Методическая разработка по теме"Предпрофильная подготовка школьников как инструмент саморазвития и раннего профессионального самоопределения личности"
методическая разработка по биологии

Кривошеина Светлана Михайловна

Данный материал посвящен системе предпрофильной подготовки обучающихся  5-9 классов. Представлен мониторинг результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_predprofilnoy_podgotovki.docx104.25 КБ

Предварительный просмотр:

Кривошеина Светлана Михайловна,

учитель биологии

МАОУ гимназия № 35

     Предпрофильная подготовка школьников как инструмент саморазвития и раннего профессионального самоопределения личности.

     Мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. В нашей стране насчитывается более 7 тысяч профессий, и каждый год происходит обновление этого списка примерно на 500 видов.

     Особенностью современного мира профессий является полипрофессионализм: человеку нужно овладеть несколькими смежными специальностями. Складывается парадоксальная ситуация, связанная с длительным периодом овладения профессиональным мастерством и быстрым устареванием и обновлением видов профессиональной деятельности. Эта противоречивая ситуация становится причиной падения у школьников интереса к дальнейшей деятельности, возникает неуверенность в возможности сделать правильный выбор. Все это приводит к тому, что учащиеся находятся в состоянии неопределенности, предпринимают неосмысленное и часто  примитивное решение. Кроме того, в личном опыте подростка, как правило, отсутствует опыт переживания ситуации успеха как победы, заработанной личной активностью. Поэтому важной является организация в учебном учреждении работы по профилизации обучающихся.  Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – две главные части одной системы – подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути.

     Необходимым условием профилизации старшей школы является создание образовательного пространства основной школы, которое способствовало бы самоопределению подростка, прежде всего, введение  предпрофильной подготовки.

     Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования. К предпрофильной подготовке относятся информирование и ориентация обучающихся 9-х классов в отношении возможного выбора профиля обучения в старшей школе. Проблема выбора профиля как для учащихся, так и для их родителей является непростой. Многие ребята впервые в жизни совершают серьезный шаг, от которого будет зависеть их будущая судьба (сдача ОГЭ, ЕГЭ, продолжение образования в ВУЗе).

     Важная задача, которую я решаю в период обучения в 5 -9 классах- это предпрофильная подготовка, позволяющая обучающимся осознанно выбрать профиль обучения , то есть совершить первичное профессиональное самоопределение. В это период важно научить подростка понимать, видеть, свои достоинства, уметь опираться на  сильные стороны своей личности и характера.

     Цель моей работы: подготовить детей к осознанному выбору профиля обучения  в соответствии с их интересами и способностями.

     Исходя из этого, определяются следующие задачи работы:

  • выявление интересов и склонностей , способностей учащихся  для выбора профиля обучения в старшей школе;
  • развитие ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
  • формирование способности принимать осознанное решение в выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

 Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения осуществляется на основе нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации:

- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273

- ФЗ – Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р

- национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации  от 04.02.2010 №ПР-271

          С 1993 года гимназия заключила договор с Медицинским Университетом с профориентационной целью. Биологам была предложена работа по этому направлению.

     В гимназии я работаю 25 лет с 1995 года. Я выбрала предпрофильную подготовку. Много идей, планов было связано с этой работой. Они затрагивали как учебные, так и воспитательные аспекты.  В этой статье хочется поделиться опытом работы  по медицинскому профилю нашей гимназии.  

    Полезными  с точки зрения формирования интереса к будущей профессии , мне кажется, являются следующие направления этой работы:

- совместная с преподавателями Медицинского Университета: посещение анатомического музея; занятия в фантомном зале на кафедре оказания первой медицинской помощи; встреча со студентами – волонтерами и студентами -лидерами,  участниками акции «Я – будущий врач». Студенты для школьников подготовили рассказ, видеопрезентации о своих профессиях, ответили на вопросы и организовали практическое занятие.

     Незабываемыми были встречи с известными врачами разных специальностей: хирургами, патолого-анатомами, участковыми терапевтами, педиатрами, стоматологами.

     Учащиеся гимназии являются организаторами школьных мероприятий. С большим желанием проводят посвящение в гимназисты, Праздник белого халата, просветительскую работу по сохранению здоровья для обучающихся младшего и среднего звена. Эти выступления носят сезонный характер: осенью – о витаминах, зимой – об инфекциях; весной – о клещах и клещевом энцефалите, ожогах и закаливании. Недели биологии, непременно,   затрагивают вопросы гигиены, паразитологии, физиологии.

