Работа по преемственности
статья по теме

Шляпина Наталья Владимировна

Модель преемственности дошкольного и начального о образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_po_preemstvennosti.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Вершининская  НШ-Д/С

Работа по преемственности

      Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Долгое время готовность к школе рассматривалась лишь как определенный объем полученных знаний и умений, при этом мало внимания уделялось формированию фундаментальных личностных качеств, служащих основой успешности школьного образования. В настоящее время необходим принципиально новый взгляд на решение проблемы преемственности, при котором дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.

    Как отмечал В.А. Сухомлинский: "Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений”.

    Т.о. преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения, а главное сохраняет “радость детства” по утверждению Н. Н. Подъякова. С другой – школа преемник подхватывает достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

    Такое образовательное учреждение как МБОУ Вершининская НШ-Д/С решает данную проблему конструктивно. Именно здесь обеспечиваются оптимальные условия для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, успешно реализуется преемственность в воспитании и обучении, созданы благоприятные условия для перехода ребенка на новую возрастную ступень, обеспечивается его эмоциональное и физическое благополучие, успешная адаптация к школьной жизни. При этом становится возможным удовлетворение ведущих жизненно важных потребностей ребенка: социальных, биологических, выявление и развитие его потенциальных способностей личностного роста.

    Нами накоплен определенный опыт по решению обозначенной проблемы. В частности, разработана модель преемственности <Приложение 1> дошкольного и начального образования в МБОУ Вершининская НШ-Д/С.

    В дошкольном и школьном отделениях реализуются общие цели и задачи при определении приоритетов каждой возрастной ступени. Промежуточные цели дошкольного и начального школьного образования подчинены единой - всестороннему развитию ребенка, стабилизации всего хода психофизического развития для успешной адаптации и интеграции ребенка в среднюю общеобразовательную школу и общество сверстников.

    Стратегическими линиями работы в рамках дошкольного отделения выступает развитие любознательности ребенка, творческого воображения, коммуникативности. В начальной школе продолжение работы по этим линиям заключается в развитии УУД.

    Представленная модель реализуется через следующие направления деятельности <Приложение 2>: нормативно – правовое, организационно – управленческое, информационно – методическое, кадровое и материально – техническое.

    Свою деятельность мы начали с изучения нормативных документов, создания и систематизации нормативно-правовой базы. В учреждении разработано Положение “О координационно-методическом совете по проблеме преемственности”. Более пяти лет назад он создан и успешно функционирует.

    Проведен анализ преемственности образовательных программ. Преемственность в содержании учебного материала обеспечивают:

программа воспитания и обучения под редакцией М.А.Васильевой (2011 г.) В практической работе воспитатель внедряет элементы программ «Развитие», «Ступеньки детства» .

В начальной школе реализуется:

1-2 классы: УМК "Школа России"

3-4 классы: учебно – методический комплект «Гармония» (2012г.)

Польский язык – авторская программа Вижентас Людмила Владимировна 2011 г.

    Данные программы позволяют обеспечить реализацию ФГТ  и ФГОС НОО в условиях непрерывности дошкольно - школьного воспитания и обучения.

    В учреждении создан и постоянно пополняется банк данных о детях  в возрасте 5-7 лет не посещающих ОУ.

    Важным аспектом преемственности является взаимодействие применяемых на различных ступенях образовательной лестницы средств, форм и методов обучения.

Преемственность применяемых технологий обучения

Название технологии

Ступень образования

Доля педагогов, эффективно использующих ПТ

Проблемное обучение;

Начальная, дошкольная

50%

Игровые технологии

Начальная, дошкольная

60%

Информационно – коммуникационные технологии;

начальная

60%

Системно-деятельностный подход

 начальная

40,00%

Здоровьесберегающие технологии;

Начальная, дошкольная

60%

Система инновационной оценки «портфолио».

начальная, дошкольная

100,00%

           Основным связующим звеном при переходе ребенка в начальную школу выступает игровая деятельность, способствующая "размыванию" границ между старшим дошкольником и первоклассником. Приоритет игры создает наиболее благоприятные условия для индивидуальных проявлений и воспитания личностных качеств ребенка. Однако максимальная реализация способностей ребенка, полное удовлетворение потребностей в активных действиях, в самоутверждении возможны лишь при разнообразии форм и видов детской деятельности, организуемых в нашем ОУ. Задача учителя и воспитателя: создать условия для включения ребенка в активную творческую жизнь, найти методы, адекватные психофизиологическим особенностям каждого возрастного периода.

