Статья в сборнике НПК "ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ"
статья на тему

Исаева Валентина Ивановна

В условиях модернизации образования остро ставится вопрос о ка­честве жизни как новой цивилизационной парадигме. Содержание про­блем качества жизни, которое активно обсуждается на разных уров­нях учёными, философами, религиозными деятелями, политиками и журналистами в современных условиях, «необходимо рассматривать в трёх взаимосвязанных между собой аспектах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problem-pov-sheniykacheatvajizni.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Исаева В.И.,  Родина Т.Г.,   Зиновьева Г.В., Пономарёва О.А, Меметля Т.Н.

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

В условиях модернизации образования остро ставится вопрос о качестве жизни как новой цивилизационной парадигме. Содержание проблем качества жизни, которое активно обсуждается на разных уровнях учёными, философами, религиозными деятелями, политиками и журналистами в современных условиях, «необходимо рассматривать в трёх взаимосвязанных между собой аспектах:

- как выражение повой системы понятии для целей цивилизационного развития (новой парадигмы);

- как выявление системно-целостной природы качества;

- как определение основы саморазвития человечества через социальное качество».

Качество жизни есть «определённость вещи, предмета, явления, процесса, на основании которого приобретают своё специфическое бытие и выделяются из многообразия других вещей, предметов, процессов и явлений. И в силу качественной определённости все вещи и явления различны...». В итоге определённость выступает как единство противоположностей взаимпопереходящих друг в друга «совокупности свойств (внешней определённости) и целостности (внутренней определённости)» [4].

Перед современной школой сегодня остро стоит проблема ее влияния на здоровье учащихся, а также ее возможностей организовать качественное обучение, развитие и воспитание детей беи ущерба для их здоровья. «Здоровье-это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений (Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А., 1990); «Здоровье — это состояние равновесия (баланса) между адаптационными возможностями организма (потенциала здоровья) и условиями среды, постоянно меняющимися» (Петленко В.П., 1996). Как не противоречащих друг другу, разумно использовать оба определения.

Атрибутивный анализ деятельности [I] с учётом новых тенденции в социальном заказе для педагогического коллектива определил цель: выявить особенности каждого обучающегося и содействовать их развитию, формировать духовно богатую, физически здоровую, творчески и граждански мыслящую  личность, способную адаптироваться к условиям новой  жизни.

Основным принципом своей работы коллектив избрал гуманизацию воспитания на основе:

- современных научных исследований;

- традиции российской педагогики;

- личностно ориентированного подхода в воспитании и образовании;

- использования нравственного потенциала искусства;

- ориентации на индивидуальную дифференцированную воспитательную работу:

- всестороннего изучения личности обучающихся, их интересов и склонностей.

Для реализации этой цели нами разработана и принята коллективом школы «Концепция культурологической российской школы», в рамках которой обозначена программа «Здоровье», имеющая такой пил (см. с. 31).

Педагогический коллектив школы пытается решать поставленные залами, создавая наиболее благоприятные условия для развития личности. Одним из базовых условий является воспитательная среда  (предметно-пространственное окружение, событийное окружение, социально поведенческое и информационное окружение), второе условие — воспитывающая деятельность (напомним, что для нее характерны созидательный характер, высокая мотивированность и рефлексия).

Помещение школы, учебные кабинеты, компьютерный класс, спортивный и тренажерный залы, столовая (их обустройство самими учащимися по принципу гигиены, этики и эстетики): школьный двор, огород, теплица, клумбы, стадион, памятник воинам-сокурчанам, находящийся на территории школы, — всё это оказывает психологическое влияние на состояние школьника, на активность и продуктивность его деятельности, на успешность физического и духовного развития, качество мышления, начиная с базового уровня — начальной школы. Особое влияние на психологический климат оказывают комнатные растения, которые изобилуют как во всех учебных кабинетах, так и в коридорах (в своё время держали первенство в смотрах-конкурсах, традиционно проводимых Дорожным учебно-методическим центром в системе работы школ Западно-Сибирской железной дороги). Эта добрая традиция продолжается в рамках пашей программы «Здоровье» и создаёт целостность всей системы, которая носит междисциплинарный характер.

