Анализ воспитательной работы
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №2
городского округа Железнодорожный Московской области
Анализ воспитательной работы
за 2012-2013 учебный год
Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего — люди.
Из них на первом месте — родители и педагоги.
А. С. Макаренко
Главная цель воспитательной работы МБОУ гимназии №2 в 2012 – 2013 учебном году – развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творческому самоопределению.
Задачи воспитательной работы:
- Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России;
- Совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие навыков здорового образа жизни, развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения;
- Поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности, активизация ученического самоуправления, создание условий для развития общешкольного коллектива через систему КТД;
- Расширение общего и художественного кругозора учащихся общей и специальной культуре, обогащение эстетических чувств;
- Совершенствование системы воспитательной работы в классных коллективах;
- Совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей, правовая и экономическая защита личности ребенка.
Для реализации поставленных задач были определены приоритетные направления, через которые и осуществлялась воспитательная работа:
-гражданско-патриотическое воспитание;
-нравственно-эстетическое воспитание;
-интеллектуально- познавательная деятельность;
-физкультурно-оздоровительное воспитание;
- профилактическая деятельность
-самоуправление;
- работа с родителями.
Воспитательная работа велась всем педагогическим коллективом и воспитательной службой школы, в состав которой входят: заместитель директора по ВР Скоропупова А.С., социальный педагог Попович С.Л., классные руководители, библиотекарь Гончарова Л.В., педагоги-организаторы: Киреева В.А., Елисеева Л.,В., Дуброва Н.В..
Анализируя воспитательную деятельность за прошедший год, остановимся на следующих сферах деятельности.
Гражданско-патриотическое воспитание
Целью данного направления ВР является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- воспитание личности учащегося, как гражданина-патриота, способного встать на защиту государственных интересов страны;
- воспитание отрицательного отношения к насилию, к уничтожению человека, к нарушению прав человека, его свободы, осуждение того, что ведет к человеческим жертвам.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию в 2012-2013 уч.году проводилась согласно утвержденному плану ВР. В феврале традиционно прошел месячник военно-патриотического воспитания. Необходимо отметить, что гимназия поддерживает тесную связь с Советом ветеранов города. Такие мероприятия реализуются с обязательным участием ветеранов.
Наиболее значимые из которых:
- торжественные мероприятия, посвященные Сталинградской битве, 70-летию прорыва блокады Ленинграда, битве под Москвой, 9 Мая;
- Городской конкурс творческих работ, посвященных Дню Российской армии;
- спортивно-патриотические соревнования «Вызов»;
- день памяти М.Грачева-выпускника гимназии, погибшего при исполнении воинского долга в Чечне;
- радио линейки, посвященные Дню памяти воинов-интернационалистов, юным героям антифашистам;
- вахта памяти в городском сквере;
-конкурс военно-патриотической песни «О родине и воинской славе»;
- городской конкурс чтецов «Мы-наследники Победы», конкурс чтецов «Венок памяти».
В течение всего учебного года в классных коллективах проходили тематические классные часы и беседы по патриотическому воспитанию.
В целях привлечения учащихся к социально-значимой деятельности организована акция «Письмо ветерану», в ходе которой учащиеся 8Г, 8А, 8Б, 9Д классов разносили ветеранам по домам поздравительные письма и.о. Губернатора МО и Главы Города под руководством своих классных руководителей (Луниной Л.Г., Паламарчук Н.К., Попович С.Л., Кучеровской Т.Е.). При взаимодействии с Региональной общественной организацией социальной поддержки молодежи «Студенческая община» учащиеся 7Г класса вместе с классным руководителем Хаюц О.Ю. приняли участие в акции «Георгиевская ленточка».
Библиотекарем Л.В.Гончаровой регулярно обновляется выставка книг о войне, проводятся беседы.
Успешно решается проблема воспитания любви к своей малой родине учителями начальных классов посредством проведения тематических бесед, демонстрации презентации, встречи с ветеранами ВОВ, экскурсиями в краеведческий музей, возложением цветов к памятнику в городском парке.
Руководитель школьного музея «Память» Т.И.Терещенко активно сотрудничает с классным руководителем 6В класса и ее коллективом. Ребята неоднократно становились участниками Городских конференций и круглых столов по данному направлению.
Положительные результаты:
1. Гражданско-патриотическому воспитанию уделяется все больше внимания
2. Вовлечение родителей в проведение совместных мероприятий по данному направлению
3. Учащиеся гимназии принимают участие во всех районных, краевых мероприятиях данного направления.
4. Начало исследовательской работы по созданию альбома «По страницам памяти» под руководством учителя истории И.А.Боковой.
Проблемное поле:
1. Активизация работы школьного музея «Память».
2. Слабая систематизация накопленного опыта по данному направлению.
