Задачи и периодизация сопровождения профессионального самоопределения личности в дополнительном образовании
методическая разработка (9 класс)

Зайцева Ирина Юрьевна

Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в ЦТиО является создание условий для эффективного профессионального самоопределения всех субъектов образовательного процесса в соответствии с этапом возрастного развития и индивидуальными особенностями

Задачи:

- Формирование ценностного отношения к труду и положительной мотивации к деятельности;

- Формирование реалистичного и дифференцированного  представления о мире профессий;

- Развитие личности ребенка (познавательной активности, воображения, адекватной самооценки, мотивации к школьному обучению)

- Создание условий для формирования мотивации достижения успеха;

- Развитие профессионально-ориентированных интересов;

 -Развитие критичности мышления, формирование устойчивости к информационным влияниям;

- Создание условий для осознания и развития способностей

- Формирование оптимистической профессиональной перспективы

- Создание условий для осознанного планирования карьеры (выбор основного и резервного маршрута профессионального образования)

-формирование конструктивных родительских стратегий по отношению к профессиональному самоопределению и личностному развитию ребенка.

- Создание условий для профессионального совершенствования педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:


        

Одним из приоритетных направлений развития современной системы дополнительного образования в соответствии со стратегий развития системы дополнительного образования детей (государственная программа РФ «Развитие образования» На 2013 -2020 гг.) является создание условий для повышения качества дополнительного образования детей, обновление образовательного процесса.

Актуальные задачи дополнительного образования

  • Интеграция в образовательный и воспитательный процесс мероприятий, направленных на расширение представлений детей о мире профессий и развитие личностных свойств,  позволяет создать условия для повышения качества дополнительного образования детей. 
  • Выявление интересов и предпочтений обучающихся в процессе психодиагностики способствует обновлению образовательного процесса;
  • Создание условий для профессионального самоопределения обучающихся;
  • Внедрение информационных технологий, формирование объединенного реального и виртуального образовательного пространства учреждения, создание общей информационно-образовательной профориентационной среды.
  • Активное освоение и использование инновационных педагогических идей для совершенствования содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей социокультурного окружения;
  • Использование разнообразных форм организации деятельности детей в дополнительном образовании (проекты, игровые и досуговые программы, фестивали, олимпиады, конкурсы…).
  • Осуществление социально - психолого-педагогического сопровождения развития детей в учреждении дополнительного образования;
  • Разработка системы опережающего повышения квалификации педагогов и специалистов дополнительного образования.

         

Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в ЦТиО является создание условий для эффективного профессионального самоопределения всех субъектов образовательного процесса в соответствии с этапом возрастного развития и индивидуальными особенностями

Задачи:

- Формирование ценностного отношения к труду и положительной мотивации к деятельности;

- Формирование реалистичного и дифференцированного  представления о мире профессий;

- Развитие личности ребенка (познавательной активности, воображения, адекватной самооценки, мотивации к школьному обучению)

- Создание условий для формирования мотивации достижения успеха;

- Развитие профессионально-ориентированных интересов;

 -Развитие критичности мышления, формирование устойчивости к информационным влияниям;

- Создание условий для осознания и развития способностей

- Формирование оптимистической профессиональной перспективы

- Создание условий для осознанного планирования карьеры (выбор основного и резервного маршрута профессионального образования)

-формирование конструктивных родительских стратегий по отношению к профессиональному самоопределению и личностному развитию ребенка.

- Создание условий для профессионального совершенствования педагогов.

При реализации используются следующие группы методов:

 Информационно-просветительские методы

  • Сайт «Социализация»;
  • Экскурсии на предприятия, в учебные заведения, на интерактивные площадки города («Кидбург», «Лабиринтум»);
  • Городские и районные олимпиады по профориентации;
  • Информационно-просветительская деятельность для родителей (проект «Мамины книжки», родительские собрания).

Диагностические методы

  • Психодиагностическое обследование с целью изучения процесса профессионального самоопределения  детей различного возраста;.
  • Профессиональные пробы  (Фестивали и конкурсы профессионального мастерства, мастер-классы колледжей и ВУЗов, мастерские педагогов ЦТиО и представителей различных профессий, проектная деятельность);
  • Игры и тренинги, моделирующие ситуации профессионального общения, повышения коммуникативной компетентности и т.д.

Методы помощи в конкретном выборе и принятии решения

  • Индивидуальные консультации, направленные на осознание жизненных целей и перспектив и формирование индивидуального образовательного маршрута
  • Метод портфолио

Профессиональное самоопределение обучающихся в учреждении дополнительного образования является протекание процесса профессионального самоопределения в соответствии с возрастными нормами.

Так в дошкольном возрасте у ребенка должно быть сформировано  ценностное отношение к труду,  положительная мотивации к деятельности,  адекватное представление о мире профессий. Ребенок должен освоить ролевые функции профессиональной деятельности в сюжетно-ролевых играх профессионально-ориентированной направленности. Важным аспектом является развитие личности ребенка (познавательной активности, адекватной самооценки, мотивации к школьному обучению).

В младшем школьном возрасте происходит расширение представлений о мире профессий, прежде всего за счет знакомства детей с семейным опытом профессиональной деятельности, развитие воображения,  формирование мотивации достижения успеха, развитие адекватных и дифференцированных представлений о себе.

В подростковом возрасте результатом гармоничного протекания процесса профессионального самоопределения становится адекватные и дифференцированные представления о мире профессий и о качествах, необходимых для овладения конкретными профессиями, наличие у подростка развитых профессионально-ориентированных интересов и положительного образа желаемого будущего, критичность мышления, высокая устойчивость к информационным влияниям, осознание собственных способностей и стремление их развивать.

В старшем школьном возрасте гармонично протекающий процесс профессионального самоопределения связан с  адекватной оценкой собственных способностей, учебных достижений и личностных свойств, с наличием оптимистической профессиональной перспективы и  реалистичных представлений о возможных образовательных маршрутах, которые реализуются при осознанном планирования карьеры. В результате старшеклассник должен обладать высоким уровнем готовности к выбору профессии и образовательного маршрута.

Важным результатом профессионального самоопределения в учреждении дополнительного образования также являются  конструктивные родительские стратегии по отношению к профессиональному самоопределению и личностному развитию ребенка.

Для педагогов особое значение приобретает профессиональное совершенствование.

Тревожная статистика последних лет, когда  более 60% молодых специалистов после окончания вуза работают не по специальности, красноречиво свидетельствует о том, что механизмы профориентации подростков в России слабо задействованы  или работают неэффективно. Как показывает практика, решающим фактором при выборе профессии традиционно  является мнение семьи, учителей, близкого окружения. Но  родители, педагоги и даже школьные психологи не всегда компетентны, чтобы проводить профориентационную работу. По мнению Елены Пряжниковой: «Сегодня, в первую очередь, необходимо выстроить цельную, единую программу психолого-педагогического (организационно-педагогического) сопровождения профессионального и личностного самоопределения молодых людей, где ведущее место должно быть отведено блоку  информационно-просветительской работы. Нужно привлекать к сотрудничеству различные государственные ведомства, конкретные организации и предприятия, чтобы получать актуальные сведения о тенденциях на рынке труда и давать эту информацию школьникам, при этом не только просвещать, но и предоставлять возможность пробовать себя в различных видах будущей профессиональной деятельности. Другое узкое место – современное методологическое оснащение профориентационной работы.  Необходимо внедрять новые  методики, например, использовать активизирующие  игровые технологии для профориентационной работы».

Сегодня принято считать состоявшимся вступление РФ в информационную эпоху, принесшую кардинальные социальные изменения в экономические и технологические структуры общества. В связи с этим, выбор профессии  в современном обществе отличается рядом особенностей.

 1. Высокая частота смены профессии. На данный момент достаточно широко распространена ситуация, когда человек после завершения обучения в ВУЗе или колледже работает не по прямой специальности.

2. Мобильность современного рынка труда, на котором востребован специалист с широким образованием, гибко мыслящий, способный и мотивированный быстро ориентироваться и самообучаться в новых условиях.  