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»

(основные направления)

Междисциплинарный — философский — подход даёт возможность сформировать целостный, синтетический образ качества, охватывающий в интегральном единстве мировоззренческие, социальные, хозяйственные и управленческие проблемы. Качество — это и мировоззрение, и мышление, и образование, и управленческая деятельность, и здоровье... Оно пронизывает все стороны жизни всего коллектива школы, включая и родителей, и является ведущей целью развития. Современные специалисты по качеству обеспокоены тем, что не в должной мере, как этого требуют реалии бытия человечества, учитывается широта подхода к качеству. Всё больше осознаётся, что не в сфере технологий истоки качества. Качество, прежде всего, формируется на уровне мышления, систем образования. На важность качества мышления в деятельности указывали русские мыслители Ломоносов М.В., Менделеев Д.И., Вернадский В.И. и др. В школе стало возможно развитие мышления, а значит, сознания, в рамках профильного направления углубленного изучения физики и математики.

Стало доброй традицией проведение праздников, коллективных творческих дел (КТД), ситуационных классных часов, уроков по программе «Развитие» («День книги», «Уроки культуры», «Искусство», «Мы — россияне», «Познай самого себя»). Особое место занимают дни здоровья, в которых с учащимися соревнуется команда учителей. Всё это — то событийное окружение школьников, которое является отражением человеческих отношений, способствующих улучшению условий для сбережения здоровья, а порой и для его восстановления. Известно, что природа преобразуется орудиями, общество — отношениями, сознание — идеями, по обратной связи преобразованное сознание определяет новые отношения и выбирает новые средства (приёмы и методы) для преобразования в первую очередь себя как частицу природы.

В школе для реализации программы организована информационная среда: хорошо укомплектованная библиотека, почти все учащиеся имеют учебники, педагоги в союзе с родителями делают всё возможное, чтобы приобщить детей к домашнему чтению (анализ спектра увлеченности учащихся показал, что 57,3 % ребят в свободное время любят читать). Традиционными в школе стали интеллектуальные марафоны, в которых ребята показывают хорошие результаты. В 2003/2004 учебном году ученики нашей школы приняли активное участие во Всероссийском конкурсе знатоков русского языка «Русский медвежонок» и в Международном математическом конкурсе «Кенгуру».

Вот уже несколько лет учащиеся школы являются активными участниками интеллектуальных школьных марафонов, олимпиад; четвёртый год функционирует класс углублённого изучения математики (17 обучающихся (74 %) из 23 были аттестованы по итогам года на «4» и «5»), работает научное общество учащихся «Интеллектуал», 13 кружков и секций («Юный программист», театральный кружок «Золотая маска», фольклорный ансамбль «Звонница», «Ложкари», различные спортивные секции и др.), т.е. у ребят есть возможность и право выбора заниматься тем, что им интересно, что их увлекает. В 2004/2005 учебном году появилась возможность для развивающего обучения в рамках физико-математического профиля [2].

В 2002/2003 учебном году (год 85-летия школы) школьники участвовали в выпуске поэтических альманахов, посвященных школе, селу, родному краю, а также в областном конкурсе «Лягушка-царевна», выпустив иллюстрированный сборник стихов «Мои "нелюбимые" животные» о змеях, тритонах, ящерицах, лягушках и др. А в этом учебном году учащимся нашей школы была предоставлена возможность участвовать во Всероссийском творческом конкурсе «Страницы истории древней Руси. Князь Владимир». На конкурс были отправлены стихи и рисунки ребят.

Педагоги школы давно отказались от принципа «как можно больше» и повернулись к принципу меры: только то следует делать, что необходимо, полезно и достаточно для развития детей. Намного важнее не число дел, а количество участников этих дел. В школе ведется и такая диагностика: учитывается число активных участников мероприятия, участников-организаторов. Анализ данных показал, что число активных участников школьных и классных дел в 2003/2004 учебном году возросло на 2,4 %, а главное — снизилось количество наблюдателей (неучаствующих) на 4,1 %.

