Типологический словарь уроков. Практикум для учителя
методическая разработка по теме

Иванова Людмила Аркадьевна

 

Раскрываемая тема актуальна и представляет практический интерес для всех учителей, преподающих в школе, т.к. ориентирует  на выбор такого типа урока и формы его проведения, которые способствуют повышению уровня учебной мотивации школьников, достижению целей их познавательной деятельности, а также оптимизации процесса обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tipologicheskiy_slovar_urokov_posobie.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

Методическое пособие

«Типологический словарь уроков»

(Практикум для учителя)

(Пособие составлено заместителем директора по УВР Ивановой Л.А.)

Кант– 2012 г.


Содержание

  1. Введение
  2. Типологический словарь уроков
  3. Заключение
  4. Список использованной  литературы


Типологии уроков посвящено много научных работ. На сегодняшний день эта проблема остается спорной в современной дидактике. Имеются несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющим признаком. Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся. Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. Поддержанию и развитию интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах. Дети XXI века не могут просто получать знания. Им нужно научиться добывать информацию и применять ее в повседневной жизни; они хотят легко ориентироваться в постоянно меняющихся условиях. Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление ученик к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности учителя и других учащихся.

Урок является сложным педагогическим объектом. Как и все сложные объекты, уроки делятся на типы по различным признакам. В дидактике их классифицируют по разным признакам: исходя из целей, методов обучения, форм организации учебной деятельности.

Типологию уроков по основным дидактическим целям целесообразно представить, опираясь на основные элементы - составные части урока:

  1. проверка опорных знаний и умений;
  2. изучение нового материала;
  3. его закрепление и обобщение;
  4. задание на дом.

По дидактическим целям можно выделить следующие типы уроков:

  1. вводные уроки;
  2. уроки изучения нового материала;
  3. уроки формирования умений;
  4. уроки проверки, контроля и коррекции;
  5. комбинированные уроки;
  6. уроки повторения изученного;
  7. обобщающие уроки.

Типологический словарь уроков

«А»

Аукцион.

 Заключается в публичной «продаже с молотка» «простых» предметов. «Продажу» осуществляют за знания - ответы, а «купившим» считается тот, кто последним даст правильный ответ. Предметы для продажи подбираются так, чтобы предложить «цепочку» ответов, где последний - самый трудный. Урок учит видеть явления, закономерности в окружающей жизни.

«Б» Блицтурнир (см. турнир).

«В»

Вводные уроки.

Проводятся в начале учебного года, когда приступают к изучению нового курса, или в начале большого раздела программы. Цель таких уроков - создать у школьников соответствующие психологические установки на предстоящую учебную работу, вызвать интерес к знаниям, раскрыть практическую роль знаний. Если этот урок - вводная лекция, то объединяется содержание материала в целом. Особое внимание уделяется разъяснению главного материала темы, составлению плана-конспекта.

Викторина

Викторина составляется так, чтобы ученики показали знание и понимание: терминов, событий, процессов, способов решения задач, законов, норм, правил, дат, фамилий, географических сведений. Вопросы могут быть розданы учащимся заранее или содержаться в тайне.

Варианты проведения

Учащиеся не должны отвечать на вопросы викторины, им необходимо лишь проставить на листочках номер вопроса и оценку. Если учащийся знает ответ на «отлично», ставит -5, если знает хуже - 4, ниже этой оценки ученик просто ставит прочерк. В конце урока, ответив на все 40 вопросов, ученик складывает количество отличных оценок, и если их оказывается не менее 90%, то учитель без проверки ставит в журнал оценку - 5. Если количество пятерок составляет 50%, а остальные четверки, то учитель ставит в журнал оценку - 4.

 Учащиеся отвечают на вопросы викторины, затем учитель собирает ответы и отдает их тем из учеников, кто хотел бы дома проверить правильность ответов, выставить оценки и сообщить учителю. (Кстати, оба варианта предполагают высокую степень доверия учителя своим ученикам, и не менее высокую степень познавательной активности учащихся, их интереса к предмету и учителю).

 Проводится как один из этапов урока-викторины. Учащиеся задают вопросы по возможной тематике викторины учителю, и он должен коротко и точно дать ответ, а они выставляют ему оценку.

Взаимоконтроль.

Это уроки опроса ранее пройденного материала. Класс делится на группы по 3-5 человек. Команды комплектуются на принципе добровольности, но в них обязательно и «слабые», и «средние», и «сильные» ученики. Учащиеся проверяют друг у друга выполнение заданий. При этом проявляются чувство ответственности друг перед другом, взаимопомощь, взаимовыручка.

«Д»

Диспут.

 Этот тип уроков означает признание важности и полезности обсуждений. Это спор, полемика. Главная ценность этих уроков состоит в том, что в них формируется диалектическое мышление школьников. Это непринужденный, живой разговор учащихся, высказывание собственного мнения и его обоснование, выработка умения вникать в доводы оппонента, обнаруживая слабые места, умения задавать вопросы по фактическому материалу темы, активное превращение знаний в убеждения.

Документальный практикум

Один из вариантов: каждому ученику или микрогруппе выдаются строго сформулированные задания, необходимые справочные и информационные материалы по теме. Его (их) задача - на основе изучения материалов провести глубокий анализ представленных документов; разработать технологию решения проблемы или проект нового документа; выявить нестыковки, ошибки, неверные подходы в  имеющихся решениях; написать заключение (вывод) о целесообразности и приемлемости данного подхода, затем представитель каждой группы или автор с наработанными материалами, предъявляет и защищает наработки на пленарном заседании (перед всем классом).

«3»

Закрепление изученного материала.

Основной дидактический смысл заключается в закреплении и осмыслении изученного материала в виде соответствующих навыков и умений, как моторных, так и интеллектуальных. Архитектоника таких уроков всегда связана с повторением пройденного материала, выполнением упражнений и может быть успешно воспроизведена исключительно с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их восприимчивости к учению.

Целью уроков закрепления является не изучение нового материала, не разрешение теоретических проблемных вопросов, а тренировка, которая должна обязательно предполагать необходимую вариативность работ, требующую от учащихся переноса знаний и умений и их использования в нестандартных ситуациях.

Зачет

Такие уроки подводят итог работе. Это одна из форм проверки знаний. Суть его в том, что учащиеся отчитываются об усвоении какой-то темы программы или логически связанной группы вопросов. Зачеты бывают разных видов. Иногда они представляют собой комплексную проверку знаний: и по теории, и по решению задач, и по практической или лабораторной работе; иногда на зачет выносят какой-то один вид проверки. Зачет организуют и в строгом академическом стиле, и в форме игры. Он может быть письменным и устным.

«И»

Изобретательство

Уроки этого типа развивают творчество учащихся, их умения нестандартно мыслить, давать нестандартные решения задач. Они пробуждают вкус к усовершенствованию чего-то, рационализаторству. На уроках этого типа в течение всего урока изучается новая тема. Могут проводиться с помощью опорных конспектов (логического плана ответа с помощью символов). На уроках реализуется принцип многократного повторения (от 2 до 5 раз). Разбирается достаточно большой по объему и сложности материал, требующий глубокой серьезной переработки. На уроках применяется комплекс методов обучения, активен не только учитель, но и школьники.

Триединой целью таких уроков является учебно-воспитательная задача этапа усвоения новых знаний. Основное назначение - формирование знаний и умений.

Интегрированный (межпредметный)

 Это урок интегрированных связей нескольких предметов. Дает учащимся достаточно широкое и яркое представление об окружающем мире, о взаимосвязях и явлениях. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образовательного мышления. Структура таких уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативностью, емкостью материала.

Интегрированные уроки предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся, перенапряжение за счет переключения на разнообразные виды деятельности; резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, памяти, речи.

Интегративно- понятийный урок.

 В ходе урока учащиеся делятся на малые группы и выполняют ряд упражнений, за каждое из которых группа в целом получает наградные баллы от учителя или специального жюри, составленного из" учащихся. Урок проводят все учителя, предметы которых включены в тему урока. 

Упражнение 1

Проводится викторина, задания которой составлены из понятий, названий процессов, предметов, явлений, дат, имен, принципов, изучаемых по разным предметам. Отвечают в письменном виде на скорость и качество ответов все команды, ответы зачитываются, оглашается их оценка в баллах.

Упражнение 2

Каждой группе выдаются прямые и перевернутые кроссворды, включающие в себя необходимые понятия.

Прямые кроссворды - клеточки пустые, и их надо заполнить, решив кроссворд, перевернутые кроссворды - кроссворд уже решен, все клеточки заполнены, нужно ко всем словам из клеточек дать определения.

Еще вариант. Ученики получают задание составить кроссворд с помощью учебников по разным предметам.

Упражнение 3

Объяснение смысла слов, взятых наугад из словарей иностранных слов и словаря русского языка. Следует отметить, что эта работа позволяет оценить общеязыковое развитие учащихся.

Упражнение 4

Каждой группе дается задание из пяти понятий, и группа должна, используя эти слова, определив для себя жанр, написать сочинение, трактат, стихотворение, отчет, приказ, докладную или аналитическую записку, проект закона и т.д. Выполненная работа передается в следующую группу по часовой стрелке для анализа и оценки.

«К»

Комбинированный. Такие уроки наиболее распространены. Они имеют несколько дидактических целей и включают все структурные элементы. Каждый из элементов комбинированного урока требует определенных методов и форм организации деятельности учащихся. Закрепление знаний на комбинированном уроке целесообразно проводить по ходу изучения нового материала. Домашнее задание может быть дано на разных этапах урока, важно лишь четко проинструктировать, как правильно его выполнять, какие знания и умения, опыт творческой деятельности необходимо приобрести и хорошо усвоить.

Консультация.

 Цель такого урока - оказание учебной помощи ученикам. Такие уроки обеспечивают удовлетворение интересов всех групп изучающихся, так как категорий учеников несколько:

  одни недостаточно хорошо усвоили теоретический материал;

 другие не научились решать типичные задачи;

  третьи не усвоили приемы работы с приборами, картами, схемами;

 четвертые нуждаются в совете по подготовке к написанию рефератами, доклад и т.д.

Конференция.

Такой урок организуется как совещание специалистов по какой-либо науке, как собрание специалистов-практиков, занимающихся проблемами использования достижений науки, в производстве, как совещание предметников и философов, разрабатывающих мировоззренческие проблемы, как собрание специалистов разных профилей, решающих общую глобальную проблему. Учащиеся, как правило, выступают с докладами и сообщениями. Все сообщения готовятся самостоятельно и дома, а на уроке их только озвучивают. Базой для такой работы служит дополнительная литература: научно-популярные книги, журналы, газеты. Цель уроков-конференций - расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за счет обращения к разным литературным источникам. Происходит обмен мнениями. Формы работы в процессе подготовки - изучение литературных источников, в ходе самого урока – взаимо информация учащихся, ведение тезисных записей, составление плана.

Конкурс знаний, умений и творчества.

