Анализ введения ФГОС
статья по теме
Предварительный просмотр:
Анализ введения ФГОС в МОСШ п. Сосновка
В условиях модернизации современного российского образования приоритетной целью стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться.
C 1 сентября 2011 года в МОСШ п. Сосновка введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежат формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий.
ФГОС НОО потребовал серьёзных изменений на начальной ступени образования, в организации школьной жизни, в деятельности всего педагогического коллектива.
Достижение основной цели и решение поставленных задач по внедрению ФГОС НОО осуществлялось в соответствии с планом мероприятий по введению ФГОС по 7 направлениям:
- нормативно-правовое;
- кадровое;
- методическое;
- информационное;
- психолого-педагогическое;
- материально-техническое;
- аналитическое.
Работа в ОУ началась с создания рабочей группы по внедрению ФГОС, состоящая из администрации, учителей начальной школы, школьного психолога. Проведён анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного оснащения, используемого для обеспечения системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе - внеурочной деятельности учащихся.
В школе собрана и приведена в соответствие необходимая нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность по внедрению ФГОС. Разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования, приведены в соответствие с требованиями ФГОС должностные инструкции работников образовательного учреждения. Разработан единичный проект «Управление введением и реализацией ФГОС НОО в МОСШ п. Сосновка на 2012-2015 годы». Разработана программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, которая реализуется через урочную и внеурочную деятельность, классные часы, внеклассные мероприятия.
Изданы приказы по школе:
- О создании рабочей группы по обеспечению введения ФГОС НОО
- Об утверждении плана работы по подготовке и введению ФГОС НОО
- О создании Координационного совета
- Приказ об утверждении учебного плана
Разработаны положения:
- «Положение о рабочей группе по введению ФГОС начального общего образования»;
- «Положение о внеурочной деятельности»;
- «Положение о портфолио ученика начальных классов».
Учебно-воспитательный процесс соответствует действующим санитарно-гигиеническим, противопожарным правилам и нормам.
Начальная школа укомплектована всеми необходимыми педагогическими кадрами.
Из 22 педагогов школы 18 человек (82%) прошли курсовую переподготовку по внедрению ФГОС. Пройти курсы повышения квалификации необходимо педагогу-психологу, социальному педагогу, учителям английского и русского языка (18 %).
Внедрение стандартов второго поколения в нашей школе реализуется через УМК «Планета знаний». Все учащиеся обеспечены учебниками и рабочими тетрадями, приобретены учебно-методические пособия для учителя, электронные образовательные ресурсы.
В рамках реализации плана по внедрению ФГОС разработаны учебные рабочие программы по предметам и план внеурочной деятельности.
В школе разработана и реализовывается модель дополнительного образования, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности по пяти по направлениям:
- спортивно- оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- социальное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное.
Внеурочная деятельность осуществляется через деятельность воспитателя группы продленного дня, классного руководителя, педагога-психолога, педагога-организатора, социального педагога, педагогов дополнительного образования, заключены договора о сотрудничестве по организации внеурочной деятельности с культурно-спортивным комплексом, с детским подростковым клубом, с поселковой библиотекой. Отслеживается занятость учащихся во внеурочной деятельности.
На этапе подготовки к переходу на новые стандарты педагоги тесно сотрудничали с родителями, обсуждали условия, изучали потребность родителей и детей в услугах допобразования, проводили соответствующую диагностику. Школа предложила свои варианты внеурочной деятельности, педагоги разработали рабочие программы на основе примерных программ.
В настоящее время внеурочной деятельностью охвачены 100% учащихся 1 и 2 классов. Результаты работы учащихся отмечаются в их портфолио, которые ведутся весь учебный год, и будут продолжать в течение всей начальной школы и дальше.
Методическое сопровождение осуществлялось через проведение педагогических советов, семинаров-практикумов, заседания школьных методических объединений, методического совета школы.
На МО учителей начальных классов решались учебно-методические задачи:
- изучение и внедрение в практику общеобразовательных стандартов нового поколения;
- совершенствование уровня педагогического мастерства учителей;
- использование наиболее эффективных технологий преподавания предметов, разнообразных подходов к творческой деятельности обучающихся;
- разработка заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий.
В школе прошли декады учителей начальных классов. В рамках которых были даны открытые уроки и мероприятия:
- Урок математики в 1 классе по теме «Отрезок и ломаная»;
- Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Прибор и инструменты»;
- Внеклассное занятие в 1 классе «Путешествие точки»;
- Внеклассное занятие во 2 классе по ПДД.
