«Формирование у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности»
статья по обж на тему

Чувалева Татьяна Николаевна

Данный материал был подготовлен для выступления на заседании школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shmo.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усадовская средняя общеобразовательная школа»

городского округа Ступино

Московской области

Выступление на школьном методическом объединении

«Формирование у воспитанников                                                   основ безопасности жизнедеятельности»

 

доклад подготовила

учитель ОБЖ   Т.Н.Чувалева

2018

             Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях - одна из самых актуальных. Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.  

Специфика учебного процесса по предмету ОБЖ в школе заключается в том, чтобы не только дать учащимся знания в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и сформировать у них практические умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, а также в опасных и чрезвычайных ситуациях. Они должны уметь правильно выполнять определенные действия, а не только описывать их.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ                                                     У УЧАЩИХСЯ

1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях:

а) действия:                                                                                                                                    -при оповещении об угрозе ЧС (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.);                                                                                                                                             -во время ЧС (в опасных ситуациях природного и техногенного характера; последствиях террористического акта) - участие в аварийно-спасательных операциях, первая помощь пострадавшим и др.;                                                                                                            -при возникновении пожара в общественных местах, транспорте, жилище (эвакуация, использование подручных средств для ликвидации очага возгорания);                                                                                                                                   б) пользование:                                                                                                                                        средствами индивидуальной и коллективной защиты (ватно-марлевая повязка, противогаз, общевойсковой защитный комплект);                                                        разнообразными способами и средствами самообороны при нападениях в различных ситуациях.

2. Основы медицинских знаний:

-доврачебная помощь при порезах, ссадинах,  потертостях, ушибах, растяжениях связок, ожогах, кровотечениях, тепловом и солнечном ударах, общем охлаждении, обморожении, укусах насекомых, отравлении грибами и ягодами, попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, поражении электрическим током и др.;                                                                                                                 -наложение повязок, закрутки, жгута, пальцевое прижатие, иммобилизация конечностей, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца и т.д.;             -различные способы транспортировки пострадавшего.

3. Основы военной службы:

-элементы строевой подготовки;                                                                                                                   -передвижение на местности: бегом, перебежками, переползанием, по-пластунски, на боку;

4. Прикладная физическая подготовка:

-преодоление полосы препятствий;                                                                                                                                                                                           -ориентирование на местности по карте, определение сторон света по компасу, небесным светилам и признакам местных предметов и движение в заданную точку по азимуту;                                                                                             -преодоление участков местности с естественными препятствиями - переправа через реку, болото, овраг и т.п.;                                                                                  -самопомощь и взаимопомощь при бедствии на воде;                                                                                 -разведение различных видов костров, в том числе под дождем;                                                          -подача сигналов бедствия и применение приемов обеспечения безопасности при вынужденном автономном существовании в природных условиях;                          -действия в опасных и непредвиденных ситуациях в природных условиях - при грозе, буре, отставании от группы, потере ориентировки в лесу и т.д.;            -сооружение временного жилища (укрытия) в природных условиях.

МЕТОД УПРАЖНЕНИЯ

Умения и навыки учащихся формируются на практических занятиях методом упражнения - целенаправленным повторением действий с целью усвоения и совершенствования способа его выполнения.                                                                 По организации деятельности упражнения могут быть индивидуальные и групповые, по дидактическому назначению:                                                                                   - вводные - выполняются после практического показа, чтобы обеспечить медленное правильное выполнение учащимися разучиваемых действий;                      - основные - преследуют цель сформировать умения и навыки в пределах нормативных, профессиональных требований;                                                             - тренировочные - сознательное многократное повторение усвоенного приема (действия) с целью его закрепления и совершенствования.

Метод упражнения включает рассказ, показ приема или действия преподавателя, тренинг (обучение по заранее отработанной методике, сконцентрированное на формировании и совершенствовании определенных умений и их комбинаций) и предусматривает следующую последовательность:

1. Рассказ - объяснение назначения изучаемого приема или действия.

2. Образцовый показ приема или действия в целом преподавателем.  Его следует сопровождать кратким, четким и убедительным пояснением. Учащиеся, зрительно воспринимая изучаемый прием, получают конкретное правильное представление о том, как и в какой последовательности надо действовать.

3. Показ приема (действия) по отдельным элементам с попутным объяснением особенностей его выполнения, а также последствий ошибочных действий в следующей последовательности: сначала действие в целом, в нормальном темпе, затем по элементам и приемам с кратким пояснением. При этом преподаватель должен располагаться так, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть выполнение действия, элемента или приема от начала до конца.

4. Опробование приема или действия учащимися и отработка его по элементам или в целом (разучивание).

Если прием (действие) несложен и доступен для выполнения, после показа и объяснения его сразу разучивают в целом. Если сложен и его можно расчленить на отдельные части, сначала разучивают по частям. Темп выполнения вначале замедленный, затем повышается до нормального. После того, как учащиеся начнут выполнять все элементы (части) в нужном темпе и правильно, можно переходить к выполнению приема (действия) в целом.

В тех случаях, когда прием (действие) нельзя разделить и из-за сложности невозможно без подготовки выполнить в целом, его осваивают с помощью подготовительных упражнений.

