Выступление на методическом совете «Применение современных подходов к организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС третьего поколения»
учебно-методический материал

Борзенкова Татьяна Алексеевна

  С 1 сентября 2022 года начал действовать новый 3 ФГОС. Основная задача 3 ФГОС - создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Верхнелюбажская школа-интернат»

Фатежского района Курской области

Выступление на методическом совете

«Применение современных подходов к организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС третьего поколения»

                                                                                Подготовила  

                                                                                                Борзенкова Т.А.,

                                                                                             учитель технологии

с. Верхний Любаж, 2024

  С 1 сентября 2022 года начал действовать новый 3 ФГОС. Основная задача 3 ФГОС - создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение.

        Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.

        Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики я сегодня освещу вопрос об образовательных технологиях 3ФГОС.

        Какие же причины выбора инновационных технологий:

Образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс классно-урочной системы. Позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету. Они обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода. Они обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность.

         Образовательные технологии обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу. Они проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности.

         Образовательные технологии ориентируются на развитие творческой деятельности. Современные педагогические технологии – это набор операций по конструированию знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями.

К современным образовательным технологиям относят:

  • педагогические мастерские;
  • дидактический цикл;
  • игровые технологии;
  • кейс – стад;
  • коучинг.

          Технологии: модерационные семинары, образ и мысль, образовательный туризм, РКМЧП, портфолио, дебаты, ТСКО, тьютерство, целеполагание, ИКТ.

          Технология Портфолио. Портфолио – фактор поддержки развития образовательного ресурса. В образовательной практике используются портфолио: портфолио дошкольника, учащегося ОУ, учителя, кафедры, методического объединения, класса.

          Портфолио-это совокупность индивидуальных достижений учащихся, это портрет, коллектор, рабочие материалы, достижения.

        Технология: Образовательный туризм. Цель - формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

       Формы образовательного туризма: хаотичные экскурсии, многодневные погружения в образовательную среду стран изучаемого языка.

Педагогу необходимо: сочетать абсолютно разные вопросы школьников на едином маршруте, не утеряв при этом возможности индивидуальной встречи каждого с культурой; помочь каждому подойти разными путями к исследованию выбранной им темы; объединить разобщенных вопросами школьников в исследовательские команды; сложить из индивидуальных проектных находок целостное видение эпохи; сделать так, чтобы личные интересы школьников сложились в культурно значимые вопросы.

Технология: Образ и мысль не ставит задачу передать конкретную сумму знаний, но ориентирована на создание условий для накопления и совершенствования опыта выстраивания когнитивных систем, что приводит к постепенным и многоплановым изменениям в способах мышления.

Принципы: педагог является тьютером, «облегчающим понимание»: не дает никакой искусствоведческой информации, пока она не становится востребованной; не навязывает своего мнения, не дает оценок; обращается к детям по именам и повторяет ответ каждого, используя перифраз: учитель после одного или нескольких высказываний «передаёт» не буквально, но без искажений мысль учеников, исправляя только речевые ошибки обобщает ответы детей или противопоставляет их, провоцируя дискуссию, Ребенок свободно высказывает свое мнение. Результат: развитие самостоятельности суждений, повышение самооценки, развитие речи, развитие умения слушать и слышать, развитие мышления (абстрактного, логического, образного), развитие эстетического вкуса.

          Технология: Тьютерство. Тьютор – педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение учащимся индивидуальную образовательную программу.

         Технология Коучинг. Коуч (партнер, сопровождающий) не дает указаний, не советует, не консультирует, не решает чужие проблемы. Он актуализирует посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам личности, субъектную активность в достижении успеха и сопровождает человека в долговременном индивидуально-личностном развитии.

Установки на обучаемость и развитие учащихся.

         Наставник. Ребенка нужно всему учить, так как сам он ничему научиться не может. Научить его можно только в зоне его актуального состояния. Уровень его развития предопределен генетически.  

          Тьютер. Ученик способен сам овладевать знаниями и умениями, если обучение осуществляется под руководством учителя (взрослого) с опережением его актуального состояния, но в зоне ближайшего развития, а содержанием обучения являются способы решения познавательных задач и проблем.

       Коуч. Изменения и развитие не только возможны, но и неизбежны. Для этого у каждого есть все необходимые ресурсы. Видеть в ученике только хорошее и обращаться с ним, как с полноценным, умным, сильным, способным, умелым и талантливым. Каждый ученик делает в данной ситуации наилучший выбор для себя. В основе любого действия ученика – позитивное намерение.

Предпочитаемые методы и технологии обучения.

Наставник. Инструктирование и указания. Объяснительно-иллюстративное изложение. Репродуктивные упражнения. Алгоритмические предписания. Контроль качества усвоения ЗУНов и нормативного поведения.

Тьютер. Коучинг-технологии. Беседа посредством открытых и «сильных» вопросов. Лестница вопросов по логическим уровням и лестница (пирамида, спираль) достижений. Тоны голоса. Метод глубинного слушания. Индивидуальные и групповые коуч-сессии. Партнерское сотрудничество. Колесо жизненного баланса. Шкалирование. Линии времени. Мозговой штурм WORLD CAFE.

Коучинг - диалогический характер общения учителя с учащимися в формате четырех этапов проектирования и 4 вопросов планирования и реализации урока: 1. Этап мотивации и постановки цели (этап вдохновения). 2. Этап планирования эффективных действий для достижения цели.  3. Этап реализации плана (приверженность цели).  4. Этап завершения (рефлексия).

