Деятельность ОУ, направленная на формирование личности готовой к безопасной жизнедеятельности
материал по теме

Савина Елена Вячеславовна

В данной статье рассказывается о основных направлениях работы образовательного учреждения по подготовке учащихся к безопасной жизнедеятельности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельность МБОУ «Основная общеобразовательная Котовская школа» Старооскольского городского округа

Белгородской области

 по формированию личности готовой к безопасной жизнедеятельности.

    Педагогический коллектив МБОУ «Основная общеобразовательная Котовская школа» Старооскольского городского округа  одним их приоритетных направлений своей деятельности выбрал подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности. И, как показало время, именно это направление является наиболее востребованным и актуальным. В новой исторической эпохе спасти человека от собственных глобальных действий сможет только своевременное осознание взаимосвязанного комплекса современных проблем безопасности, которое первым условием любой жизнедеятельности сочтет безопасность человека, общества и окружающей среды.

 Основной целью  работы школы является создание условий для формирования личности, безопасной для окружающих и умеющей защитить себя.

               Человек, безопасный для окружающих – это высокообразованная, высоконравственная, духовно и физически здоровая личность.

              Человек, умеющий защитить себя - это личность, обладающая волевой готовностью к гражданскому, патриотическому поведению и навыками поведения в сложных жизненных ситуациях.

      2.  В настоящее время понятие «безопасность» нами рассматривается более широко в двух аспектах :

1). Создание безопасных условий функционирования образовательного учреждения, что включает в себя безопасную инфраструктуру ОУ, организацию безопасного режима обучения  и соответствующее кадровое обеспечение, обеспечивающее работу по теме ОЭР.

2). Деятельность педагогического коллектива, направленная на формирование личности безопасного типа .

  1.                                  Безопасная  инфраструктура ОУ

  1.    Материально-техническая база                     Кадровое обеспечение

- наличие необходимых помещений           - укомплектованность ОУ

(здание, учебные кабинеты,                          педагогическими работниками

столовая), спортивных сооружений;                                                                  

 - обеспеченность мебелью,                        - укомплектованность ОУ

оборудованием, техническими                     техническим персоналом,

средствами обучения, инвентарем;              обеспечивающим санитарно-

                                                                       гигиеническую обработку, текущий    

                                                                       ремонт, безопасную работу ТСО,

                                                                       компьютерной техники,

                                                                       электрооборудования;

-соответствие материально-                      - профессиональная подготовка

технической базы санитарно-                     и квалификационный уровень  

гигиеническим нормам,                               педагогических кадров.

требованиям пожарной                                  

безопасности.                                                

                                                                       

                                                                      

                                                                       

                            Организация безопасного режима обучения.

  1.        Рациональная и комфортная                                Нормативно-правовая

организация учебно-воспитательного                    база функционирования ОУ

                      процесса

  • соблюдение гигиенических норм                    - нормативно-правовая  

и требований к объему учебной и                         документация, регулирующая

внеучебной нагрузки обучающихся                      работу ОУ ;

на всех ступенях обучения;

( учебный план ОУ, учебный план                       - локальная база ОУ, регламен-

дополнительного образования);                            тирующая взаимоотношения

                                                                                  участников образовательного

  • рациональная организация                               процесса;

режима обучения ( календарно-

учебный план график, расписание                       - планирующая документация;

занятий);

                                                                                  - документация по охране труда

  • организация работы педагогических              и технике безопасности ОУ.  

работников, специалистов различных

служб, технического персонала.

                              Формирование личности безопасного типа.

  1. С 2009 по 2011 год проводилась работа по наполнению предметов всех образовательных областей информацией, ценной с точки зрения готовности личности к безопасной жизнедеятельности. Основу этой работы составляло:

-    преподавание курса ОБЖ с 1 по 9 класс;

  • разработка интегрированных с ОБЖ курсов географии, биологии, физики, химии, физической культуры;
  • актуализация вопросов нравственности личности безопасного типа за счет предметов литература, история, обществознание;
  •  системное преподавание курса по распространению знаний о международном гуманитарном праве «Вокруг тебя – Мир…»;
  •  разработка и апробация преподавания  авторского спецкурса «Жизнеутверждение», который органично включает в себя вопросы психологии, пропаганду здорового образа жизни и профилактики вредных привычек, гигиены, правильного питания, этикета, вопросы права, социальной безопасности.

