Навыки профессиональной и личной эффективности. Семинар №7"Сила убеждений"
методическая разработка по теме
Мы время от времени спрашиваем себя: почему именно сейчас мы этим недугом заболели? Что стало причиной? Как так получилось, что ни у кого в семье нет такого заболевания, а у меня случилось?
ЧТОБЫ получить ответы на эти вопросы, нужно понять причины различных заболеваний. И, прежде всего, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ причины, потому что НА НИХ МЫ МОЖЕМ ВЛИЯТЬ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
navyki_lichnoy_effektivnosti_sila_ubezhdeniy.ppt | 1.6 МБ |
navyki_lichnoy_effektivnosti_no7_sila_ubezhdeniy.doc | 60 КБ |
seminar_no7_pamyatka_uchitelyam.doc | 23 КБ |
seminar_no7.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Навыки профессиональной и личной эффективности №7.
Сила убеждений, или Как наши мысли влияют на нашу жизнь.
Как нельзя приступить к лечению глаза,
не думая о голове,
Или лечить голову, не думая о своем организме,
так нельзя лечить тело,
не леча душу.
(приписывается Сократу)
(СЛАЙД №2)
Мы время от времени спрашиваем себя: почему именно сейчас мы этим недугом заболели? Что стало причиной? Как так получилось, что ни у кого в семье нет такого заболевания, а у меня случилось?
ЧТОБЫ получить ответы на эти вопросы, нужно понять причины различных заболеваний. И, прежде всего, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ причины, потому что НА НИХ МЫ МОЖЕМ ВЛИЯТЬ.
Причины наших недугов часто кроются в нас самих:в образе наших мыслей (негативных, разрушающих), в нашем отношении к различным событиям. В глубине наших переживаний, т.е. В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРАХ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОМАТИЧЕСКИХ (телесных) заболеваний.
Телесные (соматические) и душевные (психические).
Воздействие телесных процессов на психику человека описано как в жизнерадостной латинской пословице «В здоровом теле – здоровый дух», так и в более грустной «У кого что болит – тот о том и говорит».
Влияние психических факторов на телесное здоровье также находит отражение в народной мудрости «любовь сворачивает горы» или «все болезни - от нервов».
ВЗАИМОСВЯЗИ между телесными и психическими процессами изучает такое направление в науке, как ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ медицина.
(СЛАЙД №3)
Если бы органы брюшной полости
Могли рассказать историю своих страданий,
то мы с удивлением узнали бы,
с какой силой душа может разрушать
принадлежащее ей тело.
(немецкий психиатр Иоган Хайнрот)
Действительно ли все болезни от нервов?
Какие именно психологические причины и каким образом могут приводить к заболеваниям?
Если «от нервов болезни, то может ли быть исцеление?
Психические травмы и подавленные эмоции могут проявляться в виде соматических симптомов (З.Фрейд)
Психосоматические болезни, в возникновении которых большую роль играют психологические причины.
Гипертоническая
Язвенная и двенадцатиперстной кишки
Бронхиальная астма
Нейродермиты
Ревматоидный артрит
Язвенный колит
Сахарный диабет
(СЛАЙД №4)
Печаль, не выплаканная слезами, заставляет
«плакать» другие органы.
Академик К.М.Быков
Психологические причины
Стресс: «мы его» или «он нас»?
Психосоматические заболевания являются следствием стресса, обу-
словленного различными психотравмирующими ситуациями.
Ситуация, при которой требуется напряжение сил, происходят три быстро сменяющие друг друга явления.
А - само событие
Б - ваше восприятие события
В - реакция тела на ваше восприятие события
Стресс – это не только и не столько какое-то событие само по себе (А), сколько реакция на него нашей души (Б), «запускающая» ответ нашего организма (В).
Негативные эмоции связаны с определенными заболеваниями.
Невропатолог М.И.Аствацатуров (ученик В.М. Бехтерева) считал, что
- сердце поражается СТРАХОМ;
- печень ГНЕВОМ и ЯРОСТЬЮ;
- желудок – АПАТИЕЙ и подавленным состоянием;
- рвота – при БЕСПОКОЙСТВЕ.
(СЛАЙД №5)
Физиологические механизмы (вспомним про кота)
Смириться под ударами судьбы
иль надо оказать сопротивление?
В.Шекспир «Гамлет»
Стадия мобилизации, напряжения и тревоги.
Стадия сопротивления
Стадия истощения (хронический стресс, неотреагированные эмоции)
- Гнев, тревога, страх – базовые эмоциональные состояния
- Ревность и зависть (социальная форма гнева);
- Стыд (социальная форма страха, страха осуждения)
- Обида чувство вины и т.д.
«Есть индивиды – их участь сурова,
Жизнь их легко увядает;
Камень, не брошенный ими в другого,
В почках у них оседает. Игорь Губерман.
Физиологический механизм состоит в том, что переживание депрессии и отчаяния снижает иммунитет. «Смириться под ударами судьбы иль надо оказать сопротивление?» - В.Шекспир «Гамлет»
Отрицательное воздействие стресса очевидно.
Так почему же мы в стрессовой ситуации реагируем по-разному?
Знаменитый сыщик Шерлок Холмс так ответил бы на этот вопрос: «Элементарно! Да потому что мы сами – разные!».
(СЛАЙД №6)
Люди отличаются свойствами нервной системы.Вся наша нервная система находится под контролем «центрального органа управления», который у человека называется личностью. Следовательно, в возникновении стрессовых реакций и последующих заболеваний важную роль играет ряд личностных особенностей.
Высокую устойчивость к развитию стресса обеспечивают эмоциональная стабильность, низкая личная тревожность, позитивная самооценка, оптимистическое мировоззрение, умение полагаться в жизни на себя и в то же время сопереживать другим, способность к межличностным связям.
Повышенную чувствительность к развитию стресса создают высокая личная тревожность, низкая самооценка, пессимизм и т.д.
Установленные наукой связи
Хронические коронарные заболевания – «болезнь начальников»(«принимать близко к сердцу», «удар в самое сердце», «это разрывает мне сердце»-фольклор).
Гипертоническая болезнь – высокий уровень агрессии в сочетании с чрезмерным самоконтролем(«испытывать давление», «лопается терпение», «лопаться от злости», «оказывать нажим» - фольклор).
Язвенная болезнь – конфликт между двумя противоположными потребностями: в самостоятельности и в зависимости(«Если человек «не может что-то переваривать», то он, в конце концов «наживает себе дыру в желудке – фольклор)
Бронхиальная астма – необычная чувствительность, впечатлительность, возбудимость, пугливость, тревожность, обидчивость, эмоциональная неустойчивость, склонность к развитию пониженного настроения(«дух захватывает», «дыхание перехватило», «перекрыть кислород», «напряженная атмосфера», «глоток свежего воздуха», «нужен как воздух» - фольклор).
Онкологические заболевания – депрессивность, обидчивость, робость, скованность, недостаточная способность выражать свои эмоциональные переживания, подавление негативных эмоций(депрессия, обидчивость, робость, скованность, недостаточная способность выражать свои эмоциональные переживания, подавление негативных эмоций).
(СЛАЙД №7)
Общие черты психосоматических больных
«Алекситимия» (от «а» –недостаток, «lexis» - слово», «thimos»-
эмоция) – отсутствие слов для выражения чувств (американский психоаналитик П. Сифнеос, 1969г.)
Психосоматические больные (независимо от конкретного заболевания) стыдятся проявлять свои эмоции, особенно агрессивные.
Вместо эмоций такие люди отличаются обязательностью, развитым чувством долга, чрезмерно приверженностью морально-этическим нормам. Эти люди с трудом приспосабливаются к новым жизненным ситуациям.
(СЛАЙД №8)
Как можно использовать свои психические возможности на благо своему здоровью?
В ситуации, требующей напряжения сил, происходят три быстро сменяющие друг друга явления:
А – сама стрессовая ситуация (событие)
Б – ваше восприятие события (психологическая реакция на него)
В – реакция тела на ваше восприятие события (физиологические реакции)
Практикум.
1.Определение уровня стрессовой нагрузки (А)
См. Приложение №1.
Методика врачей Холмса и Рейха.
Инструкция.
Внимательно прочтите весь перечень. Затем повторно прочтите каждый пункт , обращая внимание на количество баллов. Сосчитайте количество баллов, соответствующее тем событиям и ситуациям, которые за последний год происходили в вашей жизни. Если какая-либо ситуация возникала у вас несколько раз, то число баллов за это событие умножьте на соответствующее количество раз. Подсчитанная цифра выражает в цифрах степень вашей стрессовой нагрузки. Большое количество баллов – это сигнал тревоги.
2. Определение степени влияния стресса на психику и организм (Б и В)
См. Приложение №2.
(СЛАЙД №9)
Стратегии поведения при стрессе: различные способы реагирования на жизненные ситуации.
Копинг – форма поведения, отражающая готовность человека решать жизненные проблемы(американский психолог Абрахам Маслоу). Это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса.
Инстинкт преодоления – поисковая активность(В.В.Аршавский и В.С. Ротенберг). Типы поведения.
- Поисковое поведение – активное поведение в неопределенной ситуации с постоянным отслеживанием результатов своих поступков.
- Стереотипное поведение – активное поведение со стопроцентной уверенностью в результате.
- Хаотическое поведение – человек мечется, меняет планы прежде, чем понял, куда они ведут, и поэтому не может сделать выводов из результатов своего поведения.
- Состояние пассивности, то есть отказ от поиска.
Только поисковое поведение поддерживает состояние здоровья.
(см. Приложение №3)
Господи, дай мне терпение
вынести то, что я не могу изменить,
дай мне силы исправить то,
что я могу изменить,
и главное – дай мне мудрость,
чтобы отличить первое от второго.
(старинная молитва)
(СЛАЙД № 10)
Итак, поисковая активность направлена
- на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств;
- на изменение неприемлемой ситуации;
- на изменение своего отношения к ней. (см.Приложение №4)
ПОИСКОВАЯ АКТИВНОСТЬ
Важны различные когнитивные (познавательные) факторы, с помощью которых человек понимает и оценивает то, с чем он сталкивается, в том числе наши мысли обусловливают и способы реагирования на жизненные трудности.
(СЛАЙД № 11)
Важность образа мыслей (американский психотерапевт А.Бек)
А С
А – событие
С – ваши эмоции либо поведение в ответ на А
Из А непосредственно вытекает С
Правильная формула А В С
В – наши убеждения относительно А. Именно они влияют на С.
(см. Приложение №5)
(СЛАЙД №12)
Важно то, что в наши мысли «закрадываются» ошибки – неправильная обработка информации.
Ошибки мышления
- Произвольное умозаключение(работающая мать, которая в конце трудового дня приходит к заключению «Я ужасная мать»).
- Избирательная абстракция (- Чёрт побери! Вы шептали ей что-то на ухо всё время! – Я шептал ей: раз, два, три! Раз, два, три! Она всё время сбивалась с такта. Евгений Шварц «Обыкновенное чудо»)
- Сверхобобщение (женщина после разочаровавшего её свидания делает вывод: «Все мужчины одинаковы. Меня всегда будут отвергать»).
- Преувеличение и преуменьшение (студент «если я стану хоть чуть-чуть нервничать, я непременно провалюсь» и алкоголик, считающий, что он «пьет как все»).
- Персонализация (на другой стороне улицы приятель не заметил помахивания ему рукой в знак приветствия, человек думает: «Я, должно быть, его обидел»).
- Дихотомическое (поляризованное) мышление («черное-белое», «или-или», «полюбить – так королеву, проиграть – так миллион»).
(СЛАЙД № 13)
Приемы преодоления негативных эмоциональных переживаний
Что делать с тревогой? (см. Приложение №6)
1. Преувеличение вероятности нанесения вреда;
2. Преуменьшают свою способность справляться с трудностями.
Как быть с депрессией?
1. Негативное отношение человека к собственной персоне(см.Приложение №7)
2. Склонность к негативному осмыслению своего опыта в прошлом и настоящем (см. Приложение №8)
3. Негативное отношение к своему собственному будущему(см.Приложение № 9)
Как выразить гнев и уцелеть?
- Если кто-то вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, надо ему сказать об этом.
2. Сделать это надо в форме так называемого «Я – сообщения».
Как быть с обидой?
Обида возникает прежде всего в общении с близкими людьми и «корень» её – в том, что относительно этих людей у нас вполне определенные ожидания – как они должны вести себя в соответствии со своими родителями по отношению к нам.
Как справиться с чувством вины?
Разобраться с чувством возникновения вины.Основной мотив обиды (Ты должен) в случае чувства вины как бы меняется у поверившего в это человека на «Я должен», а осознание своего несоответствия должному рождает тягостные переживания.
Вина «нормальная» и невротическая.
«Нормальная вина», по словам выдающегося американского психотерапевта Ролло Мэя – это призыв к совести, она побуждает людей придавать большее значение этическим аспектам своего поведения.
В основе невротической вины лежат скорее воображаемые проступки, направленные якобы против других людей, родительских приказаний и принятых социальных правил. (см. Приложение №10).
Вывод: мы можем влиять на свои эмоции, чувства, душевное состояние через изменение своих мыслей, установок, убеждений, по отношению к определенным событиям, которые являются для нас травмирующими по той или иной причине, а значит, влияют на наше здоровье.
Фредерик Пёрлз – психотерапевт(1893-1970)
Я делаю своё, и ты делаешь своё.
Я в этом мире не для того,
чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями.
И ты в этом мире не для того,
Чтобы жить в соответствии с моими ожиданиями.
Ты – это ты, я – это я,
и если мы случайно находим друг друга,
это прекрасно,
Если же нет, то в этом случае ничем нельзя помочь
Предварительный просмотр:
Нужно понять причины различных заболеваний. И, прежде всего, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ причины, потому что НА НИХ МЫ МОЖЕМ ВЛИЯТЬ.
Причины наших недугов часто кроются в нас самих: в образе наших мыслей (негативных, разрушающих), в нашем отношении к различным событиям. В глубине наших переживаний, т.е. В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРАХ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОМАТИЧЕСКИХ (телесных) заболеваний.
Ситуация, при которой требуется напряжение сил, происходят три быстро сменяющие друг друга явления.
А - само событие
Б - ваше восприятие события
В - реакция тела на ваше восприятие события
Стресс – это не только и не столько какое-то событие само по себе (А), сколько реакция на него нашей души (Б), «запускающая» ответ нашего организма (В).
Для здоровья опасен хронический стресс – то есть постоянное напряжение, которое имеет вредное свойство накапливаться! А также к постоянному напряжению приводят чаще всего подавленные, или неотреагированные эмоции.
Высокую устойчивость к развитию стресса обеспечивают эмоциональная стабильность, низкая личная тревожность, позитивная самооценка, оптимистическое мировоззрение, умение полагаться в жизни на себя и в то же время сопереживать другим, способность к межличностным связям.
Повышенную чувствительность к развитию стресса создают высокая личная тревожность, низкая самооценка, пессимизм и т.д.
Мы можем влиять на свои эмоции, чувства, душевное состояние через изменение своих мыслей, установок, убеждений, по отношению к определенным событиям, которые являются для нас травмирующими по той или иной причине, а значит, влияют на наше здоровье.
Фредерик Пёрлз – психотерапевт(1893-1970)
Я делаю своё, и ты делаешь своё. Я в этом мире не для того,
чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями. И ты в этом мире не для того,
Чтобы жить в соответствии с моими ожиданиями.
Ты – это ты, я – это я,
и если мы случайно находим друг друга,
это прекрасно,
Если же нет, то в этом случае ничем нельзя помочь
Предварительный просмотр:
Навыки профессиональной и личной эффективности №7.
Сила убеждений, или Как наши мысли влияют на нашу жизнь.
Как нельзя приступить к лечению глаза,
не думая о голове,
Или лечить голову, не думая о своем организме,
так нельзя лечить тело,
не леча душу.
(приписывается Сократу)
(СЛАЙД №2)
Мы время от времени спрашиваем себя: почему именно сейчас мы этим недугом заболели? Что стало причиной? Как так получилось, что ни у кого в семье нет такого заболевания, а у меня случилось?
ЧТОБЫ получить ответы на эти вопросы, нужно понять причины различных заболеваний. И, прежде всего, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ причины, потому что НА НИХ МЫ МОЖЕМ ВЛИЯТЬ.
Причины наших недугов часто кроются в нас самих: в образе наших мыслей (негативных, разрушающих), в нашем отношении к различным событиям. В глубине наших переживаний, т.е. В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРАХ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОМАТИЧЕСКИХ (телесных) заболеваний.
Телесные (соматические) и душевные (психические).
Воздействие телесных процессов на психику человека описано как в жизнерадостной латинской пословице «В здоровом теле – здоровый дух», так и в более грустной «У кого что болит – тот о том и говорит».
Влияние психических факторов на телесное здоровье также находит отражение в народной мудрости «любовь сворачивает горы» или «все болезни - от нервов».
ВЗАИМОСВЯЗИ между телесными и психическими процессами изучает такое направление в науке, как ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ медицина.
(СЛАЙД №3)
Если бы органы брюшной полости
Могли рассказать историю своих страданий,
то мы с удивлением узнали бы,
с какой силой душа может разрушать
принадлежащее ей тело.
(немецкий психиатр Иоган Хайнрот)
Действительно ли все болезни от нервов?
Какие именно психологические причины и каким образом могут приводить к заболеваниям?
Если «от нервов болезни, то может ли быть исцеление?
Психические травмы и подавленные эмоции могут проявляться в виде соматических симптомов (З.Фрейд 1856 - 1939)
Психосоматические болезни, в возникновении которых большую роль играют психологические причины.
Гипертоническая
Язвенная и болезнь двенадцатиперстной кишки
Бронхиальная астма
Нейродермиты
Ревматоидный артрит
Язвенный колит
Сахарный диабет
(СЛАЙД №4)
Печаль, не выплаканная слезами, заставляет
«плакать» другие органы.
Академик К.М.Быков
Психологические причины
Психосоматические заболевания - следствия стресса.
Стресс: «мы его» или «он нас»?
Психосоматические заболевания являются следствием стресса, обу-
словленного различными психотравмирующими ситуациями.
Ситуация, при которой требуется напряжение сил, происходят три быстро сменяющие друг друга явления.
А - само событие
Б - ваше восприятие события
В - реакция тела на ваше восприятие события
Стресс – это не только и не столько какое-то событие само по себе (А), сколько реакция на него нашей души (Б), «запускающая» ответ нашего организма (В).
Негативные эмоции связаны с определенными заболеваниями.
Невропатолог М.И.Аствацатуров (ученик В.М. Бехтерева) считал, что
- сердце поражается СТРАХОМ;
- печень ГНЕВОМ и ЯРОСТЬЮ;
- желудок – АПАТИЕЙ и подавленным состоянием;
- рвота – при БЕСПОКОЙСТВЕ.
(СЛАЙД №5)
В ХХ веке экспериментальные исследования подтвердили связь между эмоциями и болезнью.
Физиологические механизмы (вспомним про кота)
Стадия мобилизации, напряжения и тревоги.
Стадия сопротивления «Смириться под ударами судьбы иль надо оказать сопротивление?» - В.Шекспир «Гамлет»
Стадия истощения (хронический стресс, неотреагированные эмоции)
Для здоровья опасен хронический стресс – то есть постоянное напряжение, которое имеет вредное свойство накапливаться! А также к постоянному напряжению приводят чаще всего подавленные, или неотреагированные эмоции.
Недаром психосоматические болезни называют «болезнями цивилизации»
В современном обществе нормы социального общежития защищают человека от острых стрессов(опасность жизни возникает не так часто), однако за это ему приходится платиь хроническим стрессом. Неслучайно родился афоризм «Хочешь испортить отношения – начни их выяснять».
(Учитель – «куда ты денешься с подводной лодки»)
Развитию психосоматических расстройств способствуют не просто тревога, страх и гнев, - но прежде всего эмоции неотреагированные, годами подавляемые, «замороженные», которые становятся источником непрекращающихся отрицательных посланий организму.
При отсутствии направленного вовне действия, сбрасывающего напряжение, временные расстройства функций организма переходят в необратимые изменения органов.
Несомненный лидер отрицательного влияния на организм – неотреагированная агрессия.
- Гнев, тревога, страх – базовые эмоциональные состояния
- Ревность и зависть (социальная форма гнева);
- Стыд (социальная форма страха, страха осуждения)
- Обида чувство вины и т.д.
«Есть индивиды – их участь сурова, Жизнь их легко увядает;
Камень, не брошенный ими в другого, В почках у них оседает». Игорь Губерман.
Физиологический механизм состоит в том, что переживание депрессии и отчаяния снижает иммунитет.
Отрицательное воздействие стресса очевидно.
Так почему же мы в стрессовой ситуации реагируем по-разному?
Знаменитый сыщик Шерлок Холмс так ответил бы на этот вопрос: «Элементарно! Да потому что мы сами – разные!».
(СЛАЙД №6)
Люди отличаются свойствами нервной системы.Вся наша нервная система находится под контролем «центрального органа управления», который у человека называется личностью. Следовательно, в возникновении стрессовых реакций и последующих заболеваний важную роль играет ряд личностных особенностей.
Высокую устойчивость к развитию стресса обеспечивают эмоциональная стабильность, низкая личная тревожность, позитивная самооценка, оптимистическое мировоззрение, умение полагаться в жизни на себя и в то же время сопереживать другим, способность к межличностным связям.
Повышенную чувствительность к развитию стресса создают высокая личная тревожность, низкая самооценка, пессимизм и т.д.
Установленные наукой связи
Хронические коронарные заболевания – «болезнь начальников»(«принимать близко к сердцу», «удар в самое сердце», «это разрывает мне сердце»-фольклор).
Гипертоническая болезнь – высокий уровень агрессии в сочетании с чрезмерным самоконтролем(«испытывать давление», «лопается терпение», «лопаться от злости», «оказывать нажим» - фольклор).
Язвенная болезнь – конфликт между двумя противоположными потребностями: в самостоятельности и в зависимости(«Если человек «не может что-то переваривать», то он, в конце концов «наживает себе дыру в желудке – фольклор)
Бронхиальная астма – необычная чувствительность, впечатлительность, возбудимость, пугливость, тревожность, обидчивость, эмоциональная неустойчивость, склонность к развитию пониженного настроения(«дух захватывает», «дыхание перехватило», «перекрыть кислород», «напряженная атмосфера», «глоток свежего воздуха», «нужен как воздух» - фольклор).
Онкологические заболевания – депрессивность, обидчивость, робость, скованность, недостаточная способность выражать свои эмоциональные переживания, подавление негативных эмоций(депрессия, обидчивость, робость, скованность, недостаточная способность выражать свои эмоциональные переживания, подавление негативных эмоций).
(СЛАЙД №7)
Общие черты психосоматических больных
«Алекситимия» (от «а» –недостаток, «lexis» - слово», «thimos»-
эмоция) – отсутствие слов для выражения чувств (американский психоаналитик П. Сифнеос, 1969г.)
Психосоматические больные (независимо от конкретного заболевания) стыдятся проявлять свои эмоции, особенно агрессивные.
Вместо эмоций такие люди отличаются обязательностью, развитым чувством долга, чрезмерно приверженностью морально-этическим нормам. Эти люди с трудом приспосабливаются к новым жизненным ситуациям.
