Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Азбука здоровья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_zdorovya.docx | 36.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тарасковская средняя общеобразовательная школа»
городского округа Кашира Московской области
УТВЕРЖДЕНО | ||
приказом МБОУ «Тарасковская СОШ» от «31» августа № 218 _________________________ О.Н. Пияева | ||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Азбука здоровья»
(Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии и развитии способностей и талантов)
кружок
Класс: 1 «А»
Учитель: Нестеренко
Татьяна Ивановна
п. Зендиково
2022 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Азбука здоровья» предназначена для внеурочной работы и рассчитана на обучающихся 1 класса.
Данная программа составлена на основе:
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. «135 уроков здоровья или школа докторов природы». М., ВАКО, 2021 г. для 1-4 классов.
Актуальность программы:
Поступление ребёнка в школу – первая большая и серьёзная ступень в его жизни.
От периода раннего детства – поры беспечных игр и достаточно большой свободы – дети переходят к постоянному напряжённому учебному труду, новому режиму, иному ритму жизни.
Здоровье – это бесценный дар, который даёт человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто этот дар растрачивается попусту, человек забывает, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно.
В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятий «Азбука здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Курс «Азбука здоровья» должен стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способность воспитанию у младших школьников потребность к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Цели:
создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья;
формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому и безопасному образу жизни;
использование полученных знаний в практике с целью улучшения собственного здоровья.
Задачи:
формирование у младших школьников мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся;
развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации;
развитие умения проводить самостоятельные наблюдения;
воспитание у младших школьников потребностей к здоровому образу жизни.
В соответствии с учебным планом и годовым календарным графиком МБОУ «Тарасковская СОШ» на изучение курса «Азбука здоровья» в 1 классе отводится 33 часа (по 1 часу в неделю). Содержание реализуется за 33 часа.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности
У обучающегося будут сформированы:
- общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой медицинской помощи;
- дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
- активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
-определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя:
проговаривать последовательность действий:
- высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, отрывком учебного фильма;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности класса в процессе занятия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- применять знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознанно вести здоровый образ жизни, заботиться о поддержании здоровья, заниматься физическим самосовершенствованием;
-понимать себя, делать самоанализ, прогнозировать ситуацию;
-заботиться о своём здоровье, формировать установку на поддержание здоровья без применения медикаментозных средств, адаптироваться в условиях «конфликта» организма со временем, который возникает между геофизическими и внутренними ритмами организма;
-применять полученные знания на практике;
-работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
-формировать собственную позицию;
-вырабатывать и отстаивать свою точку зрения;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
умению донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне нескольких предложений или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
Обучающийся получит возможность научиться:
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Формы:
- тематические занятия;
- практические занятия;
- беседы;
- конкурсы;
- соревнования;
- викторины;
- настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры;
- экскурсии;
- демонстрация фильмов и видеороликов.
Методы:
- фронтальный метод;
- групповой метод;
- практический метод;
- познавательная игра;
- ситуационный метод;
- игровой метод;
- соревновательный метод;
- активные методы обучения
Содержание учебного предмета.
Разговор о правильном питании
Если хочешь быть здоров. Самые полезные продукты. Ешь полезную для здоровья пищу. Как правильно есть. Удивительные превращения пирожка. Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной. Плох обед, если хлеба нет. Как растят хлеб. Полдник. Время есть булочки. Как город хлеб печёт. Пора ужинать. «Здоровое питание — отличное настроение». На вкус и цвет товарищей нет. Как утолить жажду. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Где найти витамины весной. Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты. Всякому овощу - своё время. Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть. Давайте познакомимся. Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если заниматься спортом. Где и как готовят пищу? Как правильно накрыть стол. Молоко и молочные продукты. Профилактика заболеваний пищеварительных органов. Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как можно приготовить из рыбы. Дары моря. Кулинарное путешествие по России. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Как правильно вести себя за столом. Рациональное питание - составная часть здорового образа жизни.
Система занятий по разделу «Разговор о правильном питании» стимулирует активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, умений организации меню школьника начальных классов, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона, о чём свидетельствуют рисунки, плакаты, рефераты, презентации самих участников занятий, развивает навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни, пробуждает у детей интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширением знаний об истории и традициях своего народа.
Питание и зубы
Зубы в жизни человека. Почему болят зубы? Правила ухода за зубами. Чтобы зубки не грустили. Строение зубов. Зубы и уход за ними. Как уберечь зубы. Здоровые зубы - здоровый организм. Берегите зубы! Мы и наши зубы. Зубы хотят есть.
Умывание и купание
Дружи с водой. Советы доктора Воды. Друзья - Вода и Мыло. Мыло и мыльные пузыри. От простой воды и мыла у микробов тают силы. Откуда берутся грязнули. Занятия по гигиеническим навыкам.
Твой режим дня
Твой новый режим дня. Распорядок дня. Здоровье сгубишь - новое не купишь! Режиму дня - мы друзья. Практическое занятие: Разработка режима дня по минутам.
Забота о глазах
Глаз - главный помощник человека. Делу время - телевизору час. Особенности зрения (ролевая игра). Глаза. Кто как видит. Зрительная гимнастика. Берегите глаза! Твоё здоровье и учебная нагрузка. Как сохранить зрение? Глаза - зеркало души. Глаз. Дефекты зрения.
Сон - лучшее лекарство
Как сделать сон полезным. Скажи мне, как ты спишь, и я скажу, кто ты. Утреннее пробуждение. Настроение в школе. Сон в нашей жизни. Как настроение? Сон - потребность мозга в отдыхе. Здоровый сон. Гигиена сна.
