Квадратные неравенства. Практикум. 9 класс Урок-путешествие Цели урока:
план-конспект урока по алгебре (9 класс)
Аннотация к уроку: Квадратные неравенства, практикум.
Урок развивающего контроля
Общие сведения
Букреева Нина Анатольевна- учитель математики государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №68 Калининского района города Санкт-Петербург.
Педагогический стаж-10 лет.
Образование-высшее
Номинация Фестиваля «Лучший урок в 5-9 классах»: «Лучший урок в предметной области «Математика и информатика» (математика (алгебра, геометрия), информатика и ИКТ).
Аннотация к уроку
- Структура и методы урока направлены на реализацию системно-деятельностног подхода и практико-ориентированный принцип обучения, основанный на формировании у учащихся умений и навыков самоорганизации в учебной деятельности.
- Одна из важнейших тем алгебры – решение квадратных неравенств, где учащимся недостаточно выучить только общий алгоритм решения, но необходимо понимание графической интерпретации решения этих неравенств. .
- Во время урока происходит развитие коммуникативных навыков у учащихся. Ориентировка на применение организаторских способностей, умения работать в группе, творческого подхода, смекалки при осуществлении учебной деятельности.
- Достижение обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Личностные УУД – воспитание самостоятельности, ответственности, способствовать формированию алгоритмической культуры, рациональному использованию времени, учащиеся самостоятельно должны выполнять творческие задания.
Регулятивные УУД–учащиеся должен уметь самостоятельно и в коллективе определять, обсуждать и применять алгоритмы при решении задач.
Познавательные УУД – развитие логического мышления, кругозора, творческих способностей, интуиции. Воспринимать и осмысливать учебный материал.
- Содержание урока направлено на решение духовно-нравственного развития и базовых национальных ценностей: решение задач, включающих малоизвестные факты о странах мира, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к таким предметам как алгебра, география, биология и т.д. Формирование активной личности гражданина России: стремления к цели, к коллективной победе, самоанализу.
- На уроке используются современные методы и технологии организации учебного процесса: фронтальная работа - во время проверки теоретического материала, работа с таблицами и тестами при решении задач устно и письменно, работа в команде. Активность ученику была обеспечена, тем, что он должен точно определять алгоритм решения данного вида неравенства, объяснять выбранный способ решения, уметь выбирать альтернативную точку зрения . Использован метод «Квест-теста», который показал понимание таких понятий как «отрезок», «интервал», «полуоткрытый промежуток».
- В структуру урока включены современные методические приемы активного целеполагания групповой работы: квест-тест (вопрос-ответ), работа с таблицей, домысливание, креативность, проблемная ситуация, слайды, аудиозаписи, для включения в работу всех процессов познания учащихся. Аудиозаписи, видеозаписи и слайды презентации используются вначале урока при фронтальной работе и в конце урока для демонстрации правильных ответов теста в виде информационного экскурса.
- На уроке были использованы современные методы оценки, позволяющие измерять метапредметные результаты:
оценка процесса выполнения обучающимися квест-теста «Отправляемся в путешествие»
самооценка
оценка результатов рефлексии обучающихся (лист самоанализа)
Т.о. с помощью пройденного квест-теста «Отправляемся в путешествие» учащиеся имели возможность не только обсудить в группах и найти правильные алгоритмы решения каждого типа квадратных неравенств, но и получить новые знания о культуре, природе и обществе некоторых стран мира. Поставить себе цель, достичь её, проявив свои творческие и организаторские способности, провести рефлексию, самоанализ, оценить уровень своих знаний и поставить новые цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.2_metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 42.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: Квадратные неравенства. Практикум. 9 класс
Урок-путешествие
Цели урока:
1) В направлении личностного развития: воспитание качеств личности, обеспечивающих культуру речи, кругозор, социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения, развитие творческих способностей, креативности.
2) В метапредметном направлении: использование знаково-символических средств представления информации, овладение логическими действиями и умственными операциями, формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер деятельности человека, развитие умений учебно-познавательной деятельности.
