Программа развития Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия № 42 Приморского района Санкт-Петербурга "Шаг в будущее"
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа перспективного развития образовательного учреждения. | 265 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
гимназии № 42
на 2011-2015 гг
Разработчики:
Директор ГБОУ гимназии № 42 Хорунжая Татьяна Викторовна
Заместитель директора по УВР
ГБОУ гимназии № 42 Мельникова Галина Федоровна
Паспорт программы развития
ГБОУ гимназии № 42 на 2011-2015гг
Наименование программы | «Шаг в будущее» |
Основания для разработки программы |
|
Разработчик программы | Программа разработана рабочей группой администрации и педагогов ГБОУ гимназии № 42, на основе анализа промежуточных итогов реализации скорректирована и.о. директора Хорунжей Т.В. |
Проблема | Обеспечение устойчивого развития образовательного учреждения в условиях модернизации образования через создание образовательной среды, где традиции гимназического образования сочетаются с изменяющимися требованиями государства и общества к содержанию и качеству образования. Создание такого образовательного пространства, которое позволит обеспечить личностный рост учащегося и его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества. |
Цели программы |
|
Перечень подпрограмм | Целевые программы и проекты:
|
Основные исполнители | Педагогический коллектив ГБОУ гимназии № 42, учащиеся, родители, социальные партнеры. |
Источники финансирования |
|
Управление реализацией программой |
|
Система организации контроля за исполнением программы |
|
Социальные эффекты реализации программы |
|
Основание для разработки:
Программа развития гимназии № 42 разработана с целью обеспечения устойчивого развития образовательного учреждения в условиях модернизации образования через создание такой образовательной среды, где традиции гимназического образования будут сочетаться с изменяющимися требованиями государства, общества к содержанию и качеству образования.
Приоритетным направлением развития педагогический коллектив видит создание такой модели образовательного пространства, в которой период школьного обучения представлял бы возможным получить образование, основу содержания которого составляет совокупность универсальных знаний и компетенций и обеспечивает внутреннюю готовность человека на протяжении всей жизни пополнять знания.
Цель программы:
- создание модели информационной образовательной среды, основными элементами которой являются: детский коллектив и коллектив педагогов, работающий в гуманистической, личностно-ориентированной парадигме.
- создание такой среды обеспечит максимальную доступность образования, гибкость образовательного процесса, организованного на основе деятельностно-компетентностного подхода и взаимосвязанной работе его участников (педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров) по реализации целей и выбору содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности.
Задачи:
- реализация личностно-ориентированного учебного процесса, расширение возможности выстраивания учащимися индивидуальной образовательной траектории;
- создание внутришкольной системы управления качеством образования, включающей внутреннюю систему оценки качества образования, ориентированную на результаты в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами;
- создание единой информационной среды гимназии;
- использование информационных систем управления учебно-воспитательной работой и административной деятельностью гимназии;
- создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса;
- создание личностно-ориентированной образовательной среды, положительно влияющей на физическое, психическое и нравственное благополучие учащихся;
- внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс и обеспечение социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся;
- оснащение кабинетов общего и дополнительного образования необходимым современным учебным оборудованием и техническими средствами обучения.
Этапы реализации:
1. Диагностико-конструирующий (2011год)
-выявление перспективных направлений развития гимназии и моделирование её нового качественного состояния в условиях модернизации современной школы.
Он предполагает:
- изучение микросреды гимназии, потребностей обучающихся и их родителей.
- анализ состояния образовательного процесса с целью выявления противоречий в его содержании.
- корректировку и экспертизу учебного плана с учётом программы развития.
- разработку диагностических материалов, используемых для оценки уровней обученности, развития, воспитанности обучающихся.
Ожидаемый результат:
- скорректированный учебный план
- разработанная программа развития гимназии
- диагностические материалы
2. Основной этап ( 2011 г.-2014 г. ).
Он предполагает:
- внедрение нового учебного плана, образовательных программ, разных форм обучения.
-внедрение современных образовательных технологий, в т.ч. ИКТ
-реализация блока программ дополнительного образования
-реализация образовательных проектов
-отслеживание процессов, анализ состояния
Ожидаемый результат:
- обеспечено повышение качества образования
- максимальный охват детей дополнительным образованием
- укрепление и сохранение здоровья детей посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс
-обновление и развитие учебно-материальной базы гимназии.
3. Обобщающе-ориентировочный этап (2015 г)
Он предполагает:
- отслеживание, корректировку и обобщение результатов нововведения
-обобщение, распространение инновационного опыта работы
-закрепление положительного опыта в локальных нормативных актах, внесение изменений в Устав гимназии
-прогнозирование вариантов развития гимназии и определение приоритетов направлений развития
Ожидаемый результат:
-анализ
-методические рекомендации по дальнейшему развитию гимназии
Целевые программы и проекты:
- «Проектирование информационной образовательной среды гимназии
на основе использования компьютерных ресурсов».
- Модель профессионального роста педагога «Совершенство+»
- Создание здровьесберегающей среды в гимназии «Здравия желаем!»
- Взаимодействие гимназии и ГРМ по формированию ключевых компетентностей учащихся «Гимназия и музей: перезагрузка»
- «Одаренные дети»;
- Воспитательная программа «Я – гражданин России».
Анализ современного уровня развития гимназии
Разработка программы развития проведена с учетом анализа имеющихся условий и ресурсов гимназии. При подготовке настоящей программы учтены наличие потенциала инновационной деятельности педагогического коллектива гимназии; наличие квалифицированных кадров и перспектив развития кадрового потенциала, итоги ранее реализованной программы
Образовательное учреждение более 13 лет работает в режиме развития. В 1999 году школа получила статус гимназии.
Образовательный процесс в гимназии носит целостный характер на основе поэтапного освоения ценностей культуры, которые выступают принципом интеграции образования.
Выпускник гимназии – творческая личность, имеющая повышенный уровень образованности (методологическая компетентность), целостное знание о современном мире, готовая к самореализации в любой сфере деятельности.
Образование в гимназии носит личностно-ориентированный характер, направлено на развитие интеллекта, творческих способностей и физическое совершенство учащихся.
Высшими ценностями для гимназии являются:
- личность ребенка в процессе ее становления;
- личность учителя как суверенного субъекта творчества;
- ценность знания как главная установка системы уроков;
- творчество как критерий развития ученика, учителя и гимназии.
Большое значение в развитии гимназии имеет инновационная и экспериментальная деятельность, которая осуществляется через обучающую работу с педагогическим коллективом и управление процессом формирования методической, информационной и управленческой культуры.
С 1994 года гимназия является базовым образовательным учреждением Государственного Русского музея по внедрению и развитию музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!». Серьезной вехой в развитии этого направления стало создание в гимназии методического кабинета музейной педагогики - центра новейших образовательно-педагогических технологий. В 2010 году в гимназии был открыт виртуальный филиал Государственного Русского музея.
Значительным шагом в развитие гимназии стало участие в конкурсе образовательных учреждений, реализующих инновационные программы и в конкурсе инновационных проектов в рамках ПНП «Образование» и получение грантов. В связи с кардинальным изменением материально-технического оснащения гимназии перед педагогическим коллективом открылись перспективы достижения нового качества информатизации образовательного процесса. Большинство преподавателей гимназии прошли обучение по современным педагогическим и информационным технологиям. Спектр тематики этого обучения весьма разнообразен и позволяет применить полученные знания на уроке, во внеурочной и внеклассной деятельности, среди детей разных возрастных категорий и с учетом разнообразия их интересов и возможностей.
Для реализации целостного подхода к образованию и проектированию учебно-педагогической деятельности в гимназии действуют творческие и проблемные группы учителей. Педагоги, обучавшиеся на курсах, владеющие современными технологиями и имеющие определенный опыт работы в этом направлении, составили интеллектуальное ядро лаборатории учителей-экспериментаторов на базе ресурсного центра.
Творческие группы были созданы и в методических объединениях общественных наук, естественнонаучного цикла, художественного цикла наук, математиков, начальной школы. Основное содержание работы проблемных и творческих групп заключается в освоении и внедрении новых УМК и ППС, в создании разработок уроков, накоплении дидактического и методического материала.
Учителями был создан банк тематического планирования с учетом применения средств информатизации на уроках различных учебных дисциплин. Продолжением этой работы стало создание банка методических разработок. К этой работе присоединилась и воспитательная служба гимназии, предлагающая свои варианты использования новых информационных технологий во внеурочных и внеклассных мероприятиях.
Для выявления отношения к широкому применению средств информатизации в образовательном процессе учеников и родителей было проведено анкетирование их интересов. Результаты опроса показали - преобладающее большинство учащихся (более 90%) считают, что использование технических средств делают урок интересным, позволяет лучше усваивать материал и реализовывать свои возможности на уроке (презентации, творческие задания…). Большинство опрошенных родителей также высказались за применение ИКТ.
Поиск своего поля успеха в использовании компьютерных средств в урочной и внеурочной деятельности явился новым этапом сотрудничества и сотворчества ученика и учителя. Это новый, эффективный прием мотивации к учению, поддержания интереса к предмету, установления личностных контактов с ребятами.
В гимназии разработан проект создания единой информационной среды на основе использования компьютерных ресурсов.
Получение второго гранта, позволило осуществить подключение гимназии к сети Интернет, а также создание локальной сети гимназии, что расширило область применения ИКТ, в том числе использование мультимедийных курсов, видеотеки, электронных ресурсов образовательных порталов.
С декабря 2006 г. по декабрь 2009г. гимназия работала в режиме ресурсного центра развития информационных и интерактивных технологий.
Основными направлениями работы Центра стали:
- Повышение квалификации учителей;
- Обобщение и распространение педагогического опыта;
- Издание учебно-методических материалов, предназначенных для распространения по теме ресурсного центра;
- Организация работы Научного общества учащихся;
- Создание базы данных учительских и ученических работ;
- Площадка для проведения конкурса педагогического мастерства.
Функционирование гимназии в режиме развития позволило создать такую образовательную среду, в которой у одних учителей появилась возможность самовыражения, раскрытия своего творческого потенциала, а другие - получили необходимый опыт.
В результате сегодня в гимназии работает стабильный, мотивированный на инновационную деятельность педагогический коллектив высокой квалификации: из 102 педагогических работников - 3 заслуженных учителя РФ, 24 – имеют отраслевые награды, 5- награждены знаками «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга», 75 – имеют высшую и первую квалификационную категорию.
Вместе с тем гимназия испытывает потребность в педагогических кадрах новой формации с соответствующим современным реалиям уровнем профессиональной подготовки.
Учебно-методическая база гимназии позволяет на современном уровне проводить учебно-воспитательную работу с учащимися. Гимназия располагает:
- современным компьютерным классом
- Ресурсным центром, оборудованным мультимедийным комплексом: 11 ПК, интерактивной доской, мультимедийным проектором и медиатекой.
- Кабинетом музейной педагогики, в котором размещается информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал»
- Опорные кабинеты начальных классов, биологии, химии, математики, английского языка, географии, оснащенные мультимедийными комплексами. Кабинет биологии оснащен цифровой лабораторией «Архимед» и цифровым микроскопом.
- Всего в ГБОУ 8 интерактивных досок, 13 мультимедийных проекторов, 82 ПК из которых 70 подключены к локальной сети гимназии и имеют выход в Интернет.
- В гимназии есть актовый зал на 150 мест, два спортивных зала, спортивная площадка, реконструкция которой проведена летом 2008 года, библиотека с книжным фондом 34020 единиц хранения, столовая на 240 посадочных мест, медицинский кабинет.
Миссия
Процесс развития гимназии должен способствовать повышению конкурентоспособности гимназии, обретению ею своего собственного лица, неповторимого и привлекательного для тех к кому оно обращено. Превращение гимназии в общеобразовательное учреждение личностного роста – это именно тот ориентир, который определяет развитие нашей гимназии. Поэтому миссия гимназии заключается в стремлении к созданию такого образовательного пространства, которое позволит обеспечить личностный рост учащегося и его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества.
Проблемно-ориентированный анализ
Анализируя реалии общественно-политической жизни в стране, экономическое развитие финансового состояния системы общего и дополнительного образования, уровня благосостояния семей учащихся, возможностей образовательного учреждения, творческого потенциала педагогического коллектива, можно выявить ряд противоречий.
- Противоречие между требованиями государственного стандарта и неадекватным финансовым обеспечением школы.
- Противоречие между высоким воспитательным потенциалом сотрудничества семьи и школы и нежеланием родителей участвовать в жизни и развитии собственного ребенка.
- Противоречие между объективно обозначившимся творческим потенциалом педагогов и отсутствием конкретных значимых результатов их педагогической деятельности.
- Противоречие между действительным уровнем усвоения предметных знаний, умений, навыков, приобретаемыми учениками в гимназии и неумением применять их в самостоятельной жизни.
- Противоречие между сложившимися стереотипами мышления и деятельности и новыми условиями жизни общества
- Необходимость замены формулы “образование на всю жизнь” формулой “образование через всю жизнь” требует создания адаптивной образовательной среды в общеобразовательном учреждении.
Работникам гимназии нужно глубоко осознать свою роль в этом процессе, формировать у себя, учеников новые личностные качества, адекватные изменяющимся условиям и адаптируемые к ним.
Целостный, открытый, саморазвивающийся образовательный процесс в гимназии предполагает создание такой непрерывной системы организованной жизнедеятельности, где созданы все условия для самовыражения и самореализации на рефлексивной основе (осознания себя в собственной деятельности)
Проблемы | Способы решения |
1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса | |
Недостаточная осведомленность педагогов об основных направлениях модернизации школьного образования. | Необходимо создание такого информационного пространства в гимназии, которое будет способствовать повышению не только информированности педагогов, но и их профессиональной компетентности. |
2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса | |
Недостаточная осведомленность части учителей о результатах современных исследований в области педагогики, педагогической психологии и частных методик. | Повышение компетентности педагогов в процессе их включения в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу; консультирование учителей; со- провождение профессионально-педагогической деятельности педагогов. |
Узкопредметная направленность деятельности многих учителей, отсутствие стремления интегрировать деятельность и создавать совместные творческие проекты. | Мотивация на разработку индивидуальных и совместных творческих проектов в рамках методических объединений, их защита. |
Преобладание субъект-объективных отношений в образовательном процессе, неготовность учителей к реализации технологий сотрудничества. | освоение и внедрение на практике технологий личностной ориентации, сотрудничества, диалога. |
Унификация, как содержания, так и форм деятельности учащихся, ориентация на “среднего” ученика. | Внедрение технологий дифференцированного обучения, развивающего обучения. |
Преобладание репродуктивных форм организации учебной деятельности школьников, не способствующих раскрытию индивидуальности и творческого потенциала личности. | Внедрение технологий проблемного обучения, проектного обучения, игрового обучения. |
Недостаточная направленность образовательного процесса на формирование функциональной грамотности: языковой, информацион-ной, гражданской и др. | Внедрение технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни. |
Преобладание субъект-объективных отношений в образовательном процессе, недостаточное внимание к субъективному опыту ученика. | Использование диалоговых форм обучения, технологии сотрудничества с учетом субъективного опыта ученика. |
3. Создание в рамках гимназии единого информационного образовательного пространства. | |
несистемность использования большинством учителей в образовательном процессе информационных технологий. | Прохождение учителями курсов по освоению современных информационных технологий, по использованию персонального компьютера и ресурсов глобальных информационных сетей. |
Отсутствие необходимой материально-технической базы для развития функциональной информационной грамотности учащихся. | Укрепление материально-технической базы школы и организация целенаправленной работы по формированию функциональной грамотности школьников. |
| |
Низкий уровень включенности педагогического коллектива школы в работу по физическому воспитанию учащихся; недостаточная подготовленность учителей по вопросам охраны и укрепления здоровья школьников. | Принятие педагогическим коллективом категории здоровья как профессиональной и личностной ценности. Повышение информи-рованности и технологической грамотности учителя в вопросах здоровьесбережения. |
Отсутствие специфических критериев оценки деятельности педагогического персонала школы по профилактике заболеваемости и укреплению здоровья учащихся. | Разработка системы критериев и показателей качества социально-педагогического сопровождения учащихся. |
Недостаточность материальной базы для создания необходимого, здоровьесберегающего пространства и стимулирования условий, обеспечивающих физическое развитие школьников. | Развитие спортивной базы школы. Создание в рамках школы целостной здоровьесберегающей среды, охватывающей физический, психический, нравственные аспекты жизни школьника. |
Отсутствие методических рекомендаций и практического опыта по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся. | Изучение методических рекомендаций по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся; разработка пакета диагностических методик и методических материалов по организации медико-социально-психолого-методического сопровождения учащихся в рамках предпрофильного обучения. |
Результаты реализации Программы.
В результате реализации Программы развития будет создано образовательное пространство гимназии, главным действующим лицом которого является учитель, умеющий осваивать новые педагогические технологии, принимать на себя ответственность за педагогическое новаторство, готовый к научно-исследовательской и экспериментальной работе, способный включить ученика процесс сотрудничества и сотворчества.
