Здоровьесберегающие технологии в школе
статья на тему
Статья о применении здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_spravka_po_primeneniyu_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_shkole.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ГБОУ СОШ №4 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель
Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
Под «здоровьесберегающими» образовательными технологиями (ЗОТ), в широком смысле, можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся.
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня.
Основополагающую роль в здоровьесберегающей деятельности в ГБОУ СОШ №4 играет грамотная организация учебного процесса (расписание уроков и перемен).
Вторая проблема - это методика преподавания учебных дисциплин, которая должна строиться на здоровьесберегающих технологиях. Не следует забывать, что здоровье ученика во многом зависит от здоровья учителя, от его психологического состояния.
Следующая проблема - это необходимость ведения просветительской работы с педагогами, учащимися и родителями, так как многие вопросы сохранения и улучшения здоровья учащихся образовательное учреждение и родители должны решать совместно.
Очень важным моментом здоровьесберегающей деятельности любого образовательного учреждения является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования.
В нашей школе имеется материальная база для проведения мероприятий по оздоровлению и сохранению здоровья учащихся и работников школы:
-Участок образовательного учреждения;
-Оборудование подсобных помещений (гардеробы, туалеты и т.п.);
-Водоснабжение и канализация;
-Учебные кабинеты: площадь и оснащенность;
-Кабинет информатики и его оснащенность;
-Соблюдение размеров мебели;
-Воздушно-тепловой режим;
-Освещенность мест занятий;
-Наличие двух спортивных залов, раздевалок, подсобных помещений;
-Спортивное оборудование и инвентарь;
-Оборудование спортивного стадиона на пришкольной территории;
Следующим условием создания школьной полноценной среды является наличие оздоровительной инфраструктуры:
-Медицинский кабинет и оборудование;
-Столовая и ее оснащенность;
-Организация качественного питания для всех учащихся;
Активная работа нашей школы позволяет проанализировать и основные наиболее часто использующиеся формы здоровьесберегающей деятельности.
Здоровьесберегающая деятельность школы:
-Профилактические прививки;
-Дни Здоровья;
-Спортивные школьные праздники;
-Участие в окружных спортивных соревнованиях;
-Беседы о здоровье с учащимися; -Беседы о здоровье с родителями;
-Витаминизация;
-Оформление классных и школьных «Уголков здоровья».
В школе реализуются профилактические программы: «Сохранение и укрепление здоровья школьников», «Здоровое питание школьников», «Профилактика Вич-инфекции и СПИД»
Школа ставит перед собой задачи по формированию физического, психического и социального здоровья ребёнка. Для реализации этих задач необходимо, чтобы ребёнок обладал определёнными знаниями, умениями и навыками. Школа старается помочь ему в этом. Классные руководители совместно с психологом, учителями физкультуры и медицинским работником проводят часы здоровья, дни здоровья, проводят лектории и собрания для родителей по пропаганде и обучению основам здорового образа жизни, стараются вовлекать родителей в воспитательную работу, проверяют занятость подростков в кружках и секциях.
В учебных кабинетах много зелени, позволяющей поддерживать естественный микроклимат внутри классных комнат, в каждом классе соблюдается питьевой режим учащихся.
В школе помимо традиционных учебных кабинетов, лабораторий и помещений, оборудован медицинский кабинет, 2 спортивных зала, кабинет психолога, что позволяет проводить оздоровительные мероприятия по плану, а также вести профилактическую работу по укреплению иммунитета учащихся.
Рядом со школой расположен школьный стадион, хоккейная коробка.
Школа по условиям обучения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Сюда относятся все реальные условия учебного процесса: освещение, благоприятный температурный режим, размеры учебной мебели, вентиляция учебных помещений – все, что подлежит гигиеническому нормированию.
Для всех детей учебные занятия организованы в одну смену. Уроки школы имеют продолжительность 40 минут, для начальной школы – 35 минут.
Для питания учащихся отведены перемены по 20 минут, все остальные перемены 10-минутные, что позволяет учащимся восстановить умственные и физические способности до начала следующего урока.
В школе функционирует столовая, обеспечивающая учащихся обедом. Основная масса учащихся охвачена горячим питанием после 2 и 3 урока. В течение учебного года горячим питанием было охвачено 82%.
В учебно-воспитательной работе решается задача гигиенического нормирования учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания.
