Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа развития речи" 2019-2020 гг.
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа развития речи" создана на основе авторской программы по внеурочной деятельности Т. Н. Соколовой « Юным умникам и умницам. Школа развития речи.» Курс «Речь»: методическое пособие для 4 класса - М., Издательство РОСТ,2008)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4v_shkola_razvitiya_rechi_2019-2020.docx | 35.83 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Школа развития речи»
для 4В класса
на 2018 -2019 учебный год
Составитель
Жукова Наталья Васильевна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
педагогический стаж - 17 лет
Рубцовск
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа развития речи» составлена на основе следующих нормативных документов и материалов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
3. Приказа Министерства образования и науки РФ №1015 от 30.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программам – общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
4. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018г. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 233 от 08.05.2019 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12. 2018 № 345 ";
5. Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей №7». Утверждена приказом № 127 от 29.05.2019г.;
6. Учебного плана МБОУ «Лицей №7» на 2019-2020 учебный год. Утвержден приказом № 108 от 27.04.2019 г.;
7. Положения о рабочей программе учебного предмета МБОУ «Лицей №7». Утверждено приказом № 76 от 27.04.2017 г.;
8. Авторской программы по внеурочной деятельности Т. Н. Соколовой « Юным умникам и умницам. Школа развития речи.» Курс «Речь»: методическое пособие для 4 класса - М., Издательство РОСТ,2008)
Цель занятий, проводимых по программе «Школа развития речи», - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачами курса являются:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом на изучение курса «Школа развития речи» в 4 классе отводится 1 час в неделю, всего - 34 ч.
Авторская программа курса «Школа развития речи»: рассчитана на 34 часа . Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и авторской программой на 34 часа, изменений не внесено.
Согласно учебному календарному графику необходимо 35 уроков, поэтому добавлен 1 час дополнительно по теме: «Олимпиадные задания».
Адресность
Программа составлена для учащихся 4 класса. Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 4 «В» класса и специфики классного коллектива. Учащиеся 4 «В» класса способны усвоить материал на базовом уровне. Ряд учащихся может изучать материал на более высоком уровне. Исходя из способностей учащихся, учебный процесс строится с учетом индивидуальных особенностей каждого. В ходе работы используются различные виды и формы контроля.
Формы работы
- индивидуальная
- групповая
- парная
- коллективная
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Программа курса «Речь».
4 класс.
Культура речи.
Речь. Культура речи Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово.
Повторение изученного в 1 – 3 классах.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст.
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Календарно - тематическое планирование
(в соответствии с методическим пособием для 4 класса
Юным умникам и умницам. Школа развития речи. Курс «Речь»-
Т. Н. Соколова, М., Издательство РОСТ,2008)
№ п/п | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Омонимы, омофоны, омоформы, Каламбуры. | 05.09 | |
2 | Фразеологизмы. | 12.09 | |
3 | Фразеологизмы | 19.09 | |
4 | Диалектизмы. | 26.09 | |
5 | Сравнение, эпитеты, олицетворение. | 03.10 | |
6 | Метафора. | 10.10 | |
7 | Пословицы и поговорки. Афоризмы. | 17.10 | |
8 | Сочинение по пословице. | 24.10 | |
9 | Анализ сочинений по пословицам. | 07.11 | |
10 | Художественный стиль. Общее понятие. | 14.11 | |
11 | Сочинение – пейзажная зарисовка. | 21.11 | |
12 | Рифма. | 28.11 | |
13 | Диалог и монолог. | 05.12 | |
14 | Драматические импровизации. | 12.12 | |
15 | Драматические импровизации. | 19.12 | |
16 | Композиция текста. Основные элементы композиции. | 26.12 | |
17 | Композиция. Работа с деформированным текстом. | 16.01 | |
18 | Творческая работа. | 23.01 | |
19 | Сочинение – миниатюра в художественном стиле. | 30.01 | |
20 | Творческая работа. | 06.02 | |
21 | Публицистический стиль | 13.02 | |
22 | Газетно – публицистический стиль. | 20.02 | |
23 | Деловая игра «Вёрстка газеты». | 27.02 | |
24 | Официально – деловой стиль. | 05.03 | |
25 | Тезисы. Конспект. | 12.03 | |
26 | Аннотация. | 19.03 | |
27 | Я пишу письмо. | 02.04 | |
28 | Личный дневник. | 09.04 | |
29 | Сочинение «Мои любимые стихи». | 16.04 | |
30 | Сочини сценарий для мультфильма. | 23.04 | |
31 | Конкурс на лучшее название конфет. | 30.04 | |
32 | Лингвистический турнир | 07.05 | |
33 | Олимпиадные задания | 14.05 | |
34 | Олимпиадные задания | 21.05 | |
35 | Олимпиадные задания | 28.05 |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение рабочей программы
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение Рабочей программы
Список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе:
Т. Н. Соколова Юным умникам и умницам. Школа развития речи. Курс «Речь»: методическим пособием для 4 класса - М., Издательство РОСТ,2008)
Т. Н. Соколова Юным умникам и умницам. Школа развития речи. Курс «Речь Рабочая тетрадь для 4 класса – М.: Издательство РОСТ, 2017.
Оборудование и приборы:
- Рабочие тетради.
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Стол, стул ученический.
- персональный компьютер
- мультимедийный проектор.
- экспозиционный экран
Лист корректировки рабочей программы
по курсу «Учусь создавать проект» на 2019 – 2020 учебный год
учитель: Жукова Наталья Васильевна
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Причина корректировки | Способ корректировки |
| |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса
Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвеще...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса
Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса
Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...
Рабочая программа по курсу "Школа развития речи" для 1 класса
Цель рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС:повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельн...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс 2019-2020 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по курсу " Школа развития речи" в 4 классе
Программа позволяет учащимся 4 классов в рамках внеурочной деятельности расширить и обогатить свои знания, умения в области русского языка....