3) В предметном направлении: овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни. Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи урока:
1) В направлении личностного развития: воспитывать у учащихся интерес к алгебре, познанию, умение видеть и создавать взаимосвязи. Формировать положительный мотив обучения. Способствовать формированию коммуникативной компетентности учащихся, умения организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, быть объективными в оценке деятельности как своей, так и других. Развивать креативность, внимание, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы, умение ставить проблему и искать пути ее разрешения, поддерживать детское любопытство. Формировать ответственное отношение к учебному труду.
2) В метапредметном направлении: обобщить и проверить представления учащихся о решении квадратных уравнений, ещё раз обратив внимание на график функции, используя как мотивацию «Квест-тест» , развивающий эрудицию и дающий возможность учащимся получить новые знания об окружающем их мире. В ходе урока-путешествия ученики знакомятся с географическими условиями и любопытными фактами о некоторых странах мира. Но т.к. урок-путешествие построен как «Квест-тест», то цель учащихся получить достоверную информацию с помощью приобретённых предметных навыков и умений.
3)В предметном направлении: проконтролировать уровень усвоения способов решения квадратных неравенств и подкорректировать, если возникнут проблемы .
Техническое оснащение: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку.
План урока.
- Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
- Актуализация опорных знаний.
- Постановка проблемы.
- Фронтальная работа на повторение.
- Распределение на 4 команды и выполнение «Квест-теста».
- Представление полученных ответов, просмотр презентации.
- Рефлексия. Подведение итогов.
- Получение домашнего задания и творческого проекта.
1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. “Хочу, потому что могу и мне интересно”.
Деятельность учеников: включение в деловой ритм, должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
Деятельность учителя: устный опрос , проверка домашнего задания по готовым ответам.
У: у вас было домашнее задание на какую тему?
у: квадратные неравенства
У: А писали ли мы с вами уже какую-то контрольную по этой теме?
у: нет
У: значит, как вы думаете, какая основная цель урока будет?
у: подготовка к контрольной работе
У: Правильно. Но у нас сегодня не просто урок.
2. Актуализация опорных знаний. – 7 минут.
Интерес учащихся к уроку достигается сообщением о том, что учеников ожидает “Квест”, сегодня познакомятся с четырьмя интересными странами мира, пользующимися популярностью у туристов
У:
Отгадайте слово, зашифрованное с помощью квадратных уравнений и алфавита. Что это за слово?
На столах у каждой команды лежат алфавит, где каждой букве соответствуют числовые промежутки, и задания (см. приложение [1]).
у: Самолёт.
У: А для чего людям нужен самолёт?
у: Чтобы путешествовать.
У: Правильно. Как думаете, чему будет посвящён наш сегодняшний урок?
у: Путешествиям.
У: Правильно. Сегодня мы с вами посетим четыре страны. Вы заранее разбились на «туристические» группы, придумайте название. Определитесь, кто из вас в каждой группе будет ответственным за жизнь и здоровье, а также за то, чтобы в пути никто не потерялся? Выбрали?))) Отлично, тогда в путь!
3. Постановка проблемы
Цель: Повышение мотивации обучения, интрига, разбудить любопытство, стремление к победе, соревнованию, приобретение первичного опыта в криптографии, развивать умение работать в команде.
Замысел урока в том, что применяя навыки и умения по изученной теме и закрепляя их, учащиеся получают и новые знания о мире, в данном случае, о странах. Каждая команда получает технологическую карту урока, две таблицы с алфавитом и «Квест-тест». У каждой команды он свой. Учащимся предложено пройти «Квест-тест», из которого они получат ответы на некоторые поставленные в нём вопросы, и после этого они должны отгадать ,в какую страну «летит» их самолёт. Загаданы четыре страны (для четырёх команд) : Испания, Швейцария, Мексика и Италия. На всю работу детям даётся 30 минут. Далее командир каждой команды выходит к доске: читает вопросы и полученные ответы. Учитель в этот момент сравнивает с верными ответами, корректирует и дополняет слайдами с фотографиями и видео той страны, о которой идёт речь.
Вопросы специально подобраны так, чтобы учащимся было трудно сразу отгадать о какой стране идёт речь в тесте.
- Применение знаний при решении задач.
Цель: закрепление алгоритма решения задач, включение его в систему знаний ученика, акцент внимания на графическое объяснение решения. Применение базовых знаний на типичных случаях в начале теста, усложнение вычислений к концу теста.
На столах у каждой команды лежат листы с Квест-тестом «Отправляемся в путешествие» (см.приложение [2] ). После выполнения восьми основных вопросов ученики получают конверты в бонусным вопросом (см. приложение [3]). Для получения подсказки решите квадратные неравенства и для расшифровки загаданного слова воспользуйтесь таблицей с алфавитом. Из полученных букв составьте название города. Этот город является столицей страны, в которую летит ваш самолёт. Что это за страна? Пристегните ремни, мы готовимся к посадке. Поздравляю!
Ответы 1 команды
1в, 2б, 3а, 4в, 5в, 6а, 7в, 8б, 9 Мадрид (1А, 2М, 3Р, 4Д, 5Д, 6И) Страна Испания.
Ответы 2 команды
1б, 2а, 3в, 4б, 5в, 6а, 7б, 8б, 9 Берн (1Б, 2Н, 3Е, 4Р). Страна Швейцария.
Ответы 3 команды
Ответы: 1в, 2б, 3а, 4в, 5в, 6в, 7б, 8б,9 Мехико (1е, 2х, 3к, 4м, 5и, 6о) Страна Мексика.
Ответы 4 команды
1б, 2в, 3а, 4б, 5в, 6в, 7б, 8а, 9 Рим (1М, 2И, 3Р). Страна Италия.
Проверка результатов, сопровождающаяся презентацией с фото и видео страны каждой команды, а также используются аудио и видео записи для демонстрации ответов на некоторые вопросы теста (например, народное пение Шотландии, испанская гитара, самый известный композитор Италии). Отвечает командир команды, слушает весь класс: не позволяются уже никакие исправления в решениях или ответах. После идёт оценка группы по критериям.
Критерии оценки команды:
0-1 ошибка-«5»
2-3 ошибки-«4»
4-5 ошибок «5»
5.Рефлексия. Подведение итогов.
Вопросы:
• С какими квадратными неравенствами вы сегодня сталкивались?
• Всегда ли дискриминант был больше нуля?
• Как вы рассуждали, когда дискриминант был меньше нуля?
• Какие действия вы выполняли, если надо было найти допустимые знания переменной в выражении?
• Оцените ваше настроение на уроке с помощью символов и заполнить таблицу самооценки по следующим критериям (см.придожение [4]) .
- Творческое домашнее задание
С помощью квадратных неравенств и алфавита зашифровать название страны или города и сделать презентацию и небольшое сообщение об этой стране или городе «Топ-10 самых интересных фактов».
Технологическая карта урока. Алгебра. 9 класс, учитель Букреева Н.А.
ГБОУ СОШ №68
Тема: Квадратные неравенства | ||||||
Тип урока: Урок развивающего контроля | ||||||
Цель урока: закрепление пройденного материала по теме «Квадратные неравенства», коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов. | Закрепление предметных знаний: урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков | |||||
Задачи урока: | Образовательные | Повторение алгоритма решения квадратных неравенств всех видов, применение этих знаний при выполнении Квест-теста. Развитие кругозора и понимание ответственности, а также стоимости допущенной ошибки, решение задач в команде; самоконтроль и контроль команды, умение организоваться и организовывать, распределять задачи, оказывать помощь друг другу. | ||||
Развивающие | Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать устную речь, развивать логическое мышление, воспитание интереса к работе в команде, любопытства. | |||||
Воспитательные | Воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству. | |||||
Планируемый результат: | УУД | Личностные: решают задачи, используя ранее полученные знания | ||||
Познавательные: выбирают и формулируют цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров. | ||||||
Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней | ||||||
Коммуникативные: регулируют собственную деятельность посредством речевых и организационных действий | ||||||
Этап урока | Время | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | Оценка результата деятельности ученика |
Организационный | 2 мин | Включение учащихся в учебную деятельность | Приветствую учащихся, ставлю проблему урока | Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание | Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока» Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками | Готовы к сотрудничеству, внимательны, собраны |
