Программа гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи «Россия молодая»
методическая разработка по теме
Программа «Россия молодая» - методические материалы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Авторы работы:
Медведева Е.Е. – учитель русского языка и литературы МБОУ «Писарёвская средняя общеобразовательная школа» Фроловского муниципального района Волгоградской области
Мануйлова Т.А. – учитель физики МБОУ «Писарёвская средняя общеобразовательная школа» Фроловского муниципального района Волгоградской области
Электронные адреса
tatyana5978@yandex.ru, elena20111medvedeva@yandex.ru
Почтовый адрес: 403529, хутор Писарёвка Фроловского района Волгоградской области.
Название работы: Программа гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи «Россия молодая».
Краткая аннотация работы
Программа «Россия молодая» - методические материалы в номинации «Программы гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи».
Цель данной Программы - познание учащимися историко-культурных корней страны, семьи, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за свою страну, а также исторической ответственности за происходящее в обществе, сохранение исторической преемственности поколений, создание условий для формирования личности гражданина и патриота. В настоящее время есть необходимость в активной деятельности самих школьников. Патриотические ценности должны стать жизненно необходимыми для нового поколения. Программа гражданского и патриотического воспитания «Россия молодая» предполагает работу по следующим долгосрочным проектам:
1.Творческий проект «Я – гражданин России».
2.Социальный проект «Наши корни».
3.Социальный проект «Не меркнет золото победы».
4.Социальный творческий проект «Клуб юных журналистов»
5.Социальный проект духовно-нравственного воспитания «Истоки».
Только активное включение школьников в социальную деятельность и сознательное участие в ней даст возможность достигнуть поставленных задач.
Пояснительная записка.
Программа «Россия молодая» - методические материалы в номинации «Программы гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи».
Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность ее истории, природе, достижениям и проблемам, составляющим духовно-нравственную основу личности, формирующим ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном служении Отечеству.
Гражданская идентичность – осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для человека значимый смысл.
Цель данной Программы - познание учащимися историко-культурных корней страны, семьи, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за свою страну, а также исторической ответственности за происходящее в обществе, сохранение исторической преемственности поколений, создание условий для формирования личности гражданина и патриота.
Школа – центр работы по гражданскому становлению детей и молодежи. Д.С.Лихачев справедливо указывал, что «воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности. Она начинается с малого: с любви к своей семье, к своей школе и, постепенно расширяясь, переходит в любовь к своей стране, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».
Программа «Россия молодая» предполагает работу по нескольким направлениям:
героико-патриотическое, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, спортивно-патриотическое направление. В программе участвуют школьники 5-11 классов.
Патриотическое воспитание всегда было неотъемлемой частью воспитательной работы. Однако новое время требует новых форм и методов работы, соответствующих современным требованиям. В настоящее время есть необходимость в активной деятельности самих школьников. Патриотические ценности должны стать жизненно необходимыми для нового поколения.
Для формирования активной жизненной позиции учащихся, развития самоуправления, навыков совместной деятельности для общей социально значимой цели желательно использовать современные формы работы, такие как проекты, клубы, агитбригады, исследовательская и поисковая деятельность. Только активное включение школьников в социальную деятельность и сознательное участие в ней даст возможность достигнуть поставленных задач.
Программа патриотического воспитания «Россия молодая» предполагает работу по следующим долгосрочным проектам:
1. Творческий проект «Я – гражданин России».
2.Социальный проект «Наши корни».
3. Социальный проект «Не меркнет золото победы».
4.Социальный творческий проект «Клуб юных журналистов»
5.Социальный проект духовно-нравственного воспитания «Истоки».
В ходе реализации программы по патриотическому воспитанию школьников у учащихся формируются следующие качества и умения:
- любовь к родине, готовность беречь и защищать ценности государства и нации;
- личная ответственность за судьбу семьи, хутора, города, страны,
активная жизненная позиция; желание сделать жизнь в стране лучше.
Программа гражданско-патриотического воспитания
подрастающего поколения «Россия молодая».
1.Введение.
Программа разработана в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и направлена «на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества».
Программа «Россия молодая» - комплекс объединенных содержанием, формой и методами работы методических мероприятий, направленных на решение основных задач в области гражданско-патриотического воспитания.
2.Цель и задачи Программы «Россия молодая».
Основная цель программы «Россия молодая» - познание учащимися историко-культурных корней страны, семьи, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за свою страну, а также исторической ответственности за происходящее в обществе.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- формирование у подрастающего поколения основных идей, чувств, установок служения Отечеству и своим ближним, обретение знаний о мире и человеке, его предназначении;
- формирование гражданственности, развитие способности и готовности к самосовершенствованию в сфере служения Отечеству, сохранение исторической преемственности поколений;
- формирование активной жизненной позиции, создание условий для самореализации личности;
- формирование основ здорового образа жизни, укрепление здоровья, профилактика вредных привычек.
3. Область применения.
Данная Программа может применяться в общеобразовательных учреждениях.
