КЦП по профориентации
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Комплексно-целевая программа
по профориентации учащихся школы
При постановке цели профориентации важно учесть, что цель профориентации не определить, кем быть ребенку в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.
Цель:
- Создание условий для успешной профориентации подростков, быстрой и успешной адаптации на рынке труда.
- Формирование способностей соотносить свои индивидуально-психофизиологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии и потребностями общества.
- Формирование у учащихся положительной мотивации к трудовой деятельности.
Задачи:
- формировать актуальное для подростков «информационное поле» - об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, о их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки;
- обеспечить подростков средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планированию;
- способствовать выявлению природных задатков и трансформации их в способности;
- способствовать формированию мотивов саморазвития, личностного роста;
- обеспечить ознакомление с актуальностью в потребности профессий на рынке труда;
- способствовать выработке навыков самопрезентации как залога начала успешной трудовой деятельности.
Основные направления программы:
- Организационно-методическая работа. Информационно-аналитическая деятельность.
- Методическая работа с педкадрами.
- Работа с учащимися.
- Совместная работа школы с различными учреждениями (внешние связи школы).
- Организация работы с родителями учащихся.
- Мониторинг качества профориентационной работы.
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственный | ||
I. Организационно-методическая работа. Информационно-аналитическая деятельность. | |||||
1. | Создать банк методических материалов по профориентации а) методики изучения личности в профориентационных целях; б) дифференциально-диагностичекие опросники; в) карты интересов; г) наборы тестов; д) наборы анкет и т.д. е) разработки классных часов, игр, рекомендации классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся. | В течение года | Зам. директора по УВР | ||
2. | Создать информационную систему для своевременного ознакомления всех участников образовательного процесса и родителей с результатами исследований склонностей и возможностей учащихся | До 1 ноября | Зам. директора по УВР | ||
3. | Создать банк данных об учебных заведениях города. | До 1 апреля | Зам. директора по УВР, Социальная педагогическая служба | ||
4. | Оформить сменный информационный стенд по профориентации | Сентябрь | Зам. директора по УВР | ||
5. | Создать картотеку «Профессии, с которыми знакомит предмет» | До 1 января | Зам. директора по УВР | ||
6. | Пополнить фонд библиотеки справочно-информационными материалами о предприятиях, учебных заведениях города, о социально-правовой защите выпускников школы. | Постоянно | Библиотекарь школы | ||
7. | Проанализировать соответствие рекомендаций выпускнику школы, изложенных в профориентационной карте с его выбором | Октябрь | Педагог-психолог | ||
II. Работа с педкадрами | |||||
1. | Собеседование с классными руководителями 7-11 классов по результатам диагностики, планирование работы. | Октябрь | Зам. директора по УВР | ||
2. | Работа психолого-педагогической мастерской для вновь назначенных классных руководителей по вопросам профпросвещения, профдиагностики и профконсультации учащихся. | В течение года | Зам. директора по УВР, педагог-психолог | ||
3. | Собеседование (анкетирование) с классными руководителями по выявлению их запросов, предложений по методике проведения профориентации школьников. | Октябрь | Зам. директора по УВР | ||
4. | Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями, психолого-педагогической службой по определении их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности. | Сентябрь | Зам. директора по УВР | ||
5. | Заседание МО учителей нач. школы «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися начальных классов в рамках программы «Мир профессий глазами детей»» | Ноябрь | Зам. директора по начальным классам, педагог-психолог | ||
6. | Организация взаимопосещения классными руководителями мероприятий по профориентации. | В течение года | Зам. директора по ВР | ||
7. | Фестиваль педагогических идей. | Апрель | Заместители директора | ||
III. Работа с учащимися | |||||
1-4 классы | |||||
1. | Проведение игр, праздников, встреч с родителями, по ознакомлению детей с различными профессиями. | В течение года | Учителя начальных классов | ||
2. | Классные мероприятия «Профессии наших родителей» | Февраль-март | Учителя начальных классов | ||
3. | Конкурсы рисунков «Все работы хороши» | Октябрь-ноябрь | Учителя ИЗО | ||
4. | Экскурсии в мастерские по трудовому обучению. | Ноябрь | Учителя начальных классов | ||
5. | Вовлечение учащихся в кружки в соответствии с их интересами | В течение года, по запросам | Учителя начальных классов, педагог-организатор | ||
5-8 классы | |||||
1. | Диагностика профориентационной направленности учащихся для определения в кружки, факультеты, секции | В течение года по запросам | Педагог-психолог, классные руководители | ||
2. | Организация экскурсии в УПК, на предприятия города | Ноябрь | Классные руководители | ||
3. | Проведение классных часов:
| В течение года, в соответст. с планами кл. рук. | Классные руководители | ||
4. | Выпуск стенгазет, написание рефератов, конкурсы сочинений, проведение вечеров, «День дублера» | В течение года | Педагог – организатор, классные руководители. | ||
