Учебно-исследовательская работа учащихся
методическая разработка по теме

Зазулина Галина Николаевна

В помощь к проведению педагогического совета "Учебно-исследовательская работа учащихся"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 8»

Выступление на педагогическом совете

«Особенности индивидуального подхода к организации исследовательской деятельности учащихся 5-6 классов»

Учитель математики и информатики: Юдина Н.В.

9 января 2008 года

Особенности индивидуального подхода к организации исследовательской деятельности

учащихся 5-6 классов.

Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения.
Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности. Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Бытует мнение, что с учащимися 5-6 классов заниматься научно-исследовательской деятельностью нецелесообразно. Многие уверены, что школьникам в этом возрасте доступна работа над рефератом, или, в лучшем случае – проектом. При этом приводятся такие доводы, как: отсутствие адаптированных или модифицированных методик, бесперспективность показа на конкурсах, сложность подборки доступного для детей этого возраста материала и др. Представляется, что такая точка зрения в корне не верна. Я глубоко убеждена, не только в необходимости, но и в успешности организации исследовательской деятельности на этом этапе обучения: ведь подростки в этом возрасте уже стремятся к самостоятельности, но еще не утратили детской непосредственности и любознательности. Работая с учащимися 5-6 классов, я поняла, что одним из главных мотивов исследовательской деятельности для них является именно потребность в новой информации, новых впечатлениях. Поэтому я стараюсь поддержать и развить их мотивацию к самостоятельному поиску, исследованию. В своей работе я обязательно учитываю то обстоятельство, что исследовательское поведение – это универсальная характеристика человеческой деятельности. А одним из основных факторов развития исследовательского поведения ребенка как раз и выступает исследовательский метод обучения. Цель настоящего доклада - представить одну из методик организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся 5-6 классов, основанную на индивидуальном подходе.

С развитием современной информационной технологии, система “человек и компьютер” быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому воздействие человека с компьютером должно быть обеспечено школьным образованием. Чем раньше мы это начнем, те быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество информации требует знаний работы с компьютером.

Предмет исследования – процесс развития познавательных процессов школьников средствами компьютерного обучения.

Объект исследования – процесс обучения  школьников.

Развитие познавательных процессов в этом возрасте очень важно для формирования развитой и самостоятельно мыслящей личности.

Гипотеза – процесс обучения школьников может быть эффективным, если при объяснении определенных заданий будет использован компьютер, так как:

1) его использование оптимизирует деятельность учителя;

2) применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся;

3) он позволяет усилить познавательные интересы ученика.

Цель исследования – изучить условия развития познавательных процессов школьников средствами компьютерного обучения.

Задачи исследования:

- изучить психолого-педагогические, методические аспекты использования компьютеров в процессе обучения школьников;

- экспериментально изучить эффективность использования ЭВМ в школе;

Научная новизна исследования заключается в том, что изучаются условия использования компьютера в процессе обучения, как фактор развития мышления, внимания, воображения и др.

Практической значимостью исследования является то, что материалы работы могут быть использованы в практике учителя.

       В настоящее время в связи с массовым использованием компьютерной техники широко используется электронная презентация. Знание технологии создания такой презентации и умение ею пользоваться – это не просто дань моде. В деловой жизни любому выпускнику придется не раз прибегать к приемам, помогающим заинтересовать людей. Любой ученик уже в школе может приобретать подобные навыки, иллюстрируя свой рассказ компьютерной анимацией, сочетающей динамичные рисунки, фотографии, текст, графики, диаграммы.

       Представление работы с помощью презентации – это необходимая часть проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся, направленная на развитие информационной и коммуникативной культуры ученика.

      Наиболее распространенной, удобной и простой в использовании  программой является программа PowerPoint. Ее версии есть в свободно распространяемом программном обеспечении.

          Работа («Презентация.doc») содержит представление и описание технологии самых распространенных возможностей при создании презентации: создание и заполнение слайда, оформление слайда (дизайн и цветовые схемы), настройка анимации объектов и слайдов, работа с графикой и звуком, сортировщик слайдов, и добавление кнопок, организация гиперссылок и т.д.