5. Тренировка по закреплению приемов и действий в целом обеспечивает совершенствование практических умений и навыков, развитие физических и специальных качеств (устойчивость к перегрузкам, укачиванию, кислородному голоданию) путем сознательного и многократного выполнения приемов (действий) в различных условиях:

а) в простой (обычной) обстановке;

б) на специальных учебных тренажерах (дидактических приборах или иных моделирующих устройствах, манекенах);

в) в усложненных условиях:

- трудных исходных положениях;

- с максимальной быстротой и точностью выполнения в ограниченное время;

- в ограниченном пространстве;

- при изменении условий (недостаточной видимости, в ИСЗ и т.п.);

г) при различных состояниях организма обучаемого, затрудняющих действия:

- в состоянии утомления (после физической нагрузки);

- при временном исключении или ограничении зрительного самоконтроля;

- в состоянии значительного эмоционального напряжения (соревновательной и игровой деятельности).

Во время практических занятий по ОБЖ необходимо:

- правильно  показывать приемы и способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, при оказании доврачебной  помощи, используя рисунки, плакаты, слайды, учебные видеофильмы, компьютерные обучающие программы, модульные манекены, роботы-тренажеры, макеты, показ «вживую», и наблюдать за их выполнением;

- выявлять и своевременно исправлять ошибки обучаемых;

- поощрять учащихся для достижения ими лучших результатов;

- соблюдать правила безопасности.

Основные условия успешного применения метода упражнения:

- профессионально-педагогическое мастерство преподавателя (знания, способности, педагогическая техника);

- формирование сознательного отношения обучаемых к выполнению приема (действия);

- систематичность, последовательность, изменение и постепенное усложнение условий выполнения упражнения;

- повышение самостоятельности учащихся, воспитание у них навыков самоконтроля и самооценки;

- внесение элементов состязательности для повышения активности и интереса.

ОТ УМЕНИЯ К НАВЫКАМ

При овладении приемом (действием) вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере совершенствования, оно постепенно переходит в навык.

Умение - это уровень владения приемом (действием), при котором управление движениями происходит при активной роли мышления.

Характерные признаки умения:

  1. непрочное запоминание приема (действия);
  2. неавтоматизированное управление движениями;
  3. сознание учащегося загружено контролем каждого движения;
  4. нестабильность выполнения приема (действия);
  5. относительная расчлененность движений;
  6. невысокий темп действий;
  7. неэкономное выполнение со значительными затратами сил и утомлением.

В процессе тренировки умение превращается в навык.

Навык - это степень владения приемом (действием), при котором управление движениями автоматизировано, не требует специально направленного на них внимания.

Характерные признаки навыка:

1-автоматизированное управление движениями (сознание свободно от подробного контроля над каждым из них);

2-слитность движений, объединение ряда элементарных в единое целое;

3-отсутствие излишнего напряжения, ненужных действий, быстрота, легкость, экономичность и точность движений;

4-высокая устойчивость, позволяющая успешно выполнять упражнение под влиянием отрицательных факторов - утомления, плохих условий, активного противодействия соперника и т.д.;

5-прочность запоминания приема (действия). Навыки, если они сформированы и достаточно закреплены, не исчезают даже при длительных перерывах.

Для становления навыков необходимо повторять правильные действия не менее 8-10 раз, а для закрепления изученного действия – 20-30 раз.

Практические умения и навыки учащихся по ОБЖ формируются и совершенствуются:

-на практических занятиях, тренингах;

-в процессе изучения в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, при отработке антитеррористических действий);

-во время занятий на базе воинской части (учебные сборы с юношами-десятиклассниками);

-в условиях туристских походов и слетов;

-в игровой форме - упражнениях, поединках, ролевых, военно-спортивных играх, комбинированных эстафетах с выполнением различных упражнений;

-в соревновательной форме - на состязаниях, конкурсах ко Дню защитника Отечества, соревнованиях «Самый сильный класс», «Школа безопасности», «Зарница» и др.

Успешное проведение практических занятий возможно лишь при выполнении следующих дидактических условий:

♦ качественная разработка плана, четкая формулировка учебных целей и задач, тщательная подготовка мест занятий и учебно-материального обеспечения;

♦ подробный инструктаж обучаемых перед началом занятия о порядке работы и мерах безопасности;

♦ оценка действий каждого учащегося при подведении итогов занятия.

Во время практических занятий должна быть обеспечена постоянная обратная связь учащихся с преподавателем, который следит за их учебной деятельностью и помогает сосредоточить внимание на отработке отдельных приемов (действий) и их элементов.

Предупреждение ошибочных действий достигается четким показом и объяснением техники выполнения приема или действия, использованием подготовительных упражнений, учетом индивидуальных возможностей обучаемых.