Это не просто урок - это школьный итоговый праздник знаний, который проводится в форме игры «Дистанция». Продолжается эта олимпиада два дня (пятница, суббота) и проводится трижды. Сначала при помощи ученического самоуправления средних классов, педагогов и родителей олимпиада проводится в начальной школе, затем учащиеся старшей школы проводят в течение двух дней олимпиаду в средних классах, и затем олимпиада проходит в старших классах. Каждый этап включает показ родителям и социуму всех достижений школы: вернисажи, спортивные соревнования, концерты, спектакли, игры, творческие работы (оргкомитет специально готовит экскурсоводов, которые будут показывать, и рассказывать обо всем сделанном школой в течение года). В школе во всех кабинетам и мастерских организуются «познавательные дистанции», каждый класс создает несколько команд, и с маршрутным листом команды бросаются покорять предметные и творческие «вершины». Конкурсы охватывают все предметы и внеклассную деятельность в форме викторин, кроссвордов, творческих заданий. Классы и ученики индивидуально участвуют в лично-командном первенстве. В конце субботнего дня подводятся итоги, награждаются участники олимпиад и проходит большой концерт для родителей школы.

«Л»

Лабораторная работа.

Это урок формирования экспериментальных умений и навыков, на котором учащиеся пользуются разными приборами, проводят наблюдения, опыты, снимают показания, описывают полученные результаты, составляют отчеты и делают выводы.

Лекция. 

В ходе урока, памятуя о том, что подавляющее большинство учеников в состоянии сосредоточенно слушать не более 5-6 минут, необходимо решить задачу активизации мыслительной, познавательной, практической деятельности на уроке. С этой целью учитель может использовать следующие приемы:

Выдать каждому учащемуся тезисы лекции и попросить, чтобы ученики справа на свободном от тезисов месте на листе написали вопросы, которые возникли у них в ходе лекции. За наиболее интересные вопросы выставляются оценки. Учитель обещает в ходе лекции допустить 10 существенных ошибок, и те из учащихся, кто их обнаружит, будут вознаграждены.

Каждые 3-5 минут в ходе лекции ученикам задаются краткие устные или письменные экспресс - задания.

Ученикам выдаются листы с кратким изложением текста лекции, где, однако, пропущены основные понятия, даты, имена, принципы. По ходу лекции ученик все это должен вставить.

Учитель поручает заранее всем ученикам создать малые группы для совместного поиска интересных материалов к предстоящей лекции.

Учитель просит учащихся выставить ему оценку за прочитанную лекцию и одновременно отметить все наиболее интересные моменты в ней.

Учитель предлагает учащимся составить по ходу лекции тезисы.

Учитель оставляет в конце лекции 2 минуты, объявив об этом заранее, и проводит викторину по основным понятиям, затронутым в ходе лекции.

Учитель в начале урока сообщает вопросы, темы, задания, над которыми предстоит работать ученикам при выполнении домашнего задания после лекции.

«О»

Обобщение и систематизация знаний.

 Главная дидактическая цель: обобщение и систематизация изученного материала, определение в нем основных понятий, закономерностей, областей применения, этапов процесса познания. Урок может состоять из трех частей:

1-я часть. Фронтальное повторение пройденного материала по вопросам.

2-я часть. Выдвижение и решение проблемы.

3-я часть. Экспериментальная работа.

Обобщающие уроки приобретают все большее значение в процессе обучения многим предметам. Их проведение предусмотрено программами почти по всем курсам школьных предметов. Основная черта обобщающих уроков - приобретение школьниками новых знаний на базе систематизации и обобщения, переосмысления имеющихся знаний.

Такой урок может быть построен на самостоятельной работе учащихся с самостоятельными дидактическими карточками и таблицами, учебником или дополнительной литературой. Обобщение и систематизация знаний не только способствуют лучшему запоминанию и применению знаний, но и повышают их уровень, помогают усвоить фундаментальные знания. На таких уроках используется большое количество средств обучения - карты, схемы, таблицы, учебные картины, экранные пособия, плакаты, статистический материал, приборы.

Общественный смотр знаний.

Такие уроки отражают стремление к открытости, гласности, сопереживанию, сотворчеству. Они являются своеобразной проверкой знаний учащихся по пройденной теме или разделу, особенность которой состоит в том, что проверка организуется с целью показать учащимся, учителям, родителям, чего достигли ученики, как они овладели знаниями и умениями, предусмотренными программой, и насколько этот интеллектуальный и практический багаж связан с жизнью.

Отчет(письменный или устный).

Письменный ответ состоит из двух разделов. В  первом разделе ученик объясняет и  описывает,  как он выполнял задание, с какими трудностями  встретился, что помогало в работе, какие эмоции при этом испытывал, что  мешало, насколько интересна была поставленная перед ним задача.

Во  втором  разделе необходимо  в  свободной  форме  описать  характер   процессов  и  результаты   выполненных   исследований. Задания для отчета:

  1.  опишите звуки города;
  2. исследуйте, какие полезные травы, виды деревьев, насекомые встречаются в вашей полосе и какую пользу или вред они приносят;
  3. изучите биографии некоторых государственных деятелей, ученых, представителей шоу-бизнеса и определите, что их роднит, что отталкивает, какие характерные черты свойственны каждой группе.

«П»

Повторение изученного.

Основная дидактическая цель уроков этого типа заключается в предотвращении забывания усвоенного материала, углублении его связей с ранее изученным материалом, уточнении приобретенных представлений. Особенность и сложность проведения таких уроков в том, чтобы точно определить границы учебного материала, умело выделить его основные идеи, понятия, правила, подобрать соответствующие задания. Повторение должно быть организовано в интересной форме и иначе, чем первоначальное усвоение материала.

Уроки, специально посвященные повторению, проводятся редко, так как систематическое текущее повторение материала имеет место на каждом уроке. Однако они важны для закрепления знаний и умений по большим разделам и темам с целью установления логической связи между разделами. Проводятся по усмотрению учителя исходя из конкретных условий.

Практическая работа.

 Цель такого урока - отработка и закрепление теоретических умений и навыков на практике. На этих уроках проводятся большие по объему и сложные по содержанию работы. Уроки практической работы содержат следующие структурные элементы: постановка образовательно-воспитательных задач; ознакомление учащихся с учебными средствами, необходимыми для выполнения практической работы; инструкция по овладению приемами учебной работы и оформлению полученных результатов; подведение итогов и задание на дом. Результат этого типа уроков зависит от степени овладения учениками приемами учебной работы: сравнивать, сопоставлять, делать выводы, расчеты, анализировать, устанавливать зависимость.

Пресс-конференция.

Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции, когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседу с представителями прессы, направленную на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, прививают любознательность, вырабатывают умение работать в коллективе, оказывать взаимопомощь.

Поиск.

Требует серьезной предварительной подготовки, привычки учащихся и быстрой мыслительной и речевой реакции. Лучше проводить спаренный урок.

Этапы урока

1-й этап. Сообщение важных и интересных сведений по теме, с которыми выступают учитель и учащиеся.

2-й этап. Проблематизация. Ученики и учитель ставят все вопросы, которые возникли в связи с изучаемым материалом. На доске выстраиваются и обозначаются проблемы.

3-й этап. Учитель знакомит учащихся, если это необходимо, с известными решениями и образцами.

4-й этап. Микро групповой, индивидуальный или фронтальный поиск новых идей, решений, подходов, моделей.

5-й этап. Анализ и рефлексия обсуждения, поиска, участия.

Путешествие.

Этот урок - познавательная игра, в ходе которой совершаются с помощью книг, карт экспедиции в разные эпохи, страны. Цель экспедиции - узнать о вкладе ученых какой-либо страны в развитие какого-либо раздела изучаемого предмета. Они могут быть вводно-обзорные по теме и заключительные.

Проблемно – обучающий зачет.

Этот урок можно провести на дифференцированной основе.

Левый ряд в классе получает задание внимательно прочитать параграф учебника, после чего попеременно ученики, сидящие за одной партой, задают друг другу вопросы и отвечают на них (дополняя друг друга), не заглядывая в учебник. Каждый ученик выставляет по итогам работы оценку своему партнеру.

Каждая пара учеников среднего ряда получает задание на основании текста учебника подготовить наибольшее количество оригинальных вопросов, заданий, тестов. Затем они передаются соседней ученикам на парте, которые, изучив поступившие материалы, выставляют оценку.

Третий ряд в полном составе садится полукругом у стола учителя. Учитель предупреждает детей, что оценке подлежат не только знания, но и логика, оригинальность суждений. Учитель выполняет роль проблематизатора и консультанта. Оценки при этой форме работы ниже 4-5 не выставляются.

Проектный урок.

Уроку предшествует «мозговой штурм», в ходе которого простраивается тематика возможных проектов.

Затем ученики, разбившись на микро группы, определяют проблемы, которые предстоит решить в процессе проектирования (при этом на всех этапах самостоятельной работы группы учитель выступает в качестве консультанта, помощника или по просьбе учащихся участника малой исследовательской группы), цели, направления и содержание деятельности и исследований, структуру проекта, его ресурсное наполнение. На последнем этапе проходит открытая защита проекта в присутствии всех заинтересованных сторон (как правило, это экспертный или научно-методический совет школы); результатом защиты становится награждение разработчиков наилучших проектов.

Переговоры. 

Этот урок проводится в форме имитационной игры с целью выяснения сложных обстоятельств и причин, породивших то или иное явление.

«Р»

Решение задач.

Такие уроки имеют многогранные функции: средство осознания и усвоения изучаемых понятий, явлений и закономерностей; средство отработки знаний и формирование умений, применение их на практике; средство повторения пройденного, способствующее установлению связи изучаемого предмета с жизнью и производством во всех его разновидностях, средство создания проблемных ситуаций. Такие уроки учат трудиться, быть целеустремленными и самостоятельными, творчески активными. Важное значение имеет формирование у учеников обобщенных умений, выработка общего подхода. Используются как групповые формы работы, так и индивидуальные.

Ролевая игра.

Такие уроки имитируют научную, производственную, социальную деятельность людей. Моделируют самые разнообразные жизненные и производственные ситуации с целью изучения нового материала, его закрепления, расширения и отработки знаний. К этому типу уроков относятся уроки-спектакли, когда педагог организует театральное представление и материал урока подается в форме инсценировки. Такие уроки привлекают своей праздничностью, атмосферой театра, возможностью проявить творчество, массовостью.

«С»

Семинар.

Урок углубляет и систематизирует знания. Непременное требование к нему - активное участие каждого ученика. На семинарах предполагается более высокая степень конкретизации учебного материала, чем на лекции. Они требуют от учащихся серьезной самостоятельной работы с дополнительной литературой, чтения нового источника, сравнения материалов, подбора интересных фактов.

Семинар - форма организации коллективной работы учащихся в рамках урока, который характеризуется коллективным обсуждением заранее запланированных вопросов.

С использованием компьютера.

Тип урока, который позволяет в концентрированной форме изучать и повторять материал по теме в темпе, который каждый ученик сам подбирает в соответствии с индивидуальными особенностями. Такие уроки работы на компьютерах создают у учащихся положительный эмоциональный настрой на учебу, обеспечивают их большую информированность.

Соревнование.

 Это прием введения в урок элементов игры. Они основаны на групповой деятельности учащихся. Бывают разными по содержанию, структуре, форме организации, разной может быть их роль в учебном процессе.

Сочинение.

Уроки этого типа посвящаются творческим работам учащихся. Они являются повторительными и основываются на изученном материале. Они связывают тему предмета и родного языка и литературы. Чтобы написать сочинение, надо не только владеть фактическим материалом, но и уметь грамотно выражать мысли.

Стихотворно-музыкальный урок.

Класс делится на подгруппы, каждая из подгрупп получает задание подобрать поэтические произведения, характеризующие эпоху, скомпоновать к этим стихам музыкальные иллюстрации, что-то исполнить самим.

«Т»

Творческий отчет.

