Использование здоровьесберегающих технологий в школе
статья на тему
Практические выкладки о видах и результатах использования здоровьесберегающих технологий в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование в МОУ «СОШ п. Целинный» здоровьесберегающих технологий
Особое внимание в школе уделяется проблеме здоровья учащихся. Здоровье школьников рассматривается педагогическим коллективом как ведущая цель, содержание и результат педагогической деятельности.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в школе выделяет следующие(классификация по Н.К.Смирнову):
1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.
2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Направленность этих технологий насоздание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей. В нашей школе это - обустройство пришкольной территории, зеленые растения в классах, рекреациях, участие в природоохранных мероприятиях.
4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, занятия с классными руководителями, соцпедагогом и медиками.
5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса; - учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:
- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекаются не только школьников, но и их родители, а также педагоги;
- лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.
В плане работы школы по здоровьюсбережению отражены следующие направления деятельности коллектива:
- Качественное горячее питание;
- Медицинское обслуживание;
- Спортивные занятия школьников (зарядка на каждом 1-ом уроке в 1-8 классах);
- Своевременная диспансеризация учащихся, реализация профилактических программ;
- Организация внеурочных спортивных мероприятий;
- Обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни;
- Индивидуальный мониторинг здоровья;
- Индивидуальный мониторинг физического развития;
- Программы развития школьников:
1)индивидуальное обучение, изучение предметов по выбору;
2) снятие аудиторской нагрузки в форме классных учебных занятий
через использование нетрадиционных форм обучения;
3) отсутствие проблемы перегрузки домашними занятиями.
10. Воспитание потребности желания заботиться о своем здоровье.
11. Применение в УВП новых технологий и здоровьесберегающего обучения
12. Психолого-педагогическая поддержка учащихся и их родителей.
В школе эффективно реализуется:
- Комплексная программа сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся «ЗДОРОВЬЕ» (2008-2013 годы).
- Здоровьесберегающие технологии являются составной частью всей образовательной системы школы. При составлении расписания учебных занятий учитываются гигиенические требования и санитарно-эпидемиологические правила СанПиН; выдержано равномерное распределение учебной нагрузки по дням недели в расписании уроков. Обеспечивается смена характера деятельности учащихся, предусмотрена взаимосвязь между занятиями первой и второй половины дня. Учебное расписание школы отражает режим работы всех классов в соответствии с максимально допустимой учебной нагрузкой.
- В начальной школе ежедневно проводится прогулки на свежем воздухе, динамическая пауза и занятия активно-двигательного характера во второй половине дня.
- Проводится профилактика заболеваний опорно-двигательной системы на занятиях физической культуры и спортивные игры на базе школы
- В школе действyют совместные планы работы с ФАП п. Целинный, в которых отражены графики профилактических осмотров учащихся, прививок и диспансеризации учащихся.
- Вакцинация 2011/2012 учебный год:
Количество вакцинированных сотрудников | Количество вакцинированных учащихся |
31 ч. | 112 |
- Большое внимание в школе уделяется формированию у учащихся понятий о здоровом образе жизни, регулярно проводятся беседы врача, лекции, классные часы по профилактике табакокурения и наркомании, занятия по обучению оказанию первой медицинской помощи.
- Контроль за соблюдением норм дозировки домашних заданий.
- В школе организованы и функционируют кружки и спортивные секции на развитие мелкой моторики и двигательной активности детей ( баскетбол, футбол, теннис, хоккей и др.).
- Традиционными (ежемесячными) стали в школе дни здоровья.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ПО ГРУППАМ ЗДОРОВЬЯ И
ФИЗКУЛЬТУРНЫМ ГРУППАМ (чел.)
Группа здоровья | 2010-2011 | 2011-2012 |
I | 11 | 15 |
II | 127 | 115 |
III | 0 | 0 |
IV | 0 | 0 |
физкультурная группа | 2008-2009 | 2009-2010 |
основная | 115 | 109 |
подготовительная | 23 | 21 |
специальная | - | - |
Необходимо заметить, что в школе отсутствуют учащихся с III и IV группами здоровья (с врожденными или приобретенными патологиями и хроническими заболеваниями).
- Важным фактором, влияющим на успешность учащихся, является здоровье. Результаты изучения внутришкольной медицинской документации представлены в следующих таблицах:
- Индивидуальный мониторинг здоровья.
