Квадратные неравенства. Практикум. 9 класс Урок-путешествие Цели урока:
план-конспект урока по алгебре (9 класс)

Букреева Нина Анатольевна

Аннотация к уроку: Квадратные неравенства, практикум.

Урок развивающего контроля

Общие сведения

Букреева Нина Анатольевна- учитель математики государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №68 Калининского района города Санкт-Петербург.

Педагогический стаж-10 лет.

Образование-высшее

Номинация Фестиваля  «Лучший урок в 5-9 классах»: «Лучший урок в предметной области «Математика и информатика» (математика (алгебра, геометрия), информатика и ИКТ).

Аннотация к уроку

  1. Структура и методы урока направлены на реализацию системно-деятельностног подхода и практико-ориентированный принцип обучения, основанный на формировании у учащихся умений и навыков самоорганизации в учебной деятельности.
  2.  Одна из важнейших тем алгебры – решение квадратных неравенств, где учащимся недостаточно выучить только общий алгоритм решения, но необходимо понимание графической интерпретации решения этих неравенств.  .
  3. Во время урока происходит развитие коммуникативных навыков у учащихся. Ориентировка на применение организаторских способностей, умения работать в группе, творческого подхода, смекалки  при осуществлении учебной деятельности.
  4. Достижение  обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Личностные УУД – воспитание самостоятельности, ответственности, способствовать формированию алгоритмической культуры, рациональному использованию времени, учащиеся самостоятельно должны выполнять  творческие задания.

Регулятивные УУД–учащиеся должен уметь самостоятельно и в коллективе определять, обсуждать и  применять алгоритмы при решении задач.

 Познавательные УУД – развитие логического мышления, кругозора, творческих способностей, интуиции. Воспринимать  и осмысливать учебный материал.

  1. Содержание урока направлено на решение духовно-нравственного развития и базовых национальных ценностей: решение задач, включающих малоизвестные факты о странах мира, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к таким предметам как алгебра, география, биология и т.д.  Формирование  активной личности гражданина России: стремления к цели, к коллективной победе, самоанализу.
  2. На уроке используются современные методы и технологии организации учебного процесса: фронтальная работа - во время проверки теоретического материала, работа с таблицами и тестами при решении задач устно и письменно,  работа в команде. Активность ученику была обеспечена, тем, что он должен  точно определять алгоритм решения данного вида неравенства, объяснять выбранный способ решения, уметь  выбирать  альтернативную точку зрения . Использован  метод «Квест-теста», который показал понимание таких понятий как «отрезок», «интервал», «полуоткрытый промежуток».
  3. В структуру урока включены современные методические приемы активного целеполагания групповой работы:  квест-тест (вопрос-ответ), работа с таблицей, домысливание, креативность, проблемная ситуация, слайды, аудиозаписи, для включения в работу всех процессов познания учащихся. Аудиозаписи, видеозаписи и слайды презентации используются вначале урока при фронтальной работе и в конце урока для демонстрации правильных ответов теста в виде информационного экскурса.
  4. На уроке были использованы современные методы оценки, позволяющие измерять метапредметные результаты:

оценка процесса выполнения обучающимися квест-теста «Отправляемся в путешествие»

самооценка

оценка результатов рефлексии обучающихся (лист самоанализа)

Т.о. с помощью пройденного квест-теста «Отправляемся в путешествие» учащиеся имели возможность не только обсудить в группах и найти правильные алгоритмы решения каждого типа квадратных неравенств, но и получить новые знания о культуре, природе и обществе некоторых стран мира. Поставить себе цель, достичь её, проявив свои творческие и организаторские способности, провести рефлексию, самоанализ, оценить уровень своих знаний и поставить новые цели.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.2_metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx42.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Квадратные неравенства. Практикум. 9 класс

Урок-путешествие

Цели урока:

1) В направлении личностного развития: воспитание качеств личности, обеспечивающих культуру речи, кругозор, социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения, развитие творческих способностей, креативности.

2) В метапредметном направлении: использование знаково-символических средств представления информации, овладение логическими действиями и умственными операциями, формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер деятельности человека, развитие умений учебно-познавательной деятельности.