Возможные пути устранения недостатков:
1. Активизация работы по поиску исторических фактов и материалов с привлечением учителей-историков, родителей через внедрение новых форм (операция «Чердак», «В бабушкином сундучке» и др.)
2. Систематизировать накопленный опыт.
Нравственно-эстетическое воспитание
Нравственно-эстетическое воспитание являлось одним из основных направлений воспитательной работы школы в прошедшем году.
Цель: помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила поведения.
Задачи: Формирование нравственного отношения к окружающим людям, формирование нравственной системы ценностей.
Работа по нравственно-этическому воспитанию проводилась согласно утвержденному плану ВР.
В течение года проведены классные часы, направленных на формирование устойчивой нравственной позиции учащихся, встречи с ветеранами ВОВ, участниками боевых действий, тематические мероприятия патриотической и нравственной направленности.
Это такие мероприятия как:
- фестиваль работ из природного материала «Золотая осень»;
- конкурс творческих работ «Открытка учителю», посвященная Дню учителя;
- КТД: День пожилого человека, «Новогодний серпантин» (тематические дискотеки), «Мисс гимназия», 8марта, 23 февраля, День туда, День матери, вечер встреч с выпускниками, День города, День здоровья, «Белая трость», День памяти жертв ДТП и др.;
- командно-интеллектуальная игра «Форд боярд»;
- праздник Последнего звонка;
- Выпускной вечер.
Учащиеся гимназии активно принимали участие в городских творческих конкурсах со следующими результатами:
Таблица №1
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки проведения | Общее количество участников | Результат участия с Ф.И. победителей и призеров |
1 | Дизайн открытки, посвященной «Дню учителя» | октябрь | 9 | Обыденнова Мария -1 место |
2 | Конкурс эмблем «Город без жестокости» | октябрь | 6 | участники |
3 | Конкурс открыток, посвященных Рождеству Христову | ноябрь | 7 | Дорф Мария-2 место Хижнякова Елизавета-3 место Носова Валерия, Стасюк Евангелина – приз симпатии жюри |
4 | Слет отрядов Юных друзей инспекторов дорожного движения | ноябрь | 10 | участники |
5 | Конкурс творческих работ по антинаркотической профилактик «Я выбираю жизнь» | ноябрь | 10 | Мельникова дарья-2 место Воеводина Ангелина, Леонтьева Арина -3 место |
6 | Конкурс «Рождественское чудо» | декабрь | 4 | Участники |
7 | Конкурс детского и юношеского художественного творчества среди ОУ и УДОД г.о. Железнодорожный Московской области по теме «Безопасное поведение на дорогах» | январь | 3 | участники |
8 | Конкурс рисунка «Мое любимое животное» | февраль | 9 | Билык Татьяна -2 место, Ледовская Катя-приз зрительских симпатий |
9 | Конкурс чтецов «Живая классика» | февраль | 3 | Джикия Лариса -2 место |
10 | Фестиваль активов ученического самоуправления «Юность 21 века» | март | 10 | Демченко Валерия-победитель в номинации «Лучший стиль письма», команда победитель номинации «Национальное богатство», команда победитель в номинации «Самая танцевальная визитка» |
11 | Конкурс рисунка «Немеркнущий свет Великой Победы» | апрель | 5 | участники |
12 | Конкурс чтецов «Я-наследник Победы» среди читателе городских библиотек | апрель | 5 | участники |
13 | Городской конкурс боевых листков, посвященных «Дню защитника отечества» | февраль | 9 | Ретивов Олег -3 место, Горская Наталья-1 место |
14 | Третий Городской слет отрядов «Юный друг полиции» | май | 12 | Команда победитель в номинации «Творческая программа», 3 командное место |
15 | Городской фестиваль «Славянский мир» | апрель | 15 | 2 место(кол-в Вдохновение) |
Необходимо отметить работу учителей русского языка и литературы Игдыровой Т.И., Попович С.Л., Будниковой Г.В. по подготовке к участию в городских конкурсах «Моя будущая профессия», «Живая классика», « Мы-наследники Победы».
Наблюдается недостаток внимания родителей на формирование нравственных и духовных качеств детей. Настораживает в отдельных случаях среди подростков недоброжелательность, нетерпимость по отношению друг к другу, к людям, неумение вести себя в общественных местах, бережно относиться к собственности, школьному имуществу. Положительное отношение к обществу и природе остается примерно на одном уровне. Такие результаты говорят о недостаточном воспитательном воздействии.
Проблемное поле:
1. Недостаточное внимание классных руководителей к изучению этики, культуры поведения.
2. Низкая активность учащихся 6-11 классов в творческих конкурсах.
3. Недостаточное использование классными руководителями различных методик диагностирования нравственного уровня учащихся и коррекции воспитательного воздействия на них в соответствии с полученными результатами.
