Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "ШКОЛА ГРАМОТЕЕВ" в 4 классе.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Кротова Елена Викторовна

Данная рабочая программа была составлена на 2016-2017 учебный год по курсу внеурочной деятельности "ШКОЛА ГРАМОТЕЕВ" в 4 классе. Выдержана в соответствии  с современными требованиями ФГОС. Успешно прошла испытания истекшего учебного года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 г. ЗВЕНИГОРОДА

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 1 г.о.Звенигород

Н.В.Шарина

_______________________

«     » _____________  2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР:

Л.Ф.Боброва

_______________________

«     » _____________  2016г.

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

Протокол № ____ от

«     » _____________2016 г.

Руководитель ШМО:

Е.М.Суслова

_______________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Школа грамотеев» в 4 «В» классе

Составлена учителем начальных классов

МОУ СОШ № 1 г.о. Звенигород.

Кротовой Еленой Викторовной  (первая  категория)

2016-2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа грамотеев» для 4 класса составлена на основе авторской программы Л.И. Тикуновой, М.Н. Корепановой «Школа грамотеев».

               Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Школа  грамотеев”.  Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Школе грамотеев ”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Школе грамотеев ” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Школа грамотеев ” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Школы грамотеев ” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного нами курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Особенности курса

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

          Этот  курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Формы проведения занятий

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Метапредметные результаты обучения:

Ученик получит возможность:

  1. принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  2. использовать  знаково-символические средства  представления информации;
  3. пользоваться элементами  логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
  4. осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
  5. овладеет первоначальными  навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
  6. освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2 года обучения:

В области познавательных УУД:

  1. школьник освоит алфавит для свободной ориентации в разнообразии  учебных словарей, быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;
  2. научится ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений, находить нужный текст упражнения, правило или таблицу, находить выделенный фрагмент текста;
  3. работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги, рабочими тетрадями, учебными словарями, текстом и иллюстрациями;

В области коммуникативных  УУД:

  1. школьник научится работать с соседом по парте — распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
  2. выполнять работу по цепочке;
  3. видеть разницу между различными точками зрения и мотивированно присоединиться к одной из них;
  4. использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения

В области регулятивных УУД:

  1. школьник научится понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа;
  2. проверить свою работу, используя правила и словари.

В области личностных УУД:

  1. школьник освоит нормы речевого общения;
  2. получит опыт нравственных и эстетических переживаний; познакомится с базовыми эстетическими ценностями.

Предметные результаты обучения:

Обучающиеся должны знать:

  1. Правила правописания слов с изученными орфограммами.
  2. Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
  3. Главные члены предложения.
  4. Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

  1. Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
  2. Разбирать предложения по членам предложения.
  3. Обозначать на письме интонацию перечисления.
  4. Разбирать слова по составу.
  5. Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
  6. Писать правильно слова с удвоенными согласными.
  7. Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
  8. Определять число, время глаголов.
  9. Писать НЕ с глаголами.
  10. Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
  11. Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
  12. Составлять рассказы по картинке.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Фонетика

Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак — рак). Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове.

Словообразование.        

           Понятие о корне слова, однокоренных словах, фразеологизмах. Знакомство со словообразовательным словарём.

Лексикология.

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, антонимов, слов с переносным значением.

Орфография

Расширение и углубление знаний  о правилах правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;
  • обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
  • перенос слов по слогам без стечения согласных;
  • знаки препинания в конце предложений.

Синтаксис.

  • Слово. Предложение. Знаки препинания в конце предложения. Речь. Восприятие речи учителя и одноклассников. Практическое овладение учебным диалогом: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации.
  • Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка в условиях бытового и учебного общения.
  • Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера (на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений). Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Обогащение речи путем использования поговорок и пословиц.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНОРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на

Контрольные работы

уроки

практические работы

1

Выявление уровня развития познавательных процессов

2

2

0

0

2

Фонетика

6

6

0

0

3

Морфология

22

22

0

0

4

Орфография

22

22

0

0

5

Обобщение

14

14

0

0

6

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

2

2

0

0

ИТОГО

68

50

68

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса

Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 2 класс "Игры народов мира"

Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 4 класс "Я-Гражданин"

Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...