«Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях работы школы новостройки»
статья

Корсакова Юлия Александровна

Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной деятельности образовательного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Ведущими идеями образования сегодня становится идея диалога, принятия коллективных решений, привлечения родителей учащихся к партнерским отношениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vzaimodeystvie.odt22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа № 12

Доклад

«Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях работы школы новостройки»

Составитель:

Корсакова Юлия Александровна

учитель немецкого языка

без категории

г.о. Домодедово, 2020

Ребенок — существо разумное, он хорошо знает потребности,

трудности и помехи своей жизни.

Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина,

не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность,

вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь.

Януш Корчак

Введение

        Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной деятельности образовательного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

 Ведущими идеями образования сегодня становится идея диалога, принятия коллективных решений, привлечения родителей учащихся к партнерским отношениям.

  1. Понятия «взаимодействие», «педагогическое взаимодействие», «эффективное взаимодействие», «сотрудничество».

Взаимодействие – это в первую очередь взаимодействие с кем-то или чем-то вне меня, с внешним миром.

Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт педагога с обучающимися (родителями обучающихся), направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках.

Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.

Основными характеристиками взаимодействия считают: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние.

Каждая из этих характеристик имеет свое содержание, но только их комплексная реализация в воспитательном процессе обеспечивает его эффективность.

К интегративным характеристикам любого взаимодействия, в том числе и педагогического, относят срабатываемость и совместимость.

Срабатываемость характеризует согласованность в действиях, обеспечивающую их успешность с позиций количества, качества, скорости, оптимальной координации действий контактирующих сторон на основе взаимного содействия.

Совместимость выражается в максимально возможной удовлетворенности партнеров друг другом, эмоциональной поддержке.

Эффективное взаимодействия– это совместно построенные действия участников образовательного процесса, обеспечивающие необходимые условия для личностного роста, развития личностного потенциала, развития навыков рефлексивного поведения (рефлексия - обращение назад, процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний),преодоления стереотипизации восприятия, эмоционально-душевного комфорта, развития навыков эффективного вербального и невербального общения, саморегуляции, развитие потребности в самоактуализации.

  1. Модели взаимодействия участников образовательного процесса:

1) Обучающийся – обучающийся:

  • свободно общается со сверстниками;
  • приобщается к элементарным общепринятым нормам и правилам  взаимоотношения со сверстниками (в том числе моральным);
  • самовыражается через совместную творческую деятельность;
  • учится взаимодействовать в коллективе: отказываться от личных желаний ради общих целей;
  • учится договариваться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

2)  Родитель – обучающийся:

  • признание прав и свобод ребенка,
  • сотрудничество,
  • сопереживание и поддержка,
  • обсуждение ситуации через диалог,
  • гибкое введение ограничений.

3)  Педагог - обучающийся:

  • признание ценности личности обучающегося;
  • признание уникальности – индивидуальности личности обучающегося: выявление и развитие общих и специальных способностей обучающегося;
  • выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;
  • приоритет личностного развития, когда  воспитание  и обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого обучающегося;
  • ориентация на социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;
  • диалоговое взаимодействие с обучающимся;
  • актуализация тенденции обучающегося к личностному росту;
  • активизация исследовательских и творчески интересов обучающегося;
  • создание условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем;

4) Педагог - родитель:

  • добровольность в сотрудничестве.
  • искренняя заинтересованность педагогов в решении проблем детско-родительских отношений;
  • уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;
  • признание безусловного права родителей воспитывать в ребенке те качества, которые являются ценными с их точки зрения;
  • уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов (специалистов).
  • конфиденциальность индивидуального общения с педагогом (специалистом).  

5) Педагог – педагог - администрация:

  • развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);
  • толерантность (терпимость к иным точкам зрения);
  • эмпатия и рефлексия - умение выслушать собеседника, признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте;
  • демократичность в общении;
  • сотрудничество - процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров, на основе взаимоуважения и взаимообогащения;
  • учитывание личностных и профессиональных качеств участников общения;
  • проявление участниками общения гибкости в конфликтных ситуациях.

3) Практическая значимость взаимодействия и сотрудничества:

Эффективное взаимодействие всех участников педагогического процесса позволит решить следующие задачи:

  • Интенсифицировать работу с семьей на основе партнерского взаимодействия;
  • Создать творческую атмосферу между участниками образовательной деятельности, вовлекая всех в непрерывный процесс саморазвития;
  • Подходы к организации педагогического взаимодействия:
  • Деятельностный, формирующий у обучающихся разнообразные способы и виды деятельности, при котором они сами являются активными участниками образовательного процесса.
  • Личностно-ориентированный, обеспечивающий у обучающихся развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции поведения.

Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на следующих

принципах:

  • Добровольность
  • Сотрудничество
  • Уважение интересов друг друга
  • Соблюдение законов и иных нормативных актов

Эффективность такого взаимодействия обеспечит:

- Для учеников:приобретение социального опыта, повысит качество и эффективность развития, воспитания и обучения, сформированность активно-познавательной позиции;

- для педагогов:позволит оценить свои профессиональные возможности и достижения,постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; сформировать партнерские, доверительные отношения между коллегами, обучающимися и их родителями; осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами;

- для руководителей поможет создать: коллектив творческих единомышленников; комфортный психологический климат в коллективе; повысить эффективность образовательных проектов и программ за счет общественной интеллектуальной поддержки и общественной экспертизы; создать привлекательный имидж учреждению;

- для родителей, неравнодушных к настоящему и будущему своих детей, желающих понимать их проблемы, стать активными участниками и партнерами образовательного процесса; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка.

Актуальной не сегодняшний день становится тема взаимодействия участников образовательного процесса в условиях работы школы новостройки. Города активно развиваются, расширяются, ведется строительство новых микрорайонов. А вместе с ними появляются новые объекты социальной инфраструктуры: школы, детские сады, поликлиники и т.п. Поэтому очень важно правильно и эффективно установить взаимодействие между участниками образовательного процесса: администрация школы- педагоги- учащиеся – родители в условиях работы новой школы.

Специалисты отмечают сложность и значимость периода, связанного с адаптацией человека в новых конкретных условиях, в ситуации со школой-новостройкой -  адаптация каждого из участников образовательного процесса. Именно в первые месяцы обучения начинает формироваться та система отношений ученика с социальной средой и самим с собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, новые учебные установки, которые в значительной мере определят в дальнейшем успешность или неуспешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности самореализации не только в школьной среде, но и в жизни. Важно, чтобы с самого начала обучения в новых условиях ученик должен быть подготовлен к дальнейшему личностному, социально-психологическому развитию. Будет ли в период адаптации заложен социальный, интеллектуальный фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в новую школу ученик попадет в чужой для него школьный мир, во многом зависит от профессиональной и личностной зрелости взрослых: учителей, классных руководителей, родителей, школьных психологов.

Понятие «адаптация» тесно связано с понятием психологического здоровья. По мнению О.В. Хухлаевой «психологически здоровый человек», обладающий определенным «запасом прочности», «внутренним стержнем», владеющий способами защиты, менее подвержен к внешним изменениям и именно это позволяет ему противостоять разрушительным факторам реальной жизни и «оптимизировать свою жизнедеятельность».

Исследование адаптации учащихся в школе-новостройке относится к числу актуальных проблем психолого-педагогической науки и школьной практики. Школа-новостройка призвана решать одновременно несколько задач, связанных с проблемами адаптации: адаптация каждого ученика с 1 по 11-й класс, адаптация первоклассника, адаптация ученика 5-го класса к новым условиям, адаптация ученика 9-го класса (нередко 8-го), связанного с выбором профиля обучения, адаптация ученика 10-го класса, обучающегося в старшей школе.

Адаптация понятие широкое и включает в себя: адаптацию социальную — к социальной среде, к взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса; адаптация психологическая - построение взаимоотношений с конкретным человеком; адаптация к педагогическим условиям — требования учителя, объем материала, учебный план, система построения урока и др.; адаптация к эргономическим условиям — рабочий стол, освещенность, удаленность от классной доски и др. Социально-психологическая адаптация требует определенных навыков, личностных качеств, развитого самосознания, которое включает в себя и самооценку личности.

Адаптация ученика в школе-новостройке зависит прежде всего от условий формирования той образовательной среды, которая призвана оказывать позитивное влияние на адаптационный процесс. В ряде концепций (Ж.Пиаже, Р. Мертон) адаптация, социальная в частности, понимается как двусторонний процесс и результат встречной активности субъекта и социальной (в данном случае - образовательной) среды. Нередко процесс адаптации трактуется как пассивный процесс приспособления субъекта к требованиям среды, установление равновесия ценой жертв со стороны личности.

Результативность системы психолого-педагогических условий адаптации учащихся в школе-новостройке окажется успешной, если:

- разработана структура образовательного процесса, включающего в себя вариативные учебные планы и программы, технологии их реализации, отвечающие познавательным потребностям школьников;

- создана вещно-пространственная среда для всех участников образовательного процесса;

- организована разнообразная досуговая деятельность;

- созданы гуманистические отношения между членами образовательного процесса в школе-новостройке.

Адаптация учащихся в школе-новостройке - это прежде всего создание условий для реализации каждым учащимся права получения образования, соответствующего его индивидуальным особенностям, интересам, склонностям, возможностям при условии сохранения здоровья каждого ученика.

Адаптация ученика включает в себя большое число аспектов -психологическая, социальная. Адаптация к условиям эргономическим, к требованиям образовательного учреждения как к режимным моментам, так и к требованиям педагогов, классных руководителей и др. Адаптация учащихся в школе-новостройке есть длительный и трудоемкий процесс. При этом (в отличии от обычных, много лет действующих школ) речь идет об адаптации учителей и учащихся и привлечении родителей к сотрудничеству со школой-новостройкой. Одним из важнейших психолого-педагогических условий является педагогический коллектив и учет администрацией его особенностей. В частности, формирование коллектива на профессиональной основе и затем укрепление этой основы межличностными эмоциональными отношениями.

Другим важнейшим условием, несомненно, является формирование ученического коллектива. Этот процесс управляем учителем. Путем организации учебной деятельности, межличностных отношений между учителем и учащимися, между школьниками, не последнюю роль здесь играет внеклассная работа и взаимодействие с окружающей социальной средой. Наконец, психолого-педагогическое сопровождение учителей, учащихся и их родителей на протяжении всех 11 лет пребывания в школе.

Перспективы дальнейшей деятельности на сегодняшний день: разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс деловых игр, которые бы решали вопросы укрепления и развития ученических коллективов, разрешения конфликтных ситуаций.

И, наконец, проблема личности выпускника школы в педагогическом, социальном и психологическом отношениях. Конечно, школе трудно прогнозировать социальные изменения в обществе, которые произойдут через одиннадцать лет. И все-таки, учитывая опыт прежних поколений, например, родителей прежних выпусков школьников можно, хотя бы в общих чертах составить психолого-педагогический портрет (либо его динамику) бывшего выпускника и нынешнего родителя с тем, чтобы сообразуясь с ним определить те задачи в учебно-воспитательном процессе, которые необходимо решать на каждом этапе (начальная, средняя, старшая) формирования и развития личности школьника и подготовки его к активной жизнедеятельности в обществе.

Литература:

 1. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия – 2006. - 336с.

2. Юбозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия //

     3.   Лазарев B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи. Советская педагогика. 1995. -№5. 18-19.

     4.  Лизинский В.М. Классный коллектив: технология формирования. М.: «ЦТЛ», 2005, с. 126 Психолого-педагогический и управленческий дневник директора школы. М.: 2000г., 160с. 143.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

WEB-газета как одна из форм информационного взаимодействия участников образовательного процесса

В статье рассказывается о моем опыте по созданию школьной web-газеты. Так же расматриваются другие виды информационного взаимодействия участников образовательного процесса....

«ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ СОВРЕМЕН-НОГО УЧЕНИКА В УСЛОВИЯХ ФГОС»

На сегодняшний день в школе проблема сохранения здоровья учащихся является одной из основных, она же продиктована инициативой «Наша новая школа» и ФГОС. Мы считаем, что необходимо формировать приорите...

Организация дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса через группу в социальной сети. (Из опыта работы)

Организация дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса через группу в социальной сети. (Из опыта работы)...