«Формирование нравственных и морально- этических норм поведения, обучающихся на ступени начального общего образования»
классный час по теме

Бюджетное учреждение среднего профессионального образования

            Ханты –Мансийского автономного округа – Югры

          колледж – интернат «Центр искусств для одаренных детей Севера»

 

 

 

 

 

 

             

 

 

          «Формирование нравственных и

              морально- этических норм поведения,

          обучающихся на ступени начального

                       общего   образования»

           (Из опыта работы по рабочей программе)

       

           

 

 

 

 

 

                                                                                                             Воспитатель:

                                                                          Жарова А.А.

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Ханты – Мансийск

                                                         2013г.

 

 

 

 

 

 

                                                         Детство – важнейший период человеческой    

                                                          жизни, не подготовка к будущей жизни, а

                                                          настоящая, самобытная, неповторимая жизнь.

                                                          И от того, как прошло детство, кто вел ребенка

                                                          за руку в детские годы, что вошло в его  разум

                                                          и сердце из окружающего мира, - от этого в

                                                          решающей степени зависит, каким человеком

                                                           станет сегодняшний малыш.           

                                                                                              В. А. Сухомлинский

       Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми, меняется мир. Неизменной остается роль воспитателя, помогающего ребенку войти в этот сложный мир.

       Справедливо сказал С. Т. Шацкий, что лучшее средство в деле воспитания –

Это дать проявиться душе  ребенка какому-нибудь чувству, и  по силе этого проявления, на душе останется след, память о пережитом, которая направляет волю. Пусть узнают дети про себя, как они могут быть честны, искренни, благородны, просты, добры, деятельны… Пусть они запомнят хорошее движение своей натуры и станут верить себе.

       Младший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.

     У Швейцарского педагога, одного из лидеров нового воспитания А. Ферьера, есть притча о том, как люди создали школу по наущению дьявола.

«И сотворили школу так, как велел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравиться создавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила ни какой пользы. Он не может оставаться без движения – его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить – ему приказали молчать. Он  хотел бы сам искать знания – ему они даются в готовом виде.

…И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться.

…И вот, что произошло. Как и хотел того дьявол, некоторые люди зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они лишились счастья и здоровья. Пропали любовь и доброта. Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились. …………………………………..???!!!

…И погибла школа, которую так ловко придумал дьявол».

А что вместо точек?  Что должна сделать я, чтобы воспитать личность, привить ребенку чувство справедливости, милосердия, принципиальности, сформировать желание отвечать за свои поступки, быть творческими, активными людьми высокой культуры и поведения.

   Я много лет своей педагогической деятельности посвятила воспитательной практике. Главным направлением воспитательной работы я считаю работу по совершенствованию воспитательного процесса через слагаемые современной культуры.

В сложившейся воспитательной практике нет четких ориентиров воспитательной работы и положительной чертой этого момента , является  формирование нужных в воспитании направлений самостоятельно, опираясь или исходя от какого-либо авторитетного источника. В моем случае источником и основой начинания послужили проектные методики и новые технологии Н. Е. Щурковой, а также рабочая программа воспитания учащихся в условиях колледжа – интерната.

     

             Рабочая программа по внеурочной деятельности «Формирование нравственных и морально – этических норм поведения как условие интеллектуального развития»  определяет содержание  и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры учащихся, на их духовно- нравственное, социальное, личностное и  интеллектуальное развитие, обеспечивающее успешность в развитии творческих способностей, самосовершенствование.

       В основе реализации внеурочной программы лежит системно- деятельный подход, который предполагает учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей младших школьников.

 

       Цель программы:

создание условий для развития личности, познавательного уровня обучающихся и создание основ творческого потенциала.

 

        Задачи программы:

·        развитие познавательного интереса в приобретении знаний и умений;

·        развитие мотивации обучения к определенному виду деятельности через воспитательные дела данной программы;

·        формирование культуры поведения, навыков здорового образа жизни;

·        развитие самостоятельности ответственности, активности, аккуратности.

 

       В данной программе представлены  шесть направлений воспитательной  работы;

1. Гигиеническая культура и приобщение к ней

   Культура питания

2. Физическая культура и приобщение к ней

3. Культура поведения человека: научение и приучение

4. Экологическая культура и приобщение к ней

5. Культура умственного труда

6. Культура физического труда

         Внутри каждого раздела, перечень тем проводимых мероприятий. Система работы предусматривает использование таких форм работ как классные часы, практикумы, индивидуальную работу, анкетирование, игры, беседы, викторины, конкурсы.

         Рабочая программа разработана мной для учащихся начальных классов с учетом специализаций колледжа- интерната и на основе Рабочей программы воспитания учащихся в условиях колледжа – интерната. Мероприятия, включенные в программу, проводятся согласно циклограмме воспитателя, которая координируется и взаимодействует со всеми структурами учебного заведения.

                 Предполагаемый результат реализации программы              

1.     Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками  знаний,  умений и навыков об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об основах социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности.

2.     Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):  развитие ценностных отношений школьника к родному отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям.

3.     Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

 

Общение с «разными» людьми, чтение «разных» книг, собственный опыт, мысли рожденные кем-то для того, чтобы рождались новые мысли. Мысли педагогов –новаторов помогают придать форму чему-либо бесформенному? Можно ли сформировать личность? Формировать умышленно по известным образцам нет! Но помогать ребенку искать свою форму, мы должны. Продукт нашей деятельности – сформировавшаяся личность.

  В своей повседневной практике, опираясь на цели и задачи, составленной программы во втором классе, в первую очередь нужно было создать для детей комфортные условия для безболезненной адаптации ребенка не только к новой школе с ее устоями и нагрузками, но и проживанию в условиях интерната, где нет родителей. Дети получают не только первые социальные навыки проживания, в интернате, но и приобщаются гигиенической культуре, культуре питания, физической и экологической  культуре. При поддержке взрослых приобретают опыт межличностных отношений. Вовлечение детей в творческую познавательную деятельность дают возможность приобщиться к культуре умственного труда. Мои классные часы «Книга – твой друг, береги ее»,

«А песня ходит на войну» (с привлечением родителей), «Лесные тайны», «Как деревья готовятся к зиме» наглядно показали, как высока  познавательная активность в младшем школьном возрасте. Развитие познавательной активности  это стойкий интерес  к учебной деятельности. Хотя роль воспитателя в овладении знаниями заключается не только в проведении красивых и интересных мероприятий, но и в помощи ребенку в овладении новыми знаниями, которые не всегда получается легко усвоить. Помочь усвоить, облегчить процесс осмысления и запоминания, а самое главное научить  рационально организовать свой труд.

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование нравственности. Культура поведения человека: научение и приучение содействует развитию личности ребенка. «Правила общения с окружающими», «Правила этикета»,  «Как вести себя в общественных местах», «Волшебные слова», «На чем основано взаимопонимание» серия этих классных часов помогает осваивать новые социальные роли, формирует классный коллектив, заставляет задуматься над своим нравственным поведением.

      К началу третьего класса у ребенка уже сформирован отчетливый образ ученика, но в какой-то степени утрачивается детская непосредственность, индивидуальные способности ребенка несколько стираются. В этот период отмечается стабильная способность детей выполнять стандартные задания, действовать по образцу. Происходит утрата контакта с «внутренним ребенком», его лозунги «Я – не маленький», «Сверстники – друзья»,  «У взрослых свои достоинства и недостатки».

 В третьем классе основные направления и виды деятельности остались прежними, хотя повышенный уровень развития мышления, памяти и внимания детей дает возможность усложнить задачи и акцентировать мою работу на интеллектуальном развитии, идет введении самовоспитания, основанного на развитии культуры поведения, усвоения вечных постулатов ценностей человечества. «Заповеди нашего класса», «Сто добрых дел не предел», «Спешите делать добро», «Умей сказать нет» классные часы, формирующие положительную установку не только культуры поведения, но и воспитывает понимание своих обязанностей и чувство ответственности, обязанностью овладения знаниями. «Открывай нам школа дверь», «Символы Российской федерации», «Тренировка памяти» - эти мероприятия не праздник для детей, это наша совместная творческая работа. Для меня это очень важно не давать готовый материал, а научить самостоятельно, мыслить, искать, учить необходимую информацию, сопоставлять факты, видеть результат. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь.  Интерес к процессу  приобретения знаний может стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором  всестороннего развития личности.

Главная особенность четвероклассников – проявление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях.  Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности  уникальности. Самое важное свойство этого возраста – особая открытость души. Дети доверчиво приглашают взрослых заглянуть в свой внутренний мир. Однако мы должны помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт. Именно сейчас можно помочь ребенку решить его проблемы. Поэтому календарно- тематический план  моей программы переходит на новый уровень.  Во внеклассную деятельность вводятся беседы об идеалах, чести и достоинстве, об интеллигентности. «Кто дружить умеет», «Права и обязанности»,  «Познай себя», «Мы живем среди людей», «Подарок в ладошке», «Пойми меня правильно»,  «Совесть – главный судья» и другие классные часы, практикумы, беседы и круги общения готовят ребенка к новой более самостоятельной жизни. Больше внимания уделяется детской инициативе, отводится значительная роль в организации учебного процесса.

Рабочая программа внеурочной деятельности предусматривает работу диагностической деятельности. Для реализации поставленных задач я использую следующие методы работы:  диагностика уровня воспитанности; индивидуальные беседы; групповые развивающие занятия; психологические тренинги; дискуссии; тестирование; анкетирование. Для этих работ предусмотрены тетради для классных часов. Изучение диагностики, консультация с психологом выделила группу детей , которые имеют проблемы социального и нравственного характера. Проблемы воспитанников данной группы состоят в том, что их воспитание осуществлялось в  неблагоприятных семьях, где низкий уровень нравственного воспитания детей, нет родительского контроля их деятельности. В работе с данной микрогруппы я применяю разнообразные методы работы: вовлечение в деятельность, доверие, сотрудничество, переубеждение, переключение, индивидуальные беседы, общественное мнение. Эти воспитанники не могут иметь высоких результатов, но участив в разнообразных мероприятиях дают возможность почувствовать свою соучастность  в деятельности класса, что дает надежду на положительную динамику не только ребенку, но и мне. Диагностика – это основа, рабочий материал, из которого составляется программа, направление работы с детьми.

       В программе  одним из направлений деятельности детей является экологическая культура и приобщение к ней. Мероприятия данного раздела направлены на реализацию творческого  проекта «Береги свою планету». Проект был с успехом завершен, а его презентация была одним из составляющих моей аттестации, что в свою очередь послужило идеей для создания нового проекта. Проект патриотической направленности «Земля - наш общий дом» открылся экскурсией в музей природы и человека.

     Программой предусматривается ученическое самоуправление. Ключевым принципом организации самоуправления в нашем классе является идея сотрудничества детей и взрослых. Делать не за детей, а вместе с ними – мое условие подготовки и проведения любого дела. В начальных классах целесообразно начинать самоуправление с выбора актива класса, а в активе класса задействовать, по возможности весь класс. Отрадно наблюдать, как дети переживают за порученное им дело, радуются своим маленьким победам, испытывают чувство гордости за проделанную работу, когда во время классного часа отчитываются, что они сделали. Поддержка одноклассников и воспитателя стимулирует самостоятельность, самовоспитание, позволяет правильно делать самооценку своей деятельности.

   Для развития   гармоничной, полноценно развитой личности необходимо, чтобы требования предъявляемые ребенку, соответствовали его возможностям и способностям. Такие задачи успешнее решаются в работе с коллегами, социальными партнерами, родителями. Составляющие этого тандема дают наиболее полное представление о потенциале воспитанника, позволяют раскрыться его талантам, творческим наклонностям. Поэтому в  программе есть раздел по работе такой направленности, и он успешно реализуется мной.

     Чтобы реализовать цели и задачи данной программы, в своей практике, занимаюсь самообразованием. Источники моего самообразования; журналы, газеты, книги педагогов – новаторов. Литература; научно-популярная, методическая, художественная и др. Кроме этого я пользуюсь Интернетом, видео, аудио информацией на различных носителях. Также посещаю, семинары, курсы повышения квалификации и освоения электронных технологий. Обобщением моего педагогического опыта в рамках программы также являются, разработанные мною и опубликованные  в электронном СМИ классные часы; «Заповеди нашего класса», « Мы живем среди людей». Материалы опубликованы по адресу: http:/ / internika.org/fond/ um.

   Опыт работы ориентирован на учеников школы –интерната, занимающихся в двух школах одновременно. Моя работа помогает раскрыть творческий потенциал учащихся, подчеркнуть, а может и проявить, раскрыть свои дарования.

Актуальность данного опыта в системном  и поэтапном подходе к работе, с учетом возрастных особенностей школьника.

                                              ЛИТЕРАТУРА:     

1.     Сага Е. В. Школа умного детства и открытых сердец. – Ростов на  Дону: Феникс, 2008.

2.     Дик Н. Ф. Лучшие инновационные формы внеурочной  деятельности в начальной школе. Ростов - на- Дону: Феникс, 2009.

3.     Сапегина В. А. Классные часы в начальной школе. Ростов – на – Дону: Феникс, 2010.

4.     Степанов Е. Н. Педагогический контроль в процессе воспитания. Москва: Сфера, 2006.

5.     Щуркова Н.Е. За гранью урока. Москва: Ц. Г. Л. 2004.

6.     Управителева Л. В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. Ярославль: Академия развития, 2009.

7.     Электронное пособие – «Классные часы в начальной школе». Волгоград: Учитель, 2010.

8.     Истратова О. Н.  – Практикум детской психокоррекции.  Ростов на Дону: Феникс, 2011.

9.     Кульневич С. В. Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе. Воронеж: Учитель, 2004.

10.                        Лизинский В. М.  Настольная книга классного руководителя. Москва: Педагогический поиск, 2004.

11.                        Архарова Л. И., Гребенкина Л. К. Сценарии праздников, классных часов , развлечений. Москва: Педагогический поиск, 2005.

12.                        Дик Н. Ф. Развивающие классные часы и праздники. Ростов на Дону,2008.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

          Бюджетное учреждение среднего профессионального образования

            Ханты –Мансийского автономного округа – Югры

          колледж – интернат «Центр искусств для одаренных детей Севера»

             

          «Формирование нравственных и

              морально- этических норм поведения,

          обучающихся на ступени начального

                       общего   образования»

           (Из опыта работы по рабочей программе)

       

           

                                                                                                             Воспитатель:

                                                                          Жарова А.А.

                   

                                               Ханты – Мансийск

                                                         2013г.

                                                         Детство – важнейший период человеческой    

                                                          жизни, не подготовка к будущей жизни, а

                                                          настоящая, самобытная, неповторимая жизнь.

                                                          И от того, как прошло детство, кто вел ребенка

                                                          за руку в детские годы, что вошло в его  разум

                                                          и сердце из окружающего мира, - от этого в

                                                          решающей степени зависит, каким человеком

                                                           станет сегодняшний малыш.          

                                                                                              В. А. Сухомлинский

       Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми, меняется мир. Неизменной остается роль воспитателя, помогающего ребенку войти в этот сложный мир.

       Справедливо сказал С. Т. Шацкий, что лучшее средство в деле воспитания –

Это дать проявиться душе  ребенка какому-нибудь чувству, и  по силе этого проявления, на душе останется след, память о пережитом, которая направляет волю. Пусть узнают дети про себя, как они могут быть честны, искренни, благородны, просты, добры, деятельны… Пусть они запомнят хорошее движение своей натуры и станут верить себе.

       Младший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.

     У Швейцарского педагога, одного из лидеров нового воспитания А. Ферьера, есть притча о том, как люди создали школу по наущению дьявола.

«И сотворили школу так, как велел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравиться создавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила ни какой пользы. Он не может оставаться без движения – его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить – ему приказали молчать. Он  хотел бы сам искать знания – ему они даются в готовом виде.

…И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться.

…И вот, что произошло. Как и хотел того дьявол, некоторые люди зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они лишились счастья и здоровья. Пропали любовь и доброта. Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились. …………………………………..???!!!

…И погибла школа, которую так ловко придумал дьявол».

А что вместо точек?  Что должна сделать я, чтобы воспитать личность, привить ребенку чувство справедливости, милосердия, принципиальности, сформировать желание отвечать за свои поступки, быть творческими, активными людьми высокой культуры и поведения.

   Я много лет своей педагогической деятельности посвятила воспитательной практике. Главным направлением воспитательной работы я считаю работу по совершенствованию воспитательного процесса через слагаемые современной культуры.

В сложившейся воспитательной практике нет четких ориентиров воспитательной работы и положительной чертой этого момента , является  формирование нужных в воспитании направлений самостоятельно, опираясь или исходя от какого-либо авторитетного источника. В моем случае источником и основой начинания послужили проектные методики и новые технологии Н. Е. Щурковой, а также рабочая программа воспитания учащихся в условиях колледжа – интерната.

     

             Рабочая программа по внеурочной деятельности «Формирование нравственных и морально – этических норм поведения как условие интеллектуального развития»  определяет содержание  и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры учащихся, на их духовно- нравственное, социальное, личностное и  интеллектуальное развитие, обеспечивающее успешность в развитии творческих способностей, самосовершенствование.

       В основе реализации внеурочной программы лежит системно- деятельный подход, который предполагает учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей младших школьников.

       Цель программы:

создание условий для развития личности, познавательного уровня обучающихся и создание основ творческого потенциала.

        Задачи программы:

  • развитие познавательного интереса в приобретении знаний и умений;
  • развитие мотивации обучения к определенному виду деятельности через воспитательные дела данной программы;
  • формирование культуры поведения, навыков здорового образа жизни;
  • развитие самостоятельности ответственности, активности, аккуратности.

       В данной программе представлены  шесть направлений воспитательной  работы;

1. Гигиеническая культура и приобщение к ней

   Культура питания

2. Физическая культура и приобщение к ней

3. Культура поведения человека: научение и приучение

4. Экологическая культура и приобщение к ней

5. Культура умственного труда

6. Культура физического труда

         Внутри каждого раздела, перечень тем проводимых мероприятий. Система работы предусматривает использование таких форм работ как классные часы, практикумы, индивидуальную работу, анкетирование, игры, беседы, викторины, конкурсы.

         Рабочая программа разработана мной для учащихся начальных классов с учетом специализаций колледжа- интерната и на основе Рабочей программы воспитания учащихся в условиях колледжа – интерната. Мероприятия, включенные в программу, проводятся согласно циклограмме воспитателя, которая координируется и взаимодействует со всеми структурами учебного заведения.

                 Предполагаемый результат реализации программы              

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками  знаний,  умений и навыков об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об основах социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности.
  2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):  развитие ценностных отношений школьника к родному отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям.
  3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Общение с «разными» людьми, чтение «разных» книг, собственный опыт, мысли рожденные кем-то для того, чтобы рождались новые мысли. Мысли педагогов –новаторов помогают придать форму чему-либо бесформенному? Можно ли сформировать личность? Формировать умышленно по известным образцам нет! Но помогать ребенку искать свою форму, мы должны. Продукт нашей деятельности – сформировавшаяся личность.

  В своей повседневной практике, опираясь на цели и задачи, составленной программы во втором классе, в первую очередь нужно было создать для детей комфортные условия для безболезненной адаптации ребенка не только к новой школе с ее устоями и нагрузками, но и проживанию в условиях интерната, где нет родителей. Дети получают не только первые социальные навыки проживания, в интернате, но и приобщаются гигиенической культуре, культуре питания, физической и экологической  культуре. При поддержке взрослых приобретают опыт межличностных отношений. Вовлечение детей в творческую познавательную деятельность дают возможность приобщиться к культуре умственного труда. Мои классные часы «Книга – твой друг, береги ее»,

«А песня ходит на войну» (с привлечением родителей), «Лесные тайны», «Как деревья готовятся к зиме» наглядно показали, как высока  познавательная активность в младшем школьном возрасте. Развитие познавательной активности  это стойкий интерес  к учебной деятельности. Хотя роль воспитателя в овладении знаниями заключается не только в проведении красивых и интересных мероприятий, но и в помощи ребенку в овладении новыми знаниями, которые не всегда получается легко усвоить. Помочь усвоить, облегчить процесс осмысления и запоминания, а самое главное научить  рационально организовать свой труд.