На заседаниях методического объединения учителей начальных классов проходила методическая учеба по таким вопросам, как:
- «Изучение нормативно-правовых документов по введению ФГОС НОО второго поколения»;
- «Анализ основных разделов основной образовательной программы начального общего образования»;
- «Система оценки результатов деятельности»;
- «Адаптация учащихся 1 класса к школе».
В учреждение организована психолого-педагогическая диагностическая работа:
- определены методики диагностики готовности детей к школе;
- педагогами начата работа по отслеживанию формирования УУД.
Организовано психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в начальной школе:
- ведётся индивидуальная работа по устранению психологических проблем учащихся;
- повышение эффективности уроков посредством обеспечения психологической грамотности учителя ведётся по темам самообразования:
«Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения», «Формирование мотивации младших школьников», «развитие внимания, мышления, памяти младших школьников»;
- проводится психологическое просвещение родителей в рамках ФГОС НОО.
В школе имеется доступ в Интернет, необходимое мультимедийное оборудование, приобретена система для голосования и опроса, 12 комплектов интерактивных плакатов, программа «Дельфа-142» для логопедических занятий, 16 ноутбуков для начальной школы, имеется достаточное количество художественной, справочной литературы и дидактического материала, спортивное оборудование и инвентарь. В настоящее время заказано необходимое оборудование для лабораторных и практических работ.
Анализируя работу школы по внедрению ФГОС, установлено что:
- В школе имеется необходимое нормативно-правовое обеспечение ФГОС;
- Все учителя начальной школы прошли курсовую переподготовку по внедрению ФГОС НОО;
- Наблюдается положительная динамика использования учителями начальных классов в практике учебно-методических разработок и материалов, ориентированных на стандарты;
- Учителя в работе с младшими школьниками используют современные образовательные технологии;
- Учителя осознают необходимость перехода на развивающие системы обучения;
- Родители положительно относятся к реализации внеурочной деятельности;
- Все направления и занятия внеурочной деятельности были востребованы;
- Все кабинеты начальной школы оснащены необходимым оборудованием в соответствии в ФГОС НОО.
Задачи, которые нам предстоит решить:
- Активное внедрение технологий, которые оптимально обеспечивают результаты ФГОС:
- ИКТ;
- проектная технология;
- технология критического мышления;
- исследовательская технология.
- Обеспечить повышение квалификации по ФГОС всего коллектива
- Продолжить работу по обучению учителей:
-проектированию УУД в учебной и внеучебной деятельности;
- алгоритму разработки учебных программ;
-технологиям, обеспечивающим системно – деятельностный подход в обучении.
4. Разработать программу психологического сопровождения и реализации ФГОС в начальной школе.
5. Вести просветительскую работу с родителями с целью предоставления им более полной информации об особенностях обучения по ФГОС НОО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ введения ФГОС в МБОУ Вершининская НШ-Д/С 2011-2012 учебный год
Уважаемые коллеги предлагаю материал из опыта введения ФГОС в 2011-2012 учебном году в МБОУ Вершининская НШ-Д/С...
Анализ урока английского языка по теме "Шотландия" в свете введения ФГОС второго поколения
Анализ урока английского языка по теме "Шотландия" в свете введения ФГОС второго поколения.УМК: "New Opportunities. Russian Edition. Pre-Intermediate." (Harris Michael, Mower David, Sikorzynska Anna, ...
Выступление на педагогическом совете по теме «Введение ФГОС ООО – основное направление ОУ. Критерии готовности к введению ФГОС ООО»
Доклад на заседании педагогического совета школы....
Анализ работы учителя английского языка за 1 четверть в условиях введения ФГОС.
Анализ работы учителя английского языка за 1 четверть в условиях введения ФГОС....
Современный урок английского языка в условиях введения ФГОС и его анализ.
Анализ урока должен начинаться самоанализом, конкретными требованиями к самому себе. Совершенствование мастерства учителя во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Самоана...
Анализ условий для введения ФГОС для детей с ОВЗ и УО в соответствии с САНПиН
Материал для педагогического совета "Введение ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью"...
Разработка Плана педагогического совета «Анализ введения ФГОС в основной школе. Организация внеурочной деятельности и условия ее осуществления»
Предлагается план выступления на педагогическом совете, посвященном введению ФГОС ООО...