5. | Посещение ЦЗН | Февраль-Апрель | Зам. директора по ВР | ||
6. | Провести конкурсы «Юные модельеры», «Юные кулинары», «Юные строители» и т.д. | Апрель | Классные руководители, учителя трудового обучения | ||
7. | Выставка работ учащихся кружков, факультативов | Ноябрь, Май | Учителя-предметники, руководители кружков | ||
8. | Ведение профкарт с 7-х классов | В течение года | Классные руководители | ||
9-11 классы | |||||
1. | Тестирование учащихся с целью выявления их профессиональной направленности | Сентябрь-ноябрь | Педагог-психолог | ||
2. | Организация консультаций по профессиональному самоопределению учащихся | В течение года | Педагог-психолог | ||
3. | Ведение профдиагностических карт учащихся | Постоянно | Классные руководители, педагог-психолог | ||
4. | Экскурсии на предприятия района, города | В течение года | Зам. директора по ВР | ||
5. | Посещение учащимися учебных заведений города в «Дни открытых дверей» | Апрель-май | Зам. директора по УВР | ||
6. | Трудоустройство учащихся, желающих работать во время каникул | июнь-август | Зам. директора по ВР | ||
7. | Неделя профориентации | ноябрь | Зам. директора по ВР Классные руководители | ||
8. | Проведение предметных недель | Январь-апрель | Зам. директора по УВР | ||
9. | Вовлечение учащихся в деятельность творческих групп с целью развития их способностей | В течение года | Учителя-предметники | ||
10. | Организация работы курса «Основы выбора профессии» 9 класс | В течение года | Директор школы, зам. директора по УВР | ||
11. | Консультация врача по теме: «Здоровье и выбор профессии» | В течение года | врач, медсестра | ||
12. | Беседы для учащихся «Требования профессии к здоровью» | В течение года | врач, медсестра | ||
13. | Проведение обзоров научно-популярной литературы по профориентации. | В течение года | Библиотекарь | ||
IV. Совместная работа школы, базового предприятия, УПК, службы занятости населения | |||||
1. | Организация экскурсий на шефствующее предприятие | Январь, март | Зам. директора по УВР, зам. директора по идеологии шефствующего предприятия | ||
2. | Совместное празднование профессиональных праздников | В канун профессионального праздника | - « - | ||
3. | Трудоустройство на время каникул подростков асоциального поведения | Во время каникул | - « - | ||
4. | Создать банк профессиограмм о профессиях шефствующего предприятия | До 1 апреля | Социально-психологическая служба | ||
5. | Тестирование учащихся 8-х кл, с целью выявления их профессиональной направленности | В течение года | Педагог-психолог | ||
6. | Индивидуальные и групповые консультации учащихся и родителей по различной тематике профориентационной деятельности | В течение года | Педагог-психолог | ||
7. | Обеспечение школы справочной информацией об учебных заведениях города, области. | До 1 ноября | Зам. директора по УВР, Центр занятости | ||
8. | Провести для учащихся выпускных классов:
| Март-май | Зам. директора по УВР, педагог организатор | ||
V. Работа с родителями учащихся | |||||
1. | Совместно с семьей изучать интересы, склонности детей и способствовать их развитию через кружки, секции, факультативы | Постоянно | Классные руководители | ||
2. | Индивидуальные и групповые консультации «Загадки вашего ребенка. Отчего зависит талантливость и успех?» | Постоянно | Педагог-психолог, классные руководители | ||
3. | Родительское собрание:
| По графику школы | Директор школы | ||
4. | Конкурс семейных сочинений «Профессии нашей семьи» | Апрель | Учителя-предметники | ||
5. | Привлечь родителей к организации и проведению экскурсий на предприятия, в учебные заведения. | В течение года | Классные руководители | ||
VI. Мониторинг качества профориентационной работы | |||||
1. | Провести мониторинг:
| Октябрь-ноябрь | Педагог-психолог | ||
2. | Творческие отчеты классных руководителей по профориентации учащихся. | Март-апрель | Зам. директора по УВР | ||
3. | Анализ соответствия профнамерений учащихся и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору. | В течение года | Зам. директора по УВР | ||
4. | Анализ соответствия выбора профиля и дальнейшего обучения выпускников школы | В течение года | Зам. директора |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по профориентации
Примерное методическое пособие для проведения профориентации в школах города...
Классный час по профориентации "Дорога в завтра"
Данный материал предназначен для проведения классного часа с учащимися 9 - 10 классов, с целью расширения представлений детей о различных профессиях, формирования позитивного отношения к труду, к проф...
Найти себя. Классный час по профориентации в 9 классе
1. Подбери примеры профессий. 2.Найди профессии. 3. Оцени профессии....
Программа по профориентации "Азбука профориентации XXI века" для 8 - 9 классов.
Данная курс программы «Азбука профориентации XXI века» ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире проф...
презентация по профориентации "День профориентации"
Презентация в 9 классе, кругый стол "День профориентации"...
Рабочая программа элективного курса по профориентации для 9 класса "Азбука профориентации"
Программа содержит планируемые результаты освоения курса, содержание, тематическое планирование....
Методическая разработка занятия по профориентации для педагогов для работы с подростками "Профориентация от А до Я" ( педагог-психолог Фёдорова О. В.)
Сопроводительное письмо к презентацииЦель: оказание профориентационной поддержки при выборе профессии учащимся 8-10 классов.Задачи:Организация профпросвещения педагогов, родителей, учащихся;развитие п...