В основу программы положены принципы гуманистической педагогики:
- признание личности каждого ребенка высшей социальной ценностью;
- уважение индивидуальности, уникальности и своеобразия каждого ребенка;
- учет возможностей и задатков каждого ребенка;
- уважительные отношения между взрослыми и детьми;
- опора в воспитании на общечеловеческие ценности;
- создание ситуации успеха.
4.Возрастные группы обучающихся.
Для системы патриотического воспитания наиболее оптимальным является школьный возраст, так как это период становления личности ребенка, период открытия мира, установления жизненных ценностей. В это время формируется социальные интересы и жизненные идеалы. В работе используются различные формы деятельности в зависимости от возрастных особенностей обучающихся:
- младшие школьники /1-4 классы/;
- подростки /5-7 классы/;
- старшеклассники /8-11 классы/.
5.Основные направления реализации программы.
Школа – центр образования, воспитания и развития подрастающего поколения. Школа – центр работы по гражданскому становлению детей и молодежи.
Программа «Россия молодая» предполагает работу по нескольким направлениям:
- героико-патриотическое направление.
Цель: формирование у подрастающего поколения основных идей, чувств, установок служения Отечеству и своим ближним, обретение знаний о мире и человеке, его предназначении.
Наша история – прекрасный образец служения Отечеству, пример мужества, стойкости, героизма, самопожертвования. Идеи защиты родного дома и Отечества всегда были близки россиянам. Защитники страны - Александр Невский и Михаил Кутузов, Александр Суворов и Георгий Жуков – слава российского оружия и государства. Героико-патриотическое направление пропагандирует исторические события и роль личности в истории. Предполагается знакомство детей с Днями воинской славы России. Большую ценность для изучения и сохранения в памяти последующих поколений представляет исторический материал о Великой Отечественной войне.
- историко-краеведческое направление
Цель: познание учащимися историко-культурных корней страны, семьи, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за свою страну, а также исторической ответственности за происходящее в обществе, сохранение исторической преемственности поколений.
Это направление формирует чувство любви к малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре.
- гражданско-патриотическое направление
Цель: формирование гражданственности, развитие способности и готовности к самосовершенствованию в сфере служения Отечеству, формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности жить в правовом государстве.
Главное в воспитании гражданина – формирование готовности и способности личности к позитивному изменению социальной среды, к ее полноценной самореализации в обществе и государстве в интересах их и собственного развития. Важно позитивное проявление личности в условиях социально значимой деятельности, ее направленность на высшие ценности и нормы общества и государства, ответственности за свой выбор, проведение и самореализацию в интересах их развития и укрепления.
- духовно-нравственное направление
Цель: формирование высоконравственных, этических норм поведения, признание каждым учеником идей служения Отечеству, развитие культуры.
Это направление предполагает осознание учащимися высших ценностей, идеалов, социально значимых процессов и явлений. Здесь формируется высокая культура и этические нормы, ответственность и коллективизм, осознаются идеи, ради которых проявляется готовность к достойному служению Отечеству.
- спортивно-патриотическое направление
Цель: здоровьесбережение нации, формирование основ здорового образа жизни, укрепление здоровья, профилактика вредных привычек.
Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности.
Реализация этих направлений, участие в проектной деятельности призвано обеспечить развитие заинтересованного отношения школьников к истории своей страны, воинскому долгу, служению Отечеству.
Основные заповеди работы по гражданско-патриотическому воспитанию:
- Строим жизнь по закону!
- Гордимся славою предков.
- Сохраним культуру нашего народа!
- Историю изучаем, учимся делать выводы.
- Символы Отечества - святыня.
- Бережем свою малую родину.
- Здоровье нации начинается с каждого из нас.
- Бережем честь смолоду.
6.Формы и методы работы.
Гражданское и патриотическое воспитание всегда было неотъемлемой частью воспитательной работы. Однако новое время требует новых форм и методов работы, соответствующих современным требованиям. В настоящее время есть необходимость в активной деятельности самих школьников. Патриотические ценности должны стать жизненно необходимыми для нового поколения.
Для формирования активной жизненной позиции учащихся, развития самоуправления, навыков совместной деятельности для общей социально значимой цели используются современные формы работы, такие как проекты, клубы, исследовательская и поисковая деятельность, агитбригады. Только активное включение школьников в социальную деятельность и сознательное участие в ней даст возможность достигнуть поставленных задач.
Каждый из представленных проектов включает в себя комплекс мероприятий различной формы, но все они направлены на формирование у школьников гражданской позиции, потребности в служении на благо Родины, воспитанию любви к стране.