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование нравственности. Культура поведения человека: научение и приучение содействует развитию личности ребенка. «Правила общения с окружающими», «Правила этикета»,  «Как вести себя в общественных местах», «Волшебные слова», «На чем основано взаимопонимание» серия этих классных часов помогает осваивать новые социальные роли, формирует классный коллектив, заставляет задуматься над своим нравственным поведением.

      К началу третьего класса у ребенка уже сформирован отчетливый образ ученика, но в какой-то степени утрачивается детская непосредственность, индивидуальные способности ребенка несколько стираются. В этот период отмечается стабильная способность детей выполнять стандартные задания, действовать по образцу. Происходит утрата контакта с «внутренним ребенком», его лозунги «Я – не маленький», «Сверстники – друзья»,  «У взрослых свои достоинства и недостатки».

 В третьем классе основные направления и виды деятельности остались прежними, хотя повышенный уровень развития мышления, памяти и внимания детей дает возможность усложнить задачи и акцентировать мою работу на интеллектуальном развитии, идет введении самовоспитания, основанного на развитии культуры поведения, усвоения вечных постулатов ценностей человечества. «Заповеди нашего класса», «Сто добрых дел не предел», «Спешите делать добро», «Умей сказать нет» классные часы, формирующие положительную установку не только культуры поведения, но и воспитывает понимание своих обязанностей и чувство ответственности, обязанностью овладения знаниями. «Открывай нам школа дверь», «Символы Российской федерации», «Тренировка памяти» - эти мероприятия не праздник для детей, это наша совместная творческая работа. Для меня это очень важно не давать готовый материал, а научить самостоятельно, мыслить, искать, учить необходимую информацию, сопоставлять факты, видеть результат. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь.  Интерес к процессу  приобретения знаний может стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором  всестороннего развития личности.

Главная особенность четвероклассников – проявление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях.  Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности  уникальности. Самое важное свойство этого возраста – особая открытость души. Дети доверчиво приглашают взрослых заглянуть в свой внутренний мир. Однако мы должны помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт. Именно сейчас можно помочь ребенку решить его проблемы. Поэтому календарно- тематический план  моей программы переходит на новый уровень.  Во внеклассную деятельность вводятся беседы об идеалах, чести и достоинстве, об интеллигентности. «Кто дружить умеет», «Права и обязанности»,  «Познай себя», «Мы живем среди людей», «Подарок в ладошке», «Пойми меня правильно»,  «Совесть – главный судья» и другие классные часы, практикумы, беседы и круги общения готовят ребенка к новой более самостоятельной жизни. Больше внимания уделяется детской инициативе, отводится значительная роль в организации учебного процесса.

Рабочая программа внеурочной деятельности предусматривает работу диагностической деятельности. Для реализации поставленных задач я использую следующие методы работы:  диагностика уровня воспитанности; индивидуальные беседы; групповые развивающие занятия; психологические тренинги; дискуссии; тестирование; анкетирование. Для этих работ предусмотрены тетради для классных часов. Изучение диагностики, консультация с психологом выделила группу детей , которые имеют проблемы социального и нравственного характера. Проблемы воспитанников данной группы состоят в том, что их воспитание осуществлялось в  неблагоприятных семьях, где низкий уровень нравственного воспитания детей, нет родительского контроля их деятельности. В работе с данной микрогруппы я применяю разнообразные методы работы: вовлечение в деятельность, доверие, сотрудничество, переубеждение, переключение, индивидуальные беседы, общественное мнение. Эти воспитанники не могут иметь высоких результатов, но участив в разнообразных мероприятиях дают возможность почувствовать свою соучастность  в деятельности класса, что дает надежду на положительную динамику не только ребенку, но и мне. Диагностика – это основа, рабочий материал, из которого составляется программа, направление работы с детьми.

       В программе  одним из направлений деятельности детей является экологическая культура и приобщение к ней. Мероприятия данного раздела направлены на реализацию творческого  проекта «Береги свою планету». Проект был с успехом завершен, а его презентация была одним из составляющих моей аттестации, что в свою очередь послужило идеей для создания нового проекта. Проект патриотической направленности «Земля - наш общий дом» открылся экскурсией в музей природы и человека.

     Программой предусматривается ученическое самоуправление. Ключевым принципом организации самоуправления в нашем классе является идея сотрудничества детей и взрослых. Делать не за детей, а вместе с ними – мое условие подготовки и проведения любого дела. В начальных классах целесообразно начинать самоуправление с выбора актива класса, а в активе класса задействовать, по возможности весь класс. Отрадно наблюдать, как дети переживают за порученное им дело, радуются своим маленьким победам, испытывают чувство гордости за проделанную работу, когда во время классного часа отчитываются, что они сделали. Поддержка одноклассников и воспитателя стимулирует самостоятельность, самовоспитание, позволяет правильно делать самооценку своей деятельности.

   Для развития   гармоничной, полноценно развитой личности необходимо, чтобы требования предъявляемые ребенку, соответствовали его возможностям и способностям. Такие задачи успешнее решаются в работе с коллегами, социальными партнерами, родителями. Составляющие этого тандема дают наиболее полное представление о потенциале воспитанника, позволяют раскрыться его талантам, творческим наклонностям. Поэтому в  программе есть раздел по работе такой направленности, и он успешно реализуется мной.

     Чтобы реализовать цели и задачи данной программы, в своей практике, занимаюсь самообразованием. Источники моего самообразования; журналы, газеты, книги педагогов – новаторов. Литература; научно-популярная, методическая, художественная и др. Кроме этого я пользуюсь Интернетом, видео, аудио информацией на различных носителях. Также посещаю, семинары, курсы повышения квалификации и освоения электронных технологий. Обобщением моего педагогического опыта в рамках программы также являются, разработанные мною и опубликованные  в электронном СМИ классные часы; «Заповеди нашего класса», « Мы живем среди людей». Материалы опубликованы по адресу: http:/ / internika.org/fond/ um.

   Опыт работы ориентирован на учеников школы –интерната, занимающихся в двух школах одновременно. Моя работа помогает раскрыть творческий потенциал учащихся, подчеркнуть, а может и проявить, раскрыть свои дарования.

Актуальность данного опыта в системном  и поэтапном подходе к работе, с учетом возрастных особенностей школьника.

                                              ЛИТЕРАТУРА:      

  1. Сага Е. В. Школа умного детства и открытых сердец. – Ростов на  Дону: Феникс, 2008.
  2. Дик Н. Ф. Лучшие инновационные формы внеурочной  деятельности в начальной школе. Ростов - на- Дону: Феникс, 2009.
  3. Сапегина В. А. Классные часы в начальной школе. Ростов – на – Дону: Феникс, 2010.
  4. Степанов Е. Н. Педагогический контроль в процессе воспитания. Москва: Сфера, 2006.
  5. Щуркова Н.Е. За гранью урока. Москва: Ц. Г. Л. 2004.
  6. Управителева Л. В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. Ярославль: Академия развития, 2009.
  7. Электронное пособие – «Классные часы в начальной школе». Волгоград: Учитель, 2010.
  8. Истратова О. Н.  – Практикум детской психокоррекции.  Ростов на Дону: Феникс, 2011.
  9. Кульневич С. В. Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе. Воронеж: Учитель, 2004.
  10.  Лизинский В. М.  Настольная книга классного руководителя. Москва: Педагогический поиск, 2004.
  11.  Архарова Л. И., Гребенкина Л. К. Сценарии праздников, классных часов , развлечений. Москва: Педагогический поиск, 2005.
  12.  Дик Н. Ф. Развивающие классные часы и праздники. Ростов на Дону,2008.

       

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в в...

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС в условиях сельской школы.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним о...

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС в условиях сельской школы.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним о...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития и воспитанияобучающихся с ОВЗ на ступени начального общего образования ....

Программа психологического сопровождения формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе развития Российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного образования. Начало обучения в школе &nda...