(СЛАЙД №8)
Как можно использовать свои психические возможности на благо своему здоровью?
В ситуации, требующей напряжения сил, происходят три быстро сменяющие друг друга явления:
А – сама стрессовая ситуация (событие)
Б – ваше восприятие события (психологическая реакция на него)
В – реакция тела на ваше восприятие события (физиологические реакции)
Практикум.
1.Определение уровня стрессовой нагрузки (А)
См. Приложение №1.
Методика врачей Холмса и Рейха.
Инструкция.
Внимательно прочтите весь перечень. Затем повторно прочтите каждый пункт , обращая внимание на количество баллов. Сосчитайте количество баллов, соответствующее тем событиям и ситуациям, которые за последний год происходили в вашей жизни. Если какая-либо ситуация возникала у вас несколько раз, то число баллов за это событие умножьте на соответствующее количество раз. Подсчитанная цифра выражает в цифрах степень вашей стрессовой нагрузки. Большое количество баллов – это сигнал тревоги.
2. Определение степени влияния стресса на психику и организм (Б и В)
См. Приложение №2.
(СЛАЙД №9)
Стратегии поведения при стрессе: различные способы реагирования на жизненные ситуации.
Копинг – форма поведения, отражающая готовность человека решать жизненные проблемы (американский психолог Абрахам Маслоу). Это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса.
Инстинкт преодоления – поисковая активность(В.В.Аршавский и В.С. Ротенберг). Типы поведения.
- Поисковое поведение – активное поведение в неопределенной ситуации с постоянным отслеживанием результатов своих поступков.
- Стереотипное поведение – активное поведение со стопроцентной уверенностью в результате.
- Хаотическое поведение – человек мечется, меняет планы прежде, чем понял, куда они ведут, и поэтому не может сделать выводов из результатов своего поведения.
- Состояние пассивности, то есть отказ от поиска.
Только поисковое поведение поддерживает состояние здоровья.
(см. Приложение №3)
Господи, дай мне терпение
вынести то, что я не могу изменить,
дай мне силы исправить то,
что я могу изменить,
и главное – дай мне мудрость,
чтобы отличить первое от второго.
(старинная молитва)
(СЛАЙД № 10)
Итак, поисковая активность направлена
- на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств;
- на изменение неприемлемой ситуации;
- на изменение своего отношения к ней. (см.Приложение №4)
ПОИСКОВАЯ АКТИВНОСТЬ
Важны различные когнитивные (познавательные) факторы, с помощью которых человек понимает и оценивает то, с чем он сталкивается, в том числе наши мысли обусловливают и способы реагирования на жизненные трудности.
(СЛАЙД № 11)
Важность образа мыслей (американский психотерапевт А.Бек)
«Как вы яхту назовете, так она и поплывет.А.Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»
А С
А – событие
С – ваши эмоции либо поведение в ответ на А
Из А непосредственно вытекает С
Правильная формула А В С
В – наши убеждения относительно А. Именно они влияют на С.
(см. Приложение №5)
(СЛАЙД №12)
Важно то, что в наши мысли «закрадываются» ошибки – неправильная обработка информации.
Ошибки мышления
- Произвольное умозаключение(работающая мать, которая в конце трудового дня приходит к заключению «Я ужасная мать»).
- Избирательная абстракция (- Чёрт побери! Вы шептали ей что-то на ухо всё время! – Я шептал ей: раз, два, три! Раз, два, три! Она всё время сбивалась с такта. Евгений Шварц «Обыкновенное чудо»)
- Сверхобобщение (женщина после разочаровавшего её свидания делает вывод: «Все мужчины одинаковы. Меня всегда будут отвергать»).
- Преувеличение и преуменьшение (студент «если я стану хоть чуть-чуть нервничать, я непременно провалюсь» и алкоголик, считающий, что он «пьет как все»).
- Персонализация (на другой стороне улицы приятель не заметил помахивания ему рукой в знак приветствия, человек думает: «Я, должно быть, его обидел»).
- Дихотомическое (поляризованное) мышление («черное-белое», «или-или», «полюбить – так королеву, проиграть – так миллион»).
(СЛАЙД № 13)
Приемы преодоления негативных эмоциональных переживаний
Что делать с тревогой? (см. Приложение №6)
1. Преувеличение вероятности нанесения вреда;
2. Преуменьшают свою способность справляться с трудностями.
Как быть с депрессией?
1. Негативное отношение человека к собственной персоне (см.Приложение №7)
2. Склонность к негативному осмыслению своего опыта в прошлом и настоящем (см. Приложение №8) Пример стр.40
3. Негативное отношение к своему собственному будущему(см.Приложение № 9)
Как выразить гнев и уцелеть?
Пример стр.43 стих
- Если кто-то вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, надо ему сказать об этом.
2. Сделать это надо в форме так называемого «Я – сообщения».
Как быть с обидой?
Обида возникает прежде всего в общении с близкими людьми и «корень» её – в том, что относительно этих людей у нас вполне определенные ожидания – как они должны вести себя в соответствии со своими родителями по отношению к нам.
Как справиться с чувством вины?
Разобраться с чувством возникновения вины.Основной мотив обиды (Ты должен) в случае чувства вины как бы меняется у поверившего в это человека на «Я должен», а осознание своего несоответствия должному рождает тягостные переживания.
Вина «нормальная» и невротическая.
«Нормальная вина», по словам выдающегося американского психотерапевта Ролло Мэя – это призыв к совести, она побуждает людей придавать большее значение этическим аспектам своего поведения.
В основе невротической вины лежат скорее воображаемые проступки, направленные якобы против других людей, родительских приказаний и принятых социальных правил. (см. Приложение №10).
Вывод: мы можем влиять на свои эмоции, чувства, душевное состояние через изменение своих мыслей, установок, убеждений, по отношению к определенным событиям, которые являются для нас травмирующими по той или иной причине, а значит, влияют на наше здоровье.
Фредерик Пёрлз – психотерапевт(1893-1970)
Я делаю своё, и ты делаешь своё.
Я в этом мире не для того,
чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями.
И ты в этом мире не для того,
Чтобы жить в соответствии с моими ожиданиями.
Ты – это ты, я – это я,
и если мы случайно находим друг друга,
это прекрасно,
Если же нет, то в этом случае ничем нельзя помочь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка занятия "Навыки личной эффективности. Тайм-менеджмент."
Продолжение семинара "Навыки личной эффективности."...
Семинар №6 Навыки профессиональной и личной эффективности. Искусство договариваться.
Почему мы повышаем голос, когда хотим доказать свою правоту, "достучаться" до другого человека? Потому что нам кажется, что он нас не слышит.Тогда мы усиливаем звук, перекрикиваем, полагая, что наши с...
Семинар № 8 Навыки профессиональной и личной эффективности. Взрослые и дети.
Основа для эффективного взаимодействия с детьми различного возрастаявляются эмоциональные отношения, которые строятся на привязанностиребенка и ответных чувствах взрослых....
ЭССЕ «Профессиональная деятельность с моими педагогическими принципами и убеждениями»
Дополнительное образование мне дало возможность раскрыть свой творческий потенциал, свои педагогические способности.Я постоянно совершенствую свои знания в профессии, повышаю свою профессиональную ком...
Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»).Личный профессиональный план.
Цели урока:-способствовать формированию представления о жизненном и личном профессиональном плане; объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств (внутренних у...
Участие в деятельности профессиональных ассоциаций, постоянно действующих семинаров, жюри профессиональных конкурсов
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18736007","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18736...
«Профессиональная деятельность с моими педагогическими принципами и убеждениями» ЭССЕ - 2020 г.
муниципальное образовательное учреждение«Школа с. Катравож имени Героя Советского Союза А.М.Зверева»ЭССЕ «Профессиональная деятельность с моими педагогическими принципами и убеж...