3. Изменение Практики обучения, для современной Практики обучения характерна ориентация на непрерывное образование на протяжении всей трудовой жизни человека

4.Изменение  характера труда, который теперь предоставляет человеку больше возможностей для проявления творчества и инициативы.

5. Стремление современного человека к личной свободе, возможности самостоятельно определять и планировать как собственную образовательную траекторию, так и виды, и способы построения профессиональной карьеры.

 6. Трансформация современной экономики в сторону информационной индустрии (телекоммуникация, компьютеры, электроника и пр.), которая оказывает огромное влияние на остальные отрасли народного хозяйства.

Все эти тенденции определяют особенности профессионального самоопределения в современном обществе.

Основные принципы, актуального подхода к профориентации

  • Уникальность индивидуальной карьеры.
  • Каждая карьера имеет свои стадии профессионального развития
  • Карьеру можно конструировать
  • Профессиональное развитие как субъективная интерпретация

В настоящее время, для организации сопровождения профессионального самоопределения в учреждении дополнительного образования необходимо учитывать особенности выбора профессии в современном обществе и  развития современного ребенка, специфику обучения в дополнительном образовании и современные тенденции профориентации, роль родителей и педагогов в профессиональном самоопределении ребенка.

В связи с этим меняются условия, в которых происходит социализация современного ребенка, его жизненное и профессиональное самоопределение.

Сопровождение профессионального самоопределения современных детей – это уже не только приобщение к миру профессий, это подготовка к профессиональному самоопределению, развитие их самосознания, грамотный выбор будущей специальности. Компетентная помощь в выборе профессии помогает в организации учебной деятельности, снижает уровень беспокойства по отношению к своему будущему. Построение оптимистичной жизненной и профессиональной перспективы играет важную роль в воспитательной работе со школьниками, вносит свой вклад в решение острых социальных проблем.

 Е.А. Климов  рассматривает профессиональное самоопределение в качестве одного из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его включения в профессиональное сообщество и более широко - в социальное сообщество. В течение жизни у человека складывается определенное отношение к различным областям труда, формируется представление о профессиях, своих возможностях, выделяются предпочтения в социально-экономических факторах оценки труда, определяется спектр возможных выборов. Результатом смысловых и мотивационных поисков человека выступает выполнение социально значимой деятельности, направленной на производство социально ценного продукта.

Н.С. Пряжников рассматривает профессиональное самоопределение как  самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.

Сопровождение профессионального самоопределения в учреждении дополнительного образования также должно быть направлено на преодоление ряда противоречий, выявленных в ходе  анализа исследований внутренних и внешних факторов профессионального самоопределения:

  1. между изучением  роли индивидуально-типологических особенностей,   способностей, интеллекта, эмоций школьников и недостаточным исследованием их самосознания, а также представлений о себе в ситуации выбора профессии, представлений о мире профессий (Е.А. Борисова и др.);
  2.  между потребностью в «идеале» профессиональной самоидентификации и неопределенностью с  идеалами личностного и профессионального самоопределения (Н.С. Пряжников и др.);
  3.  между готовностью к профессиональному самоопределению и неясностью вектора развития (изменения) общества (Н.С. Пряжников и др.);

Преодолению данных противоречий могут способствовать особенности дополнительного образования.

Для развития личности ребенка  дополнительное образование обладает рядом конкурентных преимуществ по сравнению с другими видами формального образования.

- возможность свободного выбора деятельности, определяющей индивидуальное развитие ребенка.

- в дополнительном образовании обеспечивается вариативность содержания и форм организации образовательного процесса, учитываются индивидуальные особенности обучающихся.

- дополнительное  образование направлено на развитие воспитанников  в контексте позитивной социализации, как в настоящее время, так и с учетом перспективы, так как способствует  социально-профессиональному самоопределению, реализации личных жизненных притязаний.

- в дополнительном образовании дети и подростки получают широкий опыт конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми и опыт продуктивной деятельности.

 - ребенку предоставляется возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивается индивидуальный образовательный маршрут;

 - существует возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций, право на пробы и ошибки в деятельности;

- дополнительное образование характеризуется  неформализованностью содержания образования, организации образовательного процесса, психологического климата учреждений дополнительного образования;

- учреждение дополнительного образования, как правило, активно привлекает к сотрудничеству родителей, оказывая им необходимую психолого-педагогическую поддержку;

- вариативный характер оценки образовательных результатов и достижений каждого ребенка позволяет каждому воспитаннику пережить ситуацию успеха.

В основу сопровождения профессионального самоопределения в ЦТиО положены методологические принципы профориентационной деятельности, сформулированные  Зеером Э.Ф и Дорожкиным Е.М, представления Климова Е.А  о  стадиях развития человека как субъекта труда.

Основные методологические принципы профориентационной деятельности по Зееру Э.Ф и Дорожкину Е.М.

- Принцип соразвития личности, образования и профессии в профессионально-образовательном пространстве.  Этот принцип признает социально-профессиональное саморазвитие личности, детерминацию «созвездий возможностей», а также компенсаторное приспособление личности к изменяющимся Практикам образования и многомерной профессиональной деятельности.

- Принцип взаимодействия индивидуального, личностного и профессионального развития. Данный принцип акцентирует внимание на взаимовлиянии индивидуального развития человека, личности и профессионального его становления.

- Принцип социально-профессиональной мобильности означает возможности самоорганизации личности по построению альтернативных сценариев профессионального становления, профессионального самоопределения в изменяющемся мире профессий и проектирование своего профессионального будущего. Этот принцип предусматривает соотнесение своего профессионально-психологического потенциала с характеристиками профессий

- Принцип консолидации ресурсов бизнеса, предприятий, образовательных организаций, общественных институтов и государства в развитии профориентации. Возрастает значение социального партнерства на основе государственно-общественных кластеров в организации профориентационной деятельности.

Профессиональное самоопределение – это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно, и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно, он иначе с этой более высокой «планки» себя само определяет и далее самореализует.

Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии, но не заканчивается на этом, так как человек в течение жизни сталкивается с непрерывной серией профессиональных выборов (в ходе профессионального обучения, при специализации, при определении путей повышения квалификации и творчества, при потере работоспособности или работы и др.).

Таким образом, личностное и профессиональное самоопределение личности понятия взаимосвязанные и взаимозависимые. Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом, ядром которого является осознанный выбор профессии. Мы рассматриваем профессиональное самоопределение  как одну из сторон социализации личности.

Одной из актуальных проблем развития системы дополнительного образования детей является подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических и руководящих кадров, способных в современных условиях реализовать различные педагогические, творческие, исследовательские задачи. Внедряются новые формы работы с педагогами, повышающие качество дополнительного образования.

Социально-экономическое развитие сегодняшней России повышает значимость дополнительного образования, которое должно способствовать созданию в учреждениях подобного типа развивающей, воспитывающей и обучающей среды, содействующей росту творческого потенциала личности будущего гражданина и специалиста, его самореализации в образовательном процессе.

Методика организации сопровождения профессионального самоопределения в разных возрастных категориях в условиях дополнительного образования.

В современном обществе складывается новая информационная среда обитания человека. Компьютерные коммуникации формируют новое поле информационной культуры. Сети составляют новую социальную организацию человеческих сообществ, сетевые сервисы все больше вовлекают людей в новую среду совместной деятельности, формируя сетевую модель взаимодействия людей. Благодаря сетям появились облачные технологии, обучение в глобальных учебных платформах, удаленное обучение в видеосетях, мобильное обучение.

Новое поколение, безусловно, отличается от предыдущих поколений, так как это первое поколение, для которого информационная технологическая среда является естественной средой обитания. М. Пренски - автор термина «цифровые аборигены» («Digital Natives»), подчеркивает кардинальное различие между теми, кто родился и рос в эпоху  цифровых и компьютерных технологий, и теми, для кого эти технологии являются инновацией. «Цифровые аборигены» начинают взаимодействие с игровыми видеоприставками, интернетом и мобильными телефонами с самого раннего детства. Для них информационное общество, в  котором главными продуктами производства становятся информация и знания, является естественной социокультурной средой, оказывающей влияние на формирование множества аспектов личности.

При организации педагогической деятельности в настоящее время необходимо учитывать особенности современного ребенка. Можно выделить ряд специфических особенностей современных детей:

  • Высокая степень контроля над жизнью ребенка
  • Ограничение  возможностей для развития детской субкультуры
  • Деформация детской субкультуры под влиянием информационной среды
  • Информационная перегруженность 
  • Несамостоятельность, избалованность
  • Ориентация на успех
  • Дефицит времени
  • Слабое здоровье
  • Вариативность индивидуальных качеств

Учитывая данные особенности детей сопровождение профессионального самоопределения начинается в ЦТиО уже  с дошкольного возраста.

В основу выделения  структурных компонентов была положена периодизация развития человека как субъекта труда  Е.А. Климова

Стадии развития человека как субъекта труда:

1. Стадия предыгры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейшие правила поведения и моральные оценки, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.

2. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходит овладение "основными смыслами" человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца, в учителя... ).

3. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.п. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая свое желание погулять и расслабиться после школы.

4. Стадия "оптации" (optatio - от лат. - желание, выбор) (от 11-12 до 14-18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения называется "оптантом".

5. Стадия адепта - это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ.

6. Стадия адаптанта - это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет.

7. Стадия интернала - это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне. Это стадия, о которой Е.А. Климов говорит, что работника коллеги воспринимают как "своего среди своих", т.е. работник уже вошел в профессиональное сообщество как полноценный член ("интер" и означает: вошел "внутри профессии).

8. Стадия мастера, когда о работнике можно сказать: "лучший" среди "нормальных", среди "хороших", т.е. работник заметно выделяется на общем фоне.

9. Стадия авторитета означает, что работник стал "лучшим среди мастеров".

10. Стадия наставника - высший уровень работы любого специалиста. Эта стадия отличается тем, что работник являет собой не просто великолепного специалиста в своей отрасли, но превращается в учителя, способного передать лучший свой опыт ученикам.

Таким образом, высший уровень развития любого специалиста - это педагогический уровень. Именно педагогика и образование являются стержнем человеческой культуры, поскольку обеспечивают преемственность и сохранение лучшего опыта человечества.

На Рисунке 1 представлены «Особенности профессионального самоопределения в онтогенезе»

Рисунок 1  «Особенности профессионального самоопределения в онтогенезе»

Дошкольное детство. В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно-ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер. Дети играют, присваивая себе профессиональные роли

Большое значение для дальнейшего профессионального самоопределения имеют первоначальные трудовые пробы — выполнение несложных действий по уходу за одеждой, растениями, уборке помещений и др. Эти трудовые действия развивают интерес к труду, составляют основу воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще, обогащают знания детей о труде взрослых.

Положительное влияние на дальнейшее профессиональное самоопределение имеют знания о труде взрослых, о мире профессий.

Задачами сопровождения профессионального самоопределения личности в дошкольном возрасте являются:

- Формирование ценностного отношения к труду;

- Развитие положительной мотивации к деятельности;

- Формирование адекватного представления о мире профессий;

-Создание условий для реализации сюжетно-ролевых игр профессионально-ориентированной направленности;

- Развитие личности ребенка (познавательной активности, адекватной самооценки, мотивации к школьному обучению)

Младший школьный возраст. Психологической особенностью младших школьников является подражание взрослым. Преимущественно они ориентированы на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких друзей семьи. Наблюдается своего рода профессиональная индукция.

Вторая важная особенность детей этого возраста – мотивация достижений, проявляющаяся, прежде всего, в ведущей деятельности – учебе. Осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности приводит к формированию представления о желаемой профессии.

Развитие способностей к концу младшего школьного возраста приводит к значительному возрастанию индивидуальных различий между детьми, что влияет на существенное расширение спектра профессиональных предпочтений.

Учебная и трудовая деятельность способствует развитию воображения детей как воссоздающего, так и продуктивного (творческого). На основе этой способности происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение понимать условность отдельных событий, воображать себя в определенной профессии. У ребенка появляются профессионально окрашенные фантазии, которые оказывают в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности.

