Семинар №6 Навыки профессиональной и личной эффективности. Искусство договариваться.
методическая разработка по теме

Конькова Лариса Юрьевна

Почему мы повышаем голос, когда хотим доказать свою правоту, "достучаться" до другого человека? Потому что нам кажется, что он нас не слышит.Тогда мы усиливаем звук, перекрикиваем, полагая, что наши слова наконец-то дойдут до собеседника.Но почему он нас не слышит? Глухой? Нет! Потому что сам в этот момент кричит кричит нам о чем-то своем?Возможно. Для него сейчас важно, так же как и нам, донести свое мнение до нас.

Презентация и небольшой объяснительно-раздаточный материал составлен по методическому пособию Валерии Петровны Арсланьян- кандидата психологических наук, доцента (м.п."Искусство договариваться, или Как понять других людей и донести до них свою точку зрения", Москва, Педагогический университет "Первое сентября"2011г.)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Семинар №6 Навыки профессиональной и личной эффективности

«Искусство договариваться, или Как понять других людей и донести до них свою точку зрения»

(разработка и презентация созданы по методическому пособию В.П.Арсланян «Искусство договариваться…..)

Слайд №1.

 «Первый шаг на пути цивилизованного влияния – осознание своих истинных целей. Осознав свои цели, можно решить, насколько они достойны того, чтобы мы стремились их реализовать, а затем найти цивилизованные способы получения помощи и поддержки других людей для их осуществления»(Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию). Пример: сосед делает ремонт, чем создаёт неприятности…………

Слайд №2 (раздаточный материал1 – табл. Цель – Ошибки  и Неверно сформулированная цель и Правильно сформулированная цель)

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5 (раздаточный материал 2 – три шага, снижающие напряженность в «трудной ситуации»

Слайд №6 (раздаточный материал 3 – уровни межличностных отношений)

Слайд №7

Слайд №8 (раздаточный материал 4 – ошибки, мешающие взаимопониманию)

Слайд №9

Слайд №10

Слайд №11

Слайд №12

цель

ошибки

Поговорить с соседями, которые шумят

Неконкретна,т.к.неясно, до чего в итоге нужно договориться

Поговорить с соседями, которые шумят

Неизмерима, т.к.неясно, что значит «не шуметь»

Договориться с соседями, чтобы всегда была тишина, т.к. любые шумы вызывают у меня головные боли и раздражение

Недостижима, т.к.какие-то шумы в жилых помещениях будут всегда

Высказать всё соседям, которые шумят

Ориентирована на процесс(высказаться), а не на конечный результат(договориться)

Сходить к соседям и поговорить, чтобы не шумели

Не указан срок: когда поговорить, в какой период соседи не должны шуметь

Неверно сформулированная цель

Правильно сформулированная цель

Не подготовить плохой отчет

Не получить на экзамене двойку

Не опоздать

Цели содержат негативный, неблагоприятный исход проблемной ситуации

Подготовить подробный отчет

Получить на экзамене пятерку

Приехать в 8-30

Цели содержат указание на благоприятный исход проблемной ситуации, обозначают направление действий

Перестать беспокоиться по поводу предстоящей проверки

Цель содержит указание на эмоциональное состояние человека, отсутствует конкретизация поведения, которое может помочь в достижении желаемого

Подготовить документы к предстоящей проверке и заранее уточнить дату

Цель содержит конкретное описание действий, которые необходимо совершить, чтобы снизить волнение

цель

ошибки

Поговорить с соседями, которые шумят

Неконкретна,т.к.неясно, до чего в итоге нужно договориться

Поговорить с соседями, которые шумят

Неизмерима, т.к.неясно, что значит «не шуметь»

Договориться с соседями, чтобы всегда была тишина, т.к. любые шумы вызывают у меня головные боли и раздражение

Недостижима, т.к.какие-то шумы в жилых помещениях будут всегда

Высказать всё соседям, которые шумят

Ориентирована на процесс(высказаться), а не на конечный результат(договориться)

Сходить к соседям и поговорить, чтобы не шумели

Не указан срок: когда поговорить, в какой период соседи не должны шуметь

Неверно сформулированная цель

Правильно сформулированная цель

Не подготовить плохой отчет

Не получить на экзамене двойку

Не опоздать

Цели содержат негативный, неблагоприятный исход проблемной ситуации

Подготовить подробный отчет

Получить на экзамене пятерку

Приехать в 8-30

Цели содержат указание на благоприятный исход проблемной ситуации, обозначают направление действий

Перестать беспокоиться по поводу предстоящей проверки

Цель содержит указание на эмоциональное состояние человека, отсутствует конкретизация поведения, которое может помочь в достижении желаемого

Подготовить документы к предстоящей проверке и заранее уточнить дату

Цель содержит конкретное описание действий, которые необходимо совершить, чтобы снизить волнение

Раздаточный материал2 Три шага, снижающие напряженность в «трудной ситуации»

шаг

содержание

пример

1

Игнорируйте агрессию

Сделайте паузу

«перемотайте плёнку назад»

Верно ли я вас понял?

Можно ещё раз…?

Давайте уточним, в чем суть проблемы..

Я вас не совсем понял….

2

Признайте факт

Признайте правоту

Выскажите понимание чувств собеседника

Продемонстрируйте уважение и признание прав оппонента

Попросите о конструктивной критике

Сосредоточьтесь на том, в чем есть согласие

Да, всё именно так и произошло

Да, вы правы

Я понимаю вашу озабоченность


Я уважаю ваши чувства


В чем, вы считаете, заключается наша недоработка..?

