Здоровьесберегающие технологии в школе
статья по теме
Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление физического здоровья детей, применяются на протяжении всего пребывания ребенка в школе. А вот технологиям, направленным на сохранение психического здоровья детей, особое внимание нужно уделять после окончания начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie.doc | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление физического здоровья детей, применяются на протяжении всего пребывания ребенка в школе. А вот технологиям, направленным на сохранение психического здоровья детей, особое внимание нужно уделять после окончания начальной школы. Ни для кого не секрет, что у детей, обучающихся в общеобразовательных школах, при переходе из начальной школы в среднее звено резко падает успеваемость.
К причинам, приводящим к резкому падению уровня учебной мотивации, и соответственно к снижению уровня успеваемости, выделяются следующие:
самая главная – эмоциональный дискомфорт, который связан с повышенными требованиями, рвется тесная связь учеников с учителями, у детей пятых классов проявляется острая потребность в покровительстве, сочетается со стремлением демонстрировать независимое демонстративное поведение;
вступление ребенка в подростковый возраст, в котором отмечается беспокойство, связанное с половым созреванием, компенсировать его подростки пытаются через желание и стремление к доминированию. Это беспокойство связано с осознанием проблем в физическом здоровье, что влияет на снижение самооценки;
усложнение речевого материала и низкий уровень развития коммуникативных навыков.
Поэтому, когда говорят о здоровьесберегающих технологиях, применяемых при обучении детей при переходе из младшей школы в среднее звено, нужно говорить, прежде всего, о технологиях, направленных на создание эмоционального благополучия.
Отсюда вытекает основная цель деятельности педагога, который в процессе реализации здоровьесберегающих технологий должен обеспечить эмоциональное благополучие подростка. Основными задачами здоровьесберегающих технологий является:
обеспечение благоприятной психологической атмосферы в классе, создание условий для удовлетворения потребностей ребенка в безопасности;
развитие у школьников способности к самопониманию, формированию положительного образа "Я" и навыков конструктивного выражения эмоций, снятия состояния эмоционального дискомфорта, т.е. обучение подростка приемам и методам овладения своим волнением;
расширение функциональных и операционных возможностей подростка, формирование у него необходимых знаний и навыков, ведущих к повышению результативности деятельности чувству уверенности в своих силах;
совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром и людьми, в преодолении барьеров в общении, достижении взаимопонимания.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
использование проблемных творческих заданий;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, личный выбор учащимися блочно-модульных систем образовательного процесса, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность, профилизацию образования, медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Список литературы
1. . Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений / под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. – М., 2005
2. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ Авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009
3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М., 2002
4. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. – Ростов на Дону: Феникс, 2007
5. Цабыбин, С. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. – Волгоград, 2009
6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., Просвещение, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в школе
Практические выкладки о видах и результатах использования здоровьесберегающих технологий в школе....
Здоровьесберегающие технологии в школе
Презентация по теме "Здоровьесберегающие технологии в школе" обеспечит формирование здорового и безопасного образа жизни. В презентации показаны особенности здоровьесберегающих технологий разных автор...
здоровьесберегающие технологии в школе.
цель применения здоровьесбрегающих технологий в школе, их классификация и краткая характеристика....
Здоровьесберегающие технологии в школе презентация
В презентации по здоровьесберегающим технологиям отражены основные аспекты программы по здоровьесбережению Шкель В.Ф. Школа взяла на вооружение эту программу и успешно претворяет ее в жизнь....
Здоровьесберегающие технологии в школе
Данная презентация ознакомит учителей с методами и приемами здоровьесберегающих технологий....
Здоровьесберегающие технологии в школе
Использование здоровьесберегающих технологий в школе, пути использования их....
Здоровьесберегающие технологии в школе
Статья о применении здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении...