Доклад "Панорама воспитательной системы: пути и поиски развития"
статья на тему
Доклад: "Панорама воспитательной системы : пути и поиски развития"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Панорама воспитательной системы: пути и поиски развития" | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Акчеевская средняя общеобразовательная школа»
«ПАНОРАМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: ПУТИ И ПОИСКИ РАЗВИТИЯ»
Подготовила: зам директора по ВР
Галдина С.А.
Акчеево 2010
« Великое благо тому, кто научился учиться»
Менандр.
Начать свой доклад мне хотелось бы словами народной мудрости, которая гласит: «Дитя – драгоценность, но еще большая драгоценность – его воспитание». Это прежде всего означает создание оптимальных условий для гармонического развития и творчества каждого учащегося. Цель воспитательной работы ставится, исходя из характеристики класса, специфики внутренних личностных отношений, структуры классного коллектива и педагогической позиции по отношению к ребенку. Результатом воспитательных мероприятий является не мифическое «повышение уровня воспитанности» учащихся, а реальное изменение отношений в коллективе, детей друг к другу, к самим себе, к учителю, к школе, к родителям. Воспитать ответственность без духовной работы самого ребенка. Без его собственных усилий, воспитать принуждением на классных часах – невозможно. Воспитание есть, прежде всего, самовоспитание. Воспитывать – значит создавать все условия. Чтобы дети становились хорошими. Надо воспитывать не поведение, а мотивы, то есть внутренние намерения, не сознание, а потребностно-мотивационную сферу ребенка. Ребенка не надо переделывать. Его надо принимать таким, каков он есть, более того таким, каким мы бы хотели его видеть.Надо искать задатки, развивать способности, демонстрировать его таланты, в первую очередь для него самого. Ибо удивляться , насколько он хорош, красив и талантлив, прежде всего, должен сам ребенок. Самое главное приобретение, которое необходимо сделать ребенку в период ученичества – это чувство собственного достоинства, веру в себя, что он знает, умеет и способен. Ребенок перестает чего-то хотеть, когда понимает, что он НЕ может, Не способен. Этого достичь можно только добром. Ибо только добро порождает добро. Так завещал великий педагог А.В. Сухомлинский. Воспитывать может только человек органически добрый и великодушный, способный верить воспитаннику и прощать его, удивляться его успехам и профессионально спокойно встречать неудачи. Воспитание – это сложнейший, тончайший, невидимый постороннему глазу, и лишь ощущаемый сердцем наставника процесс духовного взаимодействия воспитателя и воспитанника. Можно сказать, что основной задачей обучения о воспитания является развитие человека и научение его жизни. В этом смысле уроки – это подготовка к жизни, а внеурочная деятельность – это некая модель самой жизни.. Чем богаче, содержательнее, разнообразнее эта деятельность, тем более подготовленным к будущей взрослой жизни оказывается воспитанник. Дело в том, что в жизни все закладывается в детстве. Мы ведь не зря говорим «дети – наше будущее», потому что воспитанный человек формирует вокруг себя соответствующую среду, а воспитанное поколение может создать новое общество. Система образования является одним из важнейших факторов стабильности общества, поскольку как содержание образования формируется под влиянием общества, так и общество изменяется под влиянием образования. И в системе образования идут постоянные поиски идей, которые бы дали хороший результат в обучении и воспитании детей. Может возникнуть мнение, что школа создает мир немножко не по тем законам, по которым существует окружающая реальность, но никто и не говорит, что жить надо только так, как учат в школе. Школа предлагает лишь один из вариантов, одну из моделей жизни. В каждом времени есть ситуация выбора – и каждый день, и каждый час человек выбирает. Главное же предназначение учителя в том, чтобы создать условия, в которых дети смогут сделать правильный выбор. Личность развивается в силу возникновения в ее жизни внутренних противоречий. Эти противоречия разрешаются посредством деятельности, приводящей к новым свойствам, качествам личности. И личность обнаруживает себя только тогда и там, когда в своих действиях и продукте этих действий обнаруживается результат, всех других волнующий, всех других касающийся, всем другим понятный. Отсюда можно сделать вывод, что занять детей каким - либо делом – это не главное. Решающим для воспитания является то, в какие именно отношения в ходе этой деятельности вступают учитель и ученик, и на что она направлена. К примеру, организация занятий искусством в школе – процесс сложный, но при умелом исследовании не только проблемных, но и успешных сторон проблему можно решить, и тогда дети, получив возможность заниматься любимым видом деятельности в стенах своей школы, перенесут этот интерес и на весь процесс обучения. Школа станет привлекательным местом, и все , что в ней есть , тоже станет интересным. Интерес к учебе напрямую связан, с возможностью заниматься интересным делом непосредственно в школе. Причиной неуспеваемости у некоторых подростков является отрицательное отношение к учебе, потому, что в их сознании учение не связано ни с чем приятным, никаких возможностей самоутвердиться в учебной деятельности они для себя не нашли. Ученику плохо дается, допустим, математика, и мы называем его «слабым», а может, у него лучше всех получилась нарисованная им самим картина . Ведь по своей природе человек стремиться быть воспитанным, ему свойственно желать изменений к лучшему. А созданные в школе условия должны позволить каждому ученику найти занятие, соответствующее его природным склонностям, быть в чем-то лучше.
Ведущей задачей воспитания подрастающего поколения является «социализация». С самого начала жизни ребенок включен в социальные взаимодействия, через которые приобретенный опыт становится важной характеристикой его личности. Задача школы состоит в создании условий для приобретения учащимися также и социального опыта. Мы поставлены сейчас перед необходимостью решения проблем, от которых никуда не уйти, и если мы намерены жить в цивилизованном обществе, то необходимо формировать основы социального партнерства. Для отечественной науки категория социального партнерства является новой и пока мало изученной, а ,вообще, в широком смысле – это такая совместная коллективно-распределительная деятельность, которая приводит к позитивным результатам. Социальное партнерство – это цивилизованный вид общественных отношений в социально-трудовой сфере, которые характеризуют: Добровольность, Взаимовыгодность, Компромисс, Взаимоподдержка, Толерантность, Взаимоответственность. Социальное партнерство, формируя культуру деловых отношений, определяет план действий по созданию необходимых условий преодоления сложившегося разрыва между желаемым результатом и практикой воспитания детей. И за счет выявления и использования взаимовыгодных связей школы с различными учреждениями расширяется пространство социализации школьников. Мало кто из родителей может позволить себе постоянно опекать ребенка, присматривать за ним, когда он возвращается из школы. Еще меньшее число родителей может сочетать опеку с интеллектуальным, художественным, физическим развитием. Неорганизованный досуг детей приводит к драматическим последствиям. Дети начинают искать самовыражение не в созидательной деятельности, а в разрушительной. Работа же школы как интегрированного комплекса, доступного детям в течение дня, избавит многих родителей от ежедневного беспокойства за жизнь и здоровье своих детей.
Итак, вернемся к панораме воспитательной системы, а конкретно к путям развития. Что же на сегодняшний день конкретно можно предложить?
Сегодня нужно:
- найти сферы полезной для школы и значимой для учащихся школьной жизни;
- сделать их (сферы) эмоционально насыщенными и интересными;
- предоставить педагогическую поддержку и помощь
- поделиться реальной школьной властью.
Какие области школьной жизни можно отдать детям? ( соответственно под присмотром наставников)
- досуг, школьные вечера, праздники;
- деятельность школьной прессы;
- спорт и спортивные мероприятия;
- шефская помощь престарелым;
- ремонт и уборка школьных помещений;
- деятельность ученических органов правопорядка;
- реальное участие ребят в работе конференций, родительских собраний.
Самоуправление в школе и возможно, и необходимо. Ведь по большому счету мы можем воспитать хозяев страны, субъектов своей собственной жизни, только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, уверуют, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия. Сегодня встает задача поставить дело воспитания так, чтобы лидером стал каждый. По крайней мере, для самого себя. Чтобы каждый ребенок, став взрослым, был способен решать сам свои жизненные проблемы. И если ему удастся научиться решать свои проблемы, то будет легче решать проблемы государственные.
И хотелось бы еще добавить, что воспитание – это еще и искусство, а где искусство – там нужен талант, интуиция, вдохновение, любовь и прочие ненаучные вещи. И научиться любить детей тоже нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам и учебникам. Любовь – это состояние души. Можно рассказать, как относиться к детям, какие книжки читать, какие песни петь, можно объяснить технику поведения с ребенком, но описать оттенки интонации, взгляда, жеста невозможно – все это основано на богатых и сложных чувствах. Все мы разные, но все живем в одном государстве. И нам не должно быть безразлично наше настоящее, потому что - это будущее нашей страны, наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая лаборатория "Путь в неизведанное: развитие исследовательских способностей учащихся"
Эти материалы посвящены особенностям развития, диагностики исследовательских способностей учащихся. Они будут полезны педагогам, занимающимися исследовательской деятельностью с учащимися....
Здоровьесберегающие технологии – магистральный путь в программе развития спортивной школы города Шатуры. Автор-составитель Фокин С.В, тренер-преподаватель МБОУ ДОД ДЮСШ
Здоровьесберегающие технологии...
Пути повышения уровня развития коммуникативных компетенций при изучении английского языка
Пути повышенияуровня развития коммуникативных компетенцийпри изучении английского языка...
Основные пути и методы развития навыков коммуникативного поведения воспитанников, формирование межличностных отношений и взаимоотношений.
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющмх особую значимость в жизни человека.Во-первых, она влияет на учебную успешность.Во-вторых, от коммуникативной компетентност...
Основы самостоятельного анализа текста как путь к творческому развитию личности школьника.
Опыт экспериментальной работы по развитию навыков самостоятельного анализа публицистического текста...
Статья на тему: Решение проблемы поиска, развития и сопровождение одаренных детей в условиях
В статье представлен обпыт работы с одаренными детьми нашего образовательного учреждения....