Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Эколого-биологической направленности «Основы Школы здоровья»
рабочая программа (3 класс) на тему
Можно использовать для проведения классных часов или внеклассных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop.obrazovaniya_stolyarova_s.v.docx | 49.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Эколого-биологической направленности
«Основы Школы здоровья»
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок реализации: полгода
Автор-составитель: Столярова Светлана Васильевна 1 |
Санкт-Петербург
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа имеет эколого-биологической направленность
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле - здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%.
Особое беспокойство вызывают слабоуспевающие дети, большинство которых из социально-неблагополучных, неполных семей. Значительная часть слабоуспевающих детей предъявляет многочисленные жалобы неврологического характера. Уровень здоровья у этой категории детей ниже, сниженным оказался и уровень физиологической зрелости.
Необходимо отметить, что половина детей не успевают с первого класса, а это значит, что они не были подготовлены к школьным нагрузкам при поступлении в школу, что в сочетании с неблагоприятными условиями в семье и явилось причиной социальной дезадаптации на самых ранних этапах обучения в школе.
Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:
- Умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
- Проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);
- Честен, самокритичен (нравственное здоровье);
- Коммуникабелен (социальное здоровье);
- Уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).
Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность образовательной программы
Актуальность программы заключается в том, что предлагаемый курс занятий «Основы Школы Здоровья» нацелен на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся по гигиенической культуре и позволяет реализовывать основные направления такие как:
- разработка и реализация индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних, включающих физкультурно-оздоровительный и другие компоненты;
- привитие навыков самообслуживания.
Новизна предлагаемой программы в том, что большинство занятий проходят в форме разнообразных игровых упражнений на развитие познавательных интересов. Занимаясь по этой программе, обучающиеся приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают бережное отношение к своему здоровью.
Педагогическая целесообразность
Планомерная и систематическая работа по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни, в котором ребенок выступает активным исследователем, способствует нравственному, интеллектуальному развитию детей, активизации их познавательной деятельности. У детей формируется представление о жизненной важности всех человеческих органов, о бережном отношении к своему здоровью.
Цель программы:
- cохранить и укрепить здоровье детей через приобщение их к здоровому образу жизни.
Основные задачи программы.
Обучающие:
- Обогащать словарный запас ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека
- Расширить представление учащихся об окружающей среде
- Систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене
- Научить ориентироваться в экстремальных ситуациях
Развивающие:
- Развивать у детей потребность в создании здоровой окружающей среды в школе и семье
- Развивать элементарные представления о структуре и функциях тела
- Развивать познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);
Воспитательные:
- Способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью
- Формировать установки на здоровый образ жизни
- Стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках
- Усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением
- Воспитывать эстетический вкус и аккуратность
- Установление положительной психологической атмосферы в коллективе
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что при построении занятий, учитываются принципы: постепенности, научности, связи знаний, умений с жизненной практикой, развивающей направленности, доступности, активности и самостоятельности в познании.
Курс занятий ориентирован не только на усвоение детьми знаний и представлений, но и становление их мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоений знаний и представлений в поведении. Учитывая, что дети, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовятся к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Возраст учащихся, участвующих в реализации данной программы -
от 7 до 12 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы –
6 месяцев, 24 часа.
Отчет о выполнении программы: составляется по итогам работы по данной программе за квартал (подведение промежуточного итога) и за полугодие (подведение итога по результатам работы по всей программе). В отчете будут указываться следующие данные:
- количество детей, которые обучались по данной программе за указанный период (квартал)
- какие знания и умения они приобрели
- в каких выставках принимали участие
Формы занятий:
- Групповые
- Индивидуально-групповые
- Индивидуальные
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей.
Режим занятий:
1 день в неделю, исходя из плана.
Организация образовательного процесса:
Работа организуется по тематическим блокам:
- «В стране Здоровячков».
- «Как я устроен».
- «Если хочешь быть здоров».
- «Уроки Неболейки».
- «Помоги себе сам».
- «Страна Злых Волшебников».
- «Толпа и человек».
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Этапами для отслеживания результатов (диагностики) успешности овладения обучающимся содержанием курса являются разделы программы:
I блок включает разделы: «В стране Здоровячков», «Как я устроен», «Если хочешь быть здоров».
