Информационная карта экспериментальной деятельности школы
статья по теме

Прибыткина Галина Николаевна

Статья, описывающая развитие экспериментальной деятельности в школе. Содержит описание информационно-педагогических условий для работы школы в качестве экспериментальной площадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnaya_karta.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Информационная карта экспериментальной деятельности

        Исследовательская работа педагогов – одна из непременных составляющих успешного развития нашего образовательного учреждения инновационного типа.

                В современных условиях образовательной политики именно учителю предоставлена ведущая роль в развитии образовательной  системы.

                Реализация задач, стоящих перед учителями нашего ОУ, требует от них глубокого осмысления, освоения и претворения в своей деятельности идей, обобщенных педагогической наукой и педагогической практикой.

                При этом каждый учитель находит свои, индивидуальные подходы к решению проблем образовательного процесса, и согласует их с основными направлениями развития инновационной школы.

                Работая в инновационной школе, учитель строит свою профессиональную деятельность на высоком научно-педагогическом уровне, проводит постоянный анализ и осмысление процесса обучения и воспитания обучающихся и их достижений, самосовершенствуется и саморазвивается.

                Инновационная деятельность ОУ требует от учителя профессионального роста не только в качестве педагога, но и в качестве исследователя, так как основой инновационной и методической работы в нашей школе является опытно-экспериментальная работа.

                ОЭР является одной ведущих деятельностей по выполнению миссии образовательного учреждения по повышению качества образования её учеников.

                Их достижения  свидетельствуют о стадии развития инновационного процесса в нашей школе, которую отличают следующие характеристики:

  • обеспеченность компетентными кадрами, способными к интеграции разных образовательных программ, к экспорту образовательных услуг, умение работать с внешней образовательной средой;
  • лидирующие позиции  в инновационных процессах района, города;
  • использование новаций, реализация идей развивающего обучения, диссимиляция  передового педагогического опыта.

                С сентября 2011 года ГБОУ СОШ №349 получила статус районной опытно-экспериментальной площадки и работает над темой «Социальное партнерство между ОУ разного типа как условие повышения качества образования».

Актуальность темы: Сегодня школа - это открытая социально-педагогическая среда, которая создается обществом и призвана выполнять социально значимые функции. По мере его обновления  изменяется социальный заказ школе, а значит и она сама.

        Современная ситуация характеризуется глобальными изменениями во всех сферах жизни, в целом, и в образовании в частности. В качестве основных критериев инновационной системы выделяют свободный доступ субъектов образовательного процесса к информации; их приобщение к культуре и творчеству; сохранение жизни, физического, психического, нравственного здоровья; способность образования включать не только познавательные, но и социальные программы, направленные на решение жизненных проблем обучающихся.

                Темпы социально-экономических преобразований в стране, интеграция России в единое европейское образовательное пространство ориентируют образовательные учреждения на качественно новый уровень подготовки обучающихся.

                В сложившихся условиях предъявляются новые требования к процессу их образования, направленному на формирование социально и профессионально мобильной личности выпускника с высоким уровнем готовности к овладению выбранной профессией.

                Вместе с тем их подготовка связана с усилением роли воспитательного потенциала школы.

                Среди специфических воспитательных парадигм выделяется социально-педагогическая парадигма Пауля Наторпа (1854-1924), который рассматривал социальную педагогику как направление интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Наторп считал, что человек становится человеком только благодаря человеческой общности и утверждал, что отдельный человек, без учета его теснейшего взаимодействия и взаимного влияния с другими людьми, есть просто абстракция. Человек становится «мудрым», и, следовательно, воспитанным, не иначе, как через общение, в процессе взаимодействии с себе подобными.

                «Человек - общество», «человек – социальные связи», «человек - культура», «человек – языковая среда» - эти единицы имеют сложные внутрисистемные взаимодействия. Вот почему трудно координировать процесс развития, обучения, воспитания школьников без единой информационной среды и социального партнерства между образовательными учреждениями различного типа.

На наш взгляд, реализации программы сетевого взаимодействия при внедрении накопленного нами опыта инновационной деятельности ОУ по изучению Всемирного природного и культурного наследия позволит повысить качество образования обучающихся на основе их творческой деятельности, культурных связей с другими странами, воспитания гражданина, любящего свою семью, школу, район, город, Отечество.

Цель: установить зависимость повышения качества образования по отдельным предметам от влияния социальных партнеров ОУ в рамках сетевого взаимодействия.

Объект исследования: образовательный процесс при внедрении сетевого взаимодействия между ОУ разного типа.

Предмет исследования: сетевое взаимодействие между ОУ разного типа как условие повышения качества образования.

.

Гипотеза: при использовании в образовательном процессе взаимодействия ОУ и социальных партнеров повысится качество образования.

 Задачи:

  • определение условий для повышения качества образования;
  • разработка программы социального партнерства ОУ с другими учреждениями и пакета нормативно-правовых и методических документов для реализации сетевого взаимодействия между ОУ разного типа;
  • создание механизмов и новых форм взаимодействия ОУ и социальных субъектов, отвечающих общим для всех интересам – удовлетворение социального заказа;
  • создание совместной базы инновационных продуктов ОУ

Ход эксперимента

        Для решения поставленных задач, проверки выдвинутой гипотезы используются теоретические, эмпирические и статистические методы исследования.

        Исследование осуществляется в период с 2011 по 2014 г.  и  включит три этапа:

1 этап Аналитико-проектировочный

2 этап Внедренческий

3 этап Аналитико-результативный  

        Исследования проводятся в ходе урочной, внеурочной и внеклассной деятельности. Для ведения эксперимента выделены экспериментальные и контрольные группы учащихся:

Ступень образования

Классы

Содержание деятельности

начальная школа

1

история и культура СПб,  внеурочная деятельность

3

основная школа

5

внеурочная деятельность

7

английский язык

8

биология

 

Показатели эффективности ОЭР

  • Результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
  • Личные достижения учащихся, определяемые уровнем их компетентности и уровнем сформированности универсальных учебных действий, опыта творческой деятельности.
  • Оценочная деятельность учителей и обучающихся (самооценка и самоанализ).

Критерии эффективности ОЭР

 

  • Повышение качества образования по отдельным предметам (предметные, метапредметные  результаты).
  • Индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности обучающихся и педагогов.
  • Мониторинг достижений учащихся и преподавателей: изменение количества и качества их участия в открытых мероприятиях  для субъектов педагогической среды района, города, страны.

Программа ОЭР

Этап работы

Задачи этапа

Основное

содержание

работы

Планируемый результат

Документ,

подтверждающий

выполнение

работ по этапу

Сроки

выполнения

Аналитико-проектировочный

1.Проанализировать требования к опыту профессионального развития педагогического коллектива, отраженных в нормативно-правовых документах пед. среды района. города, страны.

2.Определить цель, гипотезу, задачи исследования.

3. Провести констатирующий эксперимент.

4. Изучить состояние исследуемой проблемы.

-Оценить опыт инновационной деятельности ОУ (с привлечением независимых экспертов из числа членов ассоциации  АППО)

-Анализ выявленных проблем

Разработка программы по социальному партнерству между ОУ различного типа в рамках сетевого взаимодействия

Приказ об открытии ОЭР

Программа сетевого взаимодействия

2011-2012 уч. год

Внедренческий

1. Разработать теоретические обоснования и положения по организации сетевого взаимодействия

2. Внести изменения в тематическое планирование.

 3. Провести обучающий эксперимент.

4. Внедрить программу по сетевому взаимодействию в повседневную практику.

Взаимодействие с партнерами – профессионалами для углубления содержания и варьирования форм реализации программы

( АППО, РАО)

Повышение квалификации педагогических кадров

Привлечение социальных партнеров для реализации программы на взаимовыгодных условиях

Договоры с ОУ района, города, РАО, АППО (Ассоциация «От краеведения к гражданственности»)

Схема взаимодействия.

Нормативно-правовые документы

2012-2013 уч. год

Аналитико-результативный

1. Завершить обучающий эксперимент.

2. Провести качественную и количественную обработку результатов.

3. Выполнить работу по оформлению результатов исследования.

Систематизация проблем развития сетевого взаимодействия

Внесение корректив и обновлений в содержание и формы реализации программы

Систематизация консультирования ОУ – партнеров и начавших её внедрение

Отзывы сетевых партнеров

Результативность обучающихся в участии в межшкольных проектах в образовательной и воспитательной области

Экспертиза совместной инновационной деятельности

2013 - 2014 уч.год

Конечный продукт ОЭР:

  • Схема сетевого взаимодействия с социальными партнерами (ОУ, ДОУ, ДДТ, ОДОДы и т.п.)
  • Пакет нормативно-правовых документов для реализации сетевого взаимодействия.
  • Программа социального партнерства.
  • Методическое обеспечение деятельности ОУ в рамках сетевого взаимодействия.

Ресурсное обеспечение

Кадровый состав, готовый к ведению ОЭР Методисты: Романова Анна Викторовна, учитель начальной школы ВКК, Зимина Любовь Владимировна, учитель биологии ВКК

Высококвалифицированные педагоги, специалисты научных учреждений, учреждений культуры СПб, творческие коллективы педагогов и других специалистов

Научный руководитель Прибыткина Галина Николаевна – Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, директор высшей квалификационной категории

Материально-техническая база информационные ресурсы, современные медиасредства, компьютерные классы, интернет-сайт школы, взаимодействие с другими ОУ, наличие доступа к скоростному интернету, социальные партнеры

Финансовое обеспечение ОЭР в штатном расписании ставка методиста – бюджет, из внебюджетных средств

                Успех инновационной деятельности школы зависит от баланса интересов и степени удовлетворенности всех заинтересованных в достижении цели (использование модели высокого качества образования через непрерывное совершенствование школьной среды, ориентацию на результат, лидерство и развитие партнерства.) сторон:

  • обучающиеся и их родители;
  • руководство и учителя;
  • лицеи, колледжи и ВУЗы;
  • органы образования, городские и муниципальные органы власти;
  • общество в целом.

Вместе с тем, решение проблемы развития исследовательской деятельности учителя, связано, прежде всего, с выявлением организационно-педагогических условий, способствующих ее развитию в современной школе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экспериментальной деятельности школы

Программа экспериментальной деятельности школы....

Информационная карта инновационной деятельности.

В карте представлена инновационная деятельность учителя (в рамках участия в республиканской инновационной площадке  "Модели организации внеурочной деятельности школьников в соответствии с требова...

информационная карта инновационной деятельности

Занятия семейной акробатикой-это здорово!...

Информационная карта инновационной деятельности

Программа по волейболу, направленная на приобретение учащимися теоретических сведений, овладение приемам техники и тактики игры в волейбол, развитие специальных физических способностей, необходимых дл...

Информационная карта инновационной деятельности учителя

Тема инновации (нововведения) - "Применение ИКТ – технологий  в образовательном процессе". Комплекс задач, обеспечивающих достижение цели инновации (нововведения) -...