Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Школа Здоровья»
рабочая программа по зож (1 класс)
«Школа Здоровья» программа по внеурочной деятельности, которая направлена на профилактику и коррекцию нарушений здоровья, и общее оздоровление организма, обеспечивает обучение младших школьников правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях, помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы. Программа включает в себя и вопросы физического здоровья, и духовного. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_zdorovya_programma.docx | 85.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Здоровье – важнейшая характеристика развития ребенка на протяжении школьного детства. Создание условий для формирования здорового образа жизни школьника – одна из задач образовательного учреждения.
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своѐ начало в начальных классах.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни.
Педагогическая общественность все больше убеждается в том, что именно учитель может сделать больше для здоровья школьников, чем врач. Охрана здоровья школьников – одна из важнейших задач образования. Не подлежит сомнению и тот факт, что самое драгоценное у человека – здоровье, и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. Решать эту проблему необходимо через применение в рамках образовательного процесса здоровьесберегающих педагогических технологий и просвещение детей и родителей.
Так возникла необходимость создания программы «Школа Здоровья» для учащихся младшего школьного возраста, которая будет направлена на устранение проблем, что в свою очередь может дать положительный эффект и в оздоровлении учащихся, и в реализации основной цели – повышении качества образования и воспитания школьников. Программа направлена на профилактику и коррекцию нарушений здоровья, и общее оздоровление организма, обеспечивает обучение младших школьников правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях, помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы. Программа включает в себя и вопросы физического здоровья, и духовного. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
Цели программы:
Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся класса.
Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
Формирования стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных ценностей жизни.
Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта. Профилактика вредных привычек.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей. Данная программа строится на принципах:
- Научности; в основе которой содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
- Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
- Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса. При этом необходимо выделить практическую направленность курса
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
- Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно-образовательный характер. Основные виды деятельности учащихся:
навыки дискуссионного общения; опыты; игра.
Предполагаемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
В результате усвоения программы учащиеся получат возможность научиться:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность;
- формировать своѐ здоровье.
Дети получат возможность узнать:
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- причины некоторых заболеваний;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений, и формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
.самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
.осознание ответственности человека за общее благополучие;
.этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
.положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «По тропе здоровья»;
.способность к самооценке;
.начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
.навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
.умение ставить и формулировать проблемы;
.навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
.установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
.использование речи для регуляции своего действия;
.адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
.умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
.умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
.работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
.ставить вопросы;
.обращаться за помощью;
.формулировать свои затруднения;
.предлагать помощь и сотрудничество;
.слушать собеседника;
.договариваться и приходить к общему решению;
.формулировать собственное мнение и позицию;
.осуществлять взаимный контроль;
.адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребѐнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка. Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнений, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребѐнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребѐнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».
Тематическое планирование.
