Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
опыты и эксперименты по зож (3 класс)
В любую историческую эпоху в любом государстве школа решает три основные задачи: обучать, развивать, воспитывать. Решаются они в основном в процессе преподавания учебных предметов, через их содержание и с помощью ведущих методов обучения и технологий обучения. Важнейшей задачей образования является передача детям знаний, умений и навыков в определенной системе с учетом всех особенностей детского возраста и особенностей каждой личности, то есть необходима концепция индивидуализированного образовательного процесса, который включает в себя следующее:
- приоритет здоровья: все имеет смысл, пока мы здоровы;
- комфорт духовный и материальный;
- каждая личность индивидуальна и уникальна;
- красота формирует личность;
- все лучшие качества развиваются там, где есть творческое отношение к жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_pedopyt.docx | 70.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
г. Новокубанска муниципального образования
Новокубанский район
Тема: Здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС НОО.
Автор: учитель начальных классов
МОБУСОШ №3
Самсонова Антонина Валентиновна
г. Новокубанск
2016г.
Структура описания педагогического опыта
1. Литературный обзор состояния вопроса……………………………. с. 3 - 5
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике………………... с. 5 - 7
1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании……………………………… с. 7 - 9
1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта…...с. 9 - 10
2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта……………………………………………………… с. 11
3. Педагогический опыт………………………………………………………с. 12
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте……………………………………………………… с.12 -15
3.2. Актуальность педагогического опыта…………………………………с. 15 -16
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте………………...с. 16 -17
3.4. Результативность педагогического опыта……………………………с. 17 - 18
3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического
опыта………………………………………………………………………...с. 18 - 19
3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта……… с. 19 - 22
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта……………………………………………………………………… с. 22 - 27
4. Выводы……………………………………………………………………с. 27 - 28
Литературный обзор состояния вопроса.
В любую историческую эпоху в любом государстве школа решает три основные задачи: обучать, развивать, воспитывать. Решаются они в основном в процессе преподавания учебных предметов, через их содержание и с помощью ведущих методов обучения и технологий обучения. Важнейшей задачей образования является передача детям знаний, умений и навыков в определенной системе с учетом всех особенностей детского возраста и особенностей каждой личности, то есть необходима концепция индивидуализированного образовательного процесса, который включает в себя следующее:
- приоритет здоровья: все имеет смысл, пока мы здоровы;
- комфорт духовный и материальный;
- каждая личность индивидуальна и уникальна;
- красота формирует личность;
- все лучшие качества развиваются там, где есть творческое отношение к жизни.
Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека. Значит, на школу ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и формирование культуры здоровья и здорового образа жизни. Поэтому, одна из основных задач школы - найти возможность проявления учащимися своей индивидуальности, обнаружить интересы и склонности, сохранив при этом здоровье, через увлекательность и интерес к обучению, если рассматривать здоровье как систему, включающую в себя здоровье умственное, нравственное, физическое, духовное и психическое. Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”
Цель здоровье сберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных. Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.
«Здоровье – это такое состояние духа, эмоционально – психической и физической сферы жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, его талантов и способностей, для осознания им своей неразрывной связи с окружающим миром, своей ответственности за него».
Шаталова Г.С.
«Забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский.
Теоретической базой опыта по здоровье сбережению стала новая книга известного педагога Валентины Ковалько «Здоровье сберегающие технологии», которая содержит практически всю теоретическую и практическую информацию о современном состоянии педагогики здоровье сбережения в начальной школе. Чтобы внедрить в практику данную технологию необходимо владеть теорией и базовыми понятиями, которые наиболее полно определил основатель и создатель нового направления в науке – здоровье развивающей педагогики - русский ученый врач, доктор медицинских наук, педагог - новатор - В. Ф. Базарный в своей «технологии раскрепощенного развития детей». В методическом плане применялись элементы технологии Якиманской Н.С. (развивающее обучение), Никитина Б.П. (игровые технологии), информационные технологии и передовой педагогический опыт ведущих учителей.
В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.
В сложных современных условиях развития России чрезвычайно актуальной является проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, поскольку она напрямую связана с проблемой безопасности и независимости страны. В последние годы в России наблюдается значительное ухудшение здоровья школьников. По результатам исследований, лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.
Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся отмечается в школах нового типа (гимназиях, колледжах, лицеях, школах с углубленным изучением предметов), учебный процесс в которых характеризуется повышенной интенсивностью.
В Концепции модернизации российского образования обозначены необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья школьников, включающие оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки за счет:
- Реальной разгрузки содержания общего образования;
- Использования эффективных методов обучения;
- Повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
- Организация мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
- Улучшение питания обучающихся в образовательных учреждениях;
- Рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей.
- История темы педагогического опыта в педагогике.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. В достаточной мере этому помогает телевидение и компьютерные игры. Ежедневно ребенок проводит более 2 часов у телеэкрана. А сколько за компьютером? Это продолжительное время ребенка в неподвижности, усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость, апатия. Ко всему этому добавить уличный шум, громкую музыку, сотовые телефоны – это приводит к появлению различных опасных симптомов и отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи. У таких детей появляются проблемы личностного плана. Здоровый ребёнок жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и взрослыми, т.е. счастлив. Известно, что основная цель жизни – счастье. Но к нему ведёт одна дорога: крепкое здоровье.
Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Идеи приоритетности и значимости здоровья и здорового образа жизни для развития цивилизации не для всех очевидны. Такие социальные пороки, как бездуховность, алкоголизм, наркомания, преступность, разрастаясь, калечат психическое и физическое здоровье нации и порой сводят на нет все усилия педагогов по воспитанию подрастающего поколения.
Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”.
Здоровые дети -это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.
Задача образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. Значимость данной работы обозначается двумя основными положениями, содержащимися в Законе РФ «об образовании»:
во-первых, это гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности (ст. 2);
во-вторых, это обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (ст. 51).
Показатели состояния здоровья школьников являются актуальной проблемой современного общества. По мнению специалистов – медиков, число здоровых детей не превышает 10%, а 20% детей в возрасте 6-7 лет не готовы по состоянию здоровья к обучению в школе. Наблюдается неуклонное снижение числа здоровых детей, поступающих в 1 класс, и возрастание числа тех, кто страдает хронической либо функциональной патологией. За период обучения в начальной школе прослеживается прогрессирующее ухудшение состояния здоровья учащихся: возрастает заболеваемость органов зрения, опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения; увеличивается число нервно-психических расстройств.
По результатам исследований российских психологов учащиеся начальных классов, которые учатся на 4 и 5, проводят за письменным столом в школе и дома не менее 2,5 – 3 часов. К этому следует добавить время, проведенное перед телевизором и компьютером. Малоподвижный образ жизни, уличный шум, громкая музыка, излучение от сотовых телефонов, а также неблагоприятные социально- экономические факторы негативно воздействуют на здоровье детей. В результате – усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость, апатия и т.п.
Тревогу вызывает частота заболеваний учащихся, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость и как следствие снижение качества знаний. Достаточно очевидно, что состояние здоровья школьника напрямую зависит от процесса обучения. Поэтому в слагаемые психолого-педагогической среды школы входит все то, с чем учащийся соприкасается в течение дня. Это и родители, и их взаимоотношения с ребенком, и окружающая школьная среда: воздушная, педагогическая и т.п., конкретный процесс на уроках, общение со сверстниками, внеучебное время, так или иначе заполненное. Все это находится в постоянной взаимосвязи и является психолого-педагогическим пространством. Оно воспитывает, обучает, формирует картину мира, которая прочно укладывается в сознании ребенка и остается как основа культуры человека и общества в целом. Заболеваемость же детей автоматически становится лишь показателем грамотности построенной среды, в которой обучаются и воспитываются дети.
Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя-предметника. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. То есть создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся.
В арсенале каждого учителя должны быть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей – качественным обучением – решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, сберечь нервную систему ребенка, снять стрессы и напряжение, пагубно влияющие на здоровье учащихся. И это, конечно же, урок.
Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся.
1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.
В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.
Проблема здоровья детей стоит сегодня настолько остро, что и перед педагогами стал вопрос: «Что важнее - физическое состояние или обучение?». На этот вопрос дал ответ А. Шопенгауэр. Он говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных – педагогов Н. И. Пирогов: «Всё будущее жизни находится в руках школы, прямое назначение которой – быть руководителем жизни на пути к будущему».
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Таким образом, на практике образовательное учреждение, поставившее своей задачей планомерно заниматься здоровьем учащихся, должно более глубоко затрагивать следующие направления работы:
• формирование экологического пространства, связанного с воздействием всей совокупности средовых факторов, воздействующих в школе на учащихся;
• учет психолого-педагогических факторов, включающих в себя эмоционально-психологический климат в школе, стили взаимоотношений и поведения участников образовательного процесса, здоровье сберегающую организацию учебного процесса: использование здоровье сберегающих образовательных технологий, построение урока на основе принципов здоровье сбережения и т.д.;
• увеличение двигательной активности учащихся;
• совершенствование физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
На состояние здоровья учащихся влияет комплекс различных факторов: биологических, экологических, экономических, социальных и т.п. Но самым значимым по силе воздействия и по продолжительности влияния на здоровье детей является «школьный фактор». 70% времени учащиеся проводят в стенах школы, поэтому крайне важным становится создание условий внутришкольной среды. Неблагоприятные санитарно- гигиенические условия обучения, неполноценное питание и интенсификация учебного процесса приводят к снижению адаптации детей к высоким учебным нагрузкам, а, следовательно, пагубно влияют на состояние их здоровья.
Задача современного учителя состоит в том, чтобы создать на уроке условия, не приносящие вреда здоровью учащихся. Для этого необходимо соблюдать гигиенические нормы и использовать в работе методы, которые позволяют укреплять и сохранять здоровье детей.
Научить ребенка быть здоровым душой и телом, творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия, - одна из целей педагогической деятельности.
В этом учебном году я работаю в 3 классе. Мои ученики отличаются активностью, любознательностью, добротой и открытостью в общении, 35 % детей имеют высокие интеллектуальные способности.