Правила проверки умений и навыков (может производиться индивидуально и по группам):

-учащиеся должны продемонстрировать выполнение действия от начала до конца (иногда они пытаются подменить выполнение действия рассказом о нем);

-необходимо убедиться в правильности выполнения учащимся  каждого элемента приема (действия);

-при серьезной ошибке учащегося  его следует остановить и указать на недостаток;

-когда ошибка не слишком существенна, можно позволить продолжить показ, чтобы обучаемый исправил ее в ходе дальнейших действий;

-если ошибка свидетельствует о полном непонимании приема (действия), необходимо показать, как правильно выполнять его, и предоставить учащемуся  дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения, возможность словесного отчета о своих движениях, при легкоустранимой ошибке — предложить исправить ее и сразу провести повторную проверку.

Проверка должна быть целенаправленной, объективной, всесторонней, постоянной, что позволяет активизировать процесс обучения, совершенствовать знания учащихся.

Степень обученности и практической подготовленности учащихся в области обеспечения безопасности жизнедеятельности можно определить:

-в обстановке, имитирующей реальные условия, в которых должны использоваться умения и навыки;

-при выполнении нормативов;

-на соревнованиях «Школа безопасности»;

-в ходе туристских соревнований и слетов;

-на учениях и тренировках по гражданской обороне, защите от ЧС, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах.

Результаты проверки освоения учащимися практических приемов и действий позволяют вносить коррективы в обучение путем перераспределения времени на решение отдельных частных задач, применения дополнительных средств, более эффективных приемов и методов.

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

На практических занятиях по ОБЖ следует не забывать анатомо-физиологические и психические особенности детей. Методика обучения и совершенствования практических приемов и действий должна применяться с учетом стадий возрастного развития:

в 11-12 лет сила нервных процессов, особенно торможения, невелика, внимание неустойчиво, ученик не может находиться в сосредоточенном состоянии относительно долгое время, поэтому необходим качественный показ, нецелесообразны длительные объяснения упражнений;

в 12-14 лет появляются сосредоточенность, развиваются память и логическое мышление, способность к восприятию, запоминанию и анализу своих действий, острота мышечного чувства (хорошая ориентация в пространстве);

в 14-16 лет - период полового созревания   - появляются неуравновешенность, возбудимость и неустойчивость настроения, неуверенность, маскируемая шумной манерой поведения, снижается работоспособность, что требует от преподавателя педагогического такта и чуткого руководства;

16-18 лет - период относительной стабилизации и автоматизации движений.

Методические принципы (педагогические правила рационального построения образовательного процесса) формирования и совершенствования практических умений и навыков учащихся:

1. Принцип сознательности и активности. Его сущность заключается в формировании у учащихся устойчивой потребности в освоении практических умений и навыков, стимулировании стремления к самопознанию и самосовершенствованию.

Повышению сознательности и активности способствует применение специальных методических приемов: контроль и оценка действий, направление внимания учащихся на анализ их выполнения, обучение самоконтролю посредством мышечных ощущений, иллюстрация двигательных заданий с помощью наглядных пособий, использование зрительных ориентиров, мысленное воспроизведение приемов и действий, беседа с анализом техники выполнения двигательного действия и др.

2. Принцип наглядности означает воздействие на органы чувств в зрительной, звуковой и двигательной формах, дает учащимся возможность анализировать свои действия, выявлять и исправлять ошибки.

3. Принцип доступности и индивидуальности предполагает, что практические задания и упражнения должны соответствовать возрасту, полу, уровню подготовленности, состоянию здоровья, типу нервной деятельности каждого ученика.

4. Принцип систематичности требует, чтобы занятия по формированию и совершенствованию практических умений и навыков не сводились к эпизодическим, разрозненным мероприятиям, а проводились непрерывно и последовательно.

5. Принцип прогрессирования воздействий предусматривает целенаправленное повышение требований, усложнение заданий, увеличение объема нагрузок, обеспечивающее успешное овладение умениями, навыками и их закрепление.

Эти принципы позволяют четко следовать к намеченной цели, исключая ошибки, раскрывают логику решения задач и главные правила их реализации.                                                                                                                                                                                      

        

Список использованной литературы:

  1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности  учащихся школы. – Спб.: «Детство-пресс», 2011.
  2. Алексеева Т.А. Основы безопасности жизнедеятельности. – М., 2000
  3. Андреев А.С. Безопасность жизнедеятельности. – М., 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций, направленных на социальную адаптацию обучающихся к окружающим условиям на основе личностно ориентированного подхода посредством уроков основ безопасности жизнедеятельности

применение личностно ориентированного подхода на уроках ОБЖ является неотъемлемой частью процесса социальной адаптации обучающихся и формирования у них необходимых в повседневной жизни практических ум...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и при проведении внеклассных мероприятий, направленное на формирование и развитие личности гражданина и защитника Родины

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и при проведении внеклассных мероприятий, направленное на формирование и развитие личности гражданина ...

Активные приёмы изучения основ пожарной безопасности на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Пособие предназначено для использования на уроках ОБЖ в 7-9 классах, при организации творческой деятельности дружин юных пожарных....

План комплексных мероприятий по формированию у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности.

Дошкольники знакомятся с опасными ситуациями, которые могут возникнуть во дворе, на улице, в общественном транспорте; с правила безопасного поведения на дороге, во время игр; с правилами поведения с н...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 7 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.201...