Задачами сопровождения профессионального самоопределения личности в младшем школьном возрасте являются:

- Расширение представлений о мире профессий;

- Создание условий для знакомства детей с семейным опытом профессиональной деятельности;

 - Развитие воображения обучающихся;

- Создание условий для формирования мотивации достижения успеха;

- Развитие адекватных и дифференцированных представлений о себе

Подростковый возраст – это период первичной, амбивалентной оптации. Отрочество – один из самых ответственных периодов становления личности. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование Практики личностных ценностей, которая определяет избирательность отношения подростков к различным профессиям.

Подражание внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что подростки ориентируются на нереалистичные образы профессий, формирующиеся под влиянием средств массовой информации, тиражирующих образцы «успешных взрослых». Формированию такой идеализированной профессиональной ориентации способствует также стремление подростков к самовыражению и самоутверждению.

Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты. Это способствует появлению новых профессионально ориентированных мотивов учения, инициируют саморазвитие качеств, способностей, присущих представителям желаемых профессий.

Образы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами профессионального самоопределения.

Задачами сопровождения профессионального самоопределения личности в подростковом возрасте являются:

- Формирование адекватного и дифференцированного представления о мире профессий и о качествах, необходимых для овладения конкретными профессиям;

- Развитие профессионально-ориентированных интересов;

 -Развитие критичности мышления, формирование устойчивости к информационным влияниям;

- Создание условий для создания положительного образа желаемого будущего;

- Создание условий для осознания и развития способностей.

Старший школьный возраст. Важнейшая задача этого возраста – выбор профессии. Это период реалистической оптации. В самом начале юношеского возраста эта проблема возникает перед теми девушками и юношами, которые планируют поступать в учреждения начального и среднего профессионального образования, или приступить к самостоятельной трудовой деятельности.

В 14-15 лет сложно выбрать профессию. Профессиональные намерения диффузны, неопределенны. Профессионально ориентированные мечты и романтические устремления реализовать в настоящем невозможно. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии – осознания собственного «Я» (кто я? каковы мои способности? каков мой жизненный идеал? кем я хочу стать?). Самоанализ становится психологической основой отсроченного профессионального самоопределения для многих учащихся профессиональной школы.

Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. К моменту окончания школы девушки и юноши из многих воображаемых, фантастических профессий должны выбрать наиболее реальные и приемлемые варианты. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни, прежде всего, будут зависеть от правильного выбора профессии.

На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши, прежде всего, самоопределяются в путях получения профессионального образования и резервных вариантах приобщения к профессиональному труду.

Для старшеклассников актуальным является учебно-профессиональное самоопределение – осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

Задачами сопровождения профессионального самоопределения личности старшеклассника являются:

- Создание условий для формирования  и развития адекватной оценки собственных способностей, учебных достижений и личностных свойств;

- Формирование оптимистической профессиональной перспективы

- Формирование реалистичных представлений о возможных образовательных маршрутах;

- Создание условий для осознанного планирования карьеры (выбор основного и резервного маршрута профессионального образования

Также при разработке и реализации нами учитывались задачи, поставленные в связи с наличием других субъектов образовательного процесса.

Так при работе с родителями обучающихся важнейшей задачей становится

-формирование конструктивных родительских стратеги по отношению к профессиональному самоопределению и личностному развитию ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности

Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...

Ресурсная карта по проектированию процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся средствами географического/биологического образования.

Ресурсная карта по проектированию процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся средствами географического/биологического образования Больше-Ломовисского филиала МБОУ "Пича...

«Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся. Проблемы институционального перехода на конкретных этапах развития личности обучающегося"

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить ...

Работа с родителями по формированию профессионального самоопределения учащихся в дополнительном образовании

В рамках психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в ЦТиО проводится работа с родителями обучающихся. Важнейшей задачей становится формирование конструктивных родительс...

Эффективные практики организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях дополнительного образования.

В статье рассматривается одна из эффективных практик по профессиональному самоопределению обучающихся  в условиях дополнительного образования- проект "Моя будущая профессия", который бы...