Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа развития речи" 2019-2020 гг.
рабочая программа (4 класс)

 Рабочая программа по курсу внеурочной  деятельности "Школа развития речи" создана на основе авторской программы по внеурочной деятельности Т. Н. Соколовой « Юным умникам и умницам. Школа развития речи.» Курс «Речь»: методическое пособие для 4 класса - М., Издательство РОСТ,2008)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4v_shkola_razvitiya_rechi_2019-2020.docx35.83 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Школа развития речи»

для 4В класса

на 2018 -2019 учебный год

           Составитель

                                                            Жукова Наталья Васильевна

                                                учитель начальных классов

                                                первая квалификационная категория

                                                  педагогический стаж - 17 лет

Рубцовск

2019

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа развития речи» составлена на основе следующих нормативных документов и материалов:

1.        Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.         Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

3.        Приказа Министерства образования и науки РФ №1015 от 30.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программам – общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

4.        Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018г. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 233 от 08.05.2019 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12. 2018 № 345 ";

5.        Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей №7». Утверждена приказом № 127 от 29.05.2019г.;

6.        Учебного плана МБОУ «Лицей №7» на 2019-2020 учебный год. Утвержден приказом № 108 от 27.04.2019 г.;

7.        Положения о рабочей программе учебного предмета МБОУ «Лицей №7». Утверждено приказом № 76 от 27.04.2017 г.;

8.         Авторской программы по внеурочной деятельности Т. Н. Соколовой « Юным умникам и умницам. Школа развития речи.» Курс «Речь»: методическое пособие для 4 класса - М., Издательство РОСТ,2008)

 Цель занятий, проводимых по программе «Школа развития речи», - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачами курса являются:

  • обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
  • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

 Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом на изучение курса «Школа развития речи» в  4 классе отводится 1  час  в  неделю, всего - 34 ч.  

Авторская программа курса «Школа развития речи»: рассчитана на 34 часа . Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и авторской программой на 34 часа, изменений не внесено.

Согласно учебному календарному графику необходимо 35 уроков, поэтому добавлен 1 час дополнительно по теме: «Олимпиадные задания».

Адресность

      Программа составлена для учащихся 4 класса. Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 4 «В» класса и специфики классного коллектива. Учащиеся 4 «В» класса способны усвоить материал на базовом уровне. Ряд учащихся может изучать материал на более высоком уровне. Исходя из способностей учащихся, учебный процесс строится с учетом индивидуальных особенностей каждого. В ходе работы используются различные виды и формы контроля.

Формы  работы

  • индивидуальная
  • групповая
  • парная
  • коллективная

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
  • осознание роли речи в общении людей;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
  • чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
  • интерес к изучению языка.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
  • вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Программа курса «Речь».

4 класс.

Культура речи.

Речь. Культура речи Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

Слово.

Повторение изученного в 1 – 3 классах.

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

Речевой этикет: формы обращения.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…

Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

Текст.

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

Календарно - тематическое планирование

(в соответствии с методическим пособием для 4 класса

 Юным умникам и умницам. Школа развития речи. Курс «Речь»-

Т. Н. Соколова, М., Издательство РОСТ,2008)

№ п/п

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

1

Омонимы, омофоны, омоформы, Каламбуры.

05.09

2

Фразеологизмы.

12.09

3

Фразеологизмы

19.09

4

Диалектизмы.

26.09

5

Сравнение, эпитеты, олицетворение.

03.10

6

Метафора.

10.10

7

Пословицы и поговорки. Афоризмы.

17.10

8

Сочинение по пословице.

24.10

9

Анализ сочинений по пословицам.

07.11

10

Художественный стиль. Общее понятие.

14.11

11

Сочинение – пейзажная зарисовка.

21.11

12

Рифма.

28.11

13

Диалог и монолог.

05.12

14

Драматические импровизации.

12.12

15

Драматические импровизации.

19.12

16

Композиция текста. Основные элементы композиции.

26.12

17

Композиция. Работа с деформированным текстом.

16.01

18

Творческая работа.

23.01

19

Сочинение – миниатюра в художественном стиле.

30.01

20

Творческая работа.

06.02

21

Публицистический стиль

13.02

22

Газетно – публицистический стиль.

20.02

23

Деловая игра «Вёрстка газеты».

27.02

24

Официально – деловой стиль.

05.03

25

Тезисы. Конспект.

12.03

26

Аннотация.

19.03

27

Я пишу письмо.

02.04

28

Личный дневник.

09.04

29

Сочинение «Мои любимые стихи».

16.04

30

Сочини сценарий для мультфильма.

23.04

31

Конкурс на лучшее название конфет.

30.04

32

Лингвистический турнир

07.05

33

Олимпиадные задания

14.05

34

Олимпиадные задания

21.05

35

Олимпиадные задания

28.05

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение рабочей программы

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение Рабочей программы

Список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе:

Т. Н. Соколова Юным умникам и умницам. Школа развития речи. Курс «Речь»: методическим пособием для 4 класса - М., Издательство РОСТ,2008)

Т. Н. Соколова Юным умникам и умницам. Школа развития речи. Курс «Речь Рабочая тетрадь для 4 класса – М.: Издательство РОСТ, 2017.

Оборудование и приборы:

  • Рабочие тетради.
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  • Стол, стул ученический.
  • персональный компьютер
  • мультимедийный проектор.
  • экспозиционный экран

Лист корректировки рабочей программы

по курсу «Учусь создавать проект»  на 2019 – 2020 учебный год

учитель: Жукова Наталья Васильевна                                

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Причина корректировки

Способ корректировки

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Рабочая программа по курсу "Школа развития речи" для 1 класса

Цель рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС:повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельн...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс 2019-2020 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс 2019-2020 учебный год...

Рабочая программа по курсу " Школа развития речи" в 4 классе

Программа позволяет учащимся 4 классов в рамках внеурочной деятельности расширить и обогатить свои знания, умения  в области русского языка....