- год обучения - (33 часа-1класс)
№ | Тема занятия | Элементы содержания |
1 | Советы доктора Воды. | Вступительное слово учителя. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды. Игра «Доскажи словечко». |
2 | Друзья Вода и Мыло. | Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа. |
3 | Глаза – главные помощники человека. | Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению. |
4 | Подвижные игры | Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!» |
5 | Чтобы уши слышали. | Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. Правил сохранения слуха. Игра «Полезно – вредно». |
6 | Почему болят зубы. | Игра «Угадай-ка!» Рассказ учителя. Анализ ситуации. Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование. |
7 | Чтобы зубы были здоровыми. | Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар». Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щѐтка? Практическая работа. Разучивание стихотворение. Тест. |
8 | Как сохранить улыбку красивой. | Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые Зубы. Практические занятия. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа. |
9 | Подвижные игры | Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка «Это полезно знать». Практическая работа. |
10 | «Рабочие инструменты» человека. | Разучивание игр «Медвежья охота», «Совушка», «Не пропусти мяч». |
11 | Зачем человеку кожа | Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей. |
12 | Надѐжная защита организма | Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы. Тест. |
13 | Если кожа повреждена | Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?» |
14 | Подвижные игры | Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весѐлая эстафета», «Поезд». |
15 | Питание – необходимое условие для жизни человека | Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку». |
16 | Здоровая пища для всей семьи | Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадайка». Проведение опыта. Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания. |
17 | Сон – лучшее лекарство | Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо». |
18 | Какое настроение? | Встреча с доктором Любовь. Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. Тест. |
19 | Я пришѐл из школы | Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь», Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ». |
20 | Подвижные игры. | Здоровье, это когда ты чувствуешь себя прекрасно, а не только когда ты не болеешь беседа учителя. Русская народная сказка «Репка» |
21 | Я – ученик. Игры на развитие памяти. | Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой». Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник». |
22 | Я – ученик. Игры на развитие воображения. | Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой». Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай». |
23 | Вредные привычки. Игры на развитие восприятия. | Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Практическая работа в парах. Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра». |
24 | Вредные привычки. Упражнения и игры на внимание | Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Практическая работа в парах. Упражнение «Ладонь – кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь всѐ», «Запомни порядок». |
25 | Подвижные игры | Разучивание игр «Золотое зѐрнышко», «Не зевай!», «Западня». |
26 | Скелет – наша опора. Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребѐнка. | 1 Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно. Правила первой помощи. Игры «Баба Яга», «Три характера» |
27 | Осанка – стройная спина. Упражнения и игры на внимание | Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения. Упражнение «Ладонь – кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь всѐ», «Запомни порядок». |
28 | Если хочешь быть здоров. Игры на | Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. |
развитие памяти.. | Творческая работа. Это интересно! Тест: «Здоровый человек – это…» Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник». | |
29 | Правила безопасности на воде | Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца. |
. 30 | Весѐлые старты. Игры на развитие мышления и речи. | Эстафета с предметами. Игры «Ну-ка, отгадай», «определим игрушку». |
31 | Весѐлые старты. Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребѐнка. | Эстафета с мячами. Игры «Баба Яга», «Три характера». |
32 | Обобщающие уроки «Доктора природы». Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки» | Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…», Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровичков. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе. Правила игры. Проведение игры. |
33 | Обобщающие уроки «Доктора природы». Игра «Прыгай через ров» | Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…», Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровичков. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе. Совершенствование координации движений. |
Тематическое планирование.
- год обучения - (34часа-2класс)
№ | Тема занятия | Элементы содержания |
1 | Причина болезни | Слово учителя. Повторение девиза «Уроков здоровья». Анализ стихотворения. Оздоровительная минутка. Повторение мудрых слов. |
2 | Признаки болезни | Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Грипп». Оздоровительная минутка. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Практическая работа по составлению правил «Как помочь больному?» |
3 | Как здоровье? | Игра- соревнование «Кто больше знает?». Тест «Твоѐ здоровье», Оздоровительная минутка. Практическая работа «Помоги себе сам». |
4 | Как организм помогает себе сам | Повторение причин болезни. Рассказ учителя. Режим дня. Оздоровительная минутка. Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?». Составление памятки «Как правильно готовить уроки». |
5 | Здоровый образ жизни | Встреча с докторами Здоровья. Повторение правил. Анализ ситуации. Игра «Вставь словечко». Оздоровительная минутка. Мудрые слова доктора Свежий Воздух. |
6 | Какие врачи нас лечат | Повторение составляющих здорового образа жизни. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Самоанализ здоровья. |
7 | Инфекционные болезни | Слово учителя. Словарная работа. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Поднялась температура…» |
8 | Прививки от болезней | 1 Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении С.Михалкова «Прививка». Оздоровительная минутка. Игра «Полезно – вредно». Игра «Чай-чай выручай» |
9 | Какие лекарства мы выбираем | 1 Игра «Кто больше знает?» Беседа «Из чего получают лекарства». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова. Игра с обучением прыжкам в высоту «Достань мячик» |
10 | Домашняя аптека | 1 Игра «Светофор здоровья». Анализ ситуации. Работа над стихотворением С. Михалкова «Для больного человека…» Аптека дома. Оздоровительная минутка. Это полезно знать! |
11 | Отравление лекарствами | 1 Беседа по теме. Игра – соревнование «Кто больше?» Оздоровительная минутка. Признаки лекарственного отравления. Помоги себе сам! Практическая работа. Игра «Веселый зоопарк» |
12 | Пищевые отравления | Признаков лекарственного отравления. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Признаки пищевого отравления. Первая помощь при отравлениях. Игра «Красивая спина» |
13 | Если солнечно и жарко. | Повторение признаков лекарственного отравления. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Признаки пищевого отравления. Первая помощь при отравлениях. Игра «Красивая спина» |
14 | Если на улице дождь и гроза | Повторение правил. Беседа по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Правила поведения при грозе. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Игра «Веселый сапожок» |
15 | Опасность в нашем доме | Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Мама приходит с работы…» Правила безопасного поведения в доме. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». |
16 | Как вести себя на улице | Рассказ учителя. Правило перехода улицы в местах, где нет светофора. Игра «Светофор здоровья». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Заучивание слов. Правила безопасности поведения в транспорте. |
17 | Вода - наш друг | Встреча с доктором Вода. Правила поведения на воде. Обсуждения стихотворения И. Емельянова. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». Когда опасность рядом. |
18 | Как уберечься от мороза | Работа с отрывком из сказки С. Михалкова «Мороз и морозец». Признаки обморожения. Оздоровительная минутка. Составление правил. Игра «Полезно – вредно». |
19 | Чтобы огонь не причинил вреда | Повторение правил поведения на воде. Беседа «Чем опасен огонь?» Игра «Светофор здоровья». Обсуждение ситуаций. Оздоровительная минутка. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План эвакуации при пожаре». |
20 | Чем опасен электрический ток | Повторение правил поведения при пожаре в доме. Рассказ учителя. Словарная работа. Первая помощь пострадавшему. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». Игра «Дружные ребята» |
21 | Травмы | Виды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах (практическая работа в парах). Оздоровительная минутка. Заучивание слов. Игры и эстафеты с мячами. |
22 | Укусы насекомых | Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Вдруг какой – то страшный зверь…» Признаки аллергии. Помоги себе сам. Оздоровительная минутка. Словарная работа. Заучивание слов. Игры по выбору учащихся |
23 | Что мы знаем про собак и кошек | Беседа о домашних животных. Обсуждение стихотворения. Правила обращения с животными. Оздоровительная минутка. Составление правил. Это интересно! Игра «Царь горы» |
24 | Отравление ядовитыми веществами | Виды отравлений. Игра – соревнование «Кто больше знает?» Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья» Признаки отравления ядовитыми веществами. Словарная работа. Первая помощь при отравлениях. Игра «Веселые пингвинята» |
25 | Отравление угарным газом | Беседа по теме. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Признаки отравления угарным газом. Помоги себе сам (составление правил). Игра «Вставь пропущенные слова». Игра «Ритмическая мозаика» |
26 | Как помочь себе при тепловом ударе | Рассказ учителя. Признаки теплового удара. Преодоление малых препятствий. Развитие выносливости. Игры Эстафеты. Комбинированная эстафета Развитие скоростно-силовых способностей. |
27 | Растяжение связок и вывих костей | Повторение «Какие бывают травмы». Рассказ учителя. Признаки растяжения связок и вывиха костей. Подвижные игры. Эстафета по кругу. Самостоятельные игры Развитие скоростно- силовых способностей |
28 | Переломы | Виды переломов. Знакомство с правилами. Преодоление малых препятствий. Развитие выносливости. Развитие скоростно-силовых способностей. |
29 | Если ты ушибся или порезался | Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Таня пальчик наколола…» Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Словарная работа. Практическая работа в парах. Игры «Наперегонки парами», «Ловишки-перебежки». |
30 | Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело | Беседа по теме. Если соринка попала в глаз. Оздоровительная минутка. Когда крошка попала в горло. Если что-то попало в ухо. Отгадывание кроссворда Игры «Органы». «Попрыгунчики- воробышки», «Удочка», «Аисты» |
31 | Укус змеи | Рассказ учителя. Это интересно! Признаки укусы змеи. Оздоровительная минутка. Первая помощь при укусе змеи. Отгадывание кроссворда. Иры «Лягушки-цапли», «Быстрее по местам». |
32 | Расти здоровым | Рассказ учителя о неизлечимых болезнях века. Оздоровительная минутка. Решение задач. «Береги предмет» «Кто первый через обруч к флажку?» |
33 | Воспитай себя | Беседа по теме. Тест «Оцени себя сам». Оздоровительная минутка. «Фигуры», «Зайцы, сторож и Жучка» «Через ручеѐк» |
34 | Я выбираю движение | Урок – праздник «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!» «Запрещѐнное движение», «Ловишки с приседанием». |
Тематическое планирование.
- год обучения - (34 часа-3класс)
№ | Тема занятия | Содержание программы. |
1 | Ещѐ раз вспомним, что такое здоровье. | Беседа. Показ презентации.Что нужно знать и уметь, чтобы быть здоровым. Что такое здоровье и от чего оно зависит. Подвижная игра «Салки». Упражнения для параллельно сопряжѐнного психофизического развития. |
2 | О чѐм говорят выразительные движения. | Ролевая игра. «Выразительные движения говорят о чувствах, настроении человека и его отношении к собеседнику». Выразительные движения- важный способ общения. Подвижная игра «Вызов номеров». |
3 | Умей организовать свой досуг. | Беседа по теме. Стихотворный монтаж. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в потешных сказках (по мотивам русского фольклора). Игра на внимание «Кулак, ребро, ладонь» |
4 | Опасные и безопасные ситуации. | Беседа: «Существуют опасные для детей ситуации. Для того чтобы их избежать, следует выполнять «Шаги принятия решений». Асимметрические упражнения. Показ презентации. |
5 | Учусь принимать решения в опасных ситуациях. | Беседа: «В опасных ситуациях люди поступают по – разному. Принимая решение в опасной для здоровья ситуации, следует придерживаться «Шагов принятия решения». Асимметрические упражнения. Асимметрические упражнения. |
6 | Если хочешь быть здоров. | Беседа: «Если хочешь вырасти сильным, здоровым, умным, красивым, нужно есть полезные продукты». Показ презентации Упражнения для развития функций мозолистого тела (межполушарных связей) |
7 | Если хочется пить. | Показ презентации. Значение жидкости для организма человека, ценность разнообразных продуктов. Упражнения для развития функций мозолистого тела (межполушарных связей) |
8 | Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. | Показ презентации. Разнообразные фрукты, ягоды, их значение для организма. Подвижная игра «Караси и щука». |
9 | Каждому овощу своѐ время. | Ролевая игра: разнообразные овощи, их полезные свойства. Подвижная игра «Караси и щука». |
10 | Занятие – практикум. | Тестирование.Закрепление знаний о законах здорового питания. Полезные блюда для праздничного стола. Подвижная игра «Белый медведь». |
11 | Формирование правильной осанки. | Показ презентации: представление о строении скелета человека и о возрастных особенностях костной системы ребѐнка. Формирование понятия осанки, признаками правильной осанки и значением ее для здоровья. Эстафета с предметами. |
12 | Формирование правильной посадки за столом (партой) | Показ презентации: знакомство с признаками правильной посадки за столом (партой), значением правильной посадки для сохранения хорошей осанки и здоровья. Эстафета с |
предметами. | ||
13 | Формирование правильной походки. | Показ презентации. Знакомство с признаками правильной походки и еѐ значением для сохранения хорошей осанки и здоровья. Упражнения выполняемые в группах. |
14 | Движение и жизнь. | Показ презентации. Что даѐт нам возможность двигаться. Что нужно двигательной системе для нормальной работы. Как в организме образуется энергия. Мышцы и тренировка. Как избежать заболеваний двигательной системы. Как оказать первую помощь. Практическая работа. |
15 | Ещѐ раз о здоровье. | Показ презентации: «От чего зависит твоѐ здоровье. В чѐм ты можешь помочь себе и другим. Когда надо звать на помощь взрослых. Когда нужно обращаться к врачу». |
16 | Мой характер | Показ видео ролика « У каждого человека есть внешнее качества, которые все вместе составляют его внешность. У каждого человека есть внутренние качества, которые все вместе составляют его характер. Черты характера можно изменить». Комплекс упражнений сопряжѐнного характера выполняемый в парах. |
17 | Учусь взаимодействовать. | Беседа: «Чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, нужно вести себя неагрессивно». Беседа «Что такое каприз?». Игра «Проверь себя». Оздоровительная минутка. Работа с толковым словарем. Толкование пословиц. Комплекс упражнений сопряжѐнного характера выполняемый в парах. |
18 | Учусь настаивать на своѐм. | Ролевая игра.У каждого человека есть право отстаивать своѐ мнение. Когда на тебя давят, отстаивай своѐ мнение неагрессивно. Игра «Упрямая птица луань» |
19 | Я становлюсь увереннее | Ролевая игра. Люди бывают неуверенными в себе по разным причинам. Уверенность в себе следует развивать. Беседа по теме «Как воспитывать уверенность и бесстрашие.» Работа по стихотворению Э. Успенского «Академик Иванов». Анализ ситуации по стихотворению И. Токмаковой «Не буду бояться». Игра «Давайте разберемся», практическое занятие. |
20 | Когда на меня оказывают давление. | Ролевая игра. Влияние, которое оказывают на нас другие люди, может быть полезным или вредным. Если нас заставляют сделать что – то, не объяснив, зачем это нужно, то такое влияние называется давлением. Мы должны сопротивляться давлению. |
21 | Из чего состоит наша пища. | Показ презентации. Полезные питательные вещества, содержащиеся в пище. Комплекс упражнений сопряжѐнного характера выполняемый в парах. |
22 | Что нужно есть в разное время года. | Показ презентации. Роль питания в обеспечении жизни. Что нужно есть в жаркий или холодный день. Подвижная игра «Бросай беги». |
23 | Рациональное питание школьника. | Беседа с врачом: «Требования к питанию растущего организма». Подвижная игра «Бросай беги». |
24 | Нужные и ненужные тебе лекарства. | Беседа с врачом: «В зависимости от ситуации, лекарства для тебя могут быть нужными и ненужными. Дети не должны принимать лекарства сами и пробовать незнакомые вещества. Дети не должны брать лекарства и другие похожие вещества у незнакомых людей». Подвижная игра «Перестрелка» |
25 | Пассивное курение: учусь делать | Показ презентации. Если кто – то при тебе курит, значит он / она, заставляет и тебя пассивно |
здоровый выбор. | курить. Пассивное курение вредно для здоровья. Дети могут попросить взрослого не курить в их присутствии или отойти от курильщика. Игра «Волшебный стул». Встреча с медработником. Работа над пословицами. Беседа по сказке. Оздоровительная минутка. Это интересно! Творческая работа. | |
26 | Хотим быть здоровыми – действуем. | Беседа: «Что ты ценишь в жизни больше всего. Умеешь ли ты владеть своими эмоциями, мыслями, решениями и поступками. Почему это важно. Если ты умеешь, то посоветуй и помоги своим друзьям, просто знакомым». Спортивная эстафета с предметами. |
27 | Как отучить себя от вредных привычек. | Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Пятерня! Пятерня!». Беседа по теме «Вредные привычки». Составление памятки «Это полезно знать!». Повторение основного девиза. Работа со стихотворением Г. Остера «Нет приятнее занятья…». Заучивание слов. Игра «Давай поговорим». Чтение стихотворений на тему занятия. |
28 | Путешествие в страну здоровья. | Игра- путешествие «В страну здоровья». Станция «Мойдодыр» (о личной гигиене). Станция «Неосторожность» (оказание первой помощи при несчастных случаев). Станция «Не болей» (профилактика инфекционных заболеваний). Станция «Опрятность» (уход за одеждой). Станция «Долой грязь» (гигиена жилища) и т. д. |
29 | Школа и здоровье. | Беседа: «Зачем человеку нужна школа». Как научиться учиться. Причины неудач и успехов на уроке. Как нужно слушать на уроке. Внимание и память. Правила познания и школьные предметы. Как работать с текстом учебника. Как готовиться к ответу на уроке. Асимметрические упражнения. |
30 | Культура здорового образа жизни. | Урок - соревнование. Культура поведения. Человек и окружающий мир. Культура общения. Человек и его здоровье. Писатели детям |
