Здоровьесберегающие технологии в школе
статья по теме

Фролова Елена Владимировна

Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление физического здоровья детей, применяются на протяжении всего пребывания ребенка в школе. А вот технологиям, направленным на сохранение психического здоровья детей, особое внимание нужно уделять после окончания начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie.doc173 КБ

Предварительный просмотр:





ПРОЕКТ


«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»













Работу выполнила:

Фролова Е.В.,

учитель МБОУ СОШ № 123 г.о. Самара








Самара 2011

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Интенсификация обучения – один из главных факторов неблагополучия здоровья учащихся – проявляется в разных формах. Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников – общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков многими учителями. До 80% учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели нервно-психического и психологического здоровья.
Обязательными компонентами государственной политики в области охраны и укрепления здоровья  детей и подростков являются:

научно-методическое обеспечение;

законодательная база и подзаконные акты, обеспечивающие  сохранение и укрепление здоровья в процессе обучения и воспитания;

создание  условий для благоприятного роста и развития детей в школе;

использование здоровьесберегающих образовательных технологий;

формирование здорового образа жизни подрастающего поколения;

эффективное медицинское обеспечение в школе.

Отличительная особенность здоровьесберегающей педагогики – приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса.
Перечень принципов здоровьесберегающей педагогики:

Принцип ненанесения вреда.

Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.

Принцип триединого представления о здоровье.

Принцип непрерывности и преемственности.

Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися.

Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.

Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий.

Принцип формирования ответственности.

Принцип отсроченного результата.

Принцип контроля результатов.

Данные принципы помогают правильно организовать образовательный процесс и постепенно разрешать следующие проблемы:

проблему учебных перегрузок школьников, приводящих к состоянию переутомления;

проблему организации физической активности учащихся, профилактики гиподинамии;

проблему питания школьников;

проблему охраны и укрепления психологического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т.д.);

проблему формирования культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.

проблему организации сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.

Наиболее перспективны в разрешении данных проблем следующие здоровьесберегающие технологии:

медико-гигиенические;

физкультурно-оздоровительные;

экологические здоровьесберегающие;

обеспечения безопасности жизнедеятельности;

здоровьесберегающие образовательные.

Современная школа работает над внедрением здоровьесберегаюшей программы «Здоровье начинается с детства».

Цель программы: объединение усилий педагогов, родителей, самих учащихся по улучшению здоровья; формирования здорового образа жизни школьников.
Задачи программы: 
- формировать основы здорового образа жизни у школьников;
- прививать ребенку навыки заботы о своём здоровье;
- приучать детей адекватно реагировать на опасные ситуации окружающей среды;
- усиливать работу с родителями по формированию здорового образа жизни ребёнка;
- активизировать психолого-социальную помощь детям;
- развивать физическую культуру, спорт, туризм.


Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление физического здоровья детей, применяются на протяжении всего пребывания ребенка в школе. А вот технологиям, направленным на сохранение психического здоровья детей, особое внимание нужно уделять после окончания начальной школы. Ни для кого не секрет, что у детей, обучающихся в общеобразовательных школах, при переходе из начальной школы в среднее звено резко падает успеваемость.
К причинам, приводящим к резкому падению уровня учебной мотивации, и соответственно к снижению уровня успеваемости, выделяются следующие:

самая главная – эмоциональный дискомфорт, который связан с повышенными требованиями, рвется тесная связь учеников с учителями, у детей пятых классов проявляется острая потребность в покровительстве, сочетается со стремлением демонстрировать независимое демонстративное поведение;

вступление ребенка в подростковый возраст, в котором отмечается беспокойство, связанное с половым созреванием, компенсировать его подростки пытаются через желание и стремление к доминированию. Это беспокойство связано с осознанием проблем в физическом здоровье, что влияет на снижение самооценки;

усложнение речевого материала и низкий уровень развития коммуникативных навыков.

Поэтому, когда говорят о здоровьесберегающих технологиях, применяемых при обучении детей при переходе из младшей школы в среднее звено, нужно говорить, прежде всего, о технологиях, направленных на создание эмоционального благополучия.

Отсюда вытекает основная цель деятельности педагога, который в процессе реализации здоровьесберегающих технологий должен обеспечить эмоциональное благополучие подростка. Основными задачами здоровьесберегающих технологий является:

обеспечение благоприятной психологической атмосферы в классе, создание условий для удовлетворения потребностей ребенка в безопасности;

развитие у школьников способности к самопониманию, формированию положительного образа "Я" и навыков конструктивного выражения эмоций, снятия состояния эмоционального дискомфорта, т.е. обучение подростка приемам и методам овладения своим волнением;

расширение функциональных и операционных возможностей подростка, формирование у него необходимых знаний и навыков, ведущих к повышению результативности деятельности чувству уверенности в своих силах;

совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром и людьми, в преодолении барьеров в общении, достижении взаимопонимания.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

               Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

использование проблемных творческих заданий;

стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, личный выбор учащимися блочно-модульных систем образовательного процесса, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность, профилизацию образования, медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Список литературы

1. .    Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений / под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. – М., 2005

2. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ Авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009

3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М., 2002

4. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. – Ростов на Дону: Феникс, 2007

5. Цабыбин, С. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. – Волгоград, 2009

6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., Просвещение, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в школе

Практические выкладки о видах и результатах использования здоровьесберегающих технологий в школе....

Здоровьесберегающие технологии в школе

Презентация по теме "Здоровьесберегающие технологии в школе" обеспечит формирование здорового и безопасного образа жизни. В презентации показаны особенности здоровьесберегающих технологий разных автор...

здоровьесберегающие технологии в школе.

цель применения здоровьесбрегающих технологий в школе, их классификация и краткая характеристика....

Здоровьесберегающие технологии в школе презентация

В презентации по здоровьесберегающим технологиям отражены основные аспекты программы по здоровьесбережению Шкель В.Ф. Школа взяла на вооружение эту программу и успешно претворяет ее в жизнь....

Здоровьесберегающие технологии в школе

Данная презентация ознакомит учителей с методами и приемами здоровьесберегающих технологий....

Здоровьесберегающие технологии в школе

Использование здоровьесберегающих технологий в школе, пути использования их....

Здоровьесберегающие технологии в школе

Статья о применении здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении...