CОСТОЯНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО СУИЦИДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья по теме
В данной статье рассказывается о СОСТОЯНИИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО СУИЦИДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. В ней отражена работа с детьми «группы риска», стоящими на внутришкольном учёте и учёте в КДН (составление социальным педагогом социальных паспортов на каждого ученика; написание кл. руководителями характеристик учащихся; ведение психологом индивидуальных карт сопровождения «трудных» учащихся; обязательное посещение на дому семей, стоящих на внутришкольном учёте). Представленные методики наиболее полно отражают процесс адаптации учащихся в школьной среде, выявляя личности с высокой степенью агрессивности, повышенной тревожностью, низкой самооценкой, а также тех, кто часто испытывает чувство вины. С учётом данных диагностики строится вся дальнейшая профилактика детского суицида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsiya_o_sostoyanii_raboty_po_profilaktike.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИЯ О СОСТОЯНИИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ДЕТСКОГО СУИЦИДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Педагог-психолог ГБС(К)ОУ № 480
Сольнова Татьяна Александровна
В общешкольном плане воспитательной работы с учащимися и их родителями отражена работа с детьми «группы риска», стоящими на внутришкольном учёте и учёте в КДН (составление социальным педагогом социальных паспортов на каждого ученика; написание кл. руководителями характеристик учащихся; ведение психологом индивидуальных карт сопровождения «трудных» учащихся; обязательное посещение на дому семей, стоящих на внутришкольном учёте).
Ко всем общешкольным мероприятиям, запланированным в учебном году, активно привлекаются школьники с 1 по 9 классы. Ребята участвуют и в подготовке, и в проведении школьных праздников, соревнований, в районных акциях по ЗОЖ.
В общешкольном плане воспитательной работы есть раздел «Работа с родителями учащихся». Для родителей проводятся родительские собрания по профилактике вредных привычек у детей, даются советы о том, как оптимально организовать режим дня и укреплять здоровье детей с ЗПР. Перед родителями выступает школьный психолог, школьный врач, школьный инспектор полиции, приглашённый психолог из ЦПМСС.
У каждого кл. рук. имеется план воспитательной работы с классом, где запланированы уроки доброты, уроки толерантности, уроки здоровья для школьников.
В школе работают группы продлённого дня (до 18ч), поэтому кл. рук. совместно с воспитателями ГПД постоянно находятся с детьми, отслеживая и корректируя любые негативные проявления в поведении учащихся. В это время с детьми занимаются логопеды, психолог, руководители кружков. У педагогов начальной школы есть ежедневная возможность общаться с родителями по вопросам воспитания и обучения.
Педколлектив работает по формированию ЗОЖ у детей с ЗПР.В утверждённом директором плане предусмотрена профилактическая работа с детьми по предупреждению зависимого поведения: лекции и беседы о вредном влиянии ПАВ на здоровье, спортивные мероприятия, уроки и Дни здоровья, игры по станциям «Путь к здоровью», тренинги для учащихся с целью повышения их психоэмоциональной устойчивости; диагностика эмоционально-волевой сферы, состояния самочувствия и настроения учащихся.
В школе постоянно работает психолого-педагогическая служба сопровождения учащихся. На заседании ППК приглашаются «трудные» учащиеся, их родители, кл. рук. и другие специалисты для решения непростых педагогических ситуаций. Кроме рассмотрения возникающих проблемных ситуаций, ППК проводит плановые мероприятия: диагностику адаптации учащихся в школе, выявление стиля детско –родительских отношений, определение степени вовлечённости школьников в учебный процесс, коррекцию форм и методов работы с «трудными» подростками.
Между школой и ЦПМСС Кировского района заключён договор о совместной деятельности. В договоре предусмотрены лекции для учащихся по профилактике ПАВ и пропаганде здорового образа жизни, проведение занятий по программам: «Семья – родник жизни», «Мужественность. Женственность», лекции для родителей, участие школьников в целевом проекте «Планета здоровья».
Социальный педагог совместно со школьным инспектором полиции ставят на контроль семьи «трудных» учащихся, направляют на КДН детей асоциального поведения для принятия мер воспитательного воздействия, посещают семьи «трудных» детей. Педагоги тесно взаимодействуют с воспитателями из Д/д №7, №10, решая текущие организационные и психолого-педагогические вопросы, касающиеся воспитанников этих детских учреждений.
