Тьюторство - как основной элемент управления профессиональным самоопределением личности обучающегося
статья по теме
Статья опубликована в сборнике "Непрерывное образование в Западной Сибири: материалы четвертой региональной научно-практической конференции (12-16 июля 2010 года)" [Текст] : сборник научных трудов / ред. О. К. Сазонова. - Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2010. - 354 с. ; 29 см. - 100 экз. - (в пер.) : Б. ц. С .99-100. - Библиогр. в конце ст.
В статье описан опыт работы тьютора профильного обучения в Республиканском классическом лицее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1korsun.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Корсун Е.С.,
Государственное общеобразовательное учреждение
Республиканский классический лицей Республики Алтай
ТЬЮТОРСТВО – КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ САМООПРЕДЕЛЕНИЕМ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Актуальность психолого-педагогического сопровождения профильного обучения в школе продиктована тем, что подростки осуществляют выбор на «кризисном перекрестке» - в момент, когда в их жизни проявляются три кризиса – возрастной нормативный, семейный нормативный и школьный нормативный. В этот период изменения происходят не только в самом подростке, но и в его ближайшем социальном окружении и в социальной ситуации развития. Внимание к внутренним и внешним переломным процессам, происходящим в ребенке, диктует необходимость направить работу на все субъекты образовательного процесса одновременно: родителей, обучающихся, педагогов. Это обеспечит целостность психолого-педагогической поддержки подростков.
В связи с этим проблема психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях модернизации образования приобретает новый смысл и содержание.
Одним из основных средств помощи подростку при поиске им своего места в изменяющемся профессиональном мире является тьюторская психолого-педагогическая поддержка в самопознании, самодиагностике и самореализации собственного проекта будущей профессиональной карьеры.
У современных выпускников в подавляющем большинстве наблюдается состояние инфантильности в профессиональном самоопределении. Именно поэтому в Республиканском классическом лицее (РКЛ) было принято решение о введении новой штатной единицы, такой как тьютор.
В переводе с английского языка тьютор означает наставник. Тьютор организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует персональное сопровождение обучающихся в образовательном пространстве профильного обучения; сопровождает процесс формирования личности обучающихся (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее)[1].
На наш взгляд, подход к профессиональной ориентации с позиций тьютора сегодня наиболее актуален и открывает новые перспективы, поскольку выбор профессии – один из важнейших жизненных выборов, которые делает человек.
В связи с этим каждому обучающемуся лицея предоставляется возможность выбора профиля соответствующего его интересам и способностям. Лицеисты обучаются по индивидуальным учебным планам. Лицей предлагает обучающимся оказание поддержки в процессе формирования индивидуальной образовательной траектории в лице тьютора. Особое внимание в тьюторском сопровождении мы уделяем – «… созданию ситуации, в которой ученик начинает осмысливать, какой ему сделать образовательный выбор и как прийти к поставленной им самим цели» [2].
Исходя из этого, нами были определены цель и задачи работы тьютора в лицее. Цель работы тьютора - персональное (индивидуальное) сопровождение обучающегося в образовательном пространстве профильного обучения.
Задачи деятельности тьютора в лицее:
- на основе личных наблюдений, изучения документов обучающегося, его портфолио, анализировать индивидуальные особенности старшеклассников и проектировать возможную направленность его индивидуальной образовательной траектории и прогнозировать темпы и результаты ее реализации;
- мотивировать обучающегося на формирование его собственного видения пути индивидуального развития, корректируя при необходимости и свои представления, и самооценку обучающегося;
- оказывать помощь в разрешении проблем в обучении и межличностном общении или в составлении алгоритма для самостоятельного разрешения проблемы;
- организовывать презентацию результатов реализации индивидуальной образовательной траектории и рефлексию процесса в целом в разнообразных формах.
Тьюторское сопровождение в лицее осуществляется через тьюторские встречи (индивидуальные и групповые консультации для обучающихся и родителей), составление плана-карты образовательного маршрута на каждого обучающегося, обратившегося за помощью к тьютору. Это позволяет моделировать деятельность обучающегося и деятельность тьютора (выступления на родительских собраниях, информационные классные часы, совещания классных руководителей и т.д.). Тьютор помогает обучающимся понять и определить образовательные цели, разработать индивидуальную образовательную программу, вовлекает обучающихся в мероприятия общественной и социальной направленности. Такая организация работы в данном направлении способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающихся.
Литература:
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.//Вестник Образования России №6 2010 г., С. 78.
- Беспалова Г. Тьюторское сопровождение: организационные формы и образовательные эффекты.//Директор школы №7 2007 г., С. 51.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Мышление и его роль в профессиональном самоопределении личности"
Презентация "Мышление и его роль в профессиональном самоопределении личности"...
Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности
Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...
Задачи и периодизация сопровождения профессионального самоопределения личности в дополнительном образовании
Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в ЦТиО является создание условий для эффективного профессионального самоопределения всех субъектов образовательного процесса в соответствии ...
Методическая разработка по теме"Предпрофильная подготовка школьников как инструмент саморазвития и раннего профессионального самоопределения личности"
Данный материал посвящен системе предпрофильной подготовки обучающихся 5-9 классов. Представлен мониторинг результатов....
«Роль уроков технологии в профессиональном самоопределении личности»
Уроки технологии играют значимую роль в самоопределении и социальной адаптации учащихся и являются основой в их профессиональной ориентации....