     Такая работа является эффективной,  так как она всегда вселяет уверенность (субъективная оценка правильности выбора), адекватность  (соответствие выбора особенностям и возможности личности), действенность (активность и самостоятельность в достижении поставленных целей, готовность реализовать выбор. Поэтому большинство учащихся этих классов успешно проходят вступительные испытания и поступают в 10  медицинский класс. Закончив его, хорошо сдают  ЕГЭ и поступают в Медицинский Университет.

      Я разработала систему мониторинга ранней профессиональной ориентации обучающихся в урочной и внеурочной деятельности по предмету.

     В начале  5, 7 классов я провожу входную диагностику и в конце года – итоговую диагностику. Ребята выполняют тест «Профессии , связанные с биологией».

Каждому обучающемуся выдается набор фотографий, на которой изображен представитель одной из профессий, связанных с биологией»

Задание 1. Определить профессию.

2. Какую работу выполняет этот представитель?

3. Чем эта работа полезна обществу?

По результатам анкеты строю график.

Результаты тестирования:  5 класс

Всего

Задание 1

Задание 2

Задание 3

25

Входной контроль

10

7

5

25

Итоговый контроль

21

17

15

Результаты тестирования:  7 класс

Всего:

Задание 1

Задание 2

Задание 3

24

Входной контроль

16

11

10

24

Итоговый контроль

20

16

12

Вывод: по результатам  тестирования  видно, что обучающиеся  расширили свои знания о профессиях, связанных с биологией.

2. Организация проектной деятельности обучающихся в рамках ФГОС ООО

Учебный год

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

2019-2020

Всего:

15

19

26

31

44

Вывод: с каждым годом растет число ребят, занимающихся проектной деятельностью  по биологии

3. Мониторинг результатов предметных олимпиад по биологии и экологии

ВсОШ

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

2019-2020

Школьный этап

5победителей,

8 призеров

4победителя

15 призеров

3победителя

11 призеров

2победителя

12 призеров

6победителей

22 призера

Муниципальный этап

1 победитель, 5 призеров

1победитель

10 призеров

1победитель

7 призеров

8 призеров

18призеров

Региональный этап

-

2 призера

1призер

4. Рейтинговый балл диагностической работы по биологии для поступления в химико-биологический класс(8б)

Учебный год

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

2019-2020

% выполнения

72%

-

71%

75%

78%

5. Мониторинг обученности 8б класс

2015-2016

2017-2018

2018-2019

Входная диагностика

69%

72%

79%

Промежуточная диагностика

71%

76%

83%

Итоговая диагностика

78%

78%

85%

6. Результаты ОГЭ по биологии

Всего

Первичный балл

% выполнения

Ср.балл оценки

Ср.балл (Свердловская область)

2016-2017

27

33

72%

4,2

3,38

2017-2018

25

35

77%

4,25

3,4

Вывод: результаты внешней экспертизы (в формате ОГЭ) по биологии стабильно выше городских и областных. Таким образом обеспечиваю достижение качества образования, адекватного современным запросам личности, общества и государства.

7. Результаты поступления в 10 медицинский класс

Результаты мониторингов показывают рост интереса обучающихся к предмету и как следствие – осознанный выбор своей будущей профессии.

     Я испытываю удовлетворенность, потому что моя педагогическая деятельность помогает решить стратегические, жизненно важные вопросы моих учеников, т.е. осознанный выбор своего профессионального пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Вызывание и уточнение артикуляции звуков у детей раннего возраста"

Логопед часто сталкивается с ситуацией, когда дети невергно артикулируют не только сложные звуки , но и звуки раннего онтогенеза. Данная методическая разработка составлена для работы с детьми раннего ...

Методическая разработка на тему: "Предпрофильная подготовка школьников"

Методическая разработка содержит некоторые теоретические аспекты, методические рекомендации, примерные нормативно-правовые акты, модели предпрофильной подготовки и профильного обучения.Методическая ра...

Методическая разработка по теме "Уравнения - подготовка к ОГЭ"

Материал для повторения и подготовки к ОГЭ...

Методическая разработка по теме строевая подготовка

В данной собственной методической разработке, представлен порядок проведения занятия по строевой подготовке, а так же об основных ее понятиях....

Методическая разработка на тему лыжная подготовка

Методическая разработка на тему лыжная подготовка составлена для 5-7 классов общеобразовательных учреждений....

Методическая разработка на тему: «Техническая подготовка хоккеистов в учебно-тренировочных группах»

Техническая подготовка является одной из важных составляющих системы подготовки хоккеистов. Она тесно связана с другими видами подготовки (физической, тактической, игровой, психологической). системы п...