    Большое внимание в учреждении уделяется культуре, характеру взаимодействия детей и взрослых. Требования к стилю общения педагога (воспитателя, учителя) с ребенком (дошкольником, младшим школьником) едины: отношение к ребенку как к полноценному члену общества, отношение к ребенку как к равному, искренняя заинтересованность в его проблемах, доверительность в общении.

    В МБОУ Вершининская НШ-Д/С осуществляется психологическая преемственность, которая предполагает учет возрастных особенностей детей, ведущего вида деятельности, сензитивных периодов, а так же проводит снятие психологических трудностей адаптационного "переходного" периода. С этой целью нами разработана программа деятельности начальной школы в адаптационный период <Приложение 3>. Реализуют данное направление преемственности воспитатели и учителя учреждения. Педагоги, работающие с воспитанниками дошкольного и школьного отделений, постоянно контролируют процесс развития каждого ребенка, своевременно снимают появившиеся проблемы, оказывают необходимую психологическую помощь. Все данные о детях заносятся в карты индивидуального развития.

    Немаловажное значение в решении проблемы преемственности имеет организация предметно - развивающей среды в учреждении. При ее построении мы ориентировались на принципы:

  1. активности, стимулирующей исследовательскую и творческую деятельность ребенка;
  2. стабильности динамичности развивающей среды, позволяющей ребенку не пребывать в среде, а активно взаимодействовать с ней, преодолевать, "перестраивать", менять ее в зависимости от интересов и потребностей;
  3. эмоциогенности среды, дающей ребенку ощущение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия;
  4. творческо-гуманной направленности, создающий условия для проявления

разнохарактерных отношений (дружеских, деловых, партнерских, сотрудничества, сотворчества);

  1. свободы и самостоятельности, позволяющие ребенку самостоятельно определить свое отношение к среде и дающие ему возможность по мере необходимости преобразовывать среду по своему усмотрению;
  2. интегративности, определяющей взаимодействие различных видов деятельности (в т.ч. коррекционной), дополняющих и обогащающих друг друга;
  3. гуманитарный, отражающий в содержании среды мир человека, его связи и отношения с окружающим природным, социальным и предметным миром, помогающий раскрыться сущностным силам ребенка;
  4. дистанции, позиции общения при взаимодействии ребенка с детьми и взрослыми, позволяющий ему чувствовать себя полноценным, активным, интересным партнером.

    Определяя единые принципы ее построения для дошкольного отделения и начальной школы, мы ориентировались на то, что предметное пространство должно благоприятствовать развитию дошкольника и младшего школьника. Поэтому так много внимания уделялось созданию условий в учебных классах, групповых комнатах (использование благоприятной для зрения цветовой гаммы, достаточная освещенность, яркость фона, соответствие мебели росту детей, использование оригинальных учебных и наглядных пособий, соответствие игрового и наглядного материала педагогическим требованиям по размеру, окраске, контрастности, реалистичности, объемности). Главным при этом является ценность развития ребенка, обусловленного его возрастными и индивидуальными особенностями, а так же спецификой социальной среды, в которой он находится.

Реализация данных принципов в МБОУ Вершининская  НШ-Д/С представлена следующей структурой педагогического процесса:

1 .Специально организованное индивидуальное обучение ;

2. Совместная деятельность педагогов с детьми по развитию познавательной сферы, ориентировки в пространстве, осязания и мелкой моторики, социальных навыков, творческого потенциала, культуры мышления и эстетического восприятия;

3. Самостоятельная деятельность детей в соответствии с их интересами.

    Перенос данных принципов в деятельность начальной школы дает возможность построить содержание образовательного процесса, внутри которого обеспечивается преемственность развития ребенка на основе сохранения сущностных характеристик модели его предыдущего поведения.

    Деятельность дошкольника в развивающей среде с опорой на такие поведенческие характеристики, как самостоятельность, креативность, стремление к самореализации, открытость, переносится в образовательное пространство начальной школы на качественно ином уровне. Преемственность в деятельности детского сада и начальной школы обеспечивается за счет сохранения логики деятельности ребенка при переходе из предметного пространства в образовательное.

    Но, конечно, проблема была бы не решаема без преемственности в управлении, что подразумевает наличие общего руководства, единых требований, предъявляемых к процессам обучения и воспитания, единство педагогических установок. Этим требованиям отвечает система управления Вершининской НШДС <Приложение 4>.

    Традиционно одним из разделов плана работы учреждения на учебный год является “Преемственность в работе дошкольного и школьного отделений Вершининской НШДС ” <Приложение 5>, который включает в себя работу со всеми участниками образовательного процесса: педагогами, воспитанниками и родителями.

    Об эффективности представленной системы работы можно судить по результатам мониторинга уровня готовности детей к обучению в школе <Приложение 6>. Отмечается положительная динамика увеличения количества детей с высоким уровнем (с 16% до 44,3%) и уменьшения (с 24% до 3,7%) с низким уровнем готовности к обучению в школе. Анализ успеваемости выпускников дошкольного отделения <Приложение 7> МБОУ Вершининская НШ-Д/С - обучающихся начальной школы показывает стабильность результатов.

    Из всего вышесказанного следует, что сложившаяся в учреждении система работы по преемственности дошкольного и начального образования позволяет осуществлять естественный переход ребенка с одной образовательной ступени на другую и в конечном итоге повысить эффективность и качество образования в системе его непрерывности.

Приложение 1

Приложение 1

 

Приложение 2

Направления деятельности.

        


п/п

Направления            деятельности

Содержание работы

1.

Нормативно-правовое

  1. изучение нормативных документов
  2. создание нормативно-правовой базы в ОУ,

 ее систематизация  

  1. разработка Положения «О координационно-методическом совете по проблеме преемственности»
  2. разработка плана работы КМС
  3. разработка плана мероприятий по реализации целевой программы «Преемственности дошкольного и начального образования в ОУ»
  4. разработка договора о сотрудничестве разновозрастной группы и ОУ

2.

Организационно-управленческое

  1. создание координационно-методического совета по проблеме преемственности
  2. заключение договора о сотрудничестве разновозрастной группы и ОУ
  3. разработка карт индивидуального развития детей 6-7 лет
  4. анализ преемственности образовательных программ и технологий
  5. создание банка данных о детях не посещающих разновозрастную группу в возрасте 5-7 лет
  6. открытие групп кратковременного пребывания детей по подготовке к обучению в школе (по желанию родителей)
  7. анализ деятельности дошкольного отделения по подготовке детей к школе
  8. анализ состояния работы по преемственности в работе дошкольного отделения и начальной школы
  9. анализ результатов адаптации первоклассников к обучению в школе
  10. проведение различных форм методической работы по проблеме преемственности (конференции, семинары, круглые столы, дискуссии, совместные заседания методических объединений воспитателей и учителей начальных классов, взаимопосещения  и др.)
  11. продолжение работы по приоритетным направлениям
  12. курирование выпускников дошкольного отделения, мониторинг успеваемости детей
  13. шефство учащихся начальной школы над старшими дошкольниками
  14. экскурсии   старших дошкольников в школьное отделение
  15. совместное проведение праздников
  16. работа с родителями (Дни открытых дверей, родительские собрания, в т.ч. «Портрет будущего первоклассника»,  наглядная агитация, консультации специалистов и др.)

3.

Информационное, научно-методическое

  1. разработка программы адаптации детей к обучению в школе
  2. выявление, обобщение, распространение ППО
  3. проведение совместных педсоветов
  4. разработка методических рекомендаций для педагогов начальной школы по реализации преемственности в организации различных видов детской деятельности
  5. издание педагогических журналов для родителей
  6. педагогическое просвещение общественности через СМИ
  7. тренинги «Я родитель первоклассника»
  8. привлечение к работе с родителями специалистов (психологов, медработников)

4.

Кадровое

  1. анализ обеспечения квалифицированными кадрами
  2. работа по подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров
  3. активизация работы по самообразованию

5.

Материально-техническое

  1. создание условий – предметно-развивающей среды
  2. преемственность в ее построении в дошкольном и школьном отделениях

Приложение 3

  1. Программа деятельности МБОУ Вершининская НШ-Д/С
    в адаптационный период

        В образовательный процесс ребенок включается, имея определенный фундамент интеллектуального и социального развития. Насколько быстро и хорошо ребенок приспособится к новой обстановке, насколько успешно будет осваивать новые знания, развивать свои способности и строить новые отношения – все это зависит от правильной организации адаптационного периода первоклассников в школе. Для успешного включения детей в новый вид деятельности им необходима определенная готовность: физическая, психологическая, познавательная, коммуникативная.

Цель программы: создание максимально комфортных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих обучающимся  развиваться в новой педагогической среде (школьной системе отношений).

Задачи:

развивать различные поведенческие умения, обеспечивающие успешность включения обучающихся в новый вид деятельности

сформировать у детей желание участвовать в индивидуальной и совместной учебной деятельности

Программа адаптационного периода представлена структурно. Реализация программы происходит поэтапно и захватывает по времени первое полугодие учебного года.

Содержание программы.

Вид деятельности

Задачи

Сроки

1 этап

Развивающе-диагностическая

Выявить уровень интеллектуального, физического и социального развития

Информирование родителей о состоянии интеллектуального, физического и социального развития

Май

Воспит. старш. гр.

2 этап

Диагностическая

1.  Выявить уровень интеллектуального, физического и социального развития

Май, июнь, август

Директор учитель 4 класса

Входная диагностика неорганизованных детей

Выявить уровень мотивационной готовности

Информировать педагогический коллектив о результатах набора детей в первые классы

Август

учитель 4 класса

3 этап

Исследовательско- диагностическая

Выявить отношение ребенка к роли школьника

Изучить развитие крупной и мелкой моторики

Определить уровень развития мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение)

Изучить отдельные свойства внимания памяти и восприятия

Определить уровень сформированности речевой активности

Изучить уровень развития познавательной сферы

Изучить особенности поведенческих реакций

Получить представление о работоспособности ребенка в монотонной деятельности

Информировать коллектив ОУ, родителей учащихся о результатах исследовательско - диагностической деятельности

Сентябрь

учитель 4 класса

Директор

4 этап

Развивающая


Тренинг основных психо-физиологических характеристик, обеспечивающих оптимизацию познавательной деятельности и поведенческой адаптации

Формировать деятельностно-коммуникативные, познавательные общеучебные умения

Способствовать их дальнейшему развитию для успешного включения учащихся в образовательную деятельность

Формировать адаптивное поведение в школе

Информировать родителей, педагогический коллектив о результатах развивающей деятельности учащихся

Выявить неадаптированных детей

Октябрь, ноябрь

учитель 4 класса

Директор

5 этап

Диагностическая

Заключительная диагностика

Выявить уровень адаптации учащихся к школьной среде

Информировать коллектив ОУ, родителей учащихся о результатах адаптации детей

Декабрь

Директор

6 этап

Корекционно-консультативная

Развивать познавательные, психические процессы, предметные умения

Обеспечить контроль за индивидуальным развитием характеристик показателей дезадаптивных детей

Индивидуально информировать родителей, администрацию, коллектив ОУ об итогах коррекции дезадаптивных детей

учитель 4 класса

Приложение 4

Система управления МБОУ Вершининская НШ-Д/С

Приложение 5

  1. Преемственность в работе
  2. дошкольного и школьного отделений МБОУ Вершининская НШ-Д/С


п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

Совместное проведение праздников:  

- День знаний                                      

- Последний звонок                                                                


01.09.12 г.

    25.05.13 г.


Уч. 1 кл.

2.

Экскурсия воспитанников    подготовительной группы в школьное отделение «Рабочее место ученика»                  

Сентябрь

 май

Воспит. разн. гр.

3.

Шефство учеников 4-го класса над воспитанниками подготовительной группы

в течение года

учитель 4 класса

5.

Взаимопосещение занятий в подготовительной группе и уроков в 1 –м классе.                            

Ноябрь

Май        

учитель 4 класса

Воспит. разн. гр.

6.

Стартовая диагностика достижений      первоклассников на начало уч. года

Сентябрь    

Директор

7.

Совместное проведение всех форм           методической и медицинской работы.

Постоянно

Директор

Фельдшер Вершининского ФАПа

8.

Функционирование «Школы будущих      

первоклассников».                                        

Февраль – май

учитель 4 класса

9.

Консультация «Учёт индивидуальных особенностей детей учитель 4 класса при организации обучения в 1 –м классе».

Сентябрь        

учитель 4 класса

10.

Диагностика уровня готовности выпускников подг. групп к обучению в школе.                                                                          

Март,

апрель            

Директор

11.

Семинар – анализ «Актуализация проблемы преемственности дошкольного и семейного воспитания при подготовке детей к школе».                              

Ноябрь  

учитель 4 класса

12.

Анализ результатов адаптации первоклассников к школе.                                

                                                                                .


Ноябрь      

Директор

13.

Групповые родительские                                      

 собрания:                                                                

- «Портрет будущего первоклассника»    

- «Ребенок на пороге школы»                          

Октябрь

Май

учитель 4 класса

14.

Анкетирование родителей «Ожидание семьи от школы»                        

январь


учитель 4 класса

15.

Работа координационно –  методического совета                                  

по проблеме преемственности

 

В течение       года

по отдельному плану

Директор

16.

День открытых дверей:

 - дошкольное отделение                        

 - школьное отделение                                    

Ноябрь       апрель

Воспит. разн. гр.

учитель 4 класса

17.

Конференция «Об эффективности работы          

воспитателей и учителей по подготовке  детей к школе».    

Февраль

Директор

18.

Совместное комплектование первого класса из выпускников дошкольного отделения.

Май -        август

учитель 4 класса

Воспит. разн. гр.

19.

Встречи родителей с будущими учителями.                                                                                        

Май

Директор

20.

Анкетирование, тестирование родителей с целью изучения самочувствия семьи в преддверии                           школьной жизни ребёнка и период адаптации к школе.

Апрель -

 май,

сентябрь –

октябрь                    

учитель 4 класса

Воспит. разн. гр.

21.

Тренинг для родителей детей предшкольного возраста и родителей детей первоклассников «Мой ребенок первоклассник».

Февраль  

учитель 4 класса

22.

Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов – предметников (учитель польского языка)

В течение      года

учитель 4 класса

23.

Родительское собрание «Наша школа: традиции, достижения, перспективы».

Май              

Директор

24.

Работа с индивидуальными картами личностного развития детей 6 – 7-ми лет.

В течение

 уч. года

Воспитатели

25.

Заседание комиссии по  комплектованию 1 – го класса.

Май        

Директор

Приложение 6

  1. Уровень готовности
  2. выпускников дошкольного отделения МБОУ Вершининская НШ-Д/С
    к школе (%)

                    Уровни


Уч. г.


высокий


средний


низкий


2003 – 2004


16


60


24


2004 – 2005


20,8


64,3


14,9


2006 – 2005


28


64


8


2007 – 2008


35,3


58,8


5,9


2008 – 2009


44,3


52


3,7

2009-2010

46


51,2

3,2

2010-2011

46


54

0

2011-2012

49


51

0

2012-2013

58


42

0

Приложение 7

Анализ успеваемости выпускников

Директор

Управляющий

Совет ш/сада

МО н/кл., МО воспитателей д/с.

Учителя, ученики, воспитанники,

родители

МО кл./рук.

МО воспитателей

Совет школы детского сада

сада

Учителя, ученики,

воспитанники ,родители

Педагогический

Совет ш/сада

Родительский

комитет ш/сада

Учителя, ученики, воспитанники,

родители

Модель

преемственности Вершининской НШДС

Цели

Задачи

Направления

Нормативно-

правовое

Организационно-управленческое

Информационное, научно-методическое

Материально-техническое

Кадровое

Участники процесса

Дети

Педагоги

Родители



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по преемственности между 1 и 2 ступенями обучения

Как известно, переход из начальной школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, трудный и ответственный этап в его жизни....

План работы по преемственности в работе учителя-логопеда, родителей и школы

План преемственности в работе учителя-логопеда, родителей и школы...

Планирование работы по преемственности начальной и средней школы

Планирование работы по преемственности начальной школы и средней школы на учебный год...