На уроках и во внеурочной работе применяется здоровьесберегающие технологии.
Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика.
Гимнастика на уроке позволяет снимать состояние усталости на уроке, ослабить психологическую напряженность, вызванную интенсивностью занятия и просто дать ребенку возможность подвигаться.
Динамические паузы в течение учебного дня и физкультурные минутки на уроках обязательно включают в себя упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения.
Уроки физического воспитания проходят по расписанию. При благоприятных погодных условиях уроки физкультуры, двигательной активности и некоторых других предметов (окружающий мир, биология, география) проводятся на улице.
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является организация внеурочной занятости детей, досуга, дополнительного образования:
· организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
· реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью;
· развитие системы внеурочной занятости детей.
Проблему здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении невозможно отделить от организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися. В школе во второй половине дня для детей проходят занятия по внеурочной деятельности для 1 классов согласно новым образовательным стандартам, включающие в себя подвижные игры на свежем воздухе, общеразвивающие упражнения, спортивные эстафеты, соревнования, исследовательскую деятельность.
В школе регулярно проходят общешкольные Дни Здоровья (1 раз в четверть) с привлечением всех детей, преподавателей и родителей.
В нашей школе сложилась система просветительской работы с учениками, включающая в себя проведение уроков здоровья, тематических бесед, часов интересного общения, практических занятий, конкурсов рисунков и агитационных плакатов. Классным руководителям в этом помогают психолог, медицинские специалисты, специалисты центра «Семья».
В каждом учебном кабинете оформлены Уголки культуры здоровья, отражающие здоровьесберегающую деятельность классных коллективов. В феврале было проведено анкетирование учащихся «Изучение потребностей учащихся в сохранении и укреплении здоровья» 5-11 классов.
Определенная работа ведется учителями по охране жизни и здоровья обучающихся, основам безопасности жизнедеятельности. Лекции, классные часы, беседы, тренировочные эвакуации (1 раз в четверть) на случай чрезвычайных ситуаций формируют у детей желание заботиться о своем здоровье.
Важнейшим звеном воспитательной системы школы является школьное самоуправление, развитие которого помогает учащимся ощутить себя организаторами своей жизни в школе, способствует привитию навыков культуры общения, умения жить в коллективе, что является немаловажным в самостоятельной жизни человека вне стен школы. Система внеурочной занятости детей, сложившаяся в нашем образовательном учреждении, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной и полезной.
Во второй половине дня для детей организованы занятия по интересам. Ученики посещают школьные спортивные секции и кружки. В летнее время в школьном лагере дневного пребывания «Орлёнок» отдыхают до 100 учащихся начального и среднего звена, которые получают профилактическое лечение и рациональное питание.
Профилактика и коррекция «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки) во многом зависит от соблюдения гигиенических норм естественного и искусственного освещения, соответствия размеров школьной мебели возрастным параметрам школьника, а также от величины учебной нагрузки. Среди специфических методов профилактики прогрессирования близорукости используется специальная гимнастика для снятия зрительного напряжения.
Для профилактики и коррекции нарушений осанки используется гимнастика, позволяющая формировать правильную осанку и стабилизировать имеющиеся функциональные нарушения позвоночника. Для коррекции осанки проводятся занятия на уроках физкультуры, игры, способствующие улучшению осанки.
Для профилактики простудных заболеваний в школе в осенне-весенний период проводится витаминизация.
Профилактика заболеваний носоглотки проводится с использованием дыхательной и звукоречевой гимнастики на уроках музыки и английского языка. Очень важно, что, наряду с профилактическими медицинскими мероприятиями, в школе есть возможность осуществлять и психологическое сопровождение ребенка.
Состояние психического здоровья наиболее чутко реагирует на учебные перегрузки, нерациональную организацию учебного процесса и другие школьные факторы риска.
В начале учебного года с самых первых дней совместно с педагогами отслеживается адаптация детей к школьным занятиям и в целом к школе, так как именно от этого зависит психическое здоровье детей. Психолог школы проводит адаптационные занятия для детей первого класса с целью создания социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к школьному обучению.
В соответствии с мероприятиями программы с детьми, испытывающими психологические трудности, проводятся тренинговые занятия. В результате совместной, кропотливой работы психолога, учителей и родителей первоклассники за короткий срок – два месяца адаптируются к школе.
