Образование – это индустрия, направленная в будущее.
статья по теме

Переориентация образования и воспитания на саморазвитие и самореализацию личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet-vystuplenie.doc55 КБ
Office presentation icon prezentatsiya-pedsovet.ppt120 КБ

Предварительный просмотр:

 


Слайд 1    Тема моего выступления     Переориентация образования и воспитания на саморазвитие и самореализацию личности

Слайд   2     Эпиграфом к  раскрытию данной проблемы выбраны слова  

 Образование – это индустрия, направленная в  будущее.               

       В чём же сущность переориентации образования . Обратимся к определению « Традиционное образование»  – это образование информационного типа , в основе которого преобладают знания, умения и навыки учащихся. Специфика же  современного образования – ориентация на всестороннее развитие личности и её гуманизацию. Именно высоко-духовная и интеллектуально развитая личность способна конструктивно участвовать в решении глобальных проблем человечества: надвигающейся экологической катастрофе, политическом, экономическом кризисе, нравственной деградации общества.

       Нельзя отрицать того факта, что “старая” школа в нашей стране давала прочные знания и имела стабильную и результативную систему обучения. Кроме того, школа успешно решала задачу равного образования для всех. Однако не стоит забывать, что становлению личности в системе традиционного образования препятствовали жесткая идеология и абсолютный регламент основного ядра знаний, подлежащего усвоению. Мешал авторитарный дух системы.

         Переориентация образования и воспитания на саморазвитие и самореализацию личности. Такой подход к школьному образованию предоставляет возможность создания нетрадиционной школы – школы личностного развития и самосовершенствования.

   Слайд  3        Цели и задачи современной  школы

Главная цель – воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

 Слайд 4      Задачи современного образования: 

  • научить мыслить (развитие интеллекта);
  • воспитание чувств (формирование нравственных отношений);
  • здоровье (физическая закалка).

Остановимся на каждой из этих задач

Слайд    5               Что же такое « Научить мыслить»: это значит

  • развитие мыслительных способностей учащихся;
  • обеспечение выпускникам объема научных знаний на уровне мировых стандартов;
  • формирование познавательных интересов;
  • раннее выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей;
  • выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.

Слайд   6          Воспитать  чувства в человеке –это значит : 

  • научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным национальным и общественным ценностям;
  • формировать нравственное отношение к человеку, труду, природе, Родине;
  • индивидуальное воспитание характера каждого с учетом природосообразности и с помощью программы духовного и нравственного самосовершенствования;
  • развивать коммуникативные качества личности.

Слайд   7       Здоровье ребёнка –это  

  • физическая закалка детского организма;
  • систематическое занятие физкультурой и спортом;
  • квалифицированная диспансеризация детей;
  • постоянный медико-психологический контроль.

     Слайд 8     Развитие – это не просто рост, это изменение, при котором количественные усложнения переходят в качественные.  Современное образование  и развитие в нём  индивида   - это непрерывный процесс самодвижения личности ребёнка. Это активный, контролируемый самим ребёнком  процесс, самодвижение от низших к высшим уровням жизнедеятельности.

Слайд 9    Нравственное развитие – сложный интегрированный процесс, элементы которого касаются целостной личности.

Нравственное развитие – это  выработка  качеств личности (честности, ответственности, совестливости), которые базируются на эмоциях и воле  личности. Нравственное развитие как процесс внутренний находит свое отражение в деятельности и общении ребенка, в понимании себя как носителя нравственности, в изменении характера отношений ребенка к другим людям, к себе, к явлениям общественной жизни, к действительности. К этому следует добавить эмоциональные переживания, адекватное поведение .

Процесс нравственного развития обусловлен природным потенциалом  ребёнка  и поэтому глубоко индивидуален.

Фактором нравственного развития являются эмоционально-ценностные отношения, в которые включена личность.

На современном этапе образования  мы принимаем давно утвердившееся в традиционной педагогике положение о том, что воспитание является решающим фактором в нравственном развитии личности, ибо придерживаемся той точки зрения, что именно воспитание стимулирует нравственное развитие ребенка.

Слайд 10   Можно выделить четыре уровня образовательно-воспитательных целей школы:

  1. цели государственной образовательной политики;
  2. региональные социально-воспитательные цели;
  3. цели развития данной школы;
  4. цели, как планируемые результаты развития личности школьника.

Цели высшего уровня – это цели государственной образовательной политики. Они определены во многих документах (Закон РФ “Об образовании”, “Федеральная программа развития образования в России на 2000-2005 гг.”, проект “Национальная доктрина образования Российской Федерации”, “Концепция структуры и содержания среднего образования (в 12-летней школе)”):

  • формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;
  • воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;
  • формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;
  • разносторонне развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.

Второе место в целях воспитания отводится ориентации на национальную культуру как среду, способствующую духовному и нравственному развитию ребенка. При этом семья играет приоритетную роль в воспитании детей.

Третий уровень целей касается средств и способов воспитания их определяет (выбирает) конкретная школа, отдавая предпочтение тому или другому средству или создавая комплексную программу развития:

  • включение учащихся в различного рода творческую деятельность с использованием форм;
  • создание благоприятной среды  для  саморазвития и самосовершенствования личности;
  • развитие какой-либо субкультуры детей и подростков  
  • приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников; к традициям и народным ремеслам;
  • включение школьников в современные формы хозяйствования (участие в создании технических и коммерческих программ);
  • организация культурно-досуговой деятельности в среде и др.

Цели воспитания как планируемые результаты развития личности школьника отражаются в моделях личности выпускников конкретного образовательного учреждения как определенная комбинация вышеперечисленных целей.

Слайд 11   Школа должна :

  • научить учиться;
  • научить жить;
  • научить жить вместе;
  • научить работать и зарабатывать.

Слайд 12   Поэтому, в системе  образования должна использоваться дидактическая система особого рода, дающая необходимый минимум профессиональных знаний, а главное –

способность выпускникам к самообучению, умению добывать нужную информацию самостоятельно, а также организовывать свою самостоятельную деятельность  для большей активности труда. Именно открытость образовательной системы позволит сформировать эти необходимые способности, умения и навыки.

Отсюда следует, что

Слайд 13   Становление личности - центр образования.

Этап становления новой образовательной парадигмы, в основе которой личностно-ориентированное обучение, гуманизация образования и целостное представление о естественнонаучном и гуманитарном понимании мира. Большое значение придается образовательным технологиям.

Образование не является делом лишь учебных заведений. Оно – одна из функций  жизни. Становление личности сегодня является центром образования. Идет напряженный поиск ориентиров в сфере образования. Какого типа деятельности человека мы должны воспитывать, коллективного или индивидуального? Значимы не только коллективная творческая деятельность в первую очередь, акцентируется индивидуальная. Наилучшим воспитателем выступают

Слайд 14        три основных вида деятельности: 

  • деятельность по совершенствованию себя, обращение к своему  внутреннему «Я»;
  • общение как наиболее привлекательный вид деятельности, который влияет на становление и социализацию личности
  • деятельность по самоусовершенствованию себя как целенаправленная деятельность.

Слайд 15        Цели воспитания ориентируются на формирование социальной  личности субъекта, а не приучение к нормативному поведению, ценностью является сам человек и логика его развития. Личность должна создавать собственную историю в констекте жизни. Творить свою биографию, одновременно проявляя себя субъектом. Ребёнок создаёт образ собственного «Я»,и способен дать  ответ на вопрос: какова моя социальная роль, внутреннее состояние, какова моя  позиция, каков уровень моего  образования

Слайд 16   На основании этих актуальных проблем выделены четыре приоритетные ценности: ценность собственного достоинства, ценность мышления и самостоятельной деятельности, ценность отношений, ценность общения. Таким образом, обладая этими ценностями, ученик должен получить желаемое образование, высокую культуру, сознательное отношение к профессиональной деятельности.

Слайд 17   саморазвитие рассматривается как социализация  ученика , воспитание индивидуальной культуры личности субъекта, адаптация и защита собственного “Я”.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Переориентация образования и воспитания на саморазвитие и самореализацию личности

Слайд 2

Образование – это индустрия, направленная в будущее . С.П.Капица

Слайд 3

Цели и задачи современной школы Главная цель – воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Слайд 4

Задачи современного образования: научить мыслить (развитие интеллекта); воспитание чувств (формирование нравственных отношений); Сохранение здоровья (физическая закалка).

Слайд 5

Научить мыслить развитие мыслительных способностей учащихся; обеспечение выпускникам объема научных знаний на уровне мировых стандартов; формирование познавательных интересов; раннее выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей; выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.

Слайд 6

Воспитание чувств научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным национальным и общественным ценностям; формировать нравственное отношение к человеку, труду, природе, Родине; индивидуальное воспитание характера каждого с учетом природосообразности и с помощью программы духовного и нравственного самосовершенствования; развивать коммуникативные качества личности.

Слайд 7

Здоровье физическая закалка детского организма; систематическое занятие физкультурой и спортом; квалифицированная диспансеризация детей; постоянный медико-психологический контроль.

Слайд 8

Развитие – это не просто рост, это изменение , при котором количественные усложнения переходят в качественные.

Слайд 9

Нравственное развитие личности ребёнка Личные качества + эмоции + воля + общение + отношение к другим + к себе + к жизни + к действительности + переживание + осознанное поведение Процесс нравственного развития обусловлен природным потенциалом ребёнка и поэтому глубокоиндивидуален.

Слайд 10

Образовательно - воспитательные цели современной школы цели государственной образовательной политики; региональные социально-воспитательные цели ( опора на национальную культуру); цели развития данной школы; цели, как планируемые результаты развития личности школьника ( модель выпускника школы).

Слайд 11

Школа должна научить учиться; научить жить; научить жить вместе; научить работать и зарабатывать.

Слайд 12

Новые ориентиры образования Развитие способностей к самообучению умение добывать нужную информацию самостоятельно Организация самостоятельной деятельности

Слайд 13

Становление личности - центр образования. личностно-ориентированное обучение гуманизация образования Образование не является делом лишь учебных заведений. Оно – одна из функций жизни

Слайд 14

три основных вида деятельности: деятельность по совершенствованию себя; обращение к своему внутреннему «Я»; общение как наиболее привлекательный вид деятельности, который влияет на становление и социализацию личности деятельность по самоусовершенствованию себя как целенаправленная деятельность.

Слайд 15

Образ собственного «Я» Л И Ч Н О С Т Ь

Слайд 16

приоритетные ценности личности ученика : ценность собственного достоинства, ценность мышления и самостоятельной деятельности, ценность отношений , ценность общения.

Слайд 17

Саморазвитие - это социализация личности ученика воспитание индивидуальной культуры личности адаптация и защита собственного “Я”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой мир (Авторская интегрированная программа дополнительного образования эколого-краеведческого направления)

Краеведение экологично по своей сути, ибо изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения и экологии связана с со...

Реферат по теме: «Здоровьесберегающие технологии в учреждениях профессионального образования как основное направление в работе с подростками»

Основные подтемы реферата:1.Состояние здоровья подростков в современных условиях2. Здоровьесберегающие технологии   2.1. Методы здоровьесберегающих технологий   2.2.Основопол...

Образовательная программа дополнительного образования детей художественной направленности "В стране рукоделия"

Программа "В стране рукоделия" художественной направленности, продолжительность освоения-3 года, адаптированная ,модульная. Разделы прграммы: 1. Работа с бумагой; 2. Лоскутное шитьё; 3. Кожаная пласти...

Функции регионального ресурсного центра развития дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в реализации стратегических направлений программы развития детско-юношеского спорта в Санкт-Петербурге до 2030 года

Система детско-юношеского спорта в Санкт-Петербурге представляет собой слаженную структуру межведомственного взаимодействия, выстроенную для популяризации и развития школьного спорта, детско-юношеског...