Образовательное пространство постоянно обновляется и ориентировано на формирование качеств развивающейся личности, вооружение учащихся знаниями, имеющими практическое значение, в единстве с формированием ценностей, мотивов, развитием познавательных интересов, креативности мышления и действия. Планируемые результаты оцениваются на основе системы мониторинга и диагностики учащихся и педагогического коллектива.
Управление реализацией Программы.
Координатором Программы является директор гимназии.
Программа реализуется через совместное планирование деятельности между Педагогическим советом и администрацией, Методическим советом и Методическими объединениями учителей, административно-хозяйственной службой, а также родителями социальными партнерами. Исполнители Программы представляют отчет координатору Программы – директору гимназии по полугодиям и этапам реализации Программы.
Источники финансирования
Программа развития является управленческим документом, обосновывающим привлечение дополнительных ресурсов для качественного изменения работы гимназии. Данная программа формирует бюджет развития образовательного учреждения. Бюджет развития гимназии является частью государственного задания и одновременно предполагает участие в государственных конкурсах, целевых программах развития. Важнейший канал пополнения бюджета развития – рациональное расходование бюджетных средств по выполнению государственного задания, экономия которых остается в распоряжении гимназии. Еще одним источником финансирования является привлечение внебюджетных средств. Таким образом, складывается система многоканального финансирования.
ПРОЕКТ
опытно-экспериментальной работы по теме:
«Проектирование информационной образовательной среды гимназии
на основе использования компьютерных ресурсов»
- Краткая аннотация ОЭР:
Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно-организующих подходов к развитию образовательной среды.
Практика показывает, что традиционные формы обучения приходят в конфликт с неограниченным доступом учащихся к информации. Происходят процессы, когда «низы уже не хотят», а «верхи еще не могут», т.е. учащихся уже не устраивает классно-урочная система получения знаний, а преподавательский корпус еще не готов в полной мере предложить новые формы учебной деятельности и образовательных технологий.
Решение проблемы педагогический коллектив гимназии видит в формировании информационной образовательной среды, включающей в себя все многообразие современных технологий и индивидуальных траекторий. Создание такой среды нацелено на максимальную доступность образования, на гибкость образовательного процесса, основанного на взаимосвязанной работе его участников (педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров) по реализации целей и выбору содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности.
Информационная образовательная среда рассматривается как одно из условий достижения нового качества образования.
Единая информационная среда выполняет следующие функции:
- информационная функция выполняется за счет наличия единой базы данных;
- образовательная функция выполняется за счет использования в учебном процессе компьютерных средств;
- коммуникативная функция выполняется за счет возможности общения с учениками, родителями, коллегами посредством сайта образовательного учреждения.
Исследовательская деятельность педагогического коллектива направлена на создание методических, организационно - педагогических и технических условий для достижения современных требований к образовательным результатам различных ступеней обучения на основе использования компьютерных средств.
Для определения стратегии развития информационной образовательной среды гимназии проведён анализ существующих материальных, педагогических и методических ресурсов, разработана программа эксперимента, определены этапы её реализации.
- Цель ОЭР:
Создание единой информационной образовательной среды, обеспечивающей:
- единство образовательного пространства;
- достижение нового качества образования;
- сохранение и развитие педагогического потенциала;
- создание условий для перехода к новому уровню образования на основе компьютерных технологий.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- Задачи:
Для администрации:
- организация образовательного пространства гимназии (создание цифровых образовательных зон единой образовательной среды);
- разработка новых форматов статистики, помогающей в принятии решений и управлении процессом обучения;
- централизованное распространение участникам образовательного процесса учебных и контрольно-измерительных материалов, методических рекомендаций;
- организация подготовки и повышения компетентности учителей в вопросах использования ИКТ;
- создание новой практики включения родителей в образовательный процесс.
Для учителей:
- освоение современных методов преподавания, контроля и оценки;
- использование электронных учебных материалов;
- использование материалов в различных форматах (Power Point, Word, Excel, web-страницы);
- дистанционное общение с учащимися и родителями, с коллегами;
- автоматизированное ведение статистических данных учителей и классов, учебных материалов и отчетов об успеваемости;
- создание новой практики внеурочных и внеклассных форм образования.
Для учащихся:
- выбор индивидуального маршрута освоения образовательной среды;
- формирование ключевых компетентностей;
- приобретение навыков для успешной сдачи ЕГЭ;
- дистанционное обучение;
- создание новых возможностей для дополнительного образования;
- высокая степень социализации.
