Информационная карта экспериментальной деятельности школы
статья по теме
Статья, описывающая развитие экспериментальной деятельности в школе. Содержит описание информационно-педагогических условий для работы школы в качестве экспериментальной площадки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnaya_karta.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта экспериментальной деятельности
Исследовательская работа педагогов – одна из непременных составляющих успешного развития нашего образовательного учреждения инновационного типа.
В современных условиях образовательной политики именно учителю предоставлена ведущая роль в развитии образовательной системы.
Реализация задач, стоящих перед учителями нашего ОУ, требует от них глубокого осмысления, освоения и претворения в своей деятельности идей, обобщенных педагогической наукой и педагогической практикой.
При этом каждый учитель находит свои, индивидуальные подходы к решению проблем образовательного процесса, и согласует их с основными направлениями развития инновационной школы.
Работая в инновационной школе, учитель строит свою профессиональную деятельность на высоком научно-педагогическом уровне, проводит постоянный анализ и осмысление процесса обучения и воспитания обучающихся и их достижений, самосовершенствуется и саморазвивается.
Инновационная деятельность ОУ требует от учителя профессионального роста не только в качестве педагога, но и в качестве исследователя, так как основой инновационной и методической работы в нашей школе является опытно-экспериментальная работа.
ОЭР является одной ведущих деятельностей по выполнению миссии образовательного учреждения по повышению качества образования её учеников.
Их достижения свидетельствуют о стадии развития инновационного процесса в нашей школе, которую отличают следующие характеристики:
- обеспеченность компетентными кадрами, способными к интеграции разных образовательных программ, к экспорту образовательных услуг, умение работать с внешней образовательной средой;
- лидирующие позиции в инновационных процессах района, города;
- использование новаций, реализация идей развивающего обучения, диссимиляция передового педагогического опыта.
С сентября 2011 года ГБОУ СОШ №349 получила статус районной опытно-экспериментальной площадки и работает над темой «Социальное партнерство между ОУ разного типа как условие повышения качества образования».
Актуальность темы: Сегодня школа - это открытая социально-педагогическая среда, которая создается обществом и призвана выполнять социально значимые функции. По мере его обновления изменяется социальный заказ школе, а значит и она сама.
Современная ситуация характеризуется глобальными изменениями во всех сферах жизни, в целом, и в образовании в частности. В качестве основных критериев инновационной системы выделяют свободный доступ субъектов образовательного процесса к информации; их приобщение к культуре и творчеству; сохранение жизни, физического, психического, нравственного здоровья; способность образования включать не только познавательные, но и социальные программы, направленные на решение жизненных проблем обучающихся.
Темпы социально-экономических преобразований в стране, интеграция России в единое европейское образовательное пространство ориентируют образовательные учреждения на качественно новый уровень подготовки обучающихся.
В сложившихся условиях предъявляются новые требования к процессу их образования, направленному на формирование социально и профессионально мобильной личности выпускника с высоким уровнем готовности к овладению выбранной профессией.
Вместе с тем их подготовка связана с усилением роли воспитательного потенциала школы.
Среди специфических воспитательных парадигм выделяется социально-педагогическая парадигма Пауля Наторпа (1854-1924), который рассматривал социальную педагогику как направление интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Наторп считал, что человек становится человеком только благодаря человеческой общности и утверждал, что отдельный человек, без учета его теснейшего взаимодействия и взаимного влияния с другими людьми, есть просто абстракция. Человек становится «мудрым», и, следовательно, воспитанным, не иначе, как через общение, в процессе взаимодействии с себе подобными.
«Человек - общество», «человек – социальные связи», «человек - культура», «человек – языковая среда» - эти единицы имеют сложные внутрисистемные взаимодействия. Вот почему трудно координировать процесс развития, обучения, воспитания школьников без единой информационной среды и социального партнерства между образовательными учреждениями различного типа.
На наш взгляд, реализации программы сетевого взаимодействия при внедрении накопленного нами опыта инновационной деятельности ОУ по изучению Всемирного природного и культурного наследия позволит повысить качество образования обучающихся на основе их творческой деятельности, культурных связей с другими странами, воспитания гражданина, любящего свою семью, школу, район, город, Отечество.
Цель: установить зависимость повышения качества образования по отдельным предметам от влияния социальных партнеров ОУ в рамках сетевого взаимодействия.
Объект исследования: образовательный процесс при внедрении сетевого взаимодействия между ОУ разного типа.
Предмет исследования: сетевое взаимодействие между ОУ разного типа как условие повышения качества образования.
.
Гипотеза: при использовании в образовательном процессе взаимодействия ОУ и социальных партнеров повысится качество образования.
Задачи:
- определение условий для повышения качества образования;
- разработка программы социального партнерства ОУ с другими учреждениями и пакета нормативно-правовых и методических документов для реализации сетевого взаимодействия между ОУ разного типа;
- создание механизмов и новых форм взаимодействия ОУ и социальных субъектов, отвечающих общим для всех интересам – удовлетворение социального заказа;
- создание совместной базы инновационных продуктов ОУ
Ход эксперимента
Для решения поставленных задач, проверки выдвинутой гипотезы используются теоретические, эмпирические и статистические методы исследования.