Возможные пути преодоления недостатков:
1. Классным руководителям совершенствовать методы стимулирования успешности в преодолении трудностей учащимися; уделять больше внимания различным интеллектуальным турнирам, занимательным предметным материалам, которые помогли бы заинтересовать учащихся.
2. Классным руководителям 6-11 классов активизировать творческую деятельность учащихся.
3. Администрации своевременно направлять, отслеживать, стимулировать работу классных руководителей по использованию различных методов диагностики уровня воспитанности учащихся, коррекции в связи с полученными результатами своей воспитательной деятельности в этом направлении.
Физкультурно – оздоровительное направление деятельности школы осуществлялось с учетом здороьесберегающих технологий и создания наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
В соответствии с этим были определены основные направления работы:
- профилактика и оздоровление – утренняя зарядка, физкультурная разминка во время учебного процесса для активации работы головного мозга и релаксации органов зрения, горячее питание, физкультурно-оздоровительная работа;
- образовательный процесс – использование здоровьесберегающих образовательных технологий, рациональное расписание;
- информационно—консультативная работа – лекции школьной медсестры, специалистов (Институт гигиены) , ежемесячные классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни: тур слеты, спортивные соревнования, работа спортивных секций.
В течение 2012-2013уч. года в школе работали спортивные секции: «Волейбол», «Баскетбол», «Бадминтон», «Киокушинкай».
Учащиеся активно участвовали в следующих мероприятиях:
Таблица №2
№ п/п | Наименование мероприятия | Статус (городской, региональный, всероссийский) | Сроки проведения | Общее количество участников | Результат участия с Ф.И. победителей и призеров |
Соревнования по мини-футболу | городской | в течение года | 20 | 3 место | |
Соревнования по гандболу | городской | в течение года | 20 | 3 место | |
Соревнования по волейболу | городской | в течение года | 20 | 1 место (девочки) | |
Соревнования по бадминтону | городской | в течение года | 6 | 1 место (девочки) | |
Соревнования по настольный теннис | городской | в течение года | 6 | 3 место | |
Веселые старты | городской | в течение года | 20 | ||
Эстафета, посвященная 9мая | городской | в течение года | 13 | ||
Президентские состязания | городской | в течение года | 64 | ||
Соревнования по волейболу (девочки) | городской | в течение года | 8 | 1 место | |
Соревнования по волейболу (девочки) | область | в течение года | 8 | ||
Спортивный турнир «Вызов» | внутришкольный | февраль | 50 |
Рис.№1 Участие в городских спортивных соревнованиях и занятые места:
Рис.№2 Количество занимающихся в спортивных секциях дополнительного образования в школе
Охват спортивными секциями дополнительного образования в гимназии составил 18 % учащихся. Из рис.№2 видно, что количество обучающихся, занимающихся в спортивных секциях растет.
Учителями физической культуры систематически проводились спортивные соревнования, Президентские игры, согласно утвержденному плану, тематические беседы, посвященные Олимпийскому движению.
Медицинской сестрой школы Стариновой Е.А., социальным педагогом Попович С.Л. .организованы и проведены профилактические беседы («Профилактика Гриппа и ОРЗ», «Авитаминоз», «Профилактика алкоголизма и табакокурения» и др.). Но проблема табакокурения остается актуальной.
Планы ВР классных руководителей предусматривали реализацию целенаправленных мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся, пропаганде здорового образа жизни в разделе «Здоровье». Каждым классным руководителем разработан и реализован комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей, включающий в себя организацию и проведение каникулярного отдыха детей, инструктажей по правилам техники безопасности, мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся, детского травматизма на дорогах, наркомании, токсикомании, табакокурения, встреч родителей и детей с представителями правоохранительных органов, медработниками, экскурсий и походов, участие коллектива класса в спортивных, внутришкольных мероприятиях.
В рамках тематической недели «В здоровом теле – здоровый дух», акции «За здоровый образ жизни», «Сигарета на конфету» классными руководителями проведены тематические классные часы, беседы по пропаганде здорового образа жизни учащихся.
Проблемное поле:
1. Недостаточное материально-техническое обеспечение для полноценного развития спортивно-массового воспитания.
2. Привлечение родителей к совместной деятельности.
Возможные пути решения проблем:
1. Привлечение родителей к участию в спортивных мероприятиях. 3.Разработка и реализация программы «Здоровье».
3. Привлечение медицинских работников к совместной профилактической деятельности.
Профилактика правонарушений
Согласно плану воспитательной работы, в целях предупреждения и профилактики правонарушений и употребления ПАВ среди детей и подростков на протяжении всего учебного года в школе велась работа по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, а также учащихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия:
- составлялись списки;
- своевременно ставились такие дети на внутришкольный контроль;
- велась работа по устранению причин, условий и обстоятельств, способствующих совершению правонарушений несовершеннолетними.
Велось обследование жилищно-бытовых условий учащихся, находящихся в социально-опасном положении, составлялись акты;
Разработан план по профилактике правонарушений, включающий мероприятия по правовому воспитанию, профилактике вредных привычек, пропаганде здорового образа жизни.
Социальная занятость несовершеннолетних.
Контроль за занятостью подростков в кружках, спортивных секциях - это главный показатель формирования здорового образа жизни. Из 1249 учащихся гимназии, 1142 человека (93%) заняты в системе дополнительного образования по различным направлениям деятельности. В планах воспитательной работы каждого класса есть раздел, в котором классный руководитель отражает занятость учащихся в учреждениях дополнительного образования.
Социальная работа с многодетными семьями.
Многодетная семья это семья, в которой трое и более детей, не достигших 18 летнего возраста. Таких семей у нас 93. Из них, имеющие 3-х детей – 75 семей; 4-х детей -11 семей; 5 детей – 5 семей;6 детей -2 семей.
В течение учебного года все дети из многодетных семей пользовались бесплатным льготным питанием, оказывалась материальная помощь через отдел социальной защиты населения, предоставлены льготные места в летние оздоровительные лагеря.
Социальная работа с опекаемыми семьями.
В течение года осуществлялся периодический патронаж семей, в которых воспитываются опекаемые дети, составлялись акты обследования жилищно-бытовых и социально-психологических условий проживания несовершеннолетних. С опекунами проводились индивидуальные консультации, решались вопросы по оказанию помощи таким семьям.
Опекаемых семей – 6 (это семьи, где дети оставшиеся без попечения родителей по разным причинам).
В течение года поддерживаем тесную связь с опекунами учащихся. Посещаем квартиры учащихся, с целью контроля за условиями проживания, сохранностью жилья, состоянием жилищно-бытовых условий. В результате выяснилось, что все дети живут в хороших условиях, материально обеспечены, Опекуны выполняют свои обязанности добросовестно. Дети из опекаемых семей в течение всего учебного года пользовались библиотечным фондом и были обеспечены учебниками на весь учебный год.
В марте 2013 года опекуны приняли участие в городской конференции с участием Главы г.о. Железнодорожный Московской области, организованной отделом по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними.
Социальная работа с малообеспеченными семьями.
По материальной обеспеченности классифицируются на семьи: с высоким материальным достатком, с очень высоким материальным достатком, со средним материальным достатком, с низким материальным достатком, нуждающиеся (за чертой бедности). Мы отслеживаем, семьи с низким материальным достатком или мы их называем малообеспеченные, то есть семьи, которые состоят на учете в соцзащите. Таких семей в школе 49 (в них детей, что составляет 4% от общего числа учащихся).
В течение учебного года оказывалась материальная поддержка детям из многодетных семей через Комитет по образованию: получили две путевки в оздоровительный лагерь «Орленок» на берегу Черного моря, 240 бесплатных билетов с подарком на Новогоднюю елку.
Социальная работа с детьми – инвалидами.
Так же ведется учет детей – инвалидов. Таких детей 9. Инвалидность оформляется на год и более. По истечению срока дети проходят переосвидетельствование: инвалидность снимается, либо продляется.
Основная цель социального педагога при работе с такой категорией детей: способствовать формированию условий для успешного обучения и социализации личности ребёнка. Решаются следующие задачи: Актуализация ресурсов личности ребенка, организация общения со сверстниками, изучение семейного социума, выявление интересов и трудностей учащихся, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде.
Социальная работа с неблагополучными семьями.
По социально – правовой устойчивости и воспитательному потенциалу:
-социально – устойчивая, благополучная в воспитательном отношении;
-социально – устойчивая, но неблагополучная в воспитательном отношении;
-социально – неустойчивая, неблагополучная в воспитательном отношении;
-социально – неустойчивая, негативная в воспитательном отношении.
Мы отслеживаем неблагополучные семьи (в которых у родителей утрачен контакт с детьми и контроль над ними, либо воспитательная сторона слабая с постоянно конфликтной ситуацией или с агрессивно негативной атмосферой, с алкогольной зависимостью, вступающие в конфликт с законом и т.д.)
Таких семей на учете в школе не выявлено.
Социальный педагог совместно с заместителем директора по воспитательной работе разработали четкий алгоритм работы по выявлению раннего семейного неблагополучия:
1этап. Знакомство с семьей, обследование жилищно-бытовых условий семьи, выявление проблем, возникших в семье.
2 этап. Выявление и анализ причины социального неблагополучия семьи, ее особенности, личностных качеств семьи.
3 этап. Выработка конкретных, индивидуальных целей, задач по работе с неблагополучной семьей.
4 этап. Подведение итогов работы с семьей.
5 этап. Разработка дальнейшего планы работы с семьей.
В 2012-2013 учебном году было посещено 15 семей, для родителей так же проведены индивидуальные консультации.
Профилактика правонарушений с учащимися.
Работа по профилактике велась в соответствии с программой профилактической деятельности «Мы рядом». Концепция профилактической программы строится с учетом трёх основных жизнедеятельности детей и молодёжи – семья, образовательное учреждение, досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение. Программа предусматривает деятельность со всеми участниками образовательного пространства: учащимися, родителями, педагогами. Основная цель программы: создание единой системы профилактической деятельности в образовательном учреждении.
Настораживает факт, что ежегодно снижается возраст детей, совершающих противоправные поступки. Существует ряд причин, которые влияют на увеличение количества детей совершающих противоправные действия, асоциальные поступки, но основная причины заключается в том, что дети получают неправильное воспитание в семье, страдают от нехватки родительской заботы, внимания, понимания.
Одним из направлений, которое осуществляет школа, является правовое просвещение, направленное на понимание учащимися, родителями, учителями ценностей, принципов, лежащих в основе правовой системы государства. В течение учебного года прошло два общешкольных родительских собрания: «Права и обязанности детей родителей и детей», «Мой ребенок. Пути взаимопонимания», «Профилактика употребления ПАВ».
В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди подростковой среды. Оно играет огромную роль в борьбе с детской преступностью, насилием, асоциальным поведением, создает благоприятные условия для индивидуального развития личности. Для учащихся проведены ряд профилактических мероприятий с привлечение специалистов различных ведомств:
- во втором семестре состоялась беседа специалиста Московского института гигиены для девушек 10-11 классов «Твое здоровье. Нет вредным привычкам»;
-цикл профилактических бесед (СПИД, табакокурение, подростковый алкоголизм и т.д.). Проведены беседы на классных часах с учащимися 5-11 классов.
- индивидуальные беседы инспектора ПДН с учащимися «группы риска»;
За учебный год проведено 27 беседа с учащимися из них 17 совместно с родителями, которые зафиксированы в протоколах родительских собраний и листах беседы с родителями и учащимися. Анализируя данные протоколов можно сделать вывод о том, что основным предметом бесед были успеваемость, и поведение учащихся, пропуски учебных занятий в школе в результате которых намечался план действий школы, родителей и учащихся по устранению негативных причин. Очень часто принималось решение о том, что родители проведут индивидуальные беседы с ребенком, усилят контроль.
Проведено 15 рейдов на квартиры, с целью выяснения причин отсутствия учащихся в школе, несвоевременное преступление к учебным занятиям в начале четверти, пропуски уроков без уважительной причины. Посещение квартир проводилось совместно со специалистами, инспектором ПДН, классными руководителями, педагогом-психологом, социальным педагогом. Особое беспокойство вызывали семьи Субботиных, Соколовых, где родители не занимаются воспитанием или не имеют авторитета.
В 2012-2013 учебном году продолжил свою работу «Совет по профилактике» – один из органов работы с правонарушениями и с детьми «группы риска». На совете были заслушаны учащиеся, поставленные на учет в ПДН и внутришкольный учет, имеющие пропуски без уважительной причины, плохую успеваемость, поведение. Большинство учащихся были заслушаны в присутствии родителей. Проведено 17 заседания, заслушан 17 учащийся, из них 17 с родителями, в том числе 2 стоящих на внутришкольном учете. По каждому учащемуся принимались конкретные решения: закрепление шефства из членов Совета, постановка и снятие с внутришкольного учета, установление испытательного срока, давались рекомендации обращения к школьному психологу и врачам – специалистам.
Работа по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, а так же злоупотребления ПАВ в течение года была спланирована и проводилась в различных видах и формах. В целях профилактики безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних была активизирована работа:
1) Индивидуальная работа с каждым несовершеннолетним с привлечением инспектора ПДН.
2) Классными руководителями проведены классные часы, связанные с профилактикой преступлений и правонарушений несовершеннолетних.
3) Организована летняя занятость несовершеннолетних.
4) Привлечение несовершеннолетних к проведению внеклассных и внешкольных мероприятий.
5) Классные часы на правовые темы: «Устав школы», «Правила поведения в школе», «Уголовная и административная ответственность», которые проводятся в начале учебного года и стали традиционными.
6) Лекторий для учащихся 9-11 классов «Вредные привычки» с приглашением учителя ОБЖ.
Анализируя, данные мы видим, что эти формы работы с учащимися и родителями эффективны и успешно отражаются на успеваемости учащихся, их поведении и посещаемости уроков. Необходимо укрепить взаимодействие семьи и школы по вопросам воспитания детей. Доля занятости обучающихся в системе дополнительного образования детей высокая. Продолжить деятельность работы малого педагогического совета, активизировать профилактическую работу школы совместно с инспекцией ПДН. В целом работу за 2012 – 2013 учебный год можно характеризовать как продуктивную.
Рис.№3 Профилактика правонарушений среди учащихся
Результат:
1. Снижение правонарушений среди несовершеннолетних.
2. Работе с трудными подростками в гимназии школе уделяется достойное внимание.
3. Улучшилась выявление детей «группы риска» и своевременное оказание помощи, при необходимости оформление их в специальные государственные учреждения
4. Оказывается необходимая помощь детям из малообеспеченных семей. Ведется необходимая работа с детьми-инвалидами.
Проблемное поле:
1.Снижается ответственность родителей за воспитание детей.
2.Низкий уровень образования родителей, материальные трудности в семьях.
3. Нарушение правил поведения на уроке, перемене.
Возможные пути преодоления недостатков:
1. Обеспечение социально-педагогического сопровождения детей, находящихся в социально-опасном положении.
2. Классным руководителям усилить контроль за учащимися, склонным к правонарушениям, за семьями находящимися в сложной жизненной ситуации, своевременное информирование администрации школы.
3. Усилить контроль за работой классных руководителей нач. школы, 8-10кл. по этическому, правовому воспитанию школьников.
Работа с родителями.
Со стороны гимназии родителям учащихся постоянно оказывается возможная помощь. Это, прежде всего, педагогические консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы об особенностях возраста и методах подхода к воспитанию ребенка, по профилактике суицида, употребления ПАВ, безнадзорности и правонарушений, сохранению и укреплению здоровья , т.е. педагогическое просвещение родителей. Кроме того оказывается помощь учащимся в трудоустройстве, учащиеся, имеют возможность бесплатно отдохнуть в летнем оздоровительном лагере, дети из малообеспеченных семей в первую очередь получают имеющиеся бесплатные учебники в школьной библиотеке.
Анализ посещаемости родителями школьных собраний показал, что средняя посещаемость родительских собраний 74%. Из рис.№4 видно, что число проведенных в 2012-2013 уч.году родительских собраний значительно возросло. Это говорит об активизации работы классных руководителей. Но заинтересованность родителей в посещении этих мероприятий не достаточно высокая. Во многом это связано с большой занятостью, с ростом неполных семей (ребенка воспитывает один родитель и не может прийти, т.к. находится на работе), изменение социального сознания (родители думают, что школа им обязана, решить все проблемы без их участия).
Рис.№4 Организация работы с родителями
В 2012-2013 учебном году были организованы и проведены внеклассные мероприятия с привлечением родителей: «День матери», «Новый год», «Осенний фестиваль», новогодние праздники, тематические дискотеки, встреча с ветеранами ВОВ, возложение цветов к памятнику в городском парке и др. Классные родительские комитеты активно оказывают помощь в организации и проведении походов в музеи, театры, экскурсионные поездки.
Проведены общешкольные родительские собрания по темам:
- Мой ребенок –гимназист;
- Я и мой ребенок -пути взаимопонимания;
- Профилактика потребления ПАВ;
- Безопасность на дорогах и ж/д транспорте;
- Кем стать?
Результат:
1. Уровень взаимодействия семьи и школы повысился.
2. Незначительно повысился уровень посещаемости общешкольных родительских собраний
Проблемное поле:
1.Слабо привлекаются родители к участию во внеурочной деятельности.
2. Организация работы родительского всеобуча.
3. Низкая явка на собрания в 7-8-х классах.
Возможные пути преодоления недостатков:
1. Классным руководителям активнее привлекать родителей к участию во внеурочной деятельности.
2. Уделять больше внимания организации и проведению родительского собрания.
3. В 2013-2014 учебном году социальному педагогу и педагогам психологам особое внимание уделить систематическому проведению родительского всеобуча.
Развитие ученического самоуправления
В 2012-2013 учебном году педагогический коллектив МБОУ гимназии №2 продолжал активную работу по развитию самоуправления в классных коллективах и взаимодействовал с Правительством демократической республики «Альфа-лэнд. В октябре 2012г. были организованы и проведены выборы Президента школьной республики и депутатов в молодежный парламент г.о.Железнодорожный. Президентом республики стала –Щербакова Анастасия (10А класс), а депутатами МП: Трудова Светлана(9Г кл.), Игнатов Александр (10Б кл..), Рукавицын Максим (11А кл.).
Ребятами была спланирована деятельность на год. Еженедельно проодились заседания мэрии по вопросам организации и проведения общешкольных мероприятий, анализ проведенных дел, отчеты о работе мэрии.
Среди наиболее значимых мероприятий:
- выборы президента школьной демократической республики «Альфа-лэнд»;
- парад флотилий «Альфа-маячок»;
-посвящение в гимназисты;
- новогодние КТД;
- командно-интеллектуальная игра «Форд боярд»;
- игра «Тайный друг»;
- день памяти М.Грачева;
-вахта памяти 9 мая;
- конкурс Мисс гимназия;
-День города;
-День здоровья;
-акция «Сигарета-на конфету»;
- участие в конкурсе Потенциал 2013;
-участие в проведении мероприятий в рамках ресурсного центра «Обучение игротехников-тренеров мотивации среди участников образовательного процесса».