№ | Название этапа | Деятельность обучающихся и педагогов |
1. | Планированиеработы |
|
Содержание проекта – это материал, представленный в виде поисковой задачи, которая представляет интерес для школьников. Результат деятельности учащихся может быть спланирован в виде какого-либо конкретного представления. | ||
2. | Аналитический этап |
|
3. | Этап обобщения |
|
Для использования метода проектов педагог проводит большую предварительную работу. Проектная работа во внеурочной деятельности – это работа с разнообразными источниками информации, с использованием проблемных, поисковых и исследовательских методов, позволяющих выявить вариативные точки зрения на рассматриваемую проблему, сформировать свою точку зрения, а также необходимость обобщить собранный материал и предъявить его в наглядной, эстетически значимой форме. | ||
3. | Презентация полученных результатов |
|
Презентация результатов различна. Это зависит от замысла педагогов и возможностей школьников. Старшеклассники представляют итоги своей работы в виде презентации, буклетов, альманаха, выполненных на компьютере, это может быть оформление Уголка боевой славы, публикация в школьной газете «Ступени». Очень важной в данном случае представляется практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов. | ||
4. | Рефлексия |
|
Проектная деятельность является личностно- и практико-ориентированной, что соответствует современной Концепции образования. Метод проектов – это способ познания мира, решение проблемных задач, это способ развития и становления личности ребенка, его социализации.
Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”.
Программа патриотического воспитания «Россия молодая»
предполагает работу по следующим проектам.
- Социальный проект «Не меркнет золото победы».
Истина заключается в том, что, несмотря
на тяжелейшие испытания, мы победили.
А. Чаковский
Проект призван воскресить забытую славу русского оружия с помощью личной заинтересованности учащихся в восстановлении доброго имени своих предков.
Проект разработан для изучения детьми истории государства через историю отдельной личности. Долгое время история Великой Отечественной войны была «причесанной», «отредактированной политиками». Более 65 лет, прошедшие после окончания войны – целая большая жизнь, люди, родившиеся после войны, уже успели воспитать детей, внуков. По-новому предлагается взглянуть на далекие военные годы. Проект дает школьникам возможность показать разную судьбу своих прадедов. Золото победы ковали фронтовики – участники военных действий, прошедшие путь от Сталинграда до Берлина. Золото победы ковали труженики тыла. И как же долго ждали золотую победу те, кто оказался в плену, в концлагере!
Участники проекта – учащиеся 5 -11 классов, заинтересованные педагоги, родители. Для успешной работы создается инициативная группа.
Распределение ролей:
- поисковая группа (отвечает за сбор информации, поиск фотографий, документов, орденов и медалей),
- исследователи (разрабатывают определенные темы, сопоставляют материал из учебников истории и местный, краеведческий),
- оформители («художники» и «компьютерные гении»)
Результат социального проекта - оформление и работа «Уголка боевой славы». Экскурсии для маленьких и взрослых – живые страницы истории отдельной семьи и целого народа. Предполагается осмысление материала военной эпохи с учетом новых знаний, новых сведений, возможностей электронного представления материала. Создается Виртуальный Музей боевой славы.
Знакомство школьников с результатами работы – прекрасный урок мужества, героизма, сопричастности отдельного человека с событиями эпохи.
Реализованные проекты и исследования за 2010-2013 г.г:
организатор конкурса | название мероприятия, конкурса | Работа, год | ФИО учащихся | класс | результат | руководители |
Комитет по делам молодежи Администрации Волгоградской области, ГУ Волгпатриот-центр», ГОУ ВПО ВолГУ, ГОУ ВПО ВГТУ | Областная научно-практическая конференция «Сталинград и Сталинградская область – великой победе!» | «Великая Отечественная война в судьбах жителей Фроловского района» | Медведева Евгения | 11 | лауреат | Медведева Е.Е. |
ГУ «Волгоградский областной центр по патриотической и поисковой работе» | Областной молодежный конкурс исследовательских работ «Музей 21 века» | «От Сталинграда до Берлина. Боевой путь Абдушева Темреша» | Мануйлова Валерия | 10 | победитель в номинации | Медведева Е.Е. Мануйлова Т.А. |
отдел образования Администрации ФМР | Муниципальный конкурс «От Сталинграда до Берлина» | «Помнит сердце, не забудет никогда!» | Осипова Анна | 9 | 2 | Медведева Е.Е. |
ГУ «Волгоградский областной центр по патриотической и поисковой работе» | Областной молодежный конкурс «Жемчужина родного края» | «История и легенда. Братские могилы воинов, захороненных в годы Великой Отечественной войны в х.Писаревка и х.Нижние Липки» | Мануйлова Валерия | 10 | лауреат | Медведева Е.Е. Мануйлова Т.А. |
Чеботарев Денис | 11 | лауреат | ||||
