Реализация ФГОС на ступени начального общего образования. Программа формирования экологической культуры и ЗОЖ
методическая разработка на тему
Программа ставит цели и задачи, описывает принципы оргнизации деятельности с учащимися, основные направления, содержание работы по формированию экологической культуры и ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия имени Горького А.М.»
Москаленского муниципального района
Омской области
______________________________________
Принята Согласована Согласована сУО Утверждаю
на Совете гимназии с ММБУ РМЦ Начальник ОУ директор гимназии _________ ____________ ___________ ________________
Согласована с ПК Е.Н.Джура В.И.Фабер А.Я.Гейнц
Протокол № « »____ 20011года « »____2011года « ___ 2011года « »______2011года
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у обучающихся на ступени начального общего образования
Москаленки-2011
Нормативно – правовая база
для разработки Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования
________________________________________
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление от 29.12.10 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте 03.03.2011г. № 19993)
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе (Письмо МО РФ И НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).
- Приказ Министерства и науки HA от 22 .09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»
- Концепция УМК «Школа 2100».
Содержание
- Пояснительная записка
- Цели и задачи программы
- Принципы реализации программы
- Содержание программы. Механизм ее реализации.
- Раздел 1. «Здоровье»
- Блок 1. Здоровьесберегающая инфраструктура
- Блок 2. Мониторинг здоровья и медицинское обслуживание
- Блок 3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности
- Блок 4. Система внеклассных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся (физкультурно-оздоровительные, информационно-просветительские, спортивно-массовые и профилактические мероприятия)
- Блок 5. Просвещение родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей
- Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в процессе урочной деятельности. Примерное содержание
- Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в процессе внеурочной деятельности. Примерное содержание
- Раздел 2. «Экология»
- Блок 1. «Система урочных и внеурочных мероприятий по формированию экологической культуры обучающихся»
- Блок 2. «Просвещение родителей по вопросам формирования экологической культуры детей»
- Формирование экологической культуры в процессе урочной деятельности. Примерное содержание
- Формирование экологической культуры в процессе внеурочной деятельности. Примерное содержание
- Кадровое обеспечение программы.
- Совместная деятельность гимназии, семьи и общественности по формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у обучающихся на ступени начального общего образования
- Планируемые результаты.
- Материально-техническое, информационно-методическое обеспечение программы
- Диагностика в ходе реализации программы
- Пояснительная записка.
Здоровье человека можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:
Соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими па различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Психический компонент - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
Нравственный компонент - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Все эти компоненты вместе характеризуют «здоровье» как целостное понятие, которое является одной из важных составляющих жизни человека. Здоровье формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом.
Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется здоровье - самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая успешную реализацию всех остальных. Вступление ребенка в возраст ученичества повышает нагрузку на весь его организм, в связи с чем ослабляется его здоровье. По данным Минздравсоцразвития России, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. Распространенность хронических заболеваний среди учащихся начальной школы увеличилось в 1,4 раза. Наряду с ухудшением соматического здоровья отмечается увеличение числа психических нарушений у школьников. По данным Минздравсоцразвития России, только 10% школьников относятся к числу здоровых, 50% - имеют патологию, 40%- относятся к группе риска.
Актуальность разработки данной программы для учащихся на ступени начального общего образования обусловлена, прежде всего, ослабленным состоянием здоровья учащихся в целом, ростом приобретаемых хронических заболеваний эндокринной системы, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, зрительных органов, заболевания нервной системы и др.
Перед школой встают сразу две задачи: во-первых, сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым ребенок приходит в образовательное учреждение, во-вторых, воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью, обучить его основам здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) должен стать потребностью каждого современного ребенка. Для этого необходимо изменить общественное отношение к здоровью, повысить персональную ответственность.
Формируя ценностное отношение к здоровому и безопасному образу жизни, важно уделять особое внимание формированию представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды. Согласно Концепции общего среднего экологического образования «Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде и здоровью». Необходимо заложить в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде, ведь от этого, в первую очередь, зависит его собственное здоровье. Вот почему так важно научить ребёнка беречь красоту природы, заботиться об улучшении окружающей среды, не допускать её разрушения и загрязнения, научиться рациональному природоиспользованию. Необходимо сформировать у обучающихся моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды во благо здоровья человека.
Программа формирования экологической культуры , здорового и безопасного образа жизни обучающихся— это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья как одного из ценностных составляющих, а также выработку навыков экологически грамотного и безопасного поведения.
Примерная программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
- активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
- Цели и задачи программы
2.1. Цель программы: создание условий для сохранения, поддержки и укрепления здоровья учащихся на ступени начальной общего образования, воспитания у них ценностного отношения к здоровому и безопасному здоровью; формирование экологической культуры личности как регулятора отношений человека и природы.
2.2. Задачи программы:
2.2.1.. Организационные задачи:
- Укрепление взаимодействия гимназии с семьей и социальными субъектами по вопросам сохранения здоровья детей; формирование экологичсекой культуры обучающихся;
- Организация системной информационно – просветительской работы среди учащихся и родителей по вопросам формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
- Организация активной физкультурно –оздоровительной, профилактически-оздоровительной, социально-экологической, экологической деятельности, направленной на формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; разработка эффективной системы урочной и внеурочной системы работы с обучающимися;
- Укрепление материально-технической и методической базы;
- Становление системы внутригимназического мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
2.2.2. Личностные задачи в области формирования экологической культуры:
- Воспитание любви и уважения к природе, понимания её самоценности;
- Формирование системы элементарных знаний о естественной и преобразованной человеком природе; развитие экологического сознания;
- Формирование чувства эмоциональной близости с природой, умения видеть её красоту;
- Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения, элементарных представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и собственного поведения;
- Формирование элементарных представлений о человеке, как биосоциальном существе и среде его жизни;
- Привлечение к участию в посильных действиях по сохранению природы и улучшению её состояния;
- Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера окружающей среды;
- Формирование культуры экологически оправданного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.
2.2.3. Личностные задачи в области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни:
- Формирование у обучающихся представлений об основных компонентах культуры здоровья, здорового и безопасного образа жизни;
- Формирование у учащихся представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье; а также формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
- Формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
- Формирование умений делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранить и укрепить здоровье; выполнять правила личной гигиены и самостоятельно поддерживать свое здоровье;
- Формирование представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре;
- Формирование представлений о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье; навыков позитивного коммуникативного общения;
- Приобщение учащихся к разумной физической активности, формирование потребности заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ жизни;
- Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
- Принципы реализации программы:
- Принцип системно-деятельностного подхода. Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить физическое здоровье обучающегося, если не совершенствовать его эмоционально- волевую сферу, если не работать с душой и нравственностью ребенка. Невозможно сохранить здоровье, если не заботиться об экологии окружающей среды, не формировать экологическую культуру. Невозможно сформировать навыки экологически грамотного, здорового и безопасного поведения, не включив ребенка в деятельность. Деятельность позволит и получить опыт социального действия, который будет способствовать формированию позитивного отношения к таким базовым ценностям, как здоровье и экология.
- Принцип консолидации усилий. Успешное решение задач формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни возможно только при объединении усилий образовательного учреждения, семьи и социума.
- Принцип непрерывности образования и воспитания. Если мы хотим сформировать у ребенка привычки и навыки здорового образа жизни, экологически грамотного поведения, то «мероприятия» должны быть не одноразовыми, а представлять собой определенную повторяющуюся цепочку, систему, стать нормой жизни.
- Комплексный подход. Единство физкультурно-оздоровительной, информационно-просветительской, спортивно-массовой, социально-экологической, трудовой, социальной профилактической работы с обучающимися, направленное на развитие здоровой, гармоничной личности, экологически грамотной личности.
- Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Принцип предусматривает поддержку всех учащихся с использованием разного по трудности и объему предметного содержания, внеурочной деятельности, а соответственно, помощи и взаимопомощи при усвоении программного материала, материала воспитательных событий каждым учеником. Это открывает широкие возможности для вариативности образования и воспитания, реализации индивидуальных образовательных и воспитательных программ, адекватных развитию ре6енка.
- Содержание программы. Механизм ее реализации.
Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни реализуется в процессе урочной и внеурочной деятельности.
Урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережного отношения к природе происходит при решении соответственных ситуаций по окружающему миру, физической культуре, русскому языку, литературному чтению и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия.
Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, экскурсиях, КТД, в занятиях дополнительного образования и т.д., а также это начальный опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей (акции, проекты, десанты и т.
Программа включает в себя следующие взаимосвязанные разделы и блоки:
- Раздел «Здоровье»
Раздел «Здоровье» включает пять блоков.
- Здоровьесберегающая инфраструктура
- Мониторинг здоровья и медицинское обслуживание
- Рациональная организация урочной и внеурочной деятельности
- Система урочных и внеурочных форм работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
- Просвещение родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, их безопасности
1 БЛОК. «Здоровьесберегающая инфраструктура»
Реализация блока «Здоровьесберегающая инфраструктура» включает:
- Обеспечение соответствия состояния и содержания здания и помещений гимназии (филиала) санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
- Обеспечение необходимого оснащения помещений для питания учащихся, а также хранения и приготовления пищи;
- Организацию качественного горячего питания учащихся;
- Обеспечение оснащенности кабинетов, физкультурного зала необходимым инвентарем и спортивным оборудованием;
- Обеспечение функционирования медицинского кабинета;
- Обеспечение необходимого квалифицированного состава специалистов, осуществляющих оздоровительную работу с учащимися;
- Обеспечение благоприятного психологического климата в классе, в ОУ в целом.
2 БЛОК. «Мониторинг здоровья и медицинское обслуживание»
Реализация блока «Мониторинг здоровья и медицинское обслуживание» включает:
- Комплексную оценку состояния здоровья, условий и образа жизни обучающихся при зачислении их в гимназию;
- Ежегодные мониторинги с целью определения физического и психофизического здоровья учащихся;
- Психологический мониторинг здоровья учащихся начальной школы;
- Обеспечение плановых диспансеризаций и медосмотров;
- Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни;
- Профилактическую работу во время эпидемий; привитие обучающихся согласно приказам Минздрава;
- Ежедневный контроль за здоровьем обучающихся; работу медицинского кабинета.
3 БЛОК. «Рациональная организация урочной и внеурочной деятельности»
Реализация блока «Рациональная организация урочной и внеурочной деятельности» включает:
- Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему урочной и внеурочной нагрузки учащихся на всех этапах обучения;
- Использование технологий, методик, методов, форм обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся; использование методик, прошедших апробацию;
- Контроль за введением инноваций в учебный процесс;
- Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения;
- Обеспечение индивидуализации обучения (учет индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности);
- Рациональная организация уроков физической культуры и занятий двигательного характера;
- Рациональное чередование труда и отдыха обучающихся, включение в учебный процесс динамических перемен, физкультпауз на уроках, способствующих эмоциональной и физической разгрузке учащихся и повышению двигательной активности;
- Рациональную эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
4 БЛОК. «Система урочных и внеурочных форм работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни»
Реализация блока «Система внеклассных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся» включает:
- Разработку системы физкультурно-оздоровительных, информационно-просветительских, спортивно-массовых и профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, пропаганду ЗОЖ;
- Разработку системы профилактических мероприятий, направленных на формирование навыков безопасного образа жизни;
- Реализацию дополнительных образовательных программ, направленных на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- Организацию работы спортивных секций для младших школьников на базе гимназии;
- Включение учащихся в работу секций учреждений дополнительного образования; организация и проведения с социальными субъектами совместной оздоровительной и профилактической работы с учащимися.
5 БЛОК. «Просвещение родителей по вопросам сохранения
и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности»
Реализация блока «Просвещение родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности» включает:
- Лекции, семинары, консультации для родителей по вопросам роста и развития ребенка, его здоровья; обеспечения безопасности жизни ребенка;
- Организацию совместной работы педагогов гимназии и родителей по подготовке физкультурно-оздоровительных, информационно-просветительских, спортивно-массовых и профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, пропаганду ЗОЖ;
- Ознакомление родителей с результатами диагностик и мониторингов, рекомендации специалистов по сохранению и укреплению здоровья учащихся, формированию навыков безопасного поведения
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в процессе урочной деятельности. Примерное содержание
№ | Область реализации | Содержание деятельности |
1 | Здоровьесберегающая гимнастика | Здоровьесберегающая гимнастика для различных частей тела (упражнения-энергизаторы) применяется на всех уроках с целью физического расслабления основных групп мышц, задействованных в работе, а также психоэмоциональном расслаблении. Гимнастика снимает напряжение, повышает работоспособность. |
2 | Использование возможностей УМК в образовательном процессе. | Система учебников формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом. |
3 | Здоровьесберегающие технологии | Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, обеспечения собственной безопасности реализуется педагогами в течение всего учебно-воспитательного процесса, на каждом уроке (правила культуры чтения и письма, гигиенические навыки учебной деятельности (правильная осанка, положение книги, тетради и т.д.) Применяются образовательные технологии, построенные на личностно ориентированных подходах, партнёрстве ученика и учителя (проблемный диалог, продуктивное чтение, технология оценивания учебных успехов – правила «самооценка», «право отказа от текущей отметки, право пересдачи контрольных работ» и т.п.), – обучение в психологически комфортной, не агрессивной, не стрессовой среде. |
4 | Курс «Физическая культура» | Весь материал способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы программы. Учащиеся получают сведения о значении для здоровья тех или иных физических упражнений, о двигательном режиме, приобщаются к занятию спортом. Учащиеся овладевают комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, осознают их смысл, значение для укрепления здоровья. |
5 | Курс «Окружающий мир» | На уроках окружающего мира даётся наиболее систематизированное представление о сохранении здоровья, дети знакомятся с элементарными анатомо-физиологическими сведениями при изучении темы «Организм человека и охрана его здоровья», получают знания о факторах, опасных для здоровья , знакомятся в с правилами здорового питании, способы сохранения и укрепления здоровья При работе над темами «Вода», «Воздух» рассматриваются не только их свойства, но и значение для человека в плане сохранения и укрепления здоровья; рассматриваются вопросы охраны окружающей среды, и какую роль играет это для сохранения здоровья человека; дети получают ответы на вопросы «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?». Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения. |
6 | Курсы «Русский язык» и «Литературное чтение» | На уроках русского языка и литературного чтения учащиеся знакомятся с правилами культуры чтения и письма, формируются и закрепляются гигиенические умения и навыки чтения и письма (правильная осанка, положение книги, тетради и т.д.) . Осмысление ценностей здорового и безопасного образа жизни происходит в процессе анализа текстов соответствующего содержания, в процессе выполнения творческих работ, воспитывающих ценностное отношение к здоровью. |
7 | Курс «Технология» | На уроках технологии учащиеся знакомятся с правилами безопасности на учебных занятиях. |
8 | Другие курсы | Здоровьесберегающие технологии, гигиенические умения и навыки чтения и письма (правильная осанка, положение книги, тетради и т.д.; выполнение творческих работ проектов по здоровьесбережению |
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в процессе внеурочной деятельности. Примерное содержание
№ | Виды деятельности | Формы работы с учащимися |
1 | Проблемно-ценностное общение | Дискуссии, проблемная беседа о ЗОЖ, БОЖ, встречи с интересными людьми, кружки |
2 | Спортивно-оздоровительная | Спортивные турниры, соревнования, малые олимпийские игры, Дни здоровья, занятия спортивных секций, динамические перемены, спортивные игры, оздоровительные выезды (бассейн, Ледовый дворец, аквапарк), походы (пешие, лыжные) |
3 | Туристско-краеведческая | Спортивно-туристические походы, пешие поды с проведением оздоровительных акций, кружки |
4 | Игровая | Спортивные игры на свежем воздухе, интеллектуальные игры по теме ЗОЖ и БОЖ |
5 | Познавательная | Познавательные беседы, конкурсы, олимпиады , интеллектуальные клубы, интеллектуальные турниры по направлению «ЗОЖ и БОЖ» , кружки |
6 | Художественное творчество | Конкурсы творческих работ по теме ЗОЖ и БОЖ, выставки (рисунки, сочинения, газеты, листовки, плакаты, презентации); КТД, театр, агитбригады, фестивали |
7 | Социальное творчество | Оздоровительные акции, проекты, КТД с выходом в социум (школьный и внешкольный) |
Динамическая перемена
Динамические перемены проводятся ежедневно. Продолжительность перемены -20-25 минут. Динамическая перемена имеют большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся и предполагают проведение дыхательной гимнастики, подвижных игр, способствующих эмоциональной разрядке, снятию чувства усталости, напряжения нервной системы, повышению работоспособности.
Примерная тематика бесед по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни для учащихся начальной школы :
- Режим дня.
- Правильная посадка за партой.
- Личная гигиена, уход за телом.
- Уход за зубами.
- Закаливание.
- Классная комната учащихся.
- Вредные привычки.
- Двигательная активность.
- Рациональный отдых.
- Предупреждение простудных заболеваний.
- Физический труд и здоровье.
- Как сохранить хорошее зрение.
- Предупреждение травм и несчастных случаев.
- Общее понятие об организме человек.
- Чем человек отличается от животного.
- Роль витаминов для роста и развития человека.
- Здоровое питание
Рабочие программы внеурочной деятельности по формированию ЗОЖ и БОЖ
Программа предполагает разработку и реализацию рабочих программ внеурочной деятельности по данному направлению (реализация имеющихся программ или разработка собственных).
Примерное программное содержание по классам:
Ступень образования | Содержательные линии |
1 класс | Овладение основными культурно – гигиеническими навыками, я умею, я могу, сам себе я помогу, навыки самообслуживания, какая польза от прогулок, зачем нам нужно быть здоровым, спорт в моей жизни. Отношение к самому себе, к своему собственному здоровью правильный режим дня, зачем человеку нужен отдых, зачем нужен свежий воздух, спорт в моей жизни |
2 класс | Мы за здоровый образ жизни, особенности физиологического и психологического здоровья мальчиков и девочек, основные способы закаливания, спорт в моей жизни, в моей семье, правила безопасного поведения. |
3 класс | Осознанно о правильном и здоровом питании, витамины в моей жизни, правила оказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения. |
4 класс | Спорт в моей жизни, нет вредным привычкам, роль физкультуры и спорта в формировании правильной осанки, мышечной системы, иммунитета, быть здоровым – это здорово! |
2. Раздел «Экология»
Раздел «Экология» включает два блока:
- Система урочных и внеурочных мероприятий по формированию экологической культуры
- Просвещение родителей по вопросам формирования экологической культуры детей
1 БЛОК. «Система урочных и внеурочных мероприятий
по формированию экологической культуры обучающихся»
Реализация блока включает:
- Разработку системы урочных и внеурочных форм работы с учащимися по формированию экологической культуры обучающихся;
- Разработку системы мероприятий, включающих детей в социально-значимую и экологическую деятельность, направленную н формирование ценностного отношения к природе;
- Реализацию дополнительных образовательных программ, направленных на формирование экологической культуры школьников;
- Организацию и проведение с социальными субъектами совместной социально-экологической работы с учащимися.