Исследование осуществляется в период с 2011 по 2014 г. и включит три этапа:
1 этап Аналитико-проектировочный
2 этап Внедренческий
3 этап Аналитико-результативный
Исследования проводятся в ходе урочной, внеурочной и внеклассной деятельности. Для ведения эксперимента выделены экспериментальные и контрольные группы учащихся:
Ступень образования | Классы | Содержание деятельности |
начальная школа | 1 | история и культура СПб, внеурочная деятельность |
3 | ||
основная школа | 5 | внеурочная деятельность |
7 | английский язык | |
8 | биология |
Показатели эффективности ОЭР
- Результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
- Личные достижения учащихся, определяемые уровнем их компетентности и уровнем сформированности универсальных учебных действий, опыта творческой деятельности.
- Оценочная деятельность учителей и обучающихся (самооценка и самоанализ).
Критерии эффективности ОЭР
- Повышение качества образования по отдельным предметам (предметные, метапредметные результаты).
- Индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности обучающихся и педагогов.
- Мониторинг достижений учащихся и преподавателей: изменение количества и качества их участия в открытых мероприятиях для субъектов педагогической среды района, города, страны.
Программа ОЭР
Этап работы | Задачи этапа | Основное содержание работы | Планируемый результат | Документ, подтверждающий выполнение работ по этапу | Сроки выполнения |
Аналитико-проектировочный | 1.Проанализировать требования к опыту профессионального развития педагогического коллектива, отраженных в нормативно-правовых документах пед. среды района. города, страны. 2.Определить цель, гипотезу, задачи исследования. 3. Провести констатирующий эксперимент. 4. Изучить состояние исследуемой проблемы. | -Оценить опыт инновационной деятельности ОУ (с привлечением независимых экспертов из числа членов ассоциации АППО) -Анализ выявленных проблем | Разработка программы по социальному партнерству между ОУ различного типа в рамках сетевого взаимодействия | Приказ об открытии ОЭР Программа сетевого взаимодействия | 2011-2012 уч. год |
Внедренческий | 1. Разработать теоретические обоснования и положения по организации сетевого взаимодействия 2. Внести изменения в тематическое планирование. 3. Провести обучающий эксперимент. 4. Внедрить программу по сетевому взаимодействию в повседневную практику. | Взаимодействие с партнерами – профессионалами для углубления содержания и варьирования форм реализации программы ( АППО, РАО) | Повышение квалификации педагогических кадров Привлечение социальных партнеров для реализации программы на взаимовыгодных условиях | Договоры с ОУ района, города, РАО, АППО (Ассоциация «От краеведения к гражданственности») Схема взаимодействия. Нормативно-правовые документы | 2012-2013 уч. год |
Аналитико-результативный | 1. Завершить обучающий эксперимент. 2. Провести качественную и количественную обработку результатов. 3. Выполнить работу по оформлению результатов исследования. | Систематизация проблем развития сетевого взаимодействия | Внесение корректив и обновлений в содержание и формы реализации программы Систематизация консультирования ОУ – партнеров и начавших её внедрение | Отзывы сетевых партнеров Результативность обучающихся в участии в межшкольных проектах в образовательной и воспитательной области Экспертиза совместной инновационной деятельности | 2013 - 2014 уч.год |
Конечный продукт ОЭР:
- Схема сетевого взаимодействия с социальными партнерами (ОУ, ДОУ, ДДТ, ОДОДы и т.п.)
- Пакет нормативно-правовых документов для реализации сетевого взаимодействия.
- Программа социального партнерства.
- Методическое обеспечение деятельности ОУ в рамках сетевого взаимодействия.
Ресурсное обеспечение
Кадровый состав, готовый к ведению ОЭР Методисты: Романова Анна Викторовна, учитель начальной школы ВКК, Зимина Любовь Владимировна, учитель биологии ВКК
Высококвалифицированные педагоги, специалисты научных учреждений, учреждений культуры СПб, творческие коллективы педагогов и других специалистов
Научный руководитель Прибыткина Галина Николаевна – Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, директор высшей квалификационной категории
Материально-техническая база информационные ресурсы, современные медиасредства, компьютерные классы, интернет-сайт школы, взаимодействие с другими ОУ, наличие доступа к скоростному интернету, социальные партнеры
Финансовое обеспечение ОЭР в штатном расписании ставка методиста – бюджет, из внебюджетных средств
Успех инновационной деятельности школы зависит от баланса интересов и степени удовлетворенности всех заинтересованных в достижении цели (использование модели высокого качества образования через непрерывное совершенствование школьной среды, ориентацию на результат, лидерство и развитие партнерства.) сторон:
- обучающиеся и их родители;
- руководство и учителя;
- лицеи, колледжи и ВУЗы;
- органы образования, городские и муниципальные органы власти;
- общество в целом.
Вместе с тем, решение проблемы развития исследовательской деятельности учителя, связано, прежде всего, с выявлением организационно-педагогических условий, способствующих ее развитию в современной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа экспериментальной деятельности школы
Программа экспериментальной деятельности школы....
«Организация современного урока русского языка и литературы с использованием инновационных технологий в рамках экспериментальной деятельности школы»
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы...
Информационная карта инновационной деятельности.
В карте представлена инновационная деятельность учителя (в рамках участия в республиканской инновационной площадке "Модели организации внеурочной деятельности школьников в соответствии с требова...
информационная карта инновационной деятельности
Занятия семейной акробатикой-это здорово!...
Информационная карта инновационной деятельности
Программа по волейболу, направленная на приобретение учащимися теоретических сведений, овладение приемам техники и тактики игры в волейбол, развитие специальных физических способностей, необходимых дл...
Информационная карта инновационной деятельности учителя
Тема инновации (нововведения) - "Применение ИКТ – технологий в образовательном процессе". Комплекс задач, обеспечивающих достижение цели инновации (нововведения) -...