3) В предметном направлении: овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни. Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи урока:

1) В направлении личностного развития: воспитывать у учащихся интерес к алгебре, познанию, умение видеть и создавать взаимосвязи. Формировать положительный мотив обучения. Способствовать формированию коммуникативной компетентности учащихся, умения организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, быть объективными в оценке деятельности как своей, так и других. Развивать креативность, внимание, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы, умение ставить проблему и искать пути ее разрешения, поддерживать детское любопытство. Формировать ответственное отношение к учебному труду.

2) В метапредметном направлении: обобщить и проверить представления учащихся о решении квадратных уравнений, ещё раз обратив внимание на график функции, используя как мотивацию «Квест-тест» , развивающий эрудицию и дающий возможность учащимся получить новые знания об окружающем их мире. В ходе урока-путешествия ученики знакомятся с географическими условиями и любопытными фактами о некоторых странах мира. Но т.к. урок-путешествие построен как «Квест-тест», то цель учащихся  получить достоверную информацию с помощью приобретённых предметных навыков и умений.

3)В предметном направлении: проконтролировать уровень усвоения способов решения квадратных неравенств и подкорректировать, если возникнут проблемы . 

Техническое оснащение: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку.

План урока.

  1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
  2.  Актуализация опорных знаний.
  3. Постановка проблемы.
  4. Фронтальная работа на повторение.
  5. Распределение на 4 команды и выполнение «Квест-теста».
  6. Представление полученных ответов, просмотр презентации.
  7. Рефлексия. Подведение итогов.
  8. Получение домашнего задания и творческого проекта.

1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. “Хочу, потому что могу и мне интересно”.

Деятельность учеников: включение в деловой ритм, должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Деятельность учителя: устный опрос , проверка домашнего задания по готовым ответам.

У: у вас было домашнее задание на какую тему?

у: квадратные неравенства

У: А писали ли мы с вами уже какую-то контрольную по этой теме?

у: нет

У: значит, как вы думаете, какая основная цель урока будет?

у: подготовка к контрольной работе

У: Правильно. Но у нас сегодня не просто урок.

2. Актуализация опорных знаний. – 7 минут.

Интерес учащихся к уроку достигается сообщением о том, что учеников ожидает “Квест”, сегодня познакомятся с четырьмя интересными странами мира, пользующимися популярностью у туристов

У:

Отгадайте слово, зашифрованное с помощью квадратных уравнений и алфавита. Что это за слово?

На столах у каждой команды лежат алфавит, где каждой букве соответствуют числовые промежутки, и задания (см. приложение [1]).

у: Самолёт.

У: А для чего людям нужен самолёт?

у: Чтобы путешествовать.

У: Правильно. Как думаете, чему будет посвящён наш сегодняшний урок?

у: Путешествиям.

У: Правильно. Сегодня мы с вами посетим четыре страны. Вы заранее разбились на «туристические» группы, придумайте название. Определитесь, кто из вас в каждой группе будет ответственным за жизнь и здоровье, а также за то, чтобы в пути никто не потерялся? Выбрали?))) Отлично, тогда в путь!

3. Постановка проблемы

Цель: Повышение мотивации обучения, интрига, разбудить любопытство, стремление к победе, соревнованию, приобретение первичного опыта в криптографии, развивать умение работать в команде.

Замысел урока в том, что применяя навыки и умения по изученной теме и закрепляя их, учащиеся получают и новые знания о мире, в данном случае, о странах. Каждая команда получает технологическую карту урока, две таблицы с алфавитом и «Квест-тест». У каждой команды он свой. Учащимся предложено пройти «Квест-тест», из которого они получат ответы на некоторые поставленные в  нём вопросы, и после этого они должны отгадать ,в какую страну «летит» их самолёт. Загаданы четыре страны (для четырёх команд) : Испания, Швейцария, Мексика и Италия. На всю работу детям даётся 30 минут. Далее командир каждой команды выходит к доске: читает вопросы и полученные ответы. Учитель в этот момент сравнивает с верными ответами, корректирует и дополняет слайдами с фотографиями и видео той страны, о которой идёт речь.

Вопросы специально подобраны так, чтобы учащимся было трудно сразу отгадать о какой стране идёт речь в тесте.

  1. Применение знаний при решении задач.

Цель: закрепление алгоритма решения задач, включение его в систему знаний ученика, акцент внимания на графическое объяснение решения. Применение базовых знаний на типичных случаях в начале теста, усложнение вычислений к  концу теста.

На столах у каждой команды лежат листы с Квест-тестом  «Отправляемся в путешествие» (см.приложение [2] ). После выполнения восьми основных вопросов ученики получают конверты в бонусным вопросом (см. приложение [3]). Для получения подсказки решите квадратные неравенства и для расшифровки загаданного слова воспользуйтесь таблицей с алфавитом. Из полученных букв составьте название города. Этот город является столицей страны, в которую летит ваш самолёт. Что это за страна? Пристегните ремни, мы готовимся к посадке. Поздравляю!

Ответы 1 команды

1в, 2б, 3а, 4в, 5в, 6а, 7в, 8б, 9 Мадрид (1А, 2М, 3Р, 4Д, 5Д, 6И)             Страна Испания.

Ответы 2 команды

1б, 2а, 3в, 4б, 5в, 6а, 7б, 8б, 9 Берн (1Б, 2Н, 3Е, 4Р).                              Страна Швейцария.

Ответы 3 команды

Ответы:  1в, 2б, 3а, 4в, 5в, 6в, 7б, 8б,9 Мехико (1е, 2х, 3к, 4м, 5и, 6о)            Страна Мексика.

Ответы 4 команды

1б, 2в, 3а, 4б, 5в, 6в, 7б, 8а, 9 Рим (1М, 2И, 3Р).                                    Страна Италия.

Проверка результатов, сопровождающаяся презентацией с фото и видео страны каждой команды, а также используются аудио и видео записи для демонстрации ответов на некоторые вопросы теста (например, народное пение Шотландии, испанская гитара, самый известный композитор Италии). Отвечает командир команды, слушает весь класс: не позволяются уже никакие исправления в решениях или ответах. После идёт оценка группы по критериям.

Критерии оценки команды:

0-1 ошибка-«5»

2-3 ошибки-«4»

4-5 ошибок «5»

5.Рефлексия. Подведение итогов.

Вопросы:

• С какими квадратными неравенствами вы сегодня сталкивались?

• Всегда ли дискриминант был больше нуля?

• Как вы рассуждали, когда дискриминант был меньше нуля?

• Какие действия вы выполняли, если надо было найти допустимые знания переменной в выражении?

• Оцените ваше настроение на уроке с помощью символов и заполнить таблицу самооценки по следующим критериям (см.придожение [4]) .

  1. Творческое домашнее задание

С помощью квадратных неравенств и алфавита зашифровать название страны или города и сделать презентацию и небольшое сообщение об этой стране или городе «Топ-10 самых интересных фактов».

Технологическая карта урока. Алгебра. 9 класс, учитель  Букреева Н.А.

ГБОУ СОШ №68

Тема: Квадратные неравенства

Тип урока:  Урок развивающего контроля

Цель урока: закрепление пройденного материала по теме «Квадратные неравенства», коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов.

Закрепление предметных знаний: урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков

Задачи урока:

Образовательные

Повторение алгоритма решения квадратных неравенств всех видов, применение этих знаний при выполнении Квест-теста. Развитие кругозора и понимание ответственности, а также стоимости допущенной ошибки, решение задач в команде; самоконтроль и контроль команды, умение организоваться и организовывать, распределять задачи,  оказывать помощь друг другу.

Развивающие

Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать устную речь, развивать логическое мышление, воспитание интереса к работе в команде, любопытства.

Воспитательные

Воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству.

Планируемый результат:

УУД

Личностные: решают задачи, используя ранее полученные знания

Познавательные: выбирают и формулируют цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров.

Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней

Коммуникативные: регулируют собственную деятельность посредством речевых и организационных действий

Этап урока

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Оценка результата деятельности ученика

Организационный

2 мин

Включение учащихся в учебную деятельность

Приветствую учащихся, ставлю проблему урока

Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок

Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока»

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Готовы к сотрудничеству, внимательны, собраны

 Актуализация  знаний                                                        

7 мин

Актуализация знаний, повторение ранее изученного материала. Проверка знаний  алгоритма решения квадратных неравенст

Организую фронтальную проверку

Выполняют задания (устно и письменно) используют таблицу для расшифровки задания

Познавательные: извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания и для расшифровки слова

Регулятивные: выполняют тренировочное учебное действие

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения

Участие в устной работе, понимание необходимости анализировать  

  Формулирование проблемы: тема и цель урока

3 мин

Обсуждение необходимости ранее изученного  материала для сегодняшнего урока, мотивация, постановка задачи, объяснение правил

Акцентируем внимание на нюансах, которые могут возникнуть при решении квадратных неравенств.

Повторяют последовательность действий при решении конкретного типа квадратного неравенства

Познавательные: анализируют и сравнивают полученные результаты

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение

Участвуют в диалоге, учатся «выстраивать» логическую цепочку в речи.

Применение полученных знаний

35 мин

Формирование навыка при решение задач

Организую работу по решению задач

решают задачи  в команде, проверка

Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу на уроке.

Познавательные: в коллективе планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, координируют свои действия

Проговаривают алгоритм решения; на конкретных примерах учатся ее применять

Рефлексия

5 мин

Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке

Организую обсуждение: Какова была тема урока? Какую задачу ставили? По какому принципу был составлен тест? Трудности. Подводим итог урока

Проводят самооценку результатов своей деятельности

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий

Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений

Творческое домашнее задание

1 мин

Обсуждение домашнего задания, Формирование начальных навыков криптографии,  навыка при решении заданий , самоконтроль

Можно ли самим придумать задачи на использование материала урока?. Настраиваю учащихся на самопроверку и проявление креативности

Учатся применять теорию при составлении тестов.

Литература

  1. Алгебра 9 классы: Учебник/ Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. – М.:"Просвещение", 2016. – 336 с.
  2. Алгебра. Дидактические материалы.9 класс./ Л.П. Естафьева, А.П. Карп М.: "Просвещение", 2011. – 126 с.
  3. Алгебра. Тематические тесты. 9 класс / Л.В. Кузнецова, СС. Минаева, Л.О. Рослова, С.Б. Суворова – М.: "Просвещение", 2017. – 126 с.
  4. Алгебра. Методические рекомендации. 9 класс/ С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, СС. Минаева, Л.О. Рослова - М.: "Просвещение", 2017. – 214 с.
  5. Книга для учителя / В. А. Далингер.– М.: "Просвещение", 2006. – 256 с.
  6. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2012 [2012, Энциклопедия, справочник]/ Разработчик: ООО «КМ онлайн»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый контроль по темам № 6,7: «Алгебраические неравенства. Квадратные неравенства. Рациональные неравенства высших степеней. Дробно-рациональные неравенства. Неравенства с модулем. Иррациональные неравенства»

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...

Конспект урока "Решение квадратных неравенств" 9 класс

Конспект урока "Решение квадратных неравенств" 9 класс...

методическая разработка урока по теме:"Решение квадратных неравенств" (8 класс)

Тема "Квадратные неравенства" занимает значительное место в изучении математики. Кроме того, при решении квадратных неравенств, обучающиеся очень часто испытывают затруднения, как только сод...

Открытый урок по теме "Решение квадратных неравенств" 8 класс

Эта методическая разработка включает в себя следующие элементы:1.Демонстрационный материал для систематизации и обобщения знаний по вышеуказанной теме, выполненный в виде мультимедийной презентации, ч...

Конспект урока по алгебре в 9 классе. Тема: Решение квадратных неравенств. Задания, сводящиеся к решению квадратных неравенств

             1. Образовательная: формирование навыков решения квадратных неравенств на основе свойств квадратичной функции....

Тест по алгебре на тему "Решение квадратных неравенств" (8 класс)

Тест по алгебре на тему "Решение квадратных неравенств" (8 класс)...