Психолого-педагогическое сопровождение педагогов, осуществляющих образовательную деятельность с обучающимися с ОВЗ
статья
Профессиональная деятельность педагога коррекционной школы является достаточно сложной, поскольку в процессе работы педагог взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Причем зачастую общение всех образовательных субъектов происходит одновременно, и педагог испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие. Кроме того, увеличение объема документооборота, энергетических и временных затрат на подготовку учебно-методических материалов, интенсификация труда в целом вызывают значительную психоэмоциональную нагрузку педагога.
Эмоциональная насыщенность деятельности коррекционного педагога, постоянная концентрация внимания, высокая моральная ответственность за жизнь и здоровье ребенка с ОВЗ, профессиональный долг обязывают педагога принимать скорые и взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева и недовольства, что требует постоянно высокого самообладания. Внешнее сдерживание и внутреннее подавление эмоций приводит к повышению эмоционального напряжения, негативно сказываются на состоянии здоровья педагога.
Таким образом, для профилактики профессиональных заболеваний, профессиональных и личностных деформаций педагогу необходимо постоянное сопровождение, которое направлено на повышение психологической грамотности, на формирование приемов выхода из напряженного состояния и навыков поддержания психического равновесия, на развитие самосознания личности и механизмов саморазвития, на активизацию собственных ресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mishina_e.v._-_soprovozhdenie_pedagogov.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ
Мишина Е.В.
ГКОУ «Коррекционная школа №8» г. Арзамас
Реформирование системы специального образования в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» (2012) требует сегодня от коррекционной школы переосмысления основных направлений деятельности, организационно-управленческого, финансово-экономического и научно-методического, материально-технического и информационного сопровождения педагогов.
Модернизация содержания и коррекционно-развивающих образовательных технологий, интенсификация педагогического труда, напряженный ритм школьной жизни предъявляют серьезные требования к организации когнитивной деятельности и эмоциональной сферы современного педагога коррекционной школы, осуществляющего образовательную деятельность с обучающимися с ОВЗ.
Профессиональная деятельность педагога коррекционной школы является достаточно сложной, поскольку в процессе работы педагог взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Причем зачастую общение всех образовательных субъектов происходит одновременно, и педагог испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие. Кроме того, увеличение объема документооборота, энергетических и временных затрат на подготовку учебно-методических материалов, интенсификация труда в целом вызывают значительную психоэмоциональную нагрузку педагога.
Эмоциональная насыщенность деятельности коррекционного педагога, постоянная концентрация внимания, высокая моральная ответственность за жизнь и здоровье ребенка с ОВЗ, профессиональный долг обязывают педагога принимать скорые и взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева и недовольства, что требует постоянно высокого самообладания. Внешнее сдерживание и внутреннее подавление эмоций приводит к повышению эмоционального напряжения, негативно сказываются на состоянии здоровья педагога.
Таким образом, для профилактики профессиональных заболеваний, профессиональных и личностных деформаций педагогу необходимо постоянное сопровождение, которое направлено на повышение психологической грамотности, на формирование приемов выхода из напряженного состояния и навыков поддержания психического равновесия, на развитие самосознания личности и механизмов саморазвития, на активизацию собственных ресурсов.
С целью профилактики профессиональных и личностных деформаций педагогов реализуется программа комплексного сопровождения.
Задачи программы:
1. освоение психолого-педагогических знаний о психологическом здоровье, психологическом благополучии, синдроме эмоционального выгорания, причинах возникновения искажений, личностных деформациях и психосоматических заболеваниях;
2. развитие навыков самопознания и самопринятия;
3. формирование навыков анализа сложных жизненных ситуаций, действий, чувств;
4. развитие механизмов эмоциональной саморегуляции;
5. формирование навыков преодоления профессиональных трудностей.
Программа психолого-педагогического сопровождения способствует общему пониманию педагогами своих профессиональных задач и задач личностного развития, лаконично дополняет школьную программу повышения профессионального мастерства педагогов и систему методической работы.