Без внимания не остаются учащиеся подросткового и старшего школьного возраста. Психологом проводятся тренинги, на которых часто используются приемы релаксации и аутотренинга.
Ориентация психолога направлена не только на учащихся, но на их семьи. Это позволяет более качественно и комплексно решать проблемы психологической помощи детям и подросткам.
Цель работы педагога-психолога помочь родителям грамотно и эффективно строить свои взаимоотношения с детьми. Способствовать тому, чтобы родители были активными союзниками в разрешении школьных психологических трудностей. Психолог выступает практически на каждом родительском собрании.
Одним из наиболее важных участков работы школьного психолога является совместная работа с учителем. Практика показывает, что существенное число внутришкольных конфликтов изначально порождается тем, что педагоги недостаточно углубляются в проблемы детей и их эмоциональное состояние. Результаты анкетирования учащихся и их родителей помогают психологам так построить систему работы, чтобы избежать конфликтных ситуаций и вовремя скорректировать взаимоотношения участников учебно-воспитательного процесса.
Сотрудничество медика, психолога и педагога предусматривает ежегодное возрастное обследование школьников: адаптация к школе, переход в среднее звено, адаптация к социуму и профориентация.
Учащиеся 9-11-х классов проходят тесты на профориентацию. Им даются рекомендации по выбору профессии.
В 8-10 классах в рамках предпрофильной подготовки проводятся уроки «Твоя профессиональная карьера», на которых педагоги помогают ребятам сделать правильный выбор будущей профессии.
На уроках литературы, истории, МХК преподаватели много вниманию уделяют формированию духовно-нравственного здоровья детей.
Большое внимание в системе здоровьесберегающей работы школы имеет проектная деятельность учащихся. Учащиеся школы защищают индивидуальные и групповые проекты, в том числе и по проблемам сохранения здоровья учащихся «Островок здоровья», «Моё здоровье в моих руках». В окружном конкурсе социальных проектов «Гражданин» школа выступила с проектом «Спортзал моей мечты» и получила 1 место. Проект был отправлен на областной конкурс, где вышел в финал.
Для профилактики детского травматизма введено дежурство учителей на переменах.
Кроме запланированных обследований проводятся индивидуальные и групповые обследования по заявкам администрации школы, учителей, классных руководителей. Результаты исследования обсуждаются на родительских собраниях, где даются рекомендации родителям, классным руководителям и педагогам-предметникам.
Планы классных руководителей предусматривали реализацию целенаправленных мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся, пропаганде здорового образа жизни в разделе «Здоровье». Каждым классным руководителем разработан и реализован комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей, включающий в себя организацию и проведение каникулярного отдыха детей, инструктажей по правилам техники безопасности, мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся, детского травматизма на дорогах, наркомании, токсикомании, табакокурения, встреч родителей и детей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, медработниками, экскурсий и походов, участие коллектива класса в Днях здоровья, спортивных внутришкольных мероприятиях.
В целом проведенные мероприятия спортивно-оздоровительного направления воспитательной деятельности соответствовали возрасту учащихся, их психофизическим особенностям и интеллектуальному развитию, способствовали повышению уровня физического, психического и социального здоровья детей.
В соответствии с проектом «Здоровье» работа велась по следующим направлениям: проводились единые тематические классные часы, Дни профилактики курения, алкоголизма, токсикомании и наркомании, коллективно-творческие дела, посвященные Международному Дню без табака, Дню памяти, погибших от СПИДа. Систематически организовывались круглые столы, просмотр и обсуждение видеофильмов, совместные мероприятия по профилактике вредных привычек среди подростков с библиотеками поселка и Домом культуры, встречи со специалистами по проблемам бытовых отравлений, наркомании и алкоголизма, тематическая неделя «В здоровом теле – здоровый дух», акция «Спорт вместо наркотиков». В рамках тематической недели «В здоровом теле – здоровый дух», акции «Скажем наркотикам – Нет!» классными руководителями проведены классные ученические и родительские собрания, тематические классные часы, беседы по пропаганде здорового образа жизни учащихся. Проведена акция «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам», проведён интернет – урок антинаркотической направленности, организованы мероприятия в рамках «Дня защиты от экологической опасности». Приняли участие в соревнованиях «Лето с футбольным мячом», «Президентские состязания», «первенство по русским шашкам», «А ну-ка, парни!» - 2 место. Организованы однодневные походы. Оздоровлено в санаториях области 70 учащихся. Приняли участие в окружном конкурсе «Экотропы – 2012», где в секции «Ботаника» заняли 3 место, в секции «Зоология» - 2 место. Уже стало традицией участвовать в областном конкурсе «Друзья леса». Активно приняли участие в окружных спортивных соревнованиях.
Профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма и других зависимостей является приоритетной в воспитательной работе школы. Согласно плану профилактической работы в школе были проведены следующие мероприятия: школа приняла участие в антинаркотической акции, которая предусматривала проведение классных часов, бесед, экскурсий, дискотек «Мы за здоровый образ жизни», психологические тренинги с детьми склонными к неадекватному поведению, конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни», оформлен стенд «Школа без наркотиков», в помощь классному руководителю по профилактике наркомании, в рамках акции «Мы выбираем жизнь…» проведены конкурс газет «Жить здоровым – это здорово», заседание методического объединения классных руководителей «Школа без наркотиков».
Профилактика правонарушений, беспризорности и безнадзорности.
В течение полугодия велась работа по профилактике правонарушений, реализованы планы мероприятий по профилактике правонарушений, по профилактике употребления психоактивных веществ в молодежной среде, Программа по профилактике безнадзорности и беспризорности, предупреждению правонарушений среди подростков включает два аспекта работы: правовое воспитание и профилактика безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ. Практические мероприятия, включенные в программу, в полной мере использовали возможности медицинских, правоохранительных учреждений школы и администрации. Реализован план совместных мероприятий инспектора ПДН ОВД и классными руководителями, зам.директором школы по воспитательной работе. Инспекторами ПДН Ткаченко Н.С., Сидоровой М.. ежемесячно проводилась индивидуальная профилактическая работа с детьми девиантного поведения. Организовывались массовые беседы инспекторов по делам несовершеннолетних с обучающимися об ответственности за совершение преступлений и правонарушений, с родителями об ответственности за воспитание детей. Совместно с инспекторами, врачами провели разъяснительную работу с детьми о вреде наркотических средств и ответственности за хранение и употребление наркотиков. Повышению уровня правовых знаний способствует профилактическая работа инспектора ПДН ЛОВД Которина Е.И., который организовали цикл бесед «Административная и уголовная ответственность. Железная дорога – опасная зона».
Профилактическая деятельность с детьми «группы риска» .
Классными руководителями, медицинской сестрой школы ежегодно проводятся медико-социальные исследования по раннему выявлению курения, употребления алкогольных напитков, токсических средств и причин, побудивших к этому. Выявляются несовершеннолетние «группы риска», склонные к правонарушениям, употреблению ПАВ. Изучаются индивидуальные особенности развития личности учащихся «группы риска», социальное положение и материально-бытовые условия проживания их семей, условия семейного воспитания, занятость в свободное время.
Педагогический коллектив школы использует различные формы и методы индивидуальной профилактической работы: посещение на дому с целью контроля над занятостью подростков в свободное от занятий время, посещение уроков, психолого-педагогическое консультирование родителей, индивидуальные и коллективные профилактические беседы учащихся с медицинской сестрой, педиатром и наркологом ЦРБ, вовлечение учащихся в систему дополнительного образования.
На заседаниях родительских комитетов классных коллективов и Совета профилактики безнадзорности и правонарушений школы, заседание которого проходило 1 раз в четверть, решались индивидуальные проблемы отдельных учащихся, по каждому факту принимались экстренные меры.
Руководство школы уделяло особое внимание совершенствованию профилактической работы. Вопросы правового воспитания и профилактики безнадзорности, правонарушений, употребления ПАВ рассматривались на родительских собраниях, совещаниях при директоре, семинарах классных руководителей.
На внутришкольном учёте состояли 3 учеников. На учете в ПДН никто не состоит. В течение года с ребятами велась регулярная профилактическая работа, они приглашались на заседания Административной комиссии, на беседу с инспектором ПДН Ткаченко Н.С., Сидоровой М.М.
Профилактика семейного неблагополучия в школе поставлена на должный уровень. Семьи, в которых возможны временные проявления неблагополучия, поставлены на внутришкольный учёт, с ними ведётся профилактическая работа согласно плану мероприятий по профилактике семейного неблагополучия. Осуществляется патронаж этих семей, с родителями и детьми работают педагоги.
