Психолого-педагогическое сопровождение развития личности учащихся в условиях реализации модели «Школа –комплекс- детский сад, гимназия, дополнительное образование »
материал на тему
На примере образовательной модели гимназии № 39 «Классическая» Самарской области, г. Тольятти
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 438.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение развития личности учащихся в условиях реализации модели «Школа –комплекс- детский сад, гимназия, дополнительное образование »
( На примере образовательной модели гимназии № 39 «Классическая» Самарской области,
г. Тольятти).
Неонила Семеновна Захаренко, директор, к.п.н., Заслуженный учитель Р.Ф.
Наталья Ивановна Леванова, зам директора по УВР, учитель истории и обществознания
ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ-КОМПЛЕКСА.
В настоящее время гимназия №39 «Классическая»- это 4 образовательных ступени: дошкольная, начальная, подростковая, старшая. Учебный процесс осуществляют 106 педагогических работников, среди них 3 Заслуженных учителя РФ, 15 имеют отраслевые награды, 19 Награждены Почетными грамотами Министерства образования РФ, 3 кандидата педагогических наук.
В структуру гимназии входят подразделения, службы, обеспечивающие высокое качество образования: медицинский кабинет, столовая, служба психологического и физического здоровья, профориентационный кабинет, библиотечно-информационный центр (медиацентр).
Гимназия-победитель конкурсов: «Социальное партнерство» в г. Саратове; неоднократный лауреат конкурса «Школа года»; в 2006, 2008годах гимназия - победитель конкурса «Лучшие школы России» в рамках приоритетного национального проекта «Образование»; лауреат первого и второго муниципальных конкурсов «Лучшие школы городского округа Тольятти»; в 2008 году гимназия - победитель Регионального конкурса «Образовательное учреждение – центр инновационного поиска»; в 2009 году – победитель конкурса «Достойные граждане великой страны»; в 2011году-победитель регионального конкурса « Лучшие школы Самарской области», призер регионального конкурса « Система работы образовательных учреждений с одаренными детьми». десять педагогов гимназии стали победителями В Приоритетном национальном проекте «Образование»- десять педагогов гимназии стали победителями
В 2011 году директор гимназии Захаренко Н.С.- победитель регионального конкурса «Женщина-директор года». Методическая и педагогическая практика по внедрению СОТ в образовательный процесс педагогов гимназии отражена в сборниках научно-практических конференций территориального, регионального, Всероссийского и Международного уровней .Гимназия представлена в Федеральном Реестре «Всероссийской Книги Почета» как Академическая школа .
Учащиеся гимназии принимают активное участие в городских, региональных и российских олимпиадах,олимпиадах и конференциях, проводимых ВУЗами: «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»; Московский физико-технический институт (государственный университет) ; Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова; Общероссийская детская общественная организация МАН «Интеллект будущего»;ФГБОУ ВПО «Самарский государственный аэрокосмический университет им. Академика С.П.Королёва»/национальный и исследовательский университет/- общий итог в 2011-2012уч.году -194 призера и победителя. Стабильно высокие результаты учащихся в обучении. В 2011-2012 году гимназия подготовила 13 золотых и серебряных медалистов, 5 стобалльников по русскому языку.
Модернизация структуры гимназии, создание новой модели, включающей образовательные ступени: дошкольную, начальную, подростковую, старшую ( входящие в структуру школы-комплекса- детский сад, , гимназия, дополнительное образование), а так же деятельность гимназии по реализации модели личностно-ориентированного подхода в организации образовательного процесса обусловило возможность разработки Программы развития «Школа - комплекс - школа личностного развития учащегося» на 2011-2015 гг.
I.ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ГИМНАЗИИ КАК ШКОЛЫ-КОМПЛЕКСА-ШКОЛЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ.
На основе использования современных систем обучения, личностно-ориентированных образовательных технологий и методик, создавалась система воспитательной работы с вовлечением всех учащихся в детские общественные объединения на всех ступенях. Комплексное решение задач, которые ставит перед образовательным учреждением общество и государство невозможно решить локальными, точечными инновациями, особенно в условиях крупной школы, поэтому стал необходим эксперимент системного характера, совершенствующий деятельность всех ступеней школьного образования с использованием имеющихся ресурсов как внутри школы, так и вне её. Анализ микросоциума позволил нам определить место и роль нашего учреждения в районе и городе. Полученные результаты исследований стали одним из важнейших факторов при разработке программы школы-комплекса, учитывались результаты достижений в рамках целевых установок предшествующей программы развития гимназии; с учётом этих достижений сформулирована тема программы развития - «Школа-комплекс как оптимальная модель школы личностного развития учащегося», школа для всех детей.
