Тема «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС».
классный час (2 класс) по теме
Формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzhba.docx | 562.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса на тему: Дружба
Описание материала: тема «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС»
Цель: формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)
Планируемый результат: задуматься о том, кто такие настоящие друзья и какими качествами должен обладать настоящий друг
Коммуникативные УУД
- формулировать собственное мнение, позицию
- уметь общаться, слушать и слышать друг друга
- формулировать собственное мнение и аргументировать свою позицию
- уметь работать в сотрудничестве, предлагать помощь
Материалы и оборудование:
Для каждого из детей:
- Простой карандаш или ручка, клей – карандаш
- Вырезанные из цветной бумаги серединка и лепестки для цветка (на каждого одна серединка и семь лепестков)
- Диплом лучшего друга (купить или распечатать)
Для каждой группы:
- Конверт с пословицами в виде PUZZLE
- Листы А3 с изображением детей
- Карточки - качества (каждой группе – свой конверт с разрезанными карточками)
Для учителя:
- Проектор
- Конспект
- презентация
- Викторина
- Карточки - подсказки для вывешивания на доску
- Видео физ. минутка музыкальная
- Видео отрывок из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья»
- Мяч мягкий для игры
- Смайлики – наклейки для оценки
Предварительная работа:
- оформить выставку рисунков: «Винни – Пух и все – все – все», «Бременские музыканты», , «Золотой ключик или приключения Буратино» и другие, где встречается упоминание о дружбе, друзьях
- перед проведением классного часа разделить класс на три группы и удобно поставить для работы парты и стулья
- проверить техническое оборудование
- подготовить места для гостей
Ход мероприятия:
Учитель:
- А сейчас посмотрите фрагмент мультфильма "Крокодил Гена и его друзья".
- Что вы увидели? (Крокодил Гена жил один, ему не с кем было играть)
- Почему Гена решил написать объявление? (ему было скучно, одиноко, грустно)
- Зачем? (решил найти друзей)
- Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?(о дружбе)
- Верно, но говорить мы будем не только о дружбе, а еще о том, кого можно назвать другом, каким должен быть настоящий друг, узнаем, что такое «крепкая дружба», попробуем определить законы дружбы.
(слайд № )
Ученик:
Землю обогнули тоненькие нити.
Нити параллелей и зеленых рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил человек!
Ученик:
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек.
-Для начала попробуйте к этому слову подобрать однокоренные (родственные) слова (ребята называют, а потом сравнивают с вариантом учителя).
(слайд № )
- А как выдумаете, что такое дружба?( варианты детей)
(слайд № )
Учитель:
- Однозначных ответов на этот вопрос не существует, даже у вас мнений оказалось несколько.
Учитель: (слайд № )
В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение - "Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности общности интересов".
Ученик:
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть и спрашивать смешно.
Ну, а все же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Ученик:
Дружба - это если друг твой болен
И не может в школу приходить,-
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему свое вниманье
Дни, недели, месяц или год...
-Ребята, как вы думаете, можно ли обойтись без друзей? (нет)
- Понятие "Дружба" появилось очень давно, а значит, упоминания о ней можно встретить в пословицах и поговорках.
Работа в группах.
- На ваших партах лежат конверты. В конверте по две пословицы в виде «PUZZLE». Их необходимо собрать, прочитать и объяснить смысл каждой из них.
1 группа:
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Хорошо иметь много друзей, дружба дороже богатства, денег)
- Крепкую дружбу и водой не разольешь. (Настоящих друзей не разлучишь, не помешаешь такой дружбе)
2 группа:
- Нет друга ищи, а нашел береги. (Мало найти хорошего друга. Очень важно суметь сохранить эту дружбу)
- Для доброго друга не жаль ни хлеба, ни досуга. (Для друга ни чего не жалко)
3 группа:
- Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.( Настоящая дружба - это крепкая, сильная. Но если ей пренебрегать, ссориться всегда и не ценить своего друга, то дружба "разобьётся", и почти невозможно будет восстановить те крепкие дружеские отношения)
- Без друга в жизни туго. (Друг выслушает и поддержит, поможет советом.)
Учитель:
- О чем все эти пословицы? (о дружбе)
- А с кем можно дружить? (с мамой, с мальчиками, с девочками, с учителем)
- Давайте вспомним, кто и с кем дружил в сказках и других детских книгах.