- Программа ОЭР
Этап работы | Задачи этапа | Основное содержание работы | Планируемый результат | Документ, подтверждающий выполнение работ по этапу | Сроки выполнения |
Подготовительный | Педагогическое моделирование | - Паспортизация образовательных зон; - Развитие локальной сети ОУ, организация доступа к ресурсам локальной сети и Интернет участников образовательного процесса; - Администрирование сервера ОУ, организация санкционированного доступа к информационным ресурсам; - Разработка критериев и инструментария оценки эффективности внедрения проекта; - Определение педагогических задач обучения ИКТ и приоритетных целей использования компьютерных программ на каждой возрастной ступени. | - Регламентация доступа к внутренним и внешним информационным ресурсам, возможность использования в образовательной деятельности ОУ современных информационных технологий; - Разработка и адаптация методик использования ИКТ в учебном и воспитательном процессе; - Разработка программных продуктов с использованием мультимедиатехники. | - Создание пакета нормативных документов, регламентирующих создание образовательных зон и работы в локальной сети и Интернет. - Создание пакета методик эффективности оценки внедрения проекта. - Публичная презентация проекта (педагоги, учащиеся, родители, социальные партнеры). | март 2011 г. |
Экспериментальный | Педагогическое конструирование | - Получение и освоение дополнительных технических ресурсов; - Привлечение социальных партнеров для осуществления технического аспекта проекта; - Апробация модели развития информационной образовательной среды ОУ - открытие цифровых образовательных зон; - Промежуточная диагностика опытно-экспериментальной работы; - Повышение профессионального мастерства педагогами ОУ | - Открытие цифровых образовательных зон; - Повышение качества образования путем организации доступа к единой информации-онной бразовательной среде ОУ. - Создание учебных материалов с использованием ИКТ и ориентированных на формирование ключевых компетентностей учащихся; - Организация проект-ной деятельности учащихся с исполь-зованием ИКТ и ресурсов единой информационной образовательной среды; - Активизация всех форм учебной и внеучебной деятельности учащихся; стимулирование и развитие интересов в области использования информационных технологий | - Сборник методических материалов по организации единой информационной образовательной среды ОУ. - Создание банка учебных материалов с использованием ИКТ и ориентированных на формирование ключевых компетентностей учащихся. - Учебная программа повышения квалификации педагогов | декабрь 2012 г. |
Итогово-обобщающий | Педагогическое конструирование | - Мониторинг результатов эффективности опытно-экспериментальной работы; -Обобщение и распространение опыта по организации единой информационной образовательной среды ОУ. | Оценка эффективности проведенного эксперимента; Распространение опыта на открытых районных мероприятиях | - Проведение семинаров и открытых мероприятий по обмену опытом с ОУ Приморского района - Сборник методических материалов по работе цифровых образовательных зон - Публичный отчет | декабрь 2013 г. |
V. Конечный продукт ОЭР:
Будет разработан алгоритм развития модели единой информационной образовательной среды ОУ, способствующий реализации образовательных стандартов:
- Документация, регламентирующая деятельность единой информационной образовательной среды ОУ.
- Пакет методик оценки эффективности внедрения модели.
- Банк учебных материалов с использованием ИКТ и ориентированных на формирование ключевых компетентностей учащихся.
- Учебная программа повышения квалификации педагогов.
VI. Ресурсное обеспечение:
Проектирование информационной образовательной среды ОУ осуществляется на основе уже существующей аппаратной, программной и административной базы, данные сведения подробно представлены в разделе «Учебно-методическая база гимназии». Для гимназии актуально объединить уже имеющиеся ресурсы и информацию таким способом, чтобы они могли использоваться различными группами пользователей: учениками, учителями, администрацией и родителями.
VII. Критерии и показатели эффективности проводимого исследования:
критерии | показатели |
Личностное развитие учащихся | Анализ рефлексивных материалов |
Обученность учащихся | Уровень сформированности ключевых компетентностей; итоги ЕГЭ |
Профессионально-личностный рост педагогов | Эффективность использования информационных технологий в образовательном процессе; результаты аттестации. |
Информационная культура, инновационная компетентность учителей | Системное и эффективное использование информационных технологий в учебном и воспитательном процессе |
Мониторинг по сбору, обработке и анализу материалов, обеспечивающих отслеживание, как единая информационная среда влияет на состояние образовательного процесса в гимназии, включает: стартовую, промежуточную и итоговую диагностику.
VIII. SWOT-анализ:
Сильные стороны | Слабые стороны |
|
|
Возможности | Угрозы |
|
|
Программа повышения квалификации педагогов «Совершенство +»
«Тактика нашей компании основана на желании и способности сотрудников постоянно черпать знания из любого источника и быстро преобразовывать их в действия. Это залог устойчивого конкурентного преимущества.
Сегодня мы исходим из предположения, что существуют и более совершенные идеи, и поэтому нам обязательно следует их отыскать и воспользоваться ими на практике, причем быстро.»
Джек Уэлч, в прошлом директор General Elektric
Программа предполагает формирование высокопрофессионального педагогического коллектива, способного эффективно решать задачи современного образования и отвечающего требованиям общества.
Актуальность
На современном этапе развития образования возросла потребность в педагоге, который может критически и творчески анализировать свою деятельность и модернизировать ее на основе научного и передового общества. Современный учитель должен владеть не только предметными, методическими, психолого-педагогическими знаниями, но еще и обладать личностным потенциалом. Развитие личностного потенциала учителя возможно только в ходе непрерывного обучения и повышения квалификации. Этот процесс повышает восприимчивость учителя к новому, помогает избавиться от устаревших взглядов, повышает конкурентоспособность учителя. Сегодня востребован педагог, который не просто «дает» уроки, а способен научить ребенка исследованию, творчеству, успеху.
Проблема недостатка высокопрофессиональных кадров в коллективе имеет негативные последствия для развития ОУ:
- Затрудняет организацию образовательной деятельности;
- Снижает качество образования;
- Не позволяет расширять спектр образовательных услуг.
Актуальность непрерывного педагогического роста обусловлена и такими факторами как:
- Наличие в коллективе учителей, не имеющих специального педагогического образования;
- Наличие в коллективе «молодых» специалистов, имеющих теоретические знания, но не имеющих практических навыков и нуждающихся в адаптационной поддержке;
- Частично «возрастной» состав коллектива, базовые знания которого устарели и отдалены от современных требований;
- Быстрое проникновение инноваций в образовательный процесс, с одной стороны, и недостаточное владение ими педагогами, с другой стороны.
В условиях модернизации образования успешность повышения профессионального уровня учителя во многом зависит от того, насколько повышение квалификации подкреплено соответствующими условиями в ОУ. Учителя необходимо растить, воспитывать и развивать. Для этого необходимо создать систему повышения квалификации, накапливать кадровый потенциал ОУ.
Цель
Создать систему повышения квалификации ОУ, усовершенствовать систему стимулирования и поддержки педагогических работников. Через рост квалификации педагогов повысить рейтинг гимназии, создать имидж коллектива профессионалов.
Задачи
- Создать условия для развития профессиональной культуры, самообразования и профессионального роста педагогов.
- Подготовить коллектив педагогический коллектив гимназии к работе в условиях новых ФГОС.
- Сформировать положительное отношение к обучению, потребность и желание непрерывного обучения.
- Сопровождение педагогов в процессе аттестации, использование аттестации как эффективного механизма повышения квалификации.
- Развитие коллектива и упрочение традиций коллектива.
- Разработать индивидуальную программу обучения для каждого педагога.
Этапы
- Аналитический (анализ имеющегося опыта, готовности коллектива к обучению, выявление наиболее востребованных тем и форм для обучения коллектива).
- Проектировочный (разработка программы повышения квалификации педагогов гимназии).
- Экспериментальный (апробация программы в творческо-экспериментальной группе педагогов, отслеживание результатов, анализ результатов, внесение корректив).
- Внедрение и функционирование (распределение обязанностей основных служб сопровождения программы, функционирование программы в масштабах гимназии, мониторинг промежуточных результатов).
- Рефлексивный (анализ результатов, проблем, рисков, внесение корректив в программу).
Сопровождение
- Служба методического сопровождения «МЭТР»: отвечает за качественный рост профессионализма коллектива, готовит перспективный план обучения коллектива, разрабатывает совместно с педагогами индивидуальные маршруты обучения, поддерживает и сопровождает конкурсную деятельность педагогов, организует обмен опытом через МО и Методический совет. Ведет мониторинг индивидуальных достижений педагога (в том числе в области обучения).
- Служба «Контроль»: обеспечивает независимую экспертизу основных компетенций учащихся, выявляет значимые проблемы в работе педагога, оказывает помощь в решении этих проблем.
- Служба «Аттестация»: проводит работу по сопровождению педагогических кадров в процессе аттестации (составляет график аттестации, консультирует по нормативно-правовым вопросам аттестации, совместно с педагогом готовит план подготовки к аттестации)
- Служба «Пресса»: ведет издательскую деятельность в гимназии через газету «Педагогический вестник гимназии № 42», является промежуточным этапом в подготовке публикаций педагогов, осуществляет связь с педагогическими изданиями различного уровня, издает рейтинг публикаций работников гимназии, рекомендуя лучшие работы для публикации в изданиях района, города, на педагогических сайтах).
Ресурсы
Кадровые - педагогический коллектив гимназии.
Профессиональные и социальные партнеры – методическая служба ИМЦ, АППО и других обучающих организаций, муниципальные органы, ГРМ, издательские учреждения, торговые организации.
Материально-технические - имеющаяся материально-техническая база и план ее совершенствования и развития.
Финансовые - средства ГБОУ, участие в конкурсах, где есть вознаграждения, благотворительная помощь со стороны родителей, помощь социальных партнеров.
Основные направления работы
Аналитическая деятельность
- Анализ тематики курсов, которые посещали педагоги и процента обученных учителей.
- Анализ предлагаемой тематики, форм обучения сторонними организациями.
- Анализ промежуточных результатов реализации программы.
- Анализ достижения поставленной цели и качества решения поставленных задач.
Диагностическая
- Диагностика педагогических трудностей педагогов гимназии.
- Диагностика готовности коллектива к обучению.
- Диагностика уровня обученности коллектива.
- Диагностика необходимых потребностей коллектива в обучении.
Аттестационная деятельность
- Составление графика аттестации.
- Работа над созданием индивидуальных планов подготовки педагогов к аттестации.
- Консультационная работа.
Поддержка конкурсного движения
- Сопровождение педагогов-участников конкурсов педагогического мастерства.
- Поиск информации о конкурсах в педагогическом сообществе и вовлечение в участие широкого круга педагогов, определяя наиболее перспективные направления для педагогов гимназии.
- Поиск новых возможностей и разработка новых идей морального и материального поощрения талантливых и активных членов педагогического коллектива.
Работа по созданию необходимой документации
- Разработка положений по вновь введенным в гимназии конкурсным проектам.
- Разработка индивидуальных планов подготовки к аттестации.
- Разработка индивидуальных маршрутов обучения и планов самообразования.
- Разработка критериев мониторинга профессионального роста педагога.
Работа с «молодыми» специалистами.
- Создание «Школы молодого учителя».
- Создание «Клуба наставников».
Педагогический контроль.
- Независимая экспертиза профессионального мастерства учителя, уровня обученности учащихся.
Инновационная деятельность.
- Участие педагогов в реализации плана работы ОЭП.
- Работа педагогов в творческих группах по созданию инновационных продуктов.
Уровни повышения квалификации педагогов гимназии
- В рамках индивидуальной методической работы каждого педагога (самообразование).
- В методическом объединении (мастер-классы, представление опыта, проведение МО, возможно ведение одного из направлений работы в МО).
- Участие педагогов в работе Методического совета (приглашение педагогических работников на тематические заседания Методического совета, выступления с обобщенным опытом).
- Научно-методическая работа в рамках гимназии (участие в педагогических советах, обучающих семинарах, конкурсных мероприятиях, экспериментальной работе).
- Представление опыта на уровне района, города, страны
Направления профессионального роста
Движение вперед
Педагог, оставаясь на том же должностном уровне (учитель географии, педагог-организатор, педагог дополнительного образования), совершенствует свою профессиональную квалификацию, свое профессиональное мастерство через прохождение процедуры аттестации на первую и высшую квалификационную категорию.
Движение вверх
Педагог может подниматься по ступеням образования: получать второе высшее образование, обучаться в аспирантуре и т.д. Педагог может продвигаться вверх и по служебной лестнице: возглавить работу МО, перейти в статус тьютора, руководить работой творческой группы, возглавить административную работу.
Движение по горизонтали
Непрерывность образования дает возможность не только продолжать, но и менять профиль обучения. Это возможность образовательного маневра на разных этапах жизненного пути, исходя из потребностей и личностных качеств, образовательных потребностей гимназии (например, при расширении спектра образовательных услуг). Учитель может создавать и входить в различные творческие группы, исходя из собственных профессиональных интересов, из имеющегося у него педагогического опыта, потребностей в решении современных проблем образования.