От массовой общеобразовательной школы данная модель отличается рядом признаков:
- воспитанием и развитием качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
- переходом к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- признанием решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечением преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразием организационных форм и учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия
МИССИЯ ШКОЛЫ-КОМПЛЕКСА
Предоставление каждому участнику УВП сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном саморазвитии, активной гражданской позиции, культуры, здоровья, способности к социальной адаптации.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Определение стратегических и тактических задач по созданию оптимальной модели «Школы-комплекса», обеспечивающей преемственность в деятельности всех модулей образовательной системы, направленной на личностное развитие детей на основе интеграции общего и дополнительного образования.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
- Обеспечение качественного образования в соответствии с потребностями каждого учащегося.
- Создание условий для выявления и развития способностей, склонностей и интересов учащихся, профессионального самоопределения.
- Выявление, обучение и сопровождение одаренных учащихся.
- Создание условий для овладения учащимися и педагогами современными информационными технологиями и средствами межкультурного взаимодействия.
- Предоставление учащимся права реализации индивидуальной образовательной траектории личностного развития.
- Создание воспитательной среды, направленной на формирование культурной, интеллектуальной и нравственной личности.
- Создание здоровьесберегающего сопровождения субъектов образовательного процесса.
- Создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов.
- Формирование у учащихся школы- комплекса готовности к адаптации в условиях ситуации социальных перемен.
КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ
Создание школы-комплекса, в основе которой лежит траектория развития ребенка через сетевое взаимодействие образовательных модулей программы; реализация проекта «Центр личностного развития»:
Программа предусматривает создание пространства развития каждого обучающегося на основе развития внутренних сетевых образовательных модулей. Каждый модуль имеет свою цель и задачи, направления инновационного развития с учетом специфики организации возрастосообразного образовательного процесса, индикаторы и показатели оценки развития. Сетевое взаимодействие образовательных модулей школы строится через «линии договоренностей», позволяющих обеспечить единство образовательного процесса школы на основе преемственности. Сетевое взаимодействие рассматривается как система: изменения в одном образовательном модуле влечет адекватные изменения в других внутренних модулях школы.
Программа предусматривает внешнее сетевое взаимодействие, обеспечивающее ребенку прохождение социализации, использование внешкольных ресурсов для становления и развития его личности. Главными условиями деятельности сетевого взаимодействия школы является наличие общей проблематики и подходов к ее решению с позиции каждого сетевого модуля и его внешних связей, коллективная компетентность образовательной команды.
Реализация системного подхода, охватывающего четыре ступени образования, внешние ресурсы на основе сетевого взаимодействия в конечном итоге позволит достичь:
- Целостности образовательного пространства школы.
- Интеграции ступеней школьного образования.
- Удовлетворения образовательных потребностей учащихся и их родителей, профессиональных потребностей учителей.
- Создания условий для освоения учащимися новых способов получения знания через освоение новых для них видов деятельности (социально-значимое проектирование, учебное проектирование, экспертиза личной и групповой учёбой и внеучебной деятельности и др.)
- Обеспечения комфортности образовательной среды в соответствии с возрастными особенностями развития детей.
- Изменения позиции учителя - с передающего зафиксированный объём культурного знания в сопровождающего, становление индивидуальной образовательной траектории учащихся.
- Апробации и освоения новых систем организации образовательного процесса
- Обеспечения готовности всех учителей к партнёрским взаимоотношениям с учащимися, родителями, социальными партнёрами.
- Обеспечения роста социальной зрелости выпускников, роста профессионализма педагогов.
- Создания нормативно-правовых условий повышения качества образования.
II. ПРОЕКТ « ЦЕНТР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ».
Актуальность разработки проекта ЦЛР «Центр личностного развития» обусловлена прежде всего возрастающими потребностями российского общества в индвидуализации образования и реальными возможностями удовлетворить эти потребности в основном общем образовании.
