Образование – это индустрия, направленная в будущее.
статья по теме
Переориентация образования и воспитания на саморазвитие и самореализацию личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet-vystuplenie.doc | 55 КБ |
prezentatsiya-pedsovet.ppt | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1 Тема моего выступления Переориентация образования и воспитания на саморазвитие и самореализацию личности
Слайд 2 Эпиграфом к раскрытию данной проблемы выбраны слова
Образование – это индустрия, направленная в будущее.
В чём же сущность переориентации образования . Обратимся к определению « Традиционное образование» – это образование информационного типа , в основе которого преобладают знания, умения и навыки учащихся. Специфика же современного образования – ориентация на всестороннее развитие личности и её гуманизацию. Именно высоко-духовная и интеллектуально развитая личность способна конструктивно участвовать в решении глобальных проблем человечества: надвигающейся экологической катастрофе, политическом, экономическом кризисе, нравственной деградации общества.
Нельзя отрицать того факта, что “старая” школа в нашей стране давала прочные знания и имела стабильную и результативную систему обучения. Кроме того, школа успешно решала задачу равного образования для всех. Однако не стоит забывать, что становлению личности в системе традиционного образования препятствовали жесткая идеология и абсолютный регламент основного ядра знаний, подлежащего усвоению. Мешал авторитарный дух системы.
Переориентация образования и воспитания на саморазвитие и самореализацию личности. Такой подход к школьному образованию предоставляет возможность создания нетрадиционной школы – школы личностного развития и самосовершенствования.
Слайд 3 Цели и задачи современной школы
Главная цель – воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Слайд 4 Задачи современного образования:
- научить мыслить (развитие интеллекта);
- воспитание чувств (формирование нравственных отношений);
- здоровье (физическая закалка).
Остановимся на каждой из этих задач
Слайд 5 Что же такое « Научить мыслить»: это значит
- развитие мыслительных способностей учащихся;
- обеспечение выпускникам объема научных знаний на уровне мировых стандартов;
- формирование познавательных интересов;
- раннее выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей;
- выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.
Слайд 6 Воспитать чувства в человеке –это значит :
- научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным национальным и общественным ценностям;
- формировать нравственное отношение к человеку, труду, природе, Родине;
- индивидуальное воспитание характера каждого с учетом природосообразности и с помощью программы духовного и нравственного самосовершенствования;
- развивать коммуникативные качества личности.
Слайд 7 Здоровье ребёнка –это
- физическая закалка детского организма;
- систематическое занятие физкультурой и спортом;
- квалифицированная диспансеризация детей;
- постоянный медико-психологический контроль.
Слайд 8 Развитие – это не просто рост, это изменение, при котором количественные усложнения переходят в качественные. Современное образование и развитие в нём индивида - это непрерывный процесс самодвижения личности ребёнка. Это активный, контролируемый самим ребёнком процесс, самодвижение от низших к высшим уровням жизнедеятельности.
Слайд 9 Нравственное развитие – сложный интегрированный процесс, элементы которого касаются целостной личности.
Нравственное развитие – это выработка качеств личности (честности, ответственности, совестливости), которые базируются на эмоциях и воле личности. Нравственное развитие как процесс внутренний находит свое отражение в деятельности и общении ребенка, в понимании себя как носителя нравственности, в изменении характера отношений ребенка к другим людям, к себе, к явлениям общественной жизни, к действительности. К этому следует добавить эмоциональные переживания, адекватное поведение .
Процесс нравственного развития обусловлен природным потенциалом ребёнка и поэтому глубоко индивидуален.
Фактором нравственного развития являются эмоционально-ценностные отношения, в которые включена личность.
На современном этапе образования мы принимаем давно утвердившееся в традиционной педагогике положение о том, что воспитание является решающим фактором в нравственном развитии личности, ибо придерживаемся той точки зрения, что именно воспитание стимулирует нравственное развитие ребенка.
