ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
рабочая программа (технология, 6 класс) по теме

Алехин Александр Николаевич

« Обработка материалов» (древесина, металл)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prgramma_kruzhka.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

«Профессиональный успех - XXI»

номинация: «Программы дополнительного образования детей» (для детей 10-14 лет)»

Отдел образования

Администрации города Апатиты Мурманской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5

 

«ПРИНЯТА»                                                              

Методическим советом                                   МОУ СОШ №5 г Апатиты.

Протокол №6

от 22 мая 2010г.                                                                                            

«УТВЕРЖДАЮ»                              Директор МОУ СОШ №5

 г. Апатиты

__________В. Ф. Багдонене

Пр. №72-о от 23 мая 2010г.

                                             

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

« Обработка материалов» (древесина, металл)

 

Предназначена  для обучающихся 6-7 классов

Срок реализации программы:   1 год

Автор: Алехин Александр Николаевич, учитель технологии

Год разработки:  2010г.


Пояснительная записка.

Цели и задачи. Основным предназначением дополнительной образовательной программы «Обработка материалов» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, вовлечение обучающихся в увлекательный мир технического творчества, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.

Программа дополнительного образования предусматривает изучение материала по следующим образовательным линиям:

-Культура и эстетика труда;

-История развития технологии и техники;

-Основы черчения, графики, дизайна;

-Творческая, проектная деятельность.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.

При этом изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.

Состав кружковцев набирается из обучающихся 6-7 классов (первый год обучения).

Работа кружка проводится один раз в неделю (2 часа).

Формы подведения итогов работы кружка – организация выставок в школьной мастерской, СЮТ, открытые итоговые занятия по запуску комнатных авиамоделей, моделей ракет.

 

Ожидаемые результаты деятельности кружка это участие кружковцев в различных выставках технического творчества, школьных и городских олимпиадах, повышение успеваемости по предмету технический труд.


Содержание изучаемого курса.

1. Выпиливание лобзиком, выжигание, тонирование, лакирование изделий из древесины.

Теоретическая часть:

Обзор работ выполненных выпиливанием лобзиком по фанере (беседа, демонстрация образцов готовых работ). Выбор материала для выпиливания, перенос линий чертежа деталей на фанеру, разметка по шаблону, правила подготовки лобзика к работе (беседа, показ приемов работы). Выжигание, правила ОТ и ТБ при работе с электровыжигателем  (инструктаж, показ приемов работы). Отделка готового изделия, шлифование, склеивание, тонирование растворами водных красителей, лакирование изделий, способы нанесения лака (беседа, показ правильного выполнения операций). Правила работы (ОТ и ТБ) с лаками. Склеивание деталей в изделие, подгонка деталей, нанесение клея, фиксация изделия при склеивании (беседа, показ).                                                                                                                                  

Практическая часть.

1.Полочка с пропильной резьбой из трех деталей.

2.Шкатулка с накладками, выполненными в стиле пропильной резьбы.

2. Простейшие авиамодели. Конструирование, изготовление, пробные запуски.

Теоретическая часть.

Авиамоделизм как увлекательный вид технического творчества. Виды авиамоделей (беседа, показ журналов авиамоделирования). Авиамодели из бумаги и реек, разнообразие конструкций и технологий изготовления, выбор авиамодели (беседа, показ готовых образцов авиамоделей). Условия устойчивого полета простейшей авиамодели, вес, размеры и пропорции крыла, фюзеляжа, стабилизатора модели (беседа, показ регулировки готового образца). Обучение правильному запуску изготовленной модели, регулировка  (показ приемов запуска и регулировки полета). Раскрашивание готовой модели. Правила ОТ и ТБ при запуске авиамодели с катапультным стартом.

Практическая часть.

Комнатная авиамодель «Колибри».

Авиамодель с катапультным стартом.

3.Работа с тонколистовым металлом, разметка, резание, опиливание, гибка.

Теоретическая часть.

Получение тонколистового металла (жести), виды жести, назначение (беседа, показ образцов жести). Правила разметки заготовок из жести, инструменты для разметки (объяснение, показ правильных приемов работы). Резание жести слесарными ножницами, правила ОТ и ТБ при работе ножницами (инструктаж). Опиливание заготовок из жести, правила ОТ и ТБ при работе напильником (инструктаж). Гибка с помощью оправок и шаблонов. Правила гибки, инструменты для гибки, ОТ и ТБ при выполнении гибки (инструктаж).

Практическая часть.

Изготовление свистка из луженой жести.

Изготовление подсвечника из оцинкованной жести.