Интерес школьника к учебе — хороший индикатор влияния школы на здоровье обучающихся. И если педагоги «работают на интерес», то они привлекают ученика к школе и повышают тем самым его защитные резервы, улучшая его здоровье. А если интерес ещё и подкрепляется успехом, то это становится залогом положительного отношения ребенка к учению, к школе, к труду, к окружающим, к себе (Смирнов Н.К., 2003), а успех рождает дополнительный импульс к активной работе и содействует становлению чувства достоинства ученика (Щуркова Н.Е., 2000).

Таким образом, формула здоровья, на наш взгляд, — сумма двух составляющих: Интереса и Успеха, — что подтвердили аналитические данные за последние годы:

2004/2005 учебный год                          2005/2006 учебный год  

Интерес.   Успех

1. % успеваемости - 98,7                                                       99,6

2. % качества - 42,5                                                                45,27

3. % учащихся, имеющих поручения  - 86,9                            92,7

4. Поощрения учащихся - 3 549                                            4044

Здоровье

1.Пропуски уроков по болезни -13 190 часов,                    9 924 часа      

из них:            

- хронические заболевания - 1762 часа                              625 часов

- острые заболевания -    10592 часа                                  6985 часов

2. Индекс здоровья - 85,2 %                                              79,4 %

Первую часть таблицы мы условно назвали «Интерес. Успех», вторую — «Здоровье». Итоги показывают: с увеличением интереса к учению — больше ситуаций успеха и меньше пропусков по болезни и, как следствие, снижение индекса здоровья [3].

Итак, школа сегодня призвана создавать условия для сохранения, формирования и укрепления здоровья обучающихся, тем самым повышая качество их жизни.

Список использованной литературы

1. Зиновьева Г.В. и др. Атрибутивный анализ педагогической деятельности -  основа обеспечения качества школьного образования //Психодидактика высшего и среднего  образования: Материалы  Пятой всероссийской научно-практической  конференции,   2--4  ноября   2004  г., г. Барнаул. В 2 ч. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004.  -   Ч.1.    -  317с.

2. Исаева В.И.Развивающее  обучение - средство психодидактики в контексте права и философии управления качеством //Психодидактика высшего и среднего образования Материалы  Пятой Всероссийской научно-практический конференции. 2- 4 ноября 2004 , - Барнаул.. В 2 ч. – Барнаул: Изд-во БГПУ , 2004. - Ч.1. - С. 249 - 252.

3. Корниенко И.В. Создание условий для сохранения здоровья учащихся как основа повышения качества жизни //Психодидактика высшего и среднего образовании.  Материалы Пятой Всероссийской научно-практической конференции.2 – 4 / ноября 2004г., г. Барнаул..  В 2 ч.   -   Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004, Ч.2.      С. 284-287.

4. Крянев Ю.В.. Кузнецов М.Л. Философия качества /Под ред. Б.В. Бойцова.— М.: Вузовская школа, 2004. -304с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оцени качества обучения в условиях сельской школы

Создание системы оценки качества образования в России происходит в период введения образовательных стандартов и появления необходимости оценивать их достижение в масштабах всей страны. В связи с...

Статья в сборнике "Реабилитация- фактор повышения качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья"

"Включение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в пространство его развития"....

Статья "Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания школьников с проблемами развития как условие повышения качества жизни."

Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомога...

Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры методом круговой тренировки в условиях сельской школы

Настоящая разработка создана в соответствии с Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов (В.И.Лях, 2005), утвержденной Министерством образования и науки РФ, и  федеральны...

Статья «Коррекционно - развивающее обучение школьников с ОВЗ как условие повышения качества жизни».

Целью коррекционной работы является исправление психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду....

«Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания школьников с проблемами развития как условие повышения качества жизни».

Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомога...

Сборник методических материалов "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА УЧИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ"

Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях, б...