Организация и реализация совместной образовательной деятельности как условие развития личности
методическая разработка на тему
Новая парадигма образования подразумевает открытость образования в отличие от прежней парадигмы образования, где центральное место занимали знания, умения и навыки. В этой связи современная школа призвана создать благоприятные условия для становления таких жизненных установок личности, как способность к сотрудничеству и ответственному выбору; желание проявлять инициативу и предприимчивость; готовность отказываться от старых знаний в пользу новых; умение решать проблемные задачи; осуществлять инициативное, самостоятельное и ответственное движение в собственном непрерывном образовании.
В центре образования стоит личность, субъект, его интересы. По П.Ф.Каптереву, образование не есть «изучение предметов, а есть развитие личности предметами; … предметы – только средства, цель – личность, именно ее развитие».
Основное требование новой парадигмы связано с переходом от принципа учения к эволюционному принципу научения, самообучения, от отдельных связей к связям системного характера. Она поддерживает переход от этапа интуитивной и технократической связи дисциплин, накопления знаний и умений к этапу использования и приращения индивидуального и общественного интеллекта общества.
Указанное выше определяет выделение ключевой проблемы исследования, связанной с необходимостью определения условия развития личности в контексте организации и реализации совместной образовательной деятельности и выбор темы: «Организация и реализация совместной образовательной деятельности как условие развития личности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sukharinova_olga_petrovnaya.pptx | 253.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети, дети, куда вы нас тащите? – К Свету! – А где он? – Мы вам дорогу покажем! – Это далеко? Может быть, не надо? – Следуйте за нами, надо спешить, пока не наступила тьма! Амонашвили Ш.А.
Цель исследования: организация и реализация совместной образовательной деятельности как условия развития личности . Задачи исследования : проанализировать изученность проблемы ; определить особенности процесса развития личности; изучить специфику организации и реализации совместной образовательной деятельности; выяснить пути совместной образовательной деятельности субъектов; разработать механизм реализации; реализовать (апробировать) эффективность саморазвития личности в условиях совместной образовательной деятельности; внести необходимые изменения и коррективы в ходе проведения педагогического эксперимента; обобщить полученные результаты исследования; разработать практические рекомендации
Процессом образования называется совокупная деятельность как обучающегося , так и педагога . Образование как развитие жизненного опыта человека (обучающегося ) – воспитание, обучение, развитие – осуществляется в процессе особого вида человеческой деятельности - образовательной деятельности. Процесс осуществления образовательной деятельности обучающимся называется образовательным процессом .
Образовательная деятельность включает в себя : - деятельность обучающегося по воспитанию – воспитательная деятельность ; - деятельность обучающегося по обучению – учебная деятельность ; деятельность обучающегося по развитию психических процессов – деятельность по развитию . Образовательная деятельность обучающегося, образовательный процесс могут осуществляться в двух формах организации: как самостоятельное развитие жизненного опыта – самообразование. В том числе самовоспитание, самоучение , саморазвитие; - в совместной деятельности с педагогом под его руководством
Образование как система . Система преемственности ступеней образования, траектория развития преемственности деятельности при переходе из одной ступени в другую, с учетом возрастных особенностей и индивидуальных запросов учащегося .
человек сам является ценностью, создает ценности и общается с ценностями, функционирующими в культуре . Здесь речь идет не только о передаче ценностей или об их знании, а также и об их создании, потому что ценности исчезают, если их не поддерживать и не развивать в творческом действии человека .
«Активная деятельность – это как мостик, соединяющий речь и мысль. Я стремился к тому, чтобы в труде рождалась мысль учащегося, а не только закреплялись знания, полученные на уроках. Деятельность при изучении предмета должна быть не только иллюстрацией к знаниям (это тоже необходимо), но и источником новых истин, открытий, закономерностей) В.А . Сухомлинский, 1984
Пути саморазвития с оборачиванием к себе по ступеням Младший школьный возраст (7-10) - научиться принимать себя; -освободить себя от плена негативных мыслей и поступков; -научиться быть свободным, освободиться от страха; -научиться быть открытым к знанию, к опыту, к добру; - научиться охранять и ограждать себя от негативности (научиться управлять собой); -научиться ценить свою работу; -научиться верить в себя
Формирование понимания значимости учебной деятельности как основы своего будущего 1 кл . -Быть оцененным и быть сопричастным к оценке своей деятельности, как основе того, чтобы стремиться к «Лучшему – Я»; 2 кл.- Научиться слышать себя, оценивать себя, чтоб быть счастливым. 3кл.- Понимать связь умения организовать деятельность с успешностью. 4кл.- Понимать связь собственной деятельностью со своим будущим.
Позднее Детство подростковый возраст (10-15) научиться доверять себе; -научиться быть открытым своему опыту, принимать и устранять свой негативный опыт; -научиться жить настоящим; -научиться каждый день задавать себе вопрос: Что это? Зачем мне это надо? -научиться открывать свой внутренний потенциал; -научиться не убегать от трудностей либо от жизненных уроков не прятаться; -научиться не делать себе идолов.
Содержание отношений учащихся к становлению в себя учащегося, учащего себя. Становление учащегося, учащего себя через жизненные ситуации , где преобладает обучение себя : -умению оценивать правильность деятельности (выработка критериев); -умению видеть основу деятельности и управлять деятельностью; -умение планировать деятельность; -умение быть успешным
Ранняя юность (15-17) -научиться понимать себя (найти свой стержень); -научиться стремиться к себе, уважать себя; -научиться освобождать чувство одиночества; -научиться слышать свой внутренний голос; -научиться не жить прошлым (научись смотреть на себя «со стороны»; -научиться быть «упрямым» в достижении цели; -научиться жить достойно; -научиться быть успешным через обретение себя
Настоящий учащийся, учащий самого себя как полноправный субъект деятельности через: - управление деятельностью; -самоуправление себя в деятельности -управление деятельностью самого субъекта -управление деятельностью самого субъекта деятельности 10 кл . - Самоуправление себя в деятельности и управлять деятельностью как субъект деятельности 11 кл . - Самоуправление себя в деятельности и управляться деятельностью (деятельность управляет субъектом деятельности)
Учитель- фасилитатор ( К.Роджерс ), принципы организации помогающих взаимоотношений: «искренность + открытость + эмпатия » учителя в противовес статичности, фиксированности, бесчувственности и безличности функционирования; « понимание + принятие» ученика в противоположность выстраиванию собственных образов и установок по отношению к детям; « доверие + сотрудничество» как вера учителя в способности и возможности учащихся вопреки авторитарным действиям по «формированию» личности.
Мотив Задачи Действие Результат Рефлексия …………..
Образовательной деятельности субъектов образовательного пространства согласно Новикову М.А.: во-первых , образовательная деятельность субъекта направлена «на себя», на получение «внутреннего» для субъекта результата, индивидуального новообразования. Имеется в виду мотив, задачи, действия, результат, рефлексия на свой «внутренний результат»; во-вторых, образовательная деятельность всегда инновационна , продуктивна для обучающегося, так как деятельность обучающегося направлена на освоение нового для него, проживание своего опыта, процесса открытий, своих собственных открытий, направленных «на себя»;
???? !!!!
??!? ?!!? ??!?
!!!!? ??!?! ????!
!!!!? ??!?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование активной образовательной среды как условие развития личности школьников.
Актуальность темы вытекает из противоречия между новыми требованиями общества к подготовке школьников: формирование новых качеств – инициативность, способность само...
Формирование личности обучающегося как субъекта образовательной деятельности в условиях внедрения и реализации ФГОС на современном этапе
Данный материал представляет собой конспект выступления на заседании РМО учителй русского языка и литературы. Мне кажется, интересен практической направленностью. Сопровождатеся презентацией....
Развитие познавательных способностей детей посредством организации совместной образовательной деятельности педагога с детьми (Презентация)
Презенетация программы “Развитие" НОУ “Учебный центр им. А. В. Венгера"...
Образовательння среда как условие развития личности ее субъектов
ОБАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДАКАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЕЕ СУБЪЕКТОВЭффективность образования, а следовательно, и психического развития, зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и во...
Проектно-исследовательская деятельность как одно из условий развития личности ученика на уроках технологии и во внеурочной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование ...
Доклад "Современные условия и материально-техническое обеспечение образовательной организации для реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС"
Доклад "Современные условия и материально-техническое обеспечение образовательной организации для реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС"...
Сферы деятельности для создания условий развития личности в школе (в соответствии с требованиями ФГОС к личностным образовательным результатам) через различные формы физической культурой и спортом.
Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Сегодня мы поговорим о воспитательной деятельности через призм...