Совещание при завуче по теме: "Алгоритм создания программы элективного курса"
элективный курс (11 класс) на тему
Показан алгоритм создания программы элективного курса. Дана расшифровка различны структур элективного курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv.rar | 239.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Что же такое элективные курсы?
Элективные курсы— это учебные программы в профильном обучении, которые предлагаются школьникам на выбор. По ряду позиций элективные курсы близки к хорошо знакомой учителям форме обучения — факультативу, т.к. ориентированы на старшеклассников (с учетом интересов группы учащихся и возможностей педагогов), но в отличие от факультативов включаются в учебный план всех учащихся профильных классов. Экзаменов по программе этих курсов учащиеся не сдают.
2.Элективные курсы, выбираемые группой учащихся, учитывают индивидуальные образовательные интересы и способности каждого школьника. Классификация элективных курсов отражает их место в образовательном процессе и основную цель, в соответствии с которой проводится отбор содержания образования. Элективные курсы могут быть профильные и предпрофильные.
Предпрофильная подготовка предшествует созданию профильных классов и в настоящее время осуществляется в 9-х классах общеобразовательных школ. Одной из форм предпрофильной подготовки могут служить элективные курсы.
Предпрофильные элективные курсы подразделяются на:
• Предметные курсы. Повышают уровень изучения конкретной учебной дисциплины, подготавливая школьников к профильному уровню учебного предмета. Например, «Влияние факторов среды на системы органов».
• Курсы, ориентирующие на выбор профиля обучения. Знакомство с видами профессиональной деятельности и разными формами организации познавательной деятельности, характерными для данной дисциплины. Например, «Проектная деятельность. Культура здоровья».
Профильные элективные курсы классифицируются следующим образом:
• Предметные курсы. Предполагают повышенный уровень изучения профильного предмета в профильном классе. Например, «Современные достижения генетики».
• Курсы, поддерживающие базовый учебный предмет, помогающие в подготовке к экзамену по этому предмету на повышенном уровне. Например, «Основные алгоритмы решения генетических задач».
• Межпредметные курсы. Опора на межпредметные связи, т.е. возможность изучать два предмета на профильном уровне. Например, «Биогеография растений».
• Курсы, освещающие области деятельности, выходящие за рамки традиционных школьных предметов.
• Курсы с ориентацией на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.
Конструирование элективных курсов включает следующие этапы
1. Определение целей и типологии курса.
2.Выявление направленности курса в зависимости от его ведущего компонента.
3.Выделение учебных задач и основных содержательных блоков.
4.Построение структуры курса.
5.Определение объема и роли вспомогательных знаний.
6.Выбор основных форм организации учебного процесса.
7.Выделение наиболее целесообразных способов работы школьников с учебным материалом.
8.Предложение учащимся форм отчетности по элективным курсам.
Элективные курсы в разных школах могут различаться в зависимости от возможностей педагогического коллектива, материально-технической оснащенности школы и познавательных интересов учащихся. Выделим ведущий компонент, в соответствии с которым определяются алгоритм разработки программы и содержания самого элективного курса.
Структура программы элективного курса
1.Название элективного курса (ЭК) — (дисциплина, класс преподавания, количество учебных часов).
2.Пояснительная записка.
2.1.Аннотация (название, основное содержание, для кого предназначен курс) — должна показать привлекательность курса для учащихся, родителей, школьного сообщества в целом.
2.2.Место ЭК в образовательном процессе:
— в соотношении с базовыми и профильными общеобразователь ными предметами;
—межпредметные связи, реализуемые при изучении ЭК;
—общеучебные и профильные умения и навыки, развиваемые при изучении ЭК;
— способы развития познавательного интереса и профессионального самовыражения, организации досуга учащихся;
— учет регионального компонента содержания образования.
2.3. Цели и задачи изучаемого курса (для чего изучается курс, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет, что необходимо для изучения курса; над чем конкретно предстоит работать учителю и учащимся при изучении курса).
2.4. Краткая характеристика основных теоретических и/или методических идей, положенных в основу курса.
2.5.Определение и обоснование состава и последовательности основных разделов (тем) курса.
2.6.Обоснование особенностей методики преподавания ЭК.
3. Содержание и организация процесса обучения.
3.1. Название учебных тем (разделов) и время на их изучение.
3.2.Основное содержание изучаемого учебного материала (факты понятия, термины, представления] законы, теории, идеи).
3.3.Демонстрационные эксперименты, лабораторные работы и практические занятия.
3.4. Требования .к результатам обучения (компетенции, знания умения, навыки, способы деятельности, которыми должен овладеть ученик в границах темы (раздела)).
4. Методы и формы обучения. Ведущие методы преподавания ЭК:
- методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся; тренинги; лабораторный эксперимент; реферативные и экспериментальные исследования проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу учащихся;
- интерактивные методы (эвристические методы, учебный диалог и полилог, метод проблемных задач, деловые игры);
самостоятельная работа уча щихся с различными' источниками информации, включая Интернет-ре сурсы.
Формы организации познавательной деятельности учащихся-индивидуальные, групповые, коллективные.
Формы учебных занятии-, интерактивные лекции с последующими дискуссиями, семинары, уроки с элементами моделирования ситуа ций и деловыми играми, экскурсии практикумы, нетрадиционные уроки (альманахи, презентации, «круглые столы», уроки решения ключевых задач, интегрированные уроки, уроки защиты творческих проектов и др.)
5. Планируемые результаты обучения. Формируемые знания, умения компетенции, способы деятельности, ценности, представления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Создание интерактивной анимации средствами Macromedia Flash»
Основное внимание в курсе «Создание интерактивной анимации средствами Macromedia flash» уделяется созданию анимации, именно нарисовать персонажи, заставить их двигаться и управлять их движением...
Программа элективного курса по русскому языку "Культура создания письменного текста"
Данный элективный курс был создан для реализации профильного обучения в 10-11 классах, расширяет содержние основго курса русского языка и помзвляет осуществлять подготовку к ЕГЭ по русскому языку....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «Создание сжатого изложения»
Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся общеобразовательных школ показал, чт...
Программа элективного курса "Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus"
Программа элективного курса "Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus" содержит пояснительную записку, в которой рассматриваются: цели и задачи курса, методы ...
Программа элективного курса по информатике и ИКТ для 9 класса "Создание презентаций Power Point"
Программа элективного курса для учащихся 8-9 классов на 18 часов...
Методический материал к программе элективного курса "Создание сжатого изложения""
В данном сборнике представлен практический материал (памятки, рекомендации, разработки уроков, тренингов), который обеспечит методичес...
Программа элективного курса по информатике в 11-x классах (профильный уровень) "Технология создания школьного сайта"
Элективный курс по информатике в 11-x классах (профильный уровень) "Технология создания школьного сайта" рассчитан на 134 часа, которые проводятся в течение года по 4 часа в неделю.Курс включает в себ...