Проработав 26 лет в школе, я пришла к убеждению, что хороший ученик - это здоровый ученик, поэтому вся работа по воспитанию и обучению детей, направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, на формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания, на обеспечение физического и психического саморазвития, на формирование основ здорового образа жизни.
В рамках реализации ФГОС разработала программы внеурочной деятельности: спортивно- оздоровительный кружок «Чемпион», по пропаганде здорового образа жизни «Здоровейка».
На занятиях кружка «Чемпион» реализуются цели:
способствовать:
-воспитанию национального самосознания в области образования на основе возрождения традиционной и развития современной игровой культуры,
-духовному совершенствованию физически здоровой личности учащегося начальной школы,
-расширению его историко-культурного кругозора.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
-обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии являются важной основой системы охраны здоровья учащихся, и они должны найти широкое применение. Для более эффективного их использования должна быть продолжена работа по совершенствованию материально-технического оснащения учебного процесса. Система здоровьесбережения входит в перечень функциональных обязанностей преподавателей и систему социально-педагогического мониторинга. При сем при том, главная цель учебного заведения - это высококлассная образовательная деятельность, но они неразделимы с эффективным сочетанием со здоровьесбережением. Обществу нужны одновременно высокообразованные, и физически, и психически здоровые выпускники.
Все это и определило выбор темы педагогического опыта «Здоровье сберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС в начальной школе».
1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.
Технология – это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системно организованная совокупность программ, приемов и методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью обучающихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем 21 века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здорвья.
Данные образовательные технологии основываются на принципах здоровьесберегающей педагогики.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ):
1) системно организованная совокупность программ, приемов и методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
2) качественная характеристика любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов
3) технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Здоровьесберегающие технологии в начальном общем образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного начального общего образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в начальных классах школы: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые занания, умения и навыки, по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения.
Виды здоровьесберегающих технологий в начальном общем образовании -
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
-технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
- Психолого – педагогический портрет класса обучающихся, являющихся базой для формирования педагогического опыта.
Во 3 «В» классе учится 25 человек, из них 19 мальчиков и 6 девочек. Большинство детей 2006 года рождения. Класс среднего уровня воспитанности и развития. Дети в основном среднего и выше среднего физического уровня развития, обучаются по программе «Школа России». Учатся вместе второй год. Многие дети живут в семьях с отчимом (Ковшик Артём, Емельянов Ростислав, Исаева Александра, Корецкий Влад, Корецкий Илья).
В целом дети воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям. Детей, склонных к правонарушениям нет.
В классе 2 отличника Скобля Илья, Локтионов Дмитрий. 7 хорошистов, среди которых можно отметить Лебедеву Кристину, Кашенецкого Илью, Ковшика Артёма, Исаеву Александру, Давтяна Давида, Попова Арсена, Лацузбая Илью. Низкая успеваемость у Плетюховой Дарьи, Балашова Павла, Цапко Валерия.
У учеников обнаружились следующие типы мышления как теоретический, наглядно-образный, интуитивный и репродуктивный.
Подготовка детей к школе была различной, психическое и физическое состояние разного уровня. Родители детей разного возраста, образования и со своим, только им присущим отношением к ребенку в школе. Большинство учащихся проявили желание хорошо учиться, но не все дети имеют высокий уровень мотивации к учебе. Дети получили первичные представления о правильной организации учебного труда в школе и дома.
На уроках дети активны, хорошо воспринимают материал, на переменах подвижны. Класс в целом дружный. Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности, ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные.
Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Все дети в дружеских отношениях друг с другом.
На основании анализа результатов наблюдений, бесед с классом, работы в классе и тестов можно утверждать, что класс является достаточно подготовленным классом.
3. Педагогический опыт.
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в педагогическом опыте.
Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе предполагают использование разных форм работы с учащимися и их родителями, реализуемых классными руководителями и школьным медперсоналом. Вот некоторые из них: контроль состояния здоровья; предупреждение и профилактика заболеваний; оформление информационных стендов; своевременное информирование о предстоящих прививках; выступления на родительских собраниях и т. д.
Под методами здоровье сберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления.
Для того, чтобы построить свою работу по сохранению и укреплению здоровья, необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для этого пользуюсь психолого-педагогическими методами изучения личности младшего школьника. Такие методы гармонично включаю в воспитательную работу, не травмируя детей.
Беседа является одним из главных методов диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении всех личностных сфер ребенка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа как с самим ребенком, так и с взрослым, входящим в его окружение.
Метод наблюдения даёт возможность изучить участие ребенка в конкретном виде деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности.
Вопросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом. Вопросник эффективен при выявлении отношений, учащихся к конкретным проблемам и явлениям.
Тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.
Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.
Графические и рисуночные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействия с педагогами и родителями.
В своей педагогической деятельности регулярно внедряю здоровьесберегающие технологии, создаю на уроке условия, способствующие сохранению психического и физического здоровья обучающихся, уменьшению утомляемости, улучшению настроения и повышению активности обучающихся на уроке и, как результат, развитие интеллектуальных способностей, повышение качества знаний использую следующий методический инструментарий здоровьесберегающих образовательных технологий. В ходе уроков в начальной школе с обучающихся необходимо снимать напряжение, стрессы, которые они испытывают.