Результатом участия команды актива УС гимназии в четвертом Фестивале активов ученического самоуправления «Юность 21 века» стали победы победитель в номинациях «Лучший стиль письма», «Национальное богатство», «Самая танцевальная визитка».
Актив ученического самоуправления принимает активное участие в организации и проведении всех общешкольных мероприятий.
Но есть недостатки в работе министерств. Так, например, министерство по благоустройству и социальным вопросам не осуществляет контроль по проверке внешнего вида, готовности учащихся к урокам, результатам дежурства классов по школе. На низком уровне была организована работа информационного, образовательного министерств и министерства безопасности.
Результат:
1. Работу школьного ученического самоуправления за истекший год признать удовлетворительной.
2. Низкий результат деятельности информационного, образовательного министерств и министерства безопасности ученического самоуправления
Возможные пути преодоления недостатков:
1. Необходимо активизировать работу всех министерств через тесное сотрудничество с классными руководителями, учителями предметниками.
2. Сделать жизнь в классах-городах открытой, и через информационные листы класса, 1 раз в месяц освещать свои экскурсии, праздники, классные часы.
3. Воспитывать самостоятельность и инициативность у учащихся, привлекать большее их число для активного участия в самоуправлении.
4.Уделить больше внимания работе по профилактике правонарушений министерству безопасности.
5. Классным руководителям активизировать работу классных ученических самоуправлений .
6. Учителям-предметникам предложить курировать министерства ( по желанию).
Работа классных руководителей
В этом учебном году всего работало: 44 классных руководителей.
1.Планирование и организация работы в классном коллективе:
а) планы воспитательной работы были составлены всеми классными руководителями, сданы своевременно, во всех планах ВР был анализ за прошедший уч. год, психолого-педагогическая характеристика классного коллектива, в планах отражены основные направления воспитательной работы, мероприятия соответствовали возрастным особенностям учащихся.
б) Анализ и изучение работы классных руководителей с классным коллективом показал, что деятельность большинства классных коллективов направлена на реализацию общешкольных и социально значимых задач.
Классные руководители работают над занятостью учащихся во внеурочное время, организовывают внеклассные мероприятия; проводят профилактическую работу с учащимися и родителям.
В традиционных школьных мероприятиях принимали участие все классы, но степень активности классов в жизни школы, естественно, разная. Это связано с работой классных руководителей их желанием и умением организовать, зажечь детей, умением привлекать к участию в мероприятиях каждого ученика. Большое значение имеет сформированность классного коллектива, отношения между учениками в классе.
В начальной школе все классы принимали активное участие в общешкольных мероприятиях. Классные руководители Активно вовлекают в творческую деятельность учащихся, участвуют в конкурсах различных уровней.
По итогам осуществления дежурства по школе с обязанностями дежурных наиболее справлялись следующие классы и классные руководители: 6В класс (кл.руководитель Л.В.Елисеева), 6Б класс (кл.рукводитель Е.В.Маркеева), 6Г класс(кл.руководитель Хаюц О.Ю.), 7А класс(кл.руководитель Т.А.Грачева), 7Г класс (кл.руководитель Е.Г.Покачалова), все 8-е классы( кл.руководители: С.Л.Попович, Н.К.паламарчук, Л.С.Калашникова, Л.В.Лунина), 9А класс(кл.руководитель Костарева Н.Н.), 9Б класс(кл.руководитель И.А.Таций), 10 А класс( кл.руководитель А.В.Вичук), 11А класс(кл.руководитель О.М.Ковальчук). Хочется отметить классных руководителей 5-хклассов, которые течение всего года активно взаимодействовали с зам.директора по ВР, участвовали о всех школьных мероприятиях.
2. Анализ воспитательной работы с классным коллективом за 2012-2013 уч. год:
в) по завершению учебного года каждым классным руководителем был проведён и написан анализ воспитательной работы с классом за текущий учебный год. Всеми классными руководителями давался отчет о работе по основным направлениям воспитательной работы (гражданско-патриотическое воспитание; -нравственно-эстетическое воспитание; -интеллектуально- познавательная деятельность; -физкультурно-оздоровительное воспитание; - общественно трудовая деятельность, участие классного коллектива в общешкольных мероприятиях).
Классные руководители не проанализировали детально сферы деятельности классного коллектива: не обратили должного внимания на индивидуальную работу с детьми и родителями, взаимоотношения класса и учителей предметников, на психологический микроклимат класса. Не проанализирована работа с детьми, состоящими на различных видах учета, «группы риска», не отражена работа с семьями, требующих особого внимания.