Ребенок должен уметь:
- Определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье
- Использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе
- Принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- Выполнять зрительный режим и гигиену глаз
- Выполнять физические упражнения для развития физических навыков
- Выполнять гигиену рта и кожи.
- Составлять свое меню, используя полезные продукты
- Применять правила личной гигиены в повседневной жизни
- Составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его.
Ребенок должен знать:
- Основные термины и понятия, относящиеся к здоровью и здоровому образу жизни
- Правила гигиены
- Основы развития познавательной сферы
- Влияние здоровья на успешную учебную деятельность.
- Способы сохранения и укрепление зубов, зрения, мышечного и костного корсета
- Особенности воздействия двигательной активности на организм человека.
- Особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника.
- Основы рационального питания.
- Знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
II блок включает разделы : «Уроки Неболейки», «Помоги себе сам».
Ребенок должен уметь:
- Применять полученные знания и умения в повседневной жизни
- Выполнять процедуры по закаливанию организма
- Использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит.
- Оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах
- Находить выход из опасных ситуаций.
Ребенок должен знать:
- Правила и методы закаливания.
- Основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных
заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем
- Способы сохранения и укрепление здоровья
- Значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья.
- Правила оказания первой помощи
- Основные правила безопасности при использовании электроприборов и других бытовых приборов, препаратов бытовой химии
- Порядок и правила вызова милиции, «скорой помощи», пожарной охраны
- Общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях.
III блок включает разделы: «Злые Волшебники», «Толпа и человек».
Ребенок должен уметь:
- Находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет
- Применять коммуникативные и презентационные навыки
- Находить выход из стрессовых ситуаций.
- Адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях.
- Отвечать за свои поступки.
- Отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Ребенок должен знать:
- Правила безопасного поведения в различных ситуациях;
- Правила владения собой;
- Правила предупреждения конфликтов;
- Телефоны службы доверия.
В результате реализации программы по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Становится:
- Общительным, коммуникабельным.
- Активным исследователем.
Формы подведения итогов реализации программы:
- Оформление выставок творческих работ по темам программы.
- Проведение тестирования и анкетирования.
- Проведение итоговых занятий по темам.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ | Т Е М А | Количество часов | ||
всего | теория | Практика | ||
1 | Вводный урок: «В Стране Здоровячков» | 1 | 1 | - |
2 | Наше здоровье. Эмоции | 1 | - | 1 |
3 | Как я устроен | 4 | 2 | 2 |
4 | Если хочешь быть здоров | 3 | 2 | 1 |
5 | Уроки Неболейки | 3 | 3 | - |
6 | Помоги себе сам | 3 | 2 | 1 |
7 | Страна Злых Волшебников | 4 | 4 | - |
8 | Толпа и человек | 4 | 3 | 1 |
9 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
Итого: | 24 | 17 | 7 |
Содержание программы
- Вводное занятие «В Стране Здоровячков» (1 час).
Теория – 1 час:
- вводная беседа;
- знакомство с «докторами»: доктор Свежий Воздух, доктор Вода, Упражнение, Красивая Осанка, здоровая Пища, Отдых, Любовь.
- игра: «Закончи предложение»
- анкетирование и тестирование «Умеете ли вы вести здоровый образ
жизни?»
- Наше здоровье. Эмоции.(1 час).
Практика – 1 час:
- беседа: Что помогает человеку быть здоровым? (смех)
- игра «Представь себе…» (на различные эмоции: радость, восторг, восхищение, грусть, печаль, забота, страх, удивление, испуг, ярость)
- составление фотороботов с разными видами человеческих эмоций.
- Как я устроен (4 часа).
- Глаза-главный помощник человека.
Теория – 1 час:
- беседа «Как человек общается с окружающей средой?»
- опыт: наблюдение за зрачком;
- гимнастика для глаз;
- игра «Полезно-вредно»
- повторение правил бережного отношения к зрению.
3.2. Как сохранить улыбку красивой?
Практика – 1 час:
- беседа: загадки о зубах;
- анализ ситуации: стихотворение С.Михалкова «Как у нашей Любы…»
- практическая часть: рассматривание зубов в зеркало;
- показ схемы «Строение зуба»;
- чистка зубов;
- правила ухода за зубами.
3.3. Зачем человеку кожа?
Практика – 1 час:
- беседа «С помощью какого органа мы ощущаем предметы?»