Сформулированные противоречия послужили основой для определения проблемы, сущность которой заключается в необходимости разработки и реализации проекта ЦЛР с опорой на дополнительное образование и создание целостной образовательной системы в условиях современной гимназии.
Краткое описание проекта
Проект Центр личностного развития (ЦЛР) создан с учетом имеющихся возможностей, потенциала и ресурсов гимназии, а именно:
- фундаментальная базовая подготовка по всем предметам, высокие результаты обучения учащихся;
- многопрофильность, позволяющая наиболее полно удовлетворить интересы учащихся и их родителей;
- введение структуры дополнительного образования; широкие возможности для развития личности ребёнка в различных направлениях
- благоприятный имидж, эмоционально привлекательная образовательная среда;
- внедрение ФГОС НОО;ООО,организация внеурочной деятельности для учащихся ;
- создание программы -«Школа - комплекс как оптимальная модель школы личностного развития учащегося» на 2011-2015 гг.
- инновационная деятельность педагогов;
- широкие технические возможности гимназии.
Цель проекта: создать Центр Личностного Развития, обеспечивающий каждому ребенку высокое качество образования адекватное социальным и экономическим потребностям общества и его индивидуальным талантам.
Задачи:
- модернизация психологической службы школы-комплекса, направленная на эффективное обеспечение деятельности по изучению коррекции особенностей личностного развития на основе учета индивидуальных особенностей.
- обеспечение необходимых правовых, научно – методических, организационно, информационных, кадровых и других условий для создания ЦЛР;
- разработка и реализация комплекса программ внеурочной и внеучебной деятельности; способствующая личностному, разностороннему развитию;
- обеспечение доступности участникам образовательного процесса гимназии и других учебных заведений района к обучению в ЦЛР, обеспечение доступности обучения детям с разными стартовыми возможностями.
Ожидаемые результаты
- Оптимальное развитие личности (интеллектуальное, физическое,. духовно-нравственное и др):
- Обеспеченность образовательных потребностей учащихся через предоставление им возможности дополнительного образования по направленностям деятельности Центра:
- учащиеся получат опыт исследовательской и проектной деятельности;
- у учащихся будут сформированы компетентности решения проблем, информационные и коммуникативные компетентности;
- учащиеся получат опыт и культуру гражданского поведения и социальной активности через поисковую деятельность, социальные проекты и акции, участие в общественных детских и молодежных организациях;
- учащиеся получат опыт творческой деятельности через участие в массовых мероприятиях;
- увеличится число детей, добившихся позитивных результатов в интеллектуальной творческой деятельности;
- педагоги получат возможность формирования своей авторской педагогической программы обучения и развития интеллектуальной, творческой личности ребенка, что является стимулом творческого роста самого педагога.
Основные идеи проекта.
- Идея сохранения единого образовательного пространства
- Идея дополнительного образования детей как многоступенчатой системы, позволяющей осваивать дополнительные общеобразовательные программы от дошкольного уровня до среднего (полного) общего образования;
- Идея дополнительного образования детей как пространства продуктивной и социально конструктивной организации детской жизни, в которой ребенок приобретает комплекс личностных, социальных и профессиональных компетентностей, обеспечивающих его самоопределение, социализацию и профессионализацию;
- Идея дополнительного образования как образовательной траектории, позволяющей ребенку выстраивать собственную стратегию самореализации
- Идея опережающего характера, вариативности и предоставления широкого спектра образовательных услуг как пространства возможностей и выбора
Данный проект - это оптимальный путь к совершенствованию единой образовательной среды гимназии. Проект включает различные подсистемы (учебный процесс, повышение квалификации учителей, предпрофильную подготовку и профильное обучение, внеурочную деятельность учащихся) в единую образовательную систему. Результатом деятельности становится индивидуальное развитие учащихся и педагогов.
Основные положительные тенденции создания ЦЛР
- Дополнительное образование детей, как правило, продолжает оставаться бесплатным для обучающихся,
- В большей степени услугами дополнительного образования детей пользуются подростки в возрасте от 10 до 14 лет, что является позитивным фактором, так как занятость подростков данного возраста в учреждениях дополнительного образования детей сокращает пространство для девиаций;
- Дополнительного образования детей осуществляют свою деятельность круглогодично, являются организаторами содержательного досуга детей в каникулярное время, в выходные и праздничные дни
Ключевая идея создания Центра
- Идея сохранения единого образовательного пространства.
- Идея дополнительного образования детей как многоступенчатой системы, позволяющей осваивать дополнительные общеобразовательные программы от дошкольного уровня до среднего (полного) общего образования.
- Идея дополнительного образования детей как пространства продуктивной и социально конструктивной организации детской жизни, в котором ребенок приобретает комплекс личностных, социальных и профессиональных компетентностей, обеспечивающих его самоопределение, социализацию и профессионализацию.
- Идея дополнительного образования как образовательной траектории, позволяющей ребенку выстраивать собственную стратегию самореализации.
- Идея опережающего характера, вариативности и предоставления широкого спектра образовательных услуг как пространства возможностей и выбора.
- Идея выявления и стимулирования одаренных учащихся.
СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНТРОМ ЛИЧНОСТНОГ РАЗВИТИЯ (ЦЛР)
СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Механизм реализации проекта ЦЛР.
Создание эффективной структуры центра предполагает четкое определение сфер компетентности и деятельности каждой службы в направлении личностного развития учащихся.
Главные исполнители-службы центра:
- Здоровья, здорового образа жизни и физического развития.
- Сопровождения духовно-нравственного развития;
- Сопровождения развития способностей учащихся;
- Сопровождения предпрофильной подготовки и профессионального самоопределения;
- Сопровождения интеллектуальной и академической одаренности детей.
Сопровождение деятельности осуществляет
- Научно-методическая служба: разрабатывает, экспертирует программы дополнительного образования.
- Психолого-педагогическая: служба-проводит диагностические процедуры.; разрабатывает,. корректирует маршруты личностного развития. (Подпроект «Диагностика личностного развития учащихся»)
- Тьюторская служба-осуществляет сопровождение по индивидуальному образовательному маршруту .
Личностное развитие учащихся реализуется на основе диагностически заданной цели. Психолого-педагогическая служба школы-комплекса располагает значительной информационно-методической базой, включающей пакет диагностических методик. Психолого-педагогическая служба осуществляет мониторинг личностного развития учащихся, результаты которого отражены в « Индивидуальной карте развития учащихся».
III. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕГОСЯ.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА
УЧАЩЕГОСЯ 1-4 КЛАССА.
Фамилия ______________________________________
Имя ___________________________________________
Отчество _____________________________________
Дата рождения__________________________________
Характеристика | 1 класс |
Домашний адрес, телефон | |
Интересы, увлечения, секции, кружки, факультативы | |
Отношение к учебе | 1. заинтересованное 2. положительное 3. безразличное 4. отрицательное. |
Доминирующие черты характера | Общительный, добрый…. |
Состав семьи | Полная, неполная |
Особенности внутрисемейных отношений | 1. строгий контроль за поведением ребенка (авторитарный стиль) 2. большая самостоятельность ребенка (либерально-попустительский стиль) 3. родители сотрудничают с ребенком (демократический стиль) 4. конфронтация родителей с учителями |
Атмосфера в семье: | 1. отношения близкие, доверительные 2. отношения отчужденные 3. взаимопонимание 4. нет взаимопонимания |
Заполняется классным руководителем
I. Интеллектуальное развитие
№ п/п | возраст
параметры | I ступень обучения | |||||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||||
