Здоровьесберегающая среда в школе-новостройке: факты и проблемы.
статья на тему
Здоровьесберегающая среда в школе-новостройке: факты и проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchaya_sreda.docx | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая среда в школе-новостройке: факты и проблемы.
Малыхин Д.Б, Федюк В.Ф.
Москва, 2002 год
Наша школа-новостройка проходила несколько этапов в своем развитии. При этом опираясь на один из основных принципов Закона РФ «Об образовании» - принцип адаптивности образовательной системы.
Практика показала, что реализация модели адаптивной образовательной системы (АОС) привела к изменению образовательного процесса, его структуры, содержания, организации и результатов. АОС позволила выявить проблемы организации учебного процесса и образовательной среды школы.
Одной из проблем школы является проблема сохранения здоровья учащихся. Анализ этой проблемы говорит о том, что эта проблема является проблемой всего общества. Так, согласно данных, приведенных в научной литературе[1] среди учеников младших классов число здоровых детей не превышает 10-12%, средних - 8%, старших - 5%. Поэтому в школе были введены следующие положения, направленные на сохранения здоровья учащихся:
- Используя положение СанПиНа, устанавливать щадящую учебную нагрузку для всех учеников школы. Особенно обратить внимание на факт сохранения здоровья учеников, начиная с 1 класса по 11 класс. Действительно, в школу приходят учащиеся младших классов, среди которых здоровых детей по школе не превышает 20%, а задачей образовательного учреждения является сохранить здоровье ученикам до 11 класса. С этой целью в школе в течение 3 лет проводился мониторинг физического развития обучающихся. Исходя из мониторинга, было выведено, что постоянный контингент детей, занимаясь в оздоровительно-физкультурных кружках и секциях, сохранил свое здоровье. Подтверждением этому являются следующие факты: учащиеся нашей школы с 2004 года в Москве и Юго-Западном округе занимают призовые места в спортивных соревнованиях среди учеников своей возрастной группы по кроссу, легкой атлетике и спортивной гимнастике.
- За время функционирования школы было отмечено стремление учеников и их родителей к уменьшению учебной нагрузки для сбережения здоровья детей. Так, например, в 2005-2006 учебном году наметилась тенденция перехода учеников из спецшкол (кадетские, физико-математические, школы с углубленным изучением иностранного языка и т.д.) в нашу школу. По итогам выпускных мероприятий и поступления выпускников в ВУЗы, родители и ученики нашей школы пришли к выводу, что благодаря нормированной учебной нагрузки выпускники 11-х классов сохранили свое здоровье и успешно учатся в ВУЗах города Москвы.
- Дифференцированный подход, с учетом личностно-ориентированной методики обучения учащихся, выявляет возможность сбережения здоровья детей при подведении итогов учебного года. Так, например, если здоровье ученика по тем или иным причинам не позволяет в полном объеме участвовать в аттестации по итогам учебного года, то ему предоставляется индивидуальный график аттестации.
- В сбережении здоровья педагогов инициатива принадлежит методическим объединениям и профсоюзной организации работников образовательного учреждения. В школе стала хорошей традицией совместно проводить внутришкольные мероприятия, отмечать праздники и юбилеи педагогов. Такая традиция дала возможность учителям и сотрудникам школы быстрее понять цели и задачи коллектива, сдружиться и рассматривать школу как свой «родной» дом.
- Усилиями администрации школы и органов здравоохранения в школе открыты кабинет стоматологии и медицинский пункт, в которых постоянно находятся медицинские работники. Это очень важный факт, так как учителям и учащимся школы своевременно оказывается медицинская помощь. На все спортивные мероприятия школы ставится виза медицинских работников о состоянии здоровья учащихся.
Приведем здесь здоровьесберегающие мероприятия, проводимые в школе на примере групп продленного дня.
№ | МЕРОПРИЯТИЯ | ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ |
1. | Осуществлять сквозное проветривание | Ежедневно до начала занятий, во время обеда, прогулки, динамических пауз, по окончании занятий |
2. | Влажная уборка | Ежедневно |
3. | Генеральная уборка | 2 раза в четверть |
4. | Прогулка продолжительностью 1 час | 2 раза в день |
5. | Проведение спортивных мероприятий | Ежедневно |
6. | Организация 2-х разового питания | Ежедневно |
7. | Проведение динамических пауз | Ежедневно. Во время кружковой работы (15 мин), самоподготовки (10 мин), занятий по интересам (15 мин) |
8. | Начало самоподготовки после 16.00 | Ежедневно |
9. | Продолжительность следующих видов деятельности: лепка, музыкальные занятия, рукоделие, хореография не более 30 минут | Ежедневно |
10. | Соблюдение правил личной гигиены | Ежедневно |
11. | Кварцевание помещения | Ежедневно |
12. | Питьевой режим | Ежедневно |
13. | Соблюдение светового режима | Ежедневно |
Задачи физического воспитания учащихся школы решают в ГПД не только преподаватели физкультуры, но и воспитатели, которые используют разные методы приобщения детей к физическому воспитанию. К таким методам относятся:
- Вовлечение детей в спорт и двигательную практику.
- Организация подвижных игр на прогулке.
- Проведение спортивно-оздоровительных бесед (о пользе закаливания, о видах спорта и т.д.)
- Проведение динамических пауз во время самоподготовки, занятий по интересам.
- Проведение эстафет, спартакиад, веселых стартов.
- Просмотр фильмов и чтение литературы по спортивной тематике.
- Ежедневные прогулки на свежем воздухе.
- Направление детей для посещения спортивных секций школы.
- Обучение детей плаванию на базе ФОК Южного Бутово.
В заключение мы пришли к выводу о том, что, при разработке и внедрению АОС, подготовке и проведении мероприятий по учебной, воспитательной работе, дополнительному образованию в школе, прежде всего, необходимо придерживаться позиции влияния всех таких мероприятий на здоровье учащегося. Ведь цель одна - НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ!
[1] Капустин Н.П. Адаптивная образовательная система школы. Теория и практика: монография. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"
Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...
управление развитием здоровьесберегающей среды в школе
Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора об...
Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении
Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении ...
Педагогический проект "Новой России-здоровое поколение" (создание здоровьесберегающей среды в школе)
О неблагополучии в сфере здоровья учащихся знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. И о ней стали говорить открыто и на всех уро...
Программа"Мониторинг формирования здоровьесберегающей среды и здоровья учащихся школы
Идея сохранения здоровья представляется нам полумерой, так как слишком высок уровень патологической поражённости детей. Следовательно, более актуальной является задача об...
Использование современных педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе обучения английскому языку в школе-новостройке
Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения иноязычной культуры. Механизмом или средством,...
«Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях работы школы новостройки»
Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной деятельности образовательного учреждения становится во...
Комментарии
Здоровьесберегающая среда в школе-новостройке: факты и проблемы.
Дорогие коллеги!
Статья была написана в 2002 году и была потеряна, а тут, разбираясь, в документах нашлась ))). Хочу поделиться с Вами