Комитет по делам молодежи Администрации Волгоградской области, ГОУ ВПО ВолГУ, ГУ «Волгоградский областной центр по патриотической и поисковой работе» | 16 юношеские военно-исторические чтения «Сталинградская битва в истории России» | «Не меркнет золото победы. Из Сталинграда до Берлина» | Мануйлова Валерия | 10 | победитель 1 этапа | Медведева Е.Е. Мануйлова Т.А. |
Чеботарев Денис | 11 | победитель 1 этапа | ||||
г.Михайловка педколледж ВГСПУ | Региональная конференция «Героико-патриотическое воспитание в системе непрерывного образования» конкурс проектов | «Возьму себе в пример героя…» | Мануйлова Валерия | 11 | победитель | Медведева Е.Е. Мануйлова Т.А. |
Комитет по образованию и науке Волгоградской области, ВГАУ | Областной конкурс исследовательских работ «Новое поколение выбирает науку» | «Боевой путь хуторян как образец мужества, героизма и стойкости русского солдата» | Мануйлова Валерия | 11 | грамота Комитета по образованию и науке | Медведева Е.Е. Мануйлова Т.А. |
Отдел по образованию Администрации г.Фролово Ресурный центр МКОУ «СОШ №5» г.Фролово | V муниципальный фестиваль презентаций учебных и педагогический проектов | Проект «Сороковые, роковые, а мы такие молодые!» | Осипова Анна | 10 | победитель | Медведева Е. Е. |
Комитет по делам молодежи Волгоградской области, Волгоградский областной краеведческий музей ГУ «Волгпатриотцентр» | Областной Молодежный конкурс исследовательских работ «Музей 21 века» | Исследовательская работа «Встреча в Берлине» | Мануйлова Валерия | 11 | победитель | Медведева Е.Е. Мануйлова Т.А. |
Комитет по делам молодежи Волгоградской области, Волгоградский областной краеведческий музей ГУ «Волгпатриот-центр» | Областной Молодежный конкурс исследовательских работ «Музей 21 века» | Проект «История одной награды» | Медведева София Попова Лидия | 9 8 | победитель в номинации | Медведева Е.Е. Мануйлова Т.А. |
отдел образования Администрации ФМР МБОУ «Терновская СОШ» | Муниципальная военно-историческая конференция «Мы помним» | «Поиск» | Медведева София | 9 | 1 место | Медведева Е.Е. |
г.Михайловка Волгоградской области педколледж ВГСПУ | региональная научно-практическая конференция «Героико-патриотическое воспитание молодежи: опыт, методика, современность», секция творческих проектов | Проект «История моей семьи в истории моей страны. Победа прадеда - моя победа!» | Медведева София | 9 | 2 место | Медведева Е.Е. Мануйлова Т.А. |
Попова Лидия | 8 | |||||
Лит.тв. «Бессмертен тот, кто Отечество спас» | Панченко Варвара | 6 | сертификат | Медведева Е. Е. | ||
Лит. тв «Постарайтесь жить хорошо» | Плетнева Яна | 6 | сертификат | Медведева Е. Е. | ||
Отдел образования Администрации Фроловского муниципального района МБОУ «Зеленовская СОШ» ЭП ГБОУ ДПО «ВГАПКиПРО» | II межмуниципальные краеведческие чтения, посвященные 70-летию Сталинградской битвы | Проект «Судьбы, опаленные войной…» | Панченко Варвара | 6 | 3 место | Медведева Е. Е. |
ГОУ ДПО «ВГАПКиПРО» Отдел по образованию Администрации Котовского муниципального района МБОУ «СОШ №1» | II Всероссийская научно-исследовательская конференция учащихся и студентов «Горизонты науки: гипотезы, факты, открытия» | Исследовательская работа «От истории одной награды к боевому пути Василия Фролова» | Медведева София | 9 | состоится в апреле 2013 | Медведева Е.Е. Мануйлова Т.А. |
Попова Лидия | 8 | |||||
Комитет по делам молодежи Администрации Волгоградской области, ГОУ ВПО ВолГУ, ГУ «Волгоградский областной центр по патриотической и поисковой работе» | 18 юношеские военно-исторические чтения «Сталинградская битва в истории России» | «Победа прадеда – моя победа! Боевой путь наших земляков» | Медведева София | 9 | состоится в апреле 2013 | Медведева Е.Е. Мануйлова Т.А. |
Попова Лидия | 8 |
Планируемые проекты и исследования. Предполагается строить работу по следующим направлениям: участники Сталинградской битвы; наши земляки – ветераны Великой Отечественной войны; история войны в истории моей семьи; «из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд»; «сороковые, роковые»; «Поиск». Все написанные работы объединены в Виртуальный музей боевой славы. Предполагается пополнение страниц Виртуального музея.
- Социальный проект «Наши корни».
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
К. Симонов
К сожалению, современные подростки слабо владеют информацией об истории своей семьи, своей малой родины. Актуальность этой проблемы очевидна, ведь именно знание семейной истории формирует самые первые гражданские чувства, любовь к земле, на которой родился и врос, понимание культуры Отечества.
Проект предполагает патриотическое воспитание подростков через изучение истории своей семьи. Главными источниками информации здесь являются воспоминания родителей, бабушек и дедушек учащихся, пожилых людей.
Школьники собирают материал, находят фотографии, документы из семейного архива, составляют генеалогическое древо. Исследовательские работы, написанные учащимися, представляются на различных мероприятиях с родителями.
Предполагается, что школьники участвуют в различных творческих конкурсах и программах.