Про тебя самого
Осанка - стройная спина. Зарядка дарит бодрость. Мышцы, кости и суставы. Как уберечься от переломов и растяжений. Забота о коже. Если кожа повреждена. Органы дыхания. Профилактика простудных заболеваний. Знаешь ли ты себя? Темперамент. Откуда берутся дети. Для чего нужен папа? Удивительные превращения. Человек родился. Если хочешь быть здоров - закаляйся! Воды холодной не бойся - ежедневно ею мойся. Осанка. Осанка? Осанка! Зарядка дарит бодрость. 10 минут для здоровья. Знаешь ли ты себя? Мозг - главный командный пункт нашего организма. Вы думаете, что у человека только 2 уха? Осанка - это очень важно! Мой рост, вес, осанка. Значение правильной осанки. Пыль и здоровье. Каким воздухом мы дышим? Утомление. Упражнения для сохранения работоспособности и снятия утомляемости. Значения физкультуры и спорта для здоровья человека. Секрет долголетия.
Активный отдых
Мы идём гулять. Сменная обувь - зачем она? Как стать здоровыми и сильными. Прогулка. Одевайся по погоде. Закаливание организма. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья.
Тематическое планирование
Раздел | Количество часов |
Разговор о правильном питании. | 9 |
Питание и зубы | 2 |
Умывание и купание | 3 |
Твой режим дня | 3 |
Забота о глазах | 2 |
Сон - лучшее лекарство | 1 |
Про тебя самого | 4 |
Активный отдых | 9 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата | |
по плану | фактически | |||
Разговор о правильном питании (9 часов) | ||||
1/1 | Инструктаж по охране труда. Если хочешь быть здоров. | 1 | 01.09 -02.09 | |
2/2 | Самые полезные продукты. Ешь полезную для здоровья пищу. | 1 | 05.09-09.09 | |
3/3 | Как правильно есть. | 1 | 12.09-16.09 | |
4/4 | Удивительные превращения пирожка. | 1 | 19.09-23.09 | |
5/5 | Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной. | 1 | 26.09-30.09 | |
6/6 | Плох обед, если хлеба нет. Как растят хлеб. | 1 | 03.10-07.10 | |
7/7 | Полдник. Как город хлеб печёт. | 1 | 17.10-21.10 | |
8/8 | Пора ужинать. | 1 | 24.10-28.10 | |
9/9 | Здоровое питание - отличное настроение. | 1 | 31.10-04.11 | |
Питание и зубы (2 часа) | ||||
10/1 | Зубы в жизни человека. Почему болят зубы? | 1 | 07.11-11.11 | |
11/2 | Правила ухода за зубами. Чтобы зубки не грустили. | 1 | 14.11-18.11 | |
Умывание и купание (3 часа) | ||||
12/1 | Дружи с водой. Советы доктора Воды | 1 | 28.11-02.12 | |
13/2 | Друзья - Вода и Мыло | 1 | 05.12-09.12 | |
14/3 | Маскарад вредных привычек | 1 | 12.12-16.12 | |
Забота о глазах (2 часа) | ||||
15/1 | Глаз - главный помощник человека | 1 | 19.12-23.12 | |
16/2 | Делу время - телевизору час | 1 | 26.12-30.12 | |
Про тебя самого (4 часа) | ||||
17/1 | Осанка - стройная спина | 1 | 09.01-13.01 | |
18/2 | Зарядка дарит бодрость | 1 | 16.01-20.01 | |
19/3 | Мышцы, кости и суставы | 1 | 23.01-27.01 | |
20/4 | Как уберечься от переломов и растяжений | 1 | 30.01-03.02 | |
Твой режим дня (3 часа) | ||||
21/1 | Твой новый режим дня. | 1 | 06.02-10.02 | |
22/2 | Выполнение режима дня. | 1 | 13.02-17.02 | |
23/3 | Разработка режима дня по минутам. | 1 | 27.02-03.03 | |
Сон – лучшее лекарство (1 час) | ||||
24/1 | Как сделать сон полезным | 1 | 06.03-10.03 | |
Активный отдых (9 часов) | ||||
25/1 | Спортивная эстафета: «Да здравствует страна Спортландия!» | 1 | 13.03-17.03 | |
26/2 | Мы идём гулять. Прогулка | 1 | 20.03-24.03 | |
27/3 | Сменная обувь - зачем она? | 1 | 27.03-31.03 | |
28/4 | Одевайся по погоде | 1 | 10.04-14.04 | |
29/5 | Закаливание организма. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. | 1 | 24.04-28.04 | |
30/6 | Здоровым быть модно! | 1 | 01.05-05.05 | |
31/7 | Подвижные народные игры. | 1 | 08.05-12.05 | |
32/8 | Народные игры. | 1 | 15.05-19.05 | |
33/9 | Как стать здоровыми и сильными | 1 | 22.05-26.05 | |
Итого: 33 часа |
СОГЛАСОВАНО
на заседании
методического совета
протокол № 1
от «31 » августа 2022 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"
Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Этика - азбука добра"
Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам...
Рабочая программа по внеурочной деятельности ФГОС 1 класс "Азбука истоков"
Направленность: социально-педагогическая. Актуальность: В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к с...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожной безопасности" 1 класс
Данная программа сориентирована на профилактику детского дорожного травматизма, т.е. на изучение основ безопасности на дороге от всех источников угроз; на знания и навыки использования правил дорожног...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» для 6 класса
Пояснительная записка.Сегодня в России очень много говорят о проблеме здоровья молодёжи, как будущего нации. Поэтому, чем раньше у человека формируется мотивация, т.е. осознанная необходимость заботит...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 3 класс.
Программа содержит календарно-тематическое планирование и составлена на 1 час в неделю....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добрых дел" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добрых дел" 2 класс...