методика | результат | методика | результат | методика | результат | методика | результат | ||
1 | Познаватель ная сфера | м.Равена | оч.выс выс сред. низк. | ГИТ | >N N бл. к N низкий Оч.низ. | ||||
2 | Зрит.-мотор. коор-я | м.Бендер | |||||||
3 | Свойства внимания, скорость переработки информации | М. Тулуз-Пьерона |
Заполняется психологом
II. Способности в различных видах деятельности
Карта достижений
Вид одаренности | достижения | ||
мероприятия | уровень | место | |
1Академическая. интеллектуальная | Олимпиады, научно-исследовательская работа | Международный | Победитель |
Призер | |||
Всероссийский | Победитель | ||
Призер | |||
Региональный | Победитель | ||
Призер | |||
Областной | Победитель | ||
Призер | |||
Городской | Победитель | ||
Призер | |||
Школьный | Победитель | ||
Призер | |||
Психомоторная одаренность | спортивные соревнования | Международный | Победитель |
Призер | |||
Всероссийский | Победитель | ||
Призер | |||
Региональный | Победитель | ||
Призер | |||
Художественно-исполнительская | творческие Конкурсы, | Областной | Победитель |
Призер | |||
Городской | Победитель | ||
Призер | |||
Школьный | Победитель | ||
Призер | |||
Областной | Победитель | ||
Призер | |||
Городской | Победитель | ||
Призер | |||
Школьный | Победитель | ||
Призер | |||
Лидерская одаренность, практическая одаренность | социальные проекты | Международный | Победитель |
Призер | |||
Всероссийский | Победитель | ||
Призер | |||
Региональный | Победитель | ||
Призер | |||
Областной | Победитель | ||
Призер | |||
Городской | Победитель | ||
Призер | |||
Школьный | Победитель | ||
Призер |
Заполняется учителями - предметниками
Заполняется психологом
III. Уровень здоровья
№ п/п | Параметры | I ступень обучения | |||||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||||
методика | результат | методика | результат | методика | результат | методика | результат | ||
1 | Мотивация учения | Нежновой
| 0 ур. 1ур. 2 ур. 3 ур | Спилбергера в мод. Андр. | Ур/балл ПА: выс. сред. низк. | ||||
2 | Самооценка | Лампен | выс. сред. низк. | Дембо Рубинштейна | оч.выс.выс. сред.низк. | ||||
3 | Тревожность | Прихожан | выс. сред. низк. | Спилбергера в мод. Андр. | выс. сред.низк. | ||||
4 | Физкульт. гр. | ||||||||
гр. здоровья | |||||||||
5 | Статус в классе | Наблю-дение |
Заполняется классным руководителем, психологом
IV. Духовно-нравственное развитие
№ | класс параметры | 1класс | 2класс | 3 класс | 4 класс |
1 | Знание моральных норм |
| |||
2 | Установление гражданской идентичности | ||||
3 | Патриотизм | ||||
4 | Социальная активность |
Заполняется классным руководителем
V. Профориентационная направленность
№ | класс параметры | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1 | Учебные предметы, которые нравятся |
| |||
2 | Учебные предметы, которые легко усваиваются и оценки по ним | ||||
3 | Учебные предметы, которые даются с трудом и оценки по ним | ||||
4 | Интересы и увлечения: кружки секции факультативы другие школы | ||||
5 | Общественные поручения в классе и школе | ||||
6 | Кем хочет быть (по профессии) |
Заполняется классным руководителем
VI. Динамика результатов учебной деятельности
класс уч. предметы | 1 класс | 4 класс | |||||||
Русский язык | |||||||||
Чтение | |||||||||
Математика | |||||||||
Окружающий мир | |||||||||
Технология | |||||||||
Изо | |||||||||
Музыка | |||||||||
Информатика | |||||||||
Физкультура | |||||||||
Иностранный язык |
Заполняется классным руководителем
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА
УЧАЩЕГОСЯ 5 — 11 КЛАССА.