Этого можно добиться с помощью:
• создания благоприятного психологического климата на уроке;
• Обучение в режиме «динамически (меняющихся) поз». У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является чередование различных видов учебной деятельности: опрос учащихся; письмо; чтение, слушание; рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач.
• здоровьесберегающих методик:
• физкультурные минутки и паузы во время уроков.
В состав упражнений для физкультминуток включаю:
- упражнения по формированию осанки,
- по укреплению зрения,
- по укреплению мышц рук,
- отдых позвоночника,
- упражнения для ног,
- релаксационные упражнения для мимики лица,
- потягивание,
- массаж области груди, лица, рук, ног,
Аспекты урока с позиции технологии здоровьесбережения:
- Гигиенические условия в классе (кабинете);
- Число видов учебной деятельности,
- Число использованных учителем видов преподавания
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности
- Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов
Гигиенические условия в классе (кабинете):
. чистота,
. температура и свежесть воздуха,
. рациональность освещения класса и доски,
. наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.
. благотворно на здоровье и настроение влияют запахи. Лучший их источник – растения
Для эффективности внеклассной работы в этом направлении использую следующие формы и методы работы: тематические и информационные классные часы, праздники, экскурсии, конкурсы, соревнования, беседы, дискуссии, походы, работа с семьей, диагностика изучения личности, тесное взаимодействие с социально - культурной сферой. Использование методов и приемов зависит от многих условий: от профессионализма педагога, от его личной заинтересованности, от уровня города, района, школы, класса. Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьесберегательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.
Главной формой внеклассной работы является классный час. Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. Планируя классные часы по основам здорового образа жизни, ставлю следующие задачи:
- формирование у учащихся потребности в здоровье и сознательном отношении к нему;
- формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
- формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому самосовершенствованию.
На протяжении трех лет классные часы проводились по следующим направлениям:
- здоровье и здоровый образ жизни;
- режим дня, учебы и отдыха;
- основы правильного питания;
- личная гигиена;
- значение физкультуры и закаливания;
- вредные привычки;
- чувства и эмоции человека;
- нравственное и половое воспитание;
- безопасность в доме, на улице, на дорогах;
- детский травматизм;
- профилактика заболеваний;
- террористические акты.
Помимо классных часов развитие физического потенциала происходит в различных организованных культурных мероприятиях и самостоятельной двигательной деятельности, а закрепление и демонстрация приобретенных знаний, двигательных умений и навыков на спортивных праздниках, развлечениях, проводимых во внеурочное время. В упорядоченной среде ребенок выстраивает мир в себе и перестает бороться со взрослыми, приобретает свой жизненный опыт, накапливает внутреннюю энергию самозащиты и самосовершенствования.
Важнейшим направлением в воспитании здоровых детей является организация экскурсий. Виды проводимых экскурсий различны. Это и экскурсии в природу, и в музей, на выставки, в библиотеку, театры, на различные производства. Важное место в плане работы учителя занимают экскурсии в природу, где учащиеся общаются с природой, наблюдают взаимоотношения природных объектов и их связь со средой обитания. Проведение таких экскурсий повышает работоспособность учащихся, активизирует их интерес к познанию, воспитывает любовь к окружающему миру. Все эти показатели благотворно воздействуют на психику школьника, на его состояние физического и психического здоровья.
Важным аспектом в воспитательном процессе является формирование здоровье направленного мышления не только у детей, но и у их родителей. Наиболее приемлемая форма работы с родителями – лекции и беседы на классных собраниях, индивидуальные беседы. На родительских собраниях провела курс бесед «здоровьесберегающие технологии в школе и семье». Только вместе с родителями можно разрешить эти проблемы, как формирование у детей ценностного отношения к здоровью. Совместно с родителями провожу такие мероприятия как: «Мама, папа я – спортивная семья», «Тропинками здоровья», «День здоровья»). Предлагаю на родительских собраниях родителям заполнить тест – анкеты по темам: «Нарушение зрения младших школьников», «Сколиоз и другие нарушения осанки», «Здоровье учащихся начальных классов» и др. Анкетирование позволяет выявить отклонения в состоянии здоровья учащихся и обратить на это особое внимание Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий в рамках ФГОС – такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Тесная связь с родителями дает возможность своевременно информировать их о здоровье детей, консультировать по вопросам профилактики эмоциональных перегрузок и срывов, совместно анализировать следствия и причины неудовлетворительного состояния учащихся.
3.2. Актуальность педагогического опыта.
Актуальность данной темы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания.
Для современной системы образования характерно постоянное увеличение и объёма учебного материала, и его сложности, что требует мобилизации всех психофизических возможностей ребёнка.
Переход от необязательного, нерегламентированного обучения, свойственного дошкольному детству, к систематическому обучению вносит в жизнь детей существенные изменения, которые при неблагоприятных условиях могут отрицательно повлиять на состояние детского организма, и так далёкое от оптимального.
Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Актуальной является проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Перспективность здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Считаю, что проводимые мероприятия способствуют уменьшению возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы, сохранению и укреплению их здоровья. Решение этой проблемы направлено на обеспечение психического здоровья учащихся, на занятия активно двигательного характера: физические минутки, динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия.
На современном этапе подключение системы образования к решению проблем укрепления и сохранения здоровья, учащихся является особенно актуальным.
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.
Научность данной работы состоит в том, что даёт характеристику и способы применения в образовательном процессе начальной школы трех подгрупп здоровьесберегающих образовательных технологий:
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
В работе раскрыт системный подход к реализации здоровьесберегающих технологий в начальных классах, который предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение и укрепление здоровья учащихся. Первое - взаимосвязь проблем и путей их решения. Второе - многоуровневая структура каждой из проблем, соответствующая характеру решаемых задач и распределению сфер ответственности.
Также в работе здоровьесберегающие технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, представлены, как системно организованное на едином методическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него культуры здоровья. Показана работа учителя, при которой он полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к учебе, устанавливая с ним доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных (дезадаптационных) состояний и максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.
3.4. Результативность педагогического опыта.
В результате работы наблюдается положительная динамика роста успеваемости и качества знаний по основным предметам.
Русский язык.
2011-2012 г. 2 класс. Успеваемость 100%, качество знаний 32 %.
2012-2013 г. 3 класс. Успеваемость 100%, качество знаний 35 %.
Результаты контрольных работ по русскому языку.
2 класс. Успеваемость 100%, качество знаний 33%.
3 класс успеваемость 100%, качество знаний 42 %.
Математика.
Результаты работ по математике.
2011-2012 г. 2 класс. Успеваемость 100%, качество знаний 36 %.
2012-2013 г. 3 класс. Успеваемость 100%, качество знаний 38 %.
Административные математические диктанты.
2011-2012 г. 2 класс. Успеваемость 100%, качество знаний 42%.
2012-2013 г. 3 класс. Успеваемость 100%, качество знаний 50%.
Диагностика заболеваемости учащихся
80%
70%
55 %
1 класс 2 класс 3 класс
Ведущая педагогическая идея опыта: прежде всего, планируя уроки, использовать здоровье сберегающие технологии, помнить специфический важнейший принцип педагогики оздоровления «Не навреди!» (No nocere!), одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов. Обучать, развивать ребенка, сохраняя и укрепляя его здоровье, физическое и психическое.
Длительность работы над опытом. Разработка опыта продолжалась 3 года. Уточняя и корректируя отдельные моменты, тщательно изучая показатели здоровья и динамику роста качества знаний учащихся на протяжении последних 3 лет, разработана система уроков, программа кружков: «Чемпион» и «Здоровейка», внеклассных занятий «Расти здоровым».
Диапазон опыта охватывает отдельные ситуации на уроках до разработанной системы уроков, а также систему внеклассных занятий.
3.5. Новизна (инновационность) опыта.
В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно — духовного организма. В современных условиях реализации ФГОС НОО основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как формирование ценностных ориентиров, в том числе отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки все чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.
Новизной программы является: использование традиционных и инновационных программ обучения и развития детей, привлечение всех ресурсов образовательного учреждения и социума для формирования у обучающихся и родителей устойчивого стремления к здоровому образу жизни.
Стабильность опыта подтверждается тем, что обучающиеся могут применить полученные знания в любой ситуации. Стабильность опыта прослеживается в динамике устойчивых положительных результатов на протяжении трех лет.
Оптимальность опыта состоит в том, что при минимальной затрате времени на уроке включаются в работу все ученики, достигается более высокая результативность.
3.6. Технологичность педагогического опыта.
Цель здоровье сберегающих технологий: охрана и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными;
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии;
- использование разнообразных видов здоровье сберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности;
- укрепление и развитие духовного, интеллектуального, личностного и физического здоровья учащихся.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции начального общего образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья школьников.
Выбор здоровье сберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетенции педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Главным критерием результативности здоровьесберегающих педагогических технологий является их влияние на развитие ребенка, увеличение резервов его здоровья и, как частный вариант, готовность ребенка легко адаптироваться к школьным нагрузкам.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровье сберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Некоторые методики оздоровления долгие годы использовались сугубо в коррекционных целях и предназначались для детей образовательных учреждений «специального образования» компенсирующего вида. В последнее время большинство методик используется в обычных образовательных учреждениях для обычных детей в профилактических либо оздоровительных целях.
Все здоровье сберегающее педагогические технологии условно можно разделить на три категории:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья,
- Технологии обучения здоровому образу жизни,
- Коррекционные технологии.
Здоровьесберегающие технологии: - технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; - технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; - психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во
внеурочной деятельности
Если в прошлом, двадцатом веке основные надежды по сохранению здоровья связывались с деятельностью медицинского персонала и выполнением требований санитарных правил и норм (СанПин), то в разработке новой стратегии здоровья идет смещение акцента с лечебной медицины на педагогические методы сохранения здоровья детей.
Стало очевидно, что сложная проблема обеспечения здоровья подрастающего поколения не может быть решена в системе образования ни только медицинскими, ни только педагогическими или психологическими средствами. Не случайно в 80-е годы двадцатого столетия возникла потребность в создании новой науки – валеологии.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность учебно-воспитательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, будут сформированы положительные мотивации у педагогов и родителей детей.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Физкультурная минутка -динамическая пауза для профилактики переутомления на занятиях интеллектуального цикла.
В зависимости от вида занятия может включать в себя элементы гимнастики для глаз дыхательной гимнастики и т. п. Проводится во время занятий по мере утомляемости детей. Продолжительность – 2-3 мин.
Подвижные и спортивные игры
Это игры с правилами, где используются естественные движения и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений.
Спортивные игры – игры, по которым проводятся соревнования.
Подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем проведения.
Пальчиковая гимнастика
Тренировка тонких движений пальцев и кисти рук.
Проводится в любое удобное время. Рекомендуется всем детям, но особенно с речевыми проблемами.
Гимнастика для глаз
Упражнения для снятия глазного напряжения.
Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал и показ педагога
Дыхательная гимнастика
Специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка.
Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Ритмопластика
Система физических упражнений, выполняемых под музыку. способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений, музыкальности, чувство ритма и пластику.
Релаксация
Система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление)
Гимнастика ортопедическая
Система упражнений, направленная на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.
Технологии обучения здорового образа жизни
Физкультурное занятие
Организованная форма обучения. 3 раза в неделю в спортивном зале или на воздухе.
Занятия из серии «Здоровье»
Занятия по ознакомлению детей со своим организмом, создание предпосылок к заботе о собственном здоровье. Проводится 1 раз в неделю по 1 часу.
Самомассаж
В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Точечный массаж
Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время.
Утренняя гимнастика
Рассматривается как важный элемент двигательного режима, средства для поднятия эмоционального тонуса детей. Обеспечивает полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние. В ней сосредоточен комплекс взаимодействий на разностороннее развитие детей
Коррекционные технологии
Технология музыкального воздействия.
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии
Технологии коррекции поведения.
Игры с правилами
Игры – соревнования
Раскрепощающие психотехнические игры (спец. игровые упражнения, в которых содержится явная или скрытая формула поведения)
Психотехнические освобождающие игры (направленные на ослабление внутренней агрессии, приобретение эмоц. и поведенческой стабильности)
Режиссерские игры (где ребенок самостоятельно распределяет все роли между игрушками)
Народные игры (обаяние игровых персонажей)
Направления внеурочной деятельности:
- духовно – нравственное
- общеинтеллектуальное
- общекультурное
- спортивно - оздоровительное
3.7. Описание основных элементов педагогического опыта
Свои уроки я разрабатываю и планирую, реализуя здоровье сберегающие технологии, использую нестандартные уроки: уроки - игры, уроки - экскурсии, уроки - путешествия.В ходе уроков в начальной школе с обучающихся необходимо снимать напряжение, стрессы, которые они испытывают.
Этого можно добиться с помощью:
• создания благоприятного психологического климата на уроке;
• здоровьесберегающих методик:
• физкультурные минутки и паузы во время уроков.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
- упражнения по формированию осанки,
- по укреплению зрения,
- по укреплению мышц рук,
- отдых позвоночника,
- упражнения для ног,
- релаксационные упражнения для мимики лица,
- потягивание,
- массаж области груди, лица, рук, ног,
- психогимнастика,
- упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является чередование различных видов учебной деятельности: опрос учащихся; письмо; чтение, слушание; рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач.
Проведение физкультурных минуток: расслабление кистей рук, массаж пальцев перед письмом, дыхательная гимнастика, предупреждение утомления глаз.
Недостаток двигательной активности - одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьника. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы. Важным условием здоровье сберегающего урока является проведение физкультминуток. Это - эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, обеспечение отдыха нервной системе, скелетным мышцам, глазам, профилактика нарушения осанки. Для младших школьников наиболее целесообразно проведение их между 15-ой и 20-ой мин. урока. Виды физкультминуток: упражнения для снятия общего утомления, упражнения для кистей рук (пальчиковая гимнастика, мудры); гимнастика для глаз; упражнения на осанку; дыхательная гимнастика.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.
Поэтому они должны быть разнообразны, проводится на начальном этапе утомления, предпочтения должны отдаваться упражнениям для утомленных групп мышц.
Основное рабочее место ребёнка в школе - парта, за которой ему приходится долго сидеть в наклонной позе, что может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, затеканию ног. Для избежания таких последствий стараюсь подбирать упражнения в зависимости от особенностей от урока. Напряжение различных групп мышц связано с работоспособностью. Устаёт рука – устаёт ребёнок.
Упражнения, которые я часто применяю на своих уроках: 1. «Капуста». Движения, имитации действий.
Мы капусту рубим.
Мы капусту трём.
Мы капусту солим.
Мы капусту жмём.
Задача каждого учителя: научить писать, не напрягая руку, а значит сберечь силы. В этом случае применяю
массаж пальцев перед письмом: протирание ладошек, упражнение «Скалка».
- покатать ручку между ладонями;
- покатать ручку между большим и указательным пальцем;
«Игра на клавишах».
По очереди постукивание определёнными пальцами обеих рук о парту.
Использование скороговорок с движениями руками в такт.
«Нашли ли лилию?»
Ладони вертикально поставлены друг к другу и сомкнуты. На каждое слово ладони то размыкаются (образуя цветок), то смыкаются.
Дыхательная гимнастика. Повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках.
Для гимнастики глаз имеется плакат для ребят, использование которого помогло рассмотреть и выучить движение для расслабления глазных мышц.
Развитие речевых способностей ребенка напрямую связанно с развитием его кисти. Для этого применима простая палочка. Держа ее в руках, поочередно передвигая кулачки вверх, читает предложение, загадку, стихотворение.
Провожу профилактику травматизма путем инструктажа по технике безопасности, бесед по охране труда и ведение классного журнала техники безопасности.
Оздоровление детей в условиях — школы- это здоровое питание (работа с родителями по организации стопроцентного охвата горячим питанием в школьной столовой), витаминизация.
Организую конкурсы рисунков на темы здорового образа жизни.
Эффективность использования данных видов деятельности состоит в том, что они повышают работоспособность учащихся, активизируют познавательный интерес и способствует сохранению их здоровья.
Важным условием здоровье сберегающего урока является проведение физкультминуток. Это - эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, обеспечение отдыха нервной системе, скелетным мышцам, глазам, профилактика нарушения осанки. Для младших школьников наиболее целесообразно проведение их между 15-ой и 20-ой мин. урока. Виды физкультминуток: упражнения для снятия общего утомления, упражнения для кистей рук (пальчиковая гимнастика, мудры); гимнастика для глаз; упражнения на осанку; дыхательная гимнастика.
В своей работе я использую обучение в режиме «динамических (меняющихся) поз», когда можно сидя и стоя работать в течение урока. Вред традиционной сидячей, сгорбленной позы очевиден: сдавлены легкие, с напряжением работают сосуды, питающие головной мозг, сжат шейный симпатический ствол. Я предлагаю два варианта практических решений этого вопроса. Первый, из них не требует каких - либо специальных технических решений или материальных затрат. Второй предлагает изготовление простых настольных конторок с меняющейся высотой рабочей поверхности. Конторка устанавливается на стандартном школьном столе. За оставшейся свободной половиной можно работать сидя. Таким образом, на уроке дети периодически переводятся учителем из положения сидя, в положение свободного стояния. Если ученик не испытывает потребности в смене позы, учитель не настаивает.
Следует отметить, что в режиме «динамических поз» действенным фактом является не продолжительность стояния, а сам факт смены рабочей позы. В своей работе я использую первый вариант, не требующий материальных затрат и технических решений. Свои уроки планирую таким образом, чтобы дети, там, где это возможно, несколько раз организованно переходили из положения сидя в положение стоя. Прежде всего во время проведения физкультминуток, зрительной и пальчиковой гимнастики, веселых минуток отдыха. Кратность подъемов и продолжительность пребывания в положении стоя зависит от характера урока и творческого подхода учителя. Удобно вставать, когда учащиеся слушают объяснения учителя, ответы товарищей; когда нужно что - то сказать хором или выборочно: «Отвечают девочки, отвечают мальчики, первый ряд, второй вариант и т.д.». Например, на уроках математики, учащиеся считают устно стоя; решают задачи на ориентирование в пространстве, знакомятся с геометрическими формами не за партами, а через двигательные задания в пространстве. Учащиеся играют в мяч, считая количество бросков, ударов.
На уроках использую наглядный материал, максимально удаленный от глаз. Карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету и размеру, располагаются в любой точке класса. Учащиеся всматриваются в удаленные наглядные материалы и таким образом тренируют глазные мышцы.
Для гармонизации нервной системы, профилактики заболеваний органов дыхания и развития голосового аппарата использую дыхательную гимнастику, успокаивающую (вдох – выдох – пауза) и мобилизующую дыхание (вдох – пауза – выдох) (приложение 2)
В конце учебного дня дети испытывают усталость, что естественно: после любого физического или умственного труда наступает утомление. Но чувство утомления бывает и утром. Оно может быть связано с недосыпанием детей, не соблюдающих режим дня, состоянием здоровья, длительной по времени подготовкой домашних заданий и даже природными изменениями, возникающими в течение суток. Постоянная усталость может перейти в переутомление. Чтобы сохранить детям физическое и психологическое здоровье, им необходимы двигательные физкультминутки, которые позволят передохнуть, расслабиться и настроить организм на эффективную работу.
Большой эффект дает проведение подвижных перемен. Они помогают снять усталость и способствуют физическому развитию. Непоседливым, не умеющим ни на чем сосредоточиться полезна релаксация «Поза покоя». Дети находятся в удобных для них позах, педагог тихим голосом произносит:
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно!
Использование физкультурно-познавательного компонента на уроках русского языка повышает интерес учащихся к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни, а также способствует формированию потребности в самостоятельной двигательной активности.
На своих уроках русского языка активно использую физкультурно-познавательный компонент. Так, проводя орфографические минутки и минутки чистописания, использую поговорки, пословицы и скороговорки на тему здоровья.
В уроки окружающего мира также включен физкультурно-познавательный компонент. Запоминание нового учебного материала в сочетании с двигательной активностью происходит быстрее. Поскольку игра является величайшей школой социального опыта, та познавательная информация, которую учащиеся получают благодаря игровым приемам и методам, расширяет их кругозор и возбуждает интерес к познанию вообще и к учебной деятельности. Школьники получают сведения об окружающих предметах, явлениях действительности и моделируют эту действительность в игре, закрепляя программный материал по учебному предмету «Человек и мир». Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. На уроках, в зависимости от темы, использовались следующие игры:
«Правильно - неправильно»
Содержание: Ученики располагаются по кругу, учитель стоит в центре и дает детям задания, если задание правдоподобно, то участники имитируют его в движении, если не верно, то игроки в приседе хлопают ладошками по коленям. Задания типа: птица летит – верно, змея ползет – верно, попугай смеется – неверно, лягушка квакает – верно, корова мяучет – неверно и т. д.
«Земля, вода, огонь, воздух»
Содержание: Ученики становятся в круг, в середине его становится водящий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал слово «Земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать домашнее или дикое животное; на слово «Вода» играющий отвечает названием рыб; на слово: «Огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается ведущему. Ошибающийся игрок выбывает.
«Помоги малышу найти свою маму»
Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
Это мамочка моя.
Содержание: На карточках изображены взрослые животные и их малыши. С обратной стороны сделаны кармашки. Карточки с изображением малышей лежат лицевой стороной, в их кармашках – листки со схемами слов. Карточки с изображением взрослых животных перевернуты обратной стороной, в их кармашках – листки со словами. Вызванный ученик, рассмотрев схему, ищет слово, соответствующее схеме, и перевертывает карточку. Если слово соответствует схеме, игрок правильно выполнил задание, а значит, малыш нашел маму.
«День - ночь»
Содержание: Друг за дружкой чередой
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будет весь народ,
А сестра – наоборот-
Спать немедленно зовет.
Считалкой выбирают 2 игрока «День» и «Ночь», которые по очереди выбегают в зал. Пока гуляет «День» - все резвятся, прыгают, бегают. Но как только на смену выходит «Ночь» - все игроки замирают и засыпают. Кто не выстоял без движения – выбывает из игры.
Широко использую на уроках игрушки и картинки. Имитация движений способствует развитию у учащихся различных видов памяти: образной, ассоциативной, словесно-логической. Использование в практике работы подвижных игр способствует формированию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, а также познавательных и языковых способностей.
Ведется информационно-профилактическая работа: проводятся внеклассные занятия «Расти здоровым». Хороший эффект дает проведение классных часов на темы «Моя семья», «Зачем нужны витамины весной?», «Вредные привычки и как отучить себя от них?» и другие.
4. Выводы
Можно с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение в условиях ФГОС:
- направлено на обеспечение физического и психического здоровья учащихся;
- опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации);
- приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости; приросту учебных достижений;
- достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся.
Учащиеся класса участвуют в международных предметных конкурсах («Русский медвежонок», «Кенгуру»), являются победителями и призёрами дистанционных Всероссийских предметных олимпиад (являются победителями и призерами (по окружающему миру: Солнцева Эвелина – победитель (2014 г.), Лебедева Кристина – призёр (2015 г), Манучарян Юрий – призёр (2015 г.), Петрошенко Снежана– призёр (2015 г.)). творческих конкурсов. Локтионов Дмитрий занял 2 место в муниципальном этапе краевого конкурса изобразительного и декоративно-прикладного творчества учащихся «Пасха в кубанской семье» 2014 – 2015г.
Главным критерием моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья учащихся через образование, создание ситуаций успеха, создание обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции.
Обобщив работу по данному направлению, можно сделать вывод, что усилия, направленные на реализацию здоровье сберегающих технологий обучения на уроках и во внеурочной деятельнос, привели к росту успеваемости в целом и каждого ученика в отдельности.
Условиями эффективной реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе являются:
-создание оптимальных санитарно-гигиенических условий на уроке с учетом вопросов здоровье сбережения;
-обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей;
- установление межпредметных связей;
-логичность и эмоциональность всех этапов учебной деятельности;
-эффективное использование на уроках физкультминуток, подвижных игр;
-формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье;
-тщательная диагностика, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие креативной личности младшего школьника через организацию урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Выступление на семенаре учителей начальных классов...
Опыт работы по теме: «Здоровьесберегающие образовательные технологии в урочной и неурочной деятельности как условие реализации ФГОС НОО»
В данной статье представлен опыт работы по использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.Ключевые слова: здоровье, здо...
Тема «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС».
Формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)...
Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального школьного образования.
Выступление на педсовете....
«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел
Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...
статья Формирование экологической компетентности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Статья : "Формирование экологической компетентности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"...
Опыт использования современных технологий обучения в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.
Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Перед образовательными учреждениями ст...