Профилактика дорожно-транспортного травматизма.
Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма велась в течение года очень активно. В школе создан и активно работает отряд ЮИД. В сентябре проведено целевое профилактическое мероприятие «Внимание – дети!». «Юидовцы» подготовили викторину для учеников младших классов «Знаешь ли ты дорожные знаки?», «Правила дорожного движения для пассажиров и пешеходов» и др. ЮИД - это добровольное объединение школьников, которое создано для усовершенствования полученных ими знаний Правил дорожного движения; воспитания у них чувства ответственности, высокой культуры участника дорожного движения, коллективизма, профессиональной ориентации; широкого привлечения детей к организации пропаганды правил безопасного поведения на улицах и дорогах среди дошкольников, учащихся младших и средних классов. Ежемесячно в школу приходит инспектор ДПС старший лейтенант ЧарковЭ.Н. Проводит беседы с учащимися «Правила поведения на дорогах», «Внимание, пешеход», Школа активно принимает участие в окружных конкурсах по профилактике ДДТТ в конкурсе агитбригад заняли 2 место в младшей группе. В конкурсе литературных работ 1 место – Петрова Лиза, 1 место – Колесникова Юля, 2 место – Митина Катя. В конкурсе рисунков Родина Лена 2 место, работа отправлена на областной конкурс, где заняла 3 место. Конкурс мультимедийных презентаций Суслова Таня – 1 место.
Профилактическая работа школы, направленная на обучение детей
правилам поведения в ЧС.
Основными задачами данного направлениями стали: всесторонняя проверка готовности учебного заведения к проведению мероприятий по обеспечению безопасности персонала и учащихся в ЧС, выработка у руководящего состава школы практических навыков пол оперативному принятию обоснованных решений и умения осуществлять управление мероприятиями по защите учащихся в ЧС, формирование высоких морально-психологических навыков и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.
В сентябре был разработан план, регулярно проводились инструктажи с учениками и работниками школы по правилам антитеррористической безопасности, с учащимися изучены правила поведения при ЧС; беседы по профилактике правонарушений, предусмотренных статьёй 207 УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма; проведены 2 тренировочные эвакуации согласно плану 1 раз в четверть, оформлены «Уголки безопасности». Работа по антитеррористической профилактике проводилась чётко в строго указанное время. Разработаны планы противопожарной безопасности, Дня защиты детей, Месячника гражданской обороны.
Основные результаты работы ГБОУ СОШ № 4 по здоровьесбережению:
-творческое развитие учащихся в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности;
-организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий
-организация совместной работы с родителями;
-организация отдыха и досуга детей во второй половине дня;
-привлечение учащихся к занятиям физической культурой и спортом;
-сохранение и развитие физического и психического здоровья учащихся;
-реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью;
-повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
-формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни;
ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы»
В.А.Сухомлинский
В ГБОУ СОШ №4 школьная столовая работает непосредственно на сырье. Это дает большую возможность обеспечения учащихся и педагогов блюдами самого разнообразного меню. Отсутствие необходимости транспортировки пищи на длительное расстояние, её замораживания (охлаждения) и повторного разогрева дает возможность сохранить не только вкусовые достоинства, но и пищевую ценность.
В нашей столовой большое внимание уделяется правильному хранению продуктов. В школе имеются холодильные камеры, предназначенные для хранения разного вида продуктов. Их наличие помогает сохранить качество продуктов до непосредственного их приготовления.
В школьной столовой работают 2 повара. Ношение спецодежды для работников пищеблока является обязательным. Это позволяет соблюдать необходимые санитарно – гигиенические нормы.
В школе наряду с организованным питанием для всех учащихся работает буфет. В нем постоянно присутствует не только выпечка, но и разнообразные соки, фрукты и сладости.
Очень важным считается в школе вопрос организации питьевого режима. Постоянно доступна для детей кипяченая питьевая вода. В ассортименте буфета всегда в продаже имеются несколько видов натуральных соков.
Кроме того, в ежедневном рационе находятся свежие овощи и фрукты. Школьная столовая полностью укомплектована необходимой посудой. Ее чистоте уделяется повышенное внимание. Мытье и дезинфекция производятся с соблюдением всех норм санитарно-гигиенического режима, используются самые лучшие средства дезинфекции.
Перед входом в помещение столовой установлены раковины для мытья рук.
Большое внимание имеет эстетический вид приготовляемых блюд, поэтому наши повара уделяют этому огромное внимание.
Суп, налитый в супницы, хлеб и пирожки, подаваемые на отдельных тарелках - все это создает дополнительный положительный фон в отношении к приему пищи.
Большое внимание уделяется калорийности школьного питания. Учитывается возраст и особенности нагрузки школьников. Медицинский работник ежедневно проверяет и просчитывает присылаемое меню, внося корректировки в ассортиментный перечень блюд.
Персонал столовой всегда встречает детей доброжелательными улыбками и многих детей знает по именам. Поэтому дети всегда с удовольствием посещают школьную столовую.
За качеством питания постоянно следит комиссия из членов школьной администрации. Это позволяет контролировать организацию питания в школе, его качество, вносить необходимые коррективы и, в конечном счете, сохранить здоровье каждого ученика нашей школы.
Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают повышенный интерес. Их решению посвящена программа «Здоровое питание школьников», так как особенно сейчас остро встал вопрос об организации правильного школьного питания.
Питание должно быть сбалансированным, то есть, чтобы полноценно развиваться, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ.
Система организации питания в школе ставит перед собой следующие задачи:
- обеспечить учащимся полноценное горячее питание;
- следить за калорийностью и сбалансированностью питания;
- прививать учащимся навыки здорового образа жизни;
- развивать здоровые привычки и формировать потребность в здоровом образе жизни.
Важно помнить, что мы сами можем сохранять и возвращать своё здоровье. Сила внутри нас, надо только научиться ею пользоваться и научить этому своих учеников. Создание комфортных условий для развития физического и психического здоровья детей, правильная организация режимных моментов учебной и внеурочной деятельности, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, формирование здоровьесберегающей компетенции на уроках в начальной школе, привлечение учащихся к занятиям в системе дополнительного образования, организация горячего питания младших школьников, профилактика заболеваемости учащихся – способствуют сохранению и укреплению здоровья.
Правильная поза учащегося во время занятий
-за столом (партой)
Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдержать расстояние, равное ширине кисти ребенка.
-при письме
Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, позвоночник опирается на спинку стула. Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно. Надплечья находятся на одном уровне. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30 - 35 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 . Левая рука (у левшей - правая) поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх.
-при чтении
Поза при чтении в основном совпадает с позой при письме. Предплечья симметрично, без напряжения лежат на поверхности стола (парты), кисти поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 15 .
-стоя
Стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги. Голову не наклонять, следить за симметричным положением надплечий, углов лопаток. Непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления, но они не должны быть привычными, так как это приводит к нарушению осанки.
-Оригинальная гимнастика
Частично гимнастика основана на произношении гласных звуков. По утверждению древних индейцев, именно протяжное произношение гласных, с доброй усмешкой на лице, положительно отражается на формировании организма.
1. Сложная экологическая обстановка делает особенно необходимым проведение массажа щитовидной железы, который можно выполнить следующим образом.
Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно, на одной высоте произносите звук [а].
Произношение звука [и] в таких же условиях активизирует работу мозга, нормализует функцию почек.
Проговаривание звука [о] приводит в порядок среднюю часть грудной клетки.
Чередование звуков [о], [и] массирует сердце.
2. К упражнениям второй группы можно отнести так называемый гигиенический массаж.
Он улучшает крово- и лимфообращение, нормализует обмен веществ, помогает снимать мышечное напряжение на лице, шее, в руках.
Массаж также носит профилактический характер против простудных заболеваний, ангин, катаракты верхних дыхательных путей.
Подушечками указательных пальцев обеих рук проводим под глазами, слегка надавливая, от переносицы до ушей. Повторяем 5 раз.
Тыльными сторонами правой и левой ладоней проведем 7раз от подбородка в стороны.
Откройте рот, сильно натяните на зубы одновременно верхнюю и нижнюю губу, а затем слегка их прикусите. Повторяем 5 раз.
3. Для правильной ориентации дыхания проводятся двигательные упражнения с названиями: «Задуть свечу», «Словить комара», «Согреть руки», «Лилия» и др.
«Словить комара»: Разведите руки в стороны. Представьте, что ловите комара. Медленно сводите руки, чтоб его не испугать. При этот беспрерывно произносите звук [з]. Прихлопните комара и быстро разведите руки - получится автоматический вздох.