      Эту же работу можно использовать и на элективных курсах, и для обучения педагогов-предметников использованию  и применению информационных технологий, развивая информационную культуру не только учеников, но и педагогов.

      Кроме этого в папке  «Урок» содержится пример (сценарий, презентация) проведения урока по данной методической разработке. В папке «Приложения» содержатся примеры использования детьми редактора презентационной графики для оформления своих работ, выполненные не только в рамках проектной деятельности, но и для оформления докладов и выступлений.

Основываясь на изложенных теоретических доводах и педагогической практике, можно утверждать, что ученики 5-6 классов должны получать основные навыки ведения научно-исследовательской и проектной деятельности. Конечно, их работу нельзя еще назвать в полном смысле слова научным исследованием. С другой стороны, получая навыки проведения научных исследований или создания проектов, ребята учатся ставить перед собой цель, формулировать задачи, выдвигать гипотезы, делать собственные выводы. Именно на это направлен индивидуальный подход к организации научно-исследовательской работы учащихся первого уровня среднего звена, который позволяет максимально учитывать творческие и интеллектуальные способности ребят как исследователей, создавать условия для реализации каждой индивидуальной личности.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 8»

Доклад на педагогическом совете

«Учебно-исследовательская работа учащихся»

Зам.директора по УВР: Зазулина Г.Н.

9 января 2008 года

Учебно-исследовательская работа

учащихся

(методические рекомендации для учащихся и педагогов).

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Л. Н. Толстой

В настоящее время мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Ответственность по формированию этих качеств возлагаются, прежде всего, на образование, и в первую очередь на школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Главная роль в достижении данной цели отводится учебно-исследовательской деятельности школьников. С этой же целью проводятся ежегодные научно-практические конференции различных уровней (школьные, городские, краевые, Всероссийские).

Многие педагоги говорят о том, что заниматься исследовательской деятельностью невозможно, так как материально-техническая база образовательных учреждений не позволяет проводить серьезные научные исследования. Это указывает на тот факт, что многие педагогические работники не до конца понимают суть понятий – научно-исследовательская деятельность и учебно-исследовательская деятельность, о которой в дальнейшем и пойдет речь.

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. К элементам исследовательской деятельности относятся:

1. Методы исследования.

2. Наличный экспериментальный материал.

3. Интерпретация данных и вытекающие из них выводы.

Научно-исследовательская деятельность - это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.

Учебно-исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики. Конечно, никто не собирается отрицать ценности получения учащимися новых знаний в избранной тематической сфере, тем более если работа проводится под руководством опытного компетентного специалиста. Однако основным все же остается выполнение обучающей задачи.

К сожалению нельзя не заметить, что процесс освоения методов исследовательской работы с учащимися протекает в образовательных учреждениях нашего города неоднозначно.

На городской научно-практической конференции школьников -Достижения естественных наук в области прикладных и фундаментальных исследований часто можно столкнуться с ситуацией, когда выступление докладчика очень увлекательно, эмоционально, интересно, но работа не соответствует общепринятым требованиям, традиционно предъявляемым к написанию исследовательских работ. В результате - обида со стороны учителя и ученика за то, что работа оказалась не оцененной по заслугам. В данном случае главный просчет докладчика состоит в том, что сама работа и доклад представляет собой лишь интересный рассказ о прочитанном и в лучшем случае свидетельствует о начитанности и эрудиции ученика, но никак не о его умении анализировать, сопоставлять факты и на их основе делать собственные умозаключения и выводы. Что бы избежать подобных ситуаций необходимо знакомство, прежде всего педагога, а затем и ученика с основами исследовательской работы.

Анализ работы секций научно-практической конференции школьников -достижения естественных наук в области прикладных и фундаментальных исследований? позволил определить наиболее типичные проблемы и ошибки. Перечислим лишь некоторые из них:

        •         замена исследовательской работы рефератом, то есть обзором различных научных произведений;

        •         замена исследования работой компилятивного характера, то есть соединением логично выстроенных в одно целое отрезков из разных научных текстов;

        •         вместо рассчитанной на долговременный срок работы иногда в спешном порядке на конференцию представляется текст, созданный в кратчайшие сроки по методу штурмовщины;

        •         неспособность участников конференции грамотно вести дискуссию по защите результатов своего исследования и отвечать на вопросы аудитории, что часто является признаком отсутствия этапа предварительного обсуждения на школьном уровне.

        •         часто учащиеся выбирают слишком масштабные или сложные темы, которые оказываются непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования

        •         в большинстве своем учителя и учащиеся не обращаются к преподавателям ВУЗов за консультациями, что сказывается на качестве работ.

Существует еще одна проблема, решение которой до сих пор вызывает затруднения у участников научно-практической конференции - это оформление исследования, где так же действуют выработанные для оформления научных текстов правила и приемы.

Большинство затруднений, обусловлены, прежде всего непониманием природы как исследовательского, так и реферативного сочинения.

Необходимо напомнить о том, что при исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. Это особенно показательно в гуманитарных областях. На одних и тех же источниках можно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу. Только суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов.

Реферат же в свою очередь ни в коем случае не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, а также давать оценку тексту. Цель реферата состоит в том, чтобы акцентировать внимание на новых сведениях и определить целесообразность обращения к изначальному тексту.

Суть реферативной работы - в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что, во-первых, в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок, а во-вторых, он отвечает на вопрос о том, что нового, существенного содержится в тексте.

Реферат может рассматриваться как один из этапов научно-исследовательской работы, но ни в коем случае не как ее заменитель. Реферирование решает, прежде всего, учебные задачи такие как обучение навыкам грамотного обзора литературы, сопоставлению различных точек зрения по теме.

Учебно-исследовательская деятельность требует определенной подготовки как учащегося, так и педагога. В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из ее участников. Совершенно естественно, что основная доля ответственности ложится на руководителя работы, исполняющего в данном случае роль ведущего, более опытного участника.

Лучшие работы учащихся награждаются грамотами, дипломами, подарками. Учащиеся, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают право на участие в городских научно-практических конференциях.

Организация учебно-исследовательской работы с учащимися предъявляет и особые требования к педагогу:

  1. положительное отношение к ребенку;
  2. проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства

в каждом;

  1. признание права личности быть непохожей на других;
  2. предоставление права на свободу выбора;
  3. оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
  4. учет индивидуально-психологических особенностей детей.

Педагогу необходимо совершенствовать технологию обучения и помнить, что когда позволяется ученику самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность.

Проблема творческого развития личности имеет достаточно длительную историю в педагогике. Но до недавнего времени она рассматривалась, в основном, если речь заходила о школе, в контексте учебной деятельности, тесно увязанной с единой типовой учебной программой той или иной дисциплины.

В последнее десятилетие особое значение в развитии творческих способностей школьников придается привлечению их к активному участию в научно-исследовательской работе.

Исследовательская работа учащихся организуется как в учебное, так и во внеучебное время.

 Исследовательская работа, организуемая в учебное время, реализуется через:

  1. выступления учащихся на уроках-семинарах, уроках-зачетах, обобщающих уроках с сообщениями по монографической литературе, справочным материалам, научно-популярной литературе;
  2. участие в обсуждении докладов, рефератов, дискуссионных статей;
  3. подготовку рефератов по изучаемым темам программы;
  4. выполнение индивидуальных или групповых заданий исследовательского характера во время занятий в аудитории или лаборатории или при подготовке к ним.

            Хорошим творческим эффектом обладает работа учащихся по рецензированию предложенного учителем материала. Можно предложить детям следующие варианты работы с текстом:

  1. найдите и исправьте в тексте фактические ошибки;
  2. опровергните предложенную информацию;
  3. проверьте предложенную информацию, пользуясь справочной литературой;
  4. предложите своё более точное определение;
  5. догадайтесь, что имел в виду автор в данном отрывке.

Особая роль в реализации этой формы научно-исследовательской работы учащихся принадлежит общешкольным дисциплинам, спецкурсам и спецпрактикумам, при проведении которых преподаватели организуют учебную деятельность учащихся как научное исследование. Особенностью этого этапа является то, что на конкретных уроках ученикам показываются обычно небольшие примеры проведения исследования, но при этом каждый образец исследования неполон. В нем имеются пропуски, которые учащиеся должны заполнить. Эти пробелы могут касаться выстраивания плана эксперимента или способа контроля над каким-либо фактором в эксперименте, проблемы точности измерений. объема выборки и количества повторностей при проведении исследований; это может быть и заключение, вытекающее из данных, и гипотеза, касающаяся этих данных. Перед современной школой стоит задача формирования творческой, разносторонне развитой личности. Творчество немыслимо без познавательной активности. Мы рассматриваем организацию исследовательской деятельности учащихся как одно из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, — наличие у них потребности узнавать новое.

Учебно-исследовательская работа учащихся организуется по двум направлениям:

  1. урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки (9-11-е кл.); семинары (10-11-е кл.); практические и лабораторные занятия (9-11-е кл.); урочные проекты (внутришкольные) (5-11-е кл.); международные проекты (5-11-е кл.);
  2. внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа (9-11-е кл.); проектная работа по интересам (5-11-е кл.); курсовые работы по английскому языку (11-й кл.); учебно-исследовательские работы (10-11-е кл.); научные работы (10-11-е кл.); интеллектуальные марафоны (5-11-е кл.); олимпиады (5-11-е кл.); конференции (10-11-е кл.).

Обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя — научиться быть консультантом. Трудно удержаться от подсказок. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы.

Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности.

  1. / этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.
  2. II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.
  3. III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.
  4. IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) — равноправные партнеры.

На этапе самоанализа учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения.

Выбирая тему реферата или исследовательской работы, учащиеся руководствуются своими желаниями и интересами. Несмотря на то что школа № 72 является гуманитарной, учащиеся выбирают темы предметов и естественно-научного направления.

В конце работы учащиеся представляют творческие отчеты в рамках Дней науки в декабре и в апреле. Формы могут быть различны: выпуск газеты, школьного журнала, оформление выставки, творческий отчет по эксперименту, защита реферата или исследовательской работы.

Исследовательская работа учащихся, организуемая во внеучебное время, реализуется через:

  1. участие в выполнении научно-исследовательских работ, проводимых отдельными преподавателями или научными сотрудниками;
  2. подготовку обзоров по новинкам литературы в соответствии с профилем обучения. направлением или темой исследований;
  3. выступления с докладами и сообщениями по результатам проведенной научно-исследовательской работы на конференциях;
  4. подготовку публикаций по результатам проведенных исследований;
  5. разработку и направление в соответствующие органы практических предложений и рекомендаций;
  6. работу в научных кружках, обществах учащихся, проблемных группах:
  7. участие в конкурсах, викторинах, семинарах, олимпиадах.

Организация и успешная реализация научно-исследовательской работы учащихся возможны только при условии тесного взаимодействия ее структурных подразделений. каждое из которых выполняет свои функции, способствуя в целом главной цели Организации НИР - развитию творческой личности.

В современную эпоху быстрого обновления знаний важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения. Этот метод дает возможность:

  1. обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска;
  2. сформировать мотивацию, потребность в такого рода деятельности;
  3. дать полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания;
  4. помочь развитию творческого мышления.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся - процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов.

Целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

В процессе достижения поставленной цели важно решить следующие задачи:

  1. выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской деятельности;
  2. развить интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т. п.);
  3. развить умения самостоятельно, творчески мыслить;
  4. помочь в выборе профессии.

Различают три уровня исследовательского метода обучения:

  1. 1-й уровень - преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения;
  2. 2-й уровень - преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования;
  3. З-й уровень - и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником.

Формирование навыков ведения исследовательской работы целесообразно вести по трем следующим направлениям:

  1. ведение учеником небольшого исследования с подготовкой сообщения, доклада или реферата;
  2. изучение специального учебного курса «Введение в научно-исследовательскую деятельность»;
  3. развитие познавательных, исследовательских навыков непосредственно при изучении школьных предметов (на уроках и во внеурочное время).

Применение исследовательского метода требует больших временных затрат. Исследованиями руководят учителя-предметники.

Лекционный курс «Введение в научно-исследовательскую деятельность» ведет специально приглашенный ученый.

В школе обязательно должно функционировать научное общество учащихся. Результатами исследований ученики делятся два раза в год на научно-практических конференциях.

Учащиеся могут увидеть тему и подготовительные этапы предстоящей конференции на стенде «информации».

  1. 1 этап - выбор научно-исследовательской темы.
  2. II этап - 12 - часовой лекционно-практический курс «Введение в научно-исследовательскую деятельность» (что такое актуальность темы, гипотеза, научный замысел, цели и задачи исследования; как выбрать тему; подобрать и работать с источниками знаний; оформление работы, методы исследования и т. д.; решение логических задач, «тренировка» мозгов).
  3. 111 этап - индивидуальные консультации по выбираемой теме (можно идти параллельно со вторым).
  4. /V этап - оформление исследовательской работы.
  5. V этап - защита исследовательской работы на научно-практической конференции.

Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся являются:

  1. Проблемно - рефератuвный - аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
  2. Аналитико - сuстематuзuрующuй - наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
  3. проектно - поuсковый - поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

Проектная деятельность учащихся позволяет обеспечить достаточно высокий уровень самостоятельности и творческой активности ребят. Знания и умения становятся прочными только при условии, когда они добыты самостоятельным трудом.

В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя  - помочь детям в этом.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 8»

 

Педагогический совет

«Учебно-исследовательская работа учащихся»

Дата проведения  9 января 2008 года

Педагогический совет

«Учебно-исследовательская работа учащихся»

Дата проведения  9 января 2008 года

Повестка педсовета:

1. Доклад на педагогическом совете

«Учебно-исследовательская работа учащихся»

Зам.директора по УВР: Зазулина Г.Н.

Содокладчики:

-«Учебно-исследовательская работа учащихся по русскому языку и литературе»

                    Учитель русского языка и литературы Караваева О.О. (б/л)

-«Учебно-исследовательская работа учащихся по химии и  биологии»

        Учитель химии и биологии Фролкина И.Ю.

-«Учебно-исследовательская работа учащихся по истории»

              Учитель истории и обществознания Максимова Н.П.

-«Особенности индивидуального подхода к организации исследовательской деятельности учащихся 5-6 классов»

        Учитель математики и информатики: Юдина Н.В.

Решение педагогического совета

«Учебно-исследовательская работа учащихся»:

1.На заседаниях методических объединений учителей – предметников продумать этапы организации учебно – исследовательской работы с учащимися.

(отв. руководители МО)

2.Провести в апреле творческие отчеты учащихся в рамках Дней науки. Формы могут быть различны: выпуск газеты, школьного журнала, оформление выставки, творческий отчет по эксперименту, защита реферата или исследовательской работы.

(отв. зам. директора по УВР Зазулина Г.Н.,

 руководители МО, руководитель НОУ)

3.Педагогам необходимо совершенствовать технологию обучения, помнить, что когда позволяется ученику самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность.

4.При организации учебно – исследовательской работы с учащимися педагогам предъявлять особые требования к себе:

-положительное отношение к ребенку;

- проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;

-признание права личности быть непохожей на других;

-предоставление права на свободу выбора;

-оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

-учет индивидуально – психологических особенностей детей.

5.Утвердить программу «Работа с учащимися, имеющими высокий уровень развития учебно – познавательной деятельности».

6.Утвердить Положение о Научном обществе учащихся

7.Руководителем НОУ назначить учителя биологии Фролкину И.Ю..

8.Фролкиной И.Ю. до 25.01.08 г. разработать и утвердить план работы НОУ.

9.Утвердить Положение об учебно – исследовательской деятельности учащихся.

10.Разработать Положение о школьной олимпиаде для младших школьников и утвердить до 25.01.08 г.

(отв. Малышева М.И., Щеголькова Н.Г.)

11.Провести школьный тур предметных олимпиад для младших школьников апреле 2008 года.

(отв. Малышева М.И., Щеголькова Н.Г.)

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 8»

Выступление на педагогическом совете

Исследовательская работа

учащихся на уроках биологии и экологии.

Учитель биологии и экологии Фролкина И.Ю..

9 января 2008 года

Исследовательская работа учащихся на уроках биологии и экологии.

«Исследовательская работа учащихся, как ни какая другая деятельность, формирует у них качества, необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации независимо от выбора профессии».

Одной из эффективных форм работы по изучению экологии и биологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Исследовательская деятельность – один из методов проблемного обучения. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. Экологическая исследовательская работа должна стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности школьников в рамках образовательного процесса.

Ученическое исследование по экологии сочетает в себе использование теоретических знаний и эксперимента, требует умения моделировать, строить план исследования, осуществлять эксперимент, иметь навыки экологического картографирования, построения схем, диаграмм.

Из всего многообразия видов исследовательской деятельности учащихся можно выделить три основных:

- теоретические исследования;

- прикладные, опытно-проблемные;

- системные, комплексные исследования по единой программе школьного экологического мониторинга.

Я со своими учениками на протяжении ряда лет занимаюсь третьим видом деятельности.

Исследовательская деятельность имеет ряд особенностей:

  1. Имеет проблемный характер и поисковую направленность.
  2. Высокая степень достоверности и обьективности.
  3. Экологические исследования представляют собой сочетание теоретических  знаний в области различных дисциплин, экологической культуры и практических действий.

Основным  обьектом  исследовательской  деятельности школьника необходимо считать экосистему и процессы, в которых она участвует.

Исследовательская деятельность предполагает наличие нескольких основных этапов:

Этап 1. Подготовительный

Изучают литературу, занимаются сбором предварительных данных об обьекте изучения, подбирают методики.

Этап 2. Экспериментальный

Проводят системные наблюдения, сбор информации, закладывают опытные участки, делают их описание.

Этап 3. Камеральный

Осуществляется обработка материала, определяется видовой состав, составляются таблицы, проводится математическая обработка результатов, построение диаграмм, графиков.

Этап 4. Аналитический

Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, закономерностей, экологических проблем, составляются рекомендации и предложения.

Этап 5. Отчетный

Составляется отчет об исследовательской работе по следующим разделам:

- актуальность темы;

- цель и задачи исследования;

- литературный обзор;

- экспериментальная часть (описание методик исследования, использование диаграмм, таблиц, фотографий);

- выводы и предложения по работе;

- список литературы.

Этап 6. Информационный ( возможен).

Ознакомление коллектива школы, населения микрорайона, печати с полученными результатами, предложениями и рекомендациями.

Этап 7. Практический

Личное участие школьников в практической работе по охране природы.

Так, например, с учениками 5-х классов в прошлом году мы исследовали денрологический отдел пришкольного участка;  совместно с МОУ географии (Дугушкиной Ж.В.) опытным путем определили кислотность почвы и видовой состав цветника; составили план пришкольного участка.

На протяжении ряда лет я вместе с ребятами я  занимаюсь исследовательской работой, результатом которой является написание проектов.С нашими проектами мы выступали на различных конкурсах и олимпиадах.

Вот некоторые темы наших проектов:

 «Атмосфера. Мы за все в ответе» (районный тур гор. конкурса агитбригад)

«Состояние здоровья населения и среды обитания г. Саранска РМ» (НПК «Дерево Земли, на кот. я живу» Паршина Н.)

 Работа в этом направлении продолжается.

Исследовательская работа учащихся организуется как в учебное, так и во внеучебное время.

Исследовательская работа, организуемая в учебное время, реализуется через:

  1.         выступления учащихся на уроках-семинарах, уроках-зачетах, обобщающих уроках с сообщениями по монографической литературе, справочным материалам, научно-популярной литературе;
  2.         участие в обсуждении докладов, рефератов, дискуссионных статей;
  3.         подготовку рефератов по изучаемым темам программы;
  4.         выполнение индивидуальных или групповых заданий исследовательского характера во время занятий в аудитории или лаборатории или при подготовке к ним.

        Наибольший интерес у учащихся вызывают такие темы как «Влияние экологии на здоровье людей», «Клонирование: за и против», «Городские отходы. Как с ними справиться?», «Гипотетические варианты будущего планеты Земля в 2050 г.». Ребята приводят различные «версии», формулируют аргументы в защиту своей точки зрения.

Особая роль в реализации этой формы научно-исследовательской работы учащихся принадлежит общешкольным дисциплинам, спецкурсам и спецпрактикумам, при проведении которых учителя организуют учебную деятельность учащихся как научное исследование. Особенностью этого этапа является то, что на конкретных уроках ученикам показываются обычно небольшие примеры проведения исследования, но при этом каждый образец исследования неполон. В нем имеются пропуски, которые учащиеся должны заполнить. Эти пробелы могут касаться выстраивания плана эксперимента или способа контроля над каким-либо фактором в эксперименте, проблемы точности измерений, объема выборки и количества повторностей при проведении исследований; это может быть и заключение, вытекающее из данных, и гипотеза, касающаяся этих данных.

Исследовательская работа учащихся, организуемая во внеучебное время, реализуется через:

  1.         участие в выполнении научно-исследовательских работ, проводимых отдельными преподавателями или научными сотрудниками;
  2.         подготовку обзоров по новинкам литературы в соответствии с профилем обучения, направлением или темой исследований;
  3.         выступления с докладами и сообщениями по результатам проведенной научно-исследовательской работы на конференциях;
  4.         подготовку публикаций по результатам проведенных исследований;
  5.         разработку и направление в соответствующие органы практических предложений и рекомендаций;
  6.         работу в научных кружках, обществах учащихся, проблемных группах;
  7.         участие в конкурсах, викторинах, семинарах, олимпиадах.

        Так, мы с Паршиной Надеждой при подготовке к НПК для сбора данных посещали врачебно-физкультурный диспансер, биол. факультет МГУ. В летний период, находясь в профильном лагере для одаренных детей на базе гимназии №20, Надя продолжила свою исследовательскую работу по изучению среды обитания и действующих на территории Мордовии эколого-географических факторов.

В работе школы постепенно накапливается опыт по организации научно-исследовательской работы учащихся, когда сбор материалов проводится на протяжении учебного года. Но целый ряд сформировавшихся в последние годы направлений исследований предполагает проведение сбора данных в летний период. За многие годы сложились следующие организационные формы для осуществления сборов материалов учащимися при выполнении научных работ: индивидуальная или групповая работа на базе лабораторий и кафедр МГУ, школьного кабинета биологии; выездные группы для проведения исследований в Ботаническом саду и на загородных базах университета (экомузей при МГПИ, биостанция МГУ, спортивно-оздоровительные лагеря); группы, направляемые в городские и выездные экологические школы. Для каждой из групп составляется общая учебно-научно-исследовательская программа, в выполнении которой участвуют все учащиеся. Помимо этого, отдельные учащиеся или малые группы (2-3 чел.) проводят самостоятельные исследования в соответствии с программой и планом своей темы (например, сборы растений для составления гербариев).

Организация и успешная реализация научно-исследовательской работы учащихся школы возможны только при условии тесного взаимодействия ее структурных подразделений, каждое из которых выполняет свои функции, способствуя в целом главной цели организации НИР — развитию творческой личности.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская информационная работа "Россия - Америка: two wars in 1812, the first Ambassador in Russia"

Основная тема работы - Отечественная война 1812 года в России  с точки зрения иностранца. В работе исследуется­ редкий историческ­ий факт: пребывание­ будущего шестого Президента­ США в России в ...

Самостоятельная, творческая, учебно-исследовательская работа учащихся на уроках русского языка и литературы

Статья о способах, методах  и формах организации самостоятельной, творческой, учебно-исследовательской работы учащихся на уроках русского языка и литературы...

Статья "Из опыта работы по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся"

В статье отражён опыт организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Статья представлена в Сборнике тезисов Всероссийской научно-практической конференции "Учебно-исследовательская деятель...

Сборник учебно-исследовательских краеведческих работ обучающихся "Бичкн Торскм"

     Информационный тематический сборник продолжает серию публикаций по реализации региональной  программы «Бичкн Торскм» в рамках туристско-краеведческого движе...