          По итогам экспертизы, проведенной в 2011 году, была дана высокая оценка проводимой педагогическим коллективом работы, и принято решение о продлении работы школы по данному направлению с целью реализации вопросов по формированию личности безопасного типа за счет использования возможностей системы дополнительного образования. Проблема  на этот пятилетний период : «Становление ценностного отношения обучающихся к патриотическому и безопасному поведению в социуме».  Основные направления деятельности ОУ на этот период :

1). Работа по воспитанию волевой готовности к патриотическому и безопасному поведению в социуме.

2). Работа по формированию, укреплению и сохранению здоровья обучающихся.

  1. Реализация целей и задач :

2.1.Работа по воспитанию волевой готовности к патриотическому и безопасному поведению в социуме.

  -  разработка программ по патриотическому и гражданскому воспитанию;

  • разработка программ, социальных проектов, направленных на расширение и углубление теоретических и практических навыков поведения в экстремальных ситуациях; 
  • разработка программ, социальных проектов по вопросам безопасности обучающегося как участника дорожного движения, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
  • разработка программ дополнительного образования детей, направленных на повышение творческой и познавательной активности в области личной, групповой и общечеловеческой безопасности; 
  • разработка оздоровительных программ организации летнего отдыха детей

   2.2.Работа по формированию, укреплению и сохранению здоровья обучающихся.

-  разработка серии единых классных часов по вопросам безопасного поведения в социуме, по вопросам пропаганды ЗОЖ; 

  • разработка программ и активизация деятельности пропаганде ЗОЖ, по профилактике вредных привычек, беспризорности и безнадзорности, профилактике правонарушений;
  • научно-исследовательская деятельность по вопросам использования компьютерных технологий диагностики, профилактики и коррекции нарушений осанки у детей (плоскостопия и сколиоза) средствами физической культуры и спорта.

  1. Использование опыта ОУ на образовательном пространстве Старооскольского городского округа:

Районный уровень:

  • использование методических разработок классных часов, интегрированных уроков в работе образовательных учреждений ;
  • оказание методической помощи в подготовке нормативно-правовой документации по ОБЖ, профилактике ДДТТ, работе отрядов ЮИД;
  • активизация деятельности школы  по направлению безопасности жизнедеятельности

Городской, областной  уровень :

  • печатные издания по предметам;
  • печатные статьи по профилактике ЗОЖ
  • участие обучающихся в городских научно-практических конференциях;
  1. Перспективы развития ОУ :

                                                 Среды безопасности :

  1. Наполнение:

Образование: урочная деятельность + внеурочная деятельность.

Вопросы: информационная безопасность, терроризм – угроза обществу, пожарная безопасность, спецкурс «Жизнеутверждение для 1-4 классов; 

Профессиональная деятельность:

Вопросы: предпрофильная подготовка - профессии, связанные с безопасностью

( МЧС, армия, компьютеры…), проектная деятельность «Ценности и смыслы профессиональной карьеры», курсы по выбору, связанные с вопросами безопасности и т.д.

Домашняя (семья) :

  • осуществить поиск технологий формирования коллективного педагогического субъекта как фактора воспитания компетентной личности, способной к патриотическому и безопасному поведению в социуме ;
  • разработать различные модели помощи семье в контексте формирования коллективного педагогического субъекта образовательного процесса, направленного на воспитание компетентной личности, способной к патриотическому и безопасному поведению в социуме ;
  • создать общешкольный центр содействия семье с целью объединения усилий школы и семьи по формированию, укреплению и сохранению здоровья обучающихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система деятельности педагога, направленная на формирование УУД на уроке физики»

В работе рассмотрена система деятельности педагога по формированию УУД на уроках физики. В свете модернизации Российского образования от педегога требуется изменить своё отношение к преподаванию предм...

Аналитическая справка об организации внеурочной деятельности в рамках преподаваемого предмета преподавателем-организатором основ безопасности жизнедеятельности

Данный материал является образцом написания аналитической справки о внеурочной деятельности учителя к аттестации....

«Формирование у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности»

Данный материал был подготовлен для выступления на заседании школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла....

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности»

Выступление на ШМО классных руководителей по теме: « Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасн...

План комплексных мероприятий по формированию у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности.

Дошкольники знакомятся с опасными ситуациями, которые могут возникнуть во дворе, на улице, в общественном транспорте; с правила безопасного поведения на дороге, во время игр; с правилами поведения с н...

Статья" Проектная деятельность как технология в формировании личности современного петербургского школьника на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время»

Проект «И мы сохраним тебя русская речь…» предполагает через последовательное и углубленное изучение национальной культуры слова воспитать не просто носителя русского языка, но обра...