- БЛОК. «Просвещение родителей по вопросам формирования экологической культуры детей»
Реализация блока «Просвещение родителей по вопросам формирования экологической культуры детей» предполагает:
- Проведение бесед, лекции, для родителей по вопросам формирования у детей экологически грамотного поведения в быту и природе;
- Организацию совместной работы педагогов гимназии и родителей по подготовке и проведению социально-экологических акций, проектов
Формирование экологической культуры в процессе урочной деятельности. Примерное содержание
- Изучение материала и выполнение учебных заданий по изучению правил взаимоотношений человека и природы, экологических правил
- Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.
- Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.
- Получение опыта бережного отношения к природе в процессе учебной работы: сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного
Формирование экологической культуры в процессе внеурочной деятельности. Примерное содержание
- Беседы о родной природе (1-4 класс);
- Просмотр и обсуждение фильмов (1-4);
- Экскурсии в природу (1-4);
- Туристско-краеведческие экспедиции (3-4);
- Экологические , социально-значимые акции , десанты(1-4);
- Подкормка птиц, изготовление кормушек (1-4);
- Экологические патрули, социальные и экологические проекты (2-4);
- Прогулки на лоно природы во все времена года (1-4 класс);
- Участие в различных экологических конкурсах (1-4 класс)
- Исследовательская деятельность, связанная с исторической памятью, природоохранной деятельностью (3-4 класс).
- Кадровое обеспечение программы
Образовательное учреждение имеет собственные кадровые ресурсы для реализации программы:
Административный уровень:
- Директор гимназии (общее руководство разработкой и реализацией программы)
- Заместитель директора по ВР
- Заместитель директора по УВР
Задачи: обеспечивают контроль за реализацией программы, определяют приоритетные направления работы, корректируют работу, осуществляют диагностику и мониторинг в рамках реализации программы, анализируют и обобщают результаты работы по проекту, координируют деятельность всех педагогов, реализующих программу.
Профессионально-педагогический уровень:
Учителя-предметники
Классные руководители
Администрация гимназии (директор, зам.директора по ВР, УВР)
Медицинский работник гимназии
Педагог-психолог
Социальный педагог
Старшая вожатая
Школьные библиотекари
Педагоги дополнительного образования
Социальные субъекты
Исполнители Программы осуществляют в установленном порядке качественное выполнение мероприятий в рамках Программы, соответствующих подпрограмм.
Задачи: осуществляют реализацию программы, разрабатывают подпрограммы, осуществляют мониторинг, обобщают результаты работы.
Для успешной реализации программы предполагается использование профессионально-педагогических ресурсов учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других заинтересованных организаций.
- Совместная деятельность гимназии, семьи и общественности по формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у обучающихся на ступени начального общего образования
Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся, формированию у них экологической культуры в рамках данной Программы строится на принципе взаимодействия всех участников образовательного процесса, а также активном сотрудничестве гимназии с различными социальными субъектами:
- Учреждения дополнительного образования Москаленского района, культуры и спорта
- Детские общественные организации района и гимназии (РДО «СМиД» Москаленского района, ДО «Солнечный город» гимназии имени Горького А.М., «РИФ» гимназии имени Горького А.М.)
- Другие социальные субъекты: Администрация ММР, МУЗ ЦРБ, Центр социальной помощи семье и детям, ГИБДД, центральная районная больница)
Возможные формы взаимодействия:
- Расширение системы дополнительного образования учащихся гимназии;
- Проведение совместных физкультурно-оздоровительных, информационно-просветительских, спортивно-массовых, профилактических, эколоических, социально-значимых мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, пропаганду ЗОЖ; формирование экологической культуры учащихся;
- Проведение совместных лекториев для родителей с целью повышения их педагогической и психологической культуры в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, формирования экологической культуры.
- Планируемые результаты:
Раздел «Здоровье»
- Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- Элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
- Первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- Первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- Знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения ПАВ на здоровье человека.
- Знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;
- Знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;
- Знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье;
- Знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.
- Укрепление материально-технической и методической базы для организации физкультурно –оздоровительной и профилактически-оздоровительной деятельности обучающихся
- Положительный опыт взаимодействия гимназии с семьей и социальными субъектами по вопросам сохранения здоровья детей, их успешного обучения и воспитания;
- Становление системы внутригимназического мониторинга здоровья учащихся;
- Стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
- Сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
- Активизация интереса детей к занятиям физической культурой;
Модель здоровья школьника
Здоровье физическое | Здоровье социальное | Здоровье психическое |
Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. | Моральное самообеспечение, адекватная оценка своего «я», самоопределение. | Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя моральная сила, побуждающая к действию. |
Раздел «Экология»
- Ценностное отношение к природе;
- Первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- Элементарные знания о традициях нравственно-эстетического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- Личный опыт участия в экологических инициативах, проектах;
- Вовлечённость учащихся в деятельность экологического содержания;
- Проявление активности, инициативы, творчества в организации и проведении экологических мероприятий;
- Обогащение знаниями о природных богатствах родного края, его экологических проблемах и способах их решения;
- Проявление экологической культуры, выражающейся в переводе знаний в норму поступка.
- Материально-техническое, информационно-методическое обеспечение программы
Для реализации Программы в гимназии имеется следующая материально-техническая и информационно-методическая база:
- Все кабинеты начальной школы оборудованы компьютерной техникой (компьютер, проектор, экран), теле- и видео-аппаратурой
- Имеются два компьютерных класса
- Имеются два актовых зала для проведения мероприятий
- Имеется музыкальная аппаратура для проведения мероприятий (ноутбук, музыкальный центр, микрофоны, колонки, усилитель)
- Имеется спортивный зал, хоккейная коробка, спортивная и баскетбольная площадки
- Имеется спортивный инвентарь (маты, мячи, скакалки, лыжи и т.д.)
- Имеется стрелковый тир
- Имеется библиотека, достаточный библиотечный фонд, медиатека
- Имеется методическая литература по экологическому воспитанию учащихся, формированию у них ценностного отношения к здоровью (методические рекомендации, сценарии часов общения, КТД, диагностический материал и т.д.)
- Диагностика в ходе реализации программы.
Основные результаты формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.д.
В качестве содержательной и критериальной базы оценки сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры выступают планируемые личностные результаты обучения и воспитания.
Оценка и коррекция развития личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагогов в тесном сотрудничестве с семьей ученика, в ходе используемых диагностик : «Изучение уровня социализированности личности « (Рожков М.И.), «Изучение личностного роста» (Григорьев Д.В, Кулешов И,В,, Степанов П.В.) Методика «Изучение уровня воспитанности» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования
Данная программа является частью основной образовательной программы начальной школы, работающей по УМК "Перспективная начальная школа"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/04/picture-45070.gif)
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования в МОУ «СОШ №2 с УИОП»
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования в МОУ «СОШ №2 с УИОП» Выступление на ММО учителей начальных классов. Обсуждение ФГОС второ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/21/picture-69491.jpg)
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
«Формирование нравственных и морально- этических норм поведения, обучающихся на ступени начального общего образования»
Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты –Мансийского автономного округа – Югры...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/30/picture-155147-1354280969.jpg)
Мониторинг программы формирования УУД на ступени начального общего образования
Материал содержит технологические карты сформированности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД. Список методик для мониторинга УУД на ступени начального общего образования....
ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Планируемые результаты освоения предметных программ начальной ступени образования являются одним из важнейших механизмов модернизации образования. Они строятся с учетом основных нормативных документов...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/15/picture-1126200-1573848025.jpg)
Программа психологического сопровождения формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе развития Российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного образования. Начало обучения в школе &nda...