Урок в соответствии с ФГОС ООО
методическая разработка по теме
Методическое совещание с педагогами школы по теме " Урок в соответствии с ФГОС ООО" проведено согласно плана работы школы по внедрению ФГОС ООО в образовательную деятельность.
Предварительно весь коллектив школы побывал на открытом уроке немецкого языка в 11 классе, который и был разобран в ходе совещания. На совещании педагоги познакомились с общедидактическими принципами конструирования урока, рассмотрели подходы к управлению образовательной деятельностью и дали анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_fgos_k_upravleniyu_urokom.ppt | 950.5 КБ |
razdatochnyy_k_ms_fgos.doc | 60 КБ |
dopolnitelnaya_inf._k_ms_fgos.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Основным элементом системы профессиональной деятельности учителя является образовательная деятельность, а её ведущей организационной формой – урок.
Урок - управляемый (целенаправленный, мотивированный, планируемый, организационно обеспеченный, корректируемый), ресурснообеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного диагностируемого образовательного результата, определенного образовательной программой.
Общедидактические принципы конструирования урока
Принцип антропогенности (принцип природосообразности Я.А. Коменского)
Развитие индивида на основе изначального удовлетво-рения его биологических потребностей(теория мотивации А. Маслоу) и учета личностных особенностей , как биологической основы сущности человека, что обеспечивает здоровьесбережение.
Принцип социогенности
Необходимость учета в образовательной деятельности социальной направленности(адаптация и социализация)
Необходимость реализации регионального компонента образования (краеведение)
Целенаправленное освоение норм социального взаимодействия осуществляется в процессе коллективной (групповой) деятельности.
Принцип культурогенности
Формирование культуры общения, культуры понимания и культуры предметной деятельности.
Определение форм взаимодействия субъектов в процессе образовательной деятельности для достижения личностных результатов реализации образовательной программы.
Принцип идеалогенности Это целеполагание и мотивация участников
образовательного процесса к достижению идеала личностного развития определяющего цели деятельности, направленность, этапированность (задачи деятельности), средства и условия их достижения.
Принцип диалогогенности (В.Б.Новичков)
Диалог как взаимодействие свободных субъектов.
Ведущий тип психической деятельности, обеспечивающий нормальное психическое развитие на конкретном возрастном этапе.
Ведущими типами психической деятельности подростков являются общение и социально одобряемая и социально признаваемая (общественно полезная) деятельность.
Сочетание принципов диалогогенности, социогенности и культурогенности порождает необходимость использования парных, групповых и коллективных диалоговых форм образовательной деятельности
Принцип преемственности (В.Н.Просвиркин)
Универсальность общедидактических принципов позволяет обосновать систему общих требований к эффективному уроку.
Подходы к управлению образовательной деятель-ностью (системно-деятельностный подход).
Целенаправленность, определяющая образ «идеального выпускника», обладающего сформированными компетентностями, что создает необходимость постановки конкретных диагностируемых задач деятельности педагогов, направленной на поэтапное достижение указанной цели.
Индивидуализация
Определяет необходимость формирования индивидуальных траекторий развития целевых компетентностей.
Индивидуальные траектории развития различаются по направленности, содержанию, режиму, способам и условиям освоения в зависимости от познавательных, личностных, психофизиологических особеностей конкретного ученика, выявляемых в ходе ежеурочного анализа процесса и результатов образовательной деятельности.
Актуализация
Определяет направленность формирования личности каждого обучающегося, адекватной потребностям общества, социума в процессе организованного педагогами взаимодействия субъектов образовательной деятельности
Социальное взаимодействие
Использование в образовательной деятельности коллективных форм развития личности обучающихся
Диалогичность
Организация образовательной деятельности как диалогового взаимодействия субъектов.
Преемственность
Объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, обеспечивающая механизм непрерывного образования и выступающая условием реализации других принципов.
Требования ФГОС ООО к современному уроку
Целеполагание (технология SMART) | Учащиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке(левополушарные); Они должны знать и план (способы) достижения поставленных задач (правополушарные) |
Мотивация | Учитель формирует интерес как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективные мотивы – решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания. |
Практическая значимость знаний и способов деятельности | Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности. |
Отбор содержания. | Качественно отработаны планируемые результаты урока, определенные программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю |
Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности. |
|
Построение каждого этапа урока по схеме | Постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения - рефлексия |
Использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. | Основная задача учителя – создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий: -характеристика задания; -мотивационная часть -содержание (условия, вопрос) -инструкция по выполнению -время выполнения -образец или описание ответа -критерии оценки -методический комментарий |
Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока | Выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя в целях обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого ученика |
Наличие блоков самостоятельного получения знаний | Работа с различными источниками информации |
Организация парной или групповой работы | Развитие коммуникативной компетенции и освоение нормы работы в коллективе |
Использование системы контроля и взаимоконтроля | Средство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности |
рефлексия | Осознание себя в процессе деятельности |
Качественная положительная оценка Деятельности обучающихся | Формирование положительной учебной мотивации |
Психологический комфорт и условия здоровьесбережения |
|
Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся – как активных субъектов деятельности, что становится решающими предпосылками реализации целевых установок Стандарта
Предварительный просмотр:
Школа, воспитатели, проповедники могут лишь развить
и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло.
Основное умонастроение личности рождается в семье.
Ян Амос Коменский
Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 года в городке Нивница в Чехии. Ян Амос Коменский начинает свой знаменитый труд "Великая дидактика". Он пишет, что одной из самых главных наук является педагогика. Когда каждый ребёнок будет получать правильное воспитание и образование, тогда мы сможем построить благоустроенные государства и процветающее хозяйство.
Вскоре издаётся его труд "Великая дидактика" в четырех томах. Книгу ожидал огромный успех.
Яна Амоса Коменского называют отцом педагогики, учителем народов. Коменский выступал за ликвидацию сословных привилегий, он был против угнетения человека человеком.
Его педагогические труды для того времени были революционными. Многие его педагогические положения вошли в современную теорию обучения, и до сих пор преобладают в системе преподавания во многих школах мира.
В книге «Всеобщее исправление» Коменский описывает устройство мира, которое нам знакомо – это то, что мы видели во второй половине XX века.
Дистервег стремился к объединению немецкого учительства: в 1831—41 годах он создал в Берлине четыре учительских общества, а в 1848 году был избран председателем «Всеобщего немецкого учительского союза». Дистервег издавал педагогический журнал «Rheinische Blätter für Erziehung und Unterricht» (1827—1866) и ежегодник «Pädagogisches Jahrbuch» (1851—1866).
Педагогические идеи
Воспитание
Дистервег выступал против сословных и национальных ограничений в области образования, против конфессионального обучения и опеки церкви над школой, против воспитания юношества в духе религиозной нетерпимости. Высшая цель воспитания — самостоятельность в служении истине, красоте и добру. Задачи школы: воспитывать гуманных людей; воспитывать сознательных граждан; воспитывать любовь к человечеству и своему народу одновременно.
Цели и принципы воспитания. «Воспитывать — значит побуждать». Важнейший принцип воспитания — природосообразность: следование за процессом естественного развития человека; учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьника; установление тесной связи между воспитанием и жизнью общества.[2]
Теория воспитания. Теория воспитания определялась Ф. А. В. Дистервегом как «теория возбуждения». Свободное развитие внутреннего потенциала личности и последовательное воздействие организованного воспитания — взаимосвязанные звенья единого процесса: без строгого воспитания, подчеркивал он, никто не сделается таким, каким ему следует быть.[3] Основные требования к воспитанию. Развитие в детях самодеятельности приобретает положительное значение лишь тогда, когда направляется на достижение определённой цели, которая составляет объективную сторону воспитания.
Принцип культуросообразности. Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса с учетом определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура, по Дистервегу, — это нормы морали, быта, потребления. Внутренняя культура — духовная жизнь человека. Общественная культура — социальные отношения и национальная культура.[4] Воспитание должно носить характер культуросообразности и общечеловеческого воспитания, не будучи сословным и шовинистическим. «Человек — моё имя, немец — прозвище».[3] Ребенок не просто «натура» —— часть природы, которую воспитатель призван развивать («естественное воспитание»), но и выражение определенных социально-исторических условий жизни и соответствующей человеческой культуры. Рассматривая воспитание как историческое явление состояние культуры каждого народа, то есть среды, в которой формируется каждый человек, следует также рассматривать в ее естественно-историческом движении. Принцип культуросообразности, таким образом, исходит из того, что в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или в которых ему предстоит жить, одним словом, всю современную культуру в широком смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика.
доцент Просвиркин Владимир Николаевич – доктор педагогических наук
Владимир Николаевич родился 18 июля 1954 года.
Образование
1976-1981 Московский областной педагогический институт им.Н.К. Крупской
- Физическое воспитание
1983-1988 Московский областной педагогический институт им.Н.К. Крупской
- История и обществоведение
1996-1997 Российская академия государственной службы при Президенте РФ
- Психология
Заслуженный учитель РФ
Лауреат премии президента РФ в области «Образование»
Лауреат премии г. Москвы в области « Образование»
В.Б. Новичков
проректор
Московского гуманитарного педагогического института, руководитель эксперимента.
Каптерев Пётр Фёдорович (7 июля 1849 - 7 сентября 1922) – российский педагог и психолог.
Родился 7 июля 1849 г. в селе Клёнов ныне Подольское. Учился в Вифанской духовной семинарии, а после шести лет обучения принят на историческое отделение Московской духовной академии которую закончил в 1872 году. Сразу после окончания академии молодой преподаватель был принят в число профессорско-преподавательской корпорации и назначен преподавателем психологии, дидактике, педагогики и логики в Петербургской духовной семинарии и академии. Благодаря уважению студентов и корпорации ему доверили заведование воскресной школой и избрали членом распорядительного совета правления семинарии[1]. Читал лекции на Фрёбелевских курсах, служил в Мариинском ведомстве, занимавшемся женским образованием. Преподавал в частных женских гимназиях. Принимал активное участие в деятельности Родительского кружка – просветительского учреждения в области воспитания и обучения и в деятельности педагогического музея военно-учебных заведений. Один из организаторов в начале ХХ века Всероссийских съездов по педагогической психологии, экспериментальной педагогике и семейному воспитанию. В советское время вёл преподавательскую деятельность в школах и педагогических институтах. С 1921 г. профессор Воронежского университета и первый декан его педагогического факультета.[2] Организовал педтехникум в Воронеже. Умер 7 сентября 1922 в г. Воронеж.
Дошкольное и семейное воспитание
Придавал большое значение семейному воспитанию, издавал "Энциклопедию семейного воспитания". Каптерев считал, что воспитание ребёнка должно начинаться с момента его рождения. Систематическое упражнение и развитие органов внешних чувств ребёнка - важнейшая задача первоначального воспитания. Рекомендовал использовать «дары Фрёбеля»: цветные мячики, шар, цилиндр, различные треугольники и палочки. Говорил о педагогическом и общественном значении детских садов и ратовал за их распространение. В развитии ребёнка большое значение отводил играм, особенно совместным. Товарищество – важнейшее условие детских игр. Считал, что детский сад не снимает с родителей ответственности за воспитание детей. Необходима живая связь семьи с общественными организациями. Родителей и воспитателей следует просвещать в вопросах психологии, педагогики и гигиены.
Проблемы школьного образования
Школа не должна сводить воспитание к поддерживанию внешней дисциплины, её роль – обеспечивать выработку у школьников характера и мировоззрения. Это невозможно сделать без развития умственной самодеятельности, приучения к умственному труду и воспитания к нему интереса. Такая задача может быть достигнута только эвристическими методами. Для правильной постановки воспитания и обучения необходимо знание детской психологии. Воспитание влияет на разные натуры по-разному. Больше всего в нём нуждаются дети со средними способностями. Школа призвана обращать много внимания на учащихся с выдающимися способностями, удовлетворять их потребности, руководить самообразованием. Существенный принцип педагогики: индивидуализация воспитания и обучения. Общее образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами. Разрабатывал проблемы развивающего и воспитывающего обучения. Предлагал заменить классно-урочную систему предметными классами и разделить школы на отделения по возрастам детей и их способностям. Выступал за разнообразие типов школ. Центральной проблемой всей педагогики считал развитие и воспитание характера и воли. У Каптерева идея саморазвития личности с учётом наследственности каждого – ведущая идея. Ввёл в русскую педагогику понятие «педагогический процесс». Педагогический процесс – это целостное явление, в котором биологическое и социальное, индивидуальное и общественное оказываются в сложном взаимодействии. Выступал за автономию школы, чтобы учитель приобрёл независимость в своей деятельности, а учащиеся обрели возможность свободно вырабатывать убеждения и взгляды на религию, государство и общество. Писал, что улучшение материального и правового положения учителя привлечёт к этой деятельности способных людей. Ко всем проблемам дидактики подходил с позиций психологии.[3]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Слово – основная единица языка.
Цели урока: - способствовать освоению понятия слово через филологический анализ стихотворения; способствовать формированию уважительного отношения к родному языку....
Преподавание технологии в условиях модернизации общего образования Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС Использование системно-деятельностного подхода на уроке технологии в 5 класс «Приготовление блюд из овощей»
Сохранение здоровья подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей любого государства. Одним из результатов изучения предмета «Технология» является формирование ответственного отношения к сохра...
Мастер-класс : «Технологическая карта как средство организации и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Интегрированных уроков ИКН, окружающего мира и чтения в начальной школе»
Мастер-класс : «Технологическая карта как средство организации и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Интегрированных уроков ИКН,...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Урок в соответствии с ФГОС по истории России в условиях включения историко-культурного стандарта.
Авторы:Кожевникова Екатерина Евгеньевна учитель истории и обществознания МКОУ Горкинская СОШ Киржачского района Владимирской области; Седова София Зиннатуловна учитель истории МАОУ №37 г. ...
Классификация методов и форм обучения, типы и структура уроков (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС)
Учитель химии Якимчик Е.Е. ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Материалом для данной статьи послужила работа автора при подготовке к выступлению с докладом на заседании М...
Особенности конструирования современного урока (продукт-типология уроков; типы и виды уроков в соответствии со структурой УУД)
Особенности конструирования современного урока (продукт-типология уроков; типы и виды уроков в соответствии со структурой УУД)...
Развернутый план урока в соответствии с ФГОС Урок для 1 класса по теме «Школьные предметы» по программе Spotlight.
Представленный материал может использоваться для проведения урока английского языка в 1 классе при изучении темы "Школа"....