Цель: воспитание у школьников любви к родному краю и семье. Данный проект позволяет привлечь родителей, общественность к проблемам воспитания и гражданина.
Примеры реализованных проектов за 2010-2013 г.г:
организатор конкурса | название мероприятия | работа | ФИО ученика | класс | результат | руководитель |
ГУ «Волгоградский областной центр по патриотической и поисковой работе» | Областной молодежный конкурс «Жемчужина родного края» | Краеведческий ресурс «Жемчужина родного края» | Мануйлова Валерия | 10 | лауреаты | Мануйлова Т.А. Медведева Е.Е. |
Чеботарев Денис | 11 | |||||
Отдел образования ФМР | Муниципальная конференция по истории родного края | «И ширь степей в моих глазах» | Мануйлова Валерия | 9 | победитель | Мануйлова Т.А. |
Отдел образования ФМР | Областной конкурс «Детство без границ» «Моя семья – моя гордость» | Древо жизни | Мануйлова Валерия | 8 | победитель | Мануйлова Т.А. |
Планируемые проекты и исследования: «О чем рассказал мне семейный альбом», «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители – пример ему», «Как жили мои предки», «Под семейным абажуром», «Древо жизни».
- Творческий проект «Я – гражданин России».
В ком нет любви к стране родной,
те сердцем нищие калеки.
Т. Шевченко
Цель: формирование гражданственности, развитие способности и готовности к самосовершенствованию в сфере служения Отечеству, формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности жить в правовом государстве.
Этот проект призван воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека. Происходит формирование культуры проявления гражданской позиции. Учащиеся получают систему знаний, появляется уважение и интерес к государственным символам России.
Участники проекта – учащиеся 5-11 классов.
Главное событие в общественной жизни детей – получение паспорта. С этого момента ребенок переходит в категорию гражданина, несущего ответственность за свои поступки. Основной девиз проекта: «Строим жизнь по закону!» В ходе проекта дети приобретают знания о правах и обязанностях граждан, государственных символах страны, исторических событиях, участвуют в различных диспутах.
Проект формирует активную гражданскую позицию.
Примеры реализованных проектов за 2010-2013 г.г:
организатор мероприятия | название мероприятия | работа | ФИО ученика | класс | результат | руководитель |
Отдел образования ФМР | Областной детско-юношеский историко-патриотический познавательный конкурс «Символы Родины» | «Государственная и военная символика» | Мануйлова Валерия | 8 | 2 место | Мануйлова Т.А. Медведева Е.Е. |
Отдел образования ФМР | Областной конкурс творческих работ «Овеянные славою флаг наш и герб» | «Наши символы» | Медведева София | 6 | 1 место | Медведева Е.Е. |
МБОУ «Писарёвская СОШ» | «Будем жить по закону!» | «Что говорит закон?» | Братухин Юрий | 10 | Медведева Е.Е. | |
«Правонарушение? Преступление?» | Каргин Сергей | 10 | ||||
Отдел образования Администрации ФМР | «Служа закону - служу народу» | «На страже интересов граждан» | Перфилов Владимир | 10 | Медведева Е.Е. | |
«Служа закону - служу народу» | «Закон и порядок» | Медведева София | 6 |
Планируемые проекты и исследования: деловая игра «Строим жизнь по законам», «Наши права и наши обязанности», «Что значит быть гражданином?», «Право и порядок», «Государственная символика».
- Социальный творческий проект «Клуб юных журналистов»
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…
В. Шефнер
В русском государстве особая роль принадлежала литературе. Стихи и проза, романы и публицистика были жизненно необходимы русскому народу. Вспомним Пушкина, Толстого, Твардовского. Печатное слово ждали, ему верили, надеялись на продолжение. Сегодня время средств массовой информации - именно журналисты формируют общественное мнение, отражают идеи, объединяющие народ. Кроме того, русский язык – неотъемлемая часть патриотического воспитания. Русская нация должна быть образованной и говорить на правильном литературном языке.
Социальный творческий проект «Клуб юных журналистов» занимается воспитанием духовно развитой личности, формированием гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к русскому языку и ценностям отечественной культуры.
С экранов телевизоров, из печатных СМИ подростки получают много информации, рассказывающей о негативном жизненном опыте. Актуальность такой работы в том, что необходимо рассказывать сверстникам об интересных делах школы, формировать позитивное отношение к жизни, знакомить с ценностями русского общества, пропагандировать среди школьников идеи гражданственности, патриотизма, сохранять культурные традиции страны и здоровьесбережение будущих поколений.
Встречи с ветеранами, узниками концлагерей, тружениками тыла, автопробеги и патриотические конкурсы, спортивные соревнования и походы на природу – все это представляется на страницах школьной газеты.
Использование компьютера позволяет представить данный материал с фотографиями, ярко и наглядно.
Проект «Клуб юных журналистов» позволяет формировать общественное мнение, делать актуальными значимые вопросы жизни общества.
Участники проекта – учащиеся 5 -11 классов, заинтересованные педагоги.
Реализованные проекты: школьная газета «Ступени» в электронном виде выпускается с 2007 по настоящее время. Юные журналисты публикуют свои материалы в районных газетах «Вперед», «Фроловские вести». Работа Клуба представлена на следующих фестивалях и конкурсах:
организатор фестиваля, конкурса | название фестиваля, конкурса | работа | ФИО учащихся | класс | результат | руководитель |
Комитет по образованию Администрации Волгоградской области, ВГАПКиПРО, Волгоградская академия МВД, ВГАФК, МОУ Лицей №7 | Областной конкурс учебных и социальных «Я живу в России» | Проект «Россия – все, чем я дышу. Клуб юных журналистов» | Чеботарева Юлия, Кобзева Виктория, Медведева Евгения | 10 9 10 | лауреаты | Медведева Е.Е. |
Комитет по образованию Администрации Волгоградской области ВГИПКиПРО МОУ Лицей №8 «Олимпия» | 8 областной фестиваль презентаций учебных и педагогических проектов | «Клуб журналистов» и школьная газета «Ступени» | Кобзева Виктория, Медведева Евгения, Мануйлова Валерия | 9 10 8 | лауреаты | Медведева Е.Е. |
МУК «Фроловская межпоселенческая районная библиотека» | Областной конкурс юных журналистов «Герой нашего времени» | «Герой нашего времени в литературе» | Захарова Алена | 9 | лауреат | Медведева Е.Е. Медведева Е.Е. |
«Герой из нашего времени» | Медведева Евгения | 11 | лауреат | |||
Комитет по делам молодежи Администрации Волгоградской области Областная газета «Молодой. Свежее решение» | 13 областной творческий конкурс юных журналистов «Острое перо-2010» | «Это – наша победа!» | Медведева Евгения | 11 | Специальный приз | Медведева Е.Е. |
Отдел образования Администрации ФМР | муниципальный конкурс литературных работ «Журавушка» | «Журавль – священная птица» | Медведева София | 8 | 2 место | Медведева Е.Е. |
МБОУ «Писарёвская СОШ» | Конференция «Прошлое и настоящее русского языка» | Проект «Говорим по-русски правильно» | Мануйлова В. БратухинЮ. КаргинС Захарова А. | 11 | Медведева Е.Е. | |
Отдел по образованию Администрации г.Фролово Ресурный центр МКОУ «СОШ №5» г.Фролово | 6 муниципальный фестиваль презентаций учебных и педагогический проектов | Проект «Гламур по-фроловски. Не будем иностранцами в своей стране» | Панченко Варвара | 6 | Диплом | Медведева Е.Е. |
Слезкина Юлия | 5 | Диплом | Медведева Е.Е. | |||
ГОУ ДПО «ВГАПКиПРО» Отдел по образованию Администрации Котовского муниципального района МБОУ «СОШ №1» | II Всероссийская научно-исследовательская конференция учащихся и студентов «Горизонты науки: гипотезы, факты, открытия» | Исследовательская работа «Что такое хорошо и что такое плохо. Заимствованные слова» | Панченко Варвара | 6 | состоится в апреле 2013 | Медведева Е.Е. |
Слезкина Юлия | 5 |
Планируемые проекты: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!», компьютерная верстка газеты «Ступени», выпуск серии брошюры «Светоч».
- Социальный творческий проект духовно-нравственного воспитания «Истоки»
Уважение к минувшему — вот черта,
отличающая образованность от дикости…
А.С. Пушкин
Основа всех человеческих ценностей — нравственность. Наше общество пережило самые разные по эмоциональному накалу и влиянию на личность периоды развития.
Цель: объединение общественных сил для процветания и развития, формирования индивидуальной духовно-нравственной культуры человека, ознакомление с духовными ценностями русского народа.
Духовность человека всегда рассматривалась как преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными. Сегодня духовно-нравственный аргумент является преобладающим в разговоре с подрастающим поколением. «Если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю, в банку со скорпионами, и людям ничто не препятствует уничтожать друг друга. Никакие юридические законы не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала», — эти слова принадлежат Патриарху Кириллу.
Участники проекта – учащиеся 5-11 классов.
Основная задача социального творческого проекта «Истоки» - развитие у школьников эстетической восприимчивости, которая является не только личным, но, во многом, общественным чувством. Именно эстетическая восприимчивость позволяет человеку проявлять уважение к культуре разных народов, вероисповеданий, эпох; отделять нравственное от безнравственного.
Реализованные проекты и исследования за 2010-2013 г.г:
организатор | название мероприятия, конкурса | работа | ФИО ученика | класс | результат | руководитель |
Отдел образования Администрации ФМР | Муниципальный конкурс учебных проектов «Содружество муз» | Проект «Имя и судьба в пьесе А.Островского «Бесприданница»» | Мануйлова Валерия | 10 | 1 место | Медведева Е.Е. |
«Человек есть тайна… Ф.М.Достоевский» | Захарова Алена | 10 | 1 место | Медведева Е.Е. | ||
Комитет по образованию Волгоградской области, ВолГУ ВГСПУ ВГАПКиПРО МОУ лицей№8 «Олимпия» | VIII Международный литературно-художественный конкурс для детей и юношества «Гренадеры, вперед!» Волгоградский региональный этап секция «Образ и память» | «И славили Отчизну меч и слово» | Попова Лидия | 7 | лауреат | Медведева Е.Е. |
«Величием своим Москва гордиться вправе» | Медведева София | 8 | лауреат | Медведева Е.Е. | ||
«Казак Матвей Платов. Бессмертен тот, кто Отечество спас…» | Мостовая Кристина | 8 | лауреат | Медведева Е.Е. | ||
«И славили Отчизну меч и слово. Могучее, лихое племя» | Панченко Варвара | 5 | лауреат | Медведева Е.Е. | ||
Отдел по образованию Администрации г.Фролово Ресурный центр МКОУ «СОШ №5» г.Фролово | V муниципальный фестиваль презентаций учебных и педагогический проектов | Проект «Осталось свято сердцу внука что было свято для отцов» | Медведева София | 8 | лауреат | Медведева Е. Е. |
Проект «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага» | Попова Лидия | 7 | лауреат | Медведева Е. Е. | ||
Проект «Добро пожаловать в Великий Новгород» | Адельшин Иван | 10 | лауреат | Медведева Е. Е. | ||
Сетевые образовательные сообщества. Открытый класс | V межрегиональный мегапроект «Листая календарь. Война 1812 года» Конкурс презентаций | Презентация «Храм Христа Спасителя» | Медведева София | 9 | лауреат | Медведева Е. Е. |
Презентация «Герои 1812 года» | Панченко Варвара | 6 | лауреат | Медведева Е. Е. | ||
ЭП ГБОУ, ДПО «ВГАПКиПРО», МБОУ «Зеленовская СОШ» | II межмуниципальные краеведческие чтения, посвященные 70летию Сталинградской битвы | Проект «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага» | Попова Лидия | 8 | лауреат | Медведева Е. Е. |
ГОУ ДПО «ВГАПКиПРО» Отдел по образованию Администрации Котовского муниципального района МБОУ «СОШ №1» | II Всероссийская научно-исследовательская конференция учащихся и студентов «Горизонты науки: гипотезы, факты, открытия» | «Русь православная» путеводитель | Адельшин Иван | 11 | Медведева Е.Е. | |
«В чем особенности имен собственных в пьесе А.Островского «Бесприданница» | Мануйлова Валерия | 11 | Медведева Е. Е. | |||
МБОУ «Писарёвская СОШ» | Проект «Самобытность русской культуры. Влияние культуры Руси на формирование русского национального самосознания» | «Владимирская Богоматерь» презентация | Медведева Евгения | 10 | Медведева Е.Е. | |
«Русская икона» | Чеботарев Денис | 9 | ||||
«Строили на века. Русские храмы» | Перфилов В. | 9 | ||||
МБОУ «Писарёвская СОШ» | Круглый стол «Церковь и культура» | «Особенности древнерусской литературы» | Мануйлова Валерия Каргин Сергей | 10 | Медведева Е.Е. | |
«Владимиро-суздальские храмы» презентация | Мануйлова Валерия | 10 | ||||
МБОУ «Писарёвская СОШ» | Литературная гостиная по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» | «Дабы воздать каждому по делам его… За что Воланд наказывает человечество?» | Чеботарев Денис | 11 | Медведева Е.Е. | |
Перфилов Владимир | 11 | |||||
МБОУ «Писарёвская СОШ» | Проект «Русская культура» | «Русское чаепитие» | Плетнева Яна | 6 | Медведева Е.Е. | |
«Как создавались семьи на Руси» | Воронцов К. Мишуренко Д. | 6 | ||||
«Русское рукоделие и русская одежда» | Панченко Варя | 6 | ||||
«Русский стол» | Шульдешова Катя Смирнова Настя | 5 7 | ||||
«Православные праздники» | Слезкина Юлия | 5 | ||||
МБОУ «Писарёвская СОШ» | Проект «Кто когда и как правил на Руси» | «Великая княжна Киева Ольга» | Мануйлова Валерия | 10 | ||
МБОУ «Писарёвская СОШ» | Устный журнал «Мой Пушкин» | «Счастливая, невозвратимая пора детства. А.С.Пушкин» | Мануйлова Валерия | 9 |
Примерные планируемые проекты и исследования: «Мы – русские, мы - православные», «Кто когда и как правил на Руси», «Законы жизни наших предков», «Возьму себе в пример героя» и другие.
7. Механизм реализации Программы. Социальные партнеры.
Для реализации данной программы по воспитанию у подростков гражданственности, чувства патриотизма необходима система взаимодействия образовательных учреждений и всех заинтересованных сторон, таких как Отдел образования, отдел культуры, Центр внешкольной работы, Сельский Дом культуры, школьная и сельская библиотека, ветеранские и общественные организации, районный военный комиссариат, православная церковь, родители.
Необходимо пропагандировать идеи патриотизм в средствах массовой информации, среди школьников, родителей, общественности. Выполнение Программы предусматривает высокий уровень педагогического мастерства.
8. Этапы реализации Программы
I этап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
- Изучить нормативную базу. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
- Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
- Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Россия молодая».
Задачи:
- Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
- Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
- Привлечь заинтересованных школьников, родителей, общественность.
- Проводить мониторинг реализации программы.
- Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
- Обобщить результаты проектов.
- Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
- Спланировать работу на следующий период.
9.Ожидаемые результаты.
В ходе реализации программы по патриотическому воспитанию школьников у учащихся формируются следующие качества и умения:
- любовь к родине, готовность беречь и защищать ценности государства и нации;
- уважение к национальным традициям, обычаям;
- уважение к правовым основам государства,
- личная ответственность за судьбу семьи, хутора, города, страны,
- преобладание нравственных, интеллектуальных интересов над материальными,
- активная жизненная позиция; желание сделать жизнь в стране лучше.
10. Оценка эффективности реализации Программы.
Результативность реализации Программы – стремление граждан сочетать общественные интересы и личные, вклад, вносимый в патриотическую работу, позитивные изменения, происходящие в обществе.
Эффективность реализации программы может быть определена следующими способами:
- конечный результат воспитания (проявление у школьников определенных качеств личности);
-изучение, фиксирование определенных достижений учащихся (призовые места в конкурсах, участие в акциях, мероприятиях, выступление школьников);
-изменения в отношении молодежи, родителей к проблемам гражданско-патриотического воспитания.
Реализация данной программы позволяет решить многие назревшие проблемы в отношении подрастающего поколения, причем не только педагогические, но и социального, политического, нравственного характера.
Приложение к программе «Россия молодая».
Приложение 1.Социальный проект «Не меркнет золото победы».
-Приложение 1.1. работа на 16 юношеских военно-исторических чтениях
-Приложение 1.2 «От истории одной награды к боевому пути В.Фролова»
- Приложение 1.3 «Помнит сердце, не забудет никогда!»
- Приложение 1.4 «Судьбы, опаленные войной»
- Приложение 1.5 «Боевой путь Абдушева Темреша»
- Приложение 1.6 Пример материалов Уголка боевой славы
-Приложение 1.7 Примерный план проекта
Приложение 2. Социальный проект «Наши корни».
- Приложение 2.1 «И ширь степей в моих глазах»
- Приложение 2.2 «Древо жизни»
- Приложение 2.3 Краеведческий ресурс
Приложение 3. Творческий проект «Я – гражданин России».
-Приложение 3.1 «Будем жить по закону!»
-Приложение 3.2 «Государственная и военная символика»
-Приложение 3.3 «Символы России»
-Приложение 3.4 «Служа закону, служу народу»
Приложение 4.Социальный творческий проект «Клуб юных журналистов»
-Приложение 4.1 Программа «Клуба юных журналистов»
-Приложение 4.2 отражение на страницах школьной газеты «Ступени» событий и мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию
-Приложение 4.3 Клуб юных журналистов на двух областных фестивалях проектов
-Приложение 4.4 «Что такое хорошо и что такое плохо»
-Приложение 4.5 проект «Говорим по-русски правильно»
-Приложение 4.6 «Журавль – священная птица»
Приложение 5. Социальный творческий проект «Истоки»
-Приложение 5.1 «Осталось свято сердцу внука что было свято для отцов»
-Приложение 5.2 Круглый стол «Церковь и культура»
-Приложение 5.3 «Владимиро-суздальские храмы»
-Приложение 5.4 «Княгиня Ольга»
-Приложение 5.5 «Владимирская Богоматерь»
-Приложение 5.6 «Русь православная»
-Приложение 5.7 «Древнерусская литература»
-Приложение 5.8 «И славили Отчизну меч и слово»
-Приложение 5.9 «Человек есть тайна. Ф.М. Достоевский»
-Приложение 5.10 Исследовательская работа по пьесе А.Островского «Бесприданница»
-Приложение 5.11 «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага»
-Приложение 5.12 «Детство А.С.Пушкина»
-Приложение 5.13 «Пугачев в исторических источниках и в романе А.С.Пушкина «»Капитанская дочка»
-Приложение 5.14 Литературная игра по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
-Приложение 5.15 проект «За что Воланд наказывает человечество?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музей образовательного учреждения как средство гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. (из опыта работы)
В работе любого образовательного учреждения одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Одна из важнейших составляющих процесса воспитания – формирование и развитие гражд...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического восп...
«Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи»
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Ф...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"
Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...
«Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи в системе дополнительного образования
Представление опыта внедрения в образовательные программы мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся....
Создание условий для гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи в ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»
В статье описаны основные и инновационные формы гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи в ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Дополнительная общеразвивающая программа студии «Иконопись» имеет художественную направленность. Программа студии «Иконопись» ориентирована на развитие компетенций в области ос...