СТРУКТУРА ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К ХРОНИЧЕСКИМ ПАТОЛОГЯМ УЧАЩИХСЯ
ЗАБОЛЕВАНИЕ | 2010 - 2011 | 2011 - 2012 |
Сердечно-сосудистая система | 5% | 6% |
Бронхо-легочные | 20% | 25% |
Нервная патология | 6% | 5% |
Вегето-сосудистая дистания | 8% | 7% |
Сколиоз | 9% | 9% |
Лор-патология | 6% | 5% |
Заболевания желудочно-кишечного тракта | 13% | 11% |
Плоскостопие | 12% | 10% |
Мочевыделительная система | 5% | 3% |
Другие | 17% | 19% |
Анализ данных показывает, что в школе:
Большинство учащихся страдают хроническими заболеваниями; по сравнению с 2010/2011 учебным годом увеличился на 5% показатель бронхолегочной патологии, на 1% сердечно-сосудистой системы; уменьшился на 1 % показатель по нервной патологии, на 2% - заболеваниям мочевыделительной системы, плоскостопие - 2%.
Изучение определяющих факторов, влияющих на здоровье школьников, позволяет сделать следующий вывод: наличие учащихся, имеющих различные отклонения в физическом здоровье, связано, прежде всего, с объективными причинами: нездоровая наследственность, воздействие неблагоприятной окружающей среды и социальные факторы.
- В школе регулярно проводится мониторинг физического подготовленности обучающихся, который помогает учителю, родителю правильно подобрать программу физического развития.Ежегодно проводится мониторинг по физической культуре в рамках
общероссийского мониторинга физической подготовленности.
- В школе ежедневно во время уроков учителя проводят физкультминутки и зарядку для глаз. Во всех кабинетах школы установлены разноуровневые парты и стулья. Соблюдается режим проветривания.
- В каждом учебном кабинете у учителей имеются рекомендации-памятки использования здоровьесберегающих технологий на уроках. В целях сохранения физического и психического здоровья учащихся учителя школы используют на уроках разнообразные, постоянно сменяющиеся друг друга виды деятельности; используют методики, способствующие созданию на уроках проблемных ситуаций и предотвращению психологического, эмоционального и умственного переутомления учащихся.
- В целях повышения культуры родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся на родительских собраниях проводятся беседы по гигиене, режиме дня школьников, правильном и здоровом питании, о вреде употребления алкогольных напитков, наркотиков, табакокурения. Проведённые беседы дают положительные результаты.
- 100 % учащихся начальной школы, детей из социально незащищенных семей получают горячее питание за счет бюджетных средств.
- Реализуются планы по профилактике наркомании, токсикомании и употреблению ПАВ; по профилактике вредных привычек среди детей и подростков (курирует соц.педагог Н.В.Майорова).
- В целях повышения культуры учащихся в школе проводится цикл лекций о гигиене и правильном питании, здоровьеформировании, проходят классные часы, ежемесячно проводятся Дни здоровья.
- Для защиты обучающихся от перегрузок, сохранения их физического и психического здоровья в течение учебного года проводится психолого-педагогический мониторинг, который рассматривается как форма организации сбора, хранения, обработки и распространения полученной информации о деятельности образовательной системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием дальнейшего развития.
- Разработаны памятки для учителей и родителей по здоровьесбережению.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ РЕЖИМА ДНЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА.
(памятка для родителей)
Нормирование нагрузок в течение дня является обязательным условием для формирования полноценной здоровой личности. Кроме того, необходимо учитывать возраст и общее физическое состояние ребенка. В связи с этим предлагаются следующие варианты режима дня:
Таблица 1 – Режим дня школьника.
Основные элементы режима | Классы обучения | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||||||||
Сон (продолжительность в часах) | 11-12 | 11 | 10 | 10 | 9,5-9,0 | 9,0-8,0 | |||||||||||||
Учебные занятия в школе: При пятидневной неделе При шестидневной неделе | 20 22 | 22 25 | 28 31 | 29 32 | 31 34 | 32 35 | 33 36 | ||||||||||||
Приготовление домашних заданий (продолжительность в час.) | До 1.0 | До 1,5 | До 2,0 | До 2,0 | До 2,5 | До 3,0 | До 3,0 | До 4,0 | |||||||||||
Прогулка (продолжительность в часах) | 3,5-3,0 | 3,0 | 2,5-2,0 |
Таблица 2 – Примерный объем двигательной активности обучающихся
Класс | Ежедневный объем времени | Культурно-оздоровительные мероприятия | Уроки физкультуры в неделю | Внеклассные формы занятий в неделю | Общие мероприятия | Самостоятельные занятия физкультурой не менее | ||||
1 | 2 | 5-6 | 5 | 15- 20 | 1 | 3 | 1,1 | 6-8 | Е | 10-15 |
2 | 2 | 5-6 | 5 | 15- 20 | 1 | 3 | 1,3 | 6-8 | Ж | 15-20 |
3 | 2 | 5-6 | 5 | 15- 20 | 1 | 3 | 1,3 | 6-8 | Е | 15-20 |
4 | 2 | 5-6 | 5 | 15- 20 | 1 | 3 | 1,3 | 6-8 | М | 15-20 |
5 | 2 | 5-7 | 5 | 35- 40 | 1 | 3 | 1,3 | 8-9 | Е | 20-25 |
6 | 2 | 5-7 | 5 | 35- 40 | 1 | 3 | 1,3 | 8-9 | С | 20-25 |
7 | 2 | 6-8 | 5 | 34- 45 | 1 | 3 | 2 | 8-9 | Я | 20-25 |
8 | 2 | 6-8 | 5 | 34- 45 | 1 | 3 | 2 | 8-9 | Ч | 20-25 |
9 | 2 | 6-8 | - | 34- 45 | 1 | 3 | 2 | 8-9 | Н | 25-30 |
10 | 2 | 6-8 | - | 15- 20 | - | 3 | 2 | 10 | О | 25-30 |
11 | 2 | 6-8 | - | 15- 20 | - | 3 | 2 | 10 | 25-30 |
РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА
(ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ)
РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА – важная составляющая здоровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Таблица 3 – Критерии рациональной организации урока.
Факторы урока | Уровни гигиенической рациональности урока | |||
рациональный | Недостаточно рациональный | нерациональный | ||
1 | Плотность урока | Не менее 60% и не более 75-80% | 85-90% | Более 90% |
2 | Число видов учебной деятельности | 4-7 | 2-3 | 1-2 |
3 | Средняя продолжительность различных видов деятельности | Не более 10 мин. | 11-15 мин. | Более 15 мин. |
4 | Частота чередования различных видов учебной деятельности | Смена не позже чем через 7-10 мин. | Смена через 11-15 мин. | Смена через 15-20 мин. |
5 | Число видов преподавания | Не менее 3 | 2 | 1 |
6 | Чередование видов преподавания | Не позже чем через 10-15 мин. | Через 15-20 мин. | Не чередуются |
7 | Наличие эмоциональных разрядок | 2-3 | 1 | нет |
8 | Место и длительность применения ТСО | В соответствии с гигиеническими нормами | С частичным соблюдением гигиенических норм | В произвольной форме |
9 | Чередование позы | Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся. | Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся. | Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем. |
Для предотвращения наступления у школьников утомления рекомендуется планировать урок с учетом того, что
- первые 3-5 минут происходит «врабатывание;
- оптимально устойчивая работоспособность длится около 10-15 минут для младших школьников, 20-25 – для среднего звена. 25- 30 – для старшеклассников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка в начальной школе
в данной работе используется теоретический материал и даётся практическая направленность...
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения биологии в условиях школы-интерната.
Традиционная организация образовательного процесса (в том числе урок...
Использование здоровьесберегающих технологий при изучении английского языка в начальной школе
Нет ничего более важного для человека, чем здоровье. Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение. Внедрение здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоя...
Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе школы
Данное практическое пособие поможет учителю проанализировать урок с точки зрения создания здоровьесберегающих условий. Указана продолжительность домашних занятий для каждого класса. Даны практические ...
Статья "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках по физической культуре в школе".
Статья содержит рекомендации для учителей , по использованию современных образовательных и здоровьесберегающих технологий на уроках по физической культуре в школе....
Доклад и презентация ( выступление на ШМО) на тему" Использование здоровьесберегающих технологий в школе".
выступление на ШМО.Презентация взята из интернетисточников....
Использование здоровьесберегающих технологий в школе
Основой здоровьесберегающих технологий в художественной школе являетсяорганизация учебного процесса:правильная организация урока, уровень его рациональности, от которого зависит функцион...