статья Формирование экологической компетентности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Статья : "Формирование экологической компетентности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование экологической компетентности
младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
в условиях реализации ФГОС НОО
«Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения»
К.Г. Паустовский
Глобальная проблема современности на сегодня это усугубление экологического кризиса, который ведет к угрозе жизни всему живому, поэтому появилась необходимость создания среды для формирования экологической культуры населения. В здоровой среде обитания нуждаются все, именно поэтому вопросы экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры выходят на первый план.
Государственной политикой в области экологического развитияопределены основные направления до 2030 года, при этом основным механизмом решения данного вопроса является направленность процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, а также включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы.
Однако, чтобы активно участвовать в охране окружающей среды, бережно относиться к природе, рационально использовать природные ресурсы недостаточно иметь только запас экологических знаний и навыков, кроме этого необходимо иметь неравнодушный взгляд на сложившуюся ситуацию.
Соответственно в современной педагогической действительности существует объективная проблема: отсутствие подхода к переводу экологических знаний и навыков в экологическое мировоззрение, то есть такое мировоззрение, при котором экологически грамотное поведение становится обязательным для каждой личности.
В Концепции непрерывного экологического просвещения на территории г. Санкт-Петербурга сказано о необходимости экологического просвещения, в свою очередь, экологическое просвещение определено как инструмент культурного возрождения человека и переосмысления представлений людей о себе и об окружающем мире. За последнее время в г. Санкт-Петербурге существенно улучшилось качество атмосферного воздуха благодаря проведенной работе Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности с предприятиями города. Однако остается противоречие между недостаточным уровнем экологической культуры общества и необходимостью экологического просвещения школьников.
Одним из основных принципов экологического образования является принцип непрерывности, то есть взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни: детский сад - школа – вуз.
Младший школьный возраст играет важную роль в системе экологического просвещения, потому что дети в этом возрасте наиболее любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости.
Во ФГОС НОО цель экологического образования обозначена как формирование человека нового типа с новым мышлением, способного осознавать последствие своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Таким образом, экологическое образование является необходимым условием для формирования положительного отношения младших школьников к миру экологии, но в школьной системе предмет «экология» не является обязательным федеральным компонентом для преподавания.
Наилучшего результата экологического воспитания можно достичь при сочетании урочной и внеурочной деятельности. Урочная и внеурочная деятельность должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга. Кроме того проектно-исследовательская деятельность и использование информационных компьютерных технологий в условиях реализации ФГОС НОО повышает уровень экологического просвещения.
Рассмотрим систему работы по формированию экологической компетентности младших школьников на примере 1 класса.
Работа с родителями
Дата проведения | Содержание работы | Продукт деятельности | Участники |
Сентябрь | Анкетирование родителей «Экологическая культура младшего школьника» | Результаты анкетирования | Родители, учитель |
Родительское собрание «Здоровая планета» | Конспект родительского собрания. Памятка для родителей об основах формирования экологической культур их детей | Родители, учитель | |
Октябрь | Консультация и рекомендации «Природа в вашей жизни» | Консультативные рекомендации | Родители, учитель |
Ноябрь | Совместный проект «В мире комнатных растений» | Фотоальбом комнатных растений, книжки-малышки, книжки-раскладушки, презентации проектов | Родители, дети, учитель |
Декабрь | Статья с советами «Птицы в жизни людей». Изготовление кормушек. | Буклет, кормушки для птиц, фотоотчет | Родители, дети, учитель |
Совместное виртуальное путешествие «Путешествие в мир природы. Зеленая красавица» | Диск «Копилка идей» с виртуальным путешествием, конспект виртуального путешествия, фотоотчет | ||
Проект «Птичья столовая» | Дневник наблюдений, альбом фотографий кормушек и птиц | ||
Январь | Консультация и рекомендации «Правила безопасного поведения в природе» | Консультативные рекомендации | Родители, учитель |
Проект «Птичья столовая» | Дневник наблюдений, альбом фотографий кормушек и птиц | ||