- практическая часть: наблюдение и опыт;
- работа с таблицей « Строение кожи»;
- правила: гигиена кожи;
- игра «Выбери ответ»
3.4 Скелет - наша опора.
Теория – 1 час;
- вводная беседа;
- работа по схеме «Строение скелета человека»
- практические упражнения;
- показ видеоматериала;
- разучивание упражнений на сохранение правильной осанки;
- правила для поддержания правильной осанки.
- Если хочешь быть здоров (3 часа).
4.1. Как следует питаться.
Теория – 1 час:
- беседа «Это интересно»;
- игра «Угадай-ка»
- анализ ситуации: чтение стихотворение С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала»
- советы Доктора Здоровая Пища;
- проведение опыта;
- игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»;
- золотые правила питания.
4.2. Здоровый образ жизни. Режим дня.
Теория – 1 час:
- беседа «Тайна пирамиды здоровья»;
- стихотворение С.Я.Маршака «Мы знаем, время растяжимо»
- показ медиаматериалов;
- правила «Разумного хозяина своего времени»
- составление режима дня.
4.3. Вредные привычки.
Теория – 1 час:
- беседа;
- игра «Да – нет»;
- анализ ситуации;
- это нужно запомнить! показ видеоматериалов;
- рисование плаката.
- Уроки Неболейки (3 часа).
- Почему мы болеем? Причины болезни
Теория – 1 час:
- беседа: «Сказка о здоровье»
- анализ ситуации: причины болезни от маленького ручейка: стихотворение;
- «Никто не заботится обо мне лучше, чем я сам»
- стихотворение С.Михалкова «Грипп»
- игра-соревнование «Кто больше знает?»
- правила сохранения здоровья.
- Если хочешь быть здоров – закаляйся!
Теория - 1 час:
- беседа: «Сказка о микробах»
- показ видеоматериала: «жизнь Порфирия Иванова»
- шесть признаков здорового и закаленного человека;
- это интересно: секреты долгожителей;
- характеристика здорового человека.
- Как избежать отравлений. Виды отравлений.
Тория – 1 час.
- беседа по сказке К.Чуковского «Айболит»
- виды отравлений и пути проникновения в организм;
- практическая часть: найди и узнай свой пульс;
- игра-соревнование «Кто больше знает?»
- показ видеоматериала «Скорая помощь».
- Помоги себе сам.(3 часа)
- Первая помощь.
Практика – 1 час:
- беседа: повторение видов отравлений;
- стихотворения о службах 01, 02, 03 и 04;
- игра «Полезно-вредно»
- показ методов оказания первой помощи;
- практическая работа: наложение повязки.
- Как вести себя с незнакомыми людьми.
Теория – 1 час.
- беседа: «Закончи высказывание»
- стихи «Азбука безопасности»;
- правила поведения с незнакомыми людьми;
- проигрывание ситуаций.
- Правила безопасного поведения дома и на улице.
Теория – 1 час:
- беседа;
- показ видеоматериала.
- рисование рисунков.
- Страна Злых Волшебников.(4 часа).
- Злой Волшебник – Табак.
Теория – 1 час:
- анализ ситуации;
- игра «Выбери правильный ответ»
- беседа «Живи разумом, так и лекаря не надо»;
- это интересно!
- Я умею выбирать - тренинг безопасного поведения.
- Злой волшебник-алкоголь.
Теория – 1 час:
- анализ ситуации: басня С.Михалкова «Непьющий воробей»;
- игра «Выбери ответ»
- это интересно!
- игра «Беседа по кругу»
- это полезно помнить!
- рисование плаката.
- Злой волшебник-наркотик.
Теория – 1 час:
- анализ ситуации: отрывок из сказки Дж.Родари;
- беседа;
- игра «Пирамида»;
- это полезно помнить!
- Игровая зависимость.
Теория – 1 час:
- показ презентации
- игромания - психологическая зависимость;
- симптомы игромана;
- компьютер – помощник или враг;
- Толпа и человек (4 часа).
- Явления экстремизма в подростковой среде.
Теория- 1 час:
- беседа;
- показ презентации;
- ознакомление с молодежными организациями прошлого и настоящего времени и их влияние на подростков (октябрята, пионеры, комсомол, хиппи, фаны, рокеры, скинхеды);
- внешние признаки неформальных групп;
- причины, по которым подростки вступают в неформальные группы.
- Правила защиты от мошенников.