4. Еще одну группу упражнений составляют приёмы, которые успокаивают нервную систему, снимают напряжение. В этом случае особенно важными являются голос учителя и его внутреннее спокойствие. При этом максимум внимания надо уделять окраске своего голоса и темпу произношения слов.
«После грозы»: Закройте глаза.
Вы - в лесу. Отгремела гроза. Прошёл дождь, блестит мокрая листва на берёзах. На траве - серебряные капли. Как хорошо пахнет в лесу! Как легко дышится! Вот ландыши -вдохните их чудный запах. Вдыхайте медленно, ровно, глубоко.
-Мозговая гимнастика
Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы):
Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
-«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания):
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
-«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь):
«Наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
-Коррегирующая гимнастика для глаз
Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения):
Моргайте на каждый вдох и выдох.
-«Вижу палец!»:
Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
«Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии):
Вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз.
-«Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения):
Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
-«Стрельба глазами» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения):
Двигаете глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз):
Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.
Десять великих секретов
здоровьесберегающей технологии
Они были вырублены маленькими-маленькими буквами на большом-большом камне в горах Тибета, где автор случайно обнаружил их, когда путешествовал в поисках смысла жизни. Надпись сливалась с пейзажем, подтверждая тем самым свою гармонию с природой и свое доисторическое происхождение.
Секреты чудом сохранились - вот они.
1. Секрет доброты состоит в том, что без этой фундаментальной основы всего созидаемого на Земле результаты действий не принесут пользы ни тому, кто что-то делает, ни тому для кого что-то делается. Можно назвать это «добрым началом», можно говорить об «идее добра», которая должна пронизывать все свершения. И «доброжелательность», и «добродушие», и «добросердечность» - все, чего так не хватает в нашей современной жизни и недостает в большинстве школ, происходит от корня «добро». Попробуем отказаться от декларативности («Мы все работаем на благо людей!») и дарить свою доброту не абстрактным «учащимся», а вполне конкретным Петям, Олям, Колям и Сашам, чтобы они почувствовали, что о них думают, об их интересах заботятся, и сами стали дарить добро окружающим их людям.
2. Секрет успешности (в делах и в жизни вообще) состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим. Этот навык - находить поводы и причины для радости - сродни способности восхищаться чем-то в других людях (и в себе самих!), но не манипулируя («Ах, какой вы грациозный и стройный, при полутора метрах роста и ста килограммах веса!»), а искренне и умело находя то, что действительно заслуживает одобрения или восхищения. Это необходимое качество для педагога, разделяющего идеи «позитивной» и здоровьесберегающей педагогики. Находить поводы для радости можно всегда, как бы ни была трудна жизнь. Более того, чем она труднее, тем важнее расцветить ее яркими красками - это один из принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. «Школа радости» - это не только одна из моделей организации образовательного пространства с очевидным здоровьесберегающим результатом, но и замечательная психолого-педагогическая программа воспитания.
3. Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства - в профессионализме всех работающих в школе педагогов. Пускай не всех (будем реалистичны!), но больше части, которая способна создать «критическую массу» компетентности. Поэтому вложение средств в подготовку кадров, повышение профессионализма учителей (в развитие персонала, как говорят на Западе) - самая мудрая стратегия серьезного руководителя. Тогда неизбежно будет формироваться то пространство грамотной заботы о здоровье, работая в котором невозможно оставаться грубым, авторитарным, безразличным, незаинтересованным.
4. Секрет результативности здоровьесберегающих технологий - в целенаправленном воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии (а материальное приложится!).
5. Секрет соответствия создаваемого задуманному состоит в объективном отслеживании поучаемых результатов. Лучше, если этот мониторинг будет независимым, проведенным специалистом «со стороны». Оценка «дела рук своих» не может быть объективной даже при самых благих намерениях - механизмы психологической защиты вносят свои коррективы.
6. Секрет технологичности - в том, что создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методик возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологии. Иначе под ЗОТ в одной школе будет пониматься сочетание фитобара и стоматологического кабинета, в другой - «конторок» в классах и «шведских» стенок в рекреациях, в третьей - введение уроков валеологии и ставки психолога-консультанта. Все это хорошо даже в отдельности, но не может обозначаться как технология, а поэтому и заметных результатов ожидать от таких разрозненных действий не приходится.
7. Секрет надежности получаемых результатов - в широком привлечении к решению задач, связанных со здоровьем, не только учащихся и педагогов школы, но и специалистов из научных центров, институтов, опытных практиков (но имеющих необходимую подготовку!), а также обсуждение получаемых результатов на конференциях, совещаниях, публикация материалов в печати. Таким образом, происходит интеграция школы в социокультурное пространство, подпитывающее ее информационном и энергетически.
8. Секрет перспективности преобразований, проводимых в школе в сфере здоровья, состоит в наличии грамотной программы действий, по которой школа начинает работу. Эта программа должна быть рассчитана на 3-4 гада (с перспективой ан 5-7 лет), научно обоснована, а в ее разработке, кроме ученых, курирующих школу, должны принимать участие большинство педагогов и специалистов школы («чужая» программа нежизнеспособна!).
9. Секрет заинтересованности участников в проводимой работе, без которой невозможно реализовывать долгосрочные проекты, состоит, как это ни банально, в материальном стимулировании. На энтузиазме можно начинать работу, проводить ее какое-то время, но дальше достойных участников необходимо переводить из «любителей» в профессионалы.
10. Секрет истинности состоит в интуитивном ощущении непротиворечивости того, что делается, соответствии результатов глобальным законам природы и мироздания, одухотворенном воплощении их на благо людей. Но главное, что задает движению к цели нужное направление, освещает и освящает настоящее дело, являясь критерием его истинности, - это любовь, тот самый «пятый элемент», который наделяет жизнь смыслом и радостной энергией созидания с предвкушением обязательного успеха.
Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
Под здоровьесберегающими технологиями - будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.
Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.
Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Актуальным является и вопрос о состоянии здоровья педагогов, которые будут работать в начальных классах с контингентом детей младшего школьного возраста и об отношении учителей к своему здоровью. Может ли педагог быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения? Учитель в рассматриваемый период обучения как никогда в другое время, занимает одно из центральных мест в жизни учащихся начальных классов. Он олицетворяет для них всё то новое и важное, что вошло в жизнь в связи с приходом в школу.
Пытаясь установить взаимосвязь между отношением учителя к своему здоровью, его потребности в соблюдении здорового образа жизни и реализацией соответствующего воспитательного воздействия на своих учеников, на практике мы сталкиваемся с тем, что сами учителя открыто говорят о том, что они не могут быть примером введении здорового образа жизни для своих воспитанников. Чем ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие на учащихся.
Педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры; способность к формированию и развитию личностных креативных качеств; знания формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни (ЗОЖ); владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.
Что педагог должен уметь:
1) анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
2) владеть основами здорового образа жизни;
3) устанавливать контакт с коллективом учащихся;
4) наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
5) прогнозировать развитие своих учащихся;
6) моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
7) личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе при работе с младшими школьниками, вовлекая учащихся в систему работы в условиях педагогики получить в начале оздоровления.
Педагогу недостаточно получить в начале года листок здоровья класса от медицинских работников и использовать характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках, побуждать совместно с родителями детей к выполнению назначений врача, внедрять в учебный процесс гигиенические рекомендации.
Прежде всего, педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Только тогда, когда здоровый образ жизни - это норма жизни педагога, только тогда ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.
Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трех проблем:
1. Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону, осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения.
2. Изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться его понять
3. Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в школе
Практические выкладки о видах и результатах использования здоровьесберегающих технологий в школе....
Здоровьесберегающие технологии в школе
Презентация по теме "Здоровьесберегающие технологии в школе" обеспечит формирование здорового и безопасного образа жизни. В презентации показаны особенности здоровьесберегающих технологий разных автор...
Здоровьесберегающие технологии в школе
Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление физического здоровья детей, применяются на протяжении всего пребывания ребенка в школе. А вот технологиям, направленным на сохра...
здоровьесберегающие технологии в школе.
цель применения здоровьесбрегающих технологий в школе, их классификация и краткая характеристика....
Здоровьесберегающие технологии в школе презентация
В презентации по здоровьесберегающим технологиям отражены основные аспекты программы по здоровьесбережению Шкель В.Ф. Школа взяла на вооружение эту программу и успешно претворяет ее в жизнь....
Здоровьесберегающие технологии в школе
Данная презентация ознакомит учителей с методами и приемами здоровьесберегающих технологий....
Здоровьесберегающие технологии в школе
Использование здоровьесберегающих технологий в школе, пути использования их....