Воспитательная система МОУ "Тавричанская СОШ"
методическая разработка по теме
Воспитательная система МОУ "Тавричанская СОШ" основанна
Воспитательная система основана на русско-народных традициях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema___.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Тавричанская средняя общеобразовательная школа»
Климко Александра Владимировна -
Зам директора по воспитательной работе
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА МОУ «ТАВРИЧАНСКАЯ СОШ»
Адрес: 646175
Омская область
Любинский район
Село Тавричанка
Улица Молодежная,2
Телефон: 2-96-30
Email: tawrichlubino@rambler.ru
Основная цель воспитательной системы школы – ориентация развивающегося ребенка на общечеловеческие ценности, перевод их в личные ценности каждого обучающегося с учетом культуры, народных традиций и потребностей современного общества. Школа осуществляет воспитательную работу по направлениям: "Мы патриоты твои - Россия", «Духовно – нравственное воспитание в школе», «Наш путь к здоровью». С 2011 года к ним добавлена еще одна программа "Внимание, дети".
Каждая направление направлено на 3 возрастные категории детей: "младший школьник" (7-11 лет), "подросток" (11-14 лет), "старшеклассник" (15-17 лет).
В структуре отражены цель и задачи, формы работы и предполагаемый результат.
В 2010-2011 учебном году в школе была разработана программа опытно-экспериментальной работы «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе народной культуры и традиций» автор: Динер Эрика Давидовна. Она рассчитана на три года. В ходе реализации программы был создан семейный клуб, руководители Якоб С.И., Сатемирова А.А., Михайленко Г.И.
Уже второй год школа работает над методической темой "Использование здоровье - сберегающих технологий в учебно-познавательном процессе".
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ
Актуальность воспитательной цели школы обусловлена тем, что школа является единственным социально-культурным центром села и играет ведущую роль в создании единого воспитательного пространства на основе социального партнерства с включением всех детей села в последовательно расширяющееся воспитательное пространство: семья - школа – родное село – родная страна.
Характерной чертой сельского образа жизни является воспитание детей всем миром: забота о развитии ребенка лежит на плечах родителей, родственников, педагогов школы. Каждый ребенок естественным образом связан со своими односельчанами тысячами нитей, которые как бы «пронизывают» его бытие и влияют на формирование его мировоззрения, интеллектуальных, духовно-нравственных и физических качеств. К работе по формированию межнациональной толерантности школьников привлекаются родители, люди старшего поколения - они являются носителями своей национальной культуры.
Цель: содействие развитию ценностных отношений личности к окружающему миру и к себе на основе межнационального общения, диалога культур, традиций и краеведения в условиях сельского социума.
Для реализации данной цели определены следующие задачи:
- способствовать воспитанию у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к природному и культурному наследию малой родины, России, всей планеты;
- создать условия для развития мотивации личности к познанию мира, другого человека, себя;
- организовать продуктивное воспитательное взаимодействие и сотрудничество всех структур школы;
- содействовать развитию творческих задатков и способностей детей;
- создать условия для сохранения здоровья учащихся, воспитать ценностное отношение к здоровому образу жизни;
- содействовать активному включению воспитанников в созидательную и преобразовательную деятельность.
Важным специфическим фактором социального воспитания школьников является совокупность позитивных традиций, обычаев, обрядов, ритуалов в общественной и семейной жизни, приверженность сельских жителей к традициям народной педагогики, которые сравнительно легко проникают в сельскую школу. Они отражают трудовые процессы, сезонные изменения в природе, особенности образа жизни, организации досуга.
Важную роль здесь играют педагогические составляющие сельской среды - природное окружение, сопровождающее ребенка с момента рождения, сельскохозяйственная производственная жизнь взрослых, в которой он так или иначе с ранних лет принимает участие, сохранившиеся общинные традиции.
В школе ведется работа по возрождению народной культуры: создаются творческие группы учителей, родителей, учащихся по разработке программ, праздников, конкурсов.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ, В РАМКАХ КОТОРЫХ ПРОИСХОДИТ ДОСТИЖЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
В школе сложилась целостная система воспитания, выстроенная на принятии каждого ученика как Личности, на принципах гуманизма, толерантности. В основе работы лежит совместная творческая деятельность детей и взрослых по всем направлениям воспитательной работы.
Все значимые мероприятия школы и села способствуют формированию интереса к истории своей малой родины и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей.
Воспитательная работа, осуществляемая в школе, включает в себя 2 взаимосвязанных и взаимозависимых блока: воспитание в процессе обучения; внеурочная воспитательная деятельность.
1. Воспитание в процессе обучения
Идея патриотического и духовного воспитания находит свое преломление в уроке, который является основным звеном воспитательной системы школы.