Важнейший момент в работе с классом классных руководителей 5-11 классов – это взаимодействие с педагогами-предметниками. В анализе воспитательной работы не отражено данное направление результат - раздражение педагогов и учеников, оценки, не соответствуют желаемым, конфликты. Классным руководителям в этом вопросе нужно быть не наблюдателями, а строителями взаимоотношений, классный руководитель должен обеспечить бесконфликтный процесс обучения.
Результат:
1. В целом работу классных руководителей можно считать удовлетворительной.
2. Анализ воспитательной работы классными руководителями составлены не в полном объеме без учета работы с детьми «группы риска», семей, требующих особое внимание.
Проблемное поле:
1.Не все классные руководители активно принимают участие в воспитательной работе школы.
2.Недостаточно обобщен опыт передовых классных руководителей;
Возможные пути преодоления недостатков:
1. Активнее привлекать классных руководителей к подготовке и проведения открытых воспитательных мероприятия.
2. Провести мероприятия по обмену опыта передовых классных руководителей
3.Разработать рекомендации по написанию анализа работы с классом, плана воспитательной работы.
Дополнительное образование
В системе единого воспитательно-образовательного пространства гимназии работа по дополнительному образованию в 2012-2013 учебном году была направлена на выполнение задач по дальнейшему обеспечению доступных форм занятости учащихся во внеурочное время с учетом их индивидуальных особенностей.
На базе гимназии работало 18 кружков и секций (из них:5 кружков от ДДТ). Количество кружков увеличилось, у детей появилась возможность выбрать себе занятие по интересам и развивать свои творческие способности.
На рис.№5 можно увидеть динамику роста количества занимающихся в кружках и секциях учащихся гимназии.
Рис №5 Количество занимающихся в кружках и секциях дополнительного образования в школе
Результат:
1. Увеличение занятости детей во внеурочное время.
2. Рост мастерства, творческой активности учащихся.
Проблемное поле:
1. При достаточно высоком охвате занимающихся учащихся в системе дополнительного образования, недостаточно высоким остается уровень охвата детей по развитию способностей.
2. Отсутствие индивидуальных программ по осуществлению развития особо одаренных детей.
Возможные пути решения проблем:
1. Повысить качество предоставления дополнительных услуг за счет повышения методической и профессиональной подготовки педагогов.
2. Активизировать участие детей в конкурсах, фестивалях разного уровня.
3. Расширить сеть за счет более тесного сотрудничества с учреждениями дополнительного образования.
Выводы: Исходя из анализа воспитательной работы, необходимо отметить, что в целом поставленные задачи воспитательной работы в 2012-2013 учебном году можно считать решенными, цель достигнута. На основе тех проблем, которые выделились в процессе работы, можно сформулировать задачи на будущий учебный год:
-совершенствовать систему формирования и развитие коллектива класса;
-организовывать системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- продолжать работу в рамках гуманизации отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками.
- формировать у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- продолжать организовывать социально значимую, творческую деятельность учащихся;
- добиться полного охвата школьников занятиями в кружках и секциях
- совершенствовать профилактическую работу среди несовершеннолетних, уделив приоритетное внимание формированию толерантных отношений, противостоянию алкоголю, табаку, наркотикам, суицадальным настроениям.
- совершенствовать работу школьного ученического самоуправления.
Отработанный комплекс мероприятий позволил успешно решать задачи воспитания.
Признать работу в направлении «воспитательная работа» на оптимальном уровне.
Заместитель директора по ВР А.С.Скоропупова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
анализ воспитательной работы
Несколько лет пользуюсь такой формой для анализа воспитательной работы в классе. Прежде чем составить ее, прочитала много методической литературы по данному вопросу. В анализе дается краткая характер...
Анализ воспитательной работы МОУ "Матюшинская СОШ" за 2009-2010 уч.г.
полный анализ воспитательной работы по школе...
Анализ воспитательной работы
Для достижения поставленных воспитательных задач было проведено большое количество индивидуальных и коллективных бесед, классные часы были посвящены вопросам успеваемости и отношению к учёбе, на родит...
Анализ воспитательной работы школы за 2009-2010 год. Планы работы на 2010, 2011 годы
Анализ воспитательной работы школы проводится по всем направлениям....
Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»
Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...
Анализ воспитательной работы классного руководителя 10 «А» класса Фаттаховой З.Х. по итогам работы за 2017-2018 учебный год.
В 10А классе обучается 24 человек, 16 девочек и 8 мальчиков. Данный коллектив сформирован на базе 9А и 9Д класса, двое из 9г.(, ,) Один из гимназии….. Большинство детей учились вместе до ...
Анализ воспитательной работы за учебный год с презентацией работы
Документ содержит анализ работы классного руководителя за учебный год. Сопровождается показом презентации с данными по классу и фотографиями...