Да, я здесь с вами полностью согласен…

3

Переключитесь на совместный анализ проблемы

Покажите, что хотите вместе найти лучшее решение

Попросите совет

Вовлеките собеседника в совместный поиск вариантов

Я хочу понять….

Уточните, пожалуйста, что…

Итак, проблема сводится…

Что нужно изменить, чтобы…?

Почему бы не сделать…?

Вам больше подходит это или это…

Раздаточный материал2 Три шага, снижающие напряженность в «трудной ситуации»

шаг

содержание

пример

1

Игнорируйте агрессию

Сделайте паузу

«перемотайте плёнку назад»

Верно ли я вас понял?

Можно ещё раз…?

Давайте уточним, в чем суть проблемы..

Я вас не совсем понял….

2

Признайте факт

Признайте правоту

Выскажите понимание чувств собеседника

Продемонстрируйте уважение и признание прав оппонента

Попросите о конструктивной критике

Сосредоточьтесь на том, в чем есть согласие

Да, всё именно так и произошло

Да, вы правы

Я понимаю вашу озабоченность


Я уважаю ваши чувства


В чем, вы считаете, заключается наша недоработка..?

Да, я здесь с вами полностью согласен…

3

Переключитесь на совместный анализ проблемы

Покажите, что хотите вместе найти лучшее решение

Попросите совет

Вовлеките собеседника в совместный поиск вариантов

Я хочу понять….

Уточните, пожалуйста, что…

Итак, проблема сводится…

Что нужно изменить, чтобы…?

Почему бы не сделать…?

Вам больше подходит это или это…

Раздаточный материал №3 Уровни межличностных отношений

Уровень МЛО

Характеристика отношений

Способы воздействия

доминирование

Отношение к другому как к вещи или средству достижения своих целей, игнорирование его интересов и намерений

Открытое, без маскировки, импера-тивное воздействие- от насилия, подавления, господства до навязывания, внушения, приказа – с использованием грубого простого принуждения

манипуляция

Отношение к другому как к «вещи особого рода» - тенденция к игнорированию его интересов и намерений

Воздействие скрытое, с опорой на автоматизмы и стереотипы. Провокация,обман, интрига,намек.

соперничество

Отношение к другому как опасному и непредсказуемому. Интересы другого учитываются в той мере. В какой это диктуется

Отдельные виды «тонкой» манипуляции, чередование открытых и закрытых приемов воздействия, «джентльменские» или временные тактические отношения

партнерство

Отношение к другому как к равному, имеющему право быть таким, как он есть, с которым надо считаться. Равноправные, но осторожные отношения

Согласование своих интересов и намерений,совместная рефлексия. Использование договора, который служит и средством объединения, и средством оказания давления (силовым элементом)

содружество

Отношение к другому как к самоценности. Стремление к объединению, совместной деятельности для достижения близких и совпадающих целей.

Основной инструмент не договор, а согласие.

Раздаточный материал 4. Ошибки, мешающие взаимопониманию

игнорирование

Вы не обращаете внимание на высказывания партнера, не учитываете интересы, точку зрения, позицию, мотивы, чувства собеседника

Вы не обращаете внимание на ход беседы, на сложившуюся ситуацию

Большое внимание уделяете мимике, жестам партнера, чем содержанию высказывания

эгоцентризм

Вы пытаетесь найти у партнера только те проблемы, которые волнуют вас. Вы высказываетесь исходя только из своих интересов. Вы отстаиваете только свои интересы. Вы признаете только свою точку зрения, позицию, мнение. Вы ведете разговор без учета возможностей партнера.

Натиск

Первыми же вопросами и реакцией вы вынуждаете собеседника подыскивать контраргументы и занимать оборонительную позицию. Вызываете защитное поведение. Посредством монолога «задавливаете» партнера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Профессиональная готовность учителя к формированию у младших школьников навыков творческого самоопределения на уроках искусства

Для развития у детей предпосылок формирования навыков творческого самоопределения на уроках искусства необходимо соответствующим образом организовывать учебно-позновательную деятельность....

Семинар № 2 "Навыки личной и профессиональной эффективности"Тайм-менеджмент

Я провожу в школе семинарские занятия по теме "Навыки личной и профессиональной эффективности" По данному напрвлению я прошла все модульные курсы, предложенные педагогам Проектом "Школа цифрового века...

Разработка занятия "Навыки личной эффективности. Тайм-менеджмент."

Продолжение семинара "Навыки личной эффективности."...

Навыки профессиональной и личной эффективности. Семинар №7"Сила убеждений"

Мы время от времени спрашиваем себя: почему именно сейчас мы этим недугом заболели?  Что стало  причиной? Как так получилось, что ни у кого в семье нет такого заболевания, а у меня случилось...

Семинар № 8 Навыки профессиональной и личной эффективности. Взрослые и дети.

Основа для эффективного взаимодействия с детьми различного возрастаявляются эмоциональные отношения, которые строятся на привязанностиребенка и ответных чувствах  взрослых....

Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»).Личный профессиональный план.

Цели урока:-способствовать формированию представления о жизненном и личном профессиональном плане; объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств (внутренних у...

Конспект внеклассного мероприятия «Искусство договариваться»

Конспект внеклассного мероприятия «Искусство договариваться»...