Русский язык является средством межнационального общения и объединения национальностей. В школе учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством воспитания. Участие в конкурсах, Интернет - проектах показали, что успешное овладение языком позволяет глубже проникнуть в историю, культурные традиции, национальные ценности и признать реалии современного поликультурного мира.
Литература вызывает искренний отклик в сердцах и душах детей разных национальностей и культурных традиций, так как пропитана человеколюбием, имеет глубочайшие традиции гуманизма, ненасилия.
В рамках школы диалога культур изучение истории России приобретает важный аспект: история страны — это история народов, ее населяющих. С этой точки зрения история России для учеников - неделимая часть истории их народа, особенно с учетом объективной исторической и культурной связи между народами и странами. Использование документальных, архивных материалов дает уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования.
Предмет «Иностранный язык» (немецкий) занимает в школе особое место. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но путём сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте «диалога культур».
Информатика изучается с 8 класса, что содействует познавательной мотивации учащихся, т.е. школьники не только осваивают программный материал, но приобщаются к материалам мировой информационной культуры.
Воспитание в процессе обучения - это реализация воспитательного потенциала урока через творческие уроки, такие как урок - деловая игра, урок- путешествие, урок - диспут, урок - ролевая игра.
2. Внеурочная воспитательная деятельность - процесс воспитания ученического самоуправления с выходом на коллективные творческие дела, обеспечивает реализацию таких форм воспитания, как часы классного руководства, смотры, предметные недели, КТД, операции, рейды, выставки, конкурсы. Используются новые формы внеурочной работы, такие как: Интернет - проект, деревенские посиделки, литературное кафе, интеллектуальные игры, викторины, фестивали. Особенно эффективным является участие в акциях, посвященных: Дню защиты детей, Дню пожилого человека, Дню Матери, «ВНД», «Лица Победы» и т. д.
Приоритетные направления воспитательной работы школы
- Гражданско - патриотическое воспитание реализуется в рамках разработанной в школе программы "Мы патриоты твои - Россия" и нацелено на:
- изучение исторического прошлого и настоящего родного края, района, села, истории становления колхоза, исторических судеб земляков, трудового, боевого пути односельчан;
- активное участие в общественной жизни села, общественно полезной, трудовой, досуговой деятельности сельских тружеников;
- оказание помощи ветеранам войны и труда, семьям погибших воинов, многодетным семьям, престарелым и одиноким людям;
- осознание исторического прошлого и будущего, своей непосредственной роли в жизни своей малой родины, страны.
Любовь к Родине, патриотизм начинается с любви к близким, к дому, к школе. Гражданско-патриотическое воспитание в школе имеет четко обозначенную линию: семья - школа – родное село – родная страна.
Сбор материала патриотического, краеведческого направления происходит во время встреч со старожилами села, знаменитыми земляками, так как стержнем является история - история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая - то частица истории родного края.
Традиционные мероприятия: уроки Мужества, тематические вечера и утренники, клубы встреч с интересными людьми, музейные уроки, торжественные приемы ветеранов, митинги Памяти, Дни воинской славы России, соревнования по волейболу, баскетболу, спортивные встречи с учащимися других школ.
- Нравственно - эстетическое воспитание реализуется в рамках разработанных в школе программ «Духовно – нравственное воспитание в школе», является важной составной частью воспитательного процесса и направлено на:
- изучение и распространение прогрессивных национальных традиций, обусловленных духовным обликом нации; изучение языка, обычаев, культуры, истории живущих по соседству наций и народностей;
- изучение культуры родного края, культурного наследия выдающихся земляков;
- знакомство учащихся с народным искусством, сохранение культурных традиций отцов, старшего поколения;
- использование фольклора, природы в эстетическом воспитании школьников;
- формирование толерантности, общечеловеческих норм гуманистической морали, развитие культуры общения;
- развитие творческих способностей и художественного вкуса учеников.
Воспитательная работа на занятиях творческих объединений направлена на возрождение и сохранение культурных традиций своей малой Родины.
Традиционные мероприятия: экскурсии в музей, встречи с местными умельцами, неделя искусства в школе, участие в областных выставках-конкурсах творческих работ, участие в районных фестивалях и смотрах художественной самодеятельности.
- Спортивно - оздоровительная работа реализуется в рамках разработанной в школе программы «Наш путь к здоровью» и нацелено на:
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- активное участие в решении вопросов здорового образа жизни, наркомании, табакокурения;
- на воспитание бережного отношения к окружающей природе, экологическое воспитание;
- на показ ребёнку, его семье значимости его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для профессионального становления.