Фамилия ______________________________________
Имя __________________________________________
Отчество _____________________________________
Дата рождения ________________________________
Домашний адрес, телефон, состав семьи | |||
Интересы, увлечения, секции, кружки, факультативы | |||
Отношение к учебе. Познават. активность | 1. заинтересованное 2. положительное 3. безразличное 4. отрицательное В С Н | 1. заинтересованное 2. положительное 3. безразличное 4. отрицательное В С Н | 1. заинтересованное 2. положительное 3. безразличное 4. отрицательное В С Н |
Доминирующие черты характера Особенности внутрисемейных отношений Особенности внутрисемейных отношений | 1. строгий контроль за поведен. ребенка 2. большая самостоя-тельность ребенка 3. родители сотрудничают с ребенком 4. конфронтация родителей с учителями | 1. строгий контроль за поведением ребенка 2. большая самостоя-тельность ребенка 3. родители сотрудничают с ребенком 4. конфронтация родителей с учителями | 1. строгий контроль за поведен. ребенка 2. большая самостоя-тельность ребенка 3. родители сотрудничают с ребенком 4. конфронтация родителей с учителями |
Заполняется классным руководителем
I. Интеллектуальное развитие
№ п/п | Возраст методика | II ступень обучения | III ступень обучения | ||
5 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | ||
1 | Групповой интеллектуальный тест. (ГИТ) | В вN N нN Н | |||
Школьный тест умственного развития. Диагностика умственного развития подростка (ШТУР-2) | В вN N нN Н | В вN N нN Н | |||
3 | Определение уровня интеллектуального развития и структуры интеллектуальных способностей. АСТУР | В вN N нN Н | |||
4 | Методика «Тип мышления» | П-Д А-С С-Л Н-О К |
Заполняется психологом
II. Способности в различных видах деятельности
Карта достижений
Вид одаренности | достижения | ||
мероприятия | уровень | место | |
1Академическая. интеллектуальная | Олимпиады, научно-исследовательская работа | Международный | Победитель |
Призер | |||
Всероссийский | Победитель | ||
Призер | |||
Региональный | Победитель | ||
Призер | |||
Областной | Победитель | ||
Призер | |||
Городской | Победитель | ||
Призер | |||
Школьный | Победитель | ||
Призер | |||
Психомоторная одаренность | спортивные соревнования | Международный | Победитель |
Призер | |||
Всероссийский | Победитель | ||
Призер | |||
Региональный | Победитель | ||
Призер | |||
Художественно-исполнительская | творческие Конкурсы, | Областной | Победитель |
Призер | |||
Городской | Победитель | ||
Призер | |||
Школьный | Победитель | ||
Призер | |||
Областной | Победитель | ||
Призер | |||
Городской | Победитель | ||
Призер | |||
Школьный | Победитель | ||
Призер | |||
Лидерская одаренность, практическая одаренность | социальные проекты | Международный | Победитель |
Призер | |||
Всероссийский | Победитель | ||
Призер | |||
Региональный | Победитель | ||
Призер | |||
Областной | Победитель | ||
Призер | |||
Городской | Победитель | ||
Призер | |||
Школьный | Победитель | ||
Призер |
Заполняется учителями - предметниками
III. Уровень здоровья личности
№ п/п | Возраст методика | II ступень обучения | III ступень обучения | |||||
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | ||
1 | Мотивация учащегося. МУ (Спилбергера) | В С Н | В С Н | В С Н | В С Н | |||
3 | Самооценка с (4 – 11класс)СО Дембо-Рубин-штейна | УП - N СО - N Разн - N | УП - В СО - N Разн - N | УП - N СО - N Разн - N | ||||
4 | Тревожность - Филипса - Спилбергера | В С Н | В С Н | В С Н | ||||
5 | Степень агрессивности (Спилбергер ) | В С Н | В С Н | В С Н | ||||
6 | Акцентуации характера ( К. .Леонгард) | - выявлены - невыявл. | ||||||
7 | Статус в классе Социометрия | принима-емый |
Заполняется психологом
IV. Духовно-нравственное развитие
№ | класс параметры | 5 - 7 класс | 8 - 9класс | 10 - 11 класс |
1 | Знание моральных норм |
| ||
2 | Установление гражданской идентичности | |||
3 | Патриотизм | |||
4 | Социальная активность |
Заполняется классным руководителем
V. . Профессиональное самоопределение
№ | класс параметры | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | ДДО Климов. Определение типа профессии , наиболее соответствующего личностным качествам учащихся | П Т Ч Зс Хо | |||
2 | ОПГШ Л.Н. Кабардова. Опросник профессиональных предпочтений. | П Т Ч Зс Хо | |||
3 | Карта интересов. Изучение интересов и склонностей учащихся в различных сферах деятельности. Голомшток. | Математ., информ, физика | Математ., информ, конструирование | ||
4 | Тест Дж. Голланд. Методика определения профессионального типа личности | А I R E C S | |||
5 | Мотив выбора профессии. Головахин. | ||||
6 | Оценка готовности старшеклассника к проф. Выбору. Л.Н. Кабардова. | В С Н | В С Н | ||
7 | Анкета «Мой выбор» | -проф. определена - не определена | -проф. определена - не определена | -проф. определена - не определена |
Заполняется психологом
Рекомендации
VI. Профильное обучение
№ |
| 10 класс | 11 класс |
1 | Элективные курсы | ||
2 | Предметы по выбору |
Заполняется классным руководителем
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
- Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны. Начальная школа — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей. Основная школа — сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости. Сопровождение является комплексной работой многих специалистов: учителя, психолога, социального педагога, школьного врача, валеолога, работников внешкольных образовательных учреждений, но педагог – психолог является координирующим звеном.
Сравнивая учителя с врачом, В.А. Сухомлинский писал: «Как врач исследует множество факторов, от которых зависит здоровье человека, так и педагог должен исследовать духовный мир ребенка. Наше общение с ним лишь тогда является воспитанием, когда в наших руках научные знания о его личности, когда мы основываемся не на случайных удачах, а на научном анализе».
Основные принципы, заложенные в идею психолого-педагогического сопровождения учащихся в гимназии.
- Помогать ребенку в преодолении актуальных для него проблем развития.
- Оказывать ребенку оперативную помощь в критических ситуациях.
- Учить ребенка самостоятельно решать возникающие проблемы.
- Добиваться высокой социальной адаптации ребенка.
- Создавать каждому учащемуся в рамках объективно существующей социально-педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения.
IV. СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни. Проблема одаренности в настоящее время актуальна во всем мире, так как общество всегда испытывает потребность в неординарной творческой личности. В гимназии сложилась система по работе с одарёнными детьми, которая имеет определённую структуру управления.
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГИМНАЗИИ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
В процессе работы с одарёнными детьми были выявлены некоторые проблемы:
- недостаточное научно-методическое обеспечение педагогов, работающих с данной категорией учащихся;
- недостаточный уровень психолого-педагогического просвещения родителей одарённых учеников;
- требует совершенствования и связь с социумом.
Указанные проблемы привели к необходимости создания концепции «Активное пространство» и программы ее реализации в условиях школы –комплекса.
Цель: cоздание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечения их личностной самореализации и профессионального самоопределения.
Реализация названной цели возможна при решении следующих задач:
1. Формирование системы по выявлению и поддержке способностей одаренных детей с целью дальнейшего развития их креативности и достижения социальной успешности в обществе.
2. Оказание адресной поддержки одаренным детям, а также педагогам, работающим с ними. 3. Осуществление взаимосвязи с образовательными учреждениями, в том числе учреждениями дополнительного образования, работающими с одаренными детьми, с вузами и учреждениями науки и культуры, центрами одаренных детей.
4. Оказание методической и информационной поддержки родителям в вопросах определения и развития способностей одаренных учащихся.
5. Обеспечение необходимыми нормативно-правовыми, финансово-экономическими, материально-техническими, научно-методическими, кадровыми и информационными ресурсами работу с одаренными детьми в гимназии.
В ходе решения этих задач нами была сформулирована формула одарённости для школы-комплекса: одарённость = познавательная потребность + познавательная активность + особенности протекания психических процессов + содержание деятельности.
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ
Выявление и развитие граней одарённости каждого ребёнка начинается с детского сада через дифференциацию и индивидуализацию и завершается в старшей школе. Я хочу остановиться на последнем этапе - профильной школе. Созданы условия для одарённых учащихся в самоопределении: это выбор профиля, составление индивидуального учебного плана, выбор элективных курсов, занятия проектной, исследовательской и творческой деятельностью и как результат – построение индивидуальной образовательной (ИОТ) траектории учеником. Из схемы видно, что гимназия создаёт учащимся условия для осуществления осознанного выбора профиля (формируются социальные и личностные компетентности).
СХЕМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УЧАЩИМСЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ВЫБОРА ПРОФИЛЯ.
Также развитию одарённости способствует Школа самоопределения, которая включает внеурочную деятельность по предметам (НОУ «Эврика», спецкурсы, факультативы, элективные курсы, творческие объединения) и дополнительное образование (кружки, клубы, секции). Одно из научных обществ, созданных в гимназии НОУ «Эврика». На его базе работает проектно-исследовательская школа «Факультет юного исследователя», которая позволяет организовать исследовательскую деятельность как систему.
СХЕМА НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
Методическое обеспечение работы с одаренными детьми осуществляется через МПА (малая педагогическая академия).
МПА состоит из факультетов, имеющих адресную направленность и практико – ориентированную дидактику:
- факультет профессионального становления;
- факультет профессионального совершенствования;
- факультет профессионального мастерства.
Основным факультетом в работе с одаренными детьми выступает факультет профессионального мастерства. Основная стратегическая задача: одаренному ученику - компетентного, творческого учителя.
Психологический аспект данного вопроса - определиться с понятием психолого-педагогического феномена «одарённые дети».Одарённые дети – это дети с выдающимися способностями, то есть обладающие индивидуальным способом деятельности. Имеющиеся способности можно и нужно развивать. Школа, семья и социум могут влиять на развитие каждой составляющей.Это подтверждает предлагаемая нами модель и формула одаренности.
Общеизвестно: нет ни одного нормального ребенка, которого природа не наделила бы творческими возможностями. Важное условие и средство их выявления и развития — творческий педагог.
Очень точно это подметил В.А. Сухомлинский: "Если в педагогическом коллективе есть талантливый, влюбленный в свое дело педагог, среди учеников обязательно обнаруживаются способные и талантливые. Нет хорошего педагога —нет талантливых учеников..."
С помощью теста и анкеты «Ваш творческий потенциал» были определены склонность учителя к работе с одарёнными детьми и стиль личности.
- 89 % педагогов относятся к самоактуализирующемуся стилю личности, что свидетельствует о высоком творческом потенциале. Этих педагогов характеризует стремление к автономии и индивидуальности, они стремятся к поиску единомышленников и союзников. Им важно признание другими их достижений, но при этом мнение окружающих не является определяющим.
- 14 % - имеют черты консервативного стиля, что говорит о недостаточной уверенности в себе. Они больше стремятся к спокойствию, чем к поиску, поэтому их творческие способности часто остаются нераскрытыми.
- 16 % педагогов проявляют черты доминирующего стиля личности.
Таким образом, предлагаемая модель позволяет выявлять детей, склонных к высоким достижениям, и развивать разные виды способностей, одаренности.
МОДЕЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ОДАРЕННОСТИИ.
Доказательством эффективности выработанной нами модели организации работы гимназии по выявлению и развитию разных видов одарённости являются результаты учащихся
РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАСТИЯ УЧАЩИХСЯ В
ОЛИМПИАДАХ,КОНКУРСАХ,ФЕСТИВАЛЯХ И КОНФЕРЕНЦИЯХ
РАЗНОГО УРОВНЯ В 2011-2012ГГ.
Результаты | Уровень | |||||||||
Международный | Российский | Областной | Городской | |||||||
очный | заочный (игровой) | очный | заочный (игровой) | очный | заочный (игровой) | очный | ||||
Победители | 2 | 1 | 3 | 8 | 3 | 24 | ||||
Призёры | 4 | 3 | 2 | 20 | 25 | 40 | ||||
Лауреаты (дипломы, грамоты) | 2 | 9 | 4 | 26 | ||||||
Итого: | 9 | 17 | 60 | 90 | ||||||
Участники (сертификаты, свидетельства, благодарности) | 10 | 66 | 15 | 100 | 35 | 62 | 120 | |||
Итого: | 76 | 115 | 97 | 120 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни. Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-исследовательская деятельность по краеведению как средство развития личности учащихся в рамках реализации ФГОС
В статье идёт речь об опыте работы в учебно-исследовательской деятельности посредством дополнительного образования, сотрудничестве и партнёрстве школы, семьи, очно-заочной краеведческой школы при КОЦД...
Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО
На современном этапе развития системы образования возникает необходимость разработки и организации системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС в среднем и старшем з...
Использование инновационных технологий по развитию речи учащихся в условиях реализации ФГОС
Задания и упражнени, направленные на формирование комуникативных УУД учащихся....
Актуальные аспекты деятельности учителя-логопеда в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации СИПР
Вариант 2 АООП, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывает его специфические образовательные потребности. В...
Психолого-педагогические методы воздействия на личность учащихся
В настоящее время психологическая наука и практика располагает большим количеством классификаций моделей сопровождения, в основе которых лежат самые разные критерии....
Актуальные аспекты деятельности учителя-логопеда в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации СИПР
Альтернативная коммуникация— это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная....
Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях реализации АООП
Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в ходе его школьного обучения...