Общим критерием продуктивности программы как средства формирования, развития и коррекции личностных качеств педагога выступает успешная реализация приобретенных психологических знаний и навыков и освоенных технологий, необходимых в повседневной жизни и для профессиональной деятельности.
Ожидаемыми результатами программы является:
- Повышение стрессоустойчивости и психологического благополучия педагогов;
- Раскрытие личностных ресурсов педагогов, формирование новой жизненной и профессиональной стратегии;
- Повышение творческой активности педагогов;
- Формирование и развитие саногенного мышления, собственной психологической грамотности педагогов;
- Улучшение психологического климата в педагогическом коллективе.
Программа разработана с учетом факторов, оказывающих существенное влияние на эмоциональное состояние педагогов в условиях модернизации специального образования. Программа является стимулятором саморазвития и помощником каждому участнику в повышении уровня самооценки и самопринятия, в поиске и осознании оптимальных способов саморазвития, развития способности к педагогической рефлексии.
В содержание программы входят следующие направления:
1. Диагностико-аналитическое направление решает задачи изучения уровня стрессоустойчивости, психоэмоционального состояния, психосоматического здоровья, самооценки, удовлетворенности педагогов условиями работы и организацией образовательного процесса, оценки эффективности реализации программы.
2. Психолого-педагогическое просвещение направлено на повышение уровня психолого-педагогической грамотности педагогов, формирование осмысления своей профессиональной деятельности и жизни в целом.
3. Психологическое консультирование способствует оказанию помощи педагогу в разрешении (поиске путей разрешения) возникающих у него проблем и затруднений психологического характера.
4. Коррекционно-развивающая работа реализует обучающую, развивающую и коррекционную функции, повышающие качество и адаптивные способности в профессиональной деятельности и продлевающие профессиональное долголетие педагога.
Формы реализации программы условно делятся на групповые и индивидуальные: тренинг, групповые дискуссии, самовыражение в рисунках, ситуационно-ролевые игры, психогимнастика, семинар-практикум, педагогическая гостиная.
Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов реализуется на основе отдельного плана работы, составленного как отдельное приложение к плану научно-методической работы образовательного учреждения. Данный план составляется на текущий учебный год, определяет тематику, сроки, ответственных исполнителей и планируемые результаты психолого-педагогического сопровождения (Приложение 1).
Субъектами сопровождения являются педагоги, осуществляющие образовательную деятельность с обучающимися с ОВЗ. Объекты сопровождения – творческая группа педагогов и специалистов образовательного учреждения со сменным составом в зависимости от решаемых задач, утвержденным приказом директора.
Основанием выбора содержания и технологий реализации программы сопровождения педагогов служат диагностические данные об актуальном состоянии коллектива и личные запросы педагогов.
Программа реализуется поэтапно.
1 этап – аналитико-проектировочный (август) предполагает проведение динамического анализа качественных и количественных показателей актуального психологического состояния педагогов и коллектива, подбор оптимального содержания и технологий психолого-педагогического сопровождения.
2 этап – репродуктивно-поисковый (сентябрь-апрель) реализует основные направления программы в соответствии с календарно-тематическим планированием. Содержание и технологии в процессе реализации программы могут корректироваться по мере возникающих объективных и субъективных факторов.
3 этап – контрольно-оценочный (май) предполагает проведение итоговых замеров состояния педагогического коллектива и педагогических процессов для выявления персональной и групповой динамики развития педагогов и определения перспективных направлений реализации программы для планирования психолого-педагогического сопровождения в следующем учебном году.
По результатам реализации программы творческой группой педагогов оформляются мониторинговые карты, заключения, аналитические отчеты. Результаты реализации программы за учебный год заслушиваются на заседании итогового педагогического совета. Материалы содержательного блока программы обобщаются и систематизируются, опыт психолого-педагогического сопровождения педагогов, осуществляющих образовательную деятельность с обучающимися с ОВЗ, транслируется в сетевом профессиональном сообществе.