Актуализация знаний | 7 мин | Актуализация знаний, повторение ранее изученного материала. Проверка знаний алгоритма решения квадратных неравенст | Организую фронтальную проверку | Выполняют задания (устно и письменно) используют таблицу для расшифровки задания | Познавательные: извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания и для расшифровки слова Регулятивные: выполняют тренировочное учебное действие Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения | Участие в устной работе, понимание необходимости анализировать |
Формулирование проблемы: тема и цель урока | 3 мин | Обсуждение необходимости ранее изученного материала для сегодняшнего урока, мотивация, постановка задачи, объяснение правил | Акцентируем внимание на нюансах, которые могут возникнуть при решении квадратных неравенств. | Повторяют последовательность действий при решении конкретного типа квадратного неравенства | Познавательные: анализируют и сравнивают полученные результаты Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение | Участвуют в диалоге, учатся «выстраивать» логическую цепочку в речи. |
Применение полученных знаний | 35 мин | Формирование навыка при решение задач | Организую работу по решению задач | решают задачи в команде, проверка | Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу на уроке. Познавательные: в коллективе планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, координируют свои действия | Проговаривают алгоритм решения; на конкретных примерах учатся ее применять |
Рефлексия | 5 мин | Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке | Организую обсуждение: Какова была тема урока? Какую задачу ставили? По какому принципу был составлен тест? Трудности. Подводим итог урока | Проводят самооценку результатов своей деятельности | Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений | |
Творческое домашнее задание | 1 мин | Обсуждение домашнего задания, Формирование начальных навыков криптографии, навыка при решении заданий , самоконтроль | Можно ли самим придумать задачи на использование материала урока?. Настраиваю учащихся на самопроверку и проявление креативности | Учатся применять теорию при составлении тестов. |
Литература
- Алгебра 9 классы: Учебник/ Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. – М.:"Просвещение", 2016. – 336 с.
- Алгебра. Дидактические материалы.9 класс./ Л.П. Естафьева, А.П. Карп М.: "Просвещение", 2011. – 126 с.
- Алгебра. Тематические тесты. 9 класс / Л.В. Кузнецова, СС. Минаева, Л.О. Рослова, С.Б. Суворова – М.: "Просвещение", 2017. – 126 с.
- Алгебра. Методические рекомендации. 9 класс/ С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, СС. Минаева, Л.О. Рослова - М.: "Просвещение", 2017. – 214 с.
- Книга для учителя / В. А. Далингер.– М.: "Просвещение", 2006. – 256 с.
- Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2012 [2012, Энциклопедия, справочник]/ Разработчик: ООО «КМ онлайн»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый контроль по темам № 6,7: «Алгебраические неравенства. Квадратные неравенства. Рациональные неравенства высших степеней. Дробно-рациональные неравенства. Неравенства с модулем. Иррациональные неравенства»
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...
Урок по теме " Решение квадратных неравенств" 8 класс
Заключительный урок по теме...
Конспект урока "Решение квадратных неравенств" 9 класс
Конспект урока "Решение квадратных неравенств" 9 класс...
методическая разработка урока по теме:"Решение квадратных неравенств" (8 класс)
Тема "Квадратные неравенства" занимает значительное место в изучении математики. Кроме того, при решении квадратных неравенств, обучающиеся очень часто испытывают затруднения, как только сод...
Открытый урок по теме "Решение квадратных неравенств" 8 класс
Эта методическая разработка включает в себя следующие элементы:1.Демонстрационный материал для систематизации и обобщения знаний по вышеуказанной теме, выполненный в виде мультимедийной презентации, ч...
Конспект урока по алгебре в 9 классе. Тема: Решение квадратных неравенств. Задания, сводящиеся к решению квадратных неравенств
1. Образовательная: формирование навыков решения квадратных неравенств на основе свойств квадратичной функции....
Тест по алгебре на тему "Решение квадратных неравенств" (8 класс)
Тест по алгебре на тему "Решение квадратных неравенств" (8 класс)...