Широкое позиционирование собственного опыта в педагогическом сообществе (гимназии, района, города и т.д.) дает педагогу уникальную возможность постоянно обучаться и, увидев «жемчужины» в работе своих коллег, перенять, адаптировать этот опыт в собственной практике, т.е. сделать как у конкурента, только лучше.
Ожидаемый результат
- Создание в коллективе гимназии обучающей культуры.
- Достижение высокого профессионального уровня педагогического коллектива, качественные изменения показателей труда учителей.
- Изменение статуса учителя: от учителя, дающего уроки, к учителю – методисту, исследователю, экспериментатору, наставнику, менеджеру.
Программа
создания здоровьесберегающей среды гимназии
«Здравия желаем!»
Актуальность
Сегодня у выпускников школы, как и у населения страны в целом, преобладает пренебрежительно-безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Проблему здоровья они не воспринимают как личностно значимую. Так как большую часть времени ребенок проводит в школе и его здоровье во многом зависит от условий, в которых он пребывает, то школьная среда должна обеспечивать безопасность, сохранять и укреплять здоровье, формировать систему знаний о здоровом образе жизни и ответственном отношении к здоровью.
Цель
Проектирование модели здоровьесберегающей образовательной среды
Задачи
- развитие материально-технической базы для эффективной интеграции здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
- создание личностно ориентированной образовательной среды, положительно влияющей на физическое, психическое и нравственное благополучие учащихся и учителей;
- разработка комплекса медико-педагогических мониторингов, обеспечивающих оценку качества индивидуального здоровья обучающихся;
- пропаганда здорового образа жизни;
- формирование у учащихся правильного отношения к урокам физкультуры и занятиям спортом как средствам сохранения здоровья;
- профилактика травматизма;
- организация питания учащихся и учителей с учетом особенностей их здоровья.
План реализации
Направления | Действия |
Создание здоровьесберегающего образовательного пространства | - обеспечение оснащенности образовательных зон; - обеспечение оснащенности спортивных залов, стадиона, столовой, медицинского кабинета; - выполнение требований СанПиН (освещенность, воздушно-тепловой режим, мебель); - выполнение требований: пожарной безопасности, охраны труда и техники безопасности. |
Организация образовательного процесса | - рациональное использование компьютерных средств; - использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; - оптимизация учебной нагрузки учащихся: - объем учебной нагрузки; - объем домашних заданий; - занятия в системе дополнительного образования. |
Организация физкультурно-оздоровительной работы | - введение в расписание третьего урока физкульуры; - проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в соответствии с режимом дня: - физкультминутка на уроке; - динамический час в ГПД (на стадионе); - организация спортивных соревнований между классами одной параллели; - организация спортивных соревнований учительских команд; - работа спортивных секций: баскетбол, тхэквандо; - занятия в танцевальных коллективах: «Стиль» -современная хореография; «Альянс» -спортивный бальный танец; - участие в туристических слетах; - участие в Спартакиаде школьников районного и городского уровней; -участие во Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре - организация и проведение спортивных праздников, Дней здоровья. |
Организация питания | - охват учащихся и учителей горячим питанием - в столовой; - в буфете; - контроль качества приготовления пищи. |
Формирование культуры здорового образа жизни | - ведение целенаправленной пропаганды здорового образа жизни с использованием механизмов наглядной агитации и материального стимулирования учителей; - встречи участников образовательного процесса с медицинскими работниками, психологом; - организация работы лектория по проблемам сохранения и укрепления здоровья; - формирование у учащихся мотивации на ведение здорового образа жизни (акции, дни здоровья, соревнования); - воспитание ответственности за собственное здоровье: - профилактика курения, наркомании, употребления алкоголя; - разработка программы «Школа здоровья» и ее реализация на классных часах; - круглые столы с участием родителей: - «Здоровое питание и распорядок дня современного школьника»; «Пропаганда здорового образа жизни в школе и дома» |
Обеспечение безопасности учащихся и работников гимназии | - предупреждение угрозы жизни и здоровью учащихся и учителей; - отработка действий при угрозе террористических актов и других чрезвычайных ситуаций. |
Медико-псхолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса | - кадровое обеспечение: медицинские работники, психолог, социальный педагог, учителя физкультуры; - повышение квалификации педагогических кадров: - работа творческих групп, постоянно действующих семинаров по проблемам: «Диагностика здоровья», «Здоровьесберегающее обучение»; - психолого-педагогические консилиумы; - диагностика условий обучения и воспитания: - самочувствие учащихся; - уровень тревожности учащихся; - психологический климат в ученических и педагогическом коллективах; - мониторинг образа жизни учащихся (самооценка здоровья, учебного труда и отдыха, перегрузки, гиподинамия, вредные привычки, уровень культуры межличностных отношений, уровень знаний по ЗОЖ) |
Управление здоровьесберегающей деятельностью | - создание организационной структуры управления здоровьесберегающей деятельностью (реализацию программы координирует «Штаб здоровья», который взаимодействует с родительскими комитетами, с Советом гимназии, методическими объединениями. В рамках штаба действует группа мониторинга и осуществляется связь с общественностью через работу страницы школьного сайта. «Штаб здоровья» отчитывается о реализации плана работы на административном совете. Итоги реализации программы «Здравия желаем!» представляются в открытом отчете на педагогическом совете) - контроль здоровьесберегающей деятельности; - своевременная коррекция плана деятельности по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, формированию здорового образа жизни. |
Программа
взаимодействия гимназии и ГРМ по формированию ключевых компетентностей учащихся
«Гимназия и музей: перезагрузка»
Актуальность:
Музей, помогая сохранять и передавать духовные, культурные ценности подрастающему поколению, обладает широкими возможностями для формирования и развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, обогащения их новыми знаниями.
Программа «Здравствуй, музей!», развивающая у детей визуальную культуру, стала основой художественно-эстетического воспитания учащихся гимназии. Значительно расширил возможности и многократно увеличил потенциал гимназии «Виртуальный филиал ГРМ». Виртуальный филиал не имеет пространственных границ и по количеству экспонатов, и по объему информации о них.
Материалы на цифровых носителях значительно облегчают труд педагога, ускоряя и оптимизируя его работу по поиску и подготовке к занятиям иллюстративно-информационных материалов.
Музей, активно участвуя в создании и развитии информационного пространства, гимназии, гармонизирует его.
Однако музейные программы направлены на достижение просветительских целей, а не образовательных. Перед музеем стоит задача сделать доступными свои коллекции максимальному числу людей, а перед педагогическим коллективом гимназии – формирование ключевых компетентностей ученика. Актуальность данной программы заключается в поиске форм и методов использования музейной программы и возможностей виртуального музея в контексте реализации образовательных задач.
Цель
Интеграция музейных программ в образовательный процесс гимназии с целью формирования ключевых компетенций, под которыми понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Задачи
- обобщить опыт интеграции программы «Здравствуй, музей!» в образовательный процесс начальной школы;
- разработать систему использования музейных мультимедийных программ в образовательном процессе;
- повышение квалификации учителей в области использования музейных мультимедийных программ и ИКТ;
- разработать систему использования музейных мультимедийных программ в воспитательном процессе.
План реализации подпрограммы
Направление | Деятельность |
Разработка и внедрение новых форм и методов использования музейных программ | - выпуск сборника материалов по интеграции программы «Здравствуй, музей!» в образовательный процесс начальной школы; - систематизация использования музейных мультимедийных программ (ММП) в образовательном процессе: - создание творческих и проблемных групп; - определение предметов, тематических блоков, тем, где можно эффективно использовать ММП; - издание информационного буклета (по итогам работы творческих и проблемных групп) |
Организация социокультурной деятельности учащихся | - проведение на базе гимназии районного тура и участие в городском туре Гуманитарных чтений; - участие в Интернетолимпиаде «Русский музей во дворцах и на страницах Интернета»; - исследовательская деятельность учащихся по проблемам искусства; - создание группы экскурсоводов (разработка и защита заочных экскурсий по залам Русского музея); - открытие ученических выставок и демонстрация коллекций (на классных часах и в День музея) |
Развитие кадрового потенциала | - обучение на курсах в ГРМ; - проведение Методической недели; - участие в работе творческих и проблемных групп по вопросам использования ММП в образовательном процессе; - разработка и внедрение программ индивидуальных и групповых занятий с использование ММП; - создание банка методических разработок по использованию ММП; - руководство исследовательской деятельностью учащихся по проблемам искусства; - разработка проектов (личные, совместные с учениками, с коллегами); - участие в конкурсе педагогических достижений; - участие в конференциях, семинарах по музейно-педагогической деятельности, в том числе на базе ГРМ; - публикация разработок коллектива гимназии в различных печатных изданиях. |
Управление реализацией программы | - создать координационный совет по реализации программы; Совет возглавляет директор или заместитель директора по НМР. Заместитель директора по НМР является менеджером проблемно-творческих групп. В каждой проблемно-творческой группе имеется координатор (председатель МО). В координационный совет входит группа экспертов, включающая педагогов и общественность. Работает информационная группа, осуществляющая связи с общественностью, в том числе через сайт гимназии. О своей деятельности совет отчитывается на административном совещании (по каждому этапу), представляет результаты на Педагогическом совете и в открытом отчете; - провести Методический совет «Эффективность использования ММП в образовательном процессе». |
Ожидаемые результаты
- Организация социокультурной деятельности детей через конкурсы, творческие проекты, научно – исследовательские конференции в области музейной педагогики, повышение уровня культурного и духовно – нравственного воспитания.
- Внедрение информационно – коммуникационных и инновационных технологии в музейно – педагогическую деятельность.
- Создание информационно – методического банка данных музейно – педагогической деятельности. Выпуск сборника по интеграции программы «Здравствуй, музей!» в образовательный процесс начальной ступени обучения.
- Издание информационного буклета по итогам работы творческих и проблемных групп.
- Приобщение учащихся к наследию национальной культуры и родного языка через художественное творчество и исследовательскую деятельность.
- Высокое качество всех элементов образовательной и воспитательной деятельности в сфере музейной педагогики. Совершенствование в образовательном процессе элементов духовного воспитания и образования.
- Прозрачность и доступность образовательной и воспитательной составляющих музейно-педагогического пространства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий в образовательном процессе в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 262 Санкт-Петербурга
Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. ...
ПОЛОЖЕНИЕ об организации занятий, оценивании и аттестации обучающихся по предмету «Физическая культура» Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга
Настоящее положение разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями:Федеральным законом «Об образовании в Российской Федераций»;Федеральным законо...
Индивидуальный план профессионального развития Маловой Марины Васильевны, учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 22» Нижнекамского муниципального райо
Перспективный план педагогической деятельности№Направление работыУчебный год2013-20142014-20152015-20162016-20172017-2018 Аттестация * Курсы повышения квалификации...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «История» для 5-х классов (надомное обучение) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 535 Калининского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа составлена на основании ФГОС, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и учебника "История древнего мира" под редакцией...
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 4»
Программа развития...
Комплексная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия №5 "Поэтапное внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)
В данной работе соблюдены все правила написания программы: имеется титульный лист, актуальность, цели, задачи, план реализации, планируемые и ожидаемые результаты. Программа...
ПРОЕКТ «РАЗ СТУПЕНЬКА, ДВА СТУПЕНЬКА» отделения дополнительного образования детей «ДеТвоРа» Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы№404 Колпинского района Санкт-Петербурга
Материал знакомит с проектом социального партнёрства школы и детского сада...