«Система деятельности педагога, направленная на формирование УУД на уроке физики»
статья по физике (7 класс) на тему
В работе рассмотрена система деятельности педагога по формированию УУД на уроках физики. В свете модернизации Российского образования от педегога требуется изменить своё отношение к преподаванию предметов. Необходимо применять методы, приёмы и способы активизации процесса обучения и воспитания для совершенствования модели выпускника, отвечающей запросам общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ir1.docx | 89.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая работа
«Основные направления региональной образовательной
политики в контексте модернизации российского образования»
по теме:
«Система деятельности педагога, направленная на формирование УУД на уроке физики»
2013
Cодержание.
1.Введение
1.1 Паспорт итоговой работы
1.2Актуальность ИР
1.3 Проблема и противоречия
1.4 Цель проекта и задачи, ожидаемые результаты
2.Основная часть
2.1Содержательный блок
2.2 Технологический блок
2.3 Конструктор урока
2.4 Контрольно-оценочный блок
3.Выводы
4. Информационные источники
1.Введение.
- Паспорт итоговой работы.
Система деятельности педагога по формированию УУД на уроке физики направлена на обучающихся в 7 классе средней общеобразовательной школы.
Данная система будет реализовываться совместно с учителями предметов естественно-математического цикла школы.
Система деятельности педагога рассчитана на апробирование в 2013-2014учебном году и её реализацию в дальнейшем.
В ходе создания системы деятельности педагога по формированию УУД составить конструктор урока физики в 7 классе по теме «Сила тяжести» с указанием УУД. из
1.2 Актуальность ИР.
В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. Появление новых вызовов времени требует модернизации образования в целом, школьного образования в частности. Модернизация системы образования в России направлена на приведение результатов её деятельности в соответствие с запросами государства, общества и личности, сформировавшимися в процессе либерализации экономики и демократических преобразований, происходящих в стране. В настоящий момент школа, ориентирована на академические и энциклопедические знания выпускника. С точки зрения новых запросов рынка труда, образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые способны удовлетворить запросы работодателей[1].Сейчас от педагога требуется пересмотреть действующую программу преподавания физики в школе и создать новую программу у учётом УУД по предмету физика.
Проблема: В школе ученикам дают определенные знания, но не учат пользоваться ими в повседневной жизни. Как показала действительность, ученики окончившие школу с золотой медалью, зачастую не достигали в дальнейшем карьерных высот, так как не смогли на практике успешно применить свои знания.
Из проблемы вытекают следующие противоречия:
1. Между высокими требованиями к уровню обученности ребёнка и низким уровнем результативности преподавания физики в школе.
2. Между образовательными потребностями информационного общества и отсутствием необходимого программно-методического обеспечения для обучения школьников.
Указанные выше противоречия позволяют в сложившейся ситуации сформулировать проблему освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, которая состоит в создании нового эффективного подхода к обучению физике на основе формирования УУД на уроках физики.
Цель проекта: Создание системы деятельности педагога по формированию УУД на уроке физики.
Задачи:
* педагогу следует изучить учебно-методическую литературу по теме;
* педагогу необходимо выбрать технологии, приемы, методы, используемые для развития УУД у обучающихся;
* разработать тематическое планирование курса физики 7 класса с учётом УУД;
* прогнозировать последствия внедрения системы деятельности педагога по формированию УУД на уроке физики;
* развивать на уроке физики интерес обучающихся к предмету.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели;
• постановка вопросов - принципиальное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценки действий партнера;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости различного использования достижений науки и техники;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода.
Метапредметные:
•овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
•понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
•развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
•освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
•формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные:
•знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
•умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
•умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
•формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
•развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
•знание о природе важнейших физических явлений, понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
•умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, •обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
•умения применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
•формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
•развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
2. Основная часть.
2.1 Содержательный блок.
Изучив и проанализировав федеральный государственный образовательный стандарт, фундаментальное ядро содержания общего образования, под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова, примерные программы по учебным предметам «Физика 7 – 9 классы», приходишь к выводу, что важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова[7].
Универсальные учебные действия подразделяются на 4 группы:
регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные.
Регулятивные УУД (Что входит в умение учиться?)
Необходимо уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Обучающийся должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи.Уметь пользоваться самостоятельно добытыми знаниями.
Личностные УУД (Как понять себя и чувства другого?)
Умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким. Для этого необходимо научиться понимать, а что же может чувствовать его одноклассник, друг или родственник в той или иной ситуации. Он должен уметь разглядеть, что человеку, находящемуся рядом требуется эмоциональная поддержка или какая-либо другая помощь. Обучающийся учится сам противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу его жизни и здоровью.
Познавательные УУД (Как сделать учебу интересней?)
Ребенок учится познавать и исследовать окружающий мир. Обучающийся овладевает не только общеучебными действиями, а также логическими операциями. Данное УД хорошо формируется при проведении исследовательской работы.
Коммуникативные УУД ( Умеем ли мы общаться?)
Обучающийся учится взаимодействовать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей. Следует целенаправленно обучать правильно отстаивать свое мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом. Необходимо учить подрастающее поколение выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками. Немаловажно обучающимся научиться договариваться друг с другом. Это нужно при работах в группах, а также очень пригодится в последующей взрослой жизни при решении проблем на службе и в семье.
Что дают универсальные учебные действия?
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. Способ формирования УУД, предложенный академиком РАО В.С. Лазаревым, помогает человеку правильно отреагировать на нестабильность современной жизни, выйти победителем из любой критической ситуации[6].
- Элемент тематического планирования уроков физики в 7 классе по УМК А.В. Пёрышкина на примере урока «Сила тяжести» из темы « Силы в природе».
Тема урока | Основное содержание темы, термины, понятия | Освоение предметных навыков | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД |
Сила тяжести. | 1.Сила тяжести. 2.Причина возникновения силы тяжести. 3.Ускорение свободного падения. 4.Формула для вычисления. 5.Изображение. | Объясняют причину возникновения силы тяжести. Объясняют физический смысл понятия «ускорение свободного падения». Изображают силу тяжести в выбранном масштабе. | Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. | Составляют план и последовательность действий. Анализируют и строго следуют ему. | слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. |
2.2 Технологический блок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание системы деятельности педагогов, направленной на развитие интеллектуальной одаренности обучающихся»
Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жи...
Система учебных задач, направленных на формирование у школьников УУД на уроках математики в 5 классе
обобщение педагогического опыта...
Формирование трудовых умений и навыков у учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида посредством системы деятельности педагога, направленной на развитие элементов творческих способностей на уроках ручного труда и изодеятельности
Данная система деятельности педагога может быть применена на уроках (занятиях) ручного труда и изодеятельности в учреждениях дошкольного, школьного и дополнительного образования для развития творчески...
Презентация Система деятельности педагога, направленная на формирование УУД на уроках математики в рамках ФГОС
Презентация по теме "Система деятельности педагога, направленная на формирование УУД на уроках математики в рамках ФГОС" .Работа представляется на примере урока ...
«Система деятельности педагога, направленная на развитие познавательного интереса учащихся через внедрение технологии «дебаты» по предметам история и обществознание».
Приводится опыт работы по применению технологии "дебаты" на уроках истории и обществознания...
Система учебных задач, направленных на формирование у школьников УУД на уроках русского языка.
Выступление на областной конференции учителей гуманитарного цикла...