4.Токарные работы по дереву, конструирование, точение изделий на станке.

Теоретическая часть.

Назначение и устройство токарного станка по дереву СТД-120. Выбор и подготовка древесины для точения, правила закрепления заготовки на трезубце станка, установка подручника (беседа, плакаты по устройству станка, показ приемов работы). Правила ОТ и ТБ при работе на станке (инструктаж). Инструменты для токарных работ, приемы правильной работы токарными стамесками (объяснение, показ).

Практическая часть.

Подсвечник для четырех свечей.

5.Простые модели ракет. Виды моделей, конструирование, изготовление, пробные запуски.

Теоретическая часть.

Ракетомоделизм как технический вид спорта. Достижения  российских спортсменов – ракетомоделистов (беседа, обзор журналов по ракетомоделированию). Реактивное движение, условия устойчивого полета ракеты составные части ракеты (беседа, показ моделей ракет). Виды ракетных двигателей, принцип работы ракетного двигателя (объяснение, технические рисунки). Системы спасения модели ракеты, парашют и тормозная лента (беседа, показ образцов моделей). Технология изготовления простейшей модели ракеты (составление технологической карты). Отделка готовой модели. Устройства для запуска моделей ракет, варианты конструкций, принцип действия. Правила ОТ и ТБ при запуске моделей ракет (инструктаж).  

Практическая часть.

Модель ракеты под двигатель промышленного изготовления


Методическое обеспечение программы.

1.Рассказ, беседа, показ учителем правильных и безопасных приемов работы.

2.Плакаты и инструкции по правилам ОТ и ТБ при выполнении различных работ.

3. Составление технологических карт.

4. Индивидуальная работа с кружковцами.

5.Элементы «ТРИЗ» (теории решения изобретательских задач), морфологический анализ, метод фокальных объектов.

6.Проведение соревнований на дальность и продолжительность полета авиамоделей и моделей ракет.

7.Организация выставок работ кружковцев в школьной мастерской, СЮТ.


Учебно-тематическое планирование.

Наименование раздела программы

Кол-во часов

теория

практика

всего

1

Выпиливание лобзиком, выжигание, лакирование изделий из древесины

2

10

12

2

Простейшие авиамодели, конструирование, изготовление, пробные запуски

2

10

12

3

Работа с тонколистовым металлом, разметка, резание, опиливание, гибка.

2

6

8

4

Токарные работы по древесине, конструирование, точение изделий на станке

2

14

16

5

Простые модели ракет. Виды моделей. Конструирование, изготовление, пробные запуски.

4

16

20

итого

12

56

68


Список используемой литературы.

1. Альбомы по выпиливанию лобзиком с образцами работ: В. В. Попов, «Народное творчество»,2006г.

2. Простейшие авиамодели.В.А. Турьян,М.:ДОСААФ, 1982.-87с.

3. Авиамодельный кружок. В.С.Рожков, М.: Просвещение,1978г.

4. Авиамоделирование. О.К. Гаевский, М.:Патриот, 1990.- 408 с.

5. Журналы: «Моделист- конструктор»

        «Моделяж» (ПНР)

        «Модель бау» (ГДР)

6. Технология обработки металлов. Е. М. Муравьев, М.: Просвещение, 1997г.

7. Технология обработки древесины. И. А. Карабанов, М.:Просвещение1997.-191с.

8. Модели ракет. П. Эльштейн, М.: Мир 1978г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей художественной направленности "В стране рукоделия"

Программа "В стране рукоделия" художественной направленности, продолжительность освоения-3 года, адаптированная ,модульная. Разделы прграммы: 1. Работа с бумагой; 2. Лоскутное шитьё; 3. Кожаная пласти...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей культурологической направленности "Привет, Британия!

Дополнительная образовательная программа культурологической направленности рассчитана на 72 часа, 2 часа в неделю...

Программа дополнительного образования детей культурологического направления "К Истокам..."

Программа дополнительного образования культурологического направления обуславливает изучение многообразия праздников и семейных традиций, а также создание сувениров своими руками....

Программа дополнительного образования детей "Техническое моделирование и конструирование из дерева".

Программа дополнительного образования детей "Техническое моделирование и конструирование из дерева" составлена на 3 года обучения. Её содержание рассчинано на возраст детей от 7 до 14 лет.  Основ...

Авторская программа дополнительного образования детей художественного направления «Студия – мастерская «МИР КОСТЮМА»»

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный и  деятельностный подходы в обучении.  Основные принципы реализации программы ...