Февраль | Совместное исследование «Роль растения в жизни человека» | Газета с фотографиями | Родители, дети, учитель |
Проект «Птичья столовая» | Дневник наблюдений, альбом фотографий кормушек и птиц | ||
Март | Выставка семейного творчества «Это поможет природе!» | Плакаты, фотографии, рисунки, буклеты | Родители, дети, учитель |
Апрель | Родительское собрание «В согласии с природой – в согласии с собой» | Конспект родительского собрания | Родители, учитель |
Май | Праздник «В мире экологии» | Творческий отчет | Родители, дети, учитель |
Работа с учащимися
Дата проведения | Содержание работы | Продукт деятельности | Участники |
Сентябрь | Анкетирование детей «Экологическая культура младшего школьника» Анкетирование учащихся происходит во внеурочное время. | Результаты анкетирования | Дети, учитель |
Игра-путешествие «Окружающий мир-мир природы» (просмотр анимационного фильма). Проведение игры-путешествия происходит во внеурочное время. | Конспект мероприятия, фотоотчет | ||
Октябрь | Урок «Что растет на подоконнике?» (виртуальное путешествие) | Конспекты уроков, диск «Копилка идей» с презентациями к урокам | Дети, учитель |
Урок «Что растет на клумбе?» (урок-презентация) | |||
Экскурсия - исследование «Какие тайны скрывает Осень?» | Конспект экскурсии-исследования, видеоролик | ||
Ноябрь | Урок «Как живут животные?» (интерактивная игра) | Конспекты уроков, диск «Копилка идей» с презентациями к урокам | Дети, учитель |
Урок «Как живут растения?» (просмотр учебного фильма) | |||
Совместный проект «В мире комнатных растений». Реализация проекта происходит во внеурочное время. | Фотоальбом комнатных растений, книжки-малышки, книжки-раскладушки, презентации проектов | Дети, родители, учитель | |
Декабрь | Как зимой помочь птицам? Изготовление кормушек. Дети совместно с родителями изготавливают кормушки во внеурочное время. | Кормушки для птиц, фотоотчет | Родители, дети, учитель |
Совместное виртуальное путешествие «Путешествие в мир природы. Зеленая красавица». Виртуальное путешествие проводится во время внеурочной деятельности. | Диск «Копилка идей» с виртуальным путешествием, конспект виртуального путешествия, фотоотчет | ||
Проект «Птичья столовая» | Дневник наблюдений, альбом фотографий кормушек и птиц | ||
Январь | Урок – проект «Откуда берется и куда девается мусор?» (мини-проекты) | Конспекты уроков, диск «Копилка идей» с презентациями к урокам, презентация мини-проектов, исследовательская работа детей | Дети, учитель |
Урок - исследование «Откуда в снежках грязь?» | |||
Проект «Птичья столовая» | Дневник наблюдений, альбом фотографий кормушек и птиц | Родители, дети, учитель | |
Февраль | «По страницам Красной книги Санкт-Петербурга. Растения» (путешествие) | Конспект путешествия, диск «Копилка идей» с презентацией | Дети, учитель |
Совместное исследование «Роль растения в жизни человека» | Газета с фотографиями, дневник наблюдений, альбом фотографий кормушек и птиц | Родители, дети, учитель | |
Проект «Птичья столовая» | |||
Март | Выставка семейного творчества «Это поможет природе!» | Плакаты, фотографии, рисунки, буклеты | Родители, дети, учитель |
Урок-исследование «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?» | Исследовательские работы детей, конспект урока-исследования, диск «Копилка идей» с презентацией к уроку | ||
Апрель | «По страницам Красной книги Санкт-Петербурга. Животные» (путешествие) | Конспект путешествия, диск «Копилка идей» с презентацией | Дети, учитель |
Проект «Мои домашние питомцы» | Фотоальбом «Мои домашние животные», выставка детских рисунков, видеофильм | Дети, учитель | |
Май | Викторина «Почему мы часто слышим слово «экология»?» | Конспект викторины, фотоотчет, диск «Копилка идей» с презентацией к викторине | Дети, учитель |
Праздник «В мире экологии» | Творческий отчет | Дети, родители, учитель | |
Анкетирование детей «Экологическая культура младшего школьника» | Результаты анкетирования | Дети, учитель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности
Статья поможет учителям начальных классов правильно выстроить свою работу по подготовке учащихся к освоению коммуникативной компетентностью. Материал собирался в процессе обобщения опыта работы....
«Проектная деятельность младших школьников в урочной и внеурочной работе в условиях реализации ФГОС»
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить пла...
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УРОЧНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Основные проблемы современного педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием системы образования, которое направлено не только на повышение качества образования, но и на воспитание ...
Тема «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС».
Формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)...
Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального школьного образования.
Выступление на педсовете....
«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел
Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...