Слайд 10 Можно выделить четыре уровня образовательно-воспитательных целей школы:
- цели государственной образовательной политики;
- региональные социально-воспитательные цели;
- цели развития данной школы;
- цели, как планируемые результаты развития личности школьника.
Цели высшего уровня – это цели государственной образовательной политики. Они определены во многих документах (Закон РФ “Об образовании”, “Федеральная программа развития образования в России на 2000-2005 гг.”, проект “Национальная доктрина образования Российской Федерации”, “Концепция структуры и содержания среднего образования (в 12-летней школе)”):
- формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;
- воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;
- формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;
- разносторонне развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.
Второе место в целях воспитания отводится ориентации на национальную культуру как среду, способствующую духовному и нравственному развитию ребенка. При этом семья играет приоритетную роль в воспитании детей.
Третий уровень целей касается средств и способов воспитания их определяет (выбирает) конкретная школа, отдавая предпочтение тому или другому средству или создавая комплексную программу развития:
- включение учащихся в различного рода творческую деятельность с использованием форм;
- создание благоприятной среды для саморазвития и самосовершенствования личности;
- развитие какой-либо субкультуры детей и подростков
- приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников; к традициям и народным ремеслам;
- включение школьников в современные формы хозяйствования (участие в создании технических и коммерческих программ);
- организация культурно-досуговой деятельности в среде и др.
Цели воспитания как планируемые результаты развития личности школьника отражаются в моделях личности выпускников конкретного образовательного учреждения как определенная комбинация вышеперечисленных целей.
Слайд 11 Школа должна :
- научить учиться;
- научить жить;
- научить жить вместе;
- научить работать и зарабатывать.
Слайд 12 Поэтому, в системе образования должна использоваться дидактическая система особого рода, дающая необходимый минимум профессиональных знаний, а главное –
способность выпускникам к самообучению, умению добывать нужную информацию самостоятельно, а также организовывать свою самостоятельную деятельность для большей активности труда. Именно открытость образовательной системы позволит сформировать эти необходимые способности, умения и навыки.
Отсюда следует, что
Слайд 13 Становление личности - центр образования.
Этап становления новой образовательной парадигмы, в основе которой личностно-ориентированное обучение, гуманизация образования и целостное представление о естественнонаучном и гуманитарном понимании мира. Большое значение придается образовательным технологиям.
Образование не является делом лишь учебных заведений. Оно – одна из функций жизни. Становление личности сегодня является центром образования. Идет напряженный поиск ориентиров в сфере образования. Какого типа деятельности человека мы должны воспитывать, коллективного или индивидуального? Значимы не только коллективная творческая деятельность в первую очередь, акцентируется индивидуальная. Наилучшим воспитателем выступают
Слайд 14 три основных вида деятельности:
- деятельность по совершенствованию себя, обращение к своему внутреннему «Я»;
- общение как наиболее привлекательный вид деятельности, который влияет на становление и социализацию личности
- деятельность по самоусовершенствованию себя как целенаправленная деятельность.
Слайд 15 Цели воспитания ориентируются на формирование социальной личности субъекта, а не приучение к нормативному поведению, ценностью является сам человек и логика его развития. Личность должна создавать собственную историю в констекте жизни. Творить свою биографию, одновременно проявляя себя субъектом. Ребёнок создаёт образ собственного «Я»,и способен дать ответ на вопрос: какова моя социальная роль, внутреннее состояние, какова моя позиция, каков уровень моего образования
Слайд 16 На основании этих актуальных проблем выделены четыре приоритетные ценности: ценность собственного достоинства, ценность мышления и самостоятельной деятельности, ценность отношений, ценность общения. Таким образом, обладая этими ценностями, ученик должен получить желаемое образование, высокую культуру, сознательное отношение к профессиональной деятельности.
Слайд 17 саморазвитие рассматривается как социализация ученика , воспитание индивидуальной культуры личности субъекта, адаптация и защита собственного “Я”.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образование – это индустрия, направленная в будущее . С.П.Капица
Цели и задачи современной школы Главная цель – воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Задачи современного образования: научить мыслить (развитие интеллекта); воспитание чувств (формирование нравственных отношений); Сохранение здоровья (физическая закалка).
Научить мыслить развитие мыслительных способностей учащихся; обеспечение выпускникам объема научных знаний на уровне мировых стандартов; формирование познавательных интересов; раннее выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей; выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.
Воспитание чувств научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным национальным и общественным ценностям; формировать нравственное отношение к человеку, труду, природе, Родине; индивидуальное воспитание характера каждого с учетом природосообразности и с помощью программы духовного и нравственного самосовершенствования; развивать коммуникативные качества личности.
Здоровье физическая закалка детского организма; систематическое занятие физкультурой и спортом; квалифицированная диспансеризация детей; постоянный медико-психологический контроль.
Развитие – это не просто рост, это изменение , при котором количественные усложнения переходят в качественные.
Нравственное развитие личности ребёнка Личные качества + эмоции + воля + общение + отношение к другим + к себе + к жизни + к действительности + переживание + осознанное поведение Процесс нравственного развития обусловлен природным потенциалом ребёнка и поэтому глубокоиндивидуален.
Образовательно - воспитательные цели современной школы цели государственной образовательной политики; региональные социально-воспитательные цели ( опора на национальную культуру); цели развития данной школы; цели, как планируемые результаты развития личности школьника ( модель выпускника школы).
Школа должна научить учиться; научить жить; научить жить вместе; научить работать и зарабатывать.
Новые ориентиры образования Развитие способностей к самообучению умение добывать нужную информацию самостоятельно Организация самостоятельной деятельности
Становление личности - центр образования. личностно-ориентированное обучение гуманизация образования Образование не является делом лишь учебных заведений. Оно – одна из функций жизни
три основных вида деятельности: деятельность по совершенствованию себя; обращение к своему внутреннему «Я»; общение как наиболее привлекательный вид деятельности, который влияет на становление и социализацию личности деятельность по самоусовершенствованию себя как целенаправленная деятельность.
Образ собственного «Я» Л И Ч Н О С Т Ь
приоритетные ценности личности ученика : ценность собственного достоинства, ценность мышления и самостоятельной деятельности, ценность отношений , ценность общения.
Саморазвитие - это социализация личности ученика воспитание индивидуальной культуры личности адаптация и защита собственного “Я”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мой мир (Авторская интегрированная программа дополнительного образования эколого-краеведческого направления)
Краеведение экологично по своей сути, ибо изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения и экологии связана с со...
Реферат по теме: «Здоровьесберегающие технологии в учреждениях профессионального образования как основное направление в работе с подростками»
Основные подтемы реферата:1.Состояние здоровья подростков в современных условиях2. Здоровьесберегающие технологии 2.1. Методы здоровьесберегающих технологий 2.2.Основопол...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
« Обработка материалов» (древесина, металл)...
Образовательная программа дополнительного образования детей художественной направленности "В стране рукоделия"
Программа "В стране рукоделия" художественной направленности, продолжительность освоения-3 года, адаптированная ,модульная. Разделы прграммы: 1. Работа с бумагой; 2. Лоскутное шитьё; 3. Кожаная пласти...
Выступление на областном семинаре для педагогов и методистов учреждений дополнительного образования «Художественное (флористическое) направление в дополнительном образовании Кировской области: опыт, проблемы, перспективы»
Технология работы с цветным опилом в рамках дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Природа и фантазия»...
Функции регионального ресурсного центра развития дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в реализации стратегических направлений программы развития детско-юношеского спорта в Санкт-Петербурге до 2030 года
Система детско-юношеского спорта в Санкт-Петербурге представляет собой слаженную структуру межведомственного взаимодействия, выстроенную для популяризации и развития школьного спорта, детско-юношеског...