 Такой урок проводится с целью повторения и обобщения материала, систематизации знаний. На нем учащиеся показывают и защищают свои творческие работы. На смотр и защиту могут представляться проекты, модели, стенды, рисунки, доклады, экспериментальные исследования. Отчет должен содержать аргументацию выбора темы, изложение сути работы, объединение полученных результатов с опорой на знание.

Турнир. Цель такого урока - повторение и обобщение изученного материала. Его форма - диалог-соревнование между двумя группами, выявляющий качество усвоения материала. К этому типу уроков относятся и блицтурниры. Это конкурсы. Они проводятся на повторительно-обобщающем уроке. Их цель - развитие устной речи, осмысленное понимание материала, быстрота реакции.

Тестирование.

 Проводится с помощью компьютера или обычным способом. Каждый ученик получает задачи или иные задания с вариантами решений или ответов, необходимо выбрать правильные ответы и обосновать свой выбор.

«У»

Урок без учителя.

В начале года учитель распределяет среди пожелавших учащихся (микро группы в составе двух-трех человек) темы уроков, которые они захотят провести в полном объеме. Затем начинается длительная подготовительная, исследовательская, если нужно, поисковая работа под наблюдением и при поддержке учителя. В процессе подготовки к проведению урока учащиеся знакомятся с некоторыми аспектами педагогики, дидактики, психологии, методики проведения урока, затем разрабатывается детальный план, если это необходимо, проводятся репетиции, и в назначенное время один представитель микро группы ведет урок, остальные выступают в качестве ассистентов. В конце урока все ученики класса выставляют оценку за проведенный урок, учитель выводит средний балл и проставляет его всем членам микро группы. После проведенного урока учитель проводит вместе «с педагогами на час» полный разбор урока. Интересно, что в составе микро группы могут оказаться учащиеся с разным уровнем познавательной подготовки, разными оценками, разным подходом к учению, не совместная работа над проектом позволяет понять и почувствовать, как трудно и вместе с тем интересно готовить и давать урок, взаимодействовать с другими, оценивать чужой труд, поддерживать дисциплину на уроке.

Урок художественного чтения. 

Каждый участник заранее выбирает и согласовывает с учителем форму и содержание текста и его подачи. Возможно, это будет мелодекламация (исполнение текста под музыку), возможно, чтение будет сопровождаться показом репродукций, возможно, участники будут одеты в костюмы воспеваемой эпохи, возможно, чтение текста будет исполняться дуэтом, возможно, текст будет инсценирован, возможно, будет организовано чтение по цепочке, но в конце урока важно

Урок– поход.

В классе моделируются станции преодоления, класс делится на подгруппы, движение осуществляется от станции до станции, группа контроля проставляет баллы за удачные ходы, находки и решения.

Урок самостоятельного поиска знаний.

1.Учитель дает гуманитарную или иную другую задачу учащимся, на столах разложены разнообразные источники, приборы и материалы. Дело детей найти ответ, решение, рассуждение, доказательство.

2.Ученикам дается задание искать что-либо на улицах города, в лесу, в квартире - нужно найти вариант решения. Скажем, дается задание: опишите городские шумы и дайте им социально-экономическое толкование (поиск, творчество).

3.Есть известная проблема, изучите ее и предложите варианты решений. Например:

  1. Растет наркомания, пьянство, хулиганство, воровство. В чем причина этого и каковы возможные варианты решения данной проблемы.
  2. У вас гибнет растение, найдите причину и вылечите его. Во всех случаях мы рассматриваем варианты не только поиска знаний, но и их активного применения.

«Ф»

Формирование или совершенствование умений. Такие уроки направлены на формирование специфических умений и навыков, которые тесно связаны с теоретическими знаниями, их закрепление и обучение применению. Основной формой учебной деятельности на этих уроках являются практические работы, обучающие или тренировочные.

«Э»

Экскурсия. Это одна из форм организации обучения учащихся особенно в природоведении, географии, биологии. Такие уроки прежде всего призваны показать школьникам возможности практического применения знаний, полученных при изучении темы или раздела. Учащиеся по ходу экскурсий собирают природный материал для выполнения определенных заданий. Это форма организации занятий в природе или на предприятиях. Цель уроков-экскурсий заключается в реализации краеведческого принципа обучения, а также экологического и экономического принципов. Они играют большую роль в ознакомлении школьников с методами исследования, в развитии их познавательной самостоятельности.

Экспедиция.

В экспедицию отправляются для того, например, чтобы сфотографировать наиболее интересные в городе наличники на окнах, городские памятники, живописные места в городе, в лесу, в парке. Учащиеся могут поехать за город искать камни, чтобы затем описать их и рассказать о них. Смысл проведения малых познавательных экспедиций в том, чтобы в короткие сроки достигнуть нескольких целей: создать реальную ситуацию для этического, эстетического, эмоционального и познавательного включения учащихся в процесс коллективного и индивидуального взаимодействия с живой и рукотворной действительностью.

Заключение

Всякий урок имеет отличие от другого по своим целям, содержанию, методам, структуре, поведению учителя и учащихся и по многим другим параметрам. Уже давно в педагогике появилась потребность выделить среди методически разнообразных уроков уроки, характеризующиеся определенными общими признаками.

Урок издавна был объектом классификации, но, к сожалению, до сих пор эта достаточно сложная проблема не разрешена, и в педагогике единая типология уроков отсутствует. До сих пор наблюдаются различные подходы к классификации уроков.

Пожалуй, чаще всего в теории и практике во многих вариантах встречаются классификации уроков по основной образовательной цели. Думается, что это наиболее правильный подход. Прежде всего потому, что любая разновидность уроков детерминируется триединой учебной целью. Она диктует содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности, она же оказывает непосредственное влияние на структуру урока и логику его построения. В уроке все подчиняется его цели. Если цель урока выдвигает изучение нового материала учащимися, то и содержание учебного материала, и методы обучения, и формы организации познавательной деятельности конструируются учителем в расчет на ее достижение.

Использованная литература

  1. Конаржевский Ю.А. Анализ урока/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2000
  2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., ШИЛКУНОВА З.И. «Урок в развивающем обучении», книга для учителя
  3. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. «Деятельностный подход к обучению в начальной школе»
  4. 5. Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии // Завуч. – 2005. - №5. –С. 38 – 56.
  5. 6. Скрипченко Т.И. Типологический словарь уроков // Завуч. – 2005. - №7. – С.78-84.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели урока. Практикум для учителя

В данной работе предпринята попытка систематизации и обобщения информации по данной теме, а также  разработаны практические рекомендации  для учителя....

По страницам мудрых книг… (урок-практикум со словарями в 5-7 классах)

Формирование практических навыков выражения мыслей в устной и письменной форме, воспитание речевой культуры, обогащение словаря учащихся – основные задачи урока русского языка. Однако современный учит...

Урок-практикум для учащихся и учителей "Стилистика поможет"("Правильно ли мы говорим?")

Повышайте уровень речевой культуры! Вам поможет стилистика!...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МОЕЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ (ССС). УРОК-ПРАКТИКУМ для учащихся 8- классов Учитель Фурса М.Н. ГБОУ гимназия № 209

Здоровьесбережение и формирование ЗОЖ - важнейшая задача родителей, учителей, самих учащихся. Этот материал позволит сформировать навыки самооценки состояния своей сердечно-сосудистой системы....

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МОЕЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. урок-практикум для учащихся 8-х классов. Учитель биологии Фурса М.Н. ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург.

Здоровьесбережение и формирование здорового образа жизни. Тренированность можно проверить, оценить и понять - как ты относишься к себе и своему здоровью. Что ты уже сделать, для того чтобы жить здоров...

урок-практикум в 5 классе "Работа со словарем"

Развитие умения работать с моноязычным словарем его СD- ROM на компьютере...