Одной из важнейших составляющих физического воспитания в школе является внеклассная спортивная и физкультурно-оздоровительная работа. Все больше и больше детей приходят в школу уже с ослабленным здоровьем. Большая умственная нагрузка, загруженность детей школьной программой при двух часовых занятиях в неделю физической культурой привело к тому, что детям не хватает движения, они устают. Гиподинамия ухудшает общее физическое состояние. В этом учебном году введен третий час физкультуры.
С учетом интересов учащихся в школе работает волейбольная секция, которую посещают ученики с 5 по 11 класс.
Оздоровительная работа в режиме учебного дня включает в себя физкультминутки на уроках, физкультпаузы, подвижные перемены, гимнастика до занятий в начальных классах.
Одним из важных мероприятий внеклассной физкультурно–массовой работы в школе являются спортивные дни здоровья: день бегуна, веселые старты, подвижные игры, и праздники: День защитника Отечества. Последний день занятий в школе – день спортивных игр.
Наша школа участвует в районных соревнованиях: по баскетболу, волейболу, футболу, легкой атлетике, лыжных гонках. Учащиеся, выполнившие нормативы по этим видам спорта, получают грамоты.
В конце учебного года выпускникам 11-х классов вручаются дипломы «Лучший спортсмен школы».
Традиционные мероприятия: акция «Мы выбираем здоровый образ жизни», участие в «Кроссе нации», «Лыжне России», соревнования по футболу, волейболу; первенство школы по шахматам, шашкам, настольному теннису, армрестлингу.
- Трудовое воспитание учащихся реализуется в рамках школьной программы
«Трудовое обучение и воспитание на селе», ориентированной на использование национально-этнических особенностей в трудовом воспитании школьников с учетом потребностей села, и нацелено на:
- возрождение и развитие традиций деревни, связанных со спецификой сельскохозяйственного производства, особенностями сельского образа жизни;
- изучение и возрождение народных ремесел, промыслов и семейных традиций сельских жителей;
- формирование уважительного отношения к материальным ценностям.
Развитию трудовых навыков способствует процесс дежурства в школе, уборка территории возле школы, уборка территории села. Ребята участвуют в акциях «Посади дерево на счастье», «Комнатный цветок», «Чистое село», экологических субботниках по благоустройству памятника села Тавричанки.
В период летних каникул детям (в первую очередь из неблагополучных семей, «группы риска») предоставляется возможность трудоустроиться через Центр занятости населения или через администрацию сельского поселения. В школе создается ремонтная бригада из числа таких ребят.
При школе существует учебно-опытный участок, учащиеся выращивают овощи для школьной столовой, что значительно уменьшает стоимость питания.
Традиционные мероприятия: трудовые акции «Посади дерево на счастье», «Комнатный цветок», «Чистое село», трудовые десанты «Домик для скворца», «Помощь пожилым людям»; субботники.
Внеурочная деятельность – воспитательная работа, дающая ребёнку реальную возможность выбора своего индивидуального пути в соответствии с его способностями и интересами.
Система дополнительного образования школы обеспечивает мотивацию учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого школьника, формирование и укрепление общешкольных традиций.
Объединение детей, педагогов, родителей и общественности происходит в единой воспитательной окружающей среде. На базе школы работают кружки и секции – занимательная грамматика, занимательная математика, «Инфознайка», «Изостудия», танцевальный кружок «Каблучок», спортивные секции «Волейбол», «Баскетбол», драматический кружок.
Каждое занятие имеет воспитывающий характер: воспитательная деятельность на занятиях творческих объединений ориентирована на формирование общечеловеческих ценностей, качеств, определенных в Модели личности выпускника.
Ожидаемые результаты
Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания обучающихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества. Снижение числа подростков склонных к вредным привычкам.
Развитое чувство прекрасного. Умение найти своё место в творчестве каждого ребенка. Массовое участие в культурном досуге. Повышение количества обучающихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы.
Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории своего села, края, государства.
Полное удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в дополнительном образовании.
Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Создание системы педагогической подготовки родителей.
Создание системы повышения профессионального мастерства педагогов. Внедрение в практическую деятельность новых технологий, инновационной и экспериментальной работы в области воспитания.
Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Проект "Модель системы педагогической безопасности воспитательной системы МОУДОД ЦДТ "Созвездие",презентация к проекту.
Вам предлагается практический материал по формированию у педагогического коллектива готовности создания системы педагогической безопасности в образовательном учреждении дополнительного образования дет...
Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»
Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...
презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"
Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....
Система дополнительного образования в воспитательной системе школы.
Построить работу объединений ДО так, чтобы её практический результат вышел за пределы самого объединения, служил доброму и живому делу, а не оставался «мёртвым», пускай и научным, грузом – вот цель, к...
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...
мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"
В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...