31 | Здоровье и эмоции. | Твой чувства, эмоции и здоровье. Положительные и отрицательные эмоции Оптимизм и пессимизм. Умеешь ли ты управлять своими эмоциями. Как влияют эмоции на общение людей. Эмоции и конфликты. |
32 | Путешествие «Город здоровья» | Игра КВН. Показ мультфильм. Беседа «Город Здоровья» |
33 | Праздник «Посвящение в здоровячки» | Спортивные соревнования по номинациям: сильные, смелые, ловкие. Тестирование. |
34 | Культура здорового образа жизни. | Урок - соревнование. Культура поведения. Человек и окружающий мир. Культура общения. Человек и его здоровье. Писатели детям |
Тематическое планирование.
- год обучения - (34 часа-4класс)
№ | Тема занятия | Содержание программы. |
1 | Что такое здоровье? | Слово учителя. Практическая работа. Встреча с медсестрой. Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Творческое задание «Здоровье – это…» |
2 | Что такое эмоции? | Практическая работа. Работа со словарѐм. Игры «Кто больше знает?», «Продолжи предложение». Оздоровительная минутка. Игра «Твоѐ имя». |
3 | Чувства и поступки | Работа со стихотворением Дж. Родари. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Творческая работа в тетради. |
4 | Стресс | Рассказ учителя. Словарная работа. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Заучивание слов. |
5 | Учимся думать и действовать | Повторение. Чтение и анализ стихотворений. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Что? Зачем? Как?» |
6 | Учимся находить причину и последствия событий | Игра «Почему это произошло?» Работа с пословицами. Оздоровительная минутка. Игры «Назови возможные последствия», «Что? Зачем? Как?» |
7 | Умей выбирать | Анализ сказки. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Комплимент». |
8 | Принимаю решение | Практическая работа по составлению правил. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Психологический тренинг. Работа со стихотворением Б. Заходера «Что красивей всего?» |
9 | Я отвечаю за свои решения | Практическая работа. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка. Игры «Что я знаю о себе», «Продолжите предложение». |
10 | Что мы знаем о курении | Игра «Волшебный стул». Встреча с медработником. Работа над пословицами. Беседа по сказке. Оздоровительная минутка. Это интересно! Творческая работа. |
11 | Зависимость | Анализ ситуации в стихотворении Э. Мошковской «Странные вещи». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Это полезно знать! Игра «Давай поговорим». |
12 | Умей сказать НЕТ | Анализ ситуации. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игры «Давай поговорим», «Что? Зачем? Как?». |
13 | Как сказать НЕТ | Игра «Зеркало и обезьяна». Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Продолжите предложение». Толкование пословиц. Психологический тренинг. |
14 | Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? | Робота со стихотворением А. Костецкого «Я всѐ люблю, что есть на свете…» Игра «Комплимент». Оздоровительная минутка. Рассказ учителя. Работа с плакатом «Дерево решений». Практическая работа. |
15 | Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения | Анализ ситуации. Игра «Выбери правильный ответ». Оздоровительная минутка. Работа с деревом решений. Творческая работа. |
16 | Волевое поведение | Рассказ учителя. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Игра «Сокровища сердца». Психологический тренинг. |
17 | Алкоголь | Встреча с медработником. Коллективное рисование. Это интересно! Оздоровительная минутка. Игра «Беседа по кругу». Это полезно помнить! |
18 | Алкоголь – ошибка | Работа над стихотворением. Анализ ситуации в басне С.Михалкова «Непьющий воробей». Игра «Выбери ответ». Оздоровительная минутка. Это полезно помнить! Психологический тренинг. |
19 | Алкоголь – сделай выбор | Беседа по теме. Игра «Список проблем». Оздоровительная минутка. Творческая работа с деревом решений. Психологический тренинг. |
20 | Наркотик | Анализ ситуации. Рассказ учителя. Встреча с медработником. Оздоровительная минутка. Правила безопасности. Творческая работа. Игра «Давай поговорим». |
21 | Наркотик – тренинг безопасного поведения | Игра «Пирамида». Повторение правил. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Игра «Давай поговорим». Психологический тренинг. |
22 | Мальчишки и девчонки | Беседа по теме. Игра «Противоположности». Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…» Творческая работа. |
23 | Моя семья | Защита рисунков. Анализ ситуации в рассказе К.Д.Ушинского «Сила не право». Оздоровительная минутка. Чтение и анализ стихотворения. Игра «Продолжи предложение». |
24 | Дружба | Игровое занятие с любимыми героями. Разыгрывание ситуаций. |
25 | День здоровья | Открытие праздника. Игры и соревнования. |
26 | Умеем ли мы правильно питаться? | Сюжетно - ролевая игра «Мы идѐм в магазин». Это интересно! Отгадывание загадок. Оздоровительная минутка «Вершки и корешки». Инсценировка «Спор овощей». Игра «Какие овощи выросли в огороде?» Встреча с Доктором Айболитом. |
27 | Я выбираю кашу | Игра «Пословицы запутались». Это интересно! Игры «Отгадай - ка», «Затейники». Оздоровительная минутка «Зѐрнышко». Конкурс «Самая вкусная и полезная каша» Игра «Угадай сказку». |
28 | Чистота и здоровье | Праздник чистоты с Мойдодыром. Инсценировка. Игра «Три движения». |
29 | Откуда берутся грязнули? | Остановка на станции «Грязнулька». Анализ ситуаций в стихотворении Л.Яхнина «Жил на свете мальчик странный…», Э.Успенского «Очень страшная история». Это полезно помнить! Работа со стихотворением. |
30 | Чистота и порядок | Работа с пословицами и поговорками. Игра «Угадай». Оздоровительная минутка. Работа со стихотворениями. |
31 | Будем делать хорошо и не будем плохо | Беседа по теме. Работа с пословицами. Высказывания о доброте. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Это интересно! Чтении и анализ стихотворений. |
32 | КВН «Наше здоровье» | Викторина. Изобразить дерево «ЗДОРОВЬЯ». Подведение итогов. |
33 | Я здоровье берегу – сам себе я помогу. | Посещение медицинского кабинета. Игра «Письма». Практическая работа «Выпуск стенной газеты». |
34 | Будьте здоровы! | Подвижная игра «Самый сильный и здоровый – это Я» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности "Школа здоровья"
Программа внеурочной деятельности "Школа здоровья" является модифицированной. Содержит полностью разработанный курс занятий для младших школьников. Цель курса - обучение детей бережному отношению к со...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Уроки доктора Здоровье" для 1-4 кл. 2016-2017г.
"Уроки доктора Здоровье". Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 1-4 кл....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа развития речи"
Календарно-тематическое планирование кружка общеинтеллектуального направления....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "ШКОЛА ГРАМОТЕЕВ" в 4 классе.
Данная рабочая программа была составлена на 2016-2017 учебный год по курсу внеурочной деятельности "ШКОЛА ГРАМОТЕЕВ" в 4 классе. Выдержана в соответствии с современными требованиями ФГОС. Успешн...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Школа общения»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Школа общения» по социальному направлению разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной програм...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа развития речи" 2019-2020 гг.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа развития речи" создана на основе авторской программы по внеурочной деятельности Т. Н. Соколовой « Юным умникам и у...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа развития речи"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа развития речи"...