Список литературы:
1. Адушкина К.В., Лозгачёва О.В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования [Электронный ресурс]. – Екатеринбург, 2017. – 163 с. –. URL http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7498/1/uch00209.pdf
2. Давлятшина О.В. Профессионально-личностное развитие педагогов в условиях общеобразовательной организации. – Киров: Радуга-ПРЕСС, 2015. – 195 с.
3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html
Приложение 1.
План реализации программы психолого-педагогического сопровождения педагогов, осуществляющих образовательную деятельность с обучающимися с ОВЗ
__________________ учебный год
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственный |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Анализ состава и профессионального уровня педагогических кадров | Август | Заместитель директора |
2 | Составление профессионального портрета педагогического коллектива | Август | Заместитель директора |
3 | Сбор заявок педагогов для организации индивидуального сопровождения, определения и закрепления педагогов-наставников | Сентябрь | Педагог-психолог |
4 | Планирование содержания и технологий реализации программы психолого-педагогического сопровождения педагогов | Сентябрь | Инициативная группа педагогов и специалистов |
5 | Психологическое консультирование педагогов, начинающих профессиональную деятельность в образовательном учреждении | Октябрь | Педагог-психолог |
6 | Психолого-педагогическое просвещение педагогов по вопросам сохранения и укрепления психологического здоровья | Октябрь | Инициативная группа педагогов и специалистов |
7 | Семинар-практикум «Секрет профессиональной успешности» | Ноябрь | Заместитель директора |
8 | Тренинговое занятие «Позитивное мышление» | Ноябрь | Педагог-психолог |
9 | Психолого-педагогическое просвещение педагогов по вопросам профилактики эмоционального выгорания | Декабрь | Инициативная группа педагогов и специалистов |
10 | Психологическое консультирование по заявкам педагогов | Декабрь | Педагог-психолог |
11 | Семинар-практикум «Секрет профессионального долголетия» | Январь | Заместитель директора |
12 | Тренинговое занятие «Саморегуляция эмоционального состояния» | Январь | Педагог-психолог |
13 | Психолого-педагогическое просвещение по вопросам профилактики конфликтов в педагогической среде | Февраль | Инициативная группа педагогов и специалистов |
14 | Психологическое консультирование по заявкам педагогов | Февраль | Педагог-психолог |
15 | Семинар-практикум «Профилактика стрессов» | Март | Педагог-психолог |
16 | Тренинговое занятие «Психоэмоциональная устойчивость педагога» | Март | Педагог-психолог |
17 | Психолого-педагогическое просвещение по вопросам саморазвития педагогов | Апрель | Инициативная группа педагогов и специалистов |
18 | Психологическое консультирование по заявкам педагогов | Апрель | Педагог-психолог |
19 | Изучение состояния и/или динамики психологического здоровья педагогов | Май | Заместитель директора |
20 | Экспертная оценка качества реализации программы психолого-педагогического сопровождения педагогов | Июнь | Заместитель директора |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация о педагогах, осуществляющих образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий в 2012 – 2013 учебном году
Информация о педагогах...
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченн
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным...
Психолого-педагогические рекомендации для педагогов по развитию просодической стороны речи у обучающихся с нарушениями слуха на коррекционно-развивающих занятиях по музыкальной стимуляции
Данные психолого-педагогические рекомендации для педагогов по развитию просодической стороны речи у обучающихся с нарушениями слуха разработаны с учётом методологического подхода к коррекционно-развив...
Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.
Цель программы: содействие социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности, фор...
Состав экспертных групп для оценки профессиональной деятельности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность в Ямало-Ненецком автономном округе, 2015г., 2016г.
Копия приложения к приказу № 1453 от 22 сентября 2016 года...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность п
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательн...