СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В НОВОЙ ШКОЛЕ
презентация к уроку по теме
Повышение требований к качеству образования не позволяют школе останавливаться на достигнутом, стимулируют использование новых управленческих механизмов, что в свою очередь приводит к переходу на новую управленческую ступень, направленную на формирование инновационной Школы, обеспечивающую решение педагогических и организационно-экономических задач, развитие образовательного учреждения и создание в ОУ инновационной образовательной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ocenka_kachestva_prezentaciya.pptx | 774.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность инновационной образовательной программы Повышение требований к качеству образования не позволяют школе останавливаться на достигнутом, стимулируют использование новых управленческих механизмов, что в свою очередь приводит к переходу на новую управленческую ступень, направленную на формирование инновационной Школы, обеспечивающую решение педагогических и организационно-экономических задач, развитие образовательного учреждения и создание в ОУ инновационной образовательной среды.
В рамках реализации комплексного подхода к инновационным процессам рассматриваются следующие направления : - создание условий для непрерывного развития образовательного учреждения и проявления творческих способностей педагогов и учащихся ; создание в ОУ инновационной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение образовательных потребностей личности, общества и государства; укрепление сотрудничества, как между всеми участниками образовательного процесса, так и с внешними партнерами ; - повышение степени открытости образовательного учреждения, в том числе за счет реализации принципов государственно-общественного управления образованием; использование новых подходов к контролю и оценке результатов деятельности ОУ; обеспечение финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения
Необходимость реализации данной программы обусловлена рядом взаимосвязанных организационно-педагогических задач: 1. Повышение качества образования . В первую очередь необходимость решения этой задачи связана с тем, что современная система внутришкольного управления качеством образования основывается на принципах делегирования полномочий, повышения мотивации и стимулирования качества работы сотрудников образовательного учреждения.
2. Создание и развитие в ОУ системы оценки качества образования. Необходимость решения данной задачи связана с переходом на новые ФГОС и необходимостью выработки единых критериев оценки качества образования на разных ступенях обучения
Оптимизация управленческой и педагогической деятельности с целью повышения их результативности и эффективности на основе создания и развития новых коммуникационных структур внутри образовательного учреждения и сетевого взаимодействия , взаимодействия с социальными партнерами по вопросам повышения качества образования и удовлетворения образовательных потребностей всех участников образовательного процесса.
Основная идея проекта заключается в организации системы управления качеством образования через распределение функций и делегирование полномочий различным структурам образовательного учреждения в вопросах обеспечения и совершенствования качества образовательной деятельности.
Цель инновационной образовательной программы - разработать и внедрить в образовательном учреждении систему управления качеством образования, способствующую инновационному развитию его образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение образовательных потребностей личности, общества и государства.
Задачи инновационной образовательной программы : -создание единой системы диагностики и контроля качества образования , качества преподавания, соответствия условий организации образовательного процесса нормативным требованиям и социальным ожиданиям; -повышение профессиональной компетенции педагогических кадров как необходимого условия обеспечения современного качества образования ; -формирование и развитие потребности общественности в участии в управлении образовательным учреждением, активное вовлечение органов самоуправления в управление качеством образования; -создание сетевой организации управления качеством образования на основе принципов взаимодействия, социального партнерства, адресности информационных потоков; -выявление факторов, влияющих на качество образования и принятие обоснованных управленческих решений; -обеспечение условий равенства всех учащихся в получении качественного образования; -разработка и апробация системы оценки эффективности управления качеством образования в образовательном учреждении;
Новизна инновационной образовательной программы . Представленная модель внутришкольного управления качеством образования базируется на современных принципах менеджмента качества, сформулированных в международных стандартах, которые дают апробированный набор принципиальных положений для внедрения современных методов управления.
Практическая значимость инновационной образовательной программы. Реализация данной программы позволит: -учащимся ОУ получить качественное образование, адаптированное к их индивидуальным возможностям и потребностям в реализации своих интересов, подготовке к дальнейшему профессиональному образованию и профессиональной деятельности; -обеспечить доступность, достоверность, полноту информации об организации образовательного процесса в лицее и качестве образования учащихся для всех заинтересованных лиц; -создать единую систему контроля и мониторинга качества образования в ОУ, направленную на его дальнейшее совершенствование; обеспечить участие в управлении качеством образования всех участников образовательного процесса; -обеспечить оптимальное разделение управленческих решений, при котором будет достигаться оперативность и гибкость управления, четкое разграничение функций и ответственности взаимосвязанных подразделений с целью исключения их дублирования.
Этапы инновационной образовательной программы Первый этап - проектировочный: разработка концепции разработка алгоритма и механизмов всех участников проекта разработка программы деятельности педагогического коллектива и администрации ОУ по созданию внутришкольной системы оценки качества образования.
Второй этап – преобразующий : реализация программы деятельности педагогического коллектива и администрации по созданию внутришкольной системы оценки качества образования; оценка и анализ изменений, происходящих в образовательной среде; мониторинг проектной деятельности ; анализ промежуточных итогов проекта.
Третий этап - обобщающий : оценка , обработка и анализ результатов проектной деятельности; формирование интегральной характеристики состояния и тенденций развития образовательной системы ГОУ с учетом потребностей всех участников образовательного процесса, социальных партнеров, органов управления образованием; оценка эффективности и результативности деятельности созданных структур и внутришкольной системы управления качеством образования в целом; выявление необходимых условий, границ целесообразности внедрения в массовую практику предлагаемой модели управления качеством образования;
Описание инновационной образовательной программы Ведущей идеей данной программы является переход от управления качеством к качеству управления
Программа реализует концептуальную модель управления качеством ОУ, которую можно представить в следующем виде: Анализ удовлетворён-ности потребителей Определение потребности в образовательных ресурсах Миссия, стратегические цели, политика в области качества ОУ Вовлечение коллектива в реализацию целей Конкретизация социального заказа Реализация новых образовательных стандартов Обучение управленцев и учителей Оценка и экспертиза процессов и результатов Коодина-ционно - методичес-кий совет
Основные принципы системы менеджмента качества. Механизмы управления качеством образования в ОУ Ориентация на потребителя Принятие решений, основанных на фактах Системный подход, основанный на фактах. Постоянное улучшение Процессный подход Взаимовыгодные отношения с партнёрами Лидерство руководства
Лидерство руководства Демонстрация приверженности качеству собственным примером; Ориентация на потребности всех заинтересованных сторон; Обеспечение атмосферы доверия; Инициирование, признание и поощрение вклада педагогов, сотрудников; Обучение и профессиональный рост работников; Мотивация персонала на повышение качества; Обеспечение поддерживающего контроля.
Принятие решений, основанных на фактах Организация в школе Службы мониторинга и маркетинга и Службы аудита; Комплексная внутришкольная система оценки качества образования; Принятие решений и выполнение действий на основе баланса результатов, фактов, опыта.
Ориентация на потребителя Организация в школе Службы мониторинга и маркетинга; Обеспечение сбалансированного подхода к запросам потребителей; Установление степени выполнения требований потребителей, использование технологии оценки удовлетворенности родителей и обучающихся качеством образования
Системный подход к менеджменту Проектирование такой системы, при которой цели достигаются наиболее эффективным путём; Постоянное улучшение системы через измерения и оценку; Документирование процедур.
Процессный подход Определение процесса для достижения результата; Определение взаимодействия процессов; Оценка рисков, процессов и влияние процесса на потребителя.
Постоянное улучшение Формирование потребности у каждого педагога ОУ в постоянном улучшении; Применение основных концепций постоянного улучшения; Мониторинг качества образования; Обучение сотрудников ОУ новым методам, приёмам, средствам.
Взаимовыгодные отношения с партнёрами Идентификация основных социальных партнёров; Установление отношений с партнёрами на основе баланса краткосрочных и долговременных связей; Инициирование совместных разработок и улучшение качества процессов.
Модель управления качеством образования представляет из себя несколько взаимосвязанных проектных модулей:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Попечительский совет Директор школы Школьный парламент ССССССССССССС Модель управления качеством образования Координационно - методический совет Служба мониторинга и маркетинга Служба здоровья и психолого - педагогическая служба Служба информации и школьного телевидения Библиотечно - информационный центр МО классных руководителей Предметные кафедры и МО Спортивный клуб Отделение дополнительного образования
Кадровое обеспечение реализации проекта компетентность его участников. Для реализации проекта в образовательном учреждении необходимо иметь специалистов, выполняющих следующие функции:
Научный руководитель проекта - осуществляет руководство проектом, разрабатывает методологическое и теоретическое обоснование проекта и программу его реализации, вносит необходимые коррективы в ходе реализации проекта, консультирует педагогический коллектив ОУ
Председатель координационно-методического совета - осуществляет общее руководство проектом. Руководитель Службы мониторинга и маркетинга - совместно с сотрудниками Службы разрабатывает содержание и структуру оценочных карт, программу мониторинга и обеспечивает проведение исследований в ходе реализации проекта, взаимодействует с руководителями других структурных подразделений по вопросам, связанным с реализацией проекта.
Руководитель службы информации и школьного телевидения - планирует и координирует выстраивание внешних связей ОУ и информационного сопровождения инновационной деятельности в рамках реализации данного проекта. Руководитель библиотечно-информационного центра - контролирует создание и обновление банка данных по проблемам управления качеством образования, изданий методических разработок, создание условий для проведения семинаров и практикумов для участников проекта.
Партнерами ОУ в реализации данной программы могут выступать: органы самоуправления: педагогический совет, школьный парламент, попечительский совет; Центр психологомедикопедагогического и социального сопровождения; Дворец творчества юных; Российский государственный педагогический университет имени Л.Н.Толстого; Тульский Государственный Университет; Муниципальный информационно-аналитический центр
Информационное обеспечение программы осуществляется сотрудниками Службы информации и школьного телевидения и Информационно- библиотечного центра: Информирование всех участников образовательного процесса и социальных партнеров о ходе реализации проекта и полученных результатах будет осуществляться посредством размещения информации в образовательных и социальных сетях, научно-методических изданиях, выступлений участников проекта на семинарах и конференциях, презентаций деятельности лицея, школьного телевидения. На сайте ОУ создаётся отдельная страница по сопровождению проекта, в рамках которой будет организовано получение «обратной связи» от всех заинтересованных лиц.
Система мониторинговых исследований хода реализации инновационной образовательной программы Эффективность и результативность проекта будет оцениваться по результатам ежегодных мониторингов, проводимых по всем направлениям проектной деятельности один раз в полгода. Система оценки будет включать в себя как внешнюю оценку, аудит, так и внутреннюю оценку деятельности образовательного учреждения. Система мониторинговых исследований разрабатывается и внедряется Службой мониторинга и маркетинга.
Способы измерения результативности программы: статистические данные, анкетирование участников проекта, экспресс-опрос, наблюдения, анализ содержания отчётов о реализации проекта, представление методических «продуктов», обеспечивающих решение задач проекта.
Показатели эффективности проводимых изменений Показатели эффективности проводимых изменений можно разделить на две группы: прямые показатели , которые возможно измерить в каких-либо единицах измерения ; косвенные показатели , которые сложно измерить и которые, возможно, проявятся с отсроченным эффектом.
Ожидаемые результаты реализации инновационной программы Основной результат реализации данной программы - инструментальная модель внутришкольной системы управления качеством образования, способствующая инновационному развитию образовательной среды учреждения, обеспечивающей удовлетворение образовательных потребностей личности, общества и государства
Основные ожидаемые эффекты : Повышение эффективности и результативности управленческой деятельности; Повышение степени открытости образовательного учреждения; Повышение качества образования.