Профессиональное мастерство учителя и педагогические способности. Диагностика педагогических способностей.
статья

Рожкова Александра Дмитриевна
Высшей ступенью педагогической культуры, ее проявление в реальной жизни является педагогическое мастерство, которое представляет собой «синтез развитого психолого-педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с качествами личности педагога позволяют ему успешно решать многообразные учебно-воспитательные задачи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnoe_masterstvo_uchitelya.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Г.И. Хозяинов мастерство педагога в обучении определяет как «высокое искусство осуществления обучающей деятельности на основе знаний, личностных качеств и педагогического опыта, проявляемое в комплексном решении задач образования, воспитания, развития учащихся».

Н. В. Кузьмина и Н. В. Кухарев (1976), под педагогическим мастерством понимают «высший уровень педагогической деятельности..., проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов». Следовательно, не каждый педагог может достичь уровня педагогического мастерства, что явление нередкое в практике воспитания и образования.

Общие компоненты педагогического мастерства:

1)Личностные качества педагога: ответственность, трудолюбие, высокий моральный облик, педагогическая справедливость, любовь к детям, терпение, оптимизм, чувство юмора,педагогические способности и профессиональная направленность.

2)Профессиональные знания : знания методики педагогики, психологии, умение решать педагогические задачи, углубленные знания в области преподаваемого предмета.

3)Профессиональная педагогическая техника- умения навыки и приёмы помогающие управлять процессом воспитания.

4)Умение педагога управлять своим поведением, саморегуляция как организованный психический процесс управления всеми формами и видами активности, направленной на достижение выбранной цели.

5)Педагогическая техника как умения и саморегуляция (управление эмоциями и настроением) мимика, жесты, пантомимика -как средства общения с воспитанниками, их родителями, коллегами, техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи, умение воздействовать на личность и коллектив.

6)Социально - перцептивные способности- способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия (внимание, наблюдательность, воображение).

7)Профессиональный рост и профессиональное самосовершенствование педагога (личностное развитие, совершенствование личности воспитателя, самовоспитание- формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью (самопознание, самонаблюдение, самооценка, достижение цели, самопобуждение, самоорганизация, самоконтроль).

Вывод:

Основой развития педагогического мастерства являются знания профессиональной направленности и личность педагога, а условием успешности педагога являются педагогические способности и умения в области педагогической техники.

Педагогическая профессия относится к профессиям типа "Человек-Человек". Согласно Е. А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, способностью быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, способностью быстро разбираться во взаимоотношениях людей, способностью хорошо помнить, держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей, и т.д.

По Е. А. Климову, человеку этой профессиональной схемы свойственны: 1) умение руководить, учить, воспитывать, "осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей";

2) умение слушать и выслушивать;

3) широкий кругозор;

4) речевая (коммуникативная) культура;

5) "душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека, его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту";

6) "проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше";

7) способность сопереживания;

8) наблюдательность;

9) "глубокая убежденность в правильности идеи служения народу в целом";

10) умение решать нестандартные ситуации;

11) высокая степень саморегуляции.

По А. К. Марковой, структура профессионально необходимых свойств педагога может быть представлена следующими блоками характеристик.

 • объективные характеристики: профессиональные знания, профессиональные умения, психологические и педагогические знания;

субъективные характеристики: психологические позиции, установки, личностные особенности.

К важным профессиональным качествам, согласно А. К Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В. А. Крутецким, который и дал им соответствующие общие определения:

1. Дидактические способности - способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, - возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.

2. Академические способности - способности к соответствующей области наук.

3. Перцептивные способности - способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

4. Речевые способности - способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

5. Организаторские способности - это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу.

6. Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

7. Коммуникативные способности - способности к общению с людьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения, наличие педагогического такта.

8. Педагогическое воображение (или прогностические способности) - это способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы преподавателя.

Психологический портрет учителя любого учебного предмета, включает следующие структурные компоненты:

1) индивидуальные качества человека, т.е. его особенности как индивида - темперамент, задатки и т.д.;

2) его личностные качества, т.е. его особенности как личности - социальной сущности человека;

3) коммуникативные (интерактивные) качества;

4) статусно-позиционные, т.е. особенности положения, роли, отношений в коллективе;

5) деятельностные (профессионально-предметные);

6) внешнеповеденческие показатели.

Методы диагностики педагогических способностей

Задачи профессиональной диагностики:

а) определение наличного уровня профессионализма;

б) установление соответствия человека требованиям профессии и соответствия профессии требованиям человека;

в) выявление потенциальных профессиональных возможностей человека; г) помощь конкретному работнику в использовании его реальных профессиональных возможностей для эффективного выполнения труда.

Таким образом, диагностика профессиональной деятельности специалиста выполняет не только собственно диагностическую функцию, в которую входят определение уровня профессионализма на данный момент и установление степени соответствия данного человека объективным требованиям данной профессии. В конечном счете результатом проведения диагностики профессиональной деятельности специалиста является определение для него возможных направлений дальнейшего

личностного развития и профессионального роста . Определение требований человека к своей профессии, его потенциальных возможностей профессиональной самореализации и реальных профессиональных возможностей существенно помогает специалисту оптимизировать свою профессиональную деятельность.

При проведении профессиональной диагностики необходимо соблюдать ряд принципов, реализация которых дает возможность адекватной оценки профессиональной деятельности специалиста.

Принципы профессиональной диагностики:

  • принцип комплексности и целенаправленности

Принцип комплексности и целенаправленности реализуется системой психодиагностических методик, объединенных в комплексный метод исследования. Цель, с которой составляется профессиограмма, должна определять ее содержание и форму (важнейшими целями являются профориентация, профотбор, оптимизация труда).

  • принцип личностного подхода; 

Принцип личностного подхода требует исследования личности учителя в целом, затем ее отдельных сфер, черт, характеристик.

  • принцип надежности;

Принцип надежности предполагает описание требований к профессии с учетом не только штатных ситуаций, но и иных, необычных, экстремальных условий, свойственных в той или иной мере каждой профессии.

  • принцип дифференциации и типизации;

Согласно принципу типизации и дифференциации, описание профессии должно учитывать как особенности профессии, так и то общее, что объединяет ее с родственными профессиями в одну группу профессий.

  • принцип перспективности и реальности

Принцип перспективности и реальности заключается в оценке перспектив, которые открывает овладение данной профессией. Этот принцип выполняется только в тесной связи с реализацией всех других принципов, в частности, принципа целенаправленности, и заключается в рассмотрении не абстрактной, а именно реальной профессиональной деятельности.

Список использованной литературы:

https://studopedia.ru/8_98736_professionalnoe-masterstvo-pedagoga.html

http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met126/node10.html

http://www.p-lib.ru/pedagogika/markova-psihologiya-professionalizma/soderzhanie-i-principy-professionalnoy-diagnostiki-metody-i-priemy-izucheniya-motivacionnoy-sfery-professionalizma.html

Щербаков А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя // Психология личности и труда учителя: Сборник научных трудов. Вып. 1 / Под ред. А.И. Щербакова. — Л., 1976. — с. 3—29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональное мастерство учителя

Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации...Сама жизнь сегодня ставит на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.Любому...

Профессиональное мастерство учителя как условие развития творческого потенциала ученика

Педагогическая деятельность в силу своей сложности и многогранности требует от педагогов большой ответственности, ведь они отвечают не только за знания учащихся, но и за их подготовленность к дальнейш...

Выступление на педагогическом совете по теме «Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения»

В работе представлены материалы выступления руководителя МО учителей математики, физики и информатики по теме: «Совершенствование профессионального мастерства учителя  через участие в работе мето...

Выступление на педагогическом совете: "Повышение профессионального мастерства учителя".

В этом выступлении на педагогическом совете говорилось, об уровне профессионального мастерства учителя....

Сценарий дистанционного конкурса профессионального мастерства учителей математики «Развитие профессиональной компетенции учителя математики»

«Педагог становится профессионалом благодаря своим знаниям, практическому опыту, учась на примере более опытных коллег. Но только став исследователем, «постоянно перестраивающим свой профессиональный ...