"Сельская школа здоровья - стереотип жизни"
статья по теме
Об организации здоровьесбережения в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
selskaya_shkola_zdorovya-stereotip_zhizni.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы
МОУ «Мамоновская основная общеобразовательная школа»
Пронского района Рязанской области
«Сельская школа здоровья – стереотип жизни»
Куксова ОЛ.Л. – директор школы
Национальная образовательная политика «Наша новая школа» определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования.
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов, сегодня эта тема для разговора становится первостепенной. По данным всероссийской диспансеризации в подростковом возрасте каждый пятый ребёнок имеет хроническое заболевание или является ребёнком-инвалидом.
Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 17 лет этой средой является школа, так как 70% времени он проводит в её стенах.
Результаты школьных мониторингов, жалобы родителей, учителей, низкие показания физической активности учащихся заставили нас безотлагательно заняться проблемой здоровья учащихся нашей школы.
А если учесть, что возможность получить квалифицированную медицинскую помощь имеет далеко не каждый сельский житель и что болезнь легче предупредить, чем лечить, то налицо все аргументы за то, чтобы первоочередной задачей нашей сельской школы стало воспитание здорового человека, человека с потребностями в здоровом образе жизни. Нет у ребёнка здоровья – он не сможет полноценно учиться, а затем стать хорошим специалистом. А неспециалистам приходится всё труднее.
В процессе взросления проявляется ещё один фактор, негативно влияющий на образ жизни детей и, как результат, на состояние их здоровья. Это вредные привычки, прежде всего курение и употребление алкоголя.
Таким образом, нами были сделаны выводы, что для того, чтобы улучшить состояние здоровья учеников, необходимо объединение усилий не только учителей и врачей, но и социально-психологических служб. Нами была разработана Программа «Здоровье», которая была представлена на рассмотрение Совету школы, утверждена им, и были определены основные направления деятельности школы по сохранению и развитию здоровья, организации двигательной активности учащихся. В связи с этим перераспределены функциональные обязанности всех участников образовательного процесса по этому направлению, установлен определённый режим работы, согласно намеченным целям и задачам.
Учебный день начинается с обязательной для всех утренней десятиминутной зарядки по специально разработанным комплексам упражнений.
На уроках учителями-предметниками регулярно проводятся динамические паузы, физкультминутки со специальной гимнастикой для глаз, рук, спины и других частей тела. Учителями соблюдаются санитарно-гигиенические нормы на уроках, средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности, использование методов, способствующих активизации инициативы и творчества, длительность применения технических средств, строгий контроль за временем нахождения за компьютером, чередование поз учащихся во время урока.
В связи с тем, что сократилось количество учащихся в школе, появилась возможность подобрать столы и стулья в соответствии с ростовыми группами, что является немаловажным фактором в здоровьесбережении.
В начальной школе четвёртый год используем конторки доктора В.Ф. Базарного для смены рабочих поз во время урока, каждый ребёнок может во время урока встать, подойти к очень удобной конторке и продолжить урок.
Самая главная ответственность, конечно же, лежит на учителе физической культуры, который работает по индивидуально разработанной программе «Здоровье через физическую культуру». С учётом медицинских групп здоровья учащиеся на уроках физической культуры занимаются по специальным комплексам упражнений, предусматривающих особенность заболевания. Учащиеся, находящиеся на подготовительной медицинской группе здоровья занимаются лечебной гимнастикой, разработанной совместно с фельдшером для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, для профилактики заболеваний органов дыхания. Учащиеся обучаются приёмам самоконтроля и элементам закаливания организма.
Во второй половине дня работают спортивные секции. Традицией в школе стало проведение в последнюю субботу месяца «Дня здоровья», к которому тщательно готовимся: заранее составляется план совместно со школьной Думой, детской организацией «Союз», обязательно читается лекция медиками, а затем спортивные эстафеты, марафоны, малые олимпийские игры. Традиционными стали также спортивные состязания «Мама, папа, я – спортивная семья!», где родители вместе с детьми завоёвывают хоть шоколадные или бумажные, но всё-таки медали.
Во второй половине дня учащиеся имеют возможность посетить факультатив «Психология здоровья», курсы по выбору «Репродуктивное здоровье», «Биология твоего здоровья», направленные на формирование у учащихся понимания развития человеческого организма, получение знаний об изменениях, происходящих в подростковом возрасте, о сохранении здоровья.
Традиционными стали мероприятия, предусматривающие двигательную активность учащихся, такие как военно-спортивная игра «Зарница», когда проверяется и умение ориентироваться на местности, и смекалка, и физическая выносливость, и, конечно же, обед на свежем воздухе, горячий чай и солдатская каша, самая вкусная на свете!
Наша модель здорового школьника – это ребёнок, который умеет заботиться о своём здоровье и реально заботится о нём; он знает, что и папа с мамой, и любой учитель школы – его верные и надёжные друзья. А вместе с друзьями легче переносить все невзгоды. Дети должны видеть вокруг себя здоровых, жизнерадостных людей. Ближайший социум школьников – это учителя. Хочется отметить, что принятый закон школьной Думы о запрете курения, в школе коснулся всех - у нас в школе нет курящих учителей; на территории школы не курят родители и дети.
Говоря о здоровье детей, нельзя не затронуть вопросы организации питания, ведь только сытый ребёнок способен с полной отдачей относиться к учению и реализовать свои способности во внеурочной деятельности.
Для этого в школе он должен получить горячий завтрак после первого урока, обед, и полдник для тех детей, что посещают ГПД. Всё это мы сумели организовать в своей школе, привлекая, конечно, родителей.
При организации питания всегда много вопросов, и самым важным является «Чем кормить?», ведь питание должно быть рациональным, щадящим с включением специальных продуктов с повышенной пищевой и биологической ценностью. Половинкой успеха в этом вопросе является знание СанПиНов, и если к их изучению подойти творчески и следовать указаниям, то проблем со здоровьем будет меньше.
Очень сложно придерживаться десятидневного меню из-за недостатка денежных средств, но если заранее, летом позаботиться о сборе лекарственных трав, шиповника, то витаминизированные чаи будут, а если на стенах в столовой будет много информации о пользе молока, овощей, каши, то и пустых тарелок будет больше. И ещё: когда за одним столом обедает классный руководитель – аппетит лучше! И как можно больше пропаганды здорового питания: это и классные часы, и различные мастер-классы по приготовлению самого здорового салата или разработки мини-проектов «Моя диета – самая здоровая!», а также защита рефератов «Хлеб – всему голова!», или «Лук от всех недуг». По предложению школьной Думы проводилась неделя национальной кухни, когда повара ежедневно готовили блюда по рецептам бабушек, а ребята – представители различных этнических групп готовили красочные рекламы об их пользе и вывешивали в столовой – поверьте – всех в эти дни можно было принимать в общество чистых тарелок: и взрослых, и детей.
Для коррекции функциональных нарушений органов пищеварения, снижения частоты обострений заболеваний органов желудочно-кишечного тракта, в школе организовано диетическое питание для учащихся; для пятерых детей пища готовится в соответствии с требованиями. Из-за вечных проблем с питьевой водой в деревне, у нас в школе создан свой питьевой режим: на Совете школы было принято решение покупать питьевую воду, чтобы ребёнок на перемене мог попить из индивидуального стаканчика.
Под особым контролем – мытьё рук, у каждого своё мыло и полотенец и стопроцентное знание пословицы «Чистота – залог здоровья!»
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю проводить профилактику асоциального поведения.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но мы с вами можем научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье.
Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Существует более 300 определений понятия «здоровье», среди них духовное здоровье – это система ценностей, убеждений, положительных эмоций, которыми мы заряжаемся в конце утренней ежедневной зарядки, произнося вместе с детьми слова:
Рано утром я встаю,
Бога я благодарю,
Солнцу, ветру улыбаюсь
И при этом, не стесняясь,
Слово «Здравствуй»
говорю,
С кем встречаюсь поутру.
Всем здоровья я желаю,
Никого не обижаю.
Хватит места на земле
Людям всем, животным,
мне.
Чтоб земля моя цвела,
Я желаю всем добра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Школа здорового образа жизни"
Проект "Школа здорового образа жизни"...
Статья в сборнике НПК "ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ"
В условиях модернизации образования остро ставится вопрос о качестве жизни как новой цивилизационной парадигме. Содержание проблем качества жизни, которое активно обсуждается на разных уровнях учён...
Викторина «Школа здорового образа жизни»
Внеклассное мероприятие по ЗОЖ в форме викторины, которое позволяет сформировать представление о здоровом образе жизни у учащихся и бережного отношения к здоровью....
Формированию здорового образа жизни у обучающихся в условиях сельской школы
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧАСТНИКА ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА «Лучший учитель физической культуры, реализующий программы проекта «Школьный спорт» общеобразовательного учреждения численностью до 200 обучающихс...
Викторина "Школа здорового образа жизни"
Викторина...
Анализ состояния здоровья учащихся сельской школы
Детское здоровье является приоритетным направлением работы школы, и государства в целом. Исходя из данных Министерства образования Российской Федерации за 2006 г., 87 % учащихся необходима специальная...
Статья "Формирование устойчивых стереотипов здорового образа жизни на уроках английского языка"
Формирование у учащихся представлений о здоровом образе жизни является одной из важнейших задач современной школы. Важно так же не только давать детям информацию, но и формировать положит...