Школьный психолог ежедневно проводит коррекционно- развивающие занятия с учащимися школы по утверждённым директором программам. Например, в 6 классах занятия посвящаются развитию коммуникативной культуры, в 8 кл. – «Познай себя», где ребята получают возможность узнать об особенностях своего характера, формируются положительные привычки. На занятиях старшеклассники учатся понимать себя и других, осуществляя практические шаги по самовоспитанию и саморазвитию. В 9 кл психолог помогает учащимся найти свой профессиональный путь, учит справляться с неуверенностью, неуспешностью, показывает, как выстраивается жизненная перспектива, формирует позитивное мышление. В 1 классе занятия направлены на развитие детей и на коррекцию их поведенческих отклонений.
В сентябре проводится диагностика в 5 – 6 классах по выявлению уровня агрессивности у школьников. Выявленные дети с высоким показателем агрессивности занимаются по программе «Снижение агрессивности у младших подростков». В программе следующие направления, по которым работает психолог с детьми: выявление негативных эмоций; обучение сбрасыванию гнева приемлемым способом; развитие коммуникативных функций; снижение психоэмоционального напряжения.
Школьный психолог также проводит практические занятия с родителями в группах, объединённых одной и той же проблемой. Родители знакомятся с основными стилями семейного воспитания, узнают о причинах девиантного поведения детей, задумываются о том, как воспитать у ребёнка чувство ответственности за свои поступки.
В школе работает психолого-педагогическая служба сопровождения, на школьном стенде для учащихся и их родителей есть информация о службах экстренной психологической помощи, детский телефон доверия. Логопед школы, кл руководители (по необходимости) участвуют в работе РПМПК.
Основные методы выявления семей с детьми «группы риска» по суицидальному поведению:
*посещение семей на дому и составление актов обследования социально – бытовых условий проживания и психологического климата семьи;
*анкетирование родителей («Шкала родительской озабоченности», «Стиль взаимоотношений в семье», анкета по итогам 1 полугодия и в конце года);
*психологические консультации родителей;
*наблюдение за детьми во время уроков и на переменах;
*тестирование учащихся (проективно- рисуночный тест «Моя семья»;
*изучение личных дел учащихся.
Формы контроля работы по профилактике детского суицида:
*администрация школы проводит ежемесячно классно-обобщающий контроль учебно-воспитательного процесса. Завучи присутствуют на уроках, беседуют с детьми об их отношении к занятиям, к учителям.
Каждую четверть кл. рук. сдают завучу по воспитательной работе отчёт о том, какая работа проведена с :трудными» учащимися.
*председатель ППК, социальный педагог дают рекомендации кл. рук. по разрешению сложных педагогических ситуаций.
Научно-методическое обеспечение профилактической работы в ОУ:
а) использование методической и психологической литературы
-Сонягин Ю.В., Синягина Н.Ю.Детский суицид. Психологический взгляд. СПб:КАРО,2006.
-Савченко С.Ф.Профилактика аддиктивного поведения школьников. Учебно – методическое пособие. СПб: КАРО,2007.
-Захаров А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей. СПб:: КАРО,2007.
-Педагогическое сопровождение семейного воспитания. Программы родительского всеобуча. Под ред. Волжиной О.И.СПб: КАРО, 2010.
-Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. –М.: Речь, 1998.
-Синягина Н.Ю. Психологические аспекты жестокости в детско- родительских отношениях. М.: РАГС,2006.
б) программы по профилактике детского суицида:
* «Снижение уровня агрессивности у младших подростков» -5-6 кл., «Ответственное поведение - ресурс здоровья» -8 кл., «Ты можешь быть успешным человеком!» - 9 кл.
в) наличие кино – аудиотеки (в/ф о здоровом образе жизни, о вреде алкоголя, наркотиков; х/ф «Игла», «Город без солнца», д/ф «Не погаснет свеча».
Формы информирования: на родительских собраниях, на кл. часах, во время психологических консультаций, на школьном стенде, на школьном сайте.
Основные мероприятия по профилактике суицида:
*кл. часы, уроки доброты в начальной школе;
*тренинги для старшеклассников: «Чудеса в наших руках», «Развитие коммуникативных и лидерских качеств личности», «Путешествие в мир профессии», «Ты можешь быть успешным!» (1 раз в четверть);
*спортивные соревнования (каждый месяц).
Компетентность специалистов.
В школе работают 3 педагога с дефектологическим образованием, клинический психолог; курирует учащихся психиатр из ПНД.
Формы повышения квалификации работников по проблеме профилактики детского суицида.
Ежегодно учителя направляются на курсы данной проблематики в АППО, в ИСПиП им. Валленберга. Наши педагоги приняли участие в семинарах, проходивших в ИСПиП: «Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику суицида и алкоголизма среди подростков и молодёжи», «Психотравма: как выжить?», «Организация работы по профилактике суицида в молодёжной среде».
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- День открытых дверей;
- психологические консультации;
- приглашение родителей на заседания ППК:
- занятия мамы с ребёнком
В нашей школе эффективно организована диагностика эмоционального неблагополучия детей. Психологом используются следующие методики: «Шкала социально – психологической адаптации (СПА), опросник Басса – Дарки «Агрессивность и чувство вины», методические оценки способов реагирования на конфликтную ситуацию.
Эти методики наиболее полно отражают процесс адаптации учащихся в школьной среде, выявляя личности с высокой степенью агрессивности, повышенной тревожностью, низкой самооценкой, а также тех, кто часто испытывает чувство вины. По результатам исследования можно судить о том, сколько и кто переживает эмоциональный дискомфорт. Кроме того, опросники позволяют выявить, насколько опрашиваемые склонны к сотрудничеству в группах, стремятся ли к компромиссам, избегают ли конфликтов или, наоборот, стараются обострить их. Диагностика проходит 2 раза в год (1 раз – в начале года, 2 раз – после коррекционной работы). С результатами диагностики психолог знакомит администрацию школы, кл. рук., родителей. С учётом данных диагностики строится вся дальнейшая профилактика детского суицида.
Общая оценка деятельности ОУ по данному направлению.
В школе ведётся систематическая планомерная работа с учащимися и их родителями по профилактике суицидальных намерений. Кл. рук., воспитатели ГПД, социальный педагог имеют постоянную связь с родителями. Трудные случаи рассматриваются на заседаниях ППК. Вторичная диагностика проходит после проведённой воспитательной или/и организационной работы. Школьная служба сопровождения работает по предупреждению «школьной неуспешности» и проявлений девиаций. На данный момент в школе не обнаружены подростки с суицидальными наклонностями.
В этом учебном году запланировано больше провести практических занятий с родителями по профилактике конфликтов в семье, также кл. рук. совместно с психологом будут чаще организовывать кл. часы, посвящённые повышению коммуникативной культуры учащихся.
5 лет назад при аккредитации школы проводилась экспертная оценка профилактической работы.
Сведения о лице, ответственном за представленную информацию.
Сольнова Татьяна Александровна
TANIABRIG@yandex. ru
18.02.13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОШ №8корпус 2 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
В 1991 году решением коллегии Госкомитета образования от 13.07.90г.№14/4 официально...
Формирование активной гражданской позиции молодежи через работу добровольческого движения в условиях образовательного учреждения
Формирование активной гражданской позиции...
Организация работы психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении по сопровождению учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицин...
Работа по профилактике ДДТТ в образовательном учреждении
Работа по профилактике ДДТТ в образовательном учреждении...
Методические рекомендации по организации работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения
Работающие в школе специалисты: педагоги, психологи, логопеды, социальные педагоги, медицинские работники призваны действовать в интересах ребенка....
Использование информационных компьютерных технологий в работе педагога-психолога специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Статья к городской научно-практической конференции ноябрь 2014 г. "Современные образовательные технологии"...
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ – ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ ЗВЕНЬЕВ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В своей работе Профсоюз большое внимание уделяет вопросам охраны труда. Здоровье является величайшей ценностью, поскольку дается нам один раз. Именно на сбережение здоровья, сохранения жизни нацелены ...