Теория – 1 час:
- беседа;
- анализ конкретных ситуаций;
- работа в паре;
- куда обратиться за помощью?: телефоны доверия
- Как вести себя в конфликтной ситуации.
Практика – 1 час:
- дидактическая игра;
- правила владения собой;
- правила предупреждения конфликтов.
- Сквернословие-враг человеческой души.
Теория – 1 час:
- беседа;
- анализ ситуаций из практики;
- игра «Выбери правильный ответ»
- Итоговое занятие (1 час).
Практика – 1 час:
- дидактическая игра;
- выставка рисунков.
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Формы занятий
№ | Тема | Форма занятия | Приемы и методы |
1 | Вводный урок: «В Стране Здоровячков» | Групповая | Рассказ, Практическая работа Обсуждение |
2 | Наше здоровье. Эмоции. | Групповая Индивидуально-групповая. | Беседа. Показ, Объяснение. Практическая работа. Свободное творчество. Физминутки. |
3 | Как я устроен | Групповая Индивидуально-групповая. Индивидуальная | Беседа. Показ - ознакомление. Объяснение. Использование мультимедиа. Практическая работа. Физминутки. |
4 | Если хочешь быть здоров | Групповая Индивидуально-групповая. | Беседа. Показ - Ознакомление. Объяснение. Использование мультимедиа. Практическая работа. Физминутки. |
5 | Уроки Неболейки | Групповая | Беседа. Объяснение. Использование мультимедиа. Физминутки. |
6 | Помоги себе сам | Групповая Индивидуально-групповая. | Беседа. Показ - Ознакомление. Объяснение. Использование мультимедиа. Практическая работа. Физминутки. |
7 | Страна Злых Волшебников | Групповая Индивидуально-групповая. | Беседа. Использование мультимедиа. Обсуждение. Физминутки. Практическая работа. |
8 | Толпа и человек | Групповая Индивидуально-групповая. | Беседа. Показ - Ознакомление. Использование мультимедиа. Обсуждение. Физминутки. Дидактическая игра. |
9 | Итоговое занятие | Групповая | Диалог. Физминутки. Дидактическая игра. Выставка рисунков |
Дидактический материал дополнительной образовательной программы:
- Демонстрационный материал (плакаты, методические пособия, экспонаты)
- Иллюстрационный материал (медиаматериалы)
- Информационный материал (литература)
- Методические пособия для детей младшего школьного возраста СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» Комитета по здравоохранению Правительства СПб
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материалы и инструменты:
- Плакаты и схемы строения скелета и частей тела человека: кожа, глаз, зубы.
- Брошюры и листовки с правилами ухода за глазами и полостью рта, оказание первой помощи в различных ситуациях;
- Ребусы, кроссворды, загадки;
- Игра «Фоторобот»;
- Карандаши цветные;
- Фломастеры;
- Краски;
- Кисти;
- Баночки с водой.
Оборудование:
- Учебные столы.
- Доска магнитная.
- Информационная доска для выставок детских работ.
Технические средства обучения:
- Мультимедиа
Материалы на электронных носителях:
- Презентации по темам: «Закаливание», «Подростковые группировки», «Злой волшебник – Алкоголь», «Правила безопасности», «Злой Волшебник – Наркотик».
- Мультфильмы: «Ваше здоровье», «Чистые руки», «Планета Вредных привычек», «Распорядок дня».
- Серии фотографий и иллюстраций продуктов питания (полезные, неполезные), бактерий, строения глаз, скелета и зубов человека.
Формы подведения итогов
№ | Наименование | Форма | Приемы и методы |
1 | Итоговое занятие. Игра «Крестики-нолики». Награждение лучших участников и команды победителя. | групповая | Диалог Физкультминутка Рисование Развивающая игра |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для ПЕДАГОГА
1. Бальсевич В.К. Не упустите время! - // Здоровье, 2008. - №8.
2. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. - М., 2006.
3. Зайцев Г.К. Школьная валеология. - С.-Петербург, 2004.
4. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. - С.-Петербург, 2008.
5. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. - С.-Петербург, 2006.
6. Зайцев Г.К. Правила на всю жизнь. - С.-Петербург, 2004.
7. Зайцев Г.К. Уроки Знайки. - С.-Петербург, 2005.
8. Евсеева О.Л. Валеологический праздник «День здоровья». - // Завуч в начальной школе, 2008. - №3.
9. Касаткин В. Н. Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в
школе / В. Н. Касаткин, И. А. Паршутин, А. С. Митькин, Т. П.
Константинова, А. В. Тихомирова. – Москва : 2005. – 136 с.
- Касаткин В. Н. Программа профилактики курения в школе / В. Н.
Касаткин, И. А. Паршутин, А. С. Митькин, Т. П. Константинова, А. В.
Тихомирова. – Москва : 2005. – 132 с.
- Взрослые дети, или Инструкция для родителей» : дайджест / Чуваш.
респ. дет.-юнош. б-ка ; сост. И. В. Яковлева. – Чебоксары, 2010. – 39 с. –
(Останови у края ; вып. 1).
- «Мозговой штурм» : методика проведения / Чуваш. респ. дет.-юнош. б-
ка ;сост. И. В. Яковлева. – Чебоксары, 2010. – 10 с.
- «Твоя жизнь – твой выбор» : метод. рекомендации по привлечению в
библиотеку трудных подростков / Чуваш. респ. дет.-юнош. б-ка ; сост. И. В.Яковлева. – Чебоксары, 2010. – 47 с.
- Книги о тебе и для тебя : рек. указ.-игра для подростков / Чуваш. респ.
дет.-юнош. б-ка ; сост. И. В. Яковлева. – Чебоксары, 2009. – 29 с. : ил. –
(Серия «Твоя жизнь – твой выбор» ; вып. 2)
15. Выбирайте жизнь. Знать, чтобы жить / сост. Е. В. Новичкова. – Пенза:
Областная библиотека для детей и юношества, 2010.- 28 с.
16. Выбирайте жизнь: накормить ребенка правильно. Как? / сост. Е. В.
Новичкова. – Пенза : Областная библиотека для детей и юношества,
2010. - 28 с.
17. Выбирайте жизнь. Вниманию родителей / сост. Е. В. Новичкова. – Пенза
:Областная библиотека для детей и юношества, 2011. - 40 с.
18. Будущее детей в опасности: подборка сценариев дополнительных
материалов по здоровому образу жизни / сост. М. С. Волчкова. – Пенза :
Областная библиотека для детей и юношества, 2011. - 36 с.
19. Ключи к здоровью /ред. сост. Л. И. Жук. – Минск : Красико-Принт, 2007. – 128 с.
20. Факел Гиппократа /ред. сост. Л. И. Жук. – Минск : Красико-Принт, 2006. – 128 с.
21. Уроки здоровья. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Йошкар-Ола : Педагогическая инициатива, 2004. – 68 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Катаев, В.П. Цветик-семицветик: сказки /В.П.Катаев. - М.: «СТРЕКОЗА ПРЕСС»,2003. - С.5-21.
2. Михалков, С.В. Как медведь трубку нашёл: сказка /С.В. Михалков. - М.: Дет. лит.1981. - 20 с.
3. Осеева, В. А. Лекарство / В.А. Осеева //Осеева, В.А. Волшебное слово /В.А. Осеева. -М.: «Книги «Искателя», 2003. - С.38-39.
4. Сутеев, В.Г. Про Бегемота, который боялся прививок: по мотивам сказки М.Мацуорека /В.Г. Сутеев // Сутеев, В.Г.
5. Чуковский, К.И. Мойдодыр. Федорино горе /К.И. Чуковский//
Чуковский, К.И.Сказки /К.И. Чуковский. - М.: СТРЕКОЗА, 2000. - С.38-45, 62-71.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа здоровья»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа здоровья"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Танцуйте на здоровье"
Общеобразовательная программа «Танцуйте на здоровье» художественной и физкультурно-спортивной направленности создана для учреждения дополнительного образования детей, культивирующих танец не только ка...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Быть здоровым – здорово!»
Пояснительная запискаСамое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. В сегодняшних условиях мы сталкив...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Быть здоровым – здорово!»
Самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по подготовке детей к школе "Дошкольник"
Переход из детского сада в школу — сложный психологический процесс для ребенка. Важно, чтобы в новый этап своей жизни дети вошли подготовленными.Главная цель подготовки детей к школе – фор...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно - оздоровительной направленности "Школа здоровья"
Доплнительная общеобразовательная программа "Школа здоровья" направлена на комплексное и последовательное развитие у обучающихся начальных классов умений и навыков здоров...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Быть здоровым – здорово!»
Самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным ...