Работа по преемственности
статья по теме
Модель преемственности дошкольного и начального о образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_preemstvennosti.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Вершининская НШ-Д/С
Работа по преемственности
Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Долгое время готовность к школе рассматривалась лишь как определенный объем полученных знаний и умений, при этом мало внимания уделялось формированию фундаментальных личностных качеств, служащих основой успешности школьного образования. В настоящее время необходим принципиально новый взгляд на решение проблемы преемственности, при котором дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.
Как отмечал В.А. Сухомлинский: "Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений”.
Т.о. преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения, а главное сохраняет “радость детства” по утверждению Н. Н. Подъякова. С другой – школа преемник подхватывает достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Такое образовательное учреждение как МБОУ Вершининская НШ-Д/С решает данную проблему конструктивно. Именно здесь обеспечиваются оптимальные условия для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, успешно реализуется преемственность в воспитании и обучении, созданы благоприятные условия для перехода ребенка на новую возрастную ступень, обеспечивается его эмоциональное и физическое благополучие, успешная адаптация к школьной жизни. При этом становится возможным удовлетворение ведущих жизненно важных потребностей ребенка: социальных, биологических, выявление и развитие его потенциальных способностей личностного роста.
Нами накоплен определенный опыт по решению обозначенной проблемы. В частности, разработана модель преемственности <Приложение 1> дошкольного и начального образования в МБОУ Вершининская НШ-Д/С.
В дошкольном и школьном отделениях реализуются общие цели и задачи при определении приоритетов каждой возрастной ступени. Промежуточные цели дошкольного и начального школьного образования подчинены единой - всестороннему развитию ребенка, стабилизации всего хода психофизического развития для успешной адаптации и интеграции ребенка в среднюю общеобразовательную школу и общество сверстников.
Стратегическими линиями работы в рамках дошкольного отделения выступает развитие любознательности ребенка, творческого воображения, коммуникативности. В начальной школе продолжение работы по этим линиям заключается в развитии УУД.
Представленная модель реализуется через следующие направления деятельности <Приложение 2>: нормативно – правовое, организационно – управленческое, информационно – методическое, кадровое и материально – техническое.
Свою деятельность мы начали с изучения нормативных документов, создания и систематизации нормативно-правовой базы. В учреждении разработано Положение “О координационно-методическом совете по проблеме преемственности”. Более пяти лет назад он создан и успешно функционирует.
Проведен анализ преемственности образовательных программ. Преемственность в содержании учебного материала обеспечивают:
программа воспитания и обучения под редакцией М.А.Васильевой (2011 г.) В практической работе воспитатель внедряет элементы программ «Развитие», «Ступеньки детства» .
В начальной школе реализуется:
1-2 классы: УМК "Школа России"
3-4 классы: учебно – методический комплект «Гармония» (2012г.)
Польский язык – авторская программа Вижентас Людмила Владимировна 2011 г.
Данные программы позволяют обеспечить реализацию ФГТ и ФГОС НОО в условиях непрерывности дошкольно - школьного воспитания и обучения.
В учреждении создан и постоянно пополняется банк данных о детях в возрасте 5-7 лет не посещающих ОУ.
Важным аспектом преемственности является взаимодействие применяемых на различных ступенях образовательной лестницы средств, форм и методов обучения.
Преемственность применяемых технологий обучения
Название технологии | Ступень образования | Доля педагогов, эффективно использующих ПТ |
Проблемное обучение; | Начальная, дошкольная | 50% |
Игровые технологии | Начальная, дошкольная | 60% |
Информационно – коммуникационные технологии; | начальная | 60% |
Системно-деятельностный подход | начальная | 40,00% |
Здоровьесберегающие технологии; | Начальная, дошкольная | 60% |
Система инновационной оценки «портфолио». | начальная, дошкольная | 100,00% |
Основным связующим звеном при переходе ребенка в начальную школу выступает игровая деятельность, способствующая "размыванию" границ между старшим дошкольником и первоклассником. Приоритет игры создает наиболее благоприятные условия для индивидуальных проявлений и воспитания личностных качеств ребенка. Однако максимальная реализация способностей ребенка, полное удовлетворение потребностей в активных действиях, в самоутверждении возможны лишь при разнообразии форм и видов детской деятельности, организуемых в нашем ОУ. Задача учителя и воспитателя: создать условия для включения ребенка в активную творческую жизнь, найти методы, адекватные психофизиологическим особенностям каждого возрастного периода.
Большое внимание в учреждении уделяется культуре, характеру взаимодействия детей и взрослых. Требования к стилю общения педагога (воспитателя, учителя) с ребенком (дошкольником, младшим школьником) едины: отношение к ребенку как к полноценному члену общества, отношение к ребенку как к равному, искренняя заинтересованность в его проблемах, доверительность в общении.
В МБОУ Вершининская НШ-Д/С осуществляется психологическая преемственность, которая предполагает учет возрастных особенностей детей, ведущего вида деятельности, сензитивных периодов, а так же проводит снятие психологических трудностей адаптационного "переходного" периода. С этой целью нами разработана программа деятельности начальной школы в адаптационный период <Приложение 3>. Реализуют данное направление преемственности воспитатели и учителя учреждения. Педагоги, работающие с воспитанниками дошкольного и школьного отделений, постоянно контролируют процесс развития каждого ребенка, своевременно снимают появившиеся проблемы, оказывают необходимую психологическую помощь. Все данные о детях заносятся в карты индивидуального развития.
Немаловажное значение в решении проблемы преемственности имеет организация предметно - развивающей среды в учреждении. При ее построении мы ориентировались на принципы:
- активности, стимулирующей исследовательскую и творческую деятельность ребенка;
- стабильности динамичности развивающей среды, позволяющей ребенку не пребывать в среде, а активно взаимодействовать с ней, преодолевать, "перестраивать", менять ее в зависимости от интересов и потребностей;
- эмоциогенности среды, дающей ребенку ощущение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия;
- творческо-гуманной направленности, создающий условия для проявления
разнохарактерных отношений (дружеских, деловых, партнерских, сотрудничества, сотворчества);
- свободы и самостоятельности, позволяющие ребенку самостоятельно определить свое отношение к среде и дающие ему возможность по мере необходимости преобразовывать среду по своему усмотрению;
- интегративности, определяющей взаимодействие различных видов деятельности (в т.ч. коррекционной), дополняющих и обогащающих друг друга;
- гуманитарный, отражающий в содержании среды мир человека, его связи и отношения с окружающим природным, социальным и предметным миром, помогающий раскрыться сущностным силам ребенка;
- дистанции, позиции общения при взаимодействии ребенка с детьми и взрослыми, позволяющий ему чувствовать себя полноценным, активным, интересным партнером.
Определяя единые принципы ее построения для дошкольного отделения и начальной школы, мы ориентировались на то, что предметное пространство должно благоприятствовать развитию дошкольника и младшего школьника. Поэтому так много внимания уделялось созданию условий в учебных классах, групповых комнатах (использование благоприятной для зрения цветовой гаммы, достаточная освещенность, яркость фона, соответствие мебели росту детей, использование оригинальных учебных и наглядных пособий, соответствие игрового и наглядного материала педагогическим требованиям по размеру, окраске, контрастности, реалистичности, объемности). Главным при этом является ценность развития ребенка, обусловленного его возрастными и индивидуальными особенностями, а так же спецификой социальной среды, в которой он находится.
Реализация данных принципов в МБОУ Вершининская НШ-Д/С представлена следующей структурой педагогического процесса:
1 .Специально организованное индивидуальное обучение ;
2. Совместная деятельность педагогов с детьми по развитию познавательной сферы, ориентировки в пространстве, осязания и мелкой моторики, социальных навыков, творческого потенциала, культуры мышления и эстетического восприятия;
3. Самостоятельная деятельность детей в соответствии с их интересами.
Перенос данных принципов в деятельность начальной школы дает возможность построить содержание образовательного процесса, внутри которого обеспечивается преемственность развития ребенка на основе сохранения сущностных характеристик модели его предыдущего поведения.
Деятельность дошкольника в развивающей среде с опорой на такие поведенческие характеристики, как самостоятельность, креативность, стремление к самореализации, открытость, переносится в образовательное пространство начальной школы на качественно ином уровне. Преемственность в деятельности детского сада и начальной школы обеспечивается за счет сохранения логики деятельности ребенка при переходе из предметного пространства в образовательное.
Но, конечно, проблема была бы не решаема без преемственности в управлении, что подразумевает наличие общего руководства, единых требований, предъявляемых к процессам обучения и воспитания, единство педагогических установок. Этим требованиям отвечает система управления Вершининской НШДС <Приложение 4>.
Традиционно одним из разделов плана работы учреждения на учебный год является “Преемственность в работе дошкольного и школьного отделений Вершининской НШДС ” <Приложение 5>, который включает в себя работу со всеми участниками образовательного процесса: педагогами, воспитанниками и родителями.
Об эффективности представленной системы работы можно судить по результатам мониторинга уровня готовности детей к обучению в школе <Приложение 6>. Отмечается положительная динамика увеличения количества детей с высоким уровнем (с 16% до 44,3%) и уменьшения (с 24% до 3,7%) с низким уровнем готовности к обучению в школе. Анализ успеваемости выпускников дошкольного отделения <Приложение 7> МБОУ Вершининская НШ-Д/С - обучающихся начальной школы показывает стабильность результатов.
Из всего вышесказанного следует, что сложившаяся в учреждении система работы по преемственности дошкольного и начального образования позволяет осуществлять естественный переход ребенка с одной образовательной ступени на другую и в конечном итоге повысить эффективность и качество образования в системе его непрерывности.
Приложение 1
Приложение 1
Приложение 2
Направления деятельности.
№ п/п | Направления деятельности | Содержание работы |
1. | Нормативно-правовое |
ее систематизация
|
2. | Организационно-управленческое |
|
3. | Информационное, научно-методическое |
|
4. | Кадровое |
|
5. | Материально-техническое |
|
Приложение 3
- Программа деятельности МБОУ Вершининская НШ-Д/С
в адаптационный период
В образовательный процесс ребенок включается, имея определенный фундамент интеллектуального и социального развития. Насколько быстро и хорошо ребенок приспособится к новой обстановке, насколько успешно будет осваивать новые знания, развивать свои способности и строить новые отношения – все это зависит от правильной организации адаптационного периода первоклассников в школе. Для успешного включения детей в новый вид деятельности им необходима определенная готовность: физическая, психологическая, познавательная, коммуникативная.
Цель программы: создание максимально комфортных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих обучающимся развиваться в новой педагогической среде (школьной системе отношений).
Задачи:
развивать различные поведенческие умения, обеспечивающие успешность включения обучающихся в новый вид деятельности
сформировать у детей желание участвовать в индивидуальной и совместной учебной деятельности
Программа адаптационного периода представлена структурно. Реализация программы происходит поэтапно и захватывает по времени первое полугодие учебного года.
Содержание программы.
Вид деятельности | Задачи | Сроки |
1 этап | ||
Развивающе-диагностическая | Выявить уровень интеллектуального, физического и социального развития Информирование родителей о состоянии интеллектуального, физического и социального развития | Май Воспит. старш. гр. |
2 этап | ||
Диагностическая | 1. Выявить уровень интеллектуального, физического и социального развития | Май, июнь, август Директор учитель 4 класса |
Входная диагностика неорганизованных детей | Выявить уровень мотивационной готовности Информировать педагогический коллектив о результатах набора детей в первые классы | Август учитель 4 класса |
3 этап | ||
Исследовательско- диагностическая | Выявить отношение ребенка к роли школьника Изучить развитие крупной и мелкой моторики Определить уровень развития мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение) Изучить отдельные свойства внимания памяти и восприятия Определить уровень сформированности речевой активности Изучить уровень развития познавательной сферы Изучить особенности поведенческих реакций Получить представление о работоспособности ребенка в монотонной деятельности Информировать коллектив ОУ, родителей учащихся о результатах исследовательско - диагностической деятельности | Сентябрь учитель 4 класса Директор |
4 этап | ||
Развивающая Тренинг основных психо-физиологических характеристик, обеспечивающих оптимизацию познавательной деятельности и поведенческой адаптации | Формировать деятельностно-коммуникативные, познавательные общеучебные умения Способствовать их дальнейшему развитию для успешного включения учащихся в образовательную деятельность Формировать адаптивное поведение в школе Информировать родителей, педагогический коллектив о результатах развивающей деятельности учащихся Выявить неадаптированных детей | Октябрь, ноябрь учитель 4 класса Директор |
5 этап | ||
Диагностическая Заключительная диагностика | Выявить уровень адаптации учащихся к школьной среде Информировать коллектив ОУ, родителей учащихся о результатах адаптации детей | Декабрь Директор |
6 этап | ||
Корекционно-консультативная | Развивать познавательные, психические процессы, предметные умения Обеспечить контроль за индивидуальным развитием характеристик показателей дезадаптивных детей Индивидуально информировать родителей, администрацию, коллектив ОУ об итогах коррекции дезадаптивных детей | учитель 4 класса |
Приложение 4
Система управления МБОУ Вершининская НШ-Д/С
Приложение 5
- Преемственность в работе
- дошкольного и школьного отделений МБОУ Вершининская НШ-Д/С
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. | Совместное проведение праздников: - День знаний - Последний звонок | 01.09.12 г. 25.05.13 г. | Уч. 1 кл. |
2. | Экскурсия воспитанников подготовительной группы в школьное отделение «Рабочее место ученика» | Сентябрь май | Воспит. разн. гр. |
3. | Шефство учеников 4-го класса над воспитанниками подготовительной группы | в течение года | учитель 4 класса |
5. | Взаимопосещение занятий в подготовительной группе и уроков в 1 –м классе. | Ноябрь Май | учитель 4 класса Воспит. разн. гр. |
6. | Стартовая диагностика достижений первоклассников на начало уч. года | Сентябрь | Директор |
7. | Совместное проведение всех форм методической и медицинской работы. | Постоянно | Директор Фельдшер Вершининского ФАПа |
8. | Функционирование «Школы будущих первоклассников». | Февраль – май | учитель 4 класса |
9. | Консультация «Учёт индивидуальных особенностей детей учитель 4 класса при организации обучения в 1 –м классе». | Сентябрь | учитель 4 класса |
10. | Диагностика уровня готовности выпускников подг. групп к обучению в школе. | Март, апрель | Директор |
11. | Семинар – анализ «Актуализация проблемы преемственности дошкольного и семейного воспитания при подготовке детей к школе». | Ноябрь | учитель 4 класса |
12. | Анализ результатов адаптации первоклассников к школе. . | Ноябрь | Директор |
13. | Групповые родительские собрания: - «Портрет будущего первоклассника» - «Ребенок на пороге школы» | Октябрь Май | учитель 4 класса |
14. | Анкетирование родителей «Ожидание семьи от школы» | январь | учитель 4 класса |
15. | Работа координационно – методического совета по проблеме преемственности | В течение года по отдельному плану | Директор |
16. | День открытых дверей: - дошкольное отделение - школьное отделение | Ноябрь апрель | Воспит. разн. гр. учитель 4 класса |
17. | Конференция «Об эффективности работы воспитателей и учителей по подготовке детей к школе». | Февраль | Директор |
18. | Совместное комплектование первого класса из выпускников дошкольного отделения. | Май - август | учитель 4 класса Воспит. разн. гр. |
19. | Встречи родителей с будущими учителями. | Май | Директор |
20. | Анкетирование, тестирование родителей с целью изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребёнка и период адаптации к школе. | Апрель - май, сентябрь – октябрь | учитель 4 класса Воспит. разн. гр. |
21. | Тренинг для родителей детей предшкольного возраста и родителей детей первоклассников «Мой ребенок первоклассник». | Февраль | учитель 4 класса |
22. | Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов – предметников (учитель польского языка) | В течение года | учитель 4 класса |
23. | Родительское собрание «Наша школа: традиции, достижения, перспективы». | Май | Директор |
24. | Работа с индивидуальными картами личностного развития детей 6 – 7-ми лет. | В течение уч. года | Воспитатели |
25. | Заседание комиссии по комплектованию 1 – го класса. | Май | Директор |
Приложение 6
- Уровень готовности
- выпускников дошкольного отделения МБОУ Вершининская НШ-Д/С
к школе (%)
Уровни Уч. г. | высокий | средний | низкий |
2003 – 2004 | 16 | 60 | 24 |
2004 – 2005 | 20,8 | 64,3 | 14,9 |
2006 – 2005 | 28 | 64 | 8 |
2007 – 2008 | 35,3 | 58,8 | 5,9 |
2008 – 2009 | 44,3 | 52 | 3,7 |
2009-2010 | 46 | 51,2 | 3,2 |
2010-2011 | 46 | 54 | 0 |
2011-2012 | 49 | 51 | 0 |
2012-2013 | 58 | 42 | 0 |
Приложение 7
Анализ успеваемости выпускников
Директор
Управляющий
Совет ш/сада
МО н/кл., МО воспитателей д/с.
Учителя, ученики, воспитанники,
родители
МО кл./рук.
МО воспитателей
Совет школы детского сада
сада
Учителя, ученики,
воспитанники ,родители
Педагогический
Совет ш/сада
Родительский
комитет ш/сада
Учителя, ученики, воспитанники,
родители
Модель
преемственности Вершининской НШДС
Цели
Задачи
Направления
Нормативно-
правовое
Организационно-управленческое
Информационное, научно-методическое
Материально-техническое
Кадровое
Участники процесса
Дети
Педагоги
Родители
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по преемственности между 1 и 2 ступенями обучения
Как известно, переход из начальной школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, трудный и ответственный этап в его жизни....
План работы по преемственности в работе учителя-логопеда, родителей и школы
План преемственности в работе учителя-логопеда, родителей и школы...
План работы по преемственности между начальным и основным общим образованием
Вступление на педагогическом совете...
Итоги диагностической работы по преемственности в 5 классе 2013
Сообщение на ШМО...
Планирование работы по преемственности начальной и средней школы
Планирование работы по преемственности начальной школы и средней школы на учебный год...
План работы по преемственности
Публикация...