Викторина:
1.Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили … . Назовите этих друзей – музыкантов (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес и Осел)
2.Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слонёнок)
3.Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? (Герда)
4.Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес «Я самый больной человек в мире!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье)
5.У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был всегда рядом с ней. Кто он? (Пудель Артемон).
6.Кто первым показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем можно дружить? (Волк Акела)
7.Герои Эдуарда Успенского решили подружиться, для этого решили построить «Дом Дружбы», а пока его строили – все и подружились.) Кто были эти герои? (Крокодил Гена, Чебурашка, девочка Галя)
8.Эти герои считали, что тот, кто ходит в гости по утрам поступает очень мудро. Назовите этих друзей (Винни – Пух и Пятачок)
Учитель:
- Ребята, поднимите руку, у кого есть друг или подруга?
- Хорошо, я не сомневалась, что у вас есть друзья!
-Какими качествами должен обладать ваш друг?
Работа в группах: Учитель предлагает качества характера человека на карточках. Ребята должны выбрать карточки с теми качествами, которые они хотели бы видеть в друзьях и наклеить их на выданные учителем карты Аз.
Все полученные работы вывешиваем на доску:
- Итак, каким же должен быть друг, по вашему мнению? (ребята перечисляют качества, которые они выбрали и наклеили)
- На что мы обратили внимание? (качества каждой команды повторяются).
- Почему?
- А теперь посмотрите на качества, которые вы не стали приклеивать. Почему вы их не выбрали?
Работа в группе: (слайд № )
Учитель предлагает каждой группе собрать еще одну пословицу:
- Легче друга потерять, чем найти. (Друг - это человек, который тебя понимает; вместе с тобой и в беде и в радости. А такого человека найти трудно. А вот потерять друга можно легко. Из - за неумения прощать например)
- Как вы думаете, что означает эта пословица?
- Что значит ПОТЕРЯТЬ друга?
- Как его можно потерять, это же не вещь!? (ссорится, жадничать, обзываться, ругаться с ним)
- А к чему это все может привести? (человек останется один, ему будет грустно, тоскливо, одиноко, с ним никто не захочет общаться, гулять, танцевать, рисовать и пр.)
- Что надо делать, чтобы этого не случилось? (следить за собой, действовать по правилам, соблюдать правила и пр.)
- Что это могут быть за правила?
- Уважай друга
- Помогай другу в беде
- Умей уступать своему другу
- Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
- Будь вежливым
- Быть честным
- Быть внимательным
- Не жадничай
Цветок "Дружбы"
- Давайте сейчас соберем все эти правила в необычный цветок. А что это за цветок, вы мне скажете, когда прослушаете небольшой отрывок из произведения, которое вы мне тоже сможете назвать? (Лети, лети, лепесток, через запад, на восток …)
- Кто герой этого произведения?
- Что за необычный подарок получила девочка?
- Что за желания она загадывала?
- Какое было последним? Зачем ей это было нужно? (дружить с Витей, который был болен)
- Каким главным качеством нашу девочку Женю можно наделить? (доброта)
- Какое главное правило в дружбе мы сразу можем с вами назвать? (быть добрым)
- Возьмите первый лепесток, запишите первое правило дружбы. Теперь соберите остальные лепестки цветка и запишите остальные правила.
- Какое название мы дадим ему? (Цветок «Дружбы»)
- А теперь вернемся к вопросам, которые мы поставили в начале нашего занятия?
- Что такое дружба?
- Кого можно назвать другом?
- Какие правила (законы) дружбы мы теперь знаем?
Песня "Если с другом вышел в путь"
- С каким чувством и настроением мы подошли к концу? Выберите свой смайлик .
- Хочется вспомнить слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота
Леопольда:
– Ребята, давайте жить дружно!
Танец "Дружба".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. В статье раввматриваются методы нравственного воспитания, используемые в уче...
Обобщение опыта работы в форме ИПМ по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"
Сущность моего опыта заключается в том, что процесс обучения и воспитания строится с необходимостью приобщения детей к системе духовно-нравственных ценностей....
«Проектная деятельность младших школьников в урочной и внеурочной работе в условиях реализации ФГОС»
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить пла...
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УРОЧНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Основные проблемы современного педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием системы образования, которое направлено не только на повышение качества образования, но и на воспитание ...
Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального школьного образования.
Выступление на педсовете....
«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел
Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...
статья Формирование экологической компетентности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Статья : "Формирование экологической компетентности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"...