № 1» и СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный» по адаптации обучающихся с ОВЗ. Территория НАДЕЖДЫ».
Инновационная программа«Организация социального партнерства»МБОУ «Средняя школа № 1» и СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный» по адаптации обучающихся с ОВЗ. Территория НАДЕЖДЫ». ...

Программа работы с социальными партнерами "Социальное партнерство как ресурс духовно-нравственного формирования личности"
Многие жизненные ценности, правила поведения человека в обществе, с другими людьми, духовные качества, проявляющиеся в этом поведении, формируются в человеке в подростковом возрасте. Именно детский жи...

Статья "Расширение ресурсов развития и воспитания детей ГКУ СО «Тольяттинский СРЦН «Гармония» с помощью социального партнерства."
Для достижения желаемого результата в формировании недостающего социального опыта, а также возрождения и развития важнейших форм жизнедеятельности детей - игры, познания, труда, общения необходимо шир...