Применение в процессе индивидуальных коуч-сессий – специальных техник, обеспечивающих визуализацию целей, ценностей, рефлексии удовлетворенности своим состоянием и достижениями: колесо жизненного баланса, шкала удовлетворенности продвижением к цели «от 1 до 10», линия времени и др.

Технология: Кейс - стади ("разбор конкретных ситуаций”). Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена. К кейс технологиям относятся: метод инцидента; метод разбора деловой корреспонденции; метод ситуационного анализа.

          Технология: Педагогические мастерские-личностно-ориентированная модель обучения. Цель –совместный поиск знаний, предоставление обучающимся средств, позволяющих им осознавать самих себя и своё место в мире, понимать других людей;

- «включение» эмоциональной сферы ребёнка;

- необходимость личной заинтересованности ученика в изучении темы;

- совместный поиск истины учителем-мастером и учащимися;

- подача необходимой информации учителем малыми дозами;

- исключение официального оценивания работы ученика;

-самооценивание работ, самокоррекция, самоизменение на этапе социализации через их афиширование и рефлексию.

        «Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя. Индуктор — образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок — все, что может разбудить чувство, предлагается неожиданное, в чем-то загадочное и обязательно личностное задание.

        «Деконструкция» — работа с материалом, (текстом, звуками, веществами, красками, моделями и др.) и превращение их в хаос, смешение слов, явлений, событий.

          «Социализация» — соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных: работа в паре, малой группе, представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Задача — дать самооценку и провести самокоррекцию.

        «Реконструкция» — создание своего мира, текста, гипотезы, проекта, решения. «Афиширование» — вывешивание произведений учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними: все ходят, читают, обсуждают, или зачитывает вслух автор, другой ученик, мастер.

         «Разрыв» — кульминация творческого процесса: новое видение предмета, явления, Нужны словари, энциклопедии, учебники, компьютер, множество заданий информационного содержания.

        «Рефлексия» — отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в мастерской.

         Технология: Дидактический цикл – единство взаимосвязанных элементов процесса обучения, структурная единица процесса обучения, обладающая всеми его качественными характеристиками. Он состоит из элементов-звеньев: постановка познавательной задачи и создание у учащихся положительной мотивации к ее решению; предъявление нового фрагмента учебного материала и создание условий для его первичного усвоения; организация дальнейшего усвоения учебного материала до требуемого и возможного в данном цикле уровня; организация обратной связи и контроля; подготовка учащихся к внеурочной работе. Перечисленные звенья могут входить друг в друга, пересекаться, но их количество в полном дидактическом цикле постоянно и не зависит от содержания учебного материала.

         Технология: Модерационные семинары, правильная организация коллективного обсуждения. Цель: обобщить групповой профессиональный и личный опыт, привлечь творческий потенциал каждого участника обсуждения и в довольно сжатые сроки разработать конкретные реализуемые предложения, нацеленные на решение поставленной проблемы Базовая структура проведения модерации: концентрация, сбор идей, ранжирование, проектная работа, формулирование плана действий

         Технология: Дебаты – это интеллектуальная игра, в которой две команды (утверждающая и отрицающая), обсуждая заданную тему, сформулированную в виде утверждения, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и опыте риторики. Участники дебатов должны представить жюри доказательства, факты, цитаты, поддерживающие их позицию, которые составляют кейс команды. Задаются вопросы противоположной стороне. Жюри заполняет протоколы и представляют аудитории сравнительный анализ позиций сторон.

           Технология: Целеполагание - направлено на гарантированное обеспечение эффективности и качества учебно-воспитательной деятельности учителя, безотносительно к используемым им учебникам и учебным пособиям. Последовательно, от урока к уроку, из года в год, принцип опоры на личный жизненный опыт учащегося.

Технология ТСКО- Технология «Социально-контекстного образования».

         Технология РКМЧП - «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Какую бы педтехнологию мы не применяли в учебном процессе, все же реализуется она через систему учебных занятий, поэтому задача педагога в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и, если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя».

            Что могут обозначать для нас эти слова? По существу, в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило, мы часто игнорируем. Мы читаем длинные лекции, эмоционально рассказываем интересные вещи (на наш взгляд), можем давать детям задание прочитать огромный отрывок из учебника, пересказать его, можем показать фильм или играть целый урок. Но проходит время и в памяти детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми они должны овладеть. Это происходит потому, что у ребят нет возможности, времени и навыков, чтобы поразмышлять над изученным материалом.

           Мы с вами, уважаемые коллеги, делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. Давайте делать только хорошую погоду!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Статья написана в помощь учителям "Технологии" для огранизации и проведения внеклассной работы с учащимися 5-7 классов....

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

В статье раскрываются современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения....

Выступление на педагогическом совете на тему "Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС третьего поколения"

Выступление на педагогическом совете не тему "Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС третьего поколения" содержит материал о системно-деятельностном подходе к обучению как...

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации обновленных ФГОС.

Презентационный материал для РМО учителей музыки (норамтивно-правовое сопровождение, ключевые  изменения и возможности)...

Сценарий педагогического совета по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации обновленных ФГОС»